Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «demihero» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 июня 2015 г. 00:55

Клуб фантастического перевода (секция перевода)

Мы предлагаем всем желающим присоединиться к нашему клубу фантастического перевода и принять участие в увлекательнейшем действе. Без сленга, игры слов и страстей не обойдется! В клуб приглашаются как действующие переводчики, так и все, кто интересуется проблемами художественного перевода.

Все члены клуба получают два текста: НФ-рассказ популярного западного автора и НФ-стихотворение другого, не менее популярного западного автора – и переводят маленькую часть того и другого, прочитав предварительно полный текст на английском (ибо перевод без контекста невозможен). Результаты мы сравним и обсудим на конвенте, памятуя о том, что единственно верного перевода не бывает – такую сложную задачу можно и нужно решать по-разному. Речь пойдет о разных стратегиях, но не в теории, а на самой что ни на есть практике.

Для того чтобы заседание клуба прошло наиболее эффективно, мы просим всех желающих написать заранее по адресу nikolai.nortov (собака) gmail (точка) com. Разумеется, вступить в клуб можно и на месте, однако мы будем вам благодарны, если вы пришлете свой вариант перевода хотя бы за пару дней до начала Ассамблеи.

Вести заседание клуба будут писатель и переводчик (английский, эстонский, японский) Николай Караев и переводчица (английский, французский) Елена Кисленкова.

 

Доклад "Крючки", или Учимся писать интересно" (Л. Жаков) (секция литмастерства)

Вас бросил читатель? Виноваты вы, а не он! Как привлечь его внимание читателя и удержать до конца книги? Что такое "крючок", какие они вообще бывают? Скоро вы узнаете это.

Писатель не может позволить себе быть скучным. Слишком велика конкуренция в сфере развлечений, и враги автора — не только другие авторы (которых миллион), но также телевизор, Интернет, соцсети, игры. Захватить читателя надо сразу же, с первых строк. И не потерять после первой главы. Как это сделать, вам расскажет писатель Лев Жаков.

 

Доклад "Вампиры и фантастическая литература: чужой среди своих?" (Ф. Морозова и компания) (секция нишевой фантастики)

Несмотря на внушительные тиражи, вампирская проза остается в фантастической литературе на положении бедной родственницы: как будто ее не прогоняют, но и за свою полностью не признают. «Вампиры – это для готов», «Вампиры – это для подростков», «Такие вещи пишут и читают только люди мрачные и закомплексованные», «Произведения о вампирах все на один сюжет» — вот далеко не полный список предвзятых суждений. Развеять мифы и открыть вампирскую прозу для любителя фантастики поможет Фотина Морозова — писатель, неоднократный член жюри международного сетевого конкурса «Трансильвания».

Тезисы:

  1. Вампирский взгляд как способ осмысления актуальной действительности. Востребованность вампирской прозы, цикличность интереса к ней, ее отзывчивость к требованиям времени, универсальный набор форм/архетипов, позволяющий разобраться с острыми вопросами.

  2. Связь вампирской прозы с другими субжанрами фантастики – и не только. Хоррор, фэнтези, готика, научная фантастика, постапокалипсис, школьная проза, сатира... далее везде? Взаимообогащение субжанров.

  3. Вампирская проза как... проза. От массовой до высоколобой. Вы ищете графа? Графа тысячу раз уже закопали. А кого и что откапывают в наши дни?

  4. Люди, которые любят вампиров: эти страшные писатели и читатели. Портрет пишущего в интерьере конкурса «Трансильвания».

Если вы давно хотели узнать что-то о вампирах и боялись спросить, это мероприятие для вас. Если вам не доводилось с ними встречаться никаким образом, тем более приходите: а вдруг вы откроете для себя то, что позволит вам влить свежую кровь в свои произведения?

 

Доклад-показ "Ретрофутуризм, или Вперёд, во вчерашнее завтра" (О. Нестерова, А. Петров) (футурологическая секция)

Этот доклад с демонстрацией большого количества занимательных слайдов должен был состояться на Ассамблее в 2013 году, но по субъективным обстоятельствам переместился на год нынешний.

Сколько существует научно-технический прогресс, столько же люди пытаются предугадать, каких высот он достигнет в ближайшем или отдаленном будущем и как изменит жизнь общества и индивидуума. Людям свойственно фантазировать. Однако фантазия в большинстве случаев оказывается скованной представлениями об устройстве вселенной и о возможностях науки, характерными для конкретного времени, – и когда наука совершает очередной прорыв, многие прежние футурологические ожидания становятся неоправдавшимися, а спустя какое-то время начинают казаться и вовсе курьезными.

