фантЛабораторная Работа 9


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Новости, конвенты, конкурсы» > Тема «фантЛабораторная Работа 9»

фантЛабораторная Работа 9

 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 23 января 2015 г. 16:01  


Тема от Андрея Валентинова.

цитата


Я — и старая фотография



Правила, судьи.
Конкурс завершен. Всем спасибо!

Тексты по ссылке https://yadi.sk/d/xpyOwnl6f3Zfj

Карточки рассказов для оценок.


Отзывы первого тура:

1 группа. Красные. Куратор Ginger-snap. Колонка.

2 группа. Оранжевые. Куратор Г у д в и н. Колонка.

3 группа. Желтые. Куратор gamayunov. Колонка.

4 группа. Зеленые. Куратор volga. Колонка.

5 группа. Синие. Куратор Rijna. Колонка.

6 группа. Фиолетовые. Куратор Kartusha. Колонка.


Шарады на финалистов:
- раз (Второй круг)
- два (Убийство Девочки-Оленя)
- три (Ангел смерти, ангел жизни)
- четыре (27)
- пять (Дурная примета)
- шесть (Ублюдок и святой)
- семь (Разменная монета)
- восемь (Игрушка в игрушечном мире)
- девять (Каким я никогда не буду)
- десять (Фоточка)

10 место: Убийство Девочки-Оленя.
9 место: Разменная монета.
8 место: Фоточка.
6-7 место: 27.
6-7 место: Игрушка в игрушечном мире.
5 место: Ангел смерти, ангел жизни.
4 место: Каким я никогда не буду.
Наши поздравления бронзовому призеру:
3 место: Ублюдок и святой.
Серебро торжественно получает:
2 место: Дурная примета.
Победитель!
1 место: Второй круг.


Поздравления от организаторов. Некоторые выводы и выкладки будут позже.
До встречи на юбилейной 10 ФЛР!
–––
А в мире втором мотыльки и звезды
Хрустели, как сахар под сапогом. И смысла не было, не было Ни в том, ни в другом.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 14:02  

цитата Gourmand

Конкурс был поэтический на фантлабе. см. раздел блогов "Конкурсы".
Спасибо
–––
Мир меняли два орла, а им меняли утки.


магистр

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 14:04  
Решил пока перекусываю на работе, напишу-ка я отзыв.

Игрушка в игрушечном мире

Начну издалека. Есть такой жанр, а точнее — стиль, когда автор с первых строк предлагает читателю поиграть в игру. Он погружает его в какой-нибудь непонятный, странный и незнакомый мир, причём все герои которого чувствуют себя в нём уверенно и абсолютно нормально, будто так и должно быть. Напрямую автор не задаёт вопросов, не ставит их, но раскидывает по тексту намёки и загадки, а в конце раскрывает ящик и показывает, что внутри — а внутри, конечно же, всё оказывается не так, как снаружи. Главная задача автора в этих рамках — сделать так, чтобы читателю было интересно ждать, когда ему откроют ящик, и чтобы не стало скучно потом. Нет ничего хуже, когда финальная объяснялка оказывается не настолько крутая и нтересная, как весь рассказ.

Попрошу, кстати, не путать такой стиль "рассказа-загадки" с обычными "перевёртышами". В перевёртышах автор пытается завуалировать всю загадку, скрыть намёки и замести под ковёр улики, чтобы читатель, не дай бог не догадался, что именно он читает. здесь же нарочное сокрытие подсказок — преступление. Наоборот — всё, что происходит, должно иметь свой смысл и своё место, и сыграть в конце. Читатель движется за автором, и тот показывает ему на всякие штуки, вроде полей странных цветов, ловушек, ящика с фотографиями и так далее. Читатель смотрит на все эти предметы с одинаковым интересом — это же ружья, которые скоро могут выстрелить, и он не знает, которые висят здесь для красоты, а которые — для сюжета.

