FantLab ru

Все отзывы посетителя Корделия

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

О. Генри «Социальный треугольник»

Корделия, 26 сентября 21:07

Несмотря на смоделированную О. Генри ироническую ситуацию «социального треугольника» и созданный парадокс — интересное жонглирование статусом персонажей, для меня этот рассказ прежде всего печален. Ведь он — о безнадёжности: как бы ни пытались герои вырваться за пределы очерченного для них имущественного и социального круга, всё остаётся по-прежнему, возвращается «на круги своя», не сдвигается с мёртвой точки. Временный всплеск эмоций, эйфория, ярко описанное переживание, в общем-то, незначительного момента (в этом, безусловно, юмор ситуации), но читатель понимает: за пределами сюжета социальные рамки вновь сожмут персонажей.

Новеллы О. Генри в большинстве своём именно такие — описанные события кажутся забавными, но почти всегда ощущаешь печальный взгляд автора, наблюдающего за судьбой своих героев...

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Илья Ильф, Евгений Петров «Добродушный Курятников»

Корделия, 22 августа 14:22

Рассказ совсем небольшой, но описывает важное явление, подмеченное писателями-сатириками в советской действительности.

Василий Петрович Курятников воплощает в себе некий собирательный образ бездарного руководителя, которого назначают и не торопятся снимать, потому что он «хороший человек». Он готов руководить любым предприятием от редакции газеты до завода граммофонных иголок. Но, оказывается, руководить и просто сидеть за столом с телефонами — это разные вещи. Предприятия разваливаются, но директор отправляется на следующую руководящую должность.

Хотя в финале выражена смутная надежда на перемены, мы-то уже знаем, что никаких перемен к лучшему не случилось...

Курятников — типаж руководителя, описанный Ильфом и Петровым в 1936 году. Но он никуда не ушёл из нашей жизни. Курятниковы — имя нарицательное.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Александра Маринина «Безупречная репутация»

Корделия, 8 августа 15:04

В заголовок романа выведена тема репутации. И она, действительно, рассматривается в книге с разных сторон и на примере судеб разных персонажей.

Репутация порой создаётся кропотливо, всей жизнью, а уничтожить её можно «одним росчерком пера»; в цифровом мире — одной или несколькими публикациями.

Что мы видим вокруг — реальных людей или созданные ими репутации? Что дороже — серьёзная репутация или просто обычная жизнь, которая у каждого одна и оборваться может совершенно неожиданно?

Кто-то создаёт себе безупречную репутацию ради карьеры, кто-то — отвратительную, преступную — и тоже ради карьеры, только с обратной стороны закона. Можно иметь репутацию идеального человека и при этом уничтожить вокруг себя всё живое и естественное (в переносном смысле). Можно иметь репутацию безжалостного преступника и только одним намёком, игрой интонации убивать всё живое (в прямом смысле).

Так или иначе с проблемой защиты своей или чужой репутации столкнётся здесь большинство персонажей — от Виктора Семёновича Гнездилова (он в книге само олицетворение безупречности) до Анастасии Каменской, от Костика Веденеева до продюсера Латыпова.

Но как бы ни подчёркивал автор, что Гнездилов, делая карьеру, подчинил всех домашних, уничтожил природные склонности, заставил жить по чужим правилам, он мне понравился более многих. Он показан человеком порядочным. Как бы то ни было, он защитил невестку, наказал преступника. Да, Гнездилов был, вероятно, в чём-то не прав. Но может ли каждый из вас, читатели, с твёрдой уверенностью сказать, что все ваши поступки были исключительно правильными и принесли только пользу этому миру и окружающим вас людям?

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Александра Маринина «Безупречная репутация. Том 1»

Корделия, 8 августа 14:29

Не могу понять, каким образом нужно оценивать отдельно первый том, отдельно второй, если это целостное произведение с общим сюжетом, общими персонажами и... Да что тут перечислять, это просто одна книга. Понятно, что делят её в издательстве на два тома по финансовым соображениям, но — оценивать по отдельности? Давайте тогда, к примеру, мнение о человеке высказывать так: его левая половина мне нравится, а вот на правой синяк под глазом и коленка поцарапана...

В первом томе этого романа — завязка истории, знакомство со всеми действующими лицами, преступление, которое нужно раскрыть.

А про второй, значит, писать не буду, хотя полный психологический портрет персонажей складывается на протяжении всей книги, а сюжетная интрига полностью проясняется, разумеется, не в конце первого тома, а в конце второго.

Героиня цикла Каменская в первой книге жаждет интересной работы, готова забрать материалы дела у коллеги, как обычно, стремится найти недостающие звенья цепочки... Но неожиданно для себя оказывается на тяжёлом допросе «не с той стороны стола» — и что-то у неё внутри ломается, хотя на первый взгляд и незаметно. Она ещё продолжает «бороться и искать», но, скорее, по привычке. А вот получится ли у неё «найти и не сдаваться» — об этом уже во втором томе...

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Марк Твен «Когда кончаешь книгу...»

Корделия, 29 июля 18:47

Нет книги — жизнь кончилась...

Порой испытываешь те же чувства, которые описал Марк Твен.

Они доступны не только автору, завершившему работу над книгой, но и читателю, который долгое время был погружён в вымышленный мир, созданный писателем, — и вот — книга закончилась, нужно возвращаться в обычную повседневность, «— и у него вот точно так же перехватывает дыхание»...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ричард Осман «Клуб убийств по четвергам»

Корделия, 25 июля 22:10

Детективная интрига разворачивается здесь весьма неторопливо. Ничто поначалу не предвещает внезапных смертей и трагических событий.

Четверо очень немолодых людей, чтобы скоротать досуг, занимаются разгадкой давно забытых преступлений, которые не удалось раскрыть или итог полицейского расследования вызывает сомнения.

Первое дело, описанное бывшей медсестрой Джойс (одной из четверых, она ведёт дневник), кажется, совершенно случайно попало в центр их внимания, но именно оно сыграет важную роль в финале. И книга приобретёт особую гармоничность, благодаря этому своеобразному композиционному кольцу.

Да, роман смело можно отнести к жанру детектива: полицейские ведут своё следствие, «Клуб убийств по четвергам» — своё. Их открытия и догадки то пересекаются, то расходятся... Сдедить за ними, конечно, интересно, но не они главное в книге.

В первую очередь это философское и печальное повествование о судьбах людей, о жизни и смерти, о любви и одиночестве. О том, что каждому на этом свете отмерен свой срок, и всем хочется, чтобы их осень была яркой, радостной и полной событий, чтобы рядом до конца были друзья и родные.

Книга рассказывает о многих смертях, но тем не менее она полна не столько трагической болью, сколько лирической грустью и светлой печалью.

Остаётся лишь позавидовать тем, кто на склоне лет может оказаться в замечательном комфортабельном посёлке, где можно вести активный образ жизни, выпивать с приятелями, ходить в бассейн и на пилатес, а также вовремя получить медицинскую помощь, а если уйти из этого мира — то умиротворённым, без страданий, в окружении любящих людей, единомышленников.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Виктория Токарева «Длинный день»

Корделия, 22 июня 22:26

Как бы ни была эта повесть наполнена событиями, она рассказывает о том, чего НЕ случилось. Причём как в хорошем, так и в печальном смысле.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не случилось тяжёлого недуга, но не случилось и любви, не случилось насыщенной и яркой жизни, не случилось важных перемен, не смогли понять друг друга люди, которые были так друг другу нужны.

