fantlab ru

Все отзывы посетителя davdav2

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Евгений Гуляковский «Посол в запретную зону»

davdav2, 7 января 2015 г. 22:46

Трудно себе представить, но первое произведение автора появилось в 1962 г., то есть, простите, 52 года назад. Такое долгожительство в литературе и в одном жанре уже фантастика само по себе. Конечно, следить за тем, как и в чем развивался автор (а в чем — нет) за эти годы, очень интересно. Ведь начинал он среди шестидесятников, а прославился (Туманами и Восходами) как крепкий семидесятник. И если тогда автор писал настоящую НФ, то сейчас вновь оказался в тренде и эта вещь 2010 г. вполне крепенький себе космический боевичек. Причем автор попытался вплести в него элементы фэнтези, переходящей в сказку. Кстати, мне показалось, что почти всегда удачно, но это вопрос вкуса.

И тогда, в 70-е, и сейчас, в этой книге, автор интересен тем, что писал не о СМЫСЛЕ жизни, а о ФОРМАХ жизни. И здесь его фантазии надо отдать должное. Именно здесь развиваются и раскрываются основные идеи автора.

Например, ментальное общение представителей цивилизаций на более высоком уровне развития. Интересная находка — язык «ментал». Оказывается у этого есть и свои недостатки — общество относится жестоко и изгоняет тех, у кого таких способностей нет. Именно они становятся «чужими» для представителей доминирующей на планете расы. В этом что-то есть. Ну и, конечно, высшие формы бестелесны и являются чистой энергией, но при этом могут быть недобры.

А концовка как раз замечательная. Появилась именно та доля недосказанности, которой не хватало в некоторых других произведениях. Но именно в нужное время и в должном месте. Обрыв на высокой ноте ...

Оценка: 8
– [  8  ] +

Евгений Гуляковский «Планета для контакта»

davdav2, 5 января 2015 г. 20:15

Для тех, кому надоели боевики и хочется почитать советскую НФ 70-х.

Как часто у этого автора, книга начинается с катастрофы в космосе и с того, что герои оказываются в безвыходной ситуации — одни на чужой планете.

Однако, безвыходных ситуаций для наших людей не бывает. Начали разбираться. Разобрались.

В повести разрабатывается тема контакта. Он может иметь разные формы. К этому надо быть готовым, но готовым к этому быть нельзя, поскольку проявления разума могут быть самыми непредсказуемыми. Здесь сильная сторона автора — во многих его произведениях встречаются самые разные неожиданные варианты.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В данном случае некая цивилизация наделила одного из героев возможностью силой сознания преобразовывать материю и энергию. Одновременно, герои решаю задачу, как вернуться на Землю. Не вернулись, но сигнал послали

Написано увлекательно. Особенно начало. Но и середина и конец не то, чтобы сильно затянуты.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Леонид Афанасьев «Путешествие на Марс»

davdav2, 2 января 2015 г. 12:24

Читая рассказ, нельзя не подумать о том, насколько же огромный технологический скачок произошел в ХХ веке. 1901 г. еще всецело принадлежал веку XIX. Бросается в глаза, что создать первый корабль мог русский как автор идеи, но собрать его и запустить в космос можно было только в Англии как в стране победившей научно-технической революции. Одновременно исполнилась мечта гениального, но бедного математика — жениться на богатой молодой и красивой английской вдовушке-миллионерше, которая к тому же разделяет все идеи и замыслы мужа и его старших товарищей. Разве не фантастика! Любопытна попытка представить внутреннее устройство трехпалубного корабля. Если он строился в Англии, то здесь же и повышенные требования к комфорту путешественников. Роскошь и утилитарность как естественная среда обитания культурного человека. Ну, а когда начнутся приключения те же люди, включая вдовушку, будут убегать из замков, переправляться через ров и плутать по лесу и пр. То есть роскошь не противопоставляется крепости духа, комфорт не размягчает человека, а наоборот. Очень по-английски.

Какими автор изобразил марсиан? Они, по сравнению с землянами, карлики. Живут в средневековье (замки, царь, города и пр.), то есть технически более отсталые, чем люди, но в моральном плане, наоборот. И это дало повод автору в духе «Что делать» влепить несколько диалогов о чистоте нравов. Оказывается фантастика уже на старте грешила морализаторством.

