Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lilian» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 20 ноября 23:23

«Тайна дома № 12 на улице Флоретт»
2025, роман

У канала стоит дом — окруженный пустырем, очень старый, — с мрачной тайной внутри. Она расползается от одного жильца к другому, пробуждая их темные стороны и заставляя их носить шарфы.
Ее пытались удержать внутри. Но, как и любая зараза, она находит путь наружу.
И теперь ее клочок мчится на паровых роликовых коньках сквозь густой туман по улицам Тремпл-Толла — чтобы поведать все Натаниэлю Френсису Доу, доктору частной практики, убежденному мизантропу и любящему дядюшке. Тайна вырвалась на свободу...


Возвращаться на мрачные улочки Габена меня обычно тянет в самое серое и неуютное время года. Под стать самому городу и его жителям.

Автор и правда обычно не жалеет мрачных красок, угрюмых образов и несчастливых судеб. Но при этом парадоксальным образом заворачивает всё это в очередную авантюрную историю — с приключениями, распутыванием злодейских замыслов и с экзотическими монстрами

Очередной роман цикла посвящен растениям. Но Габен не был бы Габеном, если бы речь шла об обычных розах. Нет, здесь в моде мухоловки и прочие хищные существа. Которые с одной стороны бывают совершенно невероятных свойств и размеров, а с другой стороны с точки зрения обывателя — не более, чем просто сорняки. Что ж, кое-кто обязательно поплатится за свои заблуждения.

Как водится, вокруг озвученной темы закручивается сразу несколько сюжетов и судеб. Фанатичные ученые и их исследования. Охотник с дорогой мести длиною в жизнь. Скрытая статистика пропаж людей. И загадочная болезнь, которая с недавних пор поражает растения… и некоторых людей.

Но начинается всё с одной тайны, которая однажды сама стучится в дверь доктора Доу, его племянника и их гостьи Полли Трикк.

Не останавливаясь на сюжете, хочу перечислить те элементы, благодаря которым «Тайна дома номер 12» в череде романов о Габене заиграла свежими красками. Лично для меня, разумеется.

Сюжетная броня. У троицы главных героев она не исчезает, но ощутимо трещит по швам. Уже в одной из первых глав этот треск настолько внезапен и восхитителен, что заставляет по-новой взглянуть на роман и ожидать от него настоящего опасного переключения. Что характерно — не зря.

Развитие образов. Не скажу, что знакомые герои как-то сильно меняются. Но появляются нюансы. Ещё никогда до этого образ условного главного героя (доктора Доу) не играл настолько мрачными красками. Грань между увлеченным профессионалом и безумным гением насколько тонка, а оговорки о прошлом настолько многочисленны, что не почувствовать легкий холодок не выйдет. Загадка «внутреннего голоса» Джаспера тоже не забывает порой напоминать о себе и постепенно играет всё большую роль в сюжете.

Ещё автор весьма удачно отдает дань традициям больших приключений. С гигантскими и кровожадными монстрами, отважными поступками без оглядки на самосохранение, увлеченным репортажем «с места событий» во время финального акта. Всё это выгодно оттеняет привычную серость и колоритную злобность города и его жителей.

Да, вероятно в итоге всё дело в балансе. Между мрачным и приключенческим, трагичным и светлым, типично-злобным и удивительным.

Не скажу, что баланс идеален, в том числе в плане завершения всех сюжетных линий. Финалу не хватает основательности и ещё большего размаха, а некоторые намеки-тайны (вроде переполоха в доме с синей крышей) так и не сыграли свою роль в сюжете (что заставляет подозревать очередные отсылки к каким-то неизвестным мне повестям и событиям).

Да и небольшой крен в сторону суперзлодейской истории здесь всё же остался. Порой мне вообще кажется, что главный злодей габенских историй — сам город, стабильно порождающий очередных неприятных личностей. Где каким-то чудом, не иначе, всё ещё находятся обычные работяги, самоотверженные пожарные и один чопорный доктор со своим непоседливым племянником. Ну, раз уж классических героев на горизонте не наблюдается.

