Куча жемчужных зёрен с


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mr_logika» > Куча жемчужных зёрен с вкраплениями коричневых шариков из подозрительно пахнущего вещества
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Куча жемчужных зёрен с вкраплениями коричневых шариков из подозрительно пахнущего вещества

Статья написана 20 февраля 15:21

«Жили-были старик со старухой»
Издательство: М.: Время, 2021 год,
Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 380 стр.
ISBN: 978-5-9691-2137-9
Серия: Самое время!

Аннотация: Роман "Жили-были старик со старухой", по точному слову Майи Кучерской, — повествование о судьбе семьи староверов, заброшенных в начале прошлого века в Остзейский край, там осевших, переживших у синего моря войны, разорение, потери и все-таки выживших, спасенных собственной верностью самым простым, но главным ценностям. "...Эта история захватывает с первой страницы и не отпускает до конца романа. Живые, порой комичные, порой трагические типажи, "вкусный" говор, забавные и точные "семейные словечки", трогательная любовь и великое русское терпение — все это сразу берет за душу. Прекрасный язык. Пронзительная ясность бытия. Непрерывность рода и памяти — все то, по чему тоскует сейчас настоящий читатель". Дина Рубина

Комментарий: Первый роман из цикла «Семья Ивановых».

Необычная книга, из ряда вон — это очевидно с первых страниц — выходящая. Семейная сага, рядом с которой можно бы, пожалуй, поставить только две саги — одесскую (историю жителей одного дома) и московскую. Нарочно не пишу названий этих книг, пусть будет микроинтрига.

Отдельно о языке. Своя манера у автора, узнаваемая. Обогатился ли язык такими словами, как "цурюкнуть", "костопыжиться", "сектать", "сепетить", "зграбная", "выкамаривать", "глумой", "бздуры" ...? Трудно ответить. До сих пор я как-то без них обходился.

Цитировать эту плавную полубылинную прозу можно бесконечно. И постепенно сходство с былиной начинает проявляться ещё и в том, что многое вызывает сомнение в достоверности, но былина всё-таки сказка (сказка — ложь, да в ней намёк), а тут на скрытое предложение автора "хотите — верьте, хотите — проверьте" может же найтись недоверчивый читатель. Вот он и нашёлся, и начать поиск шариков (см. заглавие) хочет с особенно странной цитаты. Но сначала небольшое предисловие. Мотя (у него редкое, былинное имя — Автоном), старший сын стариков, был отправлен на фронт из Риги воинским эшелоном, взят в плен и сразу сбежал где-то в Белоруссии. Так могло произойти — эшелон шёл из Риги на юго-восток, немцы по Белоруссии на запад, где-то в районе Витебска или дальше (Могилёва) Мотя приступил к рытью окопов как раз в момент прихода туда немцев.Теперь цитата:

"Шёл он домой, вернее в ту сторону, где находился дом. Ночевал когда на хуторе, когда в глухом овраге; если попадал в деревню, находил приют то в сарае, то в погребе, и муж хозяйки был на фронте, а детей или было много, или не было совсем. Всякий раз был похож чем-то на предыдущий, словно капризный режиссёр требовал всё новых дублей для одного-единственного кадра, хоть актёр выбился из сил, да и массовка устала. Он проходил сожжённые, почерневшие города, где никого не было — или не было видно, — и отыскивал для ночлега подвалы в разбитых домах. [ ... ] Он верил, что скоро будет дома, но странствие его уже напоминало Одиссеево, да и прятала его то одна то другая Калипсо в сапогах и таким же, как у него, ватнике, совала в карман скудную еду и крестила, провожая, но Мотя об этом не задумывался, ибо об Одиссее не ведал. В отличие от мифического героя расстояние, которое он одолел, было намного больше, а срок впятеро меньше, а уж чьё странствие было опасней, так это ещё вопрос. Соперник Лаэртида вернулся домой почти за год до окончания войны, рассказал всё, что знал об отце и братьях, то есть менее чем немного, и остался жить, ожидая возвращения семьи, ёжась от предчувствия кары, что всегда страшнее её самой.

