Данная рубрика посвящена японской анимации. Рецензии и отзывы, анонсы еще не вышедших аниме и обзоры онгоингов, тематические подборки тайтлов а также итоги сезонов и года будут представлены в одной рубрике.
Принимаются любые предложения по улучшению.
Подразделы рубрики:
рецензии-отзывы
общий раздел
новости аниме
итоги сезона-года
персоналии-студии
анонсы-обзоры онгоингов
тематические подборки
Правила рубрики:
Помните, что ваше критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:
объём не менее 2000 символов с пробелами
в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится
в рецензии рекомендуется выставлять оценку по категориям: «Сюжет», «Персонажи», «Рисовка», «Звуковой ряд», «Итоговая оценка» по десятибалльной шкале
статья должна быть грамотно написана хорошим русским языком, допускается использование заимствованной лексики
при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка или постер; желательны примеры кадров
Ныне практически ни один сезон на японском ТВ не обходится без анимационных сериалов на спортивную тематику: будь то всеобщие любимцы бейсболисты, или же не столь популярные, но не менее пафосные в своем посыле фут-/баскет-/волейболисты, пловцы, теннисисты, велосипедисты, борцы... Всем им найдется место на малых экранах и в сердцах зрителей. Однако при всём обилии споконов некоторые виды спортивных состязаний редко получают рисованные экранизации-популяризации. Вспомнить хотя бы Хикару и го (2001-2003), с выхода которого игра го более не в чести у аниме-производителя — за 13 лет ни одного проекта. Та же участь постигла сёги: ожидающий премьеры осенью этого года Мартовский лев станет первым сериалом на шахматную тематику с 2007 года, когда вышел Сион и король. Немногим больше повезло гольфистам: с 1984 года всего два сериала — Ashita Tenki ni Nare (1984) и Dan Doh! (2004). Совсем уж неудачники в этом отношении легкоатлеты и гимнасты. Ganbarist Shun про гимнастов выходил в 1996-1997 гг., и более ни-ни. Hikari no Densetsu про художественную гимнастику был в 1986, и всё. Suzuka про лёгкую атлетику в 2005, и точка.
До недавних пор фигуристы тоже были аниме-сиротами — с Фигурного калейдоскопа 2005 г. ничего. Но, кажется, на небесах что-то случилось, и студия MAPPA решила нас обрадовать, выкатив аж сразу двух Юриев на рисованный лёд. Сериал выйдет в октябре и называется ровно так — Юрии на льду (в оригинале аж с тремя восклицательными знаками: ユーリ!!! on ICE). Сюжет, как не трудно догадаться, крутится вокруг Юриев — Юрия Кацуки, японского фигуриста, не осуществившего надежд нации в прошлом финале Гран-при и от того размышляющего об уходе из спорта, и Юрия Плисецкого, юной надежды российского фигурного катания. Третьим протагонистом станет фигурист-ветеран, пятикратный мировой чемпион, «живая легенда» Виктор Никифоров. В предстоящем Гран-при меж ними разгорятся нешуточные страсти. Дай бог, чтобы только спортивные. В заявленных жанрах сёнэн-ай не значится, конечно, но трейлеры и стиль рисовки вызвали у меня некоторую тревогу. Понятно, что всему виной успех аниме-пловцов, и маркетинг нацелен на поклонниц красивых мужских тел. Но будем надеяться, что сценарно/драматургически этот сериал будет лучше. В любом случае, это один из немногих проектов осени, которые я буду смотреть. Советую и вам.
На старте всё выглядит хорошо. Мангака Мицуро Кубо выступила автором идеи и разработчиком концепт-артов. Режиссёром и по совместительству сценаристкой стала Саё Ямамото, автор недавнего Люпена III (2012) и великолепного Митико и Хаттин (2008). За музыку отвечает Кейсуке Томинага, работавший над Космическим Денди (2014), Эхом террора (2014) и Аполлоном: Дети на холме (2012). Кстати, последние два сериала как раз производства студии MAPPA, которая хоть и новичок аниме-индустрии, уже имеет на счету более десятка проектов, среди которых франшизы Гаро и Ярость Бахамута, а также спокон-сериалы Teekyuu (про теннисисток, три сезона) и Дни (про футболистов, идёт сейчас). К слову, Ямамото уже работала над фигурной анимацией: её короткометражка Endless Night в прошлом году была представлена на Japan Animator Expo. Посмотреть можно тут.
P.S. Ссылка на второе видео заменена, т.к. автор предыдущего ограничил доступ к просмотру.