Ретрофутуризм – несмотря на словечко «ретро», обращающее мысль на какие-то давно прошедшие, неактуальные материи, – на самом деле чрезвычайно злободневное явление, особенно сегодня, когда некоторые технические новинки порой проходят путь от фантастики до устаревшего хлама за год или два. Кто читал дилогию Сергея Лукьяненко о дайверах, наверняка помнит, какие технические характеристики были у тамошних мощных компьютеров ближайшего будущего. А космонавты советских фантастических романов и вовсе пользовались арифмометрами.

Впрочем, докладчикам (и, как мы надеемся, почтеннейшей публике тоже) интересна не только забавная сторона этого явления. Почему людям свойственно обращать взоры в прошлое — нередко в то прошлое, где их и самих-то не было, — и грезить о его несостоявшемся будущем? Вот это вопрос. Так, например, В. Владимирский заметил, что пресловутый стимпанк — не что иное, как ностальгия об Империи, Над Которой Никогда Не Заходит Солнце, и о том, чем бы она смогла стать. По сути, все "хронопанковые" направления представляют собой попытку законсервировать ту или иную технологическую эпоху, чтобы дать ей шанс — пусть только в фантазии — раскрыть весь свой потенциал. А нынешний живейший интерес к смелым, порой абсурдным в своей смелости проектам Советского Союза?.. В общем, здесь есть о чём поговорить, и этому будет посвящена вторая часть мероприятия — дискуссионная.

Приходите, будут и слайды, и споры, и драка :)


Статья написана 24 июня 2015 г. 01:19

Круглый стол «Краткость – сестра таланта» (общелитературный и фантастический блок)

На первый взгляд микрорассказ кажется самым простым литературным жанром. Детский сад, штаны на лямках. Чисто технически: что проще набить на компьютере – три тысячи знаков или двадцать? Тем не менее мастеровитых рассказчиков в отечественной фантастике куда больше, чем авторов, сумевших завоевать читателей благодаря микрорассказам. Да и в зарубежной фантастике, по совести говоря, тоже... О загадках «простого» жанра беседуют живой волгоградский классик Евгений Лукин, киевский писатель и журналист Владимир Аренев и петербургская художница и писательница Оксана Романова. Разнимает дерущихся и направляет ход дискуссии модератор Лев Лобарёв, главный редактор журнала «Мир фантастики», уже не первый год открывающего каждый номер свежим микрорассказом.

 

Фантастическая игра «Что? Где? Когда?» (развлекательные мероприятия)

Каждый желающий сможет попробовать свои силы в командной игре на знание фантастики и умение нестандартно мыслить. Не планируется волчка, гонга, софитов, закадрового голоса ведущего и прочих атрибутов легендарного телевизионного шоу, но все остальное будет присутствовать в полной мере: минута обсуждения, мозговой штурм, накал эмоций, азарт взятия вопроса и наслаждение от командной игры.

В команде 4–7 человек. Количество одновременно играющих команд ограничено только размерами зала. Ведущий зачитывает вопрос всем командам и отмеряет минуту, за которую они должны найти ответ, используя факты, а также логические, фонетические, ассоциативные и прочие связи в тексте вопроса. По истечении минуты каждая команда записывает свой ответ на карточке и сдает ее жюри, затем ведущий оглашает правильный ответ. Победителем игры объявляется команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.

Все вопросы так или иначе касаются фантастических или околофантастических тем, но глубоких специальных знаний для участия не требуется.

Команды будут сформированы прямо на месте. Единственное условие отбора – желание играть!

 

Круглый стол «Фантастический детектив vs детективная фантастика» (cекция нишевой фантастики)

Существует мнение, что фантастике и детективу не место на одной полке. Вторжение фантастического или, не дай бог, магического разрушает железную логику, на которой строится любой детектив. Тем не менее фантастические детективы пишутся регулярно, и порой им сопутствует успех – вспомним хрестоматийные «Стальные пещеры» Азимова, «металлический» цикл Глена Кука или даже такую экзотику, как исламский киберпанковский цикл Джорджа Алека Эффинджера о частном сыщике Мариде Одране. Как же писателям удается преодолеть этот основополагающий внутренний конфликт? И что такое современный фантастический детектив вообще? В рамках круглого стола, который пройдет на Петербургской фантастической ассамблее, об этом расскажут писатели Владимир Аренев, Андрей Балабуха, Дмитрий Вересов, один из составителей антологии «Фантастический детектив — 2014» Николай Кудрявцев и другие эксперты.