И вот здесь — главная проблема рассказа. Автор часто начинает писать не по делу. Всё-таки, мы читаем рассказ не про мальчика в волшебном мире, (о чём было ясно сразу), и волшебный мир со всеми его обитателями нам интересны постольку-поскольку они будут важны в будущем, когда мы разгадаем загадку. Не так уж и важно восприятие мальчика, ну да, иногда весьма забавно, но читаем мы не об этом. Плюс иногда автор нарушает правила — он вдруг кидает главного героя в серьёзную ловушку. Ну как так? Только что он шёл и бабочек ловил. Мы видели волшебный мир, и знали, что тут есть опасность — некоторые тропинки могут "поплутать", другие цветы — весьма колючие, тут вот смешные штучки летают, тут яма-убийца невидимая, вот там — девочка приставучая... Стоп! Какая на хрен ещё яма-убийца? Почему главные герои ни разу не вспомнили и не обмолвились, что можно попасть в какую-то аномалию — и всё, край их яркому мирку? Об этом надо было с самого начала говорить, а не сбрасывать на голову "а ещё у нас тут ловушки понаставлены, лесник с ума сошёл и балует буахахаха). Доверие к автору после такого слегка падает — ну и что ещё он на нас вывернет внезапно? Боевых крокодилов? Когда солнце садится, из земли вылезают боевые роботы-мутанты? Иногда с небес опускаются клыкастые рояли на жёлтых парашютах?

В итоге, к финалу ты уже чутка понимаешь. То, что мир не настоящий, но что-то значит, и что эта штука в груди и вообще помощник — явный киберпанк, а эта яма — главная штуковина, и о ней надо думать. И поэтому слегка обидно, что весь этот мир понакрученный оказался не нужен. Ну как будто бы огромная гора интересных вещей, где можно спрятать подсказки и улики, и ты в ней копаешься, заинтересованный, а в итоге оказывается, что главные улики всё это время лежали по центру комнаты, и в куче можно было не возиться. Надо было вплести в сюжет каждую мелочь тогда, что и как влияет. Ну и плюс интерес читателя ослабевает после долгого гуляния по наркоманским полям. Я бы предложил автору сделать врезку в середину, не ждать до финала, чтобы огорошить по голове. Я повторяю — это не "перевёртыш", здесь важнее логичность и отсутствие стежков, а не неожиданность и величина финального разворота в твистах — удивить не получится, не тот рассказ. Если бы после встречи с девочкой нам показали уже операторов за пультами на корабле, которые говорят про сбитые настройки, говорят про приближение к опасной зоне — пусть даже мальчик это случайно услышит, из-за сбоя, помашет головой — и пойдёт дальше. Но теперь мы уже знаем, что он не просто идёт по полю с кучей тропинок — он ведёт огромный космический корабль, и когда он вдруг попадёт в невидимую ловушку, мы будем переживать за него в разы сильнее. Там где-то тысячи людей, а то и сотни тысяч, и от этого мальчика зависят их жизни. И финал с циничным разговором будет намного сильнее цеплять.

Девочка, кстати, получилась очень замечательная. Печальная такая. Но ей, по-моему, не досталось ружья. Надо, наверное, уделить ей больше времени, причём не просто статики, а в движении — помочь главному герою, например.

В итоге: в рассказе сильно страдает композиция, из-за чего всё остальное сильно теряет в цене. Если немного переточить для того, чтобы читать было интереснее, то и все остальные идеи и образы засверкают гораздо ярче.

И последнее — в финальном диалоге-объяснялке очень хорошо было бы найти человека, и плясать от него. Не просто какой-то шум чёрт знает от кого, а что-то вроде "Филипп Эмм, оператор приёмного пульта седьмого разряда, откинулся в кресле и стал тереть руками усталое лицо". Тогда камера, то есть, точка зрения читателя, сразу же как бы прикрепляется на него, и все остальные реплики наблюдать легче. А иначе неясно — то ли ты духом сверху летаешь, и это глюки мальчика, то ли это какой-то текстовый документ или запись — картинка в голове отсутствует напрочь.

надеюсь, я понятно опонятноствовал.

