fantlab ru

Все отзывы посетителя noel

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Майя Лунде «История пчёл»

noel, 9 декабря 2018 г. 14:24

В основе книги — интересная идея: как изменится наш мир, если из-за пестицидов и изменения климата вымрут все пчёлы. Голод, войны, техническая стагнация, разруха, тоталитарные правительства. (Правда, быстрый гуглёж по теме говорит мне, что 20% растений, в том числе пшеница и кукуруза, опыляются ветром...)

Хорошо получились некоторые характеры.

Но книге очень не хватает динамики. Даже постоянные прыжки от одного героя к другому не очень помогают, если и у первого и у второго в целом мало что происходит.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Тед Чан «Тебе нравится, что ты видишь?»

noel, 18 ноября 2018 г. 13:26

Мне понравился этот рассказ уже хотя бы потому, что и здесь в комментариях есть и сторонники и противники калли :)

Но как антрополог могу сказать:

Во-первых, красота — это не «средние значения». Это очень изменчивое понятие, связанное с культурой конкретного общества. И не смотря на то, что голливудские стандарты говорят нам, что красавица — это худая высокая блондинка с белой кожей, в центральной Африке до сих пор в моде чернокожие толстушки. Я уже не говорю про китайские бинтованные ноги.

Во-вторых, понятие сексуальной привлекательности вообще очень индивидуально. Найдите любого голливудского актёра и спросите 10 своих подруг, нравится ни он им. Получите 10 разных мнений.

Ну и в-третьих, не нужно перепрограммировать мозг детей, чтобы они перестали травить одноклассника с родимым пятном на лице. Нужно построить среду, в которой от этого ребёнка не шарахаются учителя и другие родители. Это сложно. Но этого достаточно.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Тед Чан «Понимай»

noel, 18 ноября 2018 г. 13:01

Всю дорогу был уверен, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
главный герой потихоньку сошёл с ума. Повествование больше всего похоже на речь какого-то современного эзотерического гуру, который летает в астрал, общается с рептилоидами, является реинкарнацией Шивы, лечит болезни наложением рук и заряжает воду за деньги. Вот там умесны размышления о том, что «я давно мог создать бы вот такой волшебый механизм, но мне стало лень», «я сам регулирую все процессы своего организма, включая сон» или «я могу управлять людьми, но они этого не замечают».

Но нет, всё реально. Герой и вправду умеет в астрал и познаёт сверх-реальность, недоступную моему восприятию. А потом его убивают. Так что смысла в его озарениях — не больше чем у гуру

Оценка: 5
– [  7  ] +

Тед Чан «Деление на ноль»

noel, 18 ноября 2018 г. 12:48

Не могу понять, в чём смысл рассказа. Я всё ждал какого-то действия или не знаю красивого финала. А он просто обрывается на полуслове...

Математика больше не работает? Нет, всё ещё работает — я могу купить подсчитать, сколько стоит килограмм картошки на рынке, а космические корабли бороздят просторы этого самого.

Героиню разлюбил муж? Ну ей-то на него давно наплевать — она о нём даже не думает ни минуты. Да и вообще в состоянии нервного срыва — как-то не до отношений.

Оценка: 4
– [  29  ] +

Лоис Макмастер Буджолд «Адмирал Джоул и Красная королева»

noel, 29 ноября 2016 г. 04:00

Как написал один из обзорщиков на англоязычном ресурсе «никогда не думал, что буду ставить одну звезду книге из Форкосигановского цикла». Вот и я не думал...

Когда я услышал, что Буджолд написала новый роман, и он о Корделии — я был в восторге и предвкушении. Мы всегда знали, что она очень необычная и интересная личность, умный и решительный человек. Но в книгах про Майлза она появлялась, на мой взгляд, преступно мало. Было даже что-то забавное в том, как герои за глаза восхищались Корделией и рассказывали друг другу о её «бэтанской прихотерапии», а читатель при этом никакой терапии не видел.

Вот наконец-то, — думал я — нам всё покажут и дадут вволю пообщаться с персонажем.

Но увы.

Вместо этого в сюжете появляется новый персонаж — Джоул, — который, оказывается «всегда там был, просто Майлзу не рассказывали».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
У него когда-то был роман с Эйрелом, а теперь случается роман с Корделией. И главная проблема, которая стоит на пути влюблённых — это согласовать расписания, чтобы было время заняться сексом. И это я сейчас не шучу. Рассказам о том, как им обоим (особенно Джоулу) очень хотелось, но было некогда и негде посвящён не один приличный кусок текста.

На фоне проходят более мелкие проблемы обустройства города, выступают несколько второстепенных персонажей, появляется Майлз с семейством, на фоне машет ручкой Марк... Честно говоря, в сюжете не происходит вообще ничего. Несколько раз нам рассказывают о том, что «семья — это главное» или «дети — это ответственность». Бэтанская психотерапия сводится к разговорам: «ну в кого ты влюбился? Расскажи, расскажи, расскажи!»

Не знаю, что случилось с Буджолд, но, надеюсь, она больше так не будет. Давно не было таких разочарований...

Оценка: 4
– [  7  ] +

Гай Гэвриел Кей «Львы Аль-Рассана»

noel, 15 октября 2016 г. 15:17

Захватывающий роман, написанный очень красивым языком. Первый роман Кея, с которым я познакомился, и точно уж не последний.

Жаль, конечно, что автор не создал своей уникальный мир, а просто использовал готовый исторический материал. В романе есть как-бы Испания и как-бы Реконкиста, как-бы иудеи, мусульмане и христиане. И если реальные мусульмане не пьют вина, то и как-бы-мусульмане ашариты тоже не будут его пить. И с одной стороны, это интересно — я не припомню ни одного другого произведения с похожим сеттингом. Но с другой стороны мне кажется, что это слабость автора. Использовать готовое, конечно, проще, чем придумывать своё.