Из множества случайностей (случившегося и неслучившегося), собственно, и состоит жизнь человека. Случайно поставлен тяжёлый диагноз ребёнку, случайно находится номер телефона «нужного врача», случайный и внезапный всплеск эмоций рушит планы, случайная фраза западает в душу...

Книга помогает задуматься о важности каждого слова — и произнесённого, и несказанного, и высказанного не вовремя. Ведь порой одно слово может изменить жизнь. Или, наоборот, оставить всё как есть. И неизвестно, что правильнее.

И одновременно повесть точными и выразительными штрихами рисует самое тяжёлое одиночество — одиночество среди людей. Со стороны кажется, что у тебя на редкость всё благополучно; но счастье в действительности лишь видимость, а на душе пустота и скребут кошки...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Михаил Бабкин «Изменения»

Корделия, 19 мая 11:41

Могу предположить, что замысел рассказа был таков — дать каждому читателю поиграть в предложенную условную ситуацию. А как вы заполнили бы волшебную книгу под названием «Моя жизнь»? Что захотели бы изменить в своей жизни? Жену, работу или устройство Вселенной?

А что произойдёт, если Вселенную начнёт вдруг менять пожилой пенсионер, да ещё с похмелья?..

Впрочем, то, что получилось у Игоря Степановича, ещё ничего — по сравнению с тем, как сейчас меняется мир по желанию человека, который решил вписать новые страницы в собственную книгу под названием «Моя жизнь». Так что юмористический рассказ, созданный 20 лет назад, неожиданно звучит как серьёзная метафора...

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Рон Холмс «Сердце любимой»

Корделия, 14 мая 18:54

В оригинале рассказ называется «Сердце за сердце», что буквально отражает сюжетный ход: безумный хирург совершает операцию по пересадке органов.

Здесь только три персонажа — и ни одного адекватного, все безумцы. Содержание рассказа — монолог, произнесённый в состоянии аффекта. Читателю остаётся только гадать, в какой момент произошло массовое сумасшествие и было оно поочерёдным или одномоментным.

Что же касается идеи... Нууу, например: ревность разрушает психику; бойтесь ревнивых женщин; в особенности бойтесь маньяков-учёных и желательно не идите к ним в ассистенты :)

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Юрий Нестеренко «Болезнь Карела Новака»

Корделия, 8 мая 12:37

Рассказ совсем короткий, но эмоционально сильный.

Это фантастика и антиутопия, слишком похожие на предвидение.

В 2006 году это было предвидение. Сейчас оно всё ближе и ближе к реальности, хотя, безусловно, пока выглядит скорее метафорой, чем действительностью.

Задумайтесь о том, как в настоящий момент звучат эти строки:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Он вспомнил, что проходил в школе, на уроках истории. По мере развития общества изощрялись и методы пропаганды. Пропаганда захватывала всё больше каналов информации, всё теснее переплеталась с реальностью. В то же время солдат перед боем накачивали алкоголем, а потом и всё более сложными наркотиками. Если проследить обе эти линии до логического конца… В школе их учили, что эпоха войн закончилась тогда, когда оружия стало слишком много, так что размер потерь не могла оправдать никакая прибыль от победы. С тех пор на Земле царит мир и благоденствие. Но ведь это чушь. Во-первых, вместе со средствами уничтожения развивались и средства защиты. Во-вторых, когда оружия становится слишком много, чересчур возрастает вероятность, что оно попадет в руки маньяка или произойдёт сбой автоматики. А война подобного рода, раз начавшись, остановиться может только с исчезновением одного из противников. Или обоих. Но у уцелевших, загнанных в бетонные норы убежищ, терпящих постоянные лишения людей теряется воля не только к победе, но и к самой жизни. Есть только один способ продолжать войну: убедить этих несчастных, что никакой войны нет, ад — это рай, и жизнь прекрасна. Средства современной науки позволяют это сделать».

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Стюарт Тёртон «Семь смертей Эвелины Хардкасл»

Корделия, 15 апреля 13:58

Эта книга вызвала столько разнообразных впечатлений, что достаточно сложно уложить их в чёткий осмысленный отзыв.

С каждой главой, порой с каждой прочитанной сценой менялся описанный мир, менялись уже расставленные акценты и мнение о характере персонажей.

По существу это книга-перевёртыш, которая только и делает, что переворачивает уже сложившуюся оценку происходящего. И так происходит на протяжении всех глав, разбитых по дням и даже по часам (причём приходится между ними перемещаться в весьма хаотичном порядке!), и таким образом — до самого финала, где всё снова переворачивается с ног на голову.

И ведь это не только заслуга автора, но и своеобразная «заслуга» главного героя, который своими действиями меняет сюжет «реальности» и меняет одновременно окружающих его людей. Один и тот же персонаж может предстать перед читателем то добрым самаритянином, то предателем и убийцей... И мы уже не знаем, чему верить!

А ведь в начале роман не предвещает никакой фантасмагории. Всё вполне реально. Человек потерял память и заблудился в лесу. Но постепенно на эту сюжетную канву начинают наслаиваться всё новые и новые детали, которые обернутся такой сложной многослойной историей, которую и предположить-то было невозможно (конечно, если вы НЕ ЧИТАЛИ СПОЙЛЕРНУЮ АННОТАЦИЮ!).

И — что мне особенно понравилось — нагромождение фактов и событий не является самоцелью автора. Он хочет подвести читателя к самым важным выводам, звучащим в финале, — о ценности каждого дня; о том, что с каждым новым утром ты можешь построить для себя новую, счастливую, жизнь, начать с чистого листа, изменить себя и своё окружение; о том, что нужно бороться до конца за то, что считаешь правильным, за всё светлое в человеке...

И, пожалуй, это единственная книга, дочитав которую, хочется сразу открыть её снова на первой странице и пройти ещё раз по пути героя, стараясь замечать те детали и подробности, которые были упущены при первом чтении (кстати, так я и сделала).

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ольга Громыко «Сезонные явления»

Корделия, 10 апреля 23:52

Хотите каждый день чистить флайер после огромной свиньи?

Хотите стать лиловым? А превратиться в лесного духа?

Кассандрийский лесник тоже не хотел... Но что поделаешь — работа такая!

Новые приключения знакомых героев на планете Кассандра. Новая встреча с Каем и Лизой, Женькой и Джеком.

Этот весёлый рассказ — прямое продолжение предыдущего — «Охотники за привидениями». Но лучше сперва прочитать не только «Охотников», но и все книги цикла, начиная с «Космобиолухов».

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Глэдис Митчелл «Убийство в опере»

Корделия, 14 марта 17:45

Название книги, на мой взгляд, лучше перевести так: «Убийство во время оперы», поскольку речь идёт не об оперном театре, а о любительском школьном спектакле, во время которого и произошло убийство.

Детектив читать довольно интересно. Расследование обстоятельств читатель словно бы совершает вместе с психологом миссис Брэдли, беседуя со всеми подряд. Здесь, с одной стороны, есть масса мотивов для совершения преступления, с другой — они все настолько ничтожны, что не могут быть основанием для лишения жизни.

И вот это как раз минус: узнав, кто преступник, хочется пожать плечами и не поверить, настолько нелепой оказывается причина убийства. Впрочем, в реальной жизни столько абсурда, что возможно всё.

Ещё одно замечание стоит высказать по поводу внешности героини. В предыдущем романе цикла миссис Брэдли чрезвычайно некрасива, похожа то ли на птицу, то ли на змею; её руки напоминают когтистые лапки. И на контрасте с ужасной внешностью звучит её красивый глубокий голос.

