Издательство «Издатель А. И. Мамонтов» [Типография А. И. Мамонтова]Годы существования: 1862 – 1918 Описание:Илл.: 1. Анатолий Иванович Мамонтов (фото 1860-х годов) Анатолий Иванович Мамонтов (1839–04.10.1905) — один из ярких представителей русской купеческой династии Мамонтовых, второй по старшинству сын купца Первой гильдии Ивана Федоровича Мамонтова, родной брат Саввы Мамонтова (1841–1918). Родился в Алуторовске в 1839 году, учился во 2-й Московской гимназии, затем поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета и окончил его в 1860. В июне того же года он отправился за границу и провел там более двух лет; посетил Лондон, Париж, Берлин, Вену, побывал в Швейцарии и Италии. В Милане он познакомился с дочерью коллежского асессора певицей Марией Александровной Лялиной (1847-1908), на которой женился в 1864 году без благословения на то отца, за что и «выпал из гнезда» семьи. Почти с 20-ти лет Анатолий живет уже самостоятельно, вне семьи. Его местом жительства на десять лет 1860-1870 годы стал дом в Камергерском переулке (в советское время Художественный проезд), современный номер 5/7, строение 4. Когда-то это главный дом усадьбы бояр Стрешневых. Его издательская деятельность началась в декабре 1862 г. когда он снял в аренду сроком на три года типографию со словолитней Лазаревского института восточных языков, которая помещалась в доме Каткова и Леонтьева в Армянском переулке. В то время типография слыла одной из лучших в Москве, а 18 июня 1866 года потомственному почетному гражданину А.И.Мамонтову было выдано свидетельство на содержание в том же доме собственной типографии, стоимость имущества которой составляла около 20000 рублей.
Год спустя Анатолий основал издательскую фирму, в 1864 создал первую женскую типографию, функционирующую на артельных началах, а в 1866 году открыл в арендованном им доме собственную типографию – дважды перемещая ее по Москве. Отец, узнав о его желании открыть свое дело – типографию, примирился с ним. Очевидно, обладая уже некоторыми средствами, Анатолий в 1871 году приобрел участок земли в Леонтьевском переулке, что в пределах Белого города у Никитских ворот, со стоявшими там двумя каменными барскими палатами (дома № 5 и 7), принадлежавшими когда-то сподвижнику Петра I стольнику Автоному Головину. Архитектор А.В.Гартман перестроил фасады этих зданий, придав им псевдорусский стиль, насытив их исполненной в кирпиче орнаментальной пластикой, мотивы которой почерпнуты в рисунках народных вышивок. Стоит отметить тот факт, что при строительстве типографии А.И. Мамонтова, Виктор Гартман не составлял никаких предпроектов, а забирался на леса и выкладывал украшения своими руками. «Картинки с выставки» — широко известная сюита М.П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В.А.Гартмане. В одном здании Анатолий поместил типографию, оснастив ее типографскими станками, скоропечатными машинами и прочей типографской техникой, а в другом — двумя годами позже, открыл книжный магазин «Детское воспитание». В продолжение ряда лет Мамонтов расширял свою коммерческую базу, создавая еще книжные магазины и склады. В этом плане нельзя не отметить его сотрудничество с А.Ф. Черениным, с которым он в 1881 году открыл совместный склад и книжный магазин в здании на Рождественской ул., 8. (в советское время ул. Жданова). В 1892 году, расширяя дело, Анатолий Мамонтов преобразовал свою фирму в акционерное общество «Товарищество типографии А.И. Мамонтова». Известно, что в 90-х годах у Анатолия был также книжный магазин на Неглинке 19, в здании, фасад которого выходил в соседний переулок – Петровские линии — центр московский книжной торговли того времени. Расширяя свою коммерческую базу, Анатолий не забывал совершенствовать и технологию печати, особенно в части воспроизведения иллюстраций. Он одним из первых внедрил цинкографию взамен литографии, стал применять цветную хромолитографию, гелиогравюру, фототипию, одним из первых в России перешёл на изготовление иллюстраций типографским, а не литографским способом.