И комментарий к тексту, выделенному мной курсивом:

Даже в деревни заходить было очень опасно, а как можно было не столкнуться с немецким патрулём или с ками-то их тыловыми частями в городе? Такое везение можно назвать сказочным, и в описываемое время чудеса случались, но чудо штука скоротечная, длиться годами оно не может.

Есть и ещё одна сомнительная деталь в Мотиной "одиссее". Примерно полпути Мотя шёл по территории Белоруссии и там его вполне могли прятать от немцев. Но вторая половина пути — это Латвия, где население часто считало оккупантов освободителями. Каким чудом Мотя сумел благополучно добраться до дома? Ответа на этот вопрос в книге нет, и у меня сложилось впечатление, что автор тоже его не знает.

Вернулся Мотя "почти за год до окончания войны". Что значит "почти"? В марте-апреле 1944 года? Или в июне-июле этого же года? Поистине былинная муть. Но так или иначе его возвращение в Ригу состоялось до её освобождения 13 октября 1944 года. Даже Ригу с пригородами Мотя умудрился пройти незамеченным и на него никто не донёс! Но главное не это, а то, что Мотя возвращался домой три (!) года. Что может означать лишь одно — он шёл только в тёплое время года, а две зимы провёл в гостях у каких-то "калипсо". Не просто так автор упоминает эту мифическую волшебницу, очевидно, это намёк на то, что Мотя провёл под их покровительством довольно долгое время, пусть и меньшее, чем Одиссей.

И насчёт расстояния, пройденного беглецом, которое "было намного больше", чем путь Одиссея. Это уже полная чушь. От Итаки до Трои и обратно расстояние мало отличается от расстояния от Риги до Могилёва и обратно.

А почему детей было или много, или ни одного? Почему Моте не попадались женщины без мужей и с одним ребёнком? С двумя? Отцы такого количества детей не подлежали призыву? А немцы тоже хорошо относились к таким семьям и не разрушали их? Не могу допустить, что автору могла прийти в голову подобная хрень. Тогда в чём смысл этой загадки? Зачем Катишонок её загадала?

И, наконец, почему Мотя ёжился в ожидании кары? После освобождения Риги он устроился на мебельную фабрику. Автор делает вид, что военкомат закрыл на глаза на этого военнообязанного, который провёл три года на оккупированной территории. Да и не только военкомат, про всемогущий СМЕРШ Катишонок тоже, очевидно, подзабыла. Так что Мотя настоящий Автоном! Но он не ожидал, что окажется таким своеобразным человеком-невидимкой, вот и ёжился. Бог спас?!

У "старика и старухи" был младший сын Симочка. Попал он в танковые войска, и последнее, что сообщает читателю автор о его боевом пути — он освобождает узников концлагеря в Польше. Тут он находит невесту-польку, с которой как-то умудряется вместе (!) вернуться домой в МАЕ 1945 года. Но о демобилизации Советской армии после Победы известно следующее:

Общий план демобилизации был рассчитан практически на 2,5 года, а именно с июля 1945 по март 1948 года и предусматривал 6 очередей. В первую очередь уволили 13 старших возрастов (родившиеся с 1883 по 1905 годы). Было демобилизовано 1 миллион 671 тысяча 923 человека (среди которых 292 784 женщины). Первый эшелон отправился из Берлина уже 10 июля 1945 года.

По Указу Президиума Верховного Совета Советского Союза от 29 сентября 1945 года были демобилизованы из РККА родившиеся с 1906 по 1915 годы, также не годные к строевой службе. Демобилизовано 2 812 104 человека (среди них 40 702 женщины). В числе уволенных были граждане, имевшие высшее, среднее техническое образование, студенты старших курсов, имеющие по три и более ранения, призванные в РККА до 1939 года.

Таковы общеизвестные факты.