В этой же книге миссис Брэдли уже очаровательная пожилая дама, производящая исключительно приятное впечатление и даже красивая под стать голосу.

Ну, можно, конечно, оправдать эту смену внешности тем, что описывают её разные люди, — то, что юноше покажется ужасным, даме средних лет внушит совсем другие эмоции. Но не настолько же противоположные!

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ольга Громыко «Великая сила искусства»

Корделия, 11 марта 13:02

Юмористический рассказик, примыкающий к «Белорскому циклу».

Здесь упоминается Шаккара, а главное действующее лицо — художница Лесса. Она же героиня рассказа «Один к двум» и родоначальница династии королей Шаккары (это уже если судить по повести «Пророчества и иже с ними»).

Здесь Лесса, очевидно, только начинает свой творческий путь. И так же совершенно очевидно, откуда она взяла тематику собственного творчества, так впоследствии поражающую всех её зрителей. (В рассказе «Один к двум» её картинная галерея описана весьма впечатляюще).

«Один к двум» и «Пророчества...» — 2008 год. «Великая сила искусства» — 2010-й. Следовательно, автор задним числом решила добавить пару ярких штрихов к ранней биографии своего персонажа.

И именно этот рассказ (в свойственной Громыко непринуждённо-иронической манере) даёт читателям понять, почему милая девушка-художница настолько увлеклась всяческой жутью и чертовщиной...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ольга Громыко «Сотвори себе кумира»

Корделия, 5 марта 18:46

Просто хулиганский рассказик, полный иронии по отношению к женщинам-писательницам любовного фэнтези.

Позволяет очень ярко представить автора, с чашкой кофе в руках перечитывающего свою нетленку...

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ольга Громыко «Охотники за привидениями (Kassandra edition)»

Корделия, 5 марта 16:07

Весёлая зарисовка из повседневного безумно-анекдотичного быта колонистов планеты Кассандра.

На Кассандре наступила ночь... Кто-то ловит привидений, кто-то устраивает романтическое свидание, кому-то не спится от забот, а кому-то от голода... А по коридорам бодро топают огромные тараканы; и не менее огромные явно посещают здесь головы и людей, и киборгов :)

Мы снова встречаем наших старых добрых знакомых: Кая и Лизу, Реми и Киру, Збышека и Сару... Но особенно бурное веселье по-прежнему вызывает искромётный дуэт «дяди Джека» и «дяди Жени».

Потратьте несколько минут на чтение — и вам обеспечено хорошее настроение (по крайней мере на эти несколько минут). А может быть, вам захочется снова перечитать «Киборг и его лесник» или «Встретимся на Кассандре»...

Если же вы эти книги не читали, лучше начинайте с начала — с «Космобиолухов«!

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Глэдис Митчелл «Быстрая смерть»

Корделия, 26 февраля 20:23

Странное дело: преступление, которое является завязкой сюжета, совершенно никого не шокирует. Все относятся к нему почти как к должному. Ну разве что один из гостей, собравшихся в доме, где произошло убийство, всё-таки хочет разобраться в ситуации. Остальным фиолетово.

И если вы ждёте объяснений, почему убитый мужчина оказался женщиной, то вы их так и не дождётесь. Ни автору, ни его персонажам это не интересно. А вам, читателю, интересно? Обойдётесь.

Преступлений в книге два. Плюс одна попытка убийства. Всё это в небольшом, довольно замкнутом мирке при ограниченном количестве персонажей — как это любит классический детектив.

Вот только мотивы преступлений, да и развязка довольно странные. Меня они не убедили. Возможно, вам повезёт больше.

Кстати, аннотацию читать не стоит: в ней есть откровенный спойлер.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Лин Гамильтон «Кельтская загадка»

Корделия, 4 декабря 2021 г. 21:42

Несмотря на то, что в книге есть детективный сюжет, поиски сокровища, разгадка шифра, загадочные смерти и похищение людей, она умудряется быть довольно скучной.

Действие развивается неспешно. Создаётся ощущение, что все персонажи еле двигаются. Они встречаются, разговаривают, расстаются, опять встречаются и разговаривают... Полицейское расследование убийств ведётся где-то «за кадром» (читатель о нём вообще ничего не знает).

А в центре внимания автора — весьма унылый персонаж: дама среднего возраста, которая занимается закупкой антиквариата для собственного маленького магазинчика. И она сама никак не может решить, как ей проводить время. То она берётся искать загадочное сокровище (что за сокровище — спойлер писать не буду), то это делать не хочет, то начинает у всех окружающих выспрашивать о местных секретах, то ей уже ничего не надо; автор подчёркивает её умение разгадывать загадки и видеть связь разрозненных фактов, но при этом ведёт себя Лара Макклинток по меньшей мере глупо, сама нарываясь на неприятности.

Поступки персонажей понять и логически объяснить трудно. И я имею в виду вовсе не психически нестабильного маньяка, а рядовых действующих лиц. Они, словно главная героиня, тоже никак не могут решить, что им делать и в какую сторону податься. Но Лара, безусловно, всех перещеголяла: совершенно непонятно зачем

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в финале она, никого не предупредив, не взяв не только какое-нибудь оружие, но даже мобильный телефон, в одиночестве и в темноте отправляется преследовать убийцу. Чего она хотела этим добиться, если только не самоубиться?

Читателю остаётся пребывать в недоумении.

Книгу стоит прочитать, на мой взгляд, только тем, кого интересует кельтская мифология. Я о ней ничего не знала, а Лин Гамильтон познакомила меня с ирландскими традициями, кельтскими богами и пересказом древних песен.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Курт Воннегут «2BRO2B»

Корделия, 22 ноября 2021 г. 15:29

Короткий, лапидарный, но предельно выразительный рассказ.

Описан один небольшой эпизод из близкого будущего; даже очень близкого, если учесть, что написан текст в 1962 году, а поворотное для мира событие — закон об ограничении рождаемости был принят, по Воннегуту, в 2000 году. Да, для писателя XXI век был необозримо далёк, для нас же 2000-й — давно пройденный этап.

Того, что мрачно пророчил автор, не произошло.

И тем не менее насколько пророческими выглядят сегодня размышления художника, одного из персонажей рассказа: «Он размышлял над скорбной загадкой жизни, которая требует появления на свет, а, появившись на свет, требует плодородия… плодиться и размножаться и жить так долго, как только возможно — и всё это на такой маленькой планете, и чтобы это продолжалось вечно.

Все ответы, которые приходили в голову художнику, были неутешительными. <...> Он думал о войне. Он думал о чуме. Он думал о голоде».

То есть, если не ввести насильственную смерть взамен нового рождения, Земля истощится от перенаселения, а помочь справиться с ситуацией могут лишь естественные трагедии человечества — война, чума и голод. Что мы видим сейчас? Уже на пять миллионов человечество сократилось в результате «чумы XXI века» COVID-19. Вот он — один из способов справиться с перенаселением планеты... И это при том, что бессмертия, как герои рассказа Воннегута, мы ещё не обрели.

И кроме того, рассказ — вариация на тему знаменитого монолога шекспировского Гамлета: телефонный номер, по которому нужно позвонить в случае окончательного выбора, 2BR02B по-английски звучит как “To be or not to be”, где “0” произносится как “naught.”

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Алан Маршалл «Покинутый муж»

Корделия, 21 ноября 2021 г. 16:59

Маленькая, но яркая зарисовка человеческого характера.

