Зонис Юлия Атлант и Демиург


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ЫМК» > Зонис Юлия. Атлант и Демиург Церковь Таможенного Союза
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Зонис Юлия. Атлант и Демиург Церковь Таможенного Союза

Статья написана 18 ноября 18:19

Эпиграф

Я плыл сквозь Тень, и белая птица моих желаний опустилась мне на правое плечо.

И я написал записку … : «Я иду», и стояла моя подпись.

Черная птица моих желаний опустилась мне на левое плечо. И я написал записку: «Эрик, я вернусь»,

и стояла подпись – «Корвин, Повелитель Амбера».

(С) Р. Желязны

Результат чтения – открыл для себя еще одного фантаста-мистика, чьи произведения можно и нужно читать.

______________________

Ю. Зонис — АиД и ЦТС

Мир книги – однажды на Земле разверзся ад и адом для Земли стало появление псиоников. Телепатов разной силы и возможности. Самые мощные из которых могли буквально призывать на землю дьявола в самых разных его обличиях. А если такой улетит с земли на другую планету – то и вообще обретет способность аннигилировать всю разумную жизнь в планетарном масштабе. И вот, самые продвинутые из психиков (авторское), объединенные единой церковью возлагают на себя бремя беречь Землю от таких вот чудовищ. И все это на фоне космической экспансии в другие звездные миры. Ах да, там еще где то по ветвям мирового ясеня бродят местные и пришлые то ли боги, то ли еще не боги, то ли уже не боги. Главное, что они постоянно и активно лезут в жизни обычных землян. Одержимости, попытки начать армагеддон и прочие свойственные потусторонним сущностям извращения. Автор создает очень сложный мир, обозначив пунктиром множество проблемных моментов его существования. Здесь и проблемы отношений «иные»-«обычные», здесь и проблема разумных в собственности других разумных («рабства клонов») и проблема убийства одного разума (клона), ради продолжения жизни хозяина и проблема контакта и проблема «слезы ребенка» и «соразмеримости воздаяния за грех» (убийство человеческого прогрессора=уничтожение всего разумного на планете) и еще множества других. На мой взгляд, проблем для одной книги оказалось слишком много. Тем более, что книга вообще не о них. В итоге научная фантастика и антиутопия тонет под гнетом метафизики, превращаясь в историю «метущегося Гамлета».

Сюжет

Три отдельных произведения, объединенный центральным персонажем.

Первая часть кратко: герои куда-то идут, чтобы закрыть свои детские гештальты в отношениях с родственниками. Персонифицированные сверхъестественные силы им активно препятствуют или помогают. Путешествие безумно, потому что экзистенционально (ага, через варп, основываясь на идеях навигации, вычитанных в Вархаммере (так у автора!), игнорируя предыдущие неудачные попытки с пропавшими в никуда десятками испытателей. Ну совершенно разумно и просто гениально же!). Что характерно – дошли. По дороге пообщавшись с ангелами и напав на Смерть. Потом опять же сражались с поехавшим крышей квантовым существом по кличке Светозарный и местными планетарными божками (которые, почему то, представлены земной мифологией. Вот прямо удивительно, что на другой планете, существа, не являющиеся людьми, поклоняются ворону, змее, койоту и ягуару 😊, но еще раз – сказка. А может они тоже через варп с Земли на другую планету сбежали?). И как вишенка на торте – просто супермен по итогам путешествия становится прямо супер-суперменом.

Вторая часть – Начинается через 7 лет после первой. Представляет собой перепевку Гамельнского крысолова, сдобренного легендами о плясках святого Витта и о средневековой танцевальной чуме. Зачем эта «смазка» между первой и третьей частью была нужна автору, мне осталось непонятным. Ну, разве что нагнать еще больше мути в ее метафизическое устройство мира и добавить еще одного «бого/демона со скрипкой» в ее пантеон.

Третья часть – приключения в степях под «оком великого Тенгри» с последующим переходом в иное мироздание и обретением для главного героя нового смысла бытия. Две трети текста – самоповтор автора. Возможно, это задумывалось как новый виток спирали сюжета, но для меня не сложилось. Полное повторение первой части – сначала гекатомба на несколько тысяч разумных, потом уничтожение местного божка, а потом бредем по изнанке-пустыне в конце нудная финальная словесная битва. То бишь полное событийное повторение первой части в немного других декорациях. Ожидаемый катарсис характера главного героя не произошел. Имеет место довольно размытый переход из одного состояния в другое, причем обусловленный маловразумительным решением спутника героя.