Мамонтов поддерживал тесные деловые связи с издателями Ф.Ф.Павленковым, А.С.Ушаковым, А.Ф.Черениным (у Мамонтова печатался его журнал «Книжник»), К.Т.Солдатёнковым и другими издателями и книгопродавцами. В 1868 году Мамонтов совместно с издателем Ф.Ф.Павленковым выпустил под измененным заглавием две запрещенные статьи Д.И.Писарева, вызвав этим неудовольствие цензуры. В типографии Мамонтова в 60-е годы печатался «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, в 1865 г. вышел «Квентин Дорвард» В.Скотта, в 1866 г. печатался журнал «Книжник», в 1867 «Сборник сведений по книжно-литературному делу» в 2-х частях (издатель Черенин). На Пятой международной выставке в Москве типография и словолитня, которые арендовал Мамонтов, были удостоены большой серебряной медали за типографские работы. В 1880 году типография Мамонтова печатала издания Л.Н. Толстого, в 1887 в его типографии были напечатаны произведения А.С. Пушкина «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Полтава». В конце 1890-х годов Мамонтов был увлечен идеей издания книг для народа с художественными иллюстрациями, изготовленными типографским, а не литографским способом. В 1899 году в типографии был отпечатан «Литературный сборник памяти Белинского», в подготовке которого принимал участие известный библиограф П.А.Ефремов. Издательство в Леонтьевском переулке – время наивысшего творческого взлета и деловой активности Анатолия Мамонтова, как издателя и типографа. Это период тесного взаимодействия его издательства с художниками, входившими в кружок его брата Саввы: с В.Серовым, братьями Васнецовыми, Н.Ге, М.Врубелем, К.Коровиным, В.Поленовым и другими. Они были не только исполнителями его заказов, но и личными друзьями, друзьями его дома – завсегдатаями еще одного мамонтовского центра в Москве – дома Анатолия Мамонтова в Леонтьевском переулке. Благодаря этой дружбе дочери Анатолия — Татьяна, Прасковья, Людмила и Наталья нередко становились «натурами» В.Васнецова, И.Репина, В. Серова. Многие из этих работ украшают ныне собрания Третьяковки и Русского музея. Особенно в этом плане можно отметить В.Серова, дружившего с дочерьми Анатолия Ивановича. В портретной галерее художника их портреты занимают особое место. Так, серовский «Портрет Л.А.Мамонтовой» (1884) И.Э.Грабарь считал «первым серьезным портретом Серова». Звучала часто в доме и музыка, но это уже заслуга жены Анатолия — Марии Александровны, профессиональной в молодые годы певицы. Помимо издательских дел у Анатолия Мамонтова и его семьи было и другое направление творческих контактов с абрамцевской художественной группой: магазин «Детское воспитание» с одной стороны и художественные мастерские в Абрамцеве — с другой. Владелицей магазина была Мария Александровна, сменившая карьеру певицы на профессию детской писательницы, журналистки и предпринимательницы. Именно она организовала при магазине художественную столярную мастерскую детской игрушки, и там же продавала их. Наряду со своим ассортиментом, в магазине реализовывались и изделия Абрамцевской столярной мастерской. А созданный Марией Александровной ежемесячный журнала «Детский Отдых», в котором сотрудничали многие из упомянутых художников, был заметным вкладом в пропаганду детской литературы в России того времени. В мастерской магазина «Детское воспитание» в 1898 году токарем Василием Звездочкиным (есть письменные тому доказательства) была выточена первая русская полая разъемная многофигурная кукла. Расписанная московским художником Сергеем Малютиным, кукла получила имя Матрены (Матрешки). После международного признания в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, кукла стала выпускаться многочисленными артелями в промысловых игрушечных центрах России. Расписанная в самых разных видах кукла стала редким примером детской игрушки, созданной профессиональными мастерами. До наших дней матрешка не только потребная детская игрушка, но и наиболее распространенный российский сувенир. Детская тематика, как одно из направлений издательской деятельности Анатолия Мамонтова, наиболее ярко проявилось в его издания иллюстрированной сказки. Еще в 1879 году из его типографии вышла сказка «Соня в царстве дива» – первое издание в России сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», с иллюстрациями Дж.Тенниэла. В книге не указан автор перевода, но есть предположение, что им был сам издатель — Анатолий Мамонтов. (Один из редких экземпляров этой книги сохранился в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге). Как переводчик Мамонтов известен еще переводом драмы И.В.Гёте «Фауст». К столетнему юбилею А.С.Пушкина, Анатолий Мамонтов выпустил ряд масштабных изданий его произведений, среди которых была и «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди» с иллюстрациями Малютина. Роскошное издание поэмы «Руслан и Людмила» – с цветными иллюстрациями того же Малютина – было самым большим по формату (51,2×40,1 см) юбилейным изданием к 100-летию поэта. И еще одно важное направление в издательской деятельности Анатолия Мамонтова – каталоги произведений изобразительного искусства, доступных обозрению: частные собрания, галереи. Таковы, например: «Обзор первой выставки картин художников исторической живописи в Императорском Российском Историческом музее в Москве (1896) и «Каталог художественных произведений Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых» – ежегодное информационное издание, которое с 1887 года печаталось в типографии Мамонтова в течение более двадцати лет.