Каждого из нас в этой жизни где-то подкарауливает кризисная психологическая ситуация. Как мы будем из неё выходить, может выясниться, лишь когда мы в ней окажемся.

Рассказ ничего не прогнозирует и ничего не предлагает. Просто показывает — с лёгкой иронией.

P.S. Лучше НЕ ЧИТАЙТЕ опубликованную здесь АННОТАЦИЮ: в ней почти полностью передана главная интрига, без которой и читать почти не о чем!

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Клиффорд Саймак «Смерть в доме»

Корделия, 26 октября 2021 г. 19:25

Фантастический сюжет нужен здесь автору только для того, чтобы рассказать о трагедии одиночества — независимо от того, будет ли это одиночество старика на собственной ферме или одиночество межзвёздного скитальца, летящего к непонятной цели.

Человек искренне привязывается к странному существу-полурастению, готов отдать ему «всё, что нажито непосильным трудом», — и это оказываются идеальные дружеские отношения, потому что не требуют ничего взамен.

Но идеальным отношениям нет места в реальном мире, по той или иной причине они обречены.

Тем не менее рассказ о неизбежном одиночестве не несёт интонации отчаяния или обречённости. Напротив, финал словно озаряет свет надежды... Точнее, убеждённости в том, что хорошие люди не перевелись на земле. А может быть, и где-то в бескрайнем космосе...

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Юрий Никитин «Трое из Леса»

Корделия, 17 октября 2021 г. 12:48

Начиная читать, не была готова к тому, насколько кровавой окажется эта сказка о неком подобии, как можно предположить, наших далёких предков.

В сюжете описываются разные племена — обитатели леса, болота, степи. Одни живут в землянках, другие в дуплах деревьев, третьи в домиках на подпорках над трясиной... Мир вполне убедителен, несмотря на существование оборотней и прочих сказочных персонажей.

Тем не менее мне удалось дочитать лишь до половины книги. А дальше я поняла, что читать совершенно не хочется: и тяжело, и неприятно. Уж слишком натуралистично и подробно описывает автор пытки и зверские убийства. Вплоть до вспарывания живота и поедания сырой печени врага на его собственных глазах... Один раз я сцену кровавой бойни пережила, но они стали повторяться с определённой регулярностью, и я поняла, что читать про отрезанные конечности и вывалившиеся кишки я просто больше не хочу. Иначе взяла бы книгу иного жанра.

Но чего не отнимешь — описания впечатляющие, оставляют долгое «послевкусие»...

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Жорж Флипо «Канувшие в Лету»

Корделия, 14 октября 2021 г. 16:34

Рассказ — своеобразная антиутопия, связанная с замещением человеческой памяти памятью компьютерной.

Когда искусственный мозг обретает могущество и вседозволенность, он может полностью контролировать мир и жизни зависящих от него букашек — людей.

С каждым годом мы всё больше попадаем в информационную зависимость от компьютерных систем. В 2003 году французскому автору, вероятно, непросто было смоделировать описанную им ситуацию. Но чем дальше, тем больше мы доверяемся искусственной памяти, искусственному контролю за документами и — да — за жизнью всего человечества и каждого человека в отдельности.

Нас тотально контролируют машины. Вспомнить хотя бы повсеместно внедряемую систему распознавания лиц... Но если личность легко распознать, не менее легко её стереть (что и проделывает «Центральная Суперпамять — Башка» в рассказе Флипо).

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Цань Сюэ «Хижина в горах»

Корделия, 12 октября 2021 г. 22:08

С начала и до конца вы так и не поймёте, что происходит.

Можно строить разные версии. Одна из них: рассказ написан от лица душевнобольной с манией преследования.

Вторая: всё происходящее — мистические явления в духе Лавкрафта с поправкой на восточный антураж.

Но написано впечатляюще. Можно начинать оглядываться и прислушиваться. И главное, проверьте, наведён ли порядок в ящике стола и не потеют ли по ночам ваши пятки...

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ирина Сыромятникова «Житие мое»

Корделия, 17 сентября 2021 г. 13:00

Мне эта книга понравилась по многим причинам:

1. Она написана живым ярким языком, очень эмоциональным, поскольку представляет собой по большей части монолог чёрного мага. Ну а поскольку маг — студент, то довольно быстро привыкаешь и к современным словечкам, которые поначалу выглядят анахронизмом, но потом уже помогают создать образ молодого разгильдяя («на фиг, на фиг!»).

2. Мир описывается глазами студента, поэтому вполне логично, что он не озадачивается детализацией подробностей, а рассказывает о главном. Но при этом картина получается вполне интересная — немного из истории, немного из географии, немного из мифологии...

3. Необычно, но убедительно показан внутренний мир чёрных и белых магов, начинаешь понимать особенности их характеров. Так что психологизм здесь на хорошем уровне.

4. Исключительность главного героя не выпирает вперёд ни с того ни с сего, как во многих романах этого жанра, а обоснована обстоятельствами его детства.

5. В романе, написанном женщиной, нет центрального женского персонажа, никто ни в кого не влюбляется! Особенно надоели студентки, влюблённые в преподавателей! Автору удалось вообще не затронуть личную тему и при этом написать занимательную историю.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Теофиль Готье «Двойственный рыцарь»

Корделия, 30 августа 2021 г. 12:22

«Двойственный рыцарь» — яркий образец произведения, написанного в традициях романтизма. Иносказание, борьба двух начал в душе человека, мистика, дьявольские козни и возвышенная любовь — всему нашлось место в небольшой по объёму новелле.

Прекрасен перевод Фёдора Сологуба!

Его поэтичный язык словно звенит, когда описывает зимний лес или башню среди скал...

Жалею, что не могу по достоинству оценить язык и стиль Теофиля Готье в оригинале и понять, какие образы созданы гением автора, а какие — мастерством переводчика.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Конни Уиллис «Что посеешь»

Корделия, 24 августа 2021 г. 21:18

Этот совсем небольшой рассказ сейчас приобрёл, пожалуй, несколько иной смысловой оттенок и небывалую актуальность — в свете нынешней пандемии.

Планета, которую колонизировали четыре поколения назад, погибает от повторяющихся эпидемий. Всё время образуются новые штаммы скарлатины, а лечения нет. Каждый штамм приносит всё более тяжёлые последствия, гибнут и взрослые и дети. Ещё ни разу не удалось устроить на планете выпускной бал — дети не доживают до выпуска.

Планета по существу предоставлена самой себе. И остаётся лишь один путь — естественный отбор (в данном случае генетический): выживают лишь самые приспособленные.

Что будет представлять собой поколение выживших и что — их потомки?

И сюжет, предложенный Конни Уиллис, переосмысливается сейчас так:

А что будет с планетой Земля после того, как по ней прокатятся многочисленные штаммы коронавируса? И что за поколение сформируется в итоге?

Уже зафиксирован штамм «йота». Сколько ещё потребуется букв греческого алфавита для обозначения новых угроз?

«Вызванная новым штаммом «йота» инфекция SARS-CoV-2 отличается повышенным риском смерти (IFR): на 46% — среди пациентов 45-64 лет, на 82% — среди 65-74-летних, и на 62% — среди лиц старше 75 лет по сравнению с базовым IFR для других штаммов коронавируса» (по данным Лента.ру от 24.08.21).

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Елена Звёздная «Город драконов. Книга четвёртая»

Корделия, 21 августа 2021 г. 17:12

Четвёртая часть «Города драконов» в основном посвящена поискам таинственного кровожадного Зверя, готового утопить Вестернадан в крови. Зверь — оборотная сторона личности, которая может в обычной жизни вовсе не подозревать о своей страшной второй ипостаси. В этом, собственно, и заключается главная сюжетная интрига. Как найти того, кого найти невозможно?

