Коллекционирование марок — хобби доступное и умному и дураку.
Умный ограничится собиранием марок, а дурак всегда старается извлечь из этого выгоду.
Житейская мудрость опытных филателистов
Блок австралийских марок, посвящённых освоению Марса в третьем тысячелетии
Почтовые марки — это не только средство платежа за услуги одного из пока ещё распространённых видов связи, но и предмет собирательства. И независимо от того, когда электронная почта окончательно вытеснит письма в конвертах и открытки, история существования марок насчитывает несколько столетий. Если почтовые миниатюры вконец не обветшают, то собирать их вряд ли перестанут даже в век звездолётов.
В фантастике есть несколько запоминающихся персонажей из числа заядлых филателистов. Аполлон из «Второго нашествия марсиан» А. и Б. Стругацких так был увлечён своей коллекцией, что не обратил внимания на вторжение на Землю. Роботам тоже не чуждо собирание почтовых марок (С. Лем. «Стиральная трагедия»).
Наиболее редкие экземпляры марок, да ещё подобранные в умопомрачительную коллекцию, могут стать средством поистине неземного искушения (А. и Б. Стругацкие. «За миллиард лет до конца света»).
Раритетов среди почтовых марок не так уж много и в филателистическом мире они известны наперечёт. Помимо них существуют и регулярно выпускаются и откровенно коммерческие серии марок, а также сцепки, блоки и картмаксимумы, призванные удовлетворить и эстетические запросы коллекционеров. Расширение количества фантастических миров и появление фантастических технологий вносят разнообразие в такого рода продукцию.
Предметы нашего рассмотрения, отпечатанные в одной сказочной стране, сами доставляют (телепортируют?) письма адресатам (Р. Артур. «Марки страны Эльдорадо»). Гораздо больше возможностей у марок, содержащих разумные споры, из рассказа К. Саймака «Коллекционер». Они не только оказывают ту же самую услугу, что и вышеупомянутые аналоги, но и размножаются, наводят порядок в доме, а людей делают честными. Здесь же упоминаются марки с номиналом, определяемым по запаху, а также марки с цветом, не воспринимаемым человеческим зрением.
Серия марок Сан-Марино «Век научной фантастики»
На планете Блук находится галактический филателистический рынок, где среди прочего специфического товара продаются марки с объёмными или движущимися картинками. Здесь же можно найти редкие марки планеты Шешинеру с изображениями, появляющимися только по чётным календарным дням (К. Булычев. «Путешествие Алисы»).
Не секрет, что наряду с возможностью приобрести за баснословную сумму редкую или уникальную марку (раритет), филателист рискует приобрести и подделку. Для предварительного разоблачения обмана приходится приглашать специалистов. Один из фантастических экспертов известен тем, что он способен различать подделки, погружаясь в медитацию, окунаясь в ту историческую обстановку, когда печаталась или якобы печаталась официально та или иная почтовая миниатюра. Фальшь обнаруживается по несуразицам в «реконструкции». Однако эксперт-уникум зависит от собственных пристрастий и так очарован Феррари, знаменитым мастером подделок, что это явно мешает его работе (Н. Орехов, Г. Шишко. «Ферраритет»).
Вокруг коллекции марок — нескольких бумажных клочков — могут кипеть такие нешуточные человеческие страсти, которые, в конце концов, выливаются в действа совсем неприглядные, но в то же время судьбоносные для всей страны. Двое классиков отечественного юмора и сатиры однажды поведали о том, что предводитель старгородского дворянства Ипполит Воробьянинов владел когда-то лучшей в России коллекцией земских марок. Времена менялись, его коллекция переходила из рук в руки, пока ей не заинтересовались в высших эшелонах советской власти. Странные поступки целой плеяды наших политических руководителей порой мотивировались филателистической «лихорадкой» вокруг этой ставшей злосчастной коллекции (С. Синякин. «Марки нашей судьбы»).
Вскрываются и другие тайны, связанные с фантастической филателией.
В романе П. Валё «Стальной прыжок» марки, тайно обработанные небезопасными биостимуляторами, широко использовались на людях, даже не подозревавших, что они стали подопытными «добровольцами».
В рассказе Р. Хайнлайна «Человек, который продал Луну» специально подготовленная тематическая серия почтовых марок должна была отправиться в первый полёт на Луну. Суммой от их последующей продажи предполагалось покрыть часть затрат на осуществление самого космического проекта. Может быть, эта «технология» наряду с космическим туризмом пригодится в реальности при освоении той же Луны и других планет Солнечной системы? Но, пожалуй, филателистов гораздо меньше, чем непосед, да и электронная почта теснит свою обыкновенную предтечу.
Британские марки с персонажами «Звёздных войн»
Однако в фантастике существуют и такие варианты будущего земной цивилизации, которые предполагают отсутствие денег как средства платежа ввиду наступившего всеобщего изобилия. Тогда почтовые марки могут сохраниться только в качестве предмета собирательства. У В. Шефнера в повести «Девушка у обрыва» каждый житель Земли получил право в течение жизни выпустить ограниченным тиражом (не более одного миллиона экземпляров!) три своих собственных марки. Тут-то и проявились индивидуальные черты тех, кто остался или, напротив, не остался в стороне от упомянутого разрешения! Скромные либо аляповатые миниатюры хлынули на первых порах потоком… Вот только кому они оказались нужны?
