И вновь из закромов сайта «Пан Оптыкон» пана Давида Гловни (Dawid Głownia, PAN OPTYKON, http://pan-optykon.pl …Об итальянском эксплуатационном кино. Запись от 13 января 2020 года; текст написан в 2013 году).
Начнем с радикального тезиса. Практически в каждом отечественном кинематографе есть сегмент эксплуатационного кино (Exploitation film – жанровые фильмы, эксплуатирующие какую-либо популярную тему в целях быстрого заработка). Итальянский кинематограф является эксплуатационным по определению. Каждая жанровая формула, которая развивалась на его основе – пеплум, спагетти-вестерн, джалло, каннибальское кино и т.д. – была выжата им до последней лиры, а затем отброшена, как правило, без всяких попыток его оживить (спагетти-вестерн – похвальное исключение в этой области).
В начале 1980-х годов итальянской киноиндустрии угрожал кризис. Разработанные ранее жанровые формулы были исчерпаны, либо превратились в непреднамеренные самопародии, а другие – например каннибальское кино – так и не успели превратиться в значимый сегмент производства. Лиры текли все более тонкими струйками. Итальянские продюсеры столкнулись с необходимостью разработки новой модели кинопроизводства, которая позволила бы им получать разумную прибыль при одновременной минимизации затрат.
Лекарством от бед итальянской киноиндустрии оказалось создание локальных подражаний зарубежным хитам. Эти имитации демонстрировались как в своей стране, так и за рубежом. Хотя эти фильмы так и не достигли финансовых успехов, сравнимых с успехами оригиналов, низкая стоимость производства и популярность сюжета были для них гарантией прибыльности.
Итальянская киноиндустрия долгое время придерживалась убеждения, что можно снимать то же самое, что и за рубежом, только в больших количествах, быстрее и дешевле. Однако, если до этого она перелагала иностранные жанры и условности, то с конца 1970-х годов принялась все чаще выпускать более или менее прямые имитации конкретных названий.
Демонстративная подделка иностранных фильмов была тенденцией, которая сохранялась в низкобюджетном сегменте итальянского кинопроизводства до начала 1990-х годов. На протяжении нескольких лет на Апеннинском полуострове было создано не менее нескольких десятков вариаций на тему Нового приключенческого кино, постапокалиптического кино, героической фэнтези, зомби-хоррора и кино о нападениях животных, а также фильмов о Чужом (Чужих), Хищнике, Терминаторе и т.д. и т.п.
Давайте рассмотрим десяток таких случаев. Без лишних слов – пусть говорят плакаты (постеры).
«ЧЕЛЮСТИ» (“Jaws”, 1977, Steven Spielberg).
«ПОСЛЕДНЯЯ АКУЛА» (“L’ultimo squalo”, 1981, Enco G. Castellari, также “Great White”, “The Last Shark”)
«АКУЛА: АЛОЕ в ОКЕАНЕ» (“Shark: Rosso nell’oceano”, 1984, Lamberto Bava, также “Shark: Red on the Ocean”; “Monster Shark”, “Devil Fish”, “Le Monstre de l’ocean rouge”).
«ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ» (“Star Wars”, 1977, George Lucas).
«ЗВЕЗДНЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ за ТРЕТЬИМ ИЗМЕРЕНИЕМ» (“Scontri stellari oltre la terza dimensione”, 1978, Luigi Cozzi, также “Star Crash”, “Stella Star”, “The Adventures of Stella Star”, “Ataques estelar del tercer tipo”).
«ГУМАНОИД» (“L’umanoide”, 1979, Aldo Lado, также “The Humanoid”).
«РАССВЕТ ЖИВЫХ МЕРТВЕЦОВ» (“Dawn of the Dead”, 1978, George A. Romero).
«ЗОМБИ 2» (“Zombie 2”, 1979, Lucio Fulci, также “Zombie”, “Zombie Flesh Eaters”, “Zombie Island”).
«ГОРОД ЖИВЫХ МЕРТВЕЦОВ» (“Paura nella citta dei morti viventi”, 1980, Lucio Fulci, также “City of the Lyving”; “The Gates of Hell”).
«ВИРУС: АД ЖИВЫХ МЕРТВЕЦОВ» (“Virus: L’inferno dei morti viventi”, 1980, Bruno Mattei, также “Virus: Hell of the Living Dead”; “Hell of the Living Dead”; “Night of Zombies”).
«ВОИН» (“The Warriors”, 1979, Walter Hill).
