Данная рубрика посвящена японской анимации. Рецензии и отзывы, анонсы еще не вышедших аниме и обзоры онгоингов, тематические подборки тайтлов а также итоги сезонов и года будут представлены в одной рубрике.
Принимаются любые предложения по улучшению.
Подразделы рубрики:
рецензии-отзывы
общий раздел
новости аниме
итоги сезона-года
персоналии-студии
анонсы-обзоры онгоингов
тематические подборки
Правила рубрики:
Помните, что ваше критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:
объём не менее 2000 символов с пробелами
в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится
в рецензии рекомендуется выставлять оценку по категориям: «Сюжет», «Персонажи», «Рисовка», «Звуковой ряд», «Итоговая оценка» по десятибалльной шкале
статья должна быть грамотно написана хорошим русским языком, допускается использование заимствованной лексики
при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка или постер; желательны примеры кадров
История прекрасной принцессы, ее верного рыцаря, а также антагониста в виде дракона, злого колдуна, или, в случае реалистического жанра, просто очень нехорошего человека — это сюжет, проверенный временем и рассмотренный, кажется, со всех сторон. Принцесса должна быть спасена, рыцарь — вознагражден ее любовью, антагонист — повержен. Эпоха постмодерна внесла целый пучок дополнительных развязок: дракон может оказаться героем, а принц на белом коне — злодеем; принцесса может оказаться коварной мегерой, а колдун — всего лишь ее несчастной жертвой; не исключаю, что в некоторых произведениях рыцарь спасает колдуна, убивая принцессу, за что колдун вознаграждает его своей любовью. Однако история, в которой есть принцесса, но нет ни одного настоящего героя мужского пола — это действительно оригинально. Даже по нашим вроде бы свободным и прогрессивным временам.
«Принцесса Аритэ» вошла в историю как самое успешное феминистское аниме. однако по сравнению с оригиналом — сказкой Дианы Коулз «Умная принцесса» — феминистский пафос был несколько приглушен. На первое место вышел пафос гуманистический, что для мира «Принцессы», являющегося аналогией Позднего Средневековья, совершенно естественно. Впрочем, феминизм тоже никуда не делся — в ситуации, когда гуманистические максимы вроде «человек — это звучит гордо» автоматически полагают человеком мужчину, это и неудивительно.
Запертая в башне собственным отцом, растущая в полном социальном вакууме в ожидании достойного жениха, юная принцесса узнает мир из книг, тайком выбирается в город, тянется к его обитателям, но оказывается никем не понятой. Отвергая одного за другим претендентов на свою руку и сердце, она навлекает на себя подозрения в одержимости злым духом, и становится в итоге жертвой козней колдуна. Теперь ей предстоит выбираться из плена, опираясь лишь на свою собственную волю и стремление к свободе.
«Руки человека хоть и не как у волшебников, но все равно обладают волшебными свойствами». Такую эстетизацию созидательного труда в аниме я видел последний раз, кажется, в другой сказке о принцессе — «Принцессе Мононокэ» Миядзаки. Начинается фильм со сцен наблюдения принцессы за трудом ремесленников — гончара, стеклодува, ткачей, с удивленного взгляда на собственные руки — неужели ими тоже можно творить такую красоту и волшебство? В последних же кадрах мы видим, как с тем самым чувством смотрит на свои руки антагонист — потерявший волшебную силу колдун-похититель. «В каждом человеке есть смысл!» — говорит принцесса, и именно эта фраза становится заклинанием, снимающим чары злодея-мага, а не поцелуй нежданного избавителя или помощь доброй феи. Но есть ли смысл в жизни ее рыцарей-поклонников, стремящихся к власти честолюбцев, безжалостных убийц и лжецов, но при всем этом удивительно инфантильных и недалеких глупцов? Есть ли смысл в вечной жизни мага, живущего в разваливающейся, населенной лягушками и крысами башне, старательно притворяющегося перед суеверными селянами великим волшебником, но оказывающегося в итоге потерявшимся, ни на что не способным мальчишкой, осколком древней цивилизации, практически ничего не воспринявшим из ее достижений? Нет, свой собственный смысл каждый человек должен утверждать делами. Как деревенская женщина, упорно долбящая каждый день землю в стремлении пробиться к так необходимой в бесплодной пустыне влаге. Как все те люди труда, ремесленники и крестьяне, что несут пользу людям, каждый день творя непостижимое для колдунов, ведьм, рыцарей и драконов волшебство созидания.