Выходит, в книге опять враньё! Какой там май! Да он ещё и танкист*, — что же, в Германии танк бросил? С демобилизацией танковых частей была понятная специфика, людей задерживала техника, но Катишонок не то что о таких нюансах не знает, она вообще не имеет представления о том, что происходило с армией после Победы. Это позор!

Автор ненавидит советскую власть (в книге полно свидетельств такого отношения**), несмотря на полученное бесплатно высшее образование (эти люди и серьёзного добра предпочитают не помнить, а образование это же мелочь:-)))). Иногда эта ненависть выражается довольно примитивно. Ещё одна цитата:

"После войны квартиру, ставшую, понятно, тоже государственной, разделили на две, в результате чего старикам остались две комнаты, в одной из которых теперь жили Ира с Тайкой, и большая кухня, куда с лестничной площадки открывалась дверь с латунной табличкой "Г. М. Ивановъ". Разделить-то разделили, да кабы с умом, а то такая несуразность вышла, что и смех и грех: уборная теперь находилась в соседней квартире, и это было непривычно и дико, ...". Да, советская власть часто выглядела смешно, но ОТДЕЛЬНЫХ КВАРТИР БЕЗ ТУАЛЕТА в любом городе (а тут-то столица республики, заметьте!) не могло быть по определению понятия "отдельная квартира". Квартиру стариков просто превратили в коммуналку, а то, что написано в романе есть перебор, являющийся следствием временной потери автором контроля за собственными эмоциями (это я о ненависти).

"Пронзительная ясность бытия. Непрерывность рода и памяти — все то, по чему тоскует сейчас настоящий читатель". Так написано в аннотации, подписанной "Дина Рубина". О чём это она? Это в процитированных мной отрывках пронзительная ясность бытия? Это по такой ясности тоскует настоящий читатель? Ну, значит, я читатель не настоящий.

Последнее замечание. Иру попечительский совет просит оставить в Ростове, "у неё прекрасное меццо-сопрано, она должна петь, ей нужно хорошее образование", "Вам, госпожа Иванова, это ничего не будет стоить". И что же отвечает с "незабываемой величественностью" эта "госпожа": "Она старшая, а всех у меня пятеро. Не петь она должна, а ремеслу учиться". И это главная героиня романа о как бы типичных мудрых русских людях, женщина, похожая на икону (так описывает Катишонок её внешность, что приходит в голову именно такая параллель). Да ведь она просто по жизни дура! Не говоря уже о полном бескультурье ("Матрёна ... никогда в жизни не злоупотребляла чтением романов"). Впоследствии это (что по жизни) подтверждается тем, что она так и не прощает мужа за Калерию. Всё в прошлом, муж вернулся живой, ну начни с начала, прости дурака (умный не рассказал бы всю правду), так нет — упёрлась, как ослица! А что — тоже пронзительная ясность бытия!

Читать до конца, конечно, есть смысл, но скучновато. Там много ещё всякого, старик умирает, старуха живёт без него в окружении детей и внуков и правнучки Лёльки, прощает, наконец старика. Поздно. Вероятно, это непрощение ускорило его смерть. Особых ляпов там не нашёл, вероятно, по той причине, что описываемая жизнь стала проще. Наступил длительный мирный период. Современников среди читателей всё больше, значит врать всё труднее.

*) Маленькая цитатка про Симочку: "... ему понравилось убивать, и он яростно атаковал фашистов с криками: "За родину!", "За Сталина!", то ли не зная, то ли забыв, что его родина и Сталин — понятия взаимоисключающие." Тут появляются сразу два вопроса. Во-первых, есть большие сомнения, что танкисты шли в атаку с криками, более присущими атакующей пехоте. Кто тебя в танке услышит?

Во-вторых, о совместимости понятий РОДИНА И СТАЛИН можно спорить до посинения, что мы и делаем почти 80 лет. Но можно со всей определённостью утверждать, что во время ВОВ эти понятия не были взаимоисключающими. Что угодно, только не это.

