автор |
сообщение |
240580
магистр
|
2 мая 2020 г. 15:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
У Гуревича навсю используется ратозапись , которая изменяет все в обществе будущего, начиная с быта. В конце концов там вплотную к бессмертию подходят. Мир этого произведения – мир победившего коммунизма. Причем строй этот «вырос» из «первого социалистического государства» СССР. Есть, правда, в этом мире и островок традиционализма и клерикализма – республика ЦЦ («Цитадель Цивилизации»). Хотя, следует отметить, характерной пропаганды в романе практически нет, если не считать таковой нарочитого, как-то неестественно обрисованного атеизма. О романе Бирюлина. Главная нестандартность состоит, наверное, в оригинальном решении продовольственного вопроса — там полмирового океана заполнили плавучими островами-посевами. Роман написан в годы правления Хрущева, и является ярким маркером того времени. Освоение океана выступает своеобразным продолжением освоения целины. Упоминается даже «царица полей» кукуруза, правда в океанических условиях она стала большой и грушевидной. Другая параллель — организация общества. Существуют совет старейшин и совет молодых. Советы экономических районов с профильными комитетами напоминают хрущевские совнархозы. Есть отдельные страны, но почти везде царит коммунистический строй. Только в Республике Восточного архипелага сохранился заповедник капитализма и расизма, который, в конце концов, падает после народного восстания. Почему море понятно, а почему же звезды? Кроме того, что они разлучили главного героя и героиню, пара море — звезды в романе представляется как неразрывное целое, проходя этапы жизни и разума, эти конечные пункты смыкаются в вечном взаимодействия. P.S. Я говорил, что степень нестандартности в разных романах разная.
|
––– Через тернии к звёздам |
|
|
Karavaev
авторитет
|
2 мая 2020 г. 16:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Чем и доказано — советская фантастика могла быть другой, мутации с отбором шли.
это странная реплика в мой адрес я охрип, доказывая, что советская фантастика была очень разной на всех 4 этапах своего развития
|
|
|
Karavaev
авторитет
|
2 мая 2020 г. 16:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Общий признак всех романов Стругацких.
вовсе нет Обитаемый остров, например. там мироустройство вполне себе постепенно описывается Страну багровых туч, с заголовками газет, опустим, ладно Хищные вещи века Да даже в Граде. Улитка уникальна и в творчестве АБС, и в советской фантастике вообще
|
|
|
ааа иии
философ
|
2 мая 2020 г. 17:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата 240580 Существуют совет старейшин и совет молодых. Советы экономических районов с профильными комитетами напоминают хрущевские совнархозы. Ну вот, всё с необычностью и ясно.
цитата 240580 У Гуревича навсю используется ратозапись , которая изменяет все в обществе будущего, начиная с быта. Ага, спасибо за пояснение. Да, пожалуй, хотя, на мой взгляд, конфликт между старожилами и чекако "Плеска звездных морей" более радикален в исследуемом аспекте. Спасибо за развернутый ответ!
|
|
|
ааа иии
философ
|
2 мая 2020 г. 18:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev вовсе нет Обитаемый остров, например. там мироустройство вполне себе постепенно описывается Как и Перец с Кандидом в Улитке, читатель все больше узнает про административный механизм криптократии. Но устройство мира дальше вступительного обзора Гая и не идет, практически. С кем воевала империя? Что за горцы, раз от них нужно отгораживаться оборонительным поясом? Одни ли проблемы у Хонти и Страны?
цитата Karavaev Хищные вещи века Европа или Америка, с глубоководными танками? Как ополчение из интелей и жилиных может уделать профессиональных военных, не угробив город и экономику? цитата Karavaev Да даже в Граде. Общая непонятность принципиальна для Града. И не было ли это наведенной галлюцинацией.
цитата Karavaev Улитка уникальна и в творчестве АБС Не в творчестве АБС, ведь
цитата Karavaev
да и в цитата Karavaev советской фантастике вообще разве что часть про Лес.
|
|
|
anagor1
гранд-мастер
|
2 мая 2020 г. 18:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вы хоть понимаете, что зафлудили тему?