И бывшая принцесса, отказывающаяся от своего благородного происхождения ради жизни среди простых людей, отнюдь не стремится к уютному «счастливому концу» в духе «они жили долго и счастливо». Такой конец сказки для принцесс обычно оказывается также и концом жизни, в которой кульминацией был то ли первый поцелуй, то ли первая брачная ночь, а более ничего интересного состояться не может в принципе. Для Аритэ же смыслом жизни становится познание мира, деятельное, созидательное познание, несущее пользу людям. А это поле деятельности совершенно неисчерпаемое.
Поэтому и конца ее сказке не будет.
(не считаю возможным оценивать отдельные параметры фильма посредством цифр в силу острейшего неравнодушия и субъективизма по отношению к действительно цепляющим тайтлам, извините)
Легко ли рассказать простую историю: избитый вечный сюжет со знакомым каждому финалом? Рассказать так, что оторваться от повествования невмоготу? Задача не из тривиальных, и тем приятнее окунуться в старое новое прочтение непреходящей темы.
И пусть догадки о развязке преследуют зрителя с начала просмотра, те ощущения, что зародятся в финале дорогого стоят. Запомните это чувство! Запомните, чтобы и в реальной жизни ценить каждый миг, каждый взгляд, каждую улыбку — ушедшее уже не вернуть.
С высоты прожитых лет метания главных героев конечно бесят, но таковыми они и должны быть в юности: сколь многие из нас не поступали так же? На первый взгляд, можно высказать претензии к непроработанности второстепенных персонажей… но, и еще раз «но»: перед нами история для двоих, а остальные в ней – статисты.
Парень и девушка: что помимо любви, будущей и настоящей, может их связывать? Музыка лишь предлог – они оба пройдут путь от жертвенности к созиданию: каждый по-своему, но непременно в борьбе, а не смирении.
Визуальная часть на высоте: картинка не просто радует глаз, она буквально завораживает, заставляет рассматривать каждую сцену, каждый разворот, каждую деталь – превосходная работа.
Чего не могу сказать о музыкальной составляющей. Нет, сами композиции великолепны – как-никак классика. Но… на этот раз, большое жирное «но»: я понимаю, что нужно соответствовать реальности, однако, на мой взгляд, конкурсную действительность можно — и нужно – было принести в жертву экспрессии: лично у меня не получилось ощутить гармонию между трагизмом повествования и музыкальным сопровождением. Визуально-смысловая симфония упорно отказывается играть в унисон со звуковой: там, где от очередного музыкального пассажа должна распускаться феерия чувств, остается лишь недоумение: как, почему, зачем? Ведь есть гораздо более эмоциональные композиции, да — они попсовее, да — менее технически сложные, но зато несопоставимо чувственнее в данной истории. Разумеется – это мой личный бзик, и кому-то моя претензия покажется не обоснованной.
В моей заметке нет конкретных оценок, потому что она насквозь субъективна: если вам в свое время понравились такие фильмы, как «История любви» или «Памятный миг» не проходите мимо «Твоей апрельской лжи» — вас вознаградят сполна.
Позвольте представить мой топ-10 аниме уходящего 2015 года. Прошу не воспринимать его особенно критично. Его основная цель — попробовать еще раз навести читателя на аниме, которое ему может будет интересно посмотреть. А 2015 год у меня ассоциируется именно с этим списком.
Пользуясь моментом, хочу поздравить всех читателей с Наступающим 2016 годом! Хочу пожелать Вам в следующем 2016 году, не смотря на не самые простые времена, материального достатка и благополучия в семье, здоровья, успехов в творчестве и разных начинаниях, побольше добрых и веселых моментов в повседневной жизни! С Наступающим Новым 2016 годом!
