автор |
сообщение |
Мартин 
 гранд-мастер
      
|
|
|
SAM77 
 гранд-мастер
      
|
|
Roland23 
 магистр
      
|
18 марта 2015 г. 14:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Решил пока перекусываю на работе, напишу-ка я отзыв.
Игрушка в игрушечном мире
Начну издалека. Есть такой жанр, а точнее — стиль, когда автор с первых строк предлагает читателю поиграть в игру. Он погружает его в какой-нибудь непонятный, странный и незнакомый мир, причём все герои которого чувствуют себя в нём уверенно и абсолютно нормально, будто так и должно быть. Напрямую автор не задаёт вопросов, не ставит их, но раскидывает по тексту намёки и загадки, а в конце раскрывает ящик и показывает, что внутри — а внутри, конечно же, всё оказывается не так, как снаружи. Главная задача автора в этих рамках — сделать так, чтобы читателю было интересно ждать, когда ему откроют ящик, и чтобы не стало скучно потом. Нет ничего хуже, когда финальная объяснялка оказывается не настолько крутая и нтересная, как весь рассказ.
Попрошу, кстати, не путать такой стиль "рассказа-загадки" с обычными "перевёртышами". В перевёртышах автор пытается завуалировать всю загадку, скрыть намёки и замести под ковёр улики, чтобы читатель, не дай бог не догадался, что именно он читает. здесь же нарочное сокрытие подсказок — преступление. Наоборот — всё, что происходит, должно иметь свой смысл и своё место, и сыграть в конце. Читатель движется за автором, и тот показывает ему на всякие штуки, вроде полей странных цветов, ловушек, ящика с фотографиями и так далее. Читатель смотрит на все эти предметы с одинаковым интересом — это же ружья, которые скоро могут выстрелить, и он не знает, которые висят здесь для красоты, а которые — для сюжета.
И вот здесь — главная проблема рассказа. Автор часто начинает писать не по делу. Всё-таки, мы читаем рассказ не про мальчика в волшебном мире, (о чём было ясно сразу), и волшебный мир со всеми его обитателями нам интересны постольку-поскольку они будут важны в будущем, когда мы разгадаем загадку. Не так уж и важно восприятие мальчика, ну да, иногда весьма забавно, но читаем мы не об этом. Плюс иногда автор нарушает правила — он вдруг кидает главного героя в серьёзную ловушку. Ну как так? Только что он шёл и бабочек ловил. Мы видели волшебный мир, и знали, что тут есть опасность — некоторые тропинки могут "поплутать", другие цветы — весьма колючие, тут вот смешные штучки летают, тут яма-убийца невидимая, вот там — девочка приставучая... Стоп! Какая на хрен ещё яма-убийца? Почему главные герои ни разу не вспомнили и не обмолвились, что можно попасть в какую-то аномалию — и всё, край их яркому мирку? Об этом надо было с самого начала говорить, а не сбрасывать на голову "а ещё у нас тут ловушки понаставлены, лесник с ума сошёл и балует буахахаха). Доверие к автору после такого слегка падает — ну и что ещё он на нас вывернет внезапно? Боевых крокодилов? Когда солнце садится, из земли вылезают боевые роботы-мутанты? Иногда с небес опускаются клыкастые рояли на жёлтых парашютах?
В итоге, к финалу ты уже чутка понимаешь. То, что мир не настоящий, но что-то значит, и что эта штука в груди и вообще помощник — явный киберпанк, а эта яма — главная штуковина, и о ней надо думать. И поэтому слегка обидно, что весь этот мир понакрученный оказался не нужен. Ну как будто бы огромная гора интересных вещей, где можно спрятать подсказки и улики, и ты в ней копаешься, заинтересованный, а в итоге оказывается, что главные улики всё это время лежали по центру комнаты, и в куче можно было не возиться. Надо было вплести в сюжет каждую мелочь тогда, что и как влияет. Ну и плюс интерес читателя ослабевает после долгого гуляния по наркоманским полям. Я бы предложил автору сделать врезку в середину, не ждать до финала, чтобы огорошить по голове. Я повторяю — это не "перевёртыш", здесь важнее логичность и отсутствие стежков, а не неожиданность и величина финального разворота в твистах — удивить не получится, не тот рассказ. Если бы после встречи с девочкой нам показали уже операторов за пультами на корабле, которые говорят про сбитые настройки, говорят про приближение к опасной зоне — пусть даже мальчик это случайно услышит, из-за сбоя, помашет головой — и пойдёт дальше. Но теперь мы уже знаем, что он не просто идёт по полю с кучей тропинок — он ведёт огромный космический корабль, и когда он вдруг попадёт в невидимую ловушку, мы будем переживать за него в разы сильнее. Там где-то тысячи людей, а то и сотни тысяч, и от этого мальчика зависят их жизни. И финал с циничным разговором будет намного сильнее цеплять.
Девочка, кстати, получилась очень замечательная. Печальная такая. Но ей, по-моему, не досталось ружья. Надо, наверное, уделить ей больше времени, причём не просто статики, а в движении — помочь главному герою, например.
В итоге: в рассказе сильно страдает композиция, из-за чего всё остальное сильно теряет в цене. Если немного переточить для того, чтобы читать было интереснее, то и все остальные идеи и образы засверкают гораздо ярче.
И последнее — в финальном диалоге-объяснялке очень хорошо было бы найти человека, и плясать от него. Не просто какой-то шум чёрт знает от кого, а что-то вроде "Филипп Эмм, оператор приёмного пульта седьмого разряда, откинулся в кресле и стал тереть руками усталое лицо". Тогда камера, то есть, точка зрения читателя, сразу же как бы прикрепляется на него, и все остальные реплики наблюдать легче. А иначе неясно — то ли ты духом сверху летаешь, и это глюки мальчика, то ли это какой-то текстовый документ или запись — картинка в голове отсутствует напрочь.
надеюсь, я понятно опонятноствовал.
Как-то так.
|
––– Моя колонка: https://fantlab.ru/user64597/blog Мой паблик: https://vk.com/fantastshi Пссс! Сильные женские персонажи не нужн |
|
|
видфара 
 миродержец
      
|
18 марта 2015 г. 14:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Чем больше читаю критиков, тем шире моя благодарность. Честное слово, братцы, если бы не ваши замечания, я бы всё так и оставил как было. А теперь точно допишу! Пару-тройку моментов уже осознал; прямо руки чешутся за рассказ взяться! Давно такого чувства не испытывал...
|
––– - Мы безоружны, - сказал волшебник, похохатывая… Глен Кук. Тьма всех ночей. |
|
|
Gourmand 
 миротворец
      
|
18 марта 2015 г. 14:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Записываем: Видфара — Игрушка в игрушечном мире. (но это не точно)
|
––– Мы живём в надежде на избавление от тьмы, окружающей нас. (с) Пол Маккартни |
|
|
Ginger-snap 
 авторитет
      
|
18 марта 2015 г. 14:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Roland23 и вот здесь — главная проблема рассказа. Автор часто начинает писать не по делу. Всё-таки, мы читаем рассказ не про мальчика в волшебном мире, о чём было ясно сразу, и волшебный мир и все его обитатели нам интересны постольку-поскольку они будут важны в будущем, когда мы разгадаем загадку. Не так уж и важно восприятие мальчика, ну да, иногда весьма забавно, но читаем мы не об этом. ......В итоге, к финалу ты уже чутка понимаешь. То, что мир не настоящий, но что-то значит, и что эта штука в груди и вообще помощник — явный киберпанк, а эта яма — главная штуковина, и о ней надо думать. И поэтому слегка обидно, что весь этот мир понакрученный оказался не нужен. Ну как будто бы огромная гоа интересных вещей, где можно спрятать подсказки и улики, и ты в ней копаешься, заинтересованный, а в итоге оказывается, что главные улики всё это время лежали по центру комнаты, и в куче можно было не возиться. Надо было вплести в сюжет каждую мелочь тогда, что и как влияет.
Вот! Молодец, сформулировал то, что я никак не могла словами выразить.
|
––– Я шел по черному небу, Рисуя мой путь пред собою, Широкую кисть окуная в Луну. |
|
|
видфара 
 миродержец
      
|
|
planzzz 
 философ
      
|
|
planzzz 
 философ
      
|
18 марта 2015 г. 14:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Кстати.
цитата Джулия Джинджерс. Фото черноволосой девушки
Наверное, все-таки рыжей? Ну, явная же отсылка 
|
––– "Он злой! Он дьявольский!! Он... лимонный!!!" |
|
|
SAM77 
 гранд-мастер
      
|
18 марта 2015 г. 14:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Roland23 что можно попасть в какую-то аномалию — и всё, край их яркому мирку? Об этом надо было с самого начала говорить, а не сбрасывать на голову "а ещё у нас тут ловушки понаставлены, А мне наоборот этот ход понравился, мне кажется, здоровски атмосферу нагнетает
|
––– Мир меняли два орла, а им меняли утки. |
|
|
Roland23 
 магистр
      