Впрочем… всё рано или поздно меняется. А одной девушке уже крайне надоело постоянно быть жертвой (небольшой мостик к «Тайне шести подков», которую я, так уж получилось, уже читала).

Итого — пока что лучший роман о Габене (из прочитанных). За счет баланса жанров и почти полной самостоятельности рассказанной истории.


Тэги: книги
Статья написана 17 ноября 22:50

Моя непостоянная музыкальная рубрика.

Пост снова посвящен не конкретной группе, мюзиклу или альбому, а нескольким разрозненным композициям. По большому счёту это новинки и различный околомузыкальный контент.

Всякое разное любопытное, попавшее в моё поле зрения во второй половине осени.

Без крупных альбомов, о них как-нибудь позже.


***

Новый сингл "Мельницы". По звучанию — абсолютно узнаваемая поздняя современная "Мельница". По тексту, образам и рождающейся веренице смыслов — напомнило их более раннее творчество. И это было приятно.

Колдовство, лебеди, крапива (дикая дрянь-трава). За этими образами спрятана своя история — мрачная, не до конца понятная и явно не знакомая-сказочная. А вот какая именно — как всегда остаётся на откуп слушателям.

В полной мере все эти красно-зеленые, ядовитые, мрачные, но притягательные образы раскрылись в Lyric Video (одно из самых удачных в истории группы).


***

Для тех, кому хочется потяжелее.

У Елены Мининой прекрасный голос. А у её группы "Джоконда" — прекрасные клипы. Может быть не все, но многие.

На свежий сингл клипа пока нет. Но есть образы-отсылки и раскрытие темы непонимания, одиночества и борьбы с внутренней тьмой в тягучем обрамлении симфоник-метала.

"В этом большом мире порой мы все как дети, задыхающиеся от непонимания".


***

Сама группа признаёт, что новая композиция Эго звучит экспериментально. Особенно для постоянных поклонников. Что ж, с точки зрения "непостоянного интересующегося" получилось хорошо. Богато музыкально и богато внутренне.

Да, это ещё один сингл, смысл которого не лежит на поверхности и раскрывается через какие-то индивидуальные цепочки ассоциаций. В моём случае "эго" отсылает к античности, внутреннему "я", алхимии и духам природы.

Но каждый услышит что-то свое.


***

В этом ноябре вышла статья про мюзикл "Икар". На мой взгляд — просто отличная статья. Информативная, но сжатая. С хорошими фотоиллюстрациями. Чувствуется не поверхностное знание материала (ну это не удивительно — написано людьми, давно вовлеченными в проект).

Место издания статьи способно удивить (хотя "Свобода! Равенство! Братство" одного из кульминационных номеров мюзикла как бы намекают). Но в электронном виде тоже есть.


Статья написана 9 ноября 19:17

«Окаянная долина»
2024, роман

Это путешествие должно стать для Дилан большим прорывом. Её друг-геолог Клэй обнаружил нетронутую скалу в пустыне Кентукки, и она собирается стать первым человеком, который взойдет на неё. Вместе с Клэем, его научным ассистентом Сильвией и парнем Дилан — Люком, девушка собирается задокументировать достижение в Instagram и окончательно закрепить своё место в качестве следующей восходящей звезды скалолазания.
Семь месяцев спустя в кронах деревьях неподалёку от шоссе обнаруживают три тела. Все они находятся в разном состоянии разложения: один — суровый белый скелет, второй — лишён внутренних органов, а третий — изуродованный труп с вырванными языком, глазами, ушами и без пальцев. Но Дилан всё ещё не найдена — ни живая, ни мертвая.
Были ли альпинисты убиты? Стали...


Хоррор про «нехорошее место» в лесах Америки, заманивающее в себе путников и питающееся ими.

Элементы страшной истории с одной стороны абсолютно знакомы — место, из которого нельзя выбраться, группа друзей, призраки, сводящие с ума иллюзии, нарастающий смертельный кошмар. С другой же стороны — мне понравилось, как это всё соединено.

История не линейна. Так с самого начала мы видим, чем всё закончилось. Но картины «места преступления» вызывают слишком много вопросов и лишь разжигают интригу. Далее сюжет возвращается назад и предлагает более-менее хронологически последовательную цепочку событий. Время от времени разбавляя её историческими флэшбэками, напрямую связанными с событиями «в настоящем» главных героев. Что добавляет контекста и объемных деталей.