«ВОИНЫ НОЧИ» (“I Guerrieri della notte”)
«ВОИНЫ БРОНКСА» (1980: I Guerrieri del Bron[“, 1983, Enco G. Castellari, также “The Bronx Warriors”; “1980: The Bronx Warriors”).
«ЧУЖОЙ» (“Alien”, 1979, Ridley Scott).
«ЧУЖОЙ: ЗАРАЖЕНИЕ» (“Alien Contamination”, 1980, Luigi Cozzi, также “Contamination”).
«ЧУЖОЙ из БЕЗДНЫ» (“Alien degli abissi”, 1989, Antonio Margherity, также “Alien from the Deep”)
«ПОБЕГ из НЬЮ-ЙОРКА» (“Escape from New York”, 1981, John Carpenter).
«ПОБЕГ из БРОНКСА» (“Fuga dal Bronx”, 1983, Enco G. Casterlari, также “Escape from Bronx; “Bronx Warriors 2: Escape from Bronx”).
«2019: ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ НЬЮ-ЙОРКА» (“2019: Dopo la caduta di New York”, 1983, Segio Martino, также “2019: After Fall of New York”; “After the Fall of the New York”, “2019: apres la chute de New York”).
«БЕЗУМНЫЙ МАКС 2» (“Mad Max 2”, 1981, George Miller, также “The Road Warrior”; “Mad Max 2: The Road Warrior).
«НОВЫЕ ВАРВАРЫ» (“I nuoni barbari”, 1983, Enco G. Castellari, также “The New Barbarians”, “Warriors of the Wasteland”).
«ИСТРЕБИТЕЛИ 3000-го ГОДА» (“Gli sterminatori dell’anno 3000”, 1983, Guilliano Carnimeo, также “Exterminators of the Year 3000”; “Exterminators in the Year 3000”; “Death Warriors”).
«В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО КОВЧЕГА» (“Riders of Lost Ark”, 1981, Steven Spielberg).
«СПАСШИЕСЯ из ГОРОДА СМЕРТИ» (“I sopravvissuti della citta morta”, 1984, Antonio Margherity, также “The Ark of the Sun God”).
«ТЕКС и ВЛАСТЕЛИН БЕЗДНЫ» (“Tex e signore degli abissi”, 1985, Diccio Tessari, также “Tex and the Lord of the Deep”).
«ЛЕГЕНДА о МАЛАЙСКОМ РУБИНЕ» (“La leggenda del rubino malese”, 1985, Antonio Margherity, также “Jungle Raiders”).
«РЕМБО: ПЕРВАЯ КРОВЬ» (“Rambo: First Blood”, 1982, Ted Kotcheff).
«ГРОМ» (“Thunder”, 1983, Fabrizio De Angelis, также “Thunder Warrior”).
«КОНАН-ВАРВАР» (“Conan the Barbarian”, 1982, John Milius).
«САНГРААЛ и ОГНЕННЫЙ МЕЧ» (“Sangraal la spada di fuoco”, 1982, Michele Massimo Tarantini, также “The Sword of the Barbarians”; “Barbarian Master”).
«ВАРВАРЫ» (“I barbari”, 1987, Ruggero Deodato, также “The Barbarians”; “The Barbarian Brothers”).
«ТЕРМИНАТОР» (“The Terminator”, 1984, James Cameron).
«МЕСТЬ из БУДУЩЕГО» (“Vendetta dal future”, 1986, Sergio Martino, также “Hands of Steel”; “Fists of Steel”; “Atomic Cyborg”).
«ТЕРМИНАТОР 2» (“Terminator 2”, 1990, Bruno Matteo, также “Shocking Dark”; “Alienators”; “Aliens 2”).
«КОПИ ЦАРЯ СОЛОМОНА» (“King Solomon’s Mines”, 1985, J. Lee Thompson).
«КОПИ КИЛИМАНДЖАРО» (“Le Miniere del Kilimamgiaro”, 1986, Mino Guerrini, также “The Mines of Kilinanjaro”).
«ДОМ» (“House”, 1986, Steve Miner)//«ДОМ 2» (“House II: The Second Story”, 1987, Ethan Willey).
«ДОМ 3» (“La Casa 3”, 1988, Umberto Lenci, также “Ghosthouse”; “Evil Dead 3”)
«ДОМ 4» (“La Casa 4”, 1988, Fabrizio Laurenti, также “Withchery”; “Witchcraft”. “Ghosthoust 2”).
«ХИЩНИК» (“Predator”, 1987, John Mc Tirnan).
«РОБОВОИН» (“Robowar: Robot da guerra”, 1988, Bruno Mattei, также “Robo savas belasi”).