Ну сколько можно пережевывать литературоведческие начала советской фантастики? Будто за последние 30 лет ничего не написано. А написано очень много и очень разного. И разобраться в русской (читай: русскоязычной, т.к. имеется целая плеяда украинских авторов, пишущих по-русски) гораздо сложнее, интереснее и актуальнее, чем перемывать косточки трупу. Хотя бы те самые волны посчитать...
Да, сегодня мы все же скатились в конструкцию, характерную для западного мира: "фантастика" как жанровая проза — в гетто, на одной полке, "фантастика" как литература, использующая фант.метод — на другой. Но ведь процесс скатывания был весьма своебразен. В конце 90-х — начале нулевых был период, когда фантастика уникальным образом совмещала высокую продаваемость и глубокий смысл. Произошло это, имхо, благодаря формированию фэндома — своеобразной тусовки, возникшей на базе КЛФ. Влияние АБС на авторов 90-х (какой там номер волны?) несомненно и велико, фантастика имела явный социально-психологический подтекст и у лидеров той волны была весьма качественной литературно. Логинов, Рыбаков, Дивов, Дяченки, Лукьяненко (до своей встречи с президентом РФ), Валентинов, Успенский, Лазарчук — писали именно литературу, а не "жанровую прозу". И в тусовке легко уживались профессионалы уровня Быкова и Галиной. Распад начался в середине нулевых. Причем его зерна вызрели в самом фэндоме. Рынок брал свое, лидеры мнений менялись. Грелка, семинар Олдей — там учили обслуживать читателя, излагать то, что он схавает, а не стараться выразить свое миропонимание. Помню, как Панов на Грелке учил писать Ларису Бортникову, а ведь она к тому времени уже создала не только россыпь прекрасных постов в ЖЖ, из которых уже был виден её талант, но и замечательный (пусть и не фантастический) "Берег турецкий", великолепные "Жил да был один король", "Гарнизон алые паруса" — это уровень, который Панову и не снился. Я спросил: "Лариса, как же так? Чему он тебя может научить?" — "Многому. Например, пониманию, какие и почему книги продаются, а какие нет" — "..." И всё, нет автора. "Жужелица" была еще ничего, а дальше все вниз, вниз — типа, к читателю, в жанровую прозу, на полку с "гумном". Многие, очень многие проделали сей путь, продав не только рукописи, но и вдохновенье. Слава богу, не все. В то же время, в нулевых вылезла из своего замкнутого мирка "сами производят, сами же и потребляют" боллитра, уходящая корнями в советский литературный официоз и в девяностые жестоко страдавшая от своей нерыночности. К Слаповскому, Крусанову, Липскерову и другим читабельным авторам (ибо существенная часть боллитры нечитабельна) добавились Геласимов, Водолазкин, Сахновский, Алексей Иванов, по инерции воспринимавшийся фэндомом "своим", и другие. Распад фэндома был неторопивым, но явным. "Новые классики" его сразу почувствовали. Валентинов в своей нашумевшей статье ввел термин "фэнье", а Дивов — получивший куда более долгую жизнь "МТА". Мне кажется, гроб фэндома был забит двумя гвоздями очень разного рода: превращением в сеттинг в конце нулевых "Метро 2033", коммерческий успех которого окончательно ослепил и "растлил" МТА, и смертью в 2013 году Саши Ройфе, энергия, мудрость и глубочайшая культурность которого играла очень важную роль в тусовке.
В итоге в десятых годах понятие "боллитра", в известной степени противопоставлявшееся фэндому, с одной стороны, и популярной массовой жанровой прозе, с другой, практически потеряло четкий смысл. Теперь у нас есть литература, в том числе в той или иной степени фантастическая (а приемы такого рода использует каждый первый современный автор) — и жанровая проза со своими "законами жанра", со своими авторами и читателями. То есть, сформировался вполне типичный сегментированный книжный рынок.
|
––– Был так болтлив, что уставали пальцы... |
|
|
_Y_
миродержец
|
2 мая 2020 г. 19:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
anagor1 ну вы прямо целую статью в форуме выдали Очень интересно, спасибо. Я даже понаотмечал себе авторов, с которыми как-то недостаточно знаком.
