fantlab ru

Все отзывы посетителя Thalidomide

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Брюс Стерлинг «Схизматрица»

Thalidomide, 12 марта 11:03

Один из лучших НФ-романов 80ых (и не только), к тому же почти полностью состоящий из описаний. Если верить Гибсону, то Стерлинг так и планировал: «Когда я впервые встретился со Стерлингом, больше всего меня в Брюсе зацепило то, как он посмотрел в пространство перед собой и сказал: «Знаешь, книга