Как-то так.
–––
Моя колонка: https://fantlab.ru/user64597/blog
Мой паблик: https://vk.com/fantastshi Пссс! Сильные женские персонажи не нужн


миродержец

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 14:07  
Чем больше читаю критиков, тем шире моя благодарность.
Честное слово, братцы, если бы не ваши замечания, я бы всё так и оставил как было.
А теперь точно допишу! Пару-тройку моментов уже осознал; прямо руки чешутся за рассказ взяться! Давно такого чувства не испытывал...
–––
- Мы безоружны, - сказал волшебник, похохатывая…
Глен Кук. Тьма всех ночей.


миротворец

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 14:08  
Записываем: Видфара — Игрушка в игрушечном мире. (но это не точно)
–––
Мы живём в надежде на избавление от тьмы, окружающей нас. (с) Пол Маккартни


авторитет

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 14:09  

цитата Roland23

и вот здесь — главная проблема рассказа. Автор часто начинает писать не по делу. Всё-таки, мы читаем рассказ не про мальчика в волшебном мире, о чём было ясно сразу, и волшебный мир и все его обитатели нам интересны постольку-поскольку они будут важны в будущем, когда мы разгадаем загадку. Не так уж и важно восприятие мальчика, ну да, иногда весьма забавно, но читаем мы не об этом. ......В итоге, к финалу ты уже чутка понимаешь. То, что мир не настоящий, но что-то значит, и что эта штука в груди и вообще помощник — явный киберпанк, а эта яма — главная штуковина, и о ней надо думать. И поэтому слегка обидно, что весь этот мир понакрученный оказался не нужен. Ну как будто бы огромная гоа интересных вещей, где можно спрятать подсказки и улики, и ты в ней копаешься, заинтересованный, а в итоге оказывается, что главные улики всё это время лежали по центру комнаты, и в куче можно было не возиться. Надо было вплести в сюжет каждую мелочь тогда, что и как влияет.

Вот! Молодец, сформулировал то, что я никак не могла словами выразить.
–––
Я шел по черному небу,
Рисуя мой путь пред собою, Широкую кисть окуная в Луну.


миродержец

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 14:13  
Gourmand , а забавно получилось :-)))
–––
- Мы безоружны, - сказал волшебник, похохатывая…
Глен Кук. Тьма всех ночей.


философ

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 14:23  
Roland23
Ну какого черта? Я только хотел отзыв накатать...
–––
"Он злой! Он дьявольский!! Он... лимонный!!!"


философ

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 14:25  
Кстати.

цитата

Джулия Джинджерс. Фото черноволосой девушки

Наверное, все-таки рыжей? Ну, явная же отсылка :-)))
–––
"Он злой! Он дьявольский!! Он... лимонный!!!"


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 14:31  

цитата Roland23

что можно попасть в какую-то аномалию — и всё, край их яркому мирку? Об этом надо было с самого начала говорить, а не сбрасывать на голову "а ещё у нас тут ловушки понаставлены,
А мне наоборот этот ход понравился, мне кажется, здоровски атмосферу нагнетает
–––
Мир меняли два орла, а им меняли утки.


магистр

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 16:15  
решил на несколько минут отвлечься от написания статей про недвижимость Подмосковья

Каким я никогда не буду

Здесь тоже, пожалуй, говорить особенно не о чем. Главная задача автора состояла не в том, чтобы удивить и шокировать финалом, не в любовной линии и не в ярких характерах, а в одном-единственном персонаже и в его превращении. Задача была сложна — показать постепенное насаждение чуждого и инопланетного не только в тело и голову главного героя, но и в текст и стиль рассказа. Справился ли с этой задачей автор? Сложно сказать. Я бы сказал — на четыре с минусом. Всё-таки эта "мужественность", "суровое отстранение" остались с главным героем до финала, когда и человеческого-то в нём уже ничего почти не осталось. По сюжету, в отрыве от мрачной полунуаровской атмосферы, он должен был улететь от Земли с восторгом, соединяясь с кораблём и так далее по тексту, но сам рассказ наполнен меланхолией и тоской, которую могут чувствовать лишь те, кто остались. Кстати, и здесь, возможно, просится кусочек "со стороны", но лично я не уверен. А собственно — автор сильный, он сам разберётся, что да как делать.

