Творчество Романа Суржикова


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова»

Творчество Романа Суржикова

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 2 марта 2019 г. 20:24  
Начинаем обсуждение "Поларийского цикла", в котором пока выпущено 3 романа: "Без помощи вашей", "Лишь одна звезда" и "Кукла на троне".
Сюда скопирую с незначительными изменениями свой пост в теме о Самиздате, который Суржиков, по моему мнению, не то что перерос, а пробил потолок, настолько мощный эпический цикл он создал.
Мир Суржикова довольно прост, в отличие от мира Бэккера, он даже проще, чем мир ПЛиО, но при этом очень строен, понятен и логичен. В нем все действует по прописанным авторам законам, даже юриспруденция соответствует первоначальной религиозной концепции Праматерей и Праотцов по той причине, что первых было всего 16, и ценность их в изначальном обществе Полари была выше. Собственно, это практически мир НФ, другая планета, где магия, возможно, присутствует в виде авторской маскировки для таинственных и пока не объясненных явлений. Но продвигаемся ли мы в понимании этих задумок автора за 3 романа цикла? Еще и как продвигаемся, следуя блестящей интриге, которую зацепляет в Запределье ГГ и разматывает до конца первой части, где эстафета передается другим ПОВам, которые не менее хватко идут по следу. Пройдемся по ним кратко, потому что каждый из них наделен неповторимой глубиной и психологической емкостью, которая сравнима разве что с персонажами ПЛиО.
Да что я все время Мартин да Мартин! Отношения Эрвина и его сестры куда глубже, чем отношения Серсеи с Джейме. Их тонкость и чуткость выламываются из самой топовой фэнтези Запада и становятся вровень с классным психологическим худлитом, причем без инцестов и прочих постфрейдистских закидонов, в которых, как в шорах, пишут замыленные топовые авторы, даже уровня Бэккера. Никому здесь не надоел и не вызывал раздражения вундеркинд Кельмомас со своей имманентной ненавистью к отцу?
Впрочем, не буду отвлекаться. Я люблю Бэккера, он умница и философ, но Суржиков тоже умный, он психолог и шахматист, строящий очень сложную партию с множеством фигур на доске (в романе это называется "стратемы", но суть та же).
ПОВ Хармон, купец по призванию, наделен тоже высоким интеллектом. Его эволюция от мудреца и знатока жизни до предателя и убийцы настолько хороша и убедительна, что просто кричишь:"Браво, автор!"
Вот признайтесь, даже топовые авторы Запада умеют создать одного-двух-трех умников, на чьем фоне остальные — банальные идиоты. У Суржикова совсем мало карикатурных идиотов, и множество даже второстепенных героев, которые вызывают простое человеческое уважение за их ум и душевные качества. Возьмите Весельчака, возьмите Луизу, возьмите шиммерийского сутенера или Парочку Инжи. Каждый из этих персонажей наделен не просто глубиной и мудростью, а и собственной судьбой, которой мы, читатели, и заинтересованы и сучувствуем. Это живые люди, а не ходячие штампы и антиштампы Аберкромби. Впрочем, последний для меня не топовый автор, а добротный середняк.
ПОВ Минерва. Ну, здесь нельзя не увидеть тени любимого нашего Дж.Мартина: девушка мила и умна, проходит через многократные испытания, а в конце получает незаслуженные плюшки в мартиновском духе: подобно тому, как Дени обзавелась гвардией кастратов, Мира заключает мир и приводит к вассальной присяге людей, которые по тому, как их описывают, с вероятностью 99% взяли бы ее в заложники.
Так что, может, это и баг, но ни один из топовых авторов фэнтези без такого до сих пор не обошелся. При этом Минерва исключительно умна, и цепочки ее рассуждений нанизаны на холодную логику северной леди.
ПОВ Джоакин. Проходит эволюцию от банального рубаки и влюбленного дурачка до мудрого ветерана. То, как ведет себя с Полли, очень жизненно и реалистично, как он избавляется от любви к Аланис — подлинный шедевр эволюции чувств. Мало кто даже из авторов высокого худлита опишут такую любовь и ее уход после смертельных испытаний. Но Суржиков ко всему еще и тонко иронизирует: "Богам не нужен был усталый и циничный ветеран. Богам нужен был герой". Приключения Джоакина ждут нас и в продолжении, не менее захватывающем.
Кстати, об увекательности: сцене охоты на колдуна сам Сапковский ИМХО апплодировал бы стоя. Точно так же, как Мартин апплодировал бы отношениям Эрвина с Ионой.
В цикле Суржикова столько литературной вкусноты, что ее не вместит простой начальный пост в этом треде. Но напоследок задержусь еще чуть-чуть на описании восстания Подснежников. Образы Салема, Зуба, сержанта Доджа настолько разные, емкие, колоритные, что просто восхищают. Они все наделены собственными душами, характерами, чередой мудрых мыслей и коварных мыслишек. Только высокий эпик в мировом значении этого слова мог бы вобрать в себя такие галереи народных образов.