К тому же вдруг оказывается, что в этом религиозном и патриархальном мире -- очень лёгкое и простое отношение к сексу. То незамужняя девушка имеет много любовников и никому не приходит в голову её за это осудить. То в городе случается праздник свободного секса, в ходе которого никто ни разу не поднимает вопроса возможной беременности от незнакомца. То вдова короля соседней страны спит с первым министром, и всем это кажется совершенно нормальным -- ни злобных слухов, ни обвинений. Даже в нашем, современном обществе принято осуждать подобные открытые отношения. Откуда же они появились в как-бы-Испании как-бы-16ого-века? Но это, наверное, придирки.

Очень понравилась психология героев — и главных, и второстепенных. Это вообще лучшая часть романа. Что думает мальчишка, воспитанный как будущий солдат, который впервые отправляется в военный поход? Что сделает купец, чудом избежавший смерти в родном городе и от рук собственного правителя? Как рассуждает ленивый чиновник? Как ведёт себя бывшая любимая жена убитого правителя? Как выбрать, если друг зовёт тебя воевать за одно государство, а вся твоя жизнь, поэзия, религия и история связывают тебя с его противниками? Все эти вопросы автор бережно рассматривает и даёт ответ. И делает роман сложным и интересным.

Что мне не понравилось -- так это то, что все главные герои книги идеальны. Они умные, смелые, красивые, сексуальные, честные и благородные, они пишут и читают стихи, они лучше всех знают своё ремесло (будь это бой на мечах, стратегия или медицина). Они поголовно влюбляются друг в друга, всё друг другу прощают и им всё и всегда удаётся правильно. Хоть провести невозможную операцию, хоть победить непобедимый отряд лучших воинов.

К тому же почти всегда все остаются в живых. Несколько вынужденных смертей в сюжете есть, но в целом все и всегда чудесным образом спасаются.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То один герой случайно занимается сексом на балконе и видит, как нападают на дом другого. То оказывается, что за героиней следит дружественный мальчик. То герои случайно попадают в город в последний момент перед разрушительным пожаром и им удаётся спасти тех, кого хотелось.
На фоне постоянных многочисленных смертей, которые случаются где-то за кадром, эта живучесть кажется очень необоснованной.

Да, автор попытался показать, как такие идеальные герои будут сражаться друг с другом. Но мне, если честно, именно эта часть сюжета показалась нереальной. Возможно потому, что описан этот момент был скупыми фразами от третьего лица. Но я не верю, что вот эти люди действительно повели за собой две разрушительные армии. Мне кажется, каждый из них стремился к просто мирной и спокойной жизни. А якобы непреодолимые силы, которые толкали их на войну -- группка наглых священников -- не выглядят очень уж непреодолимыми...

В целом — очень хорошая книга, но не без недостатков.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ольга Онойко «Море Имён»

noel, 28 августа 2016 г. 02:13

Мир книги однозначно выигрывает. Хотя в параллельных мирах нет никакой оригинальной идеи, у Онойко получается подать идею красиво. Интересные имена и топонимы (правда, не ответа на вопрос, как они образовались), занятный способ перемещения, какие-то намёки на будущее развитие и более подробные описания — всё это очень и очень классно сделано. Отдельно покоряет сердца айтишников описание «другого Яндекса» и работы в нём.

Но вот герои.... герои проигрывают. Начиная от главного героя, который за пару дней получает силы, сравнимые с божественными, пальцем о палец не ударив. И заканчивая второстепенными персонажами, которые занимаются исключительно обустройством жизни главного героя. У него есть Идеальная Девушка (умная, красивая, загадочная, потрясающая любовница, имеющая выход на местного демиурга и дающая герою мудрые советы). Идеальный Младщий Брат (который хочет быть как главный герой и смотрит ему в рот, а ещё потрасающе способный, умный, не капризный). Идеальная учёба не мешает работе, а Идеальная работа — совешению подвигов. Преподаватели любят героя, а начальство вместо того чтобы заставлять работать, только платит зарплату и предоставляет обучающие материалы. Есть и Идеальный Спутник, который сначала немного пугает героя своей силой, но потом начинает буквально носить его на руках, защищать, лечить и стряхивать с него пыль. И, конечно, Идеальный Отец, Наставник и Противник в одном лице, который всегда на шаг впереди, но потом позволяет себя победить и признаёт, что герой намного его сильнее.

Мне очень интересно, что сделал бы герой, будь у него обычная девушка с обычной внешностью и своими желаниями. Обычный брат, который бы злился и не писал бы трогательных писем «забери меня отсюда». Обычная мама, которая обижалась бы на то, что сын врёт и не звонит. Обычные преподаватели, начальники и друзья. И, наконец, честный противник, который бы победи его, неопытного, ещё в первом раунде....

Но ладно. Идея, что отец-враг на самом деле тренирует своего сына, а не борется с ним мне понравилась

Но ещё есть финал. Который откровенно слит.

Потому что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в финале все просто становятся хорошими. И отец. И будущий диктатор-отец-народов. И сам герой. И его брат. Никакой развязки у сюжета нет, просто бог из машины (вернее, солнце-из-за-туч) освещает всех и это решает все проблемы.

Вот это откровенно плохо, на мой взгляд.

Говорят, следующая книга лучше.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Страна багровых туч»

noel, 15 июля 2016 г. 14:19

Странно вообще смотреть на это произведение из будущего века. Постоянно в голову лезут непрошенные вопросы, вроде «А где в этом мире будущего США? Их уничтожили или в этой стране не развилась космонавтика?» или «Интересно, а в этом прекрасном СССР есть Гулаг, цензура и квота на количество евреев в вузах?». В этом, признаюсь, и был для меня основной интерес в этой книге. Каким видели счастливое будущее 50 с лишним лет назад? Как его описывали?

И мозг постоянно делает заметки:

- Никаких персональных компьютеров нет. Карты и дневники создаются от руки.

- Все обращаются друг к другу по имени и отчеству.

- Быт человека — у всех на виду. Космонавты не закрывают двери в каюту, роются в чужих вещах и позволяют трогать свои, всё свободное время стараются проводить в компании.

- После загрузки космического корабля никому не приходит в голову убрать оставшийся мусор

- Почти не читают книги (только технические), не смотрят кино, не слушают музыку. Только газеты, пение, чтение стихов вслух.

- Женщины существуют с единственной целью — ждать героев после выполнения сложной миссии. Или не ждать (чтобы герой страдал). В сюжет их не пускают.

- Где-то существуют плохие и безответственные люди, но все, кто попадает в кадр, исключительно честны, преданы своему делу и готовы погибнуть ради великой цели.

Что касается сюжета, то не зря персонажи сами вспоминали первопроходцев-полярников. Если бы не венерианский пейзаж, можно было бы представить, что повесть написал Джек Лондон или кто-то вроде. У нас есть экспедиция с великой целью; в ходе неё случаются разные неприятности и трагедии;

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
герои преодолевают себя и выживают, удачно завершив миссию.

Я, честно говоря, ждал чего-то посложнее. Размышлений о том, действительно ли нужно бездумно вычерпывать недра другой планеты. Попыток сохранить уникальную местную природу, как бы опасна она ни была для человека. Наконец ответа на вопрос, зачем именно человечество должно создавать копию Земли на каждой доступной планете вокруг?

Но нет. Тут всё просто и банально. Длинная дорога, сложные отношения внутри экипажа, опасности и преодоления. И всё.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Кирилл Еськов «Америkа (reload game)»

noel, 28 июня 2016 г. 22:43

Кирилл Юрьевич сейчас расскажет нам, как построить идеальную Россию.

Во-первых, делать это нужно не в России.

А во-вторых, никак не обойтись без мистических сил. Которые сначала подскажут, куда плыть и где основать колонию. Организуют на месте идеальные природные условия, залежи полезных ископаемых. Потом найдут достаточно много богатых инвесторов. Потом подберут идеальных подданных — не пьющих (потому что старообрядцы) и не ворующих (по неизвестной причине). Потом эти силы обеспечат вам идеальный порядок в управлении страной, отсутствие бунтов и любого инакомыслия (а также расизма, сексизма, национализма etc). Подданных ваших выкроят со временем по единому образцу, снабдив всеми без исключения положительными качествами (смелость, ум, работоспособность, верность, честность — далее подставьте что хотите). Не забудьте о всеведении — вы всегда будете знать, что затевают ваши враги и какой характер у любого из их генералов. Вы будете по именам знать всех перспективных инженеров и (в отсутствие даже телеграфов) будете в курсе их последних научных работы. При этом ваши враги не будут знать о вас ничего, и любое ваше действие будет не только неожиданным для них, но и потрясающе эффектным. На вашей стороне всегда будет правда, а ваши соперники всегда будут дураками и подлецами.

На что это похоже? На описание компьютерной игры с введёнными чит-кодами. Один код для ископаемых, другой — для настроений в государстве, третий — для непобедимости во всех боях. И я совсем не понимаю, какой интерес играть в таком режиме.

Помимо описаний идеальной России, в книге даже есть сюжет. Но суммарно его хватило бы страниц, наверное, на 50, и он какой-то очень уж оборванный. Герои милы, их приключения интересны, но по большей части приключения эти _рассказываются_, а не описываются в тексте книги.

Да и история Русской Америки, без сомнения, интересна. Она согревает сердце не только патриота, но и любителя утопических государств в целом.

Но ведь насколько лучше была книга, будь в ней поменьше утопии, а побольше реальности и сюжета?

Оценка: 8
– [  6  ] +

Святослав Логинов «Земные пути»

noel, 3 июня 2016 г. 15:10

Мир романа получился просто отлично. Идея, что магия несовместима с прогрессом витала в воздухе давно, и Логинов просто изящно довёл идею до логического конца — больше всего магии у того, кто не признаёт ни огня, ни одежды, ни колеса, ни даже палки-копалки. И сама по себе история, рассказанная в романе, тоже неплоха. Миру нужно меняться, и чем больше у вас будет комфорта (читай: грамотности, техники, медицины), тем меньше вам будет нужна магия и религия.

(Отдельно подчеркну, что эта идея возникла ещё в социальной философии 19 — начала 20 века, и так и не подтвердилась. Как бы ни развивалось общество, какие бы смартфоны, монорельсы и системы залпового огня мы не придумывали — в газетах всё ещё публикуют гороскопы, у меня за окном недавно построили новую церковь, а экстрасенсы берут за сеанс больше, чем врачи)

Но вот то, как именно рассказана эта история, меня сильно разочаровало. Главный герой идеален от рождения — сильный, быстрый, очень красивый, магически одарённый, ему всё удаётся с первого раза, он не знает пределов своей силы, он может изобрести и порох, и книгопечатание, он в одиночку может поднять бунт в любом городе и по щелчку пальцев изменить социальный строй, который складывался веками, его слушают правители, в него влюбляются женщины, мудрецы хотят открыть ему все свои тайны....

Я не вижу не единого повода переживать за судьбу человека, который по определению не может умереть или как-то пострадать.

Единственная слабость Иста — он туповат. Он верит всему, что ему говорят: женщина в беде? надо убить безобидное животное у неё в подвале! боги плохие? нужно уничтожить всех богов! Непонятно, есть у него какая-то мотивация или он просто сначала глупо нарывается на неприятности, а потом мстит всем вокруг.

Отдельно мне не понравились отсылки к христианству (про единственного мёртвого бога в мире) и иудаизму (про избранный народ тупых и диких кочевников). В основном, из-за того, что я не виду ни одной логической причины для этих отсылок. Такое чувство, что Логинов просто хотел сказать людям гадость....

Оценка: 6
– [  5  ] +

Нил Стивенсон «Криптономикон»

noel, 29 мая 2016 г. 12:17

Я дочитал роман поздно ночью. До утра мне снились какие-то злые японцы, влюблённые парочки и секретные данные, которые нужно было охранять любой ценой.

Я сажусь утром перед компьютером и пытаюсь понять: а о чём всё это было?

О Второй Мировой и Тихоокеанском театре военных действий?

О системах шифровки 40-х и 90-х годов?

О дружбе, любви и семейных узах?

О религии?

О математике?

О метафизической борьбе Ареса (силы разрушения) и Афины (технологии и хитрости)?

О поисках сокровищ?

О компьютером бизнесе и его трудностях?

О технологии изготовления первых автоматических вычислителей?

О том, как все «хорошие» люди объединяются против всех «плохих»?

О том, что большое количество денег, направленное в нужное русло, каким-то образом должно предотвратить новый Холокост?

И у меня нет ответа на этот вопрос. И в этом, мне кажется, основной плюс и минус Криптономикона.

Огромный роман с десятком главных персонажей (половина которых состоит в родстве). Действие происходит по всему миру (даже пришлось выдумать парочку несуществующих стран). Вдоволь математики, инженерии, военной истории и даже теологии. Поистине впечатляющее зрелище.

Но действие развивается очень и очень медленно. Некоторые второстепенные герои и сюжеты кажутся совершенно лишними.

И финал... какой-то очень слабый финал для такого большого действа. Как будто автор просто решил остановиться на пол-пути и бросить героев там, где они есть. Пусть сами дальше разбираются.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Терри Пратчетт, Нил Гейман «Добрые предзнаменования»

noel, 21 мая 2016 г. 10:30

От совместного творчества таких двух мэтров я, если честно, ждал большего. И Гейман, и Пратчетт известны тем, что могут создавать удивительно подробные фантастические миры, выдумывать запутанные сюжеты, приправлять это толикой юмора и иронии. Казалось бы, могло получиться невероятно прекрасное произведение.

А то что получилось — оно просто хорошо. И не более того.

Идея сравнить всю борьбу Рая и Ада со стычкой двух подростковых банд — мила, но не то чтобы очень оригинальна.

Предположение, что демоны и ангелы не очень отличаются друг от друга и ещё меньше отличаются от людей — тоже любопытно, но оно могло бы быть описано лучше.

Юмор же показался мне каким-то топорным. Может быть, мне просто непонятны какие-то британские реалии, но почему мне должно быть смешно, когда в тексте в третий раз появляется фирма по установке окон, которая беспокоит людей телефонными звонками? Или когда подростки и малообразованные люди неправильно произносят какие-то слова (в моём переводе такие слова как «дрессуровка» или «материлизм» были даже специально выделены курсивом — видимо для большего юмористического эффекта).

Отдельно мне не понравилось, что большинство людей в книге какие-то очень жалкие. Если пол в комнате не подметали — то никогда в жизни, и теперь он покрыт толстым слоем сигаретного пепла. Если герой неухоженный — то он даже не может помыть голову, и после душа у него на макушке образуется слой мокрой пыли. Если офисным работникам дать в руки реальное оружие, то все как один бросятся стрелять друг в друга, как будто чувство собственного достоинства, жалость и здравый смысл — это какие-то посторонние, незнакомые им эмоции. Это подробное описание грязи, некрасивости и глупости мне было довольно неприятно наблюдать.

Нет, это в целом хорошая книга. Забавные персонажи, непредсказуемый сюжет, который правда не даёт расслабиться последнюю треть книги. Даже мораль неплохая, хотя я в целом против книг с моралью. Но меня не отпускает чувство, что авторы могли бы сделать это намного лучше. И это разочаровывает.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Энн Леки «Слуги правосудия»

noel, 2 мая 2016 г. 10:56

Во-первых, мне очень понравилась игра с неопределённостью пола всех героев. Сначала (из-за постоянного местоимения «она») представляешь себе женщин. Потом у некоторых женщин появляется борода, и ты начинаешь думать о мужчинах. Потом кто-то из героев начинает заниматься сексом, и ты думаешь, что они должны быть разного пола. Потом понимаешь, что в этом обществе — не обязательно... И так где-то к середине книги у меня получилось проникнуться настроением главной(ого) героини(оя), и просто наплевать на половую принадлежность всех людей. Мне кажется, это отличный эксперимент над нашим социумом, где (как ещё Ле Гуин заметила) первое, что волнует нас о новорождённом — это не имя или здоровье, а пол.

Во-вторых, мне понравилось общество. Суровое, но увешанное драгоценностями. Технически развитое, но очень религиозное. Создавшее космические корабли, которые могут выделять «любимых» и «нелюбимых» членов экипажа. И «компоненты» — человеческие тела без личности, воли и ценностей. Где неприлично ходить без перчаток, где постоянно пьют чай, происхождение оказывается связано с особенностями речи, и любая гражданка может получить аудиенцию у правительницы всей империи.

Что мне не понравилось? Очень сильно путали карты действия, происходящие в разное время. Две основные части сюжета — грубо говоря «сейчас» и «20 лет назад» — ещё ничего. Но вот что было 1000 лет назад, а что когда-то ещё в далёком прошлом — тут я честно запуталась. Да и само предположение, что империя будет существовать в практически неизменном виде в течение тысячелетий кажется мне преувеличением. Земные империи редко тянули больше пары сотен, а в техногенном обществе скорость общественных изменений должна быть ещё выше, чем в традиционных. А огромные расстояния должны были сделать центробежные силы сильнее, чем в любых земных колониях...

Совершенно непонятна мотивация главной героини. То у неё есть продуманны план, то она рискует жизнью безо всякой причины. А потом и вовсе отменяет план, с которым жила те самые 20 лет. Очень странно, когда искусственный интеллект говорит «я не понимаю, почему я так сделала» — потому что читатель не понимает тоже.

Финал разочаровал сильнее всего.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нам так и не объяснили, почему правительницу империи «разделило» на несколько частей, и откуда у этих частей появились разные планы и цели. Непонятно, почему какие-то части при этом не знали о «восстании» других частей, и попытка передать им это сообщение стала такой важной частью сюжета.

Так и не рассказали, что делала героиня, когда собирала деньги на свой план мести. Как у неё получилось стать святой какой-то местной религии. И почему она не понимает мотивов собственных действий. Как, в конце концов, в одном человеческом мозгу помещаются воспоминания огромного распределённого интеллекта, которому уже 2000 лет от роду?!

Вопросов, увы, больше, чем ответов.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Кэрол Берг «Превращение»

noel, 15 апреля 2016 г. 22:17

Книга несомненно хороша. Захватывающий сюжет, в котором мы постепенно, шаг за шагом погружаясь в прошлое узнаём главного героя. Интересный и разнообразный мир со своей магией, историей, битвами, народами. Разные города, обычаи, всякие мелочи быта — всё это придаёт яркости и даже какой-то достоверности истории. Причём описания эти не сваливаются ни в идеализацию, ни в осуждение.

Конечно, не обошлось без недостатков.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главное — мне так и не стала ясна причина интереса Сейонна к Александру в самом начале повествования. И как принц спрашивал раз за разом: «И всё-таки, почему ты меня спас?», так же хочется спрашивать и мне. Почему? Увидел в нём свет? ну и что? Сейонн уже много лет как сам на себе крест поставил, что ему какой-то свет в душе жестокого хозяина?

К сожалению, то же самое можно сказать и об отношении других героев. Почему Катрин приняла отвергнутого всем народом? Почему начальник рабов был к нему добр? Почему жена предала, а потом вернулась? Все эти решения выглядят немного неестественными, увы.

Есть хорошая попытка показать развитие отношений двух главных героев, но мне кажется, что она не очень удачна.

Ещё могу придраться к тому, что героя слишком уж часто ловят и спасают. Конечно, в самый последний момент. В последний раз, в финале, это было уже совсем надуманно. Как будто сцену вообще придумали только для того, чтобы окончательно вывести из повествования нескольких персонажей.

Отдельное спасибо хочется сказать за то, что книга из серии не обрывается на полу-слове, а представляет собой законченную историю. Читатель может сам решить, хочет ли он узнать, что было с героями дальше, или он готов поверить в «жили долго и счастливо» и со спокойной душой пойти читать что-нибудь ещё.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ольга Онойко «Далёкие твердыни»

noel, 25 марта 2016 г. 10:07

Во-первых, это, конечно, не фентези-роман, а гей-порнография с элементами жестокого насилия. Причём если в начале сюжетная линия про гомосексуальность главного героя нужна и оправдана, то к концу автор срывается в какое-то смакование физиологических подробностей. И эти подробности ни персонажей ни раскрывают, ни истории не рассказывают.

То же самое можно сказать и про описание жестокостей. Местами они нужны и помогают понять личность того или иного героя, но чем дальше, тем противнее становится это читать.

В какой-то момент замечаешь, что герои или подвергаются пыткам и насилию, или радостно занимаются сексом. Как будто мы читаем про быт экстремального бдсм-лагеря на природе, честное слово.

Однако всё остальное в романе (я имею ввиду кроме порнографии и пыток) написано хорошо. Сюжет занятный, за ним интересно следить. Герои немного идеализированы, но некоторые даже ухитряются изменяться под влиянием обстоятельств. Мир прорисован скупо, но кажется довольно логичным.

Есть несколько больших сюжетных дыр

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, у главного героя есть супер-оружие, которое может убить целую армию за 5 секунд. Вопрос: почему в этом мире ещё ведутся какие-то войны, если можно просто продемонстрировать всем работу этой адской штуковины, и все цари мира подчинятся её обладателю?
, но они не очень мешают общему повествованию.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Остаётся ещё открытым вопрос, почему все так боятся главного злодея? Ну убийца, ну жестокий, ну даже вивисектор — откуда у всех окружающих возникает какой-то животный ужас? На этот вопрос роман как-то не отвечает

В качестве общего вывода: читать можно, если вы не гомофоб. Перечитывать — вряд ли.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Екатерина Коути «Невеста Субботы»

noel, 16 марта 2016 г. 01:26

Определённо одна из лучших книг, прочитанных в последнее время.

Жалею о двух вещах — что издательство снабдило книгу такой ужасающе неподходящей обложкой и что некоторые люди упорно считают эту книгу женской. То ли из-за обложки, то ли из-за пола автора и главной героини — не знаю. Было бы странно считать мужской книгой, например«Властелин Колец». Или «Братьев Карамазовых». Так и «Невеста Субботы» — книга однозначно для всех.

Самое удивительное — это поразительно живые персонажи, которые действуют как настоящие люди, а не как нарисованные образы. Они не идеальны, хотя некоторые стремятся быть такими. Они ошибаются и зачастую хотят исправить свои ошибки. У них есть цели, но они могут их предать. У них есть характеры — приятные для окружающих или отталкивающие. Они умеют врать и притворяться. Их эмоции обоснованы и честны. У всех — от пьющего отца, убегающего от семьи к проституткам, до негра с плантации, который искренне верит в магию своего народа. От измученной девочки в доме Магдалины до властной старухи-рабовладелицы, похоронившей сына во время войны.

Удивительным образом получается вместе с главной героиней мучиться вопросами о правилах окружающего её мира: всё-таки так или иначе? Это был солнечный удар или навеянное магией видение? Реальная сила и власть или просто самовнушение и надуманное чувство вины? Давно у меня не получалось настолько честно и сильно сопереживать книжному персонажу!

Отдельно меня восхищает мир. Который реален, грязен и жесток. Но в котором бывает нежность, дружба и даже иногда справедливость. В котором иногда случаются хорошие встречи, а иногда тебя застают там, где тебе быть не следовало. В котором люди напиваются, любят друг друга, бьют рабов и детей плёткой, кормят сирот шоколадом, читают молитвы до боли в коленях, режут шею чёрному петуху и очень переживают, какого цвета кожа будет у детей двух рас. Совсем как в реальности.

Вот, наверное, в этом и есть сила «Невесты Субботы». Не смотря на то, что это книга про магию, вуду, одержимость духами, жертвоприношения на алтаре... Эта книга, в которую очень хочется верить. Никаких выдуманных условностей, никаких притянутых за уши сюжетных поворотов. Всё написано так, как могло бы быть в реальности. Огромное спасибо за это.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова «Мастер снов»

noel, 14 марта 2016 г. 17:25

Смотрю по отзывам и понимаю, что каждый видит в этой книге свои отсылки. Я вижу «Покидающих Омелос» Ле Гуин (про идеальное общество) и сериал «Декстер» (про маньяка, который пытается использовать свой талант мучителя во благо).

Если говорить подробнее — то отношение к книге сложилось двойственное. Пока нет финала, пока не раскрыты многие законы мира, пока не известны истории многих людей — можно ли вообще говорить о том, хорошо или плохо вышло произведение?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Было бы неплохо, если бы нам объяснили, на чём построено идеальное общество этой утопии. Кто победил преступность? Кто построил удобные для людей города? Кто сделал всех жителей этих городов добрыми и отзывчивыми? Как получилось, что в этом городе поломка поезда — редкое и удивительное событие, а когда девочка забирается в дом незнакомого мужчины, хозяин не боится грабежа, а преступница — возмездия? Если авторы ответят на эти вопросы, и ответят аргументированно — честь им будет и хвала. А если не ответят — будет обидно за потраченное на книги время....

Было бы неплохо, если бы нам рассказали, почему образованная девочка из хорошей семьи — Хеллена — уезжает куда-то в маленький городок и залезает там в незнакомый дом. Если ответ останется в духе «её туда потянуло» — то это никакое не объяснение. Если окажется, что у неё были причины — она станет таки живым, реальным персонажем. Вообще пока единственный персонаж, мотивации которого хотя бы относительно раскрыты — это Мэтт. Остальные пока выглядят немного картонно.

К тому же книге очень не хватает общего сюжета. То есть он существует, но сильно размазан по главам и теряется за подробными описаниями: то нужно продробнейшим образом рассказать про раздевалки в центре сновиденческой терапии, то в десятый раз упомянуть длинные ноги и короткую юбку Хеллены, то описать местный аналог железной дороги и то, по каким именно районам города она проходит. Меня не отпускает чувство, что книга очень хочет, чтобы по ней сняли кино. Лучше всего — сериал на несколько сезонов, где зрителя будут развлекать красиво сделанными картинками из снов, постепенно намекая на какое-то общее повествование. Но посвятят этому главному сюжету — от силы две последние серии сезона.

При этом — не буду отрицать — написана книга хорошим языком. Когда сюжет всё-таки идёт — он интересен и захватывает.

Но я вот сейчас думаю: стоит это всё того, чтобы читать следующую книгу? Или всё-таки нет?

Оценка: 6
– [  4  ] +

Лоис Макмастер Буджолд «Penric's Demon»

noel, 11 марта 2016 г. 14:13

Повесь несколько слабее остальных произведений цикла. Возможно — как раз из-за небольшого объёма, на котором персонажи не успевают развернуться. История кажется скорее вступлением к чему-то более интересному и глобальному.

Отдельный плюс — за главного героя. Который не очень героичен и не особенно уверен в себе, но который ухитряется сделать всё правильно в трудных ситуациях. Отличный парень!

Оценка: 7
– [  8  ] +

Гарри Тертлдав «Дело о свалке токсичных заклинаний»

noel, 10 марта 2016 г. 16:57

Хорошая, крепкая книга.

Из очевидных плюсов — интересный детективный сюжет и хорошо описанный мир. Сама идея токсичных заклинаний, из которой появилась книга, — просто великолепная находка, на мой взгляд. Обидно только то, что «плохими» оказываются заклинания, связанные с различными тёмными, адскими силами. В то время как в нашем мире опасные отходы одинаково производят все виды промышленности.

Много интересных находок в области магических копий различных реалий нашей жизни. Бес-будильник, палата интенсивной молитвы, противоугонное заклинание...

Из недостатков можно назвать некоторую «идеальность» сюжета. Каждый герой в нём зачем-то нужен, любая информация потом будет использована. С одной стороны это интересно читать, с другой — понимаешь, насколько такая история далека от реальности.

Есть отдельные нелогичности, например

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
почему мальчик-без-души Хесус ведёт себя как обычный ребёнок, а лишившаяся души Джуди становится практически «овощем»?

Ну и наконец вызывает вопрос, как уживаются в одном мире несколько религий, каждая из которых проповедует, что только она является истиной? Иудейский Иегова, христианский Бог, мусульманский Аллах — одна и та же магическая сущность (тогда почему три религии?) или 3 разных (тогда в какой момент и как они друг от друга «отпочковались»?)? Тут, мне кажется, автор сам до конца не придумал ответа, и поэтому мягко обходит эту тему стороной....

Оценка: 7
– [  0  ] +

Жаклин Уэст «Книга секретов»

noel, 22 февраля 2016 г. 12:04

К сожалению, чем дальше, тем меньше становится сюжета.

В первой книге событий было много и повествование было законченным: зло побеждено, герои ликуют и постепенно начинают жить нормальной жизнью. Во финале второй уже появилась какая-то недосказанность, хотя основной противник всё-таки был повержен. Третья книга уже выглядит как часть бесконечного повествования без начала и конца. Как эпизод теле-сериала. Смотрите сами:

- экспозиция в начале и в конце идентична. Ничего не изменилось, никто не изменился, ни один глобальный вопрос не решён

- в «эпизоде» действует один местный, небольшой злодей, которого побеждают

- основные Злодеи почти не появляются, и их образы просто дразнят читателя и намекают на то, что однажды героине придётся с ними встретиться

- немного раскрывают то, что во взрослой книге было бы любовной линией, а тут пока скорее детская дружба.

Да так любая серия любого сериала и строится! Что Сверхъестественное, что Кости, что Симпсоны!

И вот от этого становится ужасно печально. Видимо, книги будут писаться, пока к ним будет интерес. И сражение с Главным Злодеем случится не раньше, чем наступит спад продаж.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Екатерина Коути, Кэрри Гринберг «Стены из хрусталя»

noel, 21 февраля 2016 г. 14:50

Вначале показалось, что книга слабее первого романа серии. Но нет. Персонажи раскрылись, и каждый заговорил своим языком. И вот за эти языки книга мне очень понравилась. Все разные, все самостоятельные, все непохожие друг на друга. Даже парень, появляющийся раза три за роман, наделён индивидуальностью, историей и драмой.