|
18 марта 2015 г. 16:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
решил на несколько минут отвлечься от написания статей про недвижимость Подмосковья
Каким я никогда не буду
Здесь тоже, пожалуй, говорить особенно не о чем. Главная задача автора состояла не в том, чтобы удивить и шокировать финалом, не в любовной линии и не в ярких характерах, а в одном-единственном персонаже и в его превращении. Задача была сложна — показать постепенное насаждение чуждого и инопланетного не только в тело и голову главного героя, но и в текст и стиль рассказа. Справился ли с этой задачей автор? Сложно сказать. Я бы сказал — на четыре с минусом. Всё-таки эта "мужественность", "суровое отстранение" остались с главным героем до финала, когда и человеческого-то в нём уже ничего почти не осталось. По сюжету, в отрыве от мрачной полунуаровской атмосферы, он должен был улететь от Земли с восторгом, соединяясь с кораблём и так далее по тексту, но сам рассказ наполнен меланхолией и тоской, которую могут чувствовать лишь те, кто остались. Кстати, и здесь, возможно, просится кусочек "со стороны", но лично я не уверен. А собственно — автор сильный, он сам разберётся, что да как делать.
Только хочется всё-таки немного боли и шизофрении ближе к концу в сознании героя. Хочется, чтобы в тексте был отмечен момент, когда дороги назад уже нет, когда он становится больше инопланетян, чем человек. Например, как вдруг он пытается вспомнить слово "фотография", или внезапно забывает, сколько раз и зачем стучать по обшивке. Его охватывает паника, и он через силу возвращает себе сознание, но понимает, что это начало конца, что это последний раз, когда он может мыслить такими образами настолько ярко. А затем — скатывание вниз.
Как-то так.
|
––– Моя колонка: https://fantlab.ru/user64597/blog Мой паблик: https://vk.com/fantastshi Пссс! Сильные женские персонажи не нужн |
|
|
Roland23 
 магистр
      
|
18 марта 2015 г. 16:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата planzzz Ну какого черта? Я только хотел отзыв накатать...
Буахахаха
Я тоже не могу длинноту писать, если кто-то написал уже. Я поэтому и сочинения в школе плохо писал — учитель же обговаривала всяческие популярные темы. Я их сразу и отсекал. Оставалось чёрти что
|
––– Моя колонка: https://fantlab.ru/user64597/blog Мой паблик: https://vk.com/fantastshi Пссс! Сильные женские персонажи не нужн |
|
|
narsyy 
 миродержец
      
|
|
Roland23 
 магистр
      
|
18 марта 2015 г. 16:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
На первой полосе
Ностальгический текст со всеми вытекающими. В ностальгических текстах, как собственно, и в самой ностальгии, то, что в прошлом всегда довлеет над тем, что в настоящем, а иногда — и в будущем. История паренька, убежавшего на войну и не прибежавшего обратно — интересна и даже трогает, также замечательно то, что его фото попало на первую полосу газеты, и его родители с этим фото не расставались. Но в настоящем у нас — безликий серый покупатель, с которым пытается общаться газетная вырезка. Зачем, для чего? Почему душа (или призрак) парнишки попала именно в вырезку? По факту, это означает, что он ВЕРНУЛСЯ таки домой, и тогда должен быть спокойней, но он же страдает, мучается. Он ведь УХОДИТ на войну, и если сжечь вырезку — не кажется ли вам, что он-таки окончательно УЙДЁТ? Может, весь солдат уже ушёл, а фотограф зацепил какую-то мелкую часть, и запер? Тогда логично — маленькая часть человека рвётся туда, на войну, где его дожидается всё остальное. Но тираж-то у газеты не маленький. Почему именно в этом кусочке?
Мне кажется, автор решил сжечь газету как "освобождение" призрака с фотографии, но по факту — струсил, не стал искать способа ему помочь. Ведь, возможно, это всё-таки не последняя его фотография. Может быть, есть ещё одна, где он, раненый, едет в поезде домой, и эти две рвутся в одно место, или друг к другу.
Очень, как по мне, неправильный сюжетный ход — сжечь интересный предмет, на котором, собственно, и держится весь рассказ.
Как-то так.
|
––– Моя колонка: https://fantlab.ru/user64597/blog Мой паблик: https://vk.com/fantastshi Пссс! Сильные женские персонажи не нужн |
|
|
SAM77 
 гранд-мастер
      