Что же касается личных взаимоотношений, то они запутываются всё больше. Даже любопытно, как автор потом будет выбираться из собственных хитросплетений с разнообразными кольцами и обещаниями...

Я читала сетевую публикацию, она была не выверена и содержала много ошибок (ошибка есть и в опубликованной здесь аннотации). Надеюсь, над бумажным изданием редакторы поработают более качественно и исправят как стилистику, так и орфографию/грамматику/пунктуацию.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Александр Петровский «Магам свойственно ошибаться»

Корделия, 19 августа 2021 г. 23:24

Получить удовольствие от этой книги можно в том случае, если осознаешь сразу — это пародия, а основная интонация её — ехидная ирония.

Если же вы будете относиться к сюжету и персонажам серьёзно, то получите жестокое разочарование. Сюжет покажется вам примитивным, мир непроработанным, персонажи плоскими.

Я рада, что вовремя сумела ощутить особый привкус этой истории и насладиться интересными художественными приёмами, которые использует автор.

Прежде всего — великолепно обыграно название, на первый взгляд представляющее собой простенькую поговорку. Но в романе она оборачивается очаровательно ехидными эпифорами, которые заканчивают каждый «сыгранный» эпизод. И автор справился с огромным количеством эпизодов! И каждый из них завершает чья-то ошибка! В результате весь сюжет состоит из сплошной череды ошибок.

Не случайно я использовала слово «сыгранный». Действительно порой кажется, что персонажи романа не живут в его условной реальности, а лишь играют с разной степенью достоверности отведённые им роли. Здесь есть «романтический герой», «чёрная ведьма», «злобный колдун», «мастер боевых искусств», «хитрый адвокат» и др. Они стараются поступать в соответствии с заданными амплуа, но время от времени не удерживаются в них и выпадают. И тут создаётся особенный комический эффект.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Непревзойдённый мастер безоружного боя терпит поражение от случайного зрителя, благородный герой начинает драться с женщинами, чёрная ведьма неожиданно обнаруживает, что поступает как белая и т.д.

Взаимоотношения главных героев — совершенно откровенная пародия на романтическую фантастику, где красавец рыцарь влюбляется без памяти в юную и прекрасную волшебницу. Здесь же каждый руководствуется исключительно практическими соображениями — и рвёт шаблон, что выглядит весьма забавно.

Помимо этого в романе есть пародии на судебное расследование, на взаимопонимание дракона и человека, на королевское правосудие, на церковную проповедь, на занятия прорицанием и ясновидением... В общем, перечислить всё невозможно, да и не нужно.

Итог: отнеситесь к книге как к высмеиванию штампов фэнтези — и, возможно, вам понравится.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Дафна Дю Морье «Синие линзы»

Корделия, 9 августа 2021 г. 22:07

Рассказ небольшой. Описанная ситуация абсурдна. И только дочитав до конца, понимаешь, что эта история не фантастика, а, скорее, аллегория. Хорошо ли мы знаем людей, которые нас окружают? Тому ли человеку мы доверяем?

Если абстрагироваться от реальности, то героиня обрела возможность видеть лучше всех и видеть главное. Но если в реальность вернуться — жить «в мире животных» невозможно. Героиня в любом случае обречена. Или «пугливая лань, покорно склонившая голову», окажется жертвой заговора, или, постоянно видя вокруг животных, она просто сойдёт с ума.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Гораций Голд «Герой»

Корделия, 1 августа 2021 г. 17:41

Пилот, который провёл в космосе и на Марсе 3 года, возвращается на Землю и обнаруживает, что признан всенародным героем и даже мать, брат и старые товарищи видят в нём теперь не человека, а только статус.

Быть героем, нести тяжесть всеобщего почитания, улыбаться на камеры и являться публичной личностью может далеко не каждый. Лайон не только не ждёт и не желает этого, он просто к этому не приспособлен. Но слепая толпа, политические и экономические интересы оказываются гораздо сильнее. В этом противостоянии отдельному человеку не выдержать.

Впрочем, автор, сочувствуя своему герою, находит для него выход...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Вирджиния Вулф «Струнный квартет»

Корделия, 31 июля 2021 г. 11:59

Этот рассказ — попытка выразить музыку словами; передать, какая в сознании слушателя рождается череда образов; сопоставить мир реальный и мир фантастический — мир, созданный воображением под влиянием музыкальных пассажей.

Задача, пожалуй, совершенно невыполнимая. Но написать нечто странное, сумбурное, одновременно бытовое, лирическое и фантасмагорическое автору удалось.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Аллен Дж. Смит «Таксист из пекла в стране пиу-хоков»

Корделия, 22 июля 2021 г. 22:42

Фантастический элемент — попадание красной машины такси в параллельный мир — чистая условность, нужная писателю для того, чтобы поразмышлять о месте человека в обществе. И о формировании самого общества, о законах социума.

Можно вспомнить об идеале Руссо — «естественном человеке» или о «Простодушном» Вольтера (только сама ситуация перевёрнута наоборот).

Так что рассказ не столько фантастический, сколько философский.

А вот уж убедил вас автор в своей концепции идеального общества или нет — решать для себя каждому читателю.

С моей точки зрения, аборигены, носители положительного «естественного» начала, невыносимо скучны, однообразны и нелюбопытны.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Геннадий Ануфриев «Техническая ошибка»

Корделия, 18 июля 2021 г. 18:17

О чём можно задуматься, прочитав этот маленький и, безусловно, юмористический рассказик?

Как ни странно — о многом.

О том, что мы не одиноки во вселенной, что миров — бесконечное множество и мы — часть этого множества; о том, что технократический мир — ужасен. Живая природа в нём уничтожается как враждебная человеку, редких животных загоняют и убивают, а следующий шаг — не за горами (вспомним «Бегущего человека» Стивена Кинга).

Ну а далее — юмористическое допущение: всякие странности, происходящие с нами в этой жизни — всего лишь сбой условной ЭВМ, управляющей неведомыми галактиками.

И кто знает, чем ещё управляют наши «ЭВМ», когда в них происходит «технический сбой»?

Не случайно параллельно Главному координатору Галактического экоцентра в рассказе появляется оператор ЭВМ Валя Никитин...

А с ним связана ещё одна ассоциация — с «Маленьким принцем». Если «мы в ответе за тех, кого приручили», то почему мы их продаём, когда нужны деньги?

И наконец, все странные сдвиги в нашем сознании, все новые и непривычные мысли — не результат ли загадочного влияния извне? :-)

Итак, можно обо всём этом подумать — если хотите, а если не хотите, не думайте. Просто закройте этот рассказик, почешите в затылке и скажите: «Ну и дурацкая же история...»

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Глэдис Митчелл «Убийства в Солтмарше»

Корделия, 10 июля 2021 г. 15:30

«Вот такая я охочая до сплетен старушка. Это всё деревенская жизнь» — в качестве сыщика в романе выступает миссис Брэдли. И это было бы вполне оригинально, если бы примерно в те же годы Агата Кристи не придумала свою мисс Марпл — тоже деревенскую старушку, охочую до сплетен, но гораздо более выразительную.

Остальные персонажи книги скучны и однообразны. Я то и дело путалась, пытаясь разобраться, чем отличаются Берт от Бернса или Браун от Боба, а также вовремя учесть, что Уильямов здесь два.