Все эти связанные с войной "подробности" не рассчитаны ли на укрепление доверия читателя к автору? Не знаю, на что рассчитывала Елена Катишонок, вывод напрашивается очевидный — в истории ВОВ она "плавает" и довольно мелко.

Но в целом это успех, книга написана за небольшими исключениями талантливо (она неоднократно переиздавалась), и такие "мастера культуры", как эта американская писательница, за бугром ценятся особенно высоко.

**) Одно из таких свидетельств — ветеран ВОВ, танкист, прошедший всю войну, не инвалид (от слова совсем), представлен в романе алкоголиком и тунеядцем — "нигде не работал, но на водку хватало" — и такое предпочтение (такой выбор) автор не комментирует никак, читатель волен думать, что угодно (воровал, побирался и т. п.). Снова задаю себе вопрос — в чём же причина популярности романа? Может быть, это надо понимать с оговоркой — популярности среди некоторой определённой части населения?





460
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 февраля 16:10
Ветеран рассказывал что они кричал в атаке (пехотной, не танковой) «За родину! Заставили!». Издалека казалось что они кричат имя узурпатора и тирана, да. Не мыслили люди как один, это видно по изданным неподцензурным воспоминаниям воевавших. «Прокляты и убиты» рекомендую для начала. Уж Астафьева-то вряд ли кто в трезвом уме сможет обвинить в том что молодой, не застал войны, и врёт про совместимость газетных передовиц с окопами.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 февраля 16:58
цитата С.Соболев
«Прокляты и убиты»

Мощная ,но тяжёлая книга. Писатель кстати не очень хотел его писать т.к. очень тяжело было такое вспоминать. Его за этот роман многие ругали, типа такого быть не могло и т.п. и т. д. Ещё подобное « жизнь моя иль ты приснилась мне» Богомолова, из мною прочитанного о ВОВ ничего подобного я не читал. Сейчас такое больше думаю не издадут, и эту не переиздадут тоже. Тоже очень тяжёлое чтение ( сам роман читается то легко, но вот что там описано, это очень тяжело).
 


Ссылка на сообщение20 февраля 17:05
Тем важнее такие книги, от участников.
 


Ссылка на сообщение20 февраля 17:18
Абсолютно с вами согласен.
Есть ещё одна, Некрасова, тоже участника ВОВ, почитал отрывки, понял что третью на эту тему читать не буду, опять расстроюсь и разозлюсь!
 


Ссылка на сообщение20 февраля 21:42
цитата С.Соболев
Тем важнее такие книги, от участников.

Имеют литературную ценность, но очень условную историческую.
Есть большая серия книг от Драбкина «Я воевал на...» .
Очень полезное и интересное чтение.
Реальным ветеранам, в рамках книги, задают один и тот же блок вопросов.
«Как кормили?», «Шли в атаку с именем Сталина?», «Какое отношение было к женщинам на фронте?» и т.д. и т.п. И читая их ответы на одинаковые вопросы, начинаешь хорошо понимать, почему историки с изрядным скепсисом относятся к нарративным источникам. Очень хорошо прослеживается насколько личность человека влияет на его восприятие и насколько восприятие человека может быть односторонне окрашенным, вопреки очевидным фактам.
 


Ссылка на сообщение21 февраля 00:47
Не, факты всегда одни и те же. Это пересказ разный.
 


Ссылка на сообщение21 февраля 07:55
Именно. Поэтому в художественном вымысле, окрашенном личностью рассказчика, правду о войне искать бессмысленно. Ну разве что с целью подкрепить литературным авторитетом собственные, устоявшиеся взгляды. Для этой цели, действительно, ярко окрашенные негативом или позитивом книги вполне подходят.
 


Ссылка на сообщение20 февраля 20:56
цитата С.Соболев
«Прокляты и убиты» рекомендую для начала.
Это же не воспоминания, а худлит.
 


Ссылка на сообщение20 февраля 21:12
От участника, а не от внука бабушки. Ценность повыше.
 