Только хочется всё-таки немного боли и шизофрении ближе к концу в сознании героя. Хочется, чтобы в тексте был отмечен момент, когда дороги назад уже нет, когда он становится больше инопланетян, чем человек. Например, как вдруг он пытается вспомнить слово "фотография", или внезапно забывает, сколько раз и зачем стучать по обшивке. Его охватывает паника, и он через силу возвращает себе сознание, но понимает, что это начало конца, что это последний раз, когда он может мыслить такими образами настолько ярко. А затем — скатывание вниз.

Как-то так.
–––
Моя колонка: https://fantlab.ru/user64597/blog
Мой паблик: https://vk.com/fantastshi Пссс! Сильные женские персонажи не нужн


магистр

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 16:17  

цитата planzzz

Ну какого черта? Я только хотел отзыв накатать...

Буахахаха

Я тоже не могу длинноту писать, если кто-то написал уже.
Я поэтому и сочинения в школе плохо писал — учитель же обговаривала всяческие популярные темы. Я их сразу и отсекал. Оставалось чёрти что
–––
Моя колонка: https://fantlab.ru/user64597/blog
Мой паблик: https://vk.com/fantastshi Пссс! Сильные женские персонажи не нужн


миродержец

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 16:58  
Кстати, для тех, кто до сих пор не может прийти в себя от песни Цоя в исполнении Кадышевой
Перемен!
–––
Burning cities, Bruis'd by war, Praise not the Three, I am the Fourth


магистр

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 16:59  
На первой полосе

Ностальгический текст со всеми вытекающими. В ностальгических текстах, как собственно, и в самой ностальгии, то, что в прошлом всегда довлеет над тем, что в настоящем, а иногда — и в будущем. История паренька, убежавшего на войну и не прибежавшего обратно — интересна и даже трогает, также замечательно то, что его фото попало на первую полосу газеты, и его родители с этим фото не расставались. Но в настоящем у нас — безликий серый покупатель, с которым пытается общаться газетная вырезка. Зачем, для чего? Почему душа (или призрак) парнишки попала именно в вырезку? По факту, это означает, что он ВЕРНУЛСЯ таки домой, и тогда должен быть спокойней, но он же страдает, мучается. Он ведь УХОДИТ на войну, и если сжечь вырезку — не кажется ли вам, что он-таки окончательно УЙДЁТ? Может, весь солдат уже ушёл, а фотограф зацепил какую-то мелкую часть, и запер? Тогда логично — маленькая часть человека рвётся туда, на войну, где его дожидается всё остальное. Но тираж-то у газеты не маленький. Почему именно в этом кусочке?

Мне кажется, автор решил сжечь газету как "освобождение" призрака с фотографии, но по факту — струсил, не стал искать способа ему помочь. Ведь, возможно, это всё-таки не последняя его фотография. Может быть, есть ещё одна, где он, раненый, едет в поезде домой, и эти две рвутся в одно место, или друг к другу.

Очень, как по мне, неправильный сюжетный ход — сжечь интересный предмет, на котором, собственно, и держится весь рассказ.

Как-то так.
–––
Моя колонка: https://fantlab.ru/user64597/blog
Мой паблик: https://vk.com/fantastshi Пссс! Сильные женские персонажи не нужн


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 17:00  

цитата narsyy

Кстати, для тех, кто до сих пор не может прийти в себя от исполнения Кадышевой песни Цоя
Да уж (с)
–––
Мир меняли два орла, а им меняли утки.


авторитет

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 17:15  

цитата narsyy

Кстати, для тех, кто до сих пор не может прийти в себя от песни Цоя в исполнении Кадышевой
Перемен!

Не ходите туда.
Если кто сходил, и надо поправить психику, а заодно вспомнить разницу между испохабленностью и старым добрым хорошей выдержки извращением 2CELLOS. Или лирика
–––
Я шел по черному небу,
Рисуя мой путь пред собою, Широкую кисть окуная в Луну.


новичок

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 17:53  

цитата A.Ram

здесь ещё нет шикарной истории с плавающими лебедями влюблённого бюргера

О том же подумал.

цитата Nabokov

Среди наций, с которыми у нас всегда были близкие связи, Германия казалась нам страной, где пошлость не только не осмеяна, но стала одним из ведущих качеств национального духа, привычек, традиций и общей атмосферы, хотя благожелательные русские интеллигенты более романтического склада охотно, чересчур охотно принимали на веру легенду о величии немецкой философии и литературы; надо быть сверхрусским, чтобы почувствовать ужасную струю пошлости в «Фаусте» Гете. Преувеличивать ничтожество страны в тот момент, когда с ней воюешь и хотел бы видеть ее уничтоженной до последней пивной кружки и последней незабудки — это опасное приближение к краю пропасти под названием пошлость, которая зияет перед тобой во времена революций и войн. Но если скромно прошептать довоенную истину, даже с оттенком чего-то старомодного, этой пропасти, пожалуй, можно избежать.

Вот и сто лет назад, когда гражданственно настроенные петербургские публицисты составляли опьяняющие коктейли из Гегеля и Шлегеля (с добавкой Фейербаха), Гоголь в мимоходом рассказанной истории выразил бессмертный дух пошлости, пронизывающий немецкую нацию, и сделал это со всей мощью своего таланта. Разговор в обществе перешел на Германию. Упорно молчавший Гоголь наконец сказал: «Да, немец вообще не очень приятен; но ничего нельзя себе представить неприятнее немца-ловеласа, немца-любезника, который хочет нравиться; тогда он может дойти до страшных нелепостей. Я встретил однажды такого ловеласа в Германии. Его возлюбленная, за которою он ухаживал долгое время без успеха, жила на берегу какого-то пруда и все вечера проводила на балконе перед этим прудом, занимаясь вязанием чулок и наслаждаясь вместе с тем природой. Мой немец, видя безуспешность своих преследований, выдумал наконец верное средство пленить сердце неумолимой немки. Ну, что вы думаете? Какое средство? Да вам и в голову не придет, что! Вообразите себе, он каждый вечер, раздевшись, бросался в пруд и плавал перед глазами своей возлюбленной, обнявши двух лебедей, нарочно им для сего приготовленных! Уж, право, не знаю, зачем были эти лебеди, только несколько дней сряду каждый вечер он все плавал и красовался с ними перед заветным балконом. Воображал ли он в этом что-то античное, мифологическое или рассчитывал на что-нибудь другое, только дело кончилось в его пользу: немка действительно пленилась этим ловеласом и вышла скоро за него замуж».

Вот вам пошлость в ее чистом виде, и вы поймете, что любые английские эпитеты не покрывают этого эпического рассказа о белокуром пловце и ласкаемых им лебедях. Да и ни к чему ездить так далеко и углубляться в прошлое для подходящего примера. Откройте любой журнал — и вы непременно найдете что-нибудь вроде такой картинки: семья только что купила радиоприемник (машину, холодильник, столовое серебро — все равно что) — мать всплеснула руками, очумев от радости, дети топчутся вокруг, раскрыв рты, малыш и собака тянутся к краю стола, куда водрузили идола, даже бабушка, сияя всеми морщинками, выглядывает откуда-то сзади (забыв, надо думать, скандал, который разыгрался этим же утром у нее с невесткой), а чуть в сторонке, с торжеством засунув большие пальцы в проймы жилета, расставив ноги и блестя глазками, победно стоит папаша, гордый даритель.
–––
Научная фантастика. Космонавт вышел из станции, оттолкнулся от нее и полетел в космос. Но зачем?


новичок

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 17:58  

цитата Ginger-snap

И правильно, Набоков — он вообще дядька непростой.

Набоков был очень вспыльчивым и еще с армии увлекался боксом.
Критиковать его в лицо было занятием опасным.

Любому писателю, я считаю, не помешали бы занятия боксом.
–––
Научная фантастика. Космонавт вышел из станции, оттолкнулся от нее и полетел в космос. Но зачем?


философ

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 18:05  

цитата Ginger-snap

и старым добрым хорошей выдержки извращением 2CELLOS

А вот это круто!! Не видел. Хоть я недолюбливаю всякие трибьют-команды (ту же Апокалиптику), эти чуваки круты. Мне у них эта переделка очень нравится.
ЗЫ: Всегда хотелось так же раздраконить смычок! Но дорогие они, да и соседи набежали бы :-)))
–––
"Он злой! Он дьявольский!! Он... лимонный!!!"