 

Доклад "Современная польская фантастика: жизнь в тени Сапковского" (В. Аренев) (общелитературный и фантастический блок)

Традиционно, когда речь заходит об НФ и фэнтези неанглоязычных стран, что мы можем сказать? Что там что-то пишут и печатают. Иногда эти тексты преодолевают языковой барьер, но их — единицы. И создается впечатление, будто, кроме англоамериканской фантастики, в мире толком ничего и не пишут.

С современной Польшей ситуация схожая. Все знают о Сапковском, наиболее продвинутые вспомнят имена Креса, Пекару и Дукая. В действительности же польский фантастический рынок — один из самых богатых и ярких. Вот о нем мы и поговорим, в том числе с точки зрения возможных публикаций на русском.


Статья написана 17 июня 2015 г. 23:05

Доклад "Будущее ближайших десятилетий. По страницам последних футурологических докладов" (К. Фрумкин) (футурологическая секция)

В последнее время публиковать доклады и исследования с прогнозами о развитии человечества в ближайшие десятилетия становится модным. Своими прогнозами делятся как отдельные футурологи, такие как Рей Курцвейла, так и самые различные организации — от Американского совета по разведке до сайтов по продаже авиабилетов. Что же именно предвидят всевозможные западные эксперты? Об этом участникам Ассамблеи расскажет журналист, философ и культуролог Константин Фрумкин, заместитель главного редактора финансового еженедельника "Компания", координатор российской Ассоциации футурологов.

 

Воркшоп "Сценарий компьютерной игры" (секция компьютерных игр)

Как пишутся сценарии для компьютерных игр? Как создать сеттинг, вселенную, как придумать интересных персонажей и лихо закрученный сюжет — все это понятные вопросы, ответы на которые можно найти самим или с помощью учителей и учебников. Но вот как написать сценарий для игры — да еще так, чтобы это был именно сценарий для игры, а не кусок прозы или киносценарий?..

На воркшопе мы в режиме реального времени потренируемся в самых специфических упражнениях игровой сценаристики по методике "4 слоя нарративного дизайна". Она была впервые представлена на GDC-2014, материал довольно свежий и вместе с тем необходимый для профессии. Автор методики — Томас Грип, креативный директор Frictional Games, создатель таких игр, как Penumbra и Amnesia. В ходе воркшопа мы рассмотрим вопросы:

  1. что такое нарративный дизайн и как он связан со сценаристикой компьютерных игр;

  2. 1-й слой — соответствие геймплея и истории;

  3. 2-й слой — нарративные цели;

  4. 3-й слой — нарративный бекграунд;

  5. 4-й слой — ментальное моделирование.

На каждом из этапов участники воркшопа сперва получат краткий теоретический материал, а потом им будет предложено выполнить задание — в реальном времени, с обсуждением. Воркшоп рассчитан как на уже опытных сценаристов, так и на новичков. Особенно рекомендуется тем, кто еще только с интересом посматривает в эту область.

 

Лекция "Игры как искусство, или Во что поиграть писателю?" (М. Кравцова) (секция компьютерных игр)

Не утихают споры, можно ли называть компьютерные игры искусством или это просто развлечение для убийства времени, не отягощенное смыслом. Мы спорить не будем (или будем, если вы захотите) — мы поговорим о тех играх, про которые уже сегодня можно с уверенностью сказать, что они внесли вклад в мировое искусство. Приходите, если вы хотите расширить кругозор и получить представление о лучшей части этой спорной, молодой и чрезвычайно перспективной индустрии. (И чтобы поспорить, конечно!)

 

Практикум "Убить эльфа, похитить цифровые сокровища, или Напишите мне фантдетектив" (В. Аренев) (секция литмастерства)

На литературных курсах и семинарах много и часто говорят о конфликте, перипетиях, об эволюции персонажа. А как всё это работает применительно к фантдетективу? О чем нужно помнить, чтобы придумать хорошую детективную историю в фантастическом антураже — и чтобы при этом антураж работал, а не был просто фишечками и рюшечками? Дает ли соединение фантастики и детектива некие новые возможности? Или ограничивает автора? Об этом всем — на практикуме Владимира Аренева, одного из составителей антологии "Фантастический детектив-2014".


Статья написана 8 июня 2015 г. 17:41

Ток-шоу "Шутки кончились!" (общелитературный и фантастический блок)

Шутки шутками, но... Как писать смешно? Вопрос не праздный. Особенно для отечественной «жанровой» прозы, где книг с маркировкой «юмористическая фэнтези» хватит, чтобы сложить курган, под которым можно погрести всех авторов подобной литературы. Где проходит граница между пустым зубоскальством и по-настоящему смешной шуткой? Существует ли юмор «на все времена» или он строго ситуационен? Как грамотно использовать этот инструмент в литературе? И можно ли вообще научиться писать смешно? Об этом в режиме «вопрос-ответ» побеседуют два наших эксперта, хорошо известные любителям фантастики: писатели Евгений Лукин, лауреат — среди прочего — премии «Золотой Остап», и Алан Кубатиев, специалист – опять-таки среди прочего! – по творчеству Джонатана Свифта.