Четверка главных героев тоже на мой взгляд удалась. Во всяком случае они не стереотипны и у них есть убедительные мотивы поехать в лесную глушь. Это не скука, не глупость и даже не случайность. А вполне понятные вопросы карьеры, написания диплома и поддержки своей второй половинки в её начинаниях. Четверо друзей/знакомых, собирающихся оставить свой след с истории альпинизма, со своими надеждами, амбициями и сомнениями. Да и уже после попадания в окаянную долину их реакции вполне человечны, а автор не пытается двигать сюжет глупостью героев. Это уже немало.

Сам элемент жути нарастает очень-очень постепенно. Сначала череда небольших странностей и вполне объяснимые по отдельности неприятности вроде убежавшей собаки или порвавшейся веревки. Далее пропавшая связь, блуждания в лесу, постепенно заканчивающиеся продукты и медикаменты. И начинающие всё больше проявляться иллюзии, следы прошлой истории долины и её жертв. Когда я говорю про иллюзии, речь в случае окаянной долины идет о вполне овеществленных предметах и явлениях, чью природу могут выдать разве что некоторые дефекты расстояний, повторяющиеся элементы ландшафта или же разница между увиденным и заснятым. И это тоже может быть довольно жутко.

Ближе к финалу на сцену выходят кровожадные призраки, рассудок героев трещит под грузом видений, голода, боли и навязчивых «подсказанных» мыслей, а сам хоррор разворачивается в полную силу (разные неприятные физиологичные описания ран, кровь, жестокие убийства). Финал ожидаемо мрачный, при этом расставляющий последние детали пазла на свои места.

Итог. Я не большой эксперт по хоррорам, но на мой взгляд получилась очень хорошая чисто жанровая история. Даже удивительно, что для автора это дебютный роман.


Тэги: книги
Статья написана 4 ноября 20:26

«Сиаль»
Евгения Ульяничева
Сиаль
2025, роман

Здесь из камней выращивают дома, а шлюпки пожирают людей; здесь в лесах живет дикий огонь, а по тропам бродит Джувия. В мире живого пространства, где нет времени, а вместо неба — Полог, одна дорога ведет троих.
И может быть, дружба — единственное, что способно удержать их от бездны. И уберечь — от самих себя.


Книга ожидаемо необычная. Но я попробую собрать мысли воедино.

Главная фишка здесь — мир. Полностью не человеческий. Полог вместо неба, дома из живого камня, стеклянная трава, растущий в лесу огонь, отсутствие нормальной еды, чудища-особые всех мастей. Здесь знакомый всем нам человек сам кажется лишней чужеродной деталью. На первых порах из-за этого я ловила непрошеные ассоциации с Сандерсоном (его Архивом Буресвета). Но со временем эти ложные параллели, разумеется, сошли на нет.

Ещё одна важная особенность книги — сам текст. Уже знакомая авторская страсть к словообразованию, поиску новых смыслов знакомых слов. Плюс определенная певучесть текста.

Медленнее всего (ожидаемо) читались первые главы. Я даже составила себе небольшой словарик, чтобы быстрее запомнить примерно угадываемые значения всех этих «око», «веко», «овдо» и прочего.

При этом «порог вхождения» легче, чем в Сирингарии. Возможно потому, что перед нами сразу единая последовательная история. Быстрее привыкаешь к новым словам, быстрее рисуешь себе картину мира. И быстрее читаешь. Книга вообще небольшая и читается очень быстро.

Мне довелось слышать мнение, что мир в этой книге — фактически главный герой истории. Что подчеркивается в том числе даже иллюстрацией на обложке, необычным фокусом и взглядом словно со стороны на троицу путников. И всё же главные действующие лица здесь есть. Выпь, Юга и (отчасти) Серебрянка.

И это возвращает мои мысли к теме броманса и выбранной для издания серии. А ещё к тому, что не нужно строить завышенных ожиданий (что не всегда получается, да). Попробую пояснить.