|
18 марта 2015 г. 17:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата narsyy Кстати, для тех, кто до сих пор не может прийти в себя от исполнения Кадышевой песни Цоя Да уж (с)
|
––– Мир меняли два орла, а им меняли утки. |
|
|
Ginger-snap 
 авторитет
      
|
18 марта 2015 г. 17:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата narsyy Кстати, для тех, кто до сих пор не может прийти в себя от песни Цоя в исполнении Кадышевой Перемен!
Не ходите туда. Если кто сходил, и надо поправить психику, а заодно вспомнить разницу между испохабленностью и старым добрым хорошей выдержки извращением 2CELLOS. Или лирика
|
––– Я шел по черному небу, Рисуя мой путь пред собою, Широкую кисть окуная в Луну. |
|
|
Radovan 
 новичок
      
|
18 марта 2015 г. 17:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата A.Ram здесь ещё нет шикарной истории с плавающими лебедями влюблённого бюргера
О том же подумал.
цитата Nabokov Среди наций, с которыми у нас всегда были близкие связи, Германия казалась нам страной, где пошлость не только не осмеяна, но стала одним из ведущих качеств национального духа, привычек, традиций и общей атмосферы, хотя благожелательные русские интеллигенты более романтического склада охотно, чересчур охотно принимали на веру легенду о величии немецкой философии и литературы; надо быть сверхрусским, чтобы почувствовать ужасную струю пошлости в «Фаусте» Гете. Преувеличивать ничтожество страны в тот момент, когда с ней воюешь и хотел бы видеть ее уничтоженной до последней пивной кружки и последней незабудки — это опасное приближение к краю пропасти под названием пошлость, которая зияет перед тобой во времена революций и войн. Но если скромно прошептать довоенную истину, даже с оттенком чего-то старомодного, этой пропасти, пожалуй, можно избежать.
Вот и сто лет назад, когда гражданственно настроенные петербургские публицисты составляли опьяняющие коктейли из Гегеля и Шлегеля (с добавкой Фейербаха), Гоголь в мимоходом рассказанной истории выразил бессмертный дух пошлости, пронизывающий немецкую нацию, и сделал это со всей мощью своего таланта. Разговор в обществе перешел на Германию. Упорно молчавший Гоголь наконец сказал: «Да, немец вообще не очень приятен; но ничего нельзя себе представить неприятнее немца-ловеласа, немца-любезника, который хочет нравиться; тогда он может дойти до страшных нелепостей. Я встретил однажды такого ловеласа в Германии. Его возлюбленная, за которою он ухаживал долгое время без успеха, жила на берегу какого-то пруда и все вечера проводила на балконе перед этим прудом, занимаясь вязанием чулок и наслаждаясь вместе с тем природой. Мой немец, видя безуспешность своих преследований, выдумал наконец верное средство пленить сердце неумолимой немки. Ну, что вы думаете? Какое средство? Да вам и в голову не придет, что! Вообразите себе, он каждый вечер, раздевшись, бросался в пруд и плавал перед глазами своей возлюбленной, обнявши двух лебедей, нарочно им для сего приготовленных! Уж, право, не знаю, зачем были эти лебеди, только несколько дней сряду каждый вечер он все плавал и красовался с ними перед заветным балконом. Воображал ли он в этом что-то античное, мифологическое или рассчитывал на что-нибудь другое, только дело кончилось в его пользу: немка действительно пленилась этим ловеласом и вышла скоро за него замуж».
Вот вам пошлость в ее чистом виде, и вы поймете, что любые английские эпитеты не покрывают этого эпического рассказа о белокуром пловце и ласкаемых им лебедях. Да и ни к чему ездить так далеко и углубляться в прошлое для подходящего примера. Откройте любой журнал — и вы непременно найдете что-нибудь вроде такой картинки: семья только что купила радиоприемник (машину, холодильник, столовое серебро — все равно что) — мать всплеснула руками, очумев от радости, дети топчутся вокруг, раскрыв рты, малыш и собака тянутся к краю стола, куда водрузили идола, даже бабушка, сияя всеми морщинками, выглядывает откуда-то сзади (забыв, надо думать, скандал, который разыгрался этим же утром у нее с невесткой), а чуть в сторонке, с торжеством засунув большие пальцы в проймы жилета, расставив ноги и блестя глазками, победно стоит папаша, гордый даритель.
|
––– Научная фантастика. Космонавт вышел из станции, оттолкнулся от нее и полетел в космос. Но зачем?
|
|
|
Radovan 
 новичок
      