Интересно предположение публикатора — автор написал рассказ, чтобы таким образом опубликовать свое открытие высчитанного им срока полета на Марс.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Евгений Гуляковский «Долгий восход на Энне»

davdav2, 1 января 2015 г. 23:12

Читается, кстати, неплохо. Особенно, как справедливо отмечается в отзывах, первые три четверти книги. Замечательный стиль — размеренный, ровный. Образ главного героя Ротанова узнаваем, наделен индивидуальными чертами. В концовке — появляются детали фэнтези (дракон, принцесса, жрец племени) и вплести их в НФ, кажется не очень получилось. Но надо помнить, что повесть написана в 1984 г., когда еще не было такого обилия переведенной зарубежной фантастики, а изданные вещи в условии книжного дефицита (в Москве уж точно) нужно было искать и доставать. Поэтому тогда, судя по отзывам, это было именно то, что надо. Хотелось драконов. Много интересных идей — прежде всего о контроле над временем и о возможных последствиях попыток управлять временем. Только концовка явно не отвечает глубине поставленных вопросов

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— все решилось банальным подрывом.
.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Злоумышленники»

davdav2, 20 декабря 2014 г. 00:30

Важный для всего цикла рассказ. Это рассказ, который взрослому может показаться подростковым, но для прочитавшего подростка это очень взрослый рассказ.

Герои, которым в будущем предстоит проявить себя во взрослом возрасте, проявляются в юношеском. Проявляются их сильные и слабые человеческие качества. Ведь Атос, готовившийся здесь в штурманы, в Десантниках будет фигурировать только под своей фамилией Сидоров, и станет биологом (еще один раз он будет упомянут в Благоустроенной планете даже как микробиолог). И проявит он себя как бэд-гай. Получается, что первое впечатление Капитана окажется верным: «Атос казался Капитану человеком надменным и пустоголовым».

Здесь же высказаны основные моральные нормы, соответствующие всей нашей отечественной традиции: «Лжешь учителю — солжешь кому угодно», «Все самое плохое в человеке начинается со лжи». Или вот еще эта фраза: «Ты помнишь, что самое дрянное на свете? Я напомню тебе: трусить, врать и нападать». Над третьим надо особенно внимательно подумать. Что хотели сказать АБС? Только ли нападать первыми?

Любопытно, что у Р. Желязны, стопроцентного американца, в «Хрониках Амбера» (1 том, «9 Принцев») другое — герой игрок, значит, чтобы победить, должен обманывать и предавать («... зато прекрасно знаю, что ты опасный игрок и предательство тебе не в новинку»). Культур-мультур, в общем.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Николай Андреев «Звёздный взвод»

davdav2, 14 декабря 2014 г. 22:59

Цикл действительно, затягивает и хочется дочитать до конца. А было это еще до появления «читалки». Именно тот случай, когда купишь первый том, прочитаешь и уже на следующий день бежишь за следующими, чтобы купить все. И если какого-то тома не оказывается, то обходишь все соседние магазины или едешь в большой магазин в центр. Да, может быть язык иногда простоват, но достаточно ясный, яркий и образный. К тому же автору не изменяет и чувство меры — нет лишних деталей, технологических и морализаторских отступлений. Весь цикл ровный, напряжение и интерес не утрачивается до последнего тома, если где-то ослабевает, то потом только нарастает.

В первых особенно томах герои бегают по пустыням, стреляют и бросают гранаты как заведенные — сразу вспоминаешь, что автор закончил военное училище и, наверное, сам побегал. Но это ближний план. Все остальные планы повествования, не идеальны, наверное, но вполне удачны. Удачно подобраны и описаны чужие расы. Сам описанный мир не добрый, но и не пакостный. Главное, что в нем встречаются хорошие люди.

Любопытна линия с Координатором, который внешне описан только в последнем томе. При этом интересно передана мысль о том, какова цена за сверхдолгую жизнь и безграничную власть — лежать в физрастворе, подключенным к внешним источникам питания. Ситуация гибели главного героя в конце цикла кажется несколько упрощенной, но такова черта стиля автора. Это повторится и во втором цикле. Он не смакует его уход и не расписывает. Закончился цикл — все, герой мертв. Впрочем у него есть ребенок, мальчик. Но автор ничего не обещает.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Антон Первушин «Выступление космонавта Комарова в сельском клубе»

davdav2, 14 декабря 2014 г. 10:55

Все таки, как раньше в рассказах о летчиках, так и сейчас о космонавтах, писатель вольно или невольно может «сказку сделать былью». Вероятность столкновения в космосе не с космическими пришельцами, а с соседями по планете, сейчас уже и не выглядит такой маловероятной. Тем не менее, осваивать космос надо. Ведь тогда, как верно сказал автор словами героя своего рассказа, «нас ждет увлекательное будущее». Подкупает просветительская идея автора — так и должно быть, сельский клуб, мальчишки, которые мечтают о полетах, юноши, которые готовы учиться и служить, чудом выживший в бою космонавт, который задумав поговорить по душам, все таки прочитал для них политинформацию. Тоже не без пользы. Для начала большего и не надо.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Алексей Бессонов «Возвращение в красном»

davdav2, 13 декабря 2014 г. 14:45

Написан с вдохновением. Легкая и уместная ирония — очень в меру. Глубокая идея — воевать в юности с любимым человеком на одном корабле и потерять ее в бою, не имея возможности помочь. И появление в финале рассказа красной птицы, когда прошло много лет и юнец-лейтенант стал славным стариком-генералом. Может быть это она? Приятное чтение.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Вячеслав Рыбаков «Пробный шар»

davdav2, 13 декабря 2014 г. 12:08

Рассказ с серьезной и глубокой идеей — уничтожать или нет инопланетное техническое творение, если оно не может быть понято, уже унесло человеческие жизни и потенциально несет большую опасность. Главный герой принимает решение — уничтожить и уничтожает, после чего от него отворачиваются все близкие ему люди.

Автор — ученик АБС и это здесь чувствуется. Но, на мой взгляд, в то время (а ему было 29 лет) не во всем. Осознав, что уже может писать, он упоенный этим чувством, позволил себе пространные описания деталей, которые к основной идее отношения не имеют или явно избыточны для ее раскрытия, то же можно сказать и о некоторых героях. Вначале подробно описывается полет на гравилете и то, как герой закладывает на нем вираж, так как будто рассказ посвящен полетам, потом разговор с ребенком на пляжу и купание так, как-будто рассказ посвящен купаниям и т.п. А так, и стиль замечательный, и структура — выигрышная.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Свидание»

davdav2, 11 декабря 2014 г. 21:00

Мне тоже показалось, что это одно из самых жестких (жестоких) и, одновременно, пронзительных произведений ранних БАС. Думаю, что вряд ли бы оно возникло, если бы АНС не был сначала военным, а затем японистом-филологом и переводчиком именно японской средневековой литературы. Авторы казалось бы пусть деликатно и осторожно, но все таки зашли за очень тонкую грань жестокости и антигуманизма, которую до лейтенантской и лагерной прозы, кажется, никто из больших писателей в русской литературе не преступал. Массовое убийство животных — пусть ты даже и охотник с большой буквы, пережить еще можно; убийство себе подобных — в жизни преступление, а на войне — долг и проявление героизма. Но случайное, по недосмотру и оплошности, убийство разумного существа, а затем передача его таксидермисту (тем более другу!), и далее изготовление из того, что осталось, чучела , а затем еще и помещение его в качестве экспоната в зоологический музей — это ли не за гранью? Но похоже неслучайно, в рассказе проскальзывает японская фраза (сора-тобу хиру букв. летающий холм?) и китайский мифический единорог цилинь, намекающие на категории иной культуры. Получается, проявить гуманизм должен ... читатель (не осуждай...). Если это окажется ему по плечу, то он сможет понять, что нет не за гранью — первооткрывателю чужих планет приходится сталкиваться со многими загадками и разнообразием форм жизни, каждая из которых может таить опасность (одному человеку, экипажу корабля и т.п.). Да и череда трагических случайностей тоже может иметь место — никто не застрахован. Поэтому, на мой взгляд, точнее было бы сказать, что авторы только обозначили грань, но не переступили через нее.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

davdav2, 11 декабря 2014 г. 11:22

Повезет тому, кто прочитает это произведение в юношеском возрасте. Это как «Ты, помнишь, как все начиналось», «На маленьком плоту» и пр. Духоподъемно и ободряюще. Иногда стоит перечитывать — возвращаешься в юность.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Игра престолов»

davdav2, 10 декабря 2014 г. 23:54

Произведение неровное, наверное из-за большого объема. Из всего цикла, по-моему, первый том наиболее динамичен.

В романе почти нет положительных героев, пожалуй только Арья, которую автор сам явно по отчески любит.

По ходу дела он легко убивает полюбившихся читателю персонажей (чем и славится). Некоторые образы — выписаны очень емко (Тирион, Серсея, некоторые царедворцы и др.). Кому-то понравится Дэйнерис, Джон Сноу, Джорах Мормонт.

Взялся читать после фильма (первый сезон), некоторые серии с удовольствием пересматривал по нескольку раз. То, какими в нем показаны образы героев (Эддард Старк) и их поступки, места действий и природа — все помогает чтению, а не затрудняет и не отвлекает. Редкий случай.

Роман может быть интересен тем, кто увлекается историей и склонен изучать ее закономерности. Ведь основные герои — носители власти и все основные коллизии так или иначе связаны с борьбой за власть. Автор правильно сделал, что не привязывался к отдельной узнаваемой эпохе, а создал свой мир, лишь напоминающий позднее средневековье (век так 14-15 ?). Можно не отвлекаться, думая, а что же там было на самом деле. Хорошо показана сложность взаимоотношений короля (который пришел к власти в результате мятежа) и родственников по женской линии, мастерски выписан, подготовленный и проведенный ими переворот, а затем последствия возведения на престол сына-подростка с испорченной психикой, борьба за регентство между его матерью и ее отцом. А на общем фоне — распад государства, судьбы одних людей и поступки других.

Автор — конечно мастер своего дела. Стоит читать.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Какими вы будете»

davdav2, 10 декабря 2014 г. 11:10

Здесь, как черта стиля БАС, очень трогательное сочетание реалистической зарисовки (встреча друзей, ловля рыбы, варение ухи, любование природой и говорение обо всем на свете) с глубокой идеей — появление во время аварии космолета в космосе какого-то далекого потомка, Петра Петровича, пришедшего на помощь в абсолютно казалось бы безвыходной ситуации. Здесь интересно, что не герои путешествуют в прошлое, а к ним приходит человек из будущего. И то, что главные герои здесь не активные деятели, а пассивные восприниматели помощи. В диалоге с Петровичем проскользнуло еще несколько идей, активно развиваемых в современной литературе о «попаданцах» и в альтернативных историях.

И конечно легкий юмор, такая ненавязчивая ирония и глубокая-глубокая самоирония — съесть сорок тон казенного продовольствия и умереть. Да и как не вспомнить про времена СССР — поломавшийся в космосе корабль явно был сработан в конце года.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Евгений Гуляковский «Сезон туманов»

davdav2, 7 декабря 2014 г. 12:34

Произведение написано в 1979 г. В то время вряд ли бы стал читать. По возрасту тогда хотелось больше экшена, боевиков, стрельбы с погонями в космосе и на земле. Сейчас этого более чем. Поэтому прочитал недавно как хорошее классическое произведение. Затянуло сразу — неторопливость изложения и муар таинственности; размышления и поступки Ротанова, его действия, продиктованные долгом и чиновника, и исследователя. Действительно, ведь непросто набраться смелости и выпить сок инопланетного растения. Автор смог выразить то, как сочетаются стремление к познанию и понимание того, что плоды его будут горьки. Даже если процесс познания доставит удовольствие, а его результаты окажутся полезными.

Интересна основная идея, связанная с категорией время. Здесь должно быть перекличка с БАС (Полдень. Перестарок, 1961 г.). Можно ли после дальнего полета вернуться в то же время, из которого вылетал, а не через тысячелетия; чтобы встретиться с современниками, а не далекими потомками, которым твои знания к тому же уже не нужны. Да можно! Почему бы и нет! Но для этого надо перед возвращением сесть на какую-нибудь ближнюю планету и отбросить ее вместе с собой в прошлое. Но возникает вопрос, а если на ней есть жизнь, то каковыми будут последствия.

Замечательная идея с растением «трясучка» (название нарочито неказистое), которое сохранилось на одной такой планете, соединяющее время — прошлое, настоящее и будущее.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Перестарок»

davdav2, 7 декабря 2014 г. 12:12

Потрясающе написано. В каждом слове чувствуется эпоха начала 60-х гг. Да, далекие походы стали реальностью. Но ведь возвращаться придется в будущее время, через много поколений. А что там? Если научный, технический и социальный процесс продолжался (а в 60-е можно было быть в этом уверенным), то значит — ты, твой корабль, да и твои знания неизбежно устареют. Что тогда? Поставлена огромная проблема — можно ли преодолеть проблему времени. Я бы, кстати, добавил, что и язык изменится (носители одного и того же языка, если между ними лежит тысяча лет, уже друг друга не поняли бы).

Оценка: 10
– [  2  ] +

Михаил Ахманов «Ивар Тревельян»

davdav2, 6 декабря 2014 г. 20:39

Даже странно, что так мало отзывов. Серия замечательная. Вдумчивый и глубокий вариант развития идеи прогрессорства в обществах на разных стадиях развития. Что, кстати, не так и часто встречается. Добрые, умные книги. Стиль не всегда ровный, порой автор увлекается описанием второстепенных деталей, порой тяжеловесен, но не до той степени, чтобы бросать чтение.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Михаил Ахманов «Посланец небес»

davdav2, 6 декабря 2014 г. 20:16

Легко заметить, что автор развивает тему прогрессорства. В этой книге описана встреча двух разных концепций прогрессорства, в котором земляне — явно уступают. Опять поставлен вопрос, для чего прогрессировать средневековое общество? Во имя благих побуждений? Или для своего научного любопытства и собственного научного удовольствия, например, чтобы проверить теорию или некие гипотезы? Вновь поставлен вопрос, какова допустимая степень вмешательства и каковы его последствия? Что это принесет, кроме трагедий. Предлагается альтернативный вариант: наблюдать, наблюдать тысячелетиями за естественным развитием народов и оберегать их от разрушающих сторон прогресса и особенно от других прогрессоров, поспешных и нетерпеливых. «Вы, двуногие, всегда торопитесь»... Мудрость — есть терпение. Есть над чем подумать!

Оценка: 9
– [  1  ] +

Алекс Орлов «Тени войны»

davdav2, 6 декабря 2014 г. 12:38

Боевик, боевик... Автор сразу показал свой диапазон — сюжет, главные герои, масштабные битвы в космосе и индивидуальные единоборства, цивилизации будущего и примитивные общества. Интересное развитие идеи: какова цена за получение технологий от высокоразвитых, но «недобрых» цивилизаций, в том числе и за вечную жизнь.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине»

davdav2, 5 декабря 2014 г. 22:56

В основе — грандиозная идея: какими могут быть последствия визита представителей высокоразвитой цивилизации. Интересно, что это заставило авторов перенести действие на Запад. Постоянно думаешь, а как бы они написали, если бы действие происходило в СССР. А на дворе-то был 1972 год (!). Наверное, даже им бы это оказалось не под силу. Для того, чтобы выразить все идеи, им была необходима значительная степень свободы действий главного героя, его самостоятельности, независимости от государства и, конечно, рыночные отношения, чтобы продавать находки.

Может сложиться впечатление, что это скорее набросок к большому произведению. Но это не так, авторы все, что хотели, сказали. Как и ТББ, Пикник написан очень емко, по-чеховски. Неслучайно, в последние годы возник мощный проект S.T.A.L.K.E.R.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом»

davdav2, 5 декабря 2014 г. 22:29

Одна из любимых книг, которая перечитывается по многу раз в разные периоды жизни. Много глубочайших идей. Одна из центральных — в политической борьбе побеждающий в конце концов проигрывает и неизбежна победа третьей силы. Ну и конечно, добрыми намерениями ... Нельзя не сказать и об идее прогрессорства. СССР тянул огромное число отсталых стран в социализм, строил заводы, школы и пр. Зачем? К концу ХХ в. стало ясно, что скорее — зря, потому что сильно противодействие регрессоров. О которых тогда уже писал Лукьяненко в Звездах.

А кроме того, отличное приключенческое произведение.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Владимир Михайлов «Ручей на Япете»

davdav2, 4 декабря 2014 г. 23:01

Это, без преувеличения, шедевр. Чистый язык, яркие эмоции.

Чувствуется перекличка со Стругацкими (Полдень. Десантники, 1961 г.) с их поиском границ героизма. Всегда интересно читать произведение, в котором есть художественное развитие глубокой идеи. Сейчас другая эпоха, но идея остается актуальной.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Алексей Бессонов «Извне»

davdav2, 4 декабря 2014 г. 22:37

Действительно, когда в фантастическом произведении финал оборван и сулит продолжения, это еще больше и захватывает, и интригует. Но почему-то кажется, что автор вряд ли захочет написать продолжение. Действительно, это обычный боевик с интересными сюжетными завязками, которые могут быть продолжены, а могут и нет.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Алексей Бессонов «Концепция Лжи»

davdav2, 4 декабря 2014 г. 22:14

Читал с удовольствием. Как многие хорошие фантастические произведения, роман имеет сильный социальный подтекст. Книга-то 2006 г., а в ней отражено предчувствие событий на Украине этого года. Главный герой — русский человек хотел гордиться тем, что он живет на Украине. И может быть даже хорошо, что не в самой России. Автор передал ощущение того, что что-то идет не так, и показал, к чему это может привести.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Сергей Лукьяненко «Конкуренты»

davdav2, 4 декабря 2014 г. 21:59

Читается живо, захватывает. Но почему-то от Лукьяненко ждешь всегда чего-то большего. Очень сильно чувствуется перекличка с его Рыцарями. Но там подростковая книга, диалог молодого тогда автора с классиками жанра (возможно, Крапивиным), а здесь — самостоятельное «взрослое» произведение. Автор поставил перед собой конечную цель — удержать себя в рамках повести. Ведь наверняка есть закон, согласно которому повесть о космических мирах стремится превратиться в роман, а роман — в космооперу.

Оценка: 9
⇑ Наверх