Изначальная реакция после прочтения первых негативных отзывов от поклонниц «исключительно модного» броманса — немой укор издательству, очевидно выбравшему для неформата-Сиаль не ту серию. Реакция после парочки прослушанных бесед с участием автора — «ну, главное, что поверили в историю, издали, вон какая книга красивая получилась» (а книга действительно очень красивая — любо-дорого смотреть-разглядывать). Реакция во время чтения, после более близкого знакомства с Юга — «да нормально всё с серией, а поклонницы броманса просто до Юга не дочитали». Вывода не будет, кроме совсем стандартного — не нужно завышенных или просто слишком конкретных ожиданий.

Книга большей частью добрая. Но это не означает, что автор боится касаться темных или непростых тем. Тот же Юга — дерзкий, яркий и абсолютно не вписывающийся в нормы поведения обычных людей (впрочем, эти же самые нормы лишают «подкидышей» всякой «человеческой» работы, оставляя только то, за что и осуждают). И здесь хватает разных монстров, но самыми страшными оказываются не-люди — кто-то вроде разбойников, давно растерявших всю человеческую эмпатию (убийцы, садисты, насильники).

Троица главных действующих лиц — формально и фактически к людям не относится. Выпь — чужак-одиночка, пастух с необычным голосом и тайным прошлым. Юга — «подкидыш», зарабатывающий на жизнь «кое-чем и танцами» (прямо не показано, но сказанное выше — почти полная цитата из книги). И Серебрянка — странная девочка, удивляющаяся всему увиденному вокруг, зато знающая чудные слова вроде биолюминесценции. Она — нимфа, но только не как грациозная лесная дева, а как постоянно линяющее насекомое (но в виде девочки, обычно).

Сюжет долгое время представляет собой более-менее привычное роуд-муви, то есть путешествие нескольких случайных попутчиков, их взаимные притирки, преодоление испытаний и дружба. Но потом история снова открывается с необычной стороны, переводя героев в режим функций (без имен, но с родовой памятью), что заканчивается кровью и смертоубийством. Но даже смерть здесь — лишь очередная веха для развития/изменения, а не окончательная точка (по крайней мере для «особых»). Так что дальше героев ждет новое совместное путешествие, ещё большее расширение мира/миров и фактически выход за границы изведанного (не в метафорическом, а скорее географическом смысле).

Впечатления после прочтения довольно необычные. Персонажи яркие и интересные, их судьбу хочется узнать дальше. Мир яркий и необычный. Но мысленно представить всё заявленное множество и разнообразие миров — сложно. Только успевшая сложиться картинка ломается и трескается словно кожа насекомого во время линьки. И какое изменение ожидать дальше — решительно не возможно заранее представить. Это интригует, но и озадачивает.

P.S. Один второстепенный, слишком много знающий персонаж — рыжий, с разными глазами и с узором на руках — напоминает другого знакомого персонажа, из Сирингария. Но характер не схож, так что сочту это сходство обычной пасхалкой, а не чем-то большим.


Тэги: книги
Статья написана 31 октября 12:30

«Опасные видения»
Издательство: М.: Эксмо: Fanzon, 2025 год, 4000 экз.
Формат: 60x90/16, твёрдая обложка + супер, 800 стр.
ISBN: 978-5-04-215933-6
Серия: Fanzon. Опасные видения. Главные антиутопии

Аннотация: Перед нами легендарная книга. Перед нами знаменитая книга. Книга, которая совершила переворот и открыла дорогу современной фантастике, фантастике размышлений, speculative fiction. Ее составитель, не менее легендарный писатель Харлан Эллисон смог собрать под свои знамёна целый ряд знаменитых авторов, которые не боялись разрушать табу и показывать, что фантастика может быть не только развлекательной, но и умной и литературной...

Комментарий: Сборник рассказов про истинное, «опасное» видение будущего из серии «Опасные видения».
Иллюстрация на обложке С. Ридлингер; внутренние иллюстрации Л. Диллона и Д. Диллон.