Последнее время катастрофически не хватает ни на что времени. Потому еле еле выбила себе 2 часа на отдых, на себя. Два часа это конечно мало, но чтобы рационально их распределить я решила посмотреть анимационный фильм. Давно их не смотрела, а «Bokemono no Ko» давно у меня лежит в ожидаемом.
Начну пожалуй с того, что основная аудитория 16-20 лет, я в нее уже не попадаю. Поэтому для меня было ожидаемое развитие сюжета и различные ходы. Потому уже сначала смотрела сериал, с таким бабушкинским настроем, взглядом умудренным опытом и одобрительным киванием, зная, что развязка и сюжет меня порадует. Я уже видела крепкий середнячек, с учетом моего возраста.
Но постепенно мое мнение поменялось, да конечно это предсказуемо, это акцент не на меня, да и снисхождения высоких мыслей и рассуждений не стоило ждать.
Но драма разыгрываемая в фильме была сильной, сильной были черты и метафоры. За всеми образами и действиями проглядывал не только кит (кстати я уже 10 лет никак не прочту эту книгу, пора бы уже) И весь метафоричный сюжет описывающий становление человека и его взросления был достаточно крепким.
Сумбурно конечно, но меня зацепило, и конечно этот период для меня давно уже позади, но вот так взгляд на себя, на свои поступки, дал повод задуматься. Над чем? Да наверное над всем, над отношениями, над поведением, над выбором и пониманием других сторон задействованных во всем. А эта вот дыра, затянулась ли она? Может мне просто нравится копаться в поведении и причинах, в поступках и мотивациях, но мне это дало еще одну возможность взглянуть по другому.
Но и конечно мне как родителю надо быть готовым, особенно к тому, чтобы понять своего ребенка.
Касательно графики – мне все понравилось и фоны, и дизайны. Все отлично, в том числе и музыка.
Единственное, что опять таки я не так хороша знакома с мифологией и нравами Японии. Некоторые моменты были упущены из-за моей неосведомленностью.
Красивая квинтэссенция о взрослении.
Потому под конец я ставлю 10 баллов, но это мое личное мнение, может я через чур много наразмышляла. Но надо учесть, что 10 баллов не в категории – «запомнить на веке и не спать под впечатлении» это немного другое. Ведь мы не только путешествуем по Средиземью, иногда над и одного острова хватит, чтобы понять себя.
PS Романтика прекрасна и нежна, давно такого не видела.
В анналах аниме-рубрики Фантлаба хранятся записи о японской ТВ-анимации и за 2013 и за 2014 годы, однако ни в той, ни в другой хронике отдельной статьи о Самурае Фламенко вы не найдете. В своем эссе я постараюсь исправить это упущение и объяснить, почему это аниме стоит увидеть.
Брать проект на трансляцию в стык сезонов — всегда большой риск для канала (если это не сёнэн, конечно). Даже в случае Fuji TV и таймслота noitaminA. Например, у Самурая — осень-зима, празднование Рождества сильно роняет рейтинги и отсекает одну половину аниме-сериала от другой. Поэтому у заказчика аниме должна быть достаточно сильная мотивация: мощный материал в основе сценария (манга/роман/оригинальный концепт) и/или «продаваемые» имена создателей (авторов/студий). Так было с предыдущими двухсезонниками noitaminA: Медом и клевером (2005) и Нодамэ Контабиле (2007), снятыми по премированным Коданся мангам, Усопшими (2010) — экранизацией ранобэ известной романистки Фуюми Оно, Короной греха (2012/13) — оригинальной работой Гэна Уробути. Так случилось и с Самураем Фламенко: оригинальный концепт представил Хидэюки Курата, автор нескольких новелл, манг, более десятка успешных аниме-сериализаций. В общем, ожидания были от сериала самые что ни на есть высокие — собратья по трансляции обязывали.
Кажется, именно они, ожидания, и сгубили дальнейшую судьбу проекта. Доподлинно неизвестно, что презентовали авторы продюсерам перед запуском в производство, однако маркетинговое «лицо» аниме, выглядевшее как «повседневность супергероя-вигиланта и полицейского, чьи внешность и отношения похожи на фансервис», оказалось маской. Нет, вы не подумайте, и Самурай Фламенко, который вигилант, на месте. И полицейский. Выглядят они как икемены (ikemen, если гуглить будете). Броманс в наличии. Даже повседневность всамделишная. Только вот за свои 22 эпизода сериал четыре раза делает такие твисты, что впору назвать их сменой жанра, а не сюжетными поворотами. К этому не были готовы ни любители супергероической тематики, ни поклонники жанра повседневность, ни фудзёси. Из-за чего многие отправили Самурая в дроп, не досмотрев до финала. Скрепя сердце, так хотел сделать и я. Но, как выяснилось в результате, правильно сделал, что не отправил.