Пожалуй, легко выделить из основной массы действующих лиц только героя — помощника викария (потому что от его лица ведётся повествование), его невесту (потому что он по преимуществу только о ней и думает — удачная психологическая деталь!) и жену викария (потому что редкая стерва). Все прочие — никакие.

Детективный сюжет совершенно не захватывает.

Вероятно, стоит читать эту книгу тем, кому интересны житейские наблюдения за повседневным бытом маленького английского городка.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Энн Грэнджер «Любопытство наказуемо»

Корделия, 9 июля 2021 г. 07:30

Если книгу воспринимать именно как детектив, то он понравится не слишком: действие развивается вяло, «страшная тайна» находится близко к поверхности, да и бравому полицейскому далеко до Шерлока Холмса. Он, скорее, ближе к Лестрейду. А функцию Холмса берёт на себя героиня романа — из тех самоуверенных женщин, которые везде суют свой нос, обо всём имеют собственное мнение и бесконечно меня раздражают.

Если же не требовать от этой книги глубины и психологизма настоящего детектива, то один раз прочитать можно. Просто чтобы оценить, насколько удалось писательнице передать живописный колорит Лондонских трущоб или загородной усадьбы на взморье.

Я поняла, что роман является продолжением предыдущего, где тоже было преступление и где познакомились персонажи, от лица которых ведётся повествование. Но поскольку их взаимоотношения не особенно волнуют автора, то и нам, читателям, на них можно внимания не обращать.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Артём Морозов «Я и мой капитан»

Корделия, 10 июня 2021 г. 18:25

Если вы ждёте от этого романа логичной истории с законченным сюжетом, то разочаруетесь.

Мне вообще показалось, что это оформленный в виде книги набросок, созданный автором ради собственного развлечения.

Нет никакой внятной предыстории, которая бы объясняла существование неодушевлённых предметов с развитым сознанием или раскрыла причины побега с Земли дочери начальника Российского ГРУ. Так же как нет и никакого завершения наскоро слепленных сюжетных линий.

То есть это просто попытка автора развеять скуку, с удовольствием придумывая невероятных инопланетян и со смаком называя женщин самками. Если вы готовы поучаствовать в этом развлечении — вперёд! Мне же, честно сказать, за исключением пары эпизодов, было скучновато. Но я читала, чтобы просто узнать, чем же всё кончится и ради чего весь этот «сумбур вместо музыки». Оказалось: ни ради чего. Просто так.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Андрей Щепетов «Как Иван-царевич невесту искал»

Корделия, 10 июня 2021 г. 15:27

История совершенно дурацкая, но мне подняла настроение, за что я, собственно, автору и благодарна.

Это просто весёлая зарисовка, ни на что не претендующая, но забавно обыгрывающая штампы русских народных сказок.

Юмор заключается в соединении современных взглядов с фольклорными стандартами.

Здесь Иван-царевич задумывается о том, что стрельба из лука наугад может привести к человеческим жертвам, Кощей не знает, куда деваться от чужих сбежавших невест, серый волк подрабатывает извозом в тридевятое царство, а царь выясняет, сколько ведущих колёс у кареты...

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

О. Генри «Фараон и хорал»

Корделия, 9 июня 2021 г. 22:14

Этот рассказ идёт первым в Иркутском издании 1980 г. Поэтому именно здесь хочется выразить сожаление, что редакция издательства сочла возможным переделать псевдоним Уильяма Сидни Портера на ирландский манер — О'Генри. И многие в нашей стране действительно считают, что так и должно быть. Ведь печатное слово на обложке книги прочно западает в зрительную память — увы, художник не пожалел места для вырисовывания злосчастной запятой.

Кстати, рассказы в этой книге печатались по другому изданию — уже московскому («Правда»), где тоже псевдоним писателя был написан с апострофом.

Что касается самого рассказа, то его содержание и интонация достаточно традиционны для О. Генри. Герой — нищий, но гордый; юмор — печальный, с нотой трагизма; ситуации абсурдны, но предсказуемы.

Финал многоплановый. Он демонстрирует и недолговечность наших мечтаний, и невозможность духовного перерождения, и то, что всё всегда возвращается на круги своя, а наши желания, как правило, исполняются, только не вовремя и не так, как мы ожидали.

И немного о переводе названия. Мне кажется, что «фараон» в значении «полицейский» уже мало понятен современной аудитории. В год перевода (1932) это, очевидно, было актуально. Но американские фильмы давно уже приучили нас к слову «коп».

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Владимир Маркович «Дыхание фантазии»

Корделия, 19 мая 2021 г. 08:25

Статья большая и многословная. С одной стороны, приятно видеть, как маститый литературовед умело нанизывает слова на свои многослойные лингвистические конструкции, с другой — к середине текста от этого очень устаёшь и начинаешь терять основную нить, разбираясь в смыслах витиеватых определений и чужих цитат. В итоге могу сказать, что написано красиво, поначалу интересно, но потом словно бы заблуждаешься в словесном лесу и ходишь по кругу, время от времени видя над головой ясный свет, а он то выглядывает из-за слов, то опять скрывается в дебрях...

В общем, начинаешь скучать по чёткости и лаконичности.

Задача, поставленная автором, — дать общую характеристику тенденций русской фантастики эпохи романтизма, показать её зарубежные истоки, вывести закономерности и наметить её связи с «ранним русским реализмом», безусловно, выполнена.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Рональд Нокс «Убийство на виадуке»

Корделия, 7 мая 2021 г. 09:45

Детектив довольно скучный, в нём мало действия. Основное пространство книги занято четырьмя персонажами, которые беседуют по поводу обнаруженного неподалёку мёртвого тела, строят версии и пытаются своими силами вести расследование, не сотрудничая с полицией. То есть автор предлагает читателю поучаствовать в своеобразной игре ума и поучиться делать выводы из немногих известных фактов.

Именно Рональд Нокс сформулировал 10 правил хорошего детектива. Он этим правилам, конечно, следует сам, но «Убийство на виадуке», на мой взгляд, не самый удачный образец жанра.

Прежде всего мне не понравилось, что уже из заглавия читатель узнаёт об убийстве, хотя в тексте долгое время рассматривается версия самоубийства (получается, автор изначально вычёркивает эту возможность, а потом долго о ней пишет). Что же касается самого расследования и его итога, то версия, выдвинутая одним из дилетантов, выглядит гораздо более достоверной, нежели подлинная история преступления, где присутствует множество случайных фактов, а шифрованное письмо

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
убийца отправил жертве «просто так», как бы от нечего делать... Зачем громоздить детали с двумя часами, которые остановились в разное время, если герой просто случайно промахнулся, подводя стрелки?
Разнообразные случайности, может быть, весьма жизненны, но в стройной системе детектива, по-моему, выглядят некрасиво.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Марина Ефиминюк «Наследница»

Корделия, 26 апреля 2021 г. 16:38

Можно мириться с плохо проработанным миром и недостоверно описанными характерами, можно мысленно дополнять недостающее и закрывать глаза на многие недочёты ради интересного сюжета. Но когда в книге встречается откровенная неграмотность автора, относиться к его произведениям уважительно, да и просто читать дальше, уже не хочется.

Может быть, многие сочтут грамматическую ошибку недостаточно грубой, но видя в книге, изданной «Эксмо»: «Сквозняк надувал пузырем легкую белую тюль», — я также начинаю сомневаться в компетентности редакторов издательства (конкретный редактор указан — это Е.Кондратьева).