Я некоторое время сомневалась, стоит ли делать обзор на эту антологию. Не потому, что она этого недостойна, отнюдь. Но «Опасные видения» и так были на слуху этот месяц благодаря обсуждению в Книжном клубе Фантлаба (это не говоря про их общую известность на протяжении вот уже многих десятилетий с момента выхода). И по большому счету я вряд ли скажу что-то кардинально отличающееся от других, уже высказанных мнений.

Но с другой стороны против фактов не пойдешь. Это моя книга октября — если не по категориям «нравится/ не нравится», то по затраченному времени и разнообразию имен и впечатлений. Так что да, мне вероятно есть, что сказать.


***


Должна сразу признаться, что не слишком разбираюсь в истории западной фантастики двадцатого века, ее основных вехах. С именами и произведениями попроще — но на то это и Имена. Так что выход у нас на русском «Опасных видений» имел все шансы остаться лично мной почти незамеченным. Но спасибо клубу.

Немного банальностей.

Эта антология — яркий пример, когда целое — нечто большее, чем просто сумма составных частей. Сами рассказы, конечно, можно читать как отдельные законченные истории со своими собственными смыслами. Но именно в соединении со множеством связующих предисловий и послесловий они превращаются в настоящий срез времени, портрет эпохи.

Впрочем, портрет довольно субъективный — ведь большую роль играет личность редактора-составителя.

И Харлан Эллисон — личность незаурядная. Насмешливый, острый на язык и не боящийся нетривиальных задач. А потом не стесняющийся хвалить сам себя, ведь «… я это сделал, мазафаки; метр шестьдесят пять из Огайо – и сделал то, чего не делал еще никто». Речь про эту антологию новых, написанных специально для сборника рассказов, и заявленную миссию по расширению горизонтов «спекулятивной литературы». Табуированные темы, насилие, провокации, странные формы и идеи.

Не то, чтобы ранее никто не ходил этими тропами. Вероятно вопрос в одномоментном количестве и в громком заявлении.

Так или иначе, читать рекомендую вместе со всеми предисловиями и послесловиями. Как бы неоправданно много их не казалось поначалу. Но именно они отвечают за «дух эпохи» и, если так можно выразиться, образовательную функцию.

Да, я не могу не отметить, что здесь хватает странных рассказов. Кровавых, провокационных, эпатажных. В которых за стремлением шокировать или пройтись наконец по табуированным темам теряется сам смысл (и хорошо, если только отчасти теряется). Были тексты неприятные или слишком вычурные, однобокие или экспериментальные.

Но были и другие.


Из наиболее понравившегося:

Ларри Нивен «Человек-мозаика» — рассказ-предупреждение о возможном изменении общества по мере развития трансплантологии, с минимумом фантастики.

Пол Андерсон «Утопия» — рассказ-размышление, задающий глобальные вопросы о путях развития цивилизаций и пытающийся дать на них свои ответы.

Джеймс Кросс «Кукольный дом» — печальная история о сивилле и о человеке, который жил не по средствам и очень хотел разбогатеть.

Генри Слизар «Эрзац» — короткая яркая история о мире, где не сохранилось ничего прежнего, только эрзац (заменители) привычных вещей.

Кейт Лаумер «Испытание на разрушение» -«нравственная притча, облаченная в освященную временем форму – приключение с погонями».


Из наименее понравившихся:

Филип Фармер "Наездники пурпурных пособий, или Великий гаваж" — креативный текст с нотками безумия, который было невероятно тяжело читать.

Харлан Эллисон «Охотник в городе на краю мира» — многословное погружение в мрак, кровь и безумие — а заодно необязательное продолжение рассказа Роберта Блоха.

Фриц Лейбер «Побросаю-ка я кости» — «современная американская сказка», оставившая в недоумении.

Ларри Эйзенберг «Куда подевался Огюст Кляро?» — поток неправдоподобных похмельных бредней журналиста.


***


Я не буду пытаться дублировать здесь свои отзывы на отдельные рассказы, это бессмысленно и чрезмерно.

Вместо этого ещё раз отмечу, что в октябре многие читали эту антологию. И на страницах рассказов и самого сборника добавилось отзывов. Очень разных отзывов.

Так что не верьте мне на слово, а составьте своё мнение. Если захотите.


Тэги: книги



  Подписка

Количество подписчиков: 16

⇑ Наверх