Итого – первая из трех частей блестящая, вторая невразумительная связка для перехода к третьей, третья – самоповтор без фазового сюжетного перехода. По окончанию третьей части появилось ощущение, что автор во многом вдохновлялась Перумовым с его «мирами Упорядоченного».

Герои

В первой части автор явно поддалась влиянию греческой теории андрогинов и легенде о Каине и Авеле. Все герои у нее создают парные образы. Два брата – «светлый» и «темный» — в наличии два комплекта. Две «сестры», точнее оригинал и клон — один комплект. В однополом сочетании пары двигают сюжет конфликтуя друг с другом, в основном по поводу детских обид. Мальчики-девочки в свою очередь создают пары уже друг с другом, двигая сюжет «силой любви» (хотя здесь надо признать за автором способность избегать мелодрамы, строя весьма сложные эмоциональные конструкты между персонажами). К этим шестерым добавляется горсть играющих второстепенную роль, но весьма правдоподобно описанных персонажей. Персонажи выглядят живыми, психологически сложными, с богатым внутренними миром. Они настолько ярки, что временами появляется ощущение, что автор слегка переигрывает. Впрочем, это ведь тоже одно из достоинств/недостатков мифологической сказки – архетипы должны быть поняты и жестко обрисованы в своих границах.

Во второй части – Автор, отступая от своей любви к парам, строит перед нами уже любовный треугольник. По очень классической и совсем не фантастической схеме. В результате вопрос, а что это вообще было? Попытка автора показать нам развитие ее заглавного персонажа? На мой взгляд весьма неудачная. Новых черт характера ни один из героев не раскрыл. Новых конфликтов или катарсиса в старых конфликтах не показано. Ну разве что показать, что главный герой перерос жизненно важные для него отношения с братом и девушкой, бывших стержнями в первой книге и превращается из человека в бронзовую статую.

В третьей части – у нас еще одна классическая связка персонажей, но на этот раз уже фэнтезийная: «вечный воитель и его спутник». Следуя классике, повествование ведется от имени спутника вечного воителя. И, пожалуй, он единственный персонаж, сохраняющий характер. Центральный герой романа к третьей части откровенно забронзовел и больше напоминает памятник, чем разумное обладающее своими интересами существо. Эдакий катящийся с горы камень – прет напролом и эмоций в нем приблизительно столько же сколько в таком камне. Женский образ, активно играет сумасшедшую и выглядит, на мой взгляд, немного карикатурно.

Прямо удивительно. Автор начала книгу с полудюжиной ярких, обладающих собственным характером, полных противоречий персонажей, а заканчивает ее как акын на одной длинной тянущейся ноте… я конечно не имею ничего против народного пения, но такой переход мне кажется не естественным.

Итоговое общее впечатление:

Со слов автора, книга является самостоятельной и не связана с иными ее произведениями по данному миру. Возможно, и так, хотя в середине книги меня настигло полное непонимание происходящего. Кто с кем и почему сражается, ради чего творятся гекатомбы из сотен разумных и нафига вообще весь этот цирк. Хотя, судя по стилю автора и тому, что доступно в тексте книги и аннотациях к другим ее произведениям – чтение других произведений из этого цикла скорее все еще больше запутает, чем поможет разобраться. Многослойная мифологическая составляющая нарочито усложнена. Автор создала объемный многоуровневый мир, скорее сказочный, чем фантастический. Шаманские мифы северных народов, перемешанные с мифами христианскими, сдобренные тем, как представляется нам мифология жителей Юкатана и сбрызнутые, желтыми каплями по свежему снегу, легким налетом тюркского тенгрианства. Перед нами классическая сказка, на это указывает не столько наличие псиоников-магов, провидиц и шаманов, сколько отсутствие сложных причинно-следственных связей, определяющих порядок функционирования физики/химии мира, и существующего в этой вселенной социума. В этой части, очень напомнило Олди с их привычкой игнорировать логику и научную составляющую «литературной вселенной» подменяя ее психологическими переживаниями и социальным взаимодействием героев. Причем, местами ощущаются попытки автора построить внутренне не противоречивый физический мир, но они раз за разом нивелируются последующим вывертами сюжета. В общем, как сказал один из героев книги: «… Я не знаю, почему этот мир устроен так, как устроен… и может, лучше еще разок займемся сексом?». Не стоит пытаться понять законы мироздания там, где все решает божественная воля и лучше делать то, что можешь и что приносит удовольствие. В нашем случае – читать книгу. В случае автора – не пытаться придать «научно-фантастичность» мистико-фэнтезийному миру. В целом, текст выглядит достойным продолжателем мифологических сказок Перумов с его мирами Упорядоченного (на самом деле и близко к порядку не стоящими) и Олди&Валентинова (Микенский цикл, Ахейский цикл, Черный баламут), со всеми достоинствами, недостатками, постоянными недосказанностями и несуразностями подобных текстов. В общем, если нравятся многозначные концовки, которые не сильно похожи на концовки, противоречащие друг другу «легенды» и постоянное ощущение недоумения – «а кто это и зачем это?». Значит книга для вас. А нет – так нет.