По учительской привычке ставлю роману 2.

Оценка: 2
–  [  8  ]  +

Дж. К. Роулинг «Дурная кровь»

Корделия, 24 апреля 2021 г. 12:21

Когда начинала читать, помнила, что книга вызвала скандал, а её автора призывали бойкотировать за что-то, связанное с сексуальными меньшинствами, но за что именно — никак не могла вспомнить. Решила, что прочту сама и всё увижу. И ничего, ну то есть совершенно ничего, что могло бы вызвать осуждение, не увидела!

На мой взгляд, Роулинг вообще «раздала всем сестрам по серьгам»: весьма тактично описала однополые пары, как мужскую, так и женскую, уделила внимание тяжёлому положению чернокожих, борьбе за национальное самосознание и женское равноправие... Но недовольные, если захотят докопаться, то всегда найдут к чему прицепиться (ну как у нас Милонов, к примеру). Словно художественная литература — это публицистическая статья, цель которой поддержать одних и осудить других!

Теперь собственно о художественных достоинствах книги. В жанре детектива сказать что-то новое чрезвычайно сложно. Кажется, всё уже было. И расследование давно минувших событий тоже не новость. Например, у Джозефины Тэй есть детективы, где герой распутывает интриги далёкого прошлого, опираясь на исторические хроники. У Роулинг герои берутся за тайну 40-летней давности. Конечно, распутывают. Но следствие ведётся так трудно и неторопливо, что оказывается вовсе не в центре внимания, а на периферии. А в центр выходят, как и раньше, личные и семейные проблемы персонажей.

Книга в первую очередь психологический роман и только во вторую детектив. Автора гораздо больше интересуют психологические аспекты преступлений, мотивы поведения преступников и их жертв, а также вообще всех людей, вовлечённых в сюжет. Раскрыто множество семейных тайн, вынуты скелеты из мебели (в прямом и переносном смысле), да и герои периодически сосредоточиваются на личных переживаниях и пытаются анализировать собственные чувства.

Мне показалось, роману не хватает динамики. Действие разворачивается неспешно и лишь ближе к финалу напоминает о том, что долго и медленно скручиваемая пружина должна распрямиться. И она в заключительных главах распрямляется быстро и неожиданно. Так что в целом книга оставляет хорошее впечатление.

Интересны также литературные приёмы: композиционное кольцо, связанное с романом Толстого, и эпиграфы к каждой главе из «Королевы фей» Спенсера (в эпиграфе к 64 главе звучат названия сразу двух романов Гэлбрейта <в русском переводе>: Дурная кровь, вовек чужда покою, Металась под смертельной белизною...)

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Клиффорд Саймак «Поколение, достигшее цели»

Корделия, 21 апреля 2021 г. 18:14

Меня этот рассказ навёл на некоторые размышления и вопросы, в первую очередь нравственного характера, во вторую — исторического.

Героем событий здесь является персонаж, оказавшийся способным на убийство. Да, это убийство (друга!) совершено ради великой цели, и ради неё же он готов и собой пожертвовать, но... По авторской логике выходит, что способность на убийство становится критерием подлинной человечности?! Следуя за описанными событиями, приходится признать, что умение испытывать сильные эмоции, не принимать всё на веру, спорить с вековыми традициями, брать ответственность на себя — и да! — убивать «во имя» — это и есть то, что отличает настоящего человека от безликой человекоподобной массы!

Но по этой же логике получается, что, когда по Кораблю прокатывается волна убийств, — это значит, что в нерассуждающей аморфной толпе появились личности?!

А Великая цель, ради которой, собственно, вся каша и заварилась, — это спасение человеческой цивилизации через 1000 лет после отправления в полёт корабля-ковчега. Но цивилизацию ли спасает герой? Скорее, на планету после посадки выберутся одичавшие невежественные «обезьяны» — научившиеся убивать противников, с дикими верованиями, с желанием бесконтрольно размножаться...

И возможно, Саймак нарисовал нам не вероятное будущее, а наоборот — далёкое прошлое землян? И высаживаются на планету (Земля?) как раз предки нынешнего человечества, утратившие знания и превратившиеся в стадо?

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Антон Чиж «Машина страха»

Корделия, 14 апреля 2021 г. 19:50

Детектив развивается по традиционной схеме: преступление — расследование — разоблачение. Ну, разве что некий мистико-гипнотический флёр нависает над событиями, ибо в центре действия — гипнотизёры, магнетизёры, сеансёры и прочая и прочая.

А вот финал озадачил. Ванзаровская «психологика» привела куда надо, преступник разоблачён и схвачен, пора задёргивать занавес и прощаться с читателями. И вдруг в финале новые трупы и надпись: «Конец I сеанса». То есть нас обманули, ничего не кончилось, и должно последовать продолжение?..

Романы Чижа про Ванзарова читать интересно. Любопытно наблюдать, как полицейский чиновник умело распутывает нить интриги с помощью своей «психологики» и логики Сократа. Да, у Холмса дедукция, у мисс Марпл сплетни, у Ниро Вульфа Арчи Гудвин, а у Ванзарова «психологика». И ведь работает! :) Но зато гениальность криминалиста Лебедева (Ватсона при Ванзарове), на мой взгляд, заявлена чисто декларативно, а фактами подтверждается мало. Разве что эксцентричность и самомнение зашкаливают. Но, безусловно, персонаж колоритный.

Всяческих похвал заслуживает портрет столицы конца XIX века. Общая атмосфера города, узнаваемые адреса и пейзажи, знаменитые «Донон» и «Палкин» — и множество разнообразных штрихов и деталей, милых сердцу любого петербуржца, интересующегося историей своего города.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Святослав Логинов «Закат на планете Земля»

Корделия, 5 апреля 2021 г. 17:53

Святослав Логинов показал читателям картину гибели разумного мира.

Конечно, это про нас — губящих природу своими руками и одновременно — версия уничтожения «...завров».

Изображены разные классы и типы нашего общества, общества «говорящих»: «пустоголовые» работяги, те, что «университетов не кончали» и только «жужжат», а не мыслят; учёные, которые живут на подачки остальных и в конце концов прекращают своё существование...

Эта книга одновременно и предсказание, и почти объективный вывод...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Андрей Уланов «Ночные загадки»

Корделия, 1 марта 2021 г. 20:00

Маленький изящный рассказ-зарисовка об одном рядовом расследовании инспектора Фейри Грин. Вся соль и ирония происходящего раскрываются в нескольких последних абзацах.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Полицейские, берегитесь не только бандитов — не подставляйте спину своим!

Читать эту историю стоит только в контексте цикла «Никакой магии», иначе не вполне понятно, почему вместо обычных персонажей-людей здесь вдруг оказалась эльфийка.

События, очевидно, разворачиваются хронологически раньше, чем в основном романе цикла. Не верится, что востребованная помощница полковника Карда могла вновь оказаться на зловонных городских улицах в своей прежней полицейской должности.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Андрей Уланов «Сложный выбор»

Корделия, 25 февраля 2021 г. 19:54

Читать этот рассказ стоит уже после романа «Никакой магии». Они входят в один цикл, описывают один мир, где есть паровые големы и воздушные корабли, кровожадные орки и загадочные эльфы, мастеровитые гномы и отважные люди.

В романе присутствует интересный персонаж — лейтенант О'Шиннах, который так и не успевает рассказать свою историю. Часть его военного прошлого и открывается в «Сложном выборе». Благодаря этому становится многограннее сам персонаж и получает дополнительную сюжетную линию цикл.