Иногда, правда, слишком длинные истории кажутся непоследовательными. Сравниваешь «персонажа тогда» и «персонажа сейчас» и удивляешься изменениям. Но, впрочем, живым людям как раз и свойственно меняться. Даже если они неживые.

Мне немного натянутыми показались ссылки на Артуровский цикл — но я его читал в детстве и в каком-то сокращённом и упрощённом пересказе, так что не мне тут придираться.

Удивительным образом я опять хвалю викторианский роман про вампиров, хотя по-прежнему уверен, что это не моя тема. Вот что с человеком умелые авторы делают!

Оценка: 7
– [  18  ] +

Марк Чаран Ньютон «Ночи Виллджамура»

noel, 14 февраля 2016 г. 13:29

Читал где-то советы начинающим писателям — начинать с рассказов. Сможешь выразить мысль и развить сюжет на 10 страницах — постепенно наращивай размер произведений, так чтобы у тебя и в многотомном романе каждые 10 страниц были наполнены каким-то смыслом.

Так вот, Ньютон этих советов не читал. Решив, видимо, написать многотомную эпопею, сюжета её достойного он придумать не смог. Вместо этого он наплодил не меньше десятка персонажей, истории каждого из которых отдельно представляют мало интереса. Мне понятна задумка автора — показать одни события с разных точек зрения. Просто воплотить её аккуратно и логично Ньютону не удалось. Одни персонажи появляются на 10 страниц просто чтобы связать между собой части сюжета; другие задерживаются подольше, но всё равно оставляют множество вопросов и недосказанностей; третьи же — наоборот — описаны с какими-то совершенно лишними деталями, которые, может «сыграют» где-нибудь в другом томе произведения, но пока выглядят мусором.

Даже те, кому повезло появляться на страницах книги регулярно, не отличаются логичностью действий. Вдруг оказывается, что старик-пьяница в трактире собирает каждую копейку, чтобы кормить семью. А чуть позже он не задумываясь бросает эту семью и отправляется в неизвестность с полу-знакомыми людьми. Дочь правителя сначала уходит в монашки и отказывается возвращаться на престол, а потом страстно хочет этот престол вернуть. Бабник и вор влюбляется в девушку и тут же становится хорошим. Хороший мальчик следователь так обижается на начальника, что тут же становится плохим и соглашается на убийства и предательства. Опять же — все эти изменения можно было бы описать и обосновать, но тут никаких объяснений нет.

Мир то ли недостаточно описан, то ли просто нелогичен. Ожидая оледенения и холодов, его обитатели не то что не придумали стекла, они даже не догадываются закрывать окна чем-то кроме гобеленов. И ещё ожидают, что городская гавань не замёрзнет, и будет снабжать город рыбой. Все говорят о неравноправии в отношении женщин, между тем они представлены и во власти, и в армии, и среди «магов» наравне с мужчинами. Сложные приборы, созданные тысячелетия назад, не ломаются, а сделать их копии почему-то невозможно.

Возможно, имеет смысл прочитать цикл целиком. Возможно, именно тогда все истории сольются в одно большое повествование, на все вопросы появятся ответы и все загадки будут раскрыты. Возможно. Но проверять это мне уже не хочется.

Оценка: 3
– [  6  ] +

Екатерина Коути, Кэрри Гринберг «Длинная серебряная ложка»

noel, 2 февраля 2016 г. 10:06

Отличная книга.

Я обычно не читаю про вампиров и викторианских барышень, но Коути — это какое-то потрясающее исключение.

Что Жемчуг Проклятых, что вот Длинная Серебряная Ложка — романы увлекательные и не скатываются ни в пафос, ни в сопли, ни в мрачный реализм, ни в высмеивание всего и вся. Там всего в меру. (Ну может, милоты и всеобщей любови многовато, но это на мой вкус)

Настоящие, живые люди с характерами.

Загадки сюжета удачно поделены на те, которые читатель может угадать (и чувствовать себя умным) и те, которые угадать невозможно никак (и поэтому кажется умной книга).

Не очень высокая оценка от меня — это просто из-за того, что «готический роман», даже юмористический, — это совсем не мой жанр.

А так серьёзных недочётов у книги нет.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Роджер Желязны «Остров мёртвых»

noel, 30 января 2016 г. 16:28

Знаю, знаю, это Желязны. Это классика фантастики, нельзя её ругать.

Но, блин! Я сбиваюсь со счёта, когда пытаюсь подсчитать, чем эта книга ужасна:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Герой — самый-самый крутой человек в мире. Он самый старый и почти самый богатый. Он делает гимнастику, питается деликатесами, создаёт планеты и вообще является воплощением инопланетного божества. Конечно, он единственный представитель человечества, который смог добиться такой чести. А, ещё он телепат. А ещё его любят зверушки! А ещё он красиво пьёт виски и курит сигары! Ах, какой идеальный, пробу ставить негде.

2. Герой заинтересован исключительно собой, поэтому Злодею приходится в течении многих лет его тормошить. Но он всё валяется дома, жрёт, пьёт и курит. (Честное слово! У него ни одного хобби или интереса просто нет!)

3. Чтобы решить убить человека (ну или инопланетянина) герою много не нужно. Например, Злодей ненавидит героя и завидует ему. И этого вполне достаточно. По убитым друзьям герой не тоскует ни секунды и просто проходит мимо.

4. Из второстепенных персонажей характером, пожалуй, наделён только Злодей. Да и его характер — это быть трусом и постоянно пытаться сбежать. Остальные персонажи — просто ходячие карикатуры. И карикатуры какие-то злобные.

Вот у нас Толстый Торговец — он много жрёт и хочет провернуть выгодную сделку (страницы общения с ним вообще не важны для сюжета)

Вот — Карлик — почувствуй себя в цирке 100 лет назад, когда показывать карликов считалось отличным развлечением. Черты характера персонажа? Фи, зачем? Он же Карлик! Это же забавно!

Вот Плейбой Шпион 007. Что он делает? Ну крадёт секреты и соблазняет женщин. Черты характера?... Э, зачем? Он же красавчик, ему не надо!