Сложно придумать более удобную тему для создания аниме, как процесс создания аниме. Я очень рад, что такое произведение вышло под началом P.A.Works. Они привнесли в него очень много своих коронных фишек — яркая, насыщенная и красочная картинка, жизнерадостные персонажи и процесс достижения мечты в своей жизни. Сюжет повествует о 5 девушках-выпускницах одной школы, которые состояли в аниме кружке и создали свое аниме к культурному фестивалю. Они торжественно поклялись после школы не бросать это дело и когда-то вместе создать аниме, но уже как профессионалы. С тех пор прошло несколько лет, жизненные пути всех подруг разошлись в самые разные стороны и ничего не предвещает того, что они смогут когда-то воплотить свое желание в реальность — на самом деле, попасть в аниме-индустрию, не так-то просто и нужно много усилий для этого. По-этому на передний план в повествовании выходит процесс создания аниме: ежедневная рутина, неожиданные авралы и множество других серьезных ситуаций к примеру, когда автор оригинала неожиданно забраковывает финальную серию аниме-адаптации в самые короткие сроки перед финальным показом. И такие ситуации начинаешь воспринимать не как что-то особенное, а как вполне обычное явление по известному закону — если существует вероятность того, что что-то пойдет не так, оно с большой вероятностью так и будет. Именно из-за таких сложностей, процесс создания аниме, которое должно радовать зрителей, из веселой и радостной работы превращается в крайне нелегкий, порой безрадостный и очень напряженный труд — ничем не связанный с теми "розовыми" мечтами, что вынашивали героини еще в школе. Те ощущения, что переживает главная героиня, ответственная за производство, крайне отличаются от тех позитивных воспоминаний, что у нее остались после школы. Так что она вполне естественно начинает задаваться вопросом — а правильно ли она выбрала свою цель в жизни и как ей поступить в этой ситуации — признать, что школьная мечта недостижима? Авторы, сами завязнувшие в этой-индустрии, смогли найти ответ на этот вопрос, который, в принципе, применим и для других профессий. По-этому, если Вас заинтересовал этот ответ, рекомендую досмотреть этот сериал до конца.
Вывод: это аниме в первую очередь будет интересным поклонникам повседневности. Сериал красочный, позитивный и очень мотивирующий. К сожалению, такого рода произведений крайне мало.
Второй сезон "шажков" мне понравился даже больше первого. Герой продолжает делать свои "детские маленькие шажки" на своем пути к "большому успеху". И хоть это действительно и мелкие, но очень важные шажки. За что этот сериал я уважаю и ценю больше всех других спортивных сериалов, так это за очень продуманный, устойчивый и планомерный рост главного героя благодаря своим наработанным способностям и небольшим талантам. Герой планомерно улучшает свое мышление, игровые навыки, набирается опыта. Тут нету такого, как в многих других популярных и карколомных сериалах, где герои очень сильно "прокачивают" свой навык игры благодаря специальным "техникам", иногда на уровне фантастики. Мне нравиться как главный герой играет, мне нравиться как главный герой мыслит, мне нравиться его дух и желание развиваться, мне нравятся его противники. Так же мне очень импонирует то, как авторы смогли создать и обособить мир спорта в котором живут главные герои и где так стремятся остаться, закрепиться и достичь успехов. Действительно, эти люди живут в своем мире, который тяжело понять одноклассникам, друзьям, семье... Но сериал остается очень позитивным, мотивирующим и динамичным. Мне очень понравилась хорошая, милая и необычная для аниме романтическая линия. С нетерпением жду продолжение.
Вывод: Отличное традиционное спортивное аниме о планомерном росте главного героя как спортсмена-профессионала. Может многие со мной не согласятся и не поставят столь высокую оценку этому аниме, но 2 сезон этого сериала вошел в число моих любимых и потеснил позиции других высоко ценимых мною спортивных сериалов. Очень рекомендую всем поклонникам этого жанра.
Первое мое впечатление от просмотра серии этого аниме было — "оно просто таки обязано прорваться в топ-рейтинговые сериалы". К счастью или к сожалению, каждому для себя решать, но это аниме действительно вызвало высокий резонанс среди зрителей и ИМХО мы еще не раз о нем услышим. Рецепт очень прост — завораживающая графика произведения, яркая и в тоже время по-летнему приятная. В добавление к рисовке — классическая музыка и музыканты (пианисты, скрипачи и т.д.) прямо таки еще выше задирают планку "особенности" этого сериала. Ну и чувство того, что весь этот позитив просто обязан в какой-то момент перерасти в драму. Уверен, многие скажут, что я себе это все понапридумывал, но у меня действительно было такое чувство и после просмотра я в нем только уверился.
