Лучшее враг хорошего об


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Нил Аду» > Лучшее – враг хорошего (об одном из лауреатов премии Роскон-2010)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Лучшее – враг хорошего (об одном из лауреатов премии Роскон-2010)

Статья написана 27 сентября 2010 г. 19:41

Собственно, ничего страшного в тот день не произошло, только неизбежное и давным-давно предсказанное. Мир не перевернулся – он уже много лет заваливался на бок, и до сих пор продолжает. И российская фантастика вовсе не в апреле этого года потеряла девственность. Но теперь, после Роскона, уже как-то совсем глупо делать вид, будто бы веришь, что она по ночам работает медсестрой в больнице.

Мало того, отныне её трудовая деятельность будет осуществляться с одобрения и благословления всех участников конвента. Ведь не какое-то там авторитетное жюри вопреки воле народа выбрало лучшим романом года заурядную книжонку из раскрученной серии «Сталкер» – сами, своими же дружно поднятыми руками вознесли на пьедестал посредственность и безвкусицу. И ведь прекрасно понимали, кому и зачем это нужно, но поддались…  возможно, даже не грубому нажиму, а острожным намёкам, подмигиваниям и покашливаниям, которые, как известно, к протоколу не подошьёшь и прокурору не предъявишь.

В общем, шоу было поставлено на совесть, и совесть с этой нагрузкой справилась. Нет, наверняка кто-то голосовал против, кто-то потом в блогах возмущался подтасовкой результатов. Но где, спрашивается, можно найти поимённые списки голосовавших? И кто будет искать эти крики вопиющего в пустыне? В памяти народной останется лишь тот прискорбный факт, что практически весь цвет российской фантастики так или иначе оказался причастен к сомнительному, мягко говоря, решению, замазан в некрасивой истории. И в лучших традициях отечественной литературы сам себя высек. А все разговоры о том, что издательства проталкивают в печать безликую, стандартную фантастику в ущерб оригинальной и талантливой, отныне будут выглядеть лишь неуклюжей попыткой сохранить лицо, изрядно помятое и осунувшееся за время конвента.  

А самое забавное, что заодно высекли и незадачливого автора «Кубатуры сферы» Сергея Слюсаренко. Народным любимцам минутную слабость со временем простят, скорее всего, уже простили, а вот наш горе-лауреат от репутации халявщика, получающего больше, чем заслужил, рискует не отмыться уже никогда. Хотя он-то как раз и не виноват в том, что награждением именно его книги решили ещё раз пропиарить сталкеровскую серию и серийную литературу вообще. И сам роман не настолько плох, как его теперь, под влиянием привходящих обстоятельств, воспринимают. Он просто недостаточно хорош, чтобы поверить в искренность тех, кто его награждал. Обычный фантбоевичок, каких уже много было и, несомненно, скоро станет ещё больше.

Честно говоря, подробно рассуждать о сюжете книги не хочется. Вроде бы там постоянно что-то происходит, какие-то новые навороты. Но происходят они до ужаса однообразно. Сначала появляется новая партия плохих парней, потом – очередной природный катаклизм, а следом за ним – новое чудовищное чудовище. И так – восемь раз по кругу. Как по-вашему, могут ли однообразные события быть неожиданными? Вот и по-моему тоже не могут.

К тому же автор совершил очевидный стратегический просчёт. Хорошие парни у него настолько круты, обладают такими сверхъестественными способностями, пугающей воображение боевой и технической выучкой и суперсовременными гаджетами (один внедорожник с реактором на быстрых нейтронах чего стоит), что очень быстро перестаёшь беспокоиться о том, как они справятся с очередной напастью. Даже подхватив неведомый вирус, превращающий человека в кровожадного монстра, один из героев всё равно умудряется как-то контролировать свои инстинкты и отрывает головы исключительно плохим парням. Молодец, конечно, что и говорить, вот только читателю приходится намного сложнее – контролировать собственную зевоту он перестаёт задолго до середины книги.

Правда, и на этой крутости можно было сыграть, показав, как наши сверчеловеки, с лёгкостью расправляющиеся с любым врагом и разгадывающие любую загадку, оказываются бессильны против банальной подставы. В общем-то, автор и попытался так поступить, вот только вся эта сюжетная линия уместилась в пять страниц – примерно столько же, сколько заняла, например, сцена охоты на крокодила. Что ж, хозяин барин – что автору самому кажется интересным, о том он и пишет.

Впрочем, опять приходится отдать ему должное, в какой-то момент Слюсаренко почувствовал, что читатель вот-вот заснёт, и вдруг, без предупреждения, принялся шутить. Но чувство юмора – штука ещё более индивидуальная, чем литературные пристрастия. Кому-то, как говорится, и кобыла – невеста, для кого-то и Петросян – гений юмора и сатиры. И если упоминание в тексте имён некоторых деятелей фэндома выглядит вполне безобидно, а господин Сидорович, торгующий семигранными гайками – это, возможно, даже смешно, то сцена, явно пародирующая фильм «Сталкер» – та, в которой Гера читает стихи Арсения Тарковского – на мой личный вкус просто отвратительна.