На самом деле удивительное предвидение реализовалось по несколько иному сценарию. В 2000 году Канадский Почтовый Союз объявил о выпуске «марок тщеславия». Отныне каждый житель этой страны может заказать несколько марок со своим собственным изображением, а затем разослать знакомым. Письма доставляются почтой наряду с обычными, но расходы на печатание почтовых знаков оплаты государство хотя бы частично с себя снимает.
Какие бы порой головокружительные суммы порой не предлагали на аукционах за марки-раритеты и сколько бы ни пыжились от гордости их новые владельцы, энтропия не щадит их обретения. Да и к истинным ценностям жизни клочки раскрашенной бумаги имеют отдалённое отношение. Поэтому в одном из рассказов С. Другаля даже из невинных детских уст в адрес любого праздного человека, заподозренного в прожигании жизни летит обидное: «Филателист!».
Мечтают ли андроиды об электроовцах? / Do Androids Dream of Electric Sheep?
[= Bladerunner; Бегущий по лезвию бритвы; Бегущий по лезвию; Снятся ли андроидам электроовцы; Мечтают ли андроиды об электрических овцах?]
(1968)
[один из андроидов держит лавку почтовых марок на Марсе]
// Автор: Филип Дик
8.34 (4280)
-
136 отз.
Стальной прыжок / Stälspranget
(1968)
[марки обрабатывают небезопасными биостимуляторами и затем испытывают на людях без их ведома]
// Автор: Пер Валё
7.72 (246)
-
10 отз.
Через миллиард лет / Across a Billion Years
(1969)
[археолог собирает марки и возит с собой их коллекцию: «Марсопорт» с ультрафиолетовым штампом, сувенирные листы марок Луна-сити, галактические марки и их аналоги; самопогашающиеся марки 2115 года выпуска]
// Автор: Роберт Силверберг
7.42 (165)
-
6 отз.
Повести
Человек, который продал Луну / The Man Who Sold the Moon
[= Человек, продавший Луну]
(1950)
[специально подготовленная тематическая серия почтовых марок должна была отправиться в полёт на Луну. Выручкой от их продажи предполагалось покрыть часть затрат на осуществление проекта]
// Автор: Роберт Хайнлайн
7.99 (925)
-
14 отз.
Девушка у обрыва, или Записки Ковригина
[= Девушка у обрыва]
(1964)
[каждый житель Земли получил право в течение жизни выпустить ограниченным тиражом три своих собственных марки]
// Автор: Вадим Шефнер
8.26 (558)
-
27 отз.
Второе нашествие марсиан
(1967)
[герой повести так занят своей коллекцией марок, что не удивляется вторжению пришельцев]
// Автор: Аркадий и Борис Стругацкие
7.84 (1800)
-
60 отз.
Путешествие Алисы
[= Алиса и три капитана; Девочка с Земли; Тайна третьей планеты]
(1974)
[марки с объёмными или движущимися картинками; марки планеты Шешинеру с изображениями, появляющимися только по чётным дням календаря]
// Автор: Кир Булычев
Марки страны Эль Дорадо / The Wonderful Stamps Of El Dorado
[= Марки страны Эльдорадо; Почтовый билет в рай; Путешествие в рай / Postpaid to Paradise; Postmarked for Paradise]
(1940)
[марки сами доставляют письма адресатам]
// Автор: Роберт Артур
7.76 (418)
-
17 отз.
Коллекционер / Leg. Forst
(1958)
[марки, содержащие разумные споры, размножаются, наводят порядок в доме, а людей делают честными; марки с номиналом, определяемым по запаху; марки с цветом, не воспринимаемым человеческим зрением; марки из кожи]
// Автор: Клиффорд Саймак
Третья сторона медали
(1968)
[обмен марками с марсианским филателистом]
// Авторы: Павел Амнуэль, Роман Леонидов
7.26 (54)
-
3 отз.
Ферраритет
(1984)
[эксперт в области филателии изобличает подделки, погружаясь в прошлое]
// Авторы: Николай Орехов, Георгий Шишко
5.77 (42)
-
2 отз.
Соблазн
(1986)
[изготовление копии редкой марки с помощью инопланетной копировальной машинки]
// Автор: Кир Булычев
7.89 (378)
-
10 отз.
Марки нашей судьбы
(2000)
[ход отечественной истории зависит от обладания высшего руководителя государства коллекцией марок]
// Автор: Сергей Синякин
5.54 (79)
-
7 отз.
Научно-популярные книги
Почтовые марки
[познавательная книга для всех возрастов]
(2002)
[познавательный энциклопедический справочник о почтовых марках]
// Автор: Владимир Малов
8.00 (1)
-
Список фильмов, в которых упоминается термин:
Фильмы
Час расплаты / Paycheck
(США, Канада, 2003)
[на почтовую марку с портретом Альберта Эйнштейна микропечатью нанесены снимки из будущего]
// Режиссёр: Джон Ву