Ссылка на сообщение20 февраля 22:06
Вы бы поинтересовались сначала послужным списком Астафьева. В атаку с винтовкой наперевес он не ходил, в основном водителем был.
 


Ссылка на сообщение20 февраля 22:36
«Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был связистом 92-й тяжёлой гаубичной артиллерийской бригады 17-й артиллерийской дивизии прорыва Резерва Главного Командования (РГК), в июле 1943 года — участник прорыва северного фланга на Курской дуге... «

Из наградного листа (Медаль «За отвагу»):

«В бою 20.10.43 г. красноармеец Астафьев В. П. четыре раза исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрав обрывки кабеля, и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём».
 


Ссылка на сообщение20 февраля 23:28
Связист, да ещё в артчасти РГК. Недалеко от шофёра. В окопах немецкие танки не отражал, в атаку с винтовкой\ППШ не ходил. Потому свидетельствовать, что там бойцы кричали, не может.
 


Ссылка на сообщение21 февраля 00:51
Ну ветерану веры в этом деле явно больше чем вам или мне или Елене Катишонок, или Драбкину, или кому быто ни было вообще, родившемуся через годы после события.
 


Ссылка на сообщение21 февраля 17:44
Ветеран/фронтовик — это не индульгенция. То, что человек на заводе работает бухгалтером, не означает, что он разбирается в наладке фрезерного станка.
 


Ссылка на сообщение21 февраля 17:52
Мнение одного ветерана важнее, чем сотни книг и фильмов людей, пишущих о том чего не видели и не ощущали. И фрезеровщик, и бухгалтер расскажут о своем заводе больше и глубже, каждый в своей сфере деятельности, чем случайный внук покупателя швейной машинки, которую этот завод выпустил 50 лет назад и продал бабушке этого внука.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 12:10
цитата С.Соболев
И фрезеровщик, и бухгалтер расскажут о своем заводе больше и глубже, каждый в своей сфере деятельности, чем случайный внук покупателя швейной машинки, которую этот завод выпустил 50 лет назад и продал бабушке этого внука.
Удивитесь, но коллекционер швейных машинок, реконструктор и т.п. энтузиаст, знает больше ветеранов. У которых в памяти, как расценки резали, да как та-а-акую поляну накрыли... Аналогично, хочешь оценить качество конструкторских работ Туполева, следует обращаться к отчетам комиссий по расследованию, а не бабушкам, некогда причесывавшимся перед кульманом.
Исключения бывают, но нечасто.
Другое дело профессиональный фольклор, краеведение недавнего времени — если нет живой истории, дело дрянь.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 12:25
Одно без другого обедняет историю, согласен.


Ссылка на сообщение20 февраля 17:52
цитата
Симочку: «... ему понравилось убивать, и он яростно атаковал фашистов с криками: «За родину!», «За Сталина!», то ли не зная, то ли забыв, что его родина и Сталин — понятия взаимоисключающие.

Но ведь это нормально. Даже во времена ВОВ были люди, искренне не любящие Сталина, но любящие свою Родину (малую или большую). Скажу больше — такие были даже среди добровольцев. В этом нет ничего сверхъестественного.


Ссылка на сообщение20 февраля 17:54
цитата
Одно из таких свидетельств — ветеран ВОВ, танкист, прошедший всю войну, не инвалид (от слова совсем), представлен в романе алкоголиком и тунеядцем — «нигде не работал, но на водку хватало» — и такое предпочтение (такой выбор) автор не комментирует никак, читатель волен думать, что угодно (воровал, побирался и т. п.).

Это может также означать и третий вариант — шабашки, без официального места работы или с крайне непродолжительным сроком. К сожалению, ПТСР — штука трудноизлечимая.