С гораздо большими основаниями на пародию, издёвку над штампами времён холодной войны, могли бы претендовать описания украинских националистов и заседания таинственной организации, на самом деле контролирующей ситуацию в Зоне. Только есть у меня опасения, что именно здесь-то автор и серьёзен как никогда. Во всяком случае, сюжет романа, его предыстория во многом строится именно на этом противостоянии хорошей российской спецслужбы и натовских стервятников с их украинскими прихлебателями.

Разумеется, автор, живущий на Украине (или правильней сказать в Украине?), сам волен решать, как относиться к своему правительству и его политике. Но при этом вовсе не обязательно делать книксены в адрес соседней страны, где, по странному стечению обстоятельств, и была издана эта книга. Некрасиво получается, честное слово. И, между прочим, награда Роскона как бы поощряет эти антиукраинские, антинатовские и пророссийские  настроения автора, то есть, ко всем прочим прелестям, отдаёт ещё и политическим душком.

Ну да ладно, бог с ней с политикой. Но ведь автор и издатели обещали нам раскрыть тайну возникновения Зоны, рассказать о чём-то таком, что «может перевернуть весь мир». И как же они выполняют свои обязательства? А очень просто – в самом финале романа даётся одна резюмирующая реплика генерала Лазненко, руководителя Центра Аномальных Явлений:

«Нет той Зоны, куда вы отправились несколько дней назад. Её вообще нет. Вернее, она осталась только для систем наблюдения. А в реальности Зона находится где-то совсем в другом месте. Та туманная дымка, которая вас встречала при входе в Зону, теперь стала границей между двумя мирами. Куда попадает человек, пересекая границу, – неизвестно. Может, это лес в Сибири, может, заповедник на Венере, а может – это вообще другое пространство».

Да уж, спасибо, объяснили. Теперь всё стало понятно. Разве что неясно, каким образом Лазненко обо всём этом узнал. Ведь ни о чём похожем, ни о чём, дающим хоть малейшие основания для таких выводов, ранее в книге не сообщалось. Но, наверное, начальник таких крутых парней и сам обладает нехилыми паранормальными способностями. Предположим, у него прямая астральная связь с единым мировым информационным полем. Стоит ли, после всего уже случившегося, этому удивляться?

Стоит ли удивляться, что Вадим Иванович Малахов, 1975-ого года рождения, за двадцать лет до описываемых, происходящих в 2012 году событий уже служил в российской армии? Ну не действуют в этом мире ни законы математики, ни закон «О воинской обязанности и военной службе», допускающий призыв в армию только после достижения восемнадцатилетнего возраста – подумаешь, эка невидаль! Законы математики – так те точно не действуют. Послушайте, например, как звучит обратный отсчёт в аномальных условиях Зоны:

«– Восемьдесят пять, восемьдесят четыре, – стала отсчитывать Клавдия ровным голосом…

– Тридцать три, тридцать четыре, – не переставала считать Клава».

А лучше бы всё-таки перестала.

Дальше рассуждать о каких-то логических нестыковках в книге, на мой взгляд, бессмысленно. Тогда о чём? О языке, о характерах героев? Да, с этим немного получше. Образ сталкера Сухого можно даже назвать авторской удачей. Так ведь в том-то и беда, что мог Слюсаренко по всем задаткам и при некоторой доле требовательности к себе написать приличную книгу. Но зачем напрягаться, если и за такую халтуру премии дают?

А издателю и подавно важна только кубатура, валовой объём производства. Да и писателей с критиками больше интересует, не возникнут ли у них самих в будущем проблемы с публикациями, позовут ли их на следующий конвент. Где, возможно, опять придётся голосовать по негласным рекомендациям издательств. Замкнутый круг, сфера общих интересов. И читателю в эту зону отчуждения никак не пробиться.





99
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 сентября 2010 г. 21:31
А ведь это фантастический мейнстрим. Сталкер и Армада. И это хорошо. Подобные мысли родились здесь — http://coolwind.livejournal.com/34954...
Вот так.
А помнится ещё обвинения в сектанстве товарищей из «Портала-2010». Пехова, видите ли, не номинировали и ещё кучу целую великолепной литературы. Но Роскон за надругательство над русской литературой отомстил :)
Теперь же то, что вы в рецензии называете безвкусицей, стало мейнстримом. И нет проблемы... Унылое гетто забетонировало двери и окна в ПТУ — «Нас не возьмёшь!» кричала груда макулатуры.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2010 г. 01:12
Ох, не знаю. Хочется что-то возразить, но ничего кроме пафоса не выдавливается. Но и делать вид, будто всё так и должно быть, тоже не могу.


