И вновь из закромов сайта «Пан Оптыкон» пана Давида Гловни (Dawid Głownia, PAN OPTYKON, http://pan-optykon.pl … Воспоминания сына Лафкадио Хирна о том, как он смотрел кино в Японии. Запись в блоге от 25 июля 2023 года).
Однажды я процитировал здесь впечатления кинозрителя, посетившего кинотеатр в Асакусе в Токио в начале второго десятилетия двадцатого века, почерпнутые из книги Тайдзо Фудзимото «Ночная сторона Японии» 1915 года.
А вот тут у меня еще более старый отчет о кинопоказах в Японии, скорее всего, 1900 года. Это мемуары Кадзуо Коидзуми (Kazuo Koizumi), сына Лафкадио Хирна (Lafkadio Hearn), опубликованные на английском языке в 1935 году (Kazuo Koizumi "Father and I: Memories of Lafcadio Hearn", Houghton Mifflin, Boston 1935, s. 51-52).
В них Кадзуо Коидзуми описал киносеанс в Кинки-кан, на который он ходил со своими родителями и их другом лейтенантом Хатисабуро Фудзисаки (Hachisaburō Fujisaki), одним из бывших учеников Хирна с тех времен, когда тот работал в течении нескольких месяцев учителем английского языка в Мацуэ (Matsue).
В отчете вы найдете следы многих практик киноиндустрии того времени – покупки б/у лент, раскрашивания пленок вручную и дополнения проекций сценическими представлениями и другими аттракционами.
***
«Однажды вечером к нам пришел лейтенант Фудзисаки, который сказал, что собирается пойти посмотреть фильмы в Кинки-кану в Канде, и спросил, может ли Кадзуо тоже пойти. В тот день, кроме меня, его также сопровождали отец и мать.
Нас посадили в кресла по правой стороне зала. Сеанс начался с фонографа, к которому был подключен мегафон. Аппарат выкатили в центр сцены и включили японские пластинки. Затем был представлен танец с мечами в исполнении мальчиков в возрасте от двенадцати до тринадцати лет, и, наконец, начались долгожданные кинопоказы.
В первом ролике были запечатлены плавание и прыжки в воду с высоты. Следующий был тем, что мы хотели увидеть – кинозапись событий англо-бурской войны. Однако она оказалась отвратительным по качеству цветным фильмом. Цвет портил внешний вид лиц и рук актеров – они были слишком темными, а красный, синий и зеленый цвета мундиров и головных уборов казались слишком насыщенными. Когда мина (которая была фиолетовой) взорвалась, дымовой столб выглядел сделанным из дешевой окрашенной бумаги и приклеенным к ней. Лейтенант Фудзисаки заявил, что сцены, изображающие марш и разбивку лагерей солдат, выглядели естественно, но бой и взрывы были настолько неестественными, что это легко можно было увидеть.
Последний фильм показывал, как президент США приплыл в Сан-Франциско. Кинозапись была черно-белой и естественной, но пленка -- старой и очень плохого качества. Она была изуродована таким количеством пятен, что казалось, будто мы смотрим сквозь проливной дождь или снег, а неясные фигуры и транспортные средства двигались перед нашими глазами со скоростью, которая вызывала у нас благоговейный трепет. Едва они появились в левой части экрана, как тут же исчезали в правой. Хотя отец приложил монокль к глазу и пытался что-то увидеть, он не мог ничего толком разглядеть. Все это произвело на нас странное впечатление».
P.S. Коидзуми утверждает, что на одной из кинопленок был показан президент США в Сан-Франциско. Уильям Мак-Кинли, президент с 1897 по 1901 год, и в самом деле был героем фильма «Спуск на воду нового линкора «Огайо» в Сан-Франциско, штат Калифорния, когда там был президент Мак-Кинли» (“Launching of the New Battleship ‘Ohio’ at San Francisco, Cal. When President McKinley Was There”, режиссер неизвестен) – но этот фильм появился только в мае 1901 года. поэтому Коидзуми не мог посмотреть этот материал. Основываясь на беглом описании записи, можно предположить, что это был скорее один из фильмов, на которых было зафиксировано приведение Мак-Кинли к присяге в 1897 году. Ключом к разгадке того, почему сын Хирна подумал, что кадры с американским президентом были сняты в Сан-Франциско, является упоминание фильмов с купанием и прыжками в воду.
В 1897 году Джеймс Х. Уайт произвел две кинозаписи на месте городского комплекса крытых бассейнов, построенного годом ранее по инициативе Адольфа Сутро. Если предположить, что Коидзуми именно их смотрел в тот день, кажется вероятным, что он связал кадры с бассейнами Сан-Франциско с фильмом, в котором запечатлен Мак-Кинли, или что это сделал комментатор-benshi во время показа. В пользу гипотезы о том, что в Кинки-кане демонстрировалась кинопродукция 1897 года, говорит замечание о плохом качестве записи с Мак-Кинли – сомнительно, чтобы пленка с фильмом, сделанная позже, эксплуатировалась в таких масштабах. Показ записей, сделанных за несколько лет до него, был довольно распространенным явлением в Японии – киноленты часто поступали туда со значительным опозданием и эксплуатировались как можно дольше, вплоть до приведения пленки в полную негодность.