Это история о подростке-пианисте, которого уже в детстве можно было назвать гением. Но, как доказывает этот сериал, гениальность можно судить по-разному. Эксперты будут в восторге от точности воспроизведения музыки с партитуры вплоть до последней ноты, с чем уже в детстве главный герой "метроном" справлялся в детстве просто непревзойденно. И другая гениальность — уметь передать свои собственные эмоции зрителям отыграв по "особенному" ту или иную композицию, не следуя стандартам но задавая высокую планку музыкального произведения. Именно вокруг эмоций главного героя — страха, радости, любви и горя строится эта красочная, красивая и особенно эмоциональная история. Не смотря на все это, в аниме все же присутствуют по моему мнению ряд минусов, которые смазали впечатление. Авторы очень много всего намешали в истории героев излишне их усложнив все действие вокруг героя и его друзей. Лучший друг, который встречается с девушкой, которая нравится главному герою и никак не проявляет своих собственных намерений по-этому поводу. Ожидаемое поведение подруги детства главного героя. По-моему, так все закрутив создатели лишь смазали впечатление от центральной драмы сериала, но при этом повернув сериал в нужном русле, не углубляясь еще раз в жизненную драму героя. Ну и самый жирный минус сериала — это даже излишняя эмоциональность. Порой слишком уж наигранно смотрелись моменты в сериале, которые не органично, а немного наигранно подталкивают зрителя к еще большей драматизации каждого момента, при этом авторы не гнушаться в самый критичный момент заставить героев в не совсем понятной манере шутить (кто смотрел, тот поймет о каких моментах я). Все это можно было назвать простым словом "сопливость" сериала, но хотелось немного уточнить. Ну и стоит поблагодарить создателей за вполне уместную и хорошую концовку сериала — такое у них редкость, по-этому стоит хвалить и отмечать)
Вывод: очень высококачественная в плане рисовки, музыки и драматичности история жизни нескольких подростков. Рекомендуется широкому кругу зрителей заинтересованных в музыке и эмоциональных, драматических историях. Мне сложно представить человека, которого этот сериал оставит совсем уж равнодушным.
"Деревенская глубинка" это 100% повседневность с самым неторопливым сюжетом, с частыми забавными и милыми ситуациями и превосходной атмосферой покоя и позитива, забавными и милыми героями. Аниме рассчитано на уставшую от мирской и городской суеты аудиторию, что жаждет убежать куда-нибудь по-дальше от цивилизации и иметь размеренное но гармоничное существование. Всё это в этом сериале на высочайшем уровне. Хочется отметить также чудесную графику и отличную музыку. Преотличный образец жанра повседневность без существенных недостатков.
Вывод: Очень высококачественный и позитивный сериал-повседневность. Всем поклонникам жанра просмотр категорически обязательный. Остальным просмотр рекомендуется под соответствующее настроение: когда устанете от городской суеты и захочется увидеть как японские девочки проводят время в деревенской глуши.
Хорошая и очень неординарная пародия на сериалы о супер героях спасающих человечество. Середина сериала очень понравилась — много иронии, много юмора. Давно так не смеялся. Казалось бы, что можно сделать из такого аниме, где главный герой побеждает противников с одного удара? Ан нет, автор удивляет и радует фантазией. Но, к сожалению, стоит признать, что под конец искрометность и неординарность сериала начала поднаедать. Засилие странных супергероев тоже не к месту. В целом очень хорошо, но по-моему у сериала необъективно завышен рейтинг на фоне всеобщего хайпа.
Вывод: Отличная пародия на людей с суперспособностями и с оригинальным юмором. Рекомендуется к ознакомлению.
Продолжение "Бездомного бога" оправдало все ожидания — пафосная история о сообществе японских богов и духов, полная динамизма, красочной картинки и захватывающих битв. Особенно удалась первая арка о Бисямонтэн. Пожалуй самая лучшая и захватывающая арка всего сериала с интригующим сюжетом. А вот окончание сериала несколько разочаровало — накал страстей спал, множество непонятных ситуаций. Может сами японцы, лучше знающие свою религию, разберутся в этом круговороте, но для меня, не сильно богатого на знания японской божественной иерархии, концовка показалась откровенной дикостью и абсурдом. Да и после второго сезона осталось на порядок больше вопросов, чем после первого. Придется с нетерпением ждать третий сезон. Но в целом, сезон несколько проигрывает первому в плане завершенности, но по интриге на пол головы выше.
Вывод: Достойное продолжение хорошего пафосного сёнэна о божествах и духах. Графика, сюжет, персонажи — все на достойном уровне. Рекомендуется к ознакомлению.
Один из самых резонансных сериалов сезона. Драйвовый опенинг, мистическая атмосфера бара, где вершится суд над человеческими душами, намек на "потайной" смысл всего происходящего. Все это не могло не заинтриговать зрителя. Но, видимо, создатели решили, что сериал в таком роде может быстро надоесть зрителям, по-этому первая половина сериала — это разного рода эксперименты в разных стилях, которые могут как понравиться, так и не понравиться зрителю. Примерно в начале второй половины создатели заинтриговали зрителя разного рода интригами и подоплекой созданного мира. Ну а в заключении нас ждала драматическая развязка основного сюжета. По-моему эти три составляющие можно оценить отдельно друг от друга.