Ссылка на сообщение27 сентября 2010 г. 21:36
Интересно, а вы ожидали чего-то другого от этой книги? Я не стал ее читать, не взирая ни на какие премии. Впрочем, я вообще не читаю серию «Сталкер» и, за редкими исключениями, проектную литературу
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2010 г. 01:00
Звиняюсь, что встреваю, но прочитать текст Слюсаренко Сережу подбила я. Очень было любопытно совпадет ли мнение книготорговца и критика. Совпало:-)
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2010 г. 01:14
В принципе, примерно этого и ожидал. Но теплилась безумная надежда: вдруг человек смог выжать из этого сюжета что-то оригинальное, вдруг его за дело наградили. Но вдруг у нас бывает только то, что бывает.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2010 г. 06:24
Было бы интересно послушать мнение кого-то, кто голосовал за эту книгу на Росконе. Но, увы, народ безмовствует.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2010 г. 10:14
Не удивлюсь, если выяснится, что никто за «кубатуру» и не голосовал, что она как-то сама собой выбралась. Такое в нашей истории (правда, не литературной) уже случалось. Другое дело, что никто особо громко и не протестовал.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2010 г. 10:36

цитата Нил Аду

Не удивлюсь, если выяснится, что никто за «кубатуру» и не голосовал, что она как-то сама собой выбралась.

А вот это уже совсем нехорошо.


Ссылка на сообщение28 сентября 2010 г. 01:24

цитата Нил Аду

Обычный фантбоевичок, каких уже много было и, несомненно, скоро станет ещё больше.

цитата Нил Аду

Хорошие парни у него настолько круты, обладают такими сверхъестественными способностями, пугающей воображение боевой и технической выучкой и суперсовременными гаджетами

Ну, так если книга — обычный фантбоевик, то что плохого в такой крутости героев? Стандартный ход. Можно вот Стивена Сигала вспомнить, который в одиночку всех злодеев побивает одной левой; герой Уиллиса в «Крепком орешке». Или недавних «Неодержимых», где пять человек с собственным самолетом, кучей оружия разбивает в пух и прах целую армию. Так что, по-моему, тут все нормально. :-)

цитата Нил Аду

Стоит ли удивляться, что Вадим Иванович Малахов, 1975-ого года рождения, за двадцать лет до описываемых, происходящих в 2012 году событий уже служил в российской армии?

75+18 = 93. До 2012 года остается девятнадцать лет. Это нормально слегка округлить время, в быту частенько так поступаем. Вместо четырех лет тому назад, говорим пять; вместо двадцать шести — двадцать пять... ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2010 г. 01:35
Kuntc а вы сами это читали, или спорите из соображений «вообще»?
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2010 г. 01:45
Да, читал. Как о награде объявили, так сразу и купил. С Dark Andrew, помнится, еще немного поспорил об идейном содержании. :-)
Премии, конечно, давать не за что было. Но в своем жанре «Кубатура сферы», по-моему, совсем не плохо смотрится. (Я бы даже сказал, что таких хороших развлекательных книг сейчас не так уж и много.) Поэтому вот претензии к излишней «крутости» считаю излишними. Как и к простоватому сюжету. Все в рамках и по правилам боевика.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2010 г. 02:06

цитата Kuntc

Премии, конечно, давать не за что было


Ключевую фразу вы уже произнесли. А всё остальное — индивидуальные нюансы восприятия. Для меня хороший боевик — это такой, от которого не можешь оторваться. А здесь — ждёшь, когда же эта мутотень кончится. И виной всему чрезмерная, неадекватная крутость героев. Чем, кстати говоря, Брюс Уиллис отличается от Стивена Сигала? Тем, что за него переживаешь, хоть и знаешь заранее, что он опять спасёт мир. А Сигал — да, идеальная машина для убийства, понаблюдать за его работой небезынтересно, но принимать близко к сердцу — увольте.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2010 г. 16:26
Насчёт двадцати лет — да, это допустимо. Вот только кто мешал автору написать «почти двадцать лет назад», «около двадцати лет назад» и т.д? Кто, в конце концов, мешал сделать героя родившимся в 1974-м году? Просто для того, чтобы всякие зануды, вроде меня, лишних вопросов не задавали.


Ссылка на сообщение28 сентября 2010 г. 09:29
Я конечно жутко извиняюсь, но...
Понятно что существует формат ив рамках этого понятия, конечно можно закрыть глаза на многие недостатки текста, но куда девать неумение владеть автора русским языком (даже учитывая, что он с Украины).
Когда практически в самом начале текста автор пишет, что один из его крутых героев поелозил пальцем по сенсорной панели — я пас??? Понятно что крутым героям мозги как правило заменяет именно то место, которым обычно елозят.
Так и хочется поместить этот экземпляр (текст) в виртуальный музей фантастики и проводя там экскурсии останавливаясь перед этим экспонатом говорить начинающим авторам — «Вот, детки. Не пишите так, а то не дай бог, Роскон получите»:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2010 г. 09:58
Лен, я всё-таки считаю, что язык — не самое страшное, что есть в этой книге.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2010 г. 13:48

цитата ula_allen

неумение владеть автора русским языком (даже учитывая, что он с Украины).


О! Новая отмазка для безграмотности. о такой ещё не слышал!
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2010 г. 09:17
Да-да-да-да, их так много, этих самых «неумеющих владеть языком», которые «с Украны» :cool!: ..зато у тебя (ну, и у всех нас, ага), есличо, теперь есть индульгенция :-)))

Извините, не удержался :)


⇑ Наверх