|
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю. |
|
|
пунчик
гранд-мастер
|
2 мая 2020 г. 20:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата anagor1 Лукьяненко (до своей встречи с президентом РФ) И, что случилось с Лукьяненко после встречи с президентом РФ ? Интересно узнать информацию, что называется, из "первых рук"... цитата anagor1 уровень, который Панову и не снился А что, Вадим Панов где-то называл себя автором серьезной, интеллектуальной прозы ? Он добротный, качественный писатель развлекательного жанра и вроде на большее, даже не претендует. При этом его книги хорошо продаются уже около 20 лет ( !!! ). На уровень "поздних" Перумова-Бушкова-Головачева пока еще не опустился. И это меня радует. :)
|
––– Сейчас к людям надо помягше, а на вопросы смотреть ширше. |
|
|
240580
магистр
|
2 мая 2020 г. 20:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Чтобы всех помирить и всем угодить, насколько это возможно Есть такой украинский русскоязычный автор — Андрей Дмитрук. Писал еще в советское время. Его перу принадлежат два довольно интересных романа. Фактически, этот роман-эпопея — единственная современная украинская утопия. Там уже такой себе коммунизм-трансгуманизм, иммортализм. Продолжает традиции Ивана Ефремова и Николая Федорова. Ложка дегтя в бочке меда — в цикл проникли довольно специфические политические взгляды автора, а так эта нетипичная для сегодняшнего дня вещь заслуживает всяческих похвал.
|
––– Через тернии к звёздам |
|
|
ekter
авторитет
|
2 мая 2020 г. 20:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата anagor1 "фантастика" как жанровая проза — в гетто, на одной полке, "фантастика" как литература, использующая фант.метод — на другой
цитата anagor1 там учили обслуживать читателя, излагать то, что он схавает, а не стараться выразить свое миропонимание
Это нужно всегда перед глазами иметь — объясняет многое из нынешней ситуации.
|
|
|
ааа иии
философ
|
3 мая 2020 г. 10:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
anagor1, за возвращение к современности спасибо, конечно. Но... а) Гиперболизируете значение КЛФ. Кто-то из них вышел, хорошо, но вышел. А шедевр 90-х, вейский цикл Латыниной, появился без них. Более того, культ вылизанного рассказа советской фантастики сыграл злую шутку с набивавшими руку в этом направлении. б) Преувеличиваете роль фэмдома (под которым понимаете тусовки писателей, верно?). Вне вручаемых друг другу премий и сборников, типа володихинских или "Призраки и пулеметы", во влиянии на русскоязычную фантастику не замечен. Концепция "волн" сама по себе позор русскоязычной фантастики. Этого взаимоподражания и принудительной смены поколений и быть-то не должно. Крапивин, Гибсон, Азимов, Ле Гуин как примеры нормального литературного долгожительства. Знаменитый "формат" родился не на конвентах. Было интервью, по-моему, деятеля из "Астрели", что одиночный хороший роман и не интересен, нужны авторы на перспективу. в) Влияние Панова. Он написал 54 романа, из них 11 в соавторстве, открыл свою франшизу... Б.Е.З.У.С.Л.О.В.Н.О. Но пейзаж выглядит так: Алекс Орлов — 63 романа. Ливадный — 75. Юрий Иванович — 88. Елена Звездная, стартовав в 2009 году, уже выдала 58. Романы Бушкова и считать не буду. г) О Лукьяненко уже спросили. Его значение для российской кинофантастики существенно. В остальном — даже не знаю. Его переиздают... но далеко не всего.
|
|
|
_Y_
миродержец
|
3 мая 2020 г. 12:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии культ вылизанного рассказа советской фантастики сыграл злую шутку с набивавшими руку в этом направлении.
Извиняюсь, но я не в теме. Очень хочется поспрашивать и, в первую очередь, попросить подробнее объяснить, что вы вкладываете в эту фразу?
|
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю. |
|
|
ааа иии
философ
|
3 мая 2020 г. 13:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата _Y_ что вы вкладываете в эту фразу? В СССР, вплоть до самого конца и чуть дальше, основной формой публикации фантастики был рассказ. Соответственное было к нему и отношение. В связи с сокращением подписки (и изменением отношения гонорара за рассказ к сумме удовлетворения потребностей), настало время сериалов и толстых книг, выпекать которые оказались готовы далеко не все. Могучая поросль фантастов 80-х... растворилась. Геворкян, Бабенко, Рич, Ольгин, Дубов, Вл.Покровский, Темкин, Гланц, Орешкин... Не все ушли из литературы совсем, но с первых позиций рейтинга фантастов — да. Смотрим на лауреатов премии Аэлита или сюда: https://fantlab.ru/work97537 https://fantlab.ru/work66477 https://fantlab.ru/work73399 https://fantlab.ru/work67312 И сравниваем с "Лучшим за год" Дозуа или "Легендами" Силверберга, в которых одни и те же имена.
|
|
|
_Y_
миродержец
|
3 мая 2020 г. 13:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ааа иии спасибо, понял. Эта ваша фраза относилась к профессиональной фантастике.