Если попытаться описать сериал в двух словах, Фламенко что-то наподобие оборотня, химеры, или символического пульсара. Как с магриттовской трубкой, которая не трубка, это аниме постоянно мимикрирует под то, чем не является. То прикинется хардкорной повседневностью начинающего вигиланта, которого высмеивают школьники, бьют пьянчужки и презирают коллеги по справедливости. То вдруг пародирует свой метажанр, сэнтай, обыгрывая небогатый набор клише и штампов супергероических сериалов и эксплуатируя сценарный прием «злодей недели». То станет деконструировать само себя, обнуляя предыдущую сюжетность и переворачивая все с ног на голову, как в каком-нибудь нолановском Начале или Матрице Вачовски. Или Бойцовском клубе, на худой конец. То опять свяжет все воедино, подобно уроборосу, поглощающему свой собственный хвост, и вернется к реализму повествования, попутно раскрыв карты, которыми дразнили еще с первого эпизода. Самурай Фламенко эффектно водит за нос, и делает это на удивление остроумно.
Большинство обвинений в адрес сериала основано на том, что он не удерживает целостности сквозного сюжета. Действительно, для дедуктивного анализа нарратив Фламенко не годится — ни одна рациональная модель интерпретирования не срабатывает. Мотивационно Самурай Фламенко очень сильно смахивает на черный ящик: что происходит внутри, нам неизвестно. Только вот сериал не нуждается в рационализации. Интонационно метаясь, как маятник, он обнаруживает свою сюрреалистическую природу: онейрическое и обыденное сплавляются до неразличения. Однако не думайте, что это какая-то герменевтическая черная дыра. Ключик для разгадки имеется.
В нарратологии есть такое понятие, как ненадежный рассказчик, его давно и с удовольствием используют как писатели, так и режиссеры. Так вот, наш Самурай Фламенко использует подвид ненадежного рассказчика — «сумасшедшего». Им оказывается (сюрприз, сюрприз) протагонист, персонаж заглавной роли. Разумеется, это не надо воспринимать так, словно у главного героя совсем шарики за ролики заехали, и все, что нам о нем рассказывают, и, особенно, что он сам о себе рассказывает, является бредом чистой воды.
Вследствие тяжелого травмирующего опыта в детстве (у Фламенко погибают родители от рук вооруженных грабителей, а сам он воспитывается родным дедом-гиком, повернутым на костюмных супергероях и идее справедливости), Масайоши склонен слишком эмоционально воспринимать окружающую действительность, зачастую преувеличивая и неверно расставляя акценты. Из-за хитрого монтажа, когда не всегда понятно, перешли мы от я-повествования к мы-повествованию, или наоборот, верифицировать демонстрируемое на наших экранах тяжело. Облава на наркодилеров может быть воспринята как встреча с монстрами, гориллой-гильотиной, например. Внутренняя борьба со злобным альтер-эго как встреча с доппельгангером, которого нужно убить. Борьба со злодеями космических масштабов как метафора внутренних противоречий супергероя-вигиланта: чтобы была тень, нужен свет; чтобы была героика, нужно постоянное наличие монстров. И так много раз. Конечно, у сериала диалогическая структура — рассказчиков несколько, есть даже медиумы, типа интернета или ТВ, но и они не вносят стопроцентной ясности, поскольку проходят по разряду фикшн, а значит видео-доказательство вполне может оказаться съемкой развлекательной передачи или умелой нарезкой со спецэффектами. Суть «больной наррации» в том, что где ложь, а где правда, не разберет и сам «больной».
И ведь Масайоши, ака Самурай Фламенко, не единственный, чьим словам и действиям не стоит доверять. Его лучший друг и надежда всех фудзёси — Хидэнори Гото, участковый полицейский, также имел травматический опыт в прошлом; у него тоже есть свои маленькие странности. Хотя на фоне протагониста Хидэнори, пожалуй, самый адекватный, импонирующий персонаж.
Вообще драматургия сериала сильно выиграла по большей части даже не от описанной игры с нарративом, а от качественной «характеризации»: цела куча второстепенных персонажей, которым не только дизайны придумали, но и хобби, цели в жизни, слабые места, родственников/коллег/знакомых. Если два главных героя образуют тандем, который условно можно назвать «фламенко бойз», то в пандан ему идет трио девушек-идолов, «фламенко гёлз». Днем они поют на сцене, а по вечерам вершат правосудие в эксцентричных нарядах а-ля девочка-волшебница. Самая шебутная среди них Мари, любительница отдавить яйца злодеям и талантливый автор песен. Самая ответственная Мидзуки. Самая покорная Моэ, у которой чувства к Мари. Есть еще Дзёдзи Канамэ, наставник Самурая, костюмный Красный Топор, актер, супруга которого тоже костюмная супергероиня. Суми Ишихара, строгая и требовательная менеджер-агент Масайоши; «глоток» здравого смысла в воображаемом мире Фламенко. Потом появятся Дзюн Харадзука, гик-инженер, автор фламенко-набора канцелярского оружия. «Фламенджеры», самая интересная среди которых Сакура Мамои, единственная девушка в сэнтай-команде: любит вязать, например, и безоговорочно любит Дзёдзи, из-за чего у нее постоянные перепалки с его женой.