5. Про женщин вообще отдельный разговор. В книге всего 4 женских персонажа, все дуры, красавицы и со всеми герой спал. Одна не может освоить работу секретарши и теряет письма, другая предаёт мужа за несколько месяцев разлуки, третья просто купленная проститутка, и четвёртая — злобная стерва, с которой герой потом и остаётся.

Я понимаю, что автор родился в такое время, когда для женщины в Америке было доступно две роли — жена и любовница. Но читать это в начале 21ого века — извините — противно.

6. Диванная бытовая философия. Все эти «ненавижу чаевые» или «грязный Токийский залив заставляет меня думать о смерти»... ну это где-то на уровне 10классника, который задумался о своём месте в мире. Но от взрослого писателя ждёшь чего-то более глубокого что-ли....

Прочитано из упрямства. И чтобы запомнить покрепче: этого больше никогда и не открывать даже!

Оценка: 3
– [  2  ] +

Жаклин Уэст «Книга заклинаний»

noel, 25 января 2016 г. 11:51

Конечно, это сплошная Коралина.

Очень занятые родители, одинокая девочка, таинственный старинный дом, злая ведьма и даже говорящие коты. А теперь ещё и странный мальчик-сосед.

Но странным образом это не делает книгу хуже. Тут свои собственные таинственные тайны, своя собственная магия и свои персонажи. Милая подростковая книга, которую не стыдно прочитать и взрослому.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Жаклин Уэст «Книга теней»

noel, 24 января 2016 г. 21:30

Хорошая детско-подростковая книжка.

В меру страшная, в меру разжигающая любопытство.

Немного «картонно» прописаны взрослые — но, возможно, для жанра это неизбежно.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Путешествия Тафа»

noel, 19 января 2016 г. 12:44

Что в плюс? Книга легко читается, персонажи — настоящие и запоминающиеся личности, мир большой и интересный. Хорошая книга, чтобы занять два-три неспешных домашних вечера

Что в минус? Давайте по пунктам

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- Главный герой чудовищно, нечеловечески везучий. Посмотрите сами — он попадает на корабль, забитый монстрами, и случайно натыкается только на одного. На того, от кого легко спрятаться и кто слишком туп, чтобы устроить засаду. Спасся бы Таф от адских кошек или какого-то-там вампира? Нет, там у него не было бы не единого шанса. А потом он совершенно случайно находит ещё и пушку, которая как раз настроена так, чтобы спасти ему жизнь!

А потом? Если бы какие-нибудь недоброжелатели решили напасть на него на любой планете и убили бы? Ну да, им пришлось бы потом с трудом ломать защиту корабля, но это вполне решаемая задача. Почему никакие алчные преступники ещё не попытались поймать его в тёмном переулке — огромная загадка для меня.

На люблю везучих героев

- Автор всё пытается провести идею, что его Таф «хороший», а все остальные — «плохие». Агрессивные, алчные, подозрительные и неблагодарные. А он, получается, идеален, справедлив и нежен? Когда он убивает невинных людей ядовитыми жабами или уничтожает поля и луга целого государства какими-то «прыгунчиками» — он что-то не напоминает миролюбивого и справедливого человека. А уж когда стерилизует пол-планеты....

- Ну и обратная сторона — все остальные люди — идиоты.Профессиональный дрессировщик покупает животное и не интересуется его циклами размножения. Жители планеты с чудовищами не могут эвакуироваться на орбиту или другие планеты и молча страдают. А живущие в нищете и на полу-голодном пайке безостановочно рожают детей.

Не люблю идиотов. Но их в книге как-то сильно больше, чем в реальности.

- Заигрывания с религией. Я их просто не люблю как факт.

Оценка: 5
– [  32  ] +

Питер Уоттс «Ложная слепота»

noel, 1 декабря 2015 г. 10:12

Странная, очень странная книга.

Наверное, я слишком много читаю научпоп, поэтому эту книгу воспринимаю скорее как плохой пример этого жанра, чем как хороший пример НФ.

Об этом уже писали многие комментаторы до меня: много технических терминов, которые не обязательны для сюжета (зато вызывают чувство восхищения у неподготовленного читателя), плохо прописанные герои, нелогичность сюжета, слишком поверхностное описание общества и мира. Логические дыры наконец —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
совершенно непонятно, почему умирает «возлюбленная» героя, если технологии этого времени позволяют вылечить практически что угодно, что не повреждает мозг.
. Вампиров я автору вообще не смогу простить — они там ни к селу, ни к городу приплетены.

Я хочу сказать ещё об одной странности мира, описанного в книге:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а как именно живут описанные там «болтуны»?

Это всё-таки отдельные организмы или один большой организм и его «эритроциты»?

Чем они питаются? Как размножаются?

Я не то чтобы знаток биологии, но знаю, что разные виды не существуют в одиночестве. Хищники едят травоядных, травоядные — траву, которая вырастает из земли, которую создают какие-то микроорганизмы из отходов и трупов тех же травоядных и хищников. Есть ещё паразиты, которые есть у всех вышеперечисленных. Вирусы наконец. В жизни биосфера — это очень, очень сложно устроенная штука

Мы же здесь сталкиваемся с одним-единственным видом (или даже организмом), который ни от кого не зависит и никому ничего не даёт. Как это вообще возможно? Откуда он такой появился?

Дальше нам говорят, что у этого вида есть разум. Очень мощный разум, способный запросто декодировать радиопередачи с Земли и в мгновение ока понять разницу между двумя сложными многогранниками. И я спрашиваю: а зачем этим существам разум?

Людям разум был нужен, чтобы выжить в мире львов и леопардов, чтобы координировать охоту, делать орудия и одежду. А зачем разум (даже без само-сознания) существам, которые просто болтаются где-то на орбите карликовой звезды и собирают там куски астероидов? Чтобы поражать воображение случайно встреченных обитателей вселенной?

Вот за нелогичность сюжета и мира я и не могу дать книге высокую оценку.

Ну и за перевод ещё, конечно. Он ужасен.

Оценка: 4
⇑ Наверх