Жаль, конечно, что авторы рассказов выпадают из списка писателей первой величины. Но я-то читаю именно рассказы и отдельные романы. А вот пухлые циклы, как бы их ни расхваливали издатели, премие-датели, да и фанаты, воспринимаю с большим трудом.
|
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю. |
|
|
Karavaev
авторитет
|
3 мая 2020 г. 14:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата _Y_ что авторы рассказов выпадают из списка писателей первой величины.
для рассказов нужна особая отраслевая структура, в первую голову журналы, затем резонансные антологии у нас сейчас практически ничего этого не стало
|
|
|
андрон966
гранд-мастер
|
|
_Y_
миродержец
|
3 мая 2020 г. 15:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev для рассказов нужна особая отраслевая структура, в первую голову журналы, затем резонансные антологии у нас сейчас практически ничего этого не стало
Это очень печально
цитата андрон966 Сейчас настало время циклов и эпопей
Жуть. Мыльные оперы никогда не считались чем-то для головы полезным. И не зря.
|
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю. |
|
|
ааа иии
философ
|
3 мая 2020 г. 15:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата _Y_ Эта ваша фраза относилась к профессиональной фантастике. Да вряд ли автора трех-пяти рассказов или повестей за 10 лет можно считать профессиональным писателем с современной точки зрения... М.б., Булычев и Крапивин — профи.
цитата _Y_ Жаль, конечно, что авторы рассказов выпадают из списка Да нет же, говорим про закат СССР и первое пятилетие пост-. Хороший рассказ вещь во все времена. Та же Громыко пишет, Логинов, Лукин, вроде... продолжает свои конкурсы ХиЖ...
цитата _Y_ Это очень печально На деле, попытки возобновить бытование рассказа предпринимаются, с самых разных сторон. Белянин, Володихин, https://fantlab.ru/edition56005 и даже https://fantlab.ru/work958543 Но 1-2 достойные внимания вещи на сборник? И следить перестал.
|
|
|
пунчик
гранд-мастер
|
3 мая 2020 г. 16:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Но 1-2 достойные внимания вещи на сборник? И следить перестал. Опять Закон Парето в действии. Удивительно. Сам такие сборники давно не читаю ... Оказывается — не зря ...
|
––– Сейчас к людям надо помягше, а на вопросы смотреть ширше. |
|
|
_Y_
миродержец
|
3 мая 2020 г. 16:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ааа иии Та же Громыко пишет, Логинов, Лукин, вроде... продолжает свои конкурсы ХиЖ...
Мне кажется, эта ваша фраза показывает всю проблему полно и ярко. В ней ведь перечислены два автора самого высокого уровня, один — автор интересный, но рассказы свои до ума не доводящий (из того, что я читал, конечно) и любительский, в основе своей, конкурс. Очень бедно получается.
С теми сборниками, на которые вы сослались, я не знаком, но читал другие. И совершенно согласен — очень часто остаётся именно такое впечатление — сильных вещей не много.
--- ---
Но! Вот я подумал — а чего слезами обливаться? Может попытался повспоминать хорошее, а не плохое? Вот, что получилось по рассказам и даже микрорассказам:
На мой вкус, процент откровенно понравившихся вещей весьма высок в Эдите. То же сказал бы про альманах Астра-Нова, но у меня в руках побывало только два выпуска, так что статистики пока не набрал. В прошлом году вышел хороший сборник Курс-Полюс, но там узкая тематика — полярная. Прекрасный сборник микрорассказов Бестиарий. Книга странных существ, но он уже трёхлетней давности.
И это только то, с чем я знаком. Может не всё и ужасно?
|
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю. |
|
|