За сезон герои Самурая Фламенко значительно взрослеют, проходят важные для себя этапы становления. За кажущейся аляповатостью кроется серьёзная мыслительная работа. Масайоши перестает быть фанатиком идеи справедливости и больше не полагается слепо на экранных супергероев, сознавая свое место во взрослой жизни, но не теряя меж тем энергичности в наказании зла. Хидэнори смиряется с давней утратой. «Фламенко гёлз» сплачивают свой коллектив. Дзёдзи находит себе преемников и может уйти на покой.
К сожалению, бочка мёда, как известно, всегда портится ложкой дёгтя. В нашем случае дёгтем оказалась анимация. Назвать ее качественной не решусь даже я. «Задники» в большинстве случаев недвижимы, герои вторых планов безлики и грубы в рисовке, хэнсин-сцены курам на смех в наш двадцать первый век. Не знаю, было ли тому виной недофинансирование, но лимитированная мультипликация показала себя здесь во всей своей «красе». Однако хочу утешить: не все 20-ть минут каждого из 22-х эпизодов так плохо отрисованы, бывают проблески гениальности, и некоторые кадры даже хочется разбирать и разбирать (как выставлен свет, фокус, перспектива, какая использована гамма, куда смещен спектр, геометрия форм, со-позиции и пр.).
Но не будем о грустном. Дизайны персонажей, например, весьма изобретательны. Особенно у злодеев. За то спасибо Ёсимицу Ямасите. За ловкие же аллюзии спасибо режиссеру Такахиро Омори. Костюм Фламенко — это реминисценция на заглавного героя игрового телесериала Наездник в маске (1971). Дзёдзи Канамэ — напоминание о первом исполнителе роли Наездника в маске, Кунихиро Фудзиоке. К слову, о своем «духовном отце», Наезднике в маске, в Самурае Фламенко вспомнят еще не раз. Квинтет «фламенджеров» отсылает к канону жанра сэнтай — Супер-Сэнтаю (1975). Противники фламенджеров, синенькие чибики МММ34 (или же Миямото Мусаши, от имени известного мечника-ронина, победившего в 60-ти дуэлях) — пародия на самую популярную идол-группу Японии АКВ48. Среди них, например, встретится двойник вокалоида Мику Хацунэ, а другой злодей сериала, Убийственная шутка, двойник Алекса из Заводного апельсина Кубрика. Канцелярское оружие Самурая — это почти бондовские винтажные гаджеты. Присутствует даже математическая игра с числом врагов: первых монстров было четверо, их воротники выглядели, как осьминожки; у осьминога восемь щупалец, значит, возводим четверку в восьмую степень и получаем финальное количество злодеев — 65536 (осьминог — сквозной образ, например, подвеска на зонтике Хидэнори тоже осьминожек). И таких «пасхалок» в сериале много. Омори опытный режиссер, на его счету более двадцати ТВ-экранизаций, преимущественно манг категории сэйнэн.
Отмечу также качественную работу со звуком. У сериала два драйвовых опенинга и уместные звуковые эффекты. Сэйю с широким диапазоном эмоциональной окраски голоса: ссоры и перепалки слушаются с интересом, равно как и признания в любви.
В итоге мы имеем аниме, которое мало кого оставит равнодушным. Вы либо поймете его и полюбите, либо поймете не так и возненавидите. Как говорится, красота в глазах смотрящего. Но одного у сериала не отнять — его смелости. Завлекши аудиторию фансервисом и несуществующим сёнэн-аем, Самурай Фламенко добрую половину времени посвятил оммажу супергеройскому прошлому на японском ТВ, попутно исследовав вигилантство на «подводные камни», внутренние противоречия, тяжесть моральных устоев и здравомыслие. Этот проект задался вопросами ровно теми же, что и игровые фильмы Пипец Мэттью Вона (как далеко может зайти самодеятельная справедливость и насколько она болезненна), Скотт Пилигрим против всех Эдгара Райта (как сильно бывает остранено воображение фаната от реальности), Хранители Зака Снайдера (как долго и на каких условиях общество готово мириться с вигилантами) и Супер Джеймса Ганна (как нелепо и беспомощно вигилантство, если форма не подкреплена содержанием). Я не стану врать и говорить, что это аниме из разряда «100 аниме, которые нужно увидеть, прежде чем умереть» (сомневаюсь, что такие вообще существуют), но я точно включил бы его в список ста самых разноплановых ТВ-сериалов японской анимации.