|
18 марта 2015 г. 17:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ginger-snap И правильно, Набоков — он вообще дядька непростой.
Набоков был очень вспыльчивым и еще с армии увлекался боксом. Критиковать его в лицо было занятием опасным.
Любому писателю, я считаю, не помешали бы занятия боксом.
|
––– Научная фантастика. Космонавт вышел из станции, оттолкнулся от нее и полетел в космос. Но зачем?
|
|
|
planzzz 
 философ
      
|
18 марта 2015 г. 18:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ginger-snap и старым добрым хорошей выдержки извращением 2CELLOS
А вот это круто!! Не видел. Хоть я недолюбливаю всякие трибьют-команды (ту же Апокалиптику), эти чуваки круты. Мне у них эта переделка очень нравится. ЗЫ: Всегда хотелось так же раздраконить смычок! Но дорогие они, да и соседи набежали бы 
|
––– "Он злой! Он дьявольский!! Он... лимонный!!!" |
|
|
SAM77 
 гранд-мастер
      
|
18 марта 2015 г. 18:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Особенно мне понравилось в статье про пошлость вот это:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) В современной России — стране моральных уродов, улыбающихся рабов и тупоголовых громил — перестали замечать пошлость, поскольку в Советской России развилась своя, особая разновидность пошляка, сочетающего деспотизм с поддельной культурой.
Прямо таки патриотизм заиграл 
|
––– Мир меняли два орла, а им меняли утки. |
|
|
Radovan 
 новичок
      
|
18 марта 2015 г. 18:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата SAM77 Прямо таки патриотизм заиграл
У него еще была прекрасная статья о советской литературе — "Торжество добродетели". http://www.lib.ru/NABOKOW/td.txt
цитата Имена не запоминаются, имен нет. Матрос в изображении писателя второго сорта и матрос в изображении писателя сорта третьего ничем друг от друга не отличны, и только обезумевший от благонамеренности пролетарский критик может там и сям выскоблить ересь. В этой, в лучшем случае второсортной, литературе (первого сорта в продаже нет) тип матроса так же отчетлив, как, скажем, старинный тип простака. Этот матрос, очень любимый советскими писателями, говорит "амба", добродетельно матюгается и читает "разные книжки". Он женолюбив, как всякий хороший, здоровый парень, но иногда из-за этого попадает в сети буржуазной или партизанской сирены и на время сбивается с линии классового добра. На эту линию, впрочем, он неизбежно возвращается. Матрос -- светлая личность, хотя и туповат. Несколько похож на него тип "солдата" -- другой баловень советской литературы. Солдат тоже любит тискать налитых всякими соками деревенских девчат и ослеплять своей белозубой улыбкой сельских учительниц. Как и матрос, солдат часто попадает из-за бабы впросак. Он всегда жизнерадостен, отлично знает политическую грамоту и щедр на бодрые восклицания, вроде "а ну, ребята!". Мужики избирают его председателем, причем какой-нибудь старый крестьянин неизменно ухмыляется в бороду и одобрительно говорит: "здорово загнул парень" (т. е. старый крестьянин прозрел). Но популярность матроса и солдата ничто перед популярностью партийца. Партиец угрюм, мало спит, много курит, видит до поры до времени в женщине товарища и очень прост в обращении, так что всем делается хорошо на душе от его спокойствия, мрачности и деловитости. Партийная мрачность, впрочем, вдруг прорывается детской улыбкой или же в трудном для чувств положении он кому-нибудь жмет руку, и у боевого товарища сразу слезы навертываются на глаза. Партиец редко бывает красив, но зато лицо у него точно высечено из камня. Светлее этого типа просто не сыскать. "Эх, брат",-- говорит он в минуту откровенности, и читателю дано одним глазком увидеть жизнь, полную лишений, подвигов и страданий. Его литературная связь с графом Монтекристо или с каким-нибудь вождем краснокожих совершенно очевидна. Такой ответственный работник не моется вовсе. Ответственная работница, о которой речь дальше, брызжет себе в лицо водой, и туалет окончен. Беспартийный обтирается холодной водой. Спец буржуазного происхождения обтирается не водой, а одеколоном, следуя воскресному роскошествованию Чичикова. Ни один из типов, излюбленных советскими писателями, не знаком с ванной, и этот аскетизм находится в связи с тем известным отвращением, которое стыдливая добродетель искони питает к мытью.
|
––– Научная фантастика. Космонавт вышел из станции, оттолкнулся от нее и полетел в космос. Но зачем?
|
|
|