Книги на Озоне:
1. "Стрела, монета, искра" https://www.ozon.ru/product/polari-strela...
2. "Лишь одна звезда" https://www.ozon.ru/product/polari-lish-o...
3. "Кукла на троне" https://www.ozon.ru/product/polari-kukla-...
4. "Янмэйская охота" https://www.ozon.ru/product/polari-chast-...
–––
It's never wrong not to play (c) Tommy Angelo


авторитет

Ссылка на сообщение 17 июля 21:40  
цитата Учебная тревога
Не отразила чтоб Шейланд это пропагандировал.


Он приказывал разрушать замки но оставлять дома простонародья и позиционировал себя как защитник народа. И это работало — в городке около мельниц где инкогнито высалился Эрвин, все ждали, что придет Виттор чтобы дать народу волю


новичок

Ссылка на сообщение 17 июля 22:21  
цитата oberond
Он приказывал разрушать замки но оставлять дома простонародья и позиционировал себя как защитник народа.

До этого я ещё не дошла. Забавно, учитывая как перед этим послал сборщика налогов с указанием фактически грабить своих подданых)


авторитет

Ссылка на сообщение 18 июля 11:31  
цитата Учебная тревога
Он приказывал разрушать замки но оставлять дома простонародья и позиционировал себя как защитник народа.

До этого я ещё не дошла. Забавно, учитывая как перед этим послал сборщика налогов с указанием фактически грабить своих подданых)

Это типичное поведение реальных революционеров, так что совсем не удивительно


авторитет

Ссылка на сообщение 20 июля 21:48  
цитата oberond
У Пауля и Галларда харизма вполне есть.

цитата oberond
А Пауль вполне успешно возглавил шаваннов

Демонстрацией силы он их возглавил. Не заметила в нём никакой харизмы. Он прёт к цели, потому что может, и есть для этого все средства. Кстати, в книге даже внешность его никак не описывается, если я ничего не пропустила. Эдакий человек-пустота.


авторитет

Ссылка на сообщение 22 июля 14:17  
цитата SiriusEye
Джоакин светлый, простодушный


Кхм, а вот сейчас читаю Куклу на троне, и там написано, что у Джоакина темные волосы. Ничего не пойму. Он же светловолосым был?!


магистр

Ссылка на сообщение 22 июля 14:30  
цитата SiriusEye
Он же светловолосым был?!

В первой главе СМИ: "У него были длинные каштановые волосы, темные усики и бородка".


философ

Ссылка на сообщение 22 июля 15:03  
Имелось в виду, видимо, что светлый не в плане что блондин, а со светлым характером. Эдакий возвышенный простачок недо-рыцарь.
Отличный материал, чтобы показать, как из него выросло то что выросло))


новичок

Ссылка на сообщение 22 июля 21:24  
Справедливости для, звоночки по Джоакину идут на протяжении всей истории. И, если делать поправку на его искаженное, пристрастное восприятие, итоговая его трансформация закономерна. Один из наиболее впечатливших меня персонажей.


новичок

Ссылка на сообщение 26 июля 11:51  
Вопрос к знатокам.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

В "Сочинении на тему" Аланис позиционируется как миссис Гейл. Вышла замуж? За кого?


миродержец

Ссылка на сообщение 26 июля 12:14  
Мне кажется, просто псевдоним


магистр

Ссылка на сообщение 26 июля 12:49  

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

цитата Учебная тревога
Вышла замуж? За кого?

"Миссис" — чтобы пресечь ненужные матримониальные поползновения.


миродержец

Ссылка на сообщение 26 июля 15:52  
Интересно, кроме меня кого-то ещё раздражало вот это всё сюсюканье в концовке?  

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Между Минервой, Эрвином и Ионой?
цитата
Открыв глаза, Иона увидела брата с Минервой. Они сидели у кровати и говорили о чем-то, ожидая ее пробуждения. Нежась от счастья, Иона потянулась к ним: — Мои любимые…

и так далее, еще с десяток раз...
–––
Отсутствие пользы - еще не вред.


новичок

Ссылка на сообщение 26 июля 18:00  
цитата Годиерна
матримониальные поползновения

У меня сложилось впечатление, что она явно не в той форме, чтобы опасаться домогательств.


новичок

Ссылка на сообщение 26 июля 18:00  
цитата Petrovitz
Интересно, кроме меня кого-то ещё раздражало вот это всё сюсюканье в концовке?  
скрытый текст


Имхо, реакция на освобождение, птср.