Хотя безусловным героем рассказа является вовсе не мичман О'Шиннах, а комендант умирающей крепости, блокированной орками. Выбор делает именно он. Остальные лишь готовы подчиняться, хотя варианты действий предлагают. Сдаться — и погибнуть или не сдаться — и погибнуть? Спасти хоть кого-то (кого именно?) или погубить всех, но забрать с собой врагов? Что же предпримет командующий, и как он расплатится за своё решение?..

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Андрей Уланов «Никакой магии»

Корделия, 20 февраля 2021 г. 23:00

В книге, где среди персонажей присутствуют гномы, орки и эльфы, где летают воздушные корабли, где таинственные зелья могут мгновенно придать сил, а на стройках используются големы, нет «никакой магии» — как и заявлено в заголовке. Всё сверхъестественное вполне объяснимо научными причинами и уровнем развития техники. Альтернативного развития, разумеется.

* * *

В романе «Никакой магии» мне понравились, пожалуй, больше всего аллюзии на другие книги и других персонажей, которые хоть и не явны, но узнаваемы. Например, слова умирающего: «Пёстрая ящерица» — мало кому не напомнят «пёструю ленту». Есть здесь отсылки и к самому Холмсу, и к его окружению. Но самое большое удовольствие я получила, опознав песню, которую исполняли завсегдатаи портового кабака «Дырявая кружка».

Эту песню написали Василий Лебедев-Кумач и Никита Богословский для фильма «Остров Сокровищ» 1937 года. Прочитав

Берег, принимай обломки,

Мёртвых похоронит враг!

Скроют от людей потёмки

«Подвиги» морских бродяг, —

я сразу вспомнила и лихой мотив, и сцену пиратской драки в портовом кабаке, замечательно показанную в фильме. Всё это помогло лучше представить изображённую обстановку и добавило плюсов Андрею Уланову, использующему такой интересный материал (хотя минус за то, что сноски нет и настоящего автора текста Уланов не указал).

Не исключаю, что многие аллюзии прошли мимо меня, ведь чтобы их узнавать, нужно, чтобы твой кругозор совпадал с авторским.

Если же аллюзий не замечать, следить только за сюжетом, книга утратит лёгкий флёр игры с читателем. Останутся детективная интрига, до конца не раскрытая тайна, глубина тонкой эльфийской души, хорошо описанные нюансы многочисленных запахов, которые различают эльфийский нос и автор, и революционная ситуация, когда низы не хотят, а верхи с трудом справляются...

* * *

Рассказ «Сложный выбор» описывает один из боевых эпизодов, связанных с персонажем романа лейтенантом О'Шиннахом. Рассказ совсем небольшой по объёму, но затрагивает важную тему ответственности командира за вверенные ему жизни. Именно командующий порой вынужден решать кому жить, а кому умереть. А это бывает труднее, чем погибнуть самому.

«Сложный выбор» уже не играет с читателем (ну, если не считать аллюзиями такие моменты, как, к примеру, упоминания отца Брауна или эльфа Дзирта), а напротив, предлагает ему самому мысленно поучаствовать в выборе вместе с комендантом осаждённой крепости...

* * *

Рассказ «Ночные загадки» — тоже небольшой эпизод из прошлого, но уже совсем близкого прошлого полицейского инспектора Фейри Грин.

Вместе с констеблем Фраймом она ведёт обычное расследование во время своего ночного дежурства. И это расследование в финале открывает ей глаза вовсе не на преступников! Разгадана совсем иная загадка... Правда, совершенно непонятно, как она после сделанного открытия могла остаться в своей прежней должности и продолжать выходить на ночные дежурства (как мы видим это в романе).

* * *

В рассказе «Шкатулка с сюрпризом» снова описываются события, происходившие ДО описанных в основной книге цикла. Очевидно, что лейтенант О'Шиннах лишь недавно оказался на службе у Карда. А гном Томас именно здесь присоединяется к ним и демонстрирует свои умения и сообразительность.

* * *

Казалось бы, хронологически рассказы предваряют историю, описанную в романе, и надо сначала читать их. Однако это не так. Без романа все персонажи — только имена, именно роман наполняет их, что называется, «плотью и кровью». Так что рассказы лучше всего воспринимать как «штрихи к портрету» главных действующих лиц.

К тому же сюжетно рассказы никак с романом «Никакой магии» не связаны.

* * *

В качестве бонуса для тех, кто дочитал отзыв до конца и, возможно, не знает пиратской песни, помещаю её текст полностью:

По морям и океанам

Злая нас ведёт звезда,

Бродим мы по разным странам

И нигде не вьём гнезда.

Стала нашим капитаном

Чёрная, как ночь, вражда,

Что там унывать,

Нам нечего терять,

Пей допьяна,

Будет волна

Кровью полна!

Приятель, смелей разворачивай парус,

Йо-хо-хо, веселись, как чёрт,

Одни убиты пулями, других убила старость,

Йо-хо-хо, всё равно за борт!

Берег принимай обломки,

Мёртвых похоронит мрак,

Скроют от людей потёмки

Подвиги морских бродяг.

Проклянут не раз потомки

Чёрный наш пиратский флаг!

Нас родила тьма,

Мы бродим, как чума,

Близится час,

Слушай приказ,

Дьявол за нас!

Приятель, смелей разворачивай парус,

Йо-хо-хо, веселись, как чёрт,

Одни убиты пулями, других убила старость,

Йо-хо-хо, всё равно за борт!

«Остров Сокровищ» (1937 год, к/ст «Союздетфильм»)

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Елена Малиновская «Нечисть по найму»

Корделия, 20 января 2021 г. 22:10

Пожалуй, самое удачное в этой истории — характер героини. Ведь, согласитесь, сложно описать поведение и мысли персонажа, который одновременно человек и кошка. Здесь, мне кажется, это удалось. Тефна — противоречивая, скандальная, взбалмошная. Она одновременно трусит и выказывает храбрость, готова бежать, поджав хвост, и, благодаря неуёмному любопытству, сунуть нос в капкан. Она может взвиться из-за пустяков и расцарапать недругу физиономию; требует независимости — и очень хочет свернуться клубком под чьим-нибудь тёплым боком. И по-кошачьи готова увлечься любым интересным самцом, который отнёсся к ней «по-человечески»... Так что образ, отчасти определённый инстинктами, отчасти женской натурой, мне кажется, получился.

Порадовало, что автор не разменивалась на банальную любовную историю с рисованием треугольника, хотя обозначены были целых две геометрические фигуры.

Неудачен откровенный рояль в виде браслета, а самая сложная сцена боя «спрятана» под обморок героини, глазами которой мы «видим» происходящее.

Что же касается таинственного заговора, истоки которого остались скрыты, то о нём наверняка расскажут следующие книги цикла.

Впрочем, сюжетная линия этого романа вполне завершена, и если читатель не слишком доволен книгой, то вполне может не читать продолжение.

Многие авторы отзывов пишут о том, что этот текст — плагиат романа «Верные враги». Я являюсь давним почитателем Ольги Николаевны Громыко, и могу с ответственностью сказать, мысли о тождестве «Нечисти» и «Врагов» мне при чтении даже в голову не пришли: настолько разные типажи и характеры изображены.

Единственное общее — да, героиня — преследуемая нечисть. Ну и что? Ни проблемы, ни взаимоотношения, ни интриги, ни сюжет более ничем не пересекаются. А сравнивать писательский талант — дело некрасивое.

Оценка: 7
⇑ Наверх