Истории с судом над посетителями запомнились и подолгу можно было судить о том, кто был прав, а кто нет. Правильно ли судить так или нет, тоже вопрос. Часть сериала, где описывается мироустройство и интриги в этом мире — самая слабая. Для чего нужен суд над людьми? Почему именно в таком формате? Что это за интриги среди божеств и для чего они нужны? Все это остается загадкой для зрителя, на которую он должен сам попытаться дать ответ. Заключительная же часть, центральный сюжет с историей главной героини — помощницы Декима получилась очень хорошей, логичной и лаконичной, а главное завершенной. Возможно именно из-за этого общее впечатление от сериала у меня осталось положительным. Сериал стоит просмотра, хотя бы ради центральной истории.
Вывод: Сериал просто обязан прийтись по вкусу поклонникам необычных сериалов с вопросами о душе, судьбе и т.п. вопросах. Все это дополняется яркой стилистикой, хорошим музыкальным оформлением и интересной сюжетной идеей. Но все же, лучше во время просмотра по-меньше обращать внимание на критическое мышление, а то можно заметить множество изъянов и вопросов, оставленных без ответа.
Продолжение оказалось куда более интригующим, нежели ожидалось. Создатели смогли "сьехать" с "крышесносящей" концовки первого сезона и вырулить на ранее намеченную сюжетную линию с некоторыми поправками. За это можно похвалить, но стоило ли так делать, тот еще вопрос. Зато, в этой ситуации создателям удалось выжать абсолютно максимум из такого блеклого персонажа по первому сезону "Слэйна Троярда", его перемена удалась на славу, в отличие от вгоняющего в уныние противника с Земли "Инахо Кайдзука". В завершении, все поменялось местами, я уже поддерживал марсианских рыцарей за отвагу, а не "правильную" сторону Земли. Вторая половина была полна динамизма, интриги, и не был ясен итог, к которому идут Марс и Земля. Марс Троярда был бы интересен, но злая ирония встала на пути и привела к тому окончанию, которое мы увидели в заключительной серии. Именно концовка в сериале огорчила меня больше всего, наигранная и абсолютно неправдоподобная, а тот, кто боролся за все это, был вдвойне наказан беспросветно глупыми идеалами одного из персонажей.
Вывод: Хороший меха-экшен с намеком на эпичность и хорошей графикой, и по-моему незаслуженно заниженным рейтингом.
Очень необычное фэнтези, где Силы самообороны Японии прямо таки покоряют "мир меча и магии" в стиле византийской империи с драконами, эльфами, магами, жрицами богов смерти на одной стороне, и танками, бмп, вертолетами и истребителями на другой. По началу казалось японцы в свойственной им манере сделают что-то совсем из ряда вон и смотреть это будет крайне сложно, но сюжетная завязка откровенно удалась — оригинально и интересно, по крайней мере по началу. Сюжетная линия вначале тоже понравилась: японский разведывательный отряд вступает в отношения с местным населением, налаживает отношения, влазит в передряги и удивляет всех вокруг своими действиями, техникой, манерами. Продолжайся сериал в той же манере весь сезон — цены бы ему не было. Вторая же половина сериала, где первое впечатление на ключевых персонажей было справлено и началась крайне быстрая и необычная адаптация к благам современной цивилизации, стало откровенно скучновато, а политические игры сильных мира сего показались скорее фальшивыми и наигранными. Из существенных недостатков сериала хочется отметить отсутствие информации о главных персонажах, нам практически ничего о них неизвестно и все они клеются к главному герою. Главный герой по-своему хорош, но уж слишком его образ почему-то прикрашен по-моему мнению. Ну и очень напрягает излишнее внимание к японским штучкам, кто знает тот поймет — надо же чтобы принцесса и ее помощница попав в высокоразвитую Японию в нашем мире удивились и прониклись ... яойными журналами. Мелочь, но смазывает впечатление.
Вывод: Необычное, оригинальное фэнтези с попаденцами, неплохой сюжетной линией. Качество выше среднего, для широкого круга зрителей и поклонников разных жанров.
Сериал одновременно понравился и нет. Хорошая задумка, любимый мною жанр, большой потенциал развития сюжета. К сожалению, полно у сериала и недостатков — хоть герои и интересные, но их развитию уделяются откровенно мало времени. Главный герой особенно слаб в этом плане — вроде как в сериале часто подмечается изменения в его характере, но этому не дается никакого конкретного объяснения. Остальные герои и того хуже. В сериале очень плохо с динамикой событий много откровенно монотонных моментов, часто происходят битвы, а потом резко задел к следующим аркам, чувствуется, что многие детали сюжета остаются за кадром. После просмотра, я успел прочитать первый том новеллы — аниме очень плохо перенесло бесчисленное количество моментов на экран, много сюжетных составляющих и размышлений героя осталось попросту за кадром и зритель слишком потерял в понимании ситуации. В результате, сложно сказать что совсем плохо — сериал интересный, интригующий, для любителя жанра так вообще находка. Но и сказать, что хорошо, тоже нельзя — потенциал был очень большим, но динамика событий, раскрытие героев и сюжета очень искривила впечатление.
Вывод: Неплохой фэнтези сериал с большим потенциалом но существенными недостатками в плане динамики, раскрытия героев и деталей сюжета. Поклонникам жанра смотреть рекомендую, так как выбор в этом жанре не так велик, а этот сериал скорее выше среднего уровня, а вот остальным исключительно по настроению.
Хорошая и очень неординарная пародия на сериалы о супер героях спасающих человечество. Середина сериала очень понравилась — много иронии, много юмора. Давно так не смеялся. Казалось бы, что можно сделать из такого аниме, где главный герой побеждает противников с одного удара? Ан нет, автор удивляет и радует фантазией. Но, к сожалению, стоит признать, что под конец искрометность и неординарность сериала начала поднаедать. Засилие странных супергероев тоже не к месту. В целом очень хорошо, но по-моему у сериала необъективно завышен рейтинг на фоне всеобщего хайпа.
Вывод: Отличная пародия на людей с суперспособностями и с оригинальным юмором. Рекомендуется к ознакомлению.
Продолжение "Бездомного бога" оправдало все ожидания — пафосная история о сообществе японских богов и духов, полная динамизма, красочной картинки и захватывающих битв. Особенно удалась первая арка о Бисямонтэн. Пожалуй самая лучшая и захватывающая арка всего сериала с интригующим сюжетом. А вот окончание сериала несколько разочаровало — накал страстей спал, множество непонятных ситуаций. Может сами японцы, лучше знающие свою религию, разберутся в этом круговороте, но для меня, не сильно богатого на знания японской божественной иерархии, концовка показалась откровенной дикостью и абсурдом. Да и после второго сезона осталось на порядок больше вопросов, чем после первого. Придется с нетерпением ждать третий сезон. Но в целом, сезон несколько проигрывает первому в плане завершенности, но по интриге на пол головы выше.
Вывод: Достойное продолжение хорошего пафосного сёнэна о божествах и духах. Графика, сюжет, персонажи — все на достойном уровне. Рекомендуется к ознакомлению.
Аниме о докторах и операциях крайне мало. По-этому, я решил досмотреть это аниме в любом случае. Из положительных сторон сериала — попытка соединить сюжет с разными вехами в истории: война во Вьетнаме, студенческие забастовки в Японии, борьба против расизма в Америке. На всем этом фоне главный герой с его стремлениями и идеалами. Авторы с разнообразным успехом пытались привнести и моральные вопросы: деньги, политика, иерархия в медицинском учреждении, коррупция, протестное движение и как это все может сломать даже самого талантливого человека. По атмосфере сериал отдаленно напомнил такие аниме как "Кайджи" и "Акаги легенда маджонга". Из негатива — слабый, притянутый за уши сюжет. Про предпоследнюю арку вообще сложно говорить: какая-то фантастмагория с смутным подтекстом. Непроработанные персонажи, которым вряд ли будешь сопереживать, за редкими исключениями в виде девушки из самой заключительной серии. Ну и открытая концовка довольно неудачная.
Вывод: Местами хорошая, а местами не очень, история о докторе с историческими и моральными вставками. Смотреть исключительно по настроению.
При поиске вариантов "чтобы посмотреть", я, как думаю и многие другие, часто ориентируюсь на разнообразные топ-листы аниме. К примеру на один из известных — MAL. Среди десятков аниме из топ-100 именитых, известных, широко обсуждаемых и известных аниме, меня всегда удивлял сериал "Легенда о космических героях". Он все время находится в топ-10 аниме с умопомрачительным рейтингом 9+, при этом аниме старое (90-ых годов) и длинное (более 100 серий). Не удивительно, что я решил однажды ознакомится с этим аниме и понять почему же оно так высоко в рейтинге и так малоизвестно.
Сюжет сериала развивается в далеком будущем (примерно в 36 столетии) в галактике Млечный путь. Она разделена между двумя противоборствующими силами. Одна из них — Галактическая империя под предводительством династии Гольденбаумов. По своему устройству, Галактическая империя полностью похожа на Пруссию второй половины 19 века: с Кайзером, аристократией, военной кастой и остальным населением. С другой стороны — Союз свободных планет. Он был основан беженцами и мятежниками из Галактической империи в форме республики на принципах демократии. По своей структуре Союз похож скорее всего на Америку или Европу конца 20-го века. Через многие годы, армия Союза и Империи столкнулись в космическом пространстве и это послужило началом многолетней вражды этих двух государств. Помимо всего прочего, в Галактике существует и третья сторона — Фезан, одна из планет Галактической империи. В следствии своего уникального месторасположения, Фезан имеет значительную автономию. Все дело в том, что из Союза в Империю, и наоборот, можно добраться на данный момент только двумя проходами — через Изерлонский проход и через Фезан. В Изерлонском проходе уже многие года существует Изерлонская крепость (аналог Звезды смерти из звёздных войн), вооруженная "Молотом Тора",- очень сильным оружием способным остановить практически любую армию врага. Фезан, в этих условиях, становиться центром экономического сотрудничества и дипломатии между двумя государствами, экономическим и торговым центром. Естественно, что руководитель Фезана хочет изменить соотношение сил в Галактике.
Основа сюжета, которая плавно протекает через весь сериал, это противоборство двух разных идеологий (прошу не проводить аналогии с коммунизмом и капитализмом, тут этих намеков я так и не нашел), двух форм правления государством — демократии и монархии. В начале сериала в Галактике наступил беспрецедентный поворотный момент, который в скором времени кардинально поменяет ситуацию. Все дело в том, что все системы в конкретный момент окончательно пришли к внутреннему кризису — в Галактической империи нарастает недовольство и противостояние между аристократией и военной кастой. Ко всему прочему, уже много лет династия Гольденбаумов явно не соответствует времени и не устраняет внутренних междоусобиц. В Союзе же, в свою очередь, кризис не заметен невооруженным глазом, но политики строят свою карьеру на войне, внутреннем противостоянии, экономическая политика так же оставляет желать лучшего — в стране кризис, государство зависимо от Фезана, так как набралось внешних кредитов. Фезан же наоборот находится на подъеме, но скован своей автономией, отсутствием армии и т.п. И вот история начала свой ход и на гребне волны оказываются наши главные, а с ними и второстепенные герои и им суждено полностью перекроить всю историю Галактики.
В Империи сюжет крутится вокруг юного Райнхарда фон Мюзеля. Он из разорившихся аристократов. Его старшую сестру Кайзер забрал в качестве наложницы и расплатился с долгами семейства. Райнхард возненавидел династию Гольденбаумов и аристократию, но в тоже время он крайне восхищается основателем этой династии, который смог совершить переворот и основать Галактическую империю многие годы назад. Его желанием стало поквитаться с династией Гольденбаумов и покорить вселенную, а соответственно и уничтожить Союз. В будущем, благодаря положению его сестры, ему удается быстро взобраться по военной лестнице и стать одним из многообещающих командующих Галактической империи. Этот путь так же показан в другом сериале. Если коротко охарактеризовать Райнхарда — он импульсивный молодой идеалист и борец за справедливость, но при этом он жаждет битв и сражений, а так же абсолютной власти. Считает, что во главе государства должны стоять одаренные авторитарные правители и если найдется кто-то достойнее такого правителя, он должен отобрать эту власть.
В Союзе история крутиться вокруг Яна Вэньли. Он поступил на исторический факультет в военную академию планируя стать историком, но из-за некоторых обстоятельств, ему приходиться перейти на направление тактики управления войсками. Благодаря своему непревзойденному таланту, необыкновенным и странным стратегиям, которые приводят к победам в самых сложных ситуациях, он очень быстро поднялся по карьерной лестнице. Особенную популярность и признание он получил после сражения при Эль Фасиле, после чего его прозвали "Герой Эль-Фасиля". Эта история так же вышла дополнением в виде сериала. Если охарактеризовать Яна Вэньли, то он молод, увлечен историей, особенно причинно-следственных связей. Сторонник демократии и ее основных принципов, но при этом он остается рационален и взвешенно относится ко всем конфликтам в истории человечества. Ему приписывают фразу "Мало воен ведется между добром и злом; большинство же ведется между одним добром против другого добра" (вольный перевод с англ. википедии "There are few wars between good and evil; most are between one good and another good."
Именно противостояние между такими талантливыми людьми с противоположными взглядами, становиться основной линией всего сериала, а соответственно и между ихними идеологиями. Помимо этих двух главных героев, в сериале огромное количество разноплановых второстепенных персонажей, очень много. Все они по своему оригинальны, со своими особенностями и своей историей. Единственный недостаток — некоторая симметричность между персонажами. Фредерику Гринхилл, помощницу Яна Вэньли, практически не отличить по характеру от Хилдегард фон Мариендорф, секретаря Райнхарда. Букока, одного из флот-адмиралов Союза, не отличишь принципиально от Меркатца, командующего Империи. И таких примеров достаточно много. Но в целом, персонажи отлично вписываются в историю, многим сочувствуешь, многих поддерживаешь.