P.S. Финальный эпизод — жемчужина сериала, таких концовок я не припомню.
Пока мир очарован технологиями дополненной реальности на примере игры Pokemon GO, хотелось бы рассказать о сериале, фабула которого основана на играх куда более занятных и технологически продвинутых, чем ловля виртуальных покемонов. Оригинальный концепт этого сериала вынашивался годами, и не зря. Он уже не повторит ошибок своего «духовного» предшественника, сериала «Эксперименты Лэйн» (1998), потому что знает, куда свернуло развитие «всемирной паутины» после миллениума. И меж тем останется в той же линии вопрошания, что и полнометражки «Призрак в доспехах» (1995) и «Паприка» (2006), вкупе с сериалом «Технолайз» (2003) и уже упомянутыми «Экспериментами Лэйн». Вызывает интерес, как развившиеся цифровые технологии изменяют не только окружение человека, но и — что более важно — сознаваемые границы человеческого естества.
Сюжет сериала разворачивается вокруг группы шестиклассников вымышленного города Дайкоку, чьим любимым времяпрепровождением является игра в кибер-очках. Кибер-очки эти выглядят как самые обычные стекла на дужках, технические же возможности их значительно превосходят те, что предлагаются сейчас в «умных» очках корпорациями Гугл и Майкрософт. Что, в общем-то, логично: время событий датируется 2026 г.
Признаю, чутье на технический прогресс авторам не изменило. Согласно хроникам "Кибер-витка", массовый выпуск очков начался в 2014 г. Согласно хроникам реальной жизни, Гугл представила свои очки в 2012 г., а Майкрософт — в 2015 г. Согласитесь, неплохая точность для 2007 года.
Предположив, что компьютерная техника и дальше будет развиваться в направлении минимизации габаритов, увеличения включенности в интернет-коммуникации и адаптирования интерфейса к не опосредованным какими-либо устройствами командам, создатели сериала изобразили для нас мир, где, надев кибер-очки, вы с легкостью сможете взаимодействовать с голографическими объектами любых масштабов и сложности. Вы будете видеть программные вирусы и баги, обновления гео- и метаданных локаций, сбои в ПО, как обновляются и взаимодействуют между собой разной степени давности массивы данных. Все это детально, красочно, с убедительной визуализацией. Вы даже сможете завести себе кибер-питомцев — собачек, хомячков, котиков и др. Но, как и любые другие цифровые объекты, ни песики, ни баги, ни загадочные порталы не осязаемы и не ощущаемы никак иначе, кроме как с помощью кибер-очков.
Ровно до тех пор, пока вы сознаете свою взрослость и ваше рациональное мышление не признает никаких других вариантов. Однако главные герои — дети, их воображение куда шире и вместительнее скептического разума взрослого, в нем с легкостью уживутся и высокие цифровые технологии, и городские легенды/мифы, заполняющие лакуны между известным и неизвестным об окружающем мире. Реальность, генерируемая кибер-очками, оказывается наравне с реальностью повседневной. В этом, пожалуй, и заключается основной конфликт сериала: чтобы «переработать» ошибки прошлого, побороть свои страхи, заполнить пробелы в воспоминаниях и действительно начать понимать друг друга, персонажам приходиться встать перед выбором, что важнее — кибер-реальность или обычная жизнь. Ответ, конечно же, прост и очевиден в своей нравоучительности: важно и то, и другое, нужно лишь помнить, что кибер-реальность — только малая часть обыденности.
Сценарий, к сожалению, не лишен неловкостей и слабых моментов, хотя бы потому что встретятся и эпизод-филлер, пересказывающий события начала сериала, и откровенно развлекательные моменты с «вирусными» бородами, убеганиями от антивирусов «Сатчи», выкармиливанием «нелегалов» «метабагами»... Что, наверное, простительно для проекта, ориентированного на максимально широкую аудиторию. Трансляцию вел, ни много ни мало, образовательный канал телекомпании NHK, японского аналога би-би-си. Таймслот был вечерний, престижный, да и производственный комитет у сериала был хорошего финансирования. Что, опять же, неудивительно, поскольку несмотря на частичную инфантилизацию контента, созданный кибер-универсум отличался завидной проработанностью деталей и исключительно сильной драматургией (ну, по крайней мере, большинство эпизодов).