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 18:15  
Особенно мне понравилось в статье про пошлость вот это:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

В современной России — стране моральных уродов, улыбающихся рабов и тупоголовых громил — перестали замечать пошлость, поскольку в Советской России развилась своя, особая разновидность пошляка, сочетающего деспотизм с поддельной культурой.


Прямо таки патриотизм заиграл >:-|
–––
Мир меняли два орла, а им меняли утки.


новичок

Ссылка на сообщение 18 марта 2015 г. 18:19  

цитата SAM77

Прямо таки патриотизм заиграл

У него еще была прекрасная статья о советской литературе — "Торжество добродетели".
http://www.lib.ru/NABOKOW/td.txt

цитата

Имена не запоминаются, имен нет. Матрос в изображении
писателя второго сорта и матрос в изображении писателя сорта
третьего ничем друг от друга не отличны, и только обезумевший
от благонамеренности пролетарский критик может там и сям
выскоблить   ересь. В этой, в лучшем случае второсортной,
литературе (первого сорта в продаже нет) тип матроса так же
отчетлив, как, скажем, старинный тип простака. Этот матрос,
очень   любимый   советскими   писателями,   говорит    "амба",
добродетельно   матюгается   и читает   "разные книжки". Он
женолюбив, как всякий хороший, здоровый парень, но иногда из-за
этого попадает в сети буржуазной или партизанской сирены и на
время сбивается с линии классового добра. На эту линию,
впрочем, он неизбежно возвращается. Матрос -- светлая личность,
хотя и туповат. Несколько похож на него тип "солдата" -- другой
баловень   советской литературы. Солдат тоже любит тискать
налитых всякими соками деревенских девчат и ослеплять своей
белозубой улыбкой сельских учительниц. Как и матрос, солдат
часто попадает из-за бабы впросак. Он всегда жизнерадостен,
отлично   знает   политическую   грамоту   и щедр на бодрые
восклицания, вроде "а ну, ребята!". Мужики избирают   его
председателем, причем какой-нибудь старый крестьянин неизменно
ухмыляется в бороду и одобрительно говорит: "здорово загнул
парень" (т. е. старый крестьянин прозрел). Но популярность
матроса и солдата ничто перед популярностью партийца. Партиец
угрюм, мало спит, много курит, видит до поры до времени в
женщине товарища и очень прост в обращении, так что всем
делается хорошо на душе от его спокойствия, мрачности и
деловитости. Партийная мрачность, впрочем, вдруг прорывается
детской улыбкой или же в трудном для чувств положении он
кому-нибудь жмет руку, и у боевого товарища сразу слезы
навертываются на глаза. Партиец редко бывает красив, но зато
лицо у него точно высечено из камня. Светлее этого типа просто
не сыскать. "Эх, брат",-- говорит он в минуту откровенности, и
читателю дано одним глазком увидеть жизнь, полную лишений,
подвигов   и страданий.   Его литературная связь с графом
Монтекристо или с каким-нибудь вождем краснокожих совершенно
очевидна.
    Такой    ответственный    работник    не   моется   вовсе.
Ответственная работница, о которой речь дальше, брызжет себе в
лицо водой, и туалет окончен. Беспартийный обтирается холодной
водой. Спец буржуазного происхождения обтирается не водой, а
одеколоном, следуя воскресному роскошествованию Чичикова. Ни
один из типов, излюбленных советскими писателями, не знаком с
ванной, и этот аскетизм находится в связи с тем известным
отвращением, которое стыдливая добродетель искони питает к
мытью.
–––
Научная фантастика. Космонавт вышел из станции, оттолкнулся от нее и полетел в космос. Но зачем?
Страницы: 123...228229230231232...309310311    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Новости, конвенты, конкурсы» > Тема «фантЛабораторная Работа 9»

 
  Новое сообщение по теме «фантЛабораторная Работа 9»

тема закрыта!