Все отзывы посетителя

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы посетителя Элагабал

Отзывы (всего: 11 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Дэн Симмонс «Мерзость»

Элагабал, 28 июля 2018 г. 13:18

Замах на рубль, удар на копейку. Всё, что относится к альпинистской части — великолепно и атмосферно. Да, это занудная повторяющаяся рутина, но в этом и вся соль.

Последняя треть романа — полное безобразие, скверно написанный и набитый шаблонами трэшак категории «С», как небрежно сляпанный фанфик с Мэри Сью, инфернальными злодеями и чудесными спасениями. Полное ощущение, что ближе к концовке Симмонс всё сильней маялся животом, а роман дописывала бригада литературных афроамериканцев, причем как знаменитые «Большие пожары», методом буриме.

Очень, очень слабо. Возможно, слабейший роман Симмонса, что я читал. Объективно оценка где-то на тройке по 10-балльной, но за тщательно прописанную часть, посвящённую подготовке и альпинизму как таковому — ну пусть будет стыдная пятёрочка. И от этого ещё грустней — ведь могла получиться Вещь.

(И да, уже в одной из первых рецензий отмечали: смените вы аннотацию, в самом деле, главный герой — двухметровый здоровяк с руками Шварценеггера — наверное был бы в некотором шоке, узнав про себя, что он, оказывается, юная идеалистка).

Оценка: 5
– [  15  ] +

Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов»

Элагабал, 8 августа 2015 г. 00:09

Современная фантастика, а особенно фэнтези, грешит чрезмерной любовью писателей к МИРОТВОРЧЕСТВУ. Увлечённо высунув язык, азартно щурясь, с трясущимися руками автор любовно выписывает выдуманный мир до последней детальки, до последней полоски на штанах имперского танкомастера и до последней заклёпки на бронелисте боевого дирижабля. В результате мир прописан от альфы до омеги, зато на всё остальное уже не хватает ни времени, ни сил... да и нужно ли оно? Если читатель сотнями выдаёт отзывы типа «Какой потрясающий оригинальный мир придумал автор!». А то, что по этому миру передвигаются картонные манекены с парой реплик, идею не найдёшь днём с огнём, да и описано всё языком школьного сочинения — кого это в наше время волнует?

Чайна Мьевиль, вложивший всего себя в изобретение своего мира, избежал этого логичным способом: доведением до предела.

Многие ругают «Вокзал» за слабую проработанность персонажей, их характеров. Действительно: стереотипный учёный фанатик Исаак дер Гремнебулин и его спутники, включая харизматичного вроде бы гаруду Ягарека, — плосковаты, не во всём прописаны, а некоторые так и вовсе вырезаны из картона. Но Мьевиль вывернулся с изяществом, сделав главным героем романа Нью-Кробюзон. Это не банальное признание проработанности мира — Нью-Кробюзон действительно главный, основополагающий герой романа, а Гримнебулин, Ягарек, Лин и прочие — лишь его итерации, сравнительно одномерные. Отражения города в разных зеркалах. Нью-Кробюзон в «Вокзале» не с чем сравнить — все сравнения с Горменгастом Пика или с Авалоном Суэнвика будут притянутыми за уши. Нью-Кробюзон — это бог романной реальности, «Вокзал» — Ветхий завет Бас-Лага.

«Вокзал потерянных снов» — роман не идеальный. Взятый Мьевилем грандиозный размах молодому писателю оказался не вполне по зубам: отсюда некоторая скомканность, оборванность некоторых сюжетных линий (линия Совета Машин, к примеру). Финальный выбор Гримнебулина выглядит и вовсе странным — не то чтобы он нелогичен, но слишком скупо, обрывочно описан, будто у Мьевиля заканчивались чернила, когда он писал, и оттого концовка выглядит не столько открытой, сколько повисшей в воздухе (чтобы потом рухнуть под собственной тяжестью). И всё же за потрясающе смелый и удачный эксперимент по созданию полноценного героя-универсума — рука не поднимается ставить Мьевилю меньше десятки. Заслужил, дядюшка, заслужил.

З.Ы. Особенно хочется отметить пару эпизодов: с паразитом из задницы и рабочими, тянущими кабель. Если первый — обычная капча, фильтр, отсеивающий кисейных барышень, то второй, всеми раскритикованный, значительно важнее: во-первых, это идеальный контрапункт для кульминации романа, во-вторых — отчётливо видно, как упивается Мьевиль этой простой, механической, но и медитативной работой. Чистый дзен: слава человеку труда!

Оценка: 10
– [  32  ] +

Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»

Элагабал, 7 августа 2015 г. 20:50

Классический, характерный для викторианской Англии роман взросления (только без характерной для неё же приторности) — не зря проницательные комментаторы, которым не затмил глаза фантасмагорический мир Суэнвика, сравнивают «Дочь...» с «Оливером Твистом». Умная, жёсткая и нестандартная история, ставшая культом, увы, в очень узких кругах. Оно, впрочем, и понятно: гораздо комфортней почитать очередную жвачку про попаданца в тело тёмного эльфа, который создаёт Галактическую Российскую Империю, — чем следить за этапами взросления девочки Джейн и её странной любви/ненависти к сумасшедшему кибер-бомбардировщику Меланхтону, сыну Мелхесиаха, сына Молоха, серийный номер 7332...

P.S. Начитавшись отзывов, с опасливым любопытством ждал увидеть в книге чудовищное количество изощрённой клубнички, а то и грязи. Оказалось, что ничего подобного в романе нет — спишу это на чрезмерную впечатлительность комментаторов. В «Дочери железного дракона» нет ничего сравнимого, скажем, с боевиком Виктора Доценко «Команда Бешеного», который автор этих строк прочёл ещё лет двадцать назад назад.