Мицуо Исо, автор и режиссер "Кибер-витка", малоизвестен в аниме-кругах, хотя уровень его таланта может быть легко определен, если уточнить, что его дизайны использовал Мамору Осии в уже упомянутом «Призраке в доспехах», а Сатоси Кон соавторствовал ему (опять же в дизайне) в эпизоде Magnetic Rose аниме-антологии «Воспоминания о будущем» (1995). Исо эффектно решил проблему совмещения мифологического и рационального, материализовав компьютерные технологии в метафорических образах. Уже упомянутые «нелегалы», например, выглядящие, как черные подвижные сгустки, — всего лишь потенциально опасные программные коды. «Сатчи», похожие на надувные матрешки с куриными лапками, — это антивирусы. «Метабаги», изображенные в виде разноцветных кусочков мозаики, являются частями ненужных более программных кодов. Из «метабагов», кстати, можно делать «метачипы» — уже цельные, полученные путем компиляции, программные коды. Выглядят «метачипы», как талисманы офуда. А если вы на «ты» с программированием, то можно даже создавать «шифры» — собственные программные коды, они, в свою очередь, похожи на каббалистические знаки. Не забыл автор и о сакральных пространствах. В храмы и тории нет доступа для «Сатчи». Объясняется это тем, что они вне юрисдикции их разработчика (вместе с территориями школ и больниц, а также частной собственностью). Герои не раз будут спасаться о погони в храмах и путешествовать по кибер-измерениям через тории. Такое вот очень японское видение цифровых технологий.
И все же драматургию делают не метафоры, а поступки героев и их объяснения. В сюжете будут и административные тяжбы, и переезды, и неперменный атрибут практически всех аниме — летний фестиваль. Будут и самодеятельные расследования, школьные исследования, подростковые «бунты». Первая любовь, и несчастная, неразделенная. «Притирка» характерами, школьные издевательства и примирения. Борьба с корпорацией, скрывающей серьезные уязвимости программного обеспечения от общественности (квазиспойлер).
Однако самой ценной заслугой этого сериала, на мой взгляд, стало включение в сюжет «малых форм смерти». Технически, за все эфирное время никто из живых существ в мире "Кибер-витка" не гибнет. Но гибнут программные коды — кибер-питомцы, например, или «нелегалы», эмпатия к которым возрастает от эпизода к эпизоду (чего стоит сцена с последним «плезиозавром»). Либо герои имеют дело с последствиями смертей уже свершившихся, будь то погибшая от автопилотируемого автомобиля Канна, подружка Харакена, или дедушка главного персонажа Ясако, муж Мегаба. Либо же это околосмертные состояния, как кома брата Исако, или многочисленные «витки» персонажей — состояния рассинхрона физического и кибер-тел, когда в реальном мире человек в обмороке, а в цифровом с ним может твориться что угодно. В таких обстоятельствах трудно не повзрослеть, даже если тебе всего 11 лет.
Конечно, создатели подсластили пилюлю, введя в оборот технологии «переноса сознания» в цифровой образ, когда личность человека начинает автономно функционировать, будучи как бы в «облачном» хранении. На этих технологиях, к слову, базируется основной твист истории, поэтому дальше я распространяться не стану.
Вообще, технологически "Кибер-виток" удивительно сложен, хоть в его мире и остановился прогресс на автопилотируемых машинах и кибер-очках. Я долго ломал голову, но так и не смог представить, каким программным обеспечением и насколько обширной распределенной сетью дата-центров должна обладать корпорация, производящая очки, чтобы позволять конечному пользователю влегкую оперировать гологорафическими объектами в сложнейшей цифровой среде, мгновенно обрабатывая жесты управления — кинетику тела, мимику лица, голос, движения глазных яблок. Ведь, по сути, кибер-очки — это такой эргономичный неинвазивный нейрокомпьютерный интерфейс, открывающий доступ к онлайн-функционалу ПО. В наш 2016-ый — недостижимая мечта.
Меж тем больше всего я полюбил "Кибер-виток" за его интонации. Слегка простоватое в своей назидательности, аниме медленно, но верно наслаивает поветвовательные пласты и мешает жанры, создавая ощущение, что это не очередная парабола для детей школьного возраста, а емкая и неустаревающая аллегория на вечное противоборство мира грез и мира реалий в человеческом сознании.
В этом сериал обнаруживает сходство с "Матрицей" Вачовски, хотя акценты в них расставлены совсем иначе. "Матрица" более техноцентрична, киберпанковская по характеру, антиутописткая по настроению. "Кибер-виток" ожидаемо мягче, человеколюбивее, оптимистичнее. Но и там, и там предлагают «снять очки», избавиться от иллюзорной действительности и мужественно начать жить в настоящей; преодолеть внутреннюю изоляцию, поверить в свои силы.