А хотите простенький тест на определение отношения к этой книге? Ответьте только на один вопрос – Вам нравится ежик в тумане? Да, тот самый советский мультипликационный фильм, снятый Юрием Норштейном в 1975 году на студии «Союзмультфильм». Нравится? Тогда с высокой долей вероятности вам понравится эта книга. Ну, а если вместо «эзотерического пути познания, лежащего между мирами вдоль берегов Стикса», вы в этом мультике видите только мелькание невнятных пятен, порожденных делириум тременс режиссера, думаю вам не стоит браться за «Атланта и демиурга».

Чтение закончил не без удовольствия, но для меня многовато бессистемной мифологической мути – 7/10.

______________________________________________________ ___________________





772
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 ноября 19:05
Отличная рецензия!
Тест мной провален полностью: в «Ёжике в тумане» вижу «только мелькание невнятных пятен», роману поставил 9 баллов. ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 ноября 20:10
Автор отзыва переплюнул автора книги, «метущийся Гамлет» — это пять и сразу вызывает уважение. Чем же метется Гамлет, помелом? Под ковёр фантазмов рецензента))
 


Ссылка на сообщение19 ноября 08:46
Не метется, а сметается... :-))) поперек сюжета лапками автора. :-)))
 


Ссылка на сообщение19 ноября 09:02
Вдоль... Хотя и поперёк тоже 🤣
 


Ссылка на сообщение19 ноября 09:10
:beer: Моя ИМХА — больше треша Богу треша! Реализм не выруливает (см. отзыв), а фэнтезийная часть, как по мне — не слишком оригинальна. :beer:
Посему, мой совет по развитию литературного мира (вселенского масштаба и такой же бессмысленности) уже есть в рецензии.
 


Ссылка на сообщение19 ноября 09:25
Ну я 5-й роман пишу по этой вселенной, и мне ок, а кому не ок, за тем явится душка Иамен)
 


Ссылка на сообщение19 ноября 09:29
Количество всегда переходит в качество — базовый закон диалектики. Будем следить. :-)))
 


Ссылка на сообщение19 ноября 09:38
:beer:


Ссылка на сообщение18 ноября 20:09
Это потому, что вы второй том эпопеи не читали. Вся третья часть первого тома, которая вас не впечатлила — это один гигантский мостик-пролог к основной сюжетной арки.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 ноября 20:32
Ох, интригуешь, брат-медведь...
Мне третья часть больше всего понравилась.
 


Ссылка на сообщение19 ноября 08:45
При случае проверю.


Ссылка на сообщение19 ноября 16:13
Вспомнил, что забыл поддержать автора. Заказал первую книгу. Ежика в тумане люблю маниакально, хотя так и не понял, причем тут он) Правда, другие параллели меня скорее насторожили.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 ноября 16:35
цитата
Правда, другие параллели меня скорее насторожили.

Меня скорее даже удивили... 8:-0 По крайней мере, в процессе чтения точно не вспоминал ни Перумова, ни Олдей с Валентиновым.
 


Ссылка на сообщение19 ноября 16:37
А Желязны? :-)))
 


Ссылка на сообщение19 ноября 16:47
Ну, Желязны ещё можно как-то за уши притянуть... 8:-0
Но ТОЧНО не Перумов! При этом я раннее творчество Николая Данииловича люблю трепетно и нежно, а «Гибель Богов» у меня для перечитывания в терапевтических целях раз в пару лет используется. ;-)
 


Ссылка на сообщение19 ноября 16:55
Ну куда уж там тянуть то, если они торчат по самый пояс?
По Перумову ассоциативный ряд через беспорядочное упорядоченное, а от Олди там даже не ассоциации а прямая стилистическая перекличка...
 


Ссылка на сообщение19 ноября 16:56
цитата
По Перумову ассоциативный ряд через беспорядочное упорядоченное, а от Олди там даже не ассоциации а прямая перекличка...

Возможно, с поздними вещами Олди? «Ойкумену» я уже не читал. Всё, что до неё — да.
 


Ссылка на сообщение19 ноября 16:39
Ну и слава богу.


⇑ Наверх