Тезисы:

  1. Можно ли научиться писать смешно?

  2. Как развить чувство юмора?

  3. Есть ли специфика у шуток, которые используются в фантастическом тексте?

  4. Имеет ли право на жизнь «юмор ниже пояса»?

  5. Если вы шутите, а читатель не смеется – кто из вас идиот?

  6. Можно ли говорить о смешном всерьез?

 

Круглый стол "До шестнадцати и плюс: подростковая литература и возрастные рейтинги" (секция подростковой фантастики)

Прошло не так уж много лет с тех пор, как на обложках отечественных книг появилась возрастная маркировка: «8+», «12+», «16+», «69+»... Не секрет, что во многих издательствах, которые специализируются на детской и подростковой литературе, категорически не приветствуются произведения, где появляются курящие персонажи – и это никак не связано с качеством самого текста. То есть у Джоан Роулинг, например, в этой ситуации не было бы просто никаких шансов: ее герои, в том числе положительные, мало того, что курят, так еще и выпивают!.. Ну а весной 2015 года прогремел скандал, когда с полок нескольких крупных московских магазинов по требованию представителей бдительной общественности был снят знаменитый графический роман Арта Шпигельмана «Маус». Так о чем же можно и о чем нельзя писать в подростковой литературе с учетом последних законодательных актов? Какими критериями руководствуются издатели, а какими – книготорговцы? Где заканчивается цензура и начинается самоцензура? И что делать автору, особенно начинающему, чтобы обезопасить себя от придирок? Обо всем этом участникам Петербургской фантастической ассамблеи расскажут писатель и редактор Анна Гурова, маркетолог одной из крупнейших книготорговых сетей Северо-Запада Мария Акимова и другие представители отрасли.

Тезисы:

  1. Каковы на сегодняшний день законодательные требования к детской литературе в России?

  2. Что может послужить основанием для снятия книги с продажи?

  3. В чем принципиальная разница между литературой «12+» и «14+» и как вообще расставляется возрастная марикировка?

  4. Что ни в коем случае не должно происходить на страницах книги с точки зрения издателей подростковой литературы?

  5. Касаются ли эти ограничения классики – например, подростковых повестей Владислава Крапивина, Кира Булычева, Василия Аксенова, Лазаря Лагина?

  6. Разнятся ли требования в разных редакциях?

 

Доклад "Попаданцы: по дороге ошибок и штампов" (О. Романова) (секция нишевой фантастики)

Разговор пойдет о литературном приеме «попаданчества» и накопленных им клише.

  1. Штампы: стоит их избегать или они являются необходимой приметой этого жанра?

  2. Литературные западни: оборванные, скомканные или чрезмерно запутанные линии сюжета, бесконечные эпопеи, отсутствие или переизбыток информации, «рояли в кустах» и «рельсы».

  3. Факты против магии: «прогрессорство» в условиях фэнтезийных миров.

  4. Сослагательные направления истории: альтернативная история и попытки ее обуздания руками попаданцев.

  5. Измененные тела: попаданцы в телах, отличных от родного по возрасту, полу, расе, виду; игра с чуждыми физиологиями; секс и попаданцы.

  6. Новое или подзабытое старое: использование чужих сеттингов, фанфики, заимствование мифологических, классово-расовых и авторских географических названий, цитирование, самоплагиат.


Статья написана 2 июня 2015 г. 22:00

Для того чтобы получить футболку участника Ассамблеи, ее нужно заказать и оплатить заранее: поскольку печать изображений занимает около трех недель, заказы на футболки принимаются до 23 июля включительно. Возможно, будет продление срока приема заказов, как в прошлом году, но это зависит от фирмы-производителя, так что гарантировать этого мы не можем, лучше ориентируйтесь на 23 июля.

Вам нужно определиться с фасоном футболки, ее размером и цветом (обратите внимание: наличие тех или иных размеров и цветов зависит от конкретного фасона), а также выбрать один из двух вариантов картинки на спину, затем сообщить эту информацию оргкомитету – приемом заказов на футболки у нас занимается Наталья Витько – и оплатить. Контакты:

  1. электронная почта: megana.nataly (сбк) gmail (тчк) com

  2. телефон: +7 905 209-42-82

  3. учётная запись на Фантлабе

О способах оплаты подробно написано здесь.


Оформление...


Фасоны, цвета, стоимость...







  Подписка

Количество подписчиков: 146

⇑ Наверх