Настроенчески сериал практически безупречен: сдержанный в цветовом исполнении, меланхоличный, почти медлительный в ритмическом плане, он цепко держит внимание, даже когда мелодраматически подходит к концу. Странно, что его так недооценил зритель: сериал хорош и на фоне научно-фантастических собратьев, и на фоне представителей жанра школьная повседневность. Даже на образчик мистического триллера бы сгодился. Взгляните, вдруг он ждал именно вас?
P.S. Я не знаком со всеми русификациями сериала, но по возможности рекомендую смотреть с английскими субтитрами — там более адекватный текст.
Разглядывал тут на досуге рекомендации и перекрестные ссылки к уже просмотренным аниме и наткнулся на сериал (вынесен в заголовок) небезызвестного ныне режиссера Томохико Ито, чей недавний «Город, в котором меня нет» (2016) наделал немало шума среди отаку. Я не фанат «Города...», поскольку не люблю эксплуатации жанра путешествий во времени в духе Доктора Кто. И не фанат любимых геймерами Sword Art Online, I (2012) и II (2014), срежиссированных им же. Хотя признаю их художественную цельность и многоплановость. Но в свое время, а было это три года назад, мне очень понравилась другая работа Ито — сериал «Серебряная ложка», который по случаю рекомендую.
Однако речь не о них. В 2009 году медиакомпания Aniplex и телекомпания TV Tokyo объявили о создании совместного производства оригинальных аниме-сериалов под брендом Anime no Chikara, что в переводе «Сила аниме». Всего было создано три сериала, и «Оккультная академия» завершила эту коллаборацию. Поскольку экранизации не предшествовали ни манга/ранобэ, ни каке-либо игры, ответственность за сценарий лежала исключительно на Сэйси Минаками, который до этого был замечен в таких проектах, как: «Агент паранойи» (2004), «В другую сторону» (2006), «Паприка» (2006) и «Одержимые смертью» (2007). Признаю честно, Минаками скорее справился, чем не справился. Почему, расскажу после.
Производство аниме поручили A-1 Pictures, дочерней компании Aniplex. К слову, студия уже больше 10 лет является заметным игроком на рынке ТВ-анимации, ежегодно представляя к просмотру сразу по нескольку проектов, среди которых не только экранизации манги, но и оригинальные работы, а также сериалы, "выдержавшие" выход в эфир нескольких сезонов (что уже намекает на успех). Продукция A-1 Pictures неоднократно транслировалась в престижном таймслоте Noitamina на Fuji TV и была отмечена несколькими профильными наградами, в том числе Tokyo Anime Awards. Желающие ознакомиться с полной фильмографией студии могут заглянуть сюда.
При просмотре "Оккультной академии" трудно не обратить внимание на сочную, энергетически насыщенную "картинку". Чувствуется, что продюсеры не пожалели денег на постпродакшн, и Юсуке Такеде не пришлось сечь самого себя. А Такеда, к вашему сведению, был художником-постановщиком не только в этом сериале, но и в: "Гандам W" (1995), "Призрак в доспехах" (ТВ, 2002), экспериментальном "Граф Монте-Кристо" (2004), "Хладнокровный Ходзуки" и "Белая коробка" (оба 2014). В общем, за анимацию будьте спокойны — умело и качественно, иногда вовсе казалось, что использовали технику ротоскопирования, настолько движения персонажей были естественны (чего не скажешь про комедийные моменты, когда гиперболизирование реакций убивало всякую человечность).
А вот теперь про сюжет. Аннотация не предвещала ничего выдающегося: где-то в Нагано, накануне миллениума, в одной частной академии, преподающей "оккультные науки", начинает происходить всякая чертовщина. Майя, дочка не ко времени усопшего отца-основателя академии Вальдштайна, спешит "спасать" организацию. В это же время в академию прибывает неведомый посланец из будущего "спасать" человечество от прихода иномировых жителей и последующего армагеддона. Любопытно, не более. Очередной образчик жанрового микса из мистики/фэнтези и школы/повседневности.
Если бы не N-ное количество "но". Эти "но" рассеяли мои предубеждение и скепсис в отношении художественного универсума академии Вальдштайна. Честно говоря, я был уверен, что это будет дроп эпизоде так на третьем. Однако темп сериал взял нешуточный уже с первых минут (думаю, не будет спойлером рассказать о событиях 1-ой серии). Майя, приехав на похороны отца, сразу берет бразды правления академией в свои руки, делая сенсационное заявление перед всеми студентами: оккультизм — не наука, всей этой мистической ерунды не существует. И что вселение злобного духа в тело отца — всего лишь чья-то ловкая мистификация. И что ректор академии теперь она лично, и делом ее ближайшего будущего является смена образовательного профиля. Надо ли говорить, что все были немало удивлены?