Ссылка на сообщение21 февраля 09:47
Пропустили кое-что:
цитата mr_logika
старший сын стариков, был отправлен на фронт из Риги воинским эшелоном
Какой фронт?! Каким эшелоном?!
25 июня 1941 в Риге уже рабочие батальоны и студенческую роту формировали, за нехваткой сил и рук. Потоком отступающие военные, эвакуация правительства и им подобных. 27 начались бои, 29 подошли серьезные силы вермахта, 1 июля Рига оставлена/захвачена.
Если не написано, как Автоном сам, рысью, 23 побежал в военкомат и упрашивал взять...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 февраля 15:34
цитата ааа иии
Какой фронт?! Каким эшелоном?!
Да, на эшелон времени не было, согласен. Все приведённые вами даты мне известны. Но возразить атору здесь трудно. А вдруг всё-таки? Фронт ведь имеется в виду белорусский, и я об этом в рецензии написал.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 11:47
Западный фронт. Белорусские до и после.
Идея, что не служившего, жившего до последнего года вне СССР, сразу туда, эшелоном, с севера на юг, сомнительна предельно.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 15:25
Идея, конечно, сомнительная, как и многое другое в книге.


Ссылка на сообщение21 февраля 12:45
Большое спасибо! Да уж, писала девочка, «которая уже у нас не работает»... Надо бы наряду со старым добрым термином «литературный власовец» ввести термин «литературный Мадянов», когда не предатель на гранты ЦРУ дезу строчит, а полезный врагам идиот мутит источник Истины, вредит не за страх или от жадности, а от отсутствия совести.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 февраля 15:58
цитата vfvfhm
«литературный Мадянов», когда не предатель на гранты ЦРУ дезу строчит, а полезный врагам идиот
Если это о Романе (о его брате актёре Вадиме Мадянове я мало знаю), то я считаю его одним из лучших актёров Россиского кино (в театре не видел). Думаю даже, что он актёр гениальный. Это подтверждается десятками фильмов. Что и где с ним не так?
 


Ссылка на сообщение21 февраля 17:23
А я и не говорю, что это плохой актер. Но наше «бездарное ворье» (мой креативный термин ,поэтому в кавычках, а по сути — без оных), окопавшееся в кинематографе ,его использовало в очень нехороших целях. Если у вас все в порядке с рецепцией «Утомленных солнцем — 2» и «Зулейхи», где Мадянова как раз разыграли для гнусных дел, то у меня есть к этим «продуктам» ,мягко говоря, пара претензий и к роли Мадянова в них.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 15:22
цитата vfvfhm
«Утомленных солнцем — 2» и «Зулейхи», где Мадянова как раз разыграли для гнусных дел
Ничего об этом не знаю. Оба фильма понравились. Если не очень затруднит, намекните на просходившее в личке.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 23:26
А смысл? Понравилось — и ладушки.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 13:22
цитата vfvfhm
А смысл? Понравилось — и ладушки.
Согласен. Не мечите бисера перед свиньями, как сказал кто-то умный.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 13:29
Ну, со свиньей я бы вас не стал сравнивать ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах. Поросенки, насколько я знаю, фекальные массы с лопаты есть не любят и в грязи валяются, не потому что им нравится, а из-за печальных физиологических потребностей, чтобы выжить.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 13:50
цитата mr_logika
Не мечите бисера перед свиньями,
Когда произносится эта сентенция, она имеет более тонкий смысл, чем простое сравнение человека со свиньёй. Я понял, что я для вас не свинья, а человек, который не понимает чего-то для вас очевидного (не дорос). Вы не хотите опускаться до объяснений. Смысл объяснений в том, что если люди разговаривают, то они должны, как минимум, понимать друг друга.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 15:21
Убрать подписку просто и это правильно. А вот как убрать аватарку из списка благодарностей? Советую обратиться к креатору, он один это может.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 08:58
цитата mr_logika
Оба фильма понравились

А, что там может нравиться? Хотя для кого-то и дерьмо конфетка.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 13:24
цитата андрон966
Хотя для кого-то и дерьмо конфетка.
Это вы обо мне? Благодарю вас, дорогая конфетка!
 


Ссылка на сообщение28 февраля 07:06
Спасибо, не дорогая вафелька:-D


⇑ Наверх