философ

Ссылка на сообщение 27 июля 00:36  
цитата Petrovitz
Интересно, кроме меня кого-то ещё раздражало вот это всё сюсюканье в концовке?  

Психологическая отдача после всего пережитого. Кто то бухает, кто то молчит или режет вены, ну а кто то сюсюкает))

цитата Учебная тревога
Вопрос к знатокам.

Как писал в комментариях сам Роман, это

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

отсылка к имени её бабки Абигейл


авторитет

Ссылка на сообщение 31 июля 16:02  
Перечитываю в данный момент "Янмэйскую охоту". И вот какой вопрос возник — в конце "Куклы на троне" Могер Бакли сначала приходит к подснежникам и предлагает им большое кол-во искровых очей. Потом приходит к Миневре и шантажирует ее тем, что если та ему не уплатит, он эти самые очи подснежникам передаст.

При этом в главах Монеты в "Янмэйской охоте" описывается, как Могер Бакли с Магдой Лабелин прибывает в Шимери чтобы только заключить контракт на покупку этих очей. Здесь что-то с хронологией? То есть в "Кукле на троне" показаны события с участием Могера Бакли, которые произошли позже, чем события с ним же в "Янмейской охоте"? Как-то кривовато выходит...

Или с хронологией все в порядке — и в "Куле на троне" Бакли просто блефовал, угрожая передать подснежникам очи, которых у него на тот момент не было?
–––
Никогда не позволяйте морали удерживать вас от правильных поступков.
Айзек Азимов "Академия"


философ

Ссылка на сообщение 31 июля 18:45  
цитата gol5p9lk
Здесь что-то с хронологией?

С хронологией всё в порядке, просто повествование в главах Монеты идут раньше по времени, осень зима 1774-1775 гг, тогда как восстание подснежников было зимой-весной 1775 года.
Бакли сначала накуролесил с в Шиммери, за что и был отправлен искупать вину к подснежникам.


магистр

Ссылка на сообщение 31 июля 22:13  
gol5p9lk И это совершенно нормально, в таких эпопеях авторы не заморачиваются со связью последовательностью в хронологии с последовательностью текста на странице, так как это усложняет процесс.
А именно тут автор вполне корректно выдавал информацию читателям в определённой последовательности.
–––
Не всё так, как кажется. В поисках истины


авторитет

Ссылка на сообщение 1 августа 08:41  
Спасибо за пояснения!

цитата Shorek
gol5p9lk И это совершенно нормально, в таких эпопеях авторы не заморачиваются со связью последовательностью в хронологии с последовательностью текста на странице, так как это усложняет процесс.


Здесь вопрос вкуса и восприятия. Лично мне было бы комфортнее, если бы главы Монеты были встроены в хронологию и появлялись в "Лишь одной звезде" и "Кукле на троне" по мере общего развития сюжета в рамках общей временной линии. Чтение же нескольких глав подряд за Монету в "Янмэйской охоте" создает впечатление того, что автор решил, как использовать его в сюжете уже после написания двух предыдущих книг, а не запланировал заранее.

Хотя, это вкусовщина, конечно. Мне даже у Мартина такой ход не понравился в "Пире стервятников" / "Танце с драконами".

П.С. Если что, я к автору не придираюсь. Мне цикл в целом нравится — наверное, это лучшее фэнтези, написанное на русском языке.
–––
Никогда не позволяйте морали удерживать вас от правильных поступков.
Айзек Азимов "Академия"


магистр

Ссылка на сообщение 1 августа 09:42  
цитата gol5p9lk
Здесь вопрос вкуса и восприятия. Лично мне было бы комфортнее, если бы главы Монеты были встроены в хронологию и появлялись в "Лишь одной звезде" и "Кукле на троне" по мере общего развития сюжета в рамках общей временной линии. Чтение же нескольких глав подряд за Монету в "Янмэйской охоте" создает впечатление того, что автор решил, как использовать его в сюжете уже после написания двух предыдущих книг, а не запланировал заранее.


Полагаю, автор руководствовался тем, что сначала надо было показать, откуда очи появляются, а потом уже, где они появятся, иначе вышло бы совсем странно, какие-то очи вдруг откуда-то взялись. Помимо того, что это рушит интригу, что для цикла, завязанного на них, довольно неприятно.

Мартин по такой себе схеме делал, и просто чтобы уменьшить количество сюжетных линий на книгу.
–––
Не всё так, как кажется. В поисках истины
Страницы: 123...7374757677    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Творчество Романа Суржикова»

 
  Новое сообщение по теме «Творчество Романа Суржикова»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх