В далёком, но таком солнечном 1962 году, 14 апреля, в первую годовщину полёта Гагарина, советский кинематограф выпустил на экраны фильм Павла Клушанцева «Планета бурь», снятый по одноимённой повести Александра Казанцева и при его участии в сценарии.
Фильм был восторженно принят публикой, закуплен в 28 стран мира, дважды порезан американскими «пиратами» с целью извлечения прибыли, высоко оценён в технической части кинорежиссёрами мирового уровня (Стенли Кубриком, Джорджем Лукасом и другими), изучался как образец построения спецэффектов студентами кинематографических ВУЗов, и… забыт.
В отличие от других фильмов схожей тематики («Москва — Кассиопея», «Через тернии к звёздам» и т. п.), «Планета бурь» не вошла в «обойму» фильмов, постоянно крутящихся по телевидению ни в советские годы, ни сейчас. В чём причина? В происках советской цензуры, в обрушившейся на фильм критике или в чём-то другом? Попробуем поискать источник непопулярности в самом кинопроизведении.
Итак, советская экспедиция в составе трёх космических кораблей «Сириус», «Вега» и «Капелла» приближается к Венере (именно она названа в фильме «планетой бурь»). Уже на первой минуте картины «Капелла» уничтожена метеоритом. Прямое попадание, никто не спасся. Что удивительно, программа полёта не предусматривает исследование планеты в случае гибели одного из кораблей, хотя всем известно, что защиты от метеоритов и солнечной радиации у кораблей нет и подобная трагедия может случиться в любую минуту вновь. Что же делать? Выбор прост: ждать четыре месяца на орбите Венеры подлёта нового корабля «Арктур» или произвести высадку своими силами, нарушив инструкции. Риск существует и в том, и в другим случае. Но экспедиция ведь советская! А значит, отважные исследователи бросаются в авантюру.
Ко же они, наши несгибаемые герои?
Экипаж «Сириуса» исключительно мужской. Командир Илья Васильевич (Владимир Емельянов, 50 лет), внешне похожий на революционера-подпольщика в период дум о мировой революции; инженер Бобров (Георгий Жжёнов, 46 лет), скупыми словами поясняющий события фильма; и радист Алёша (Геннадий Вернов, 30 лет) в образе комсомольца-трагика. Нетрудно заметить, что члены экипажа «Сириуса» Илья, Бобров (в повести — Добров) и Алёша перекликаются с самой известной русской триадой — с тройкой богатырей на васнецовских лошадях. Правда, Алёша Попович в сказаниях не только удал, но и хитроумен, что к радисту «Сириуса» относится не вполне, но в остальном богатыри космические напоминают былинных.
Экипаж «Веги» пестрее, если не сказать больше. Капитаном выступает геолог Иван Щерба (Юрий Саранцев, 33 года), неунывающий как комсомольский вожак на похоронах; рядом, совсем рядышком, единственная женщина экспедиции Маша Иванова (Кюнна Игнатова, 27 лет), радист и основная плакса фильма. Иван да Марья, одним словом. Тут же американец-технарь Аллан Керн (Георгий Тейх, 55 лет) с внешностью коварного бодрячка-шпиона и робот-трансформер Джон, чудо сталелитейного производства (внутри мастер спорта, тяжелоатлет Борис Прудовский).
Именно робот рассчитывает сценарий высадки, повинуясь приказу Керна «Фактор опасности не учитывайте!».
Диалоги и монологи космонавтов чудовищны. Это надо отметить сразу и потом не обращать внимание. Но и сюжетная основа хромает.
Мужчины высаживаются двумя группами: сначала на планёре Керн, Щерба и робот, затем по установленному маяку садится на Венеру «Сириус». Маша остаётся на орбите волноваться и передавать научные данные на Землю. По воле обстоятельств планёр относит на 32 километра в сторону от маяка, в некое болото, при этом экипаж планёра терпит бедствие: разгерметизацию скафандров и потерю транспорта. Тем самым вырисовывается основной конфликт фильма: в условиях неблагоприятной планеты найти и спасти товарищей. Казалось бы, идеальный сюжет, которому не может помешать ни плохо подобранная музыка, ни нелепые диалоги. Но нет.
Со стороны спасаемых начало отвечает задумке. Пережив нападение болотных ящеров, усталые, заражённые лихорадкой, стеснённые нехваткой кислорода, Алан и Иван монтируют Джона и медленно, но верно двигаются в сторону маяка. Связи у них нет ни с орбитой, ни с богатырями.
А богатыри не спешат. Подумаешь! Эка невидаль — товарищи на грани смерти. Надо же взять пробы-образцы. Надо сфотографировать плотоядное растение, надо взять кровь на анализ у бронтозавра. А развести костерок и обсушиться — самое богатырское занятие.
Спасаемые же рвутся вперёд, не смотря под ноги. Имея в аптечке хиноциллин, лекарство от венерианской лихорадки, они не останавливаются на привал, а с нерасчётливым упорством (и это командир космического корабля и эгоистичный американец!) шагают до тех пор, пока не валятся без сил в горячечном бреду. Странно, не правда ли?
Не пересказывая весь фильм, отмечу, что драматургия произведения как начала хромать, так и не перестаёт до самого конца. Особенно обидно было за верного робота, которого бессмысленно сделали себялюбцем. Бессмысленно, потому что причину его остановки в лавовом потоке можно было выбрать любую, например, отказ двигательной системы или перегрев процессора.
В фильме есть только два отличных эпизода. Это как раз спасение Щербы и Керна с гибелью робота и, второй, но первый по хронологии, эпизод, где робот спасает жизнь Керну, скормив ему тот самый хиноциллин. И там, и там нет диалогов. И там, и там главным героем выступает робот. Удивительно, не так ли?
Так что же в «Планете бурь» хорошего? Да всё остальное.
Невероятные для некомпьютерных технологий декорации. Неповторимые трюки и спецэффекты. Специально для фильма разработанные технологии съёмки, взятые потом на вооружение ведущими кинофантастами мира. Достоверное движение антигравитационного вездехода (что привело в панику западные разведки, они поверили, что у СССР есть двигатель на антигравитации). Динозавры, птеродактили и прочая живность. Извержение вулкана. Подводный мир.
Это красочный, передовой для своего времени, а в некоторых моментах и до сих пор, научно-фантастический фильм.
Увы, но прекрасный режиссёр Павел Клушанцев так долго пробивал фильм о Луне, что в итоге оказался с единственным и не самым сильным сценаристом в лице писателя-фантаста Казанцева, решившего адаптировать под сценарий свою повесть о Венере. Кстати, данная повесть переписывалась Казанцевым трижды: до фильма, сразу после и спустя пятнадцать лет. Лучше от этого она не стала.
Именно в слабом сценарии я вижу причину того, что фильм «Планета бурь», став классикой в технике кинематографии, не стал шедевром, который не стыдно показать на телеэкранах.
Впрочем, настоящим поклонникам фантастического кино ознакомиться с ним стоит. Хотя бы для того, чтобы знать, откуда «растут ноги» у спецэффектов «Звёздных войн» и других культовых фильмов.
Неплохо год начался. Выбил-таки я первое место в Астраблице. Не бог весть что, да и только по одной версии — жюри, но всё же.
Что примечательно ( и подтверждает давно известную формулу): рассказ не у всех судей занял первое место, но он у большинства занял достаточно высокие места (1-2-3), чтобы обойти рассказы, быть может, более сильные, более интересные, но не настолько... гладко-простые, что ли.
Если приглядеться к местам, то видно, что и "Дружина", и "Завещание мертвеца", и другие рассказы "выстреливали" у разных судей, а моя "Щепотка" ровненько шла на втором-третьем месте. Такая вот конкурсная правда.
Осталось выбить первое место по версии участников и я на Астраблице поставлю жирный плюс. (Придётся писать про котиков, девочек и прочую любовь).
Все шесть победителей, как и было заявлено, получили по 6 тыс. рублей. Я, во всяком случае, получил.
Это мой первый денежный приз, что добавляет пунктик к списку "первых", но не в этом дело.
Об этом конкурсе было сообщено в теме "Объявления о конкурсах", как и о следующим за ним конкурсе на той же площадке — конкурсе хоррора.
И разгорелась дискуссия, справедливо ли требование оставить рассказы конкурсантов на сайте после завершения конкурса. (листайте от последней ссылки, там страницы три где-то)
Ну вот конкурс прошёл. Что показала практика? Всего было 14 рассказов, получить призовое место (6 из 14) для писателя уровня финалиста или даже второтурника ФЛР было легко, я считаю. Что рассказ будет висеть на сайте? Да пофиг. За 6 тыс. рублей пусть хоть по всему интернету разошлют.
Нет, я понимаю людей, которым бесплатная публикация в бумажном журнале важнее 100 баксов (примерно). Но жаль, что эту позицию разделило большинство лаборантов и на конкурс почти никто не пришёл.
А теперь немного бальзама — отзывы судей (критику я тоже люблю, но не сегодня). Кстати, тоже впервые. Впервые мой рассказ прочитали и прокомментировали известные писатели.
История весьма бодрая и читается легко, по стилю практически нет серьезных замечаний. Разве что есть слова не из хайборийского мира – типа «визитер», «сюрприз», мы говорим о варварских временах, а они относят нас к эпохе «Евгения Онегина», условно говоря. Но это, в общем, мелочи. Все логично и динамично. Я люблю про жрецов Сета, любителей ползучего и скользкого, с ними всегда интересно бороться. Много колоритных подробностей и разной жути, которую Конан побеждает своим опытом и силой характера. В целом – симпатичная история про Конана.
Неплохо, в стиле Говарда, но автору следовало бы поработать над стилистикой, поскольку «нечеловеческие маневры стеблей» вызывают улыбку. Кто как, а я не могу представить себе стебли маневрирующими, тем более – нечеловечески. В остальном, вполне достойно.
Структура имеется – завязка, интрига, бой с собственным драконом, кульминация и даже коротенькая развязочка.
Из анахронизмов царапнули разве что зарплата и масса
Язык хороший, богатый, навязчивых повторов нет (вообще нет повторов за редким исключением). Картинка возникает яркая, связная, логичная
Единственное показавшееся недостоверным – реакция Клариссы, когда та сама себя предлагает в жертву и говорит, что без Конана ей не жить. Поскольку совсем недавно ее с трудом вообще уговорили помощью Конана воспользоваться, такая внезапная и безграничная преданность кажется по меньшей мере странноватой.
Очень порадовал финал с гуманным расчленением жертвы – и даже не столько тем, что никому не пришлось умирать хотя бы тут, а оригинальностью решения магической задачи, вроде бы никакого хорошего решения не подразумевающей.
Бюстгальтеровый забор возник в период между Рождеством и Новым годом в 1999 году, когда четыре бюстгальтера были прикреплены к проволочному забору вдоль дороги. Первоначальная причина, по которой бюстгальтеры были повешены на забор, неизвестна.
Какая тут связь? Не могу выразить словами, но чувствую — она есть.
Литрес, книжные магазины, самопиар в соцсетях <> совершенно бессмысленный, но приятный на вид объект.
Сегодня на почте я получил посылку. Это был приз за выигранный мной конкурс. Книга от организатора с дарственной надписью и две шоколадки.
Конкурс был... камерный. На небольшом уютном сайте, с невеликим числом участников, но! всё равно дико приятно занять именно первое место! И получить материальный приз. Вещественный. С грамотой.