Меж тем старая знакомая Майи — Ами — оказалась крепким орешком. Она, в ответ на эту обличающую оккультизм тираду, справедливо замечает, что столь сильное отторжение к мистическим феноменам, как правило, скрывает лишь еще большее к ним притяжение. Ами помнит, как в детстве Майя фанатела от всего мистического (в большей мере это было, конечно же, заслугой отца). Фанатела ровно так же, как теперь фанатеет новая знакомая Майи, подружка Ами — Кодзуэ.
Но аниме было бы не аниме, если бы «костяк» сериала состоял лишь из трех характеров (хладнокровного и амбициозного — Майи, взвешенного и оптимистичного — Ами, неуклюжего и восторженного — Кодзуэ). К девичьему трио добавили мужской дуэт из ДжейКея и Смайла (такие вот у них имена-прозвища). ДжейКей — лозоходец, увлеченный поисками всего неординарного, сам сплошная неординарность. Смайл — механик, работающий в академии, умел в бою, неразлучен с ДжейКеем.
Упомянутый же посланец из будущего появляется под занавес первого эпизода, в чем мать родила, перед Майей, аккурат когда она, истощенная борьбой с вселившимся в тело отца злым духом, решила сыскать отдохновение на крыше здания. Позже он изящно встроится в иерархию академии учителем истории (ну а почему бы и нет?). Путешественник во времени Фумияки выступает своего рода контрагентом квинтету завсегдатаев академии (все те, что я перечислил выше). Он становится триггером для большинства сюжетных развилок и твистов, которые, надо признать, вовсе не просчитываются с первого раза.
К чести сценариста, персонажи к концу сериала лишь набирают глубины и силы мотиваций, притом что комедийные интонации звучат в каждом эпизоде не по разу, и вслед за «серьезными щами» повествование запросто может переключиться на гипертрофированные эмоции. Это слегка разбавляет пафос «Оккультной академии», сюжет которой не так уж и прост, и не дает «завязнуть» драматургии. Что особо ценно, Минаками не опускается до спекуляций о временнЫх «эффектах бабочки», а весьма изящно (см. финал) решает проблему коррекции прошлого, разруливая все сюжетные линии. Нам демонстрируют бондинг между Майей и Фумияки, их путь от ненависти до любви(?), раскрывают их прошлое, их болевые точки невозврата. «Вытаскивают из рукавов» козыри в виде персонажей проректора Чихиро и работницы закусочной по соседству Микадзэ. Делают все, чтобы следующий эпизод стало интересно смотреть.
Конечно, заоблачных драматургических высот вы от этого сериала не дождетесь, ученический жанр и пародийная атмосфера дают о себе знать. В то же время постмодернистская игра с нарративом так расставляет акценты, что целое оказывается больше его частей. Здесь будут и метапародии на жанр, и метацитирование западных фильмов (почти хичкоковская сцена в душе, почти уэлловская «война миров» и др.). Даже излюбленный метод главной героини — рационализация — сослужит свою роль и будет вводить нас в заблуждение.
Кстати, о героине. Майя — главное достоинство этого сериала. Это тот нечастый случай, когда в аниме имеется действительно харАктерно сильный женский персонаж (имеются в виду ТВ-анимация и заявленные жанры мистика/сай-фай и школа/комедия). Майя впервые приезжает в ненавистную ей академию из-за такого печального события, как смерть своего отца. Она чужая в городе, она чужая в академии. Сходу ей приходится отстаивать свою жизнь, защищаясь от нападок появившегося злого духа, и выслеживать его в казематах учебного заведения, чтобы лишить головы. Не единожды опасность настигает ее «из-за угла», и не единожды она решительно встречает эту опасность с открытым лицом. Ради благополучия Кодзуэ она даже соглашается на кратковременную клиническую смерть. Все идет ровно наоборот к запланированному, но Майя не сдается, не опускает рук, использует свои эрудицию и отвагу, чтобы распутать этот хитрый клубок тайн городишка и академии в нем. Радует, что ее усилия вознаграждаются сполна. Такому персонажу хочется подражать, хочется так же побороть своих внутренних демонов, свои страхи из прошлого, заявить всему миру, что я — это я, и я могу многое.
Откройте, ощутите этот чуткий баланс между вымыслом и повседневностью, шуткой и трагедией.
P.S. У аниме тот же звукорежиссер, что и у франшизы Мусиси.