Издательство Мамонтова одним из первых в России стало выпускать художественные открытки. В частности, в 1903 году, по заказу московских кондитеров были изданы две серии художественных открыток (12+6), посвященных русским сказкам – автор эскизов забытый в СССР художник-иммигрант Б.В. Зворыкин (1872 – 1942, Париж). С самого начала ХХ века бразды правления Товариществом типографии А.И.Мамонтова постепенно переходили в руки его сына – Михаила (1865 – 1920), а после инсульта, поразившего Анатолия Ивановича в начале 1905 года он целиком погрузился в дела Товарищества. Умер Мамонтов 4 октября 1905 года на год пережив свою жену, Марию Александровну. Основанный ею в 1881 году ежемесячный иллюстрированный журнал «Детский отдых», издателем, редактором, а зачастую и автором которого она была, выходил еще несколько лет после ее смерти. А их сын Михаил Мамонтов возглавлял работу издательства и типографии вплоть до их экспроприации новыми властями в 1918 году. Издательское кредо Михаила Анатольевича принципиально не отличалось от позиций его отца, и было столь же многогранным. Он тоже был политическим противником существующего режима, что отразилось и на его изданиях: от умеренно правых до политически злободневных статей наиболее леворадикальных деятелей, например, Карла Радека. В 1905 году в типографии Мамонтова печаталась газета “Борьба”, орган лекторской группы МК РСДРП, издавалась по инициативе В.И.Ленина и А.М.Горького, тогда же тут вышел второй номер “Известий Московского Совета рабочих депутатов”. Но наряду с выпуском этой литературы Товарищество типографии А.И.Мамонтова выполняло и работы, требующие высочайшего уровня полиграфии. Одним из свидетельств этому может служить журнал «Золотое руно» — самый знаменитый журнал русского символизма. Необходимо сказать, что деятельность Михаила Мамонтова на поприще издателя и типографа была с точки зрения экономики, вполне успешной. И, пожалуй, одним из главных его достижений было возведение в 1913 году новой типографии «Товарищества А.И. Мамонтова». Построена она была близ Арбатских ворот, на земле Иерусалимского подворья (т.е. представительства Иерусалимского патриарха) — Филипповский пер., дом 13. Это здание работы архитектора И.А.Германа – одно из значительных сооружений в стиле модерн начала XX века. Все в этом здании было подчинено рациональной организации производства: высокие потолки, большие пролеты, огромные на весь этаж окна. Его фасад был даже выдвинут на конкурс лучших московских построек. В 1918 году издательство Товарищества типографии А.И. Мамонтова было закрыто, а обе его типографии национализированы. Типография в Филипповском переулке, одна из крупнейших московских типографий в советское время, долгое время носила название «Искра революции» (позже замененное на «Типография № 16»). Мамонтовская типография в Леонтьевском пер. в советское время числилась под №55. ©borch для fantlab.ru (по материалам сети) Литература: — Устав Товарищества типографии А. И Мамонтова. М., 1913; — Григорий Бокман. Мамонтовы в российской культуре. Анатолий Мамонтов и его издательство — Полиновская Л.Д. Московский типограф А.И.Мамонтов и его связи с общественно-политическим движением в России // Книга: Исслед. и материалы. 1990. Издательство прекратило своё существование. Всего изданий:10Внесерийные издания Паѳосъ. Композицiи. Пейзажи. Лица 1911 год Описание: Иллюстрация на обложке и внутренние иллюстрации В.А. Фаворского.Вечерний альбом. Стихи. Детство. — Любовь. — Только тени 1910 год Описание: Формат 135х180.Часть тиража в обложке, часть в переплёте. Николай Гоголь. Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах 1873 год Описание: Книга вторая. Тома 3 и 4. |
Куратор — БорЧ