Общее впечатление от сериала преимущественно положительное. Правда первое впечатление от сериала скорее было отталкивающим — рисовка 80-90-ых годов, весьма своеобразные лица имперцев. Очень притянутые за уши восклицания персонажей о гениальных тактиках и стратегиях, не имеющих ничего внушительного для современного зрителя. Довольно унылые бои. Все это в первых сериях может оттолкнуть, но со временем, чем дальше продвигается сериал, все становиться лучше и уже можно наслаждаться самим сюжетом и поворотными моментами в истории, а их тут достаточно много. Сериал очень похож по строению на военные хроники или исторический трактат. Вообще достаточно много внимания уделено истории, целых 3 серии от начала и до конца в сериале было уделено на описание истории Галактики от наших дней до времен Галактической империи. По-этому зрителю надо к этому быть готовым, если вы не любите историю и длинные истории о том как развивалась история мира вас вгоняет в смертельную скуку, то местами этот сериал может показаться зверски унылым. Так же стоит отметить, что не смотря на огромную череду событий, что происходит за 110 серий, общая динамика сериала довольно медлительная в стиле 90-ых годов. Сериал серьезно отличается от современных, в которых может быть десятки боёв, множество происходящего на экране. В этом сериале царит спокойная расслабленная атмосфера, когда персонажи могут сидеть и обсуждать политику, философию, семью и подобные вещи, а уже в следующей серии происходит какой-то сюжетный поворот. Но в сериале абсолютно точно нет воды и филлеров, все серии имеют свое значение.
Хочется отметить некоторые недостатки сериала. Их тут немного и они чисто субъективные, но все же. Очень неприятно, когда из-за каких-то внутренних амбиций главных героев армии сходятся в войне, а воины гибнут миллионами. Наверное в реальной жизни такое бывало и не раз, но для меня, как для зрителя, некоторые сражения и поведение командиров кажутся абсолютно неоправданными. Нарратор сухим голосом констатирует количество погибших в конкретном конфликте в несколько миллионов человек, но при этом командиры продолжают свою сюжетную линию. Кое-где это сюжетно оправдано, а вот кое-где по-моему притянуто за уши. Еще один недостаток, плавно перетекающий в другой, это то, что пару самых главных веток сюжета совсем или почти совсем не сыграли никакой роли в общем сюжете, хотя им уделялось очень много времени. Большинство событий по этим веткам выглядят неестественно и даже глупо в заключении. Отсюда основной минус — у сериала был невообразимо огромный потенциал в плане сюжета,, но он был использован лишь на три четверти. Могло быть значительно лучше.
Касательно музыки. Ожидаемо, в сериале было использовано много классической музыки, которая подчеркивала некоторые знаменательные моменты сериала. Но просмотрев этот сериал, я откровенно не могу припомнить, когда она играла и какая именно. По-этому меломанам этот сериал ничего нового принести пожалуй не сможет.
Возвращаясь к самому началу этого отзыва, почему же этот сериал имеет такой высокий рейтинг? Выскажу свое предположение: при всей моей любви к аниме, у этого аниме нету аналогов. Это аниме в стиле военных хроник. Хорошая сюжетная линия окончившаяся закономерным и многообещающим концом. Большое внимание к историческим деталям. Зритель получает много пищи для размышлений по ходу сериала. Наличие нескольких весьма драматических и критических поворотов сюжета, которые заставляют взглянуть на сюжет с совершенно другой стороны и строить догадки, что же произойдет дальше. Предположительно, многие, кто берется за этот сериал изначально готовы к просмотру аниме 80-90 ых годов с присущей им динамизмом и атмосферой. Ну и повторюсь снова, аналогий такой эпической космоопере с таким охватом пространств, с таким сюжетом и военными столкновениями я не могу придумать. Если бы я в детстве увидел этот сериал по телевидению, оно бы однозначно стало моим самым обожаемым и почитаемым аниме.
Общий вывод: сериал в стиле военных хроник с хорошим завершенным сюжетом, хорошим вниманием к историческим вопросам в стиле "а что лучше демократия или монархия?", хорошими и неожиданными сюжетными поворотами, интересными персонажами. Сериал не из категории "must see", но по-моему аналогов этому сериалу среди аниме практически нету. Рекомендую к просмотру.