P.P.S. Намекать на то, что Суэнвик, придумывая свой мир, употреблял наркотики, классическое «Что курил автор» — на мой взгляд, верх дурновкусия и неуважения к писателю. Из той же оперы, что «Филипп Дик был наркоманом или психом, потому что здоровый человек такого не придумает». Не уподобляйтесь, пожалуйста.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Г. Ф. Лавкрафт «На сотворение ниггеров»

Элагабал, 23 июля 2015 г. 17:31

Да ладно вам, вы чего! Без таких милых и наивных чёрточек, как гнусноватенький кухонный расизм, наш с вами любимый старина Г.Л., очаровательный сварливый и напыщенный консерватор, не был бы самим собой.

Стихотворение, конечно, гаденькое, за это единица. Но смешное и позволяет составить более полное впечатление о противоречивой натуре Г.Л., который скорее играл в расизм и охранительство, чем реально исповедовал эти убеждения. За это десятка. Среднеарифметическое... пускай будет восемь!

Оценка: 8
– [  10  ] +

Г. Ф. Лавкрафт «Картина в доме»

Элагабал, 23 июля 2015 г. 08:03

Великолепный рассказ: густой, тягучий, как то самое пятно крови на потолке, с обволакивающе-удушающей атмосферой. Всегда вот такое примитивное, полуграмотное, убогое Зло в грязном домишке на отшибе пугало намного больше Ужасных-Древних-Теней-Из-Безвременья. Рассказ прилично выбивается из стереотипной лавкрафтовской канвы и потому особенно ценен. Балл скинул, как и многие до меня, за примитивную концовку — тоже, увы, вполне в духе Г.Л.

Оценка: 9
– [  21  ] +

Михаил Юрьев «Третья империя»

Элагабал, 14 мая 2015 г. 19:23

Прочитал пусть и по диагонали, но достаточно внимательно и до конца, поэтому считаю возможным все-таки оставить отзыв.

В конце девяностых моя тетя работала врачом-ординатором в мужском отделении «маленькой психиатрической больницы» (с), и после школы я к ней нередко захаживал. Как-то раз она дала мне почитать папочку с избранными записями одного тихого больного с его мыслями (причем в беллетризованной форме), как нам обустроить Россию. Написано было от первого лица Верховного Царя Руссичей (именно «Руссичей»). Масштабы планов были даже не наполеоновскими, а воистину космическими и — что поразительно — практически полностью совпадали с идеями, изложенными Михаилом Юрьевым в его увлекательной книжке.

Самым невероятным совпадением стало то, что Бориса Ельцина в своих записках Царь Руссичей™ именовал именно «проклятым».

Что все это может означать? Разумеется, только лишь то, что у умных людей мысли и идеи зачастую совпадают.

Оценка: 1
– [  7  ] +

Николай Калиниченко «Дождь над Ельцом»

Элагабал, 4 октября 2014 г. 17:08

Рассказ симпатичный, атмосферный, написанный ярким, хотя и чрезмерно литературным языком. В этом, как уже отметили в отзывах, и кроется корень проблемы: Дело даже не в том, что иногда нагромождение метафор выглядит избыточным (а порой метафоры и стилистические украшения просто неудачны) -- нет, просто в рассказе, написанном от лица ребёнка, это выглядит неуместно. Автор, увы, не смог соблюсти баланс между точкой зрения протагониста и стилем повествования, не смог добиться естественности. Если бы сумел и не гнался так за вполне мнимыми украшательствами — вышло бы гораздо сильней.

И всё же в паре мест по спине пробежали вполне ощутимые мурашки — за это ниже семёрки поставить не могу.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Джек Лондон «Тысяча дюжин»

Элагабал, 26 сентября 2014 г. 23:32

Мощный и мрачный рассказ. Одна из вершин Лондона-рассказчика. Наглядная и горькая демонстрация, чем на самом деле должны заканчиваться лучезарные яичные аферы Смока и Малыша. Рассказ цельный, как кусок гранита.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Леонид Каганов «Дело правое»

Элагабал, 26 сентября 2014 г. 23:03

Угораздило начать знакомство с творчеством Лео с этого рассказа — чуть было сразу и не закончил знакомиться. Рассказ слабый — банальная задумка, весьма картонные персонажи, тонны непонятного пафоса, на удивление неряшливый язык — рассказ просто плохо сделан, что странно, учитывая талант Каганова-рассказчика. Такое впечатление, что рассказ писался в очень сжатые сроки и «на отвали».

Оценка: 4
– [  6  ] +

Г. Ф. Лавкрафт «Морок над Инсмутом»

Элагабал, 26 сентября 2014 г. 12:34

Великолепное произведение, заслуженно одно из самых популярных у Лавкрафта. Размеренное, пропитанное саспенсом вступление, которое, начиная с гостиницы, взрывается совершенно нехарактерным для Лавкрафта яростным драйвом — таким, что трудно перевести дыхание, наблюдая за побегом протагониста из проклятого города. Слегка разочаровывает при каждом новом прочтении банальная концовка-перевёртыш с финтом, который читался, в общем-то, сразу. Но это крохотная капелька дёгтя, не могущая серьёзно снизить восторг от шедевра штучной работы.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Виталий Зыков «Флорист»

Элагабал, 26 сентября 2014 г. 12:21

Прочитал. После первого же абзаца склонился над раковиной, силясь унять желудочные спазмы. Простите, но так пишут дети или самиздатовцы, что зачастую одно и то же. Кошмарный, чудовищный язык.

А люди ставят десятки. Чудны дела твои, Господи.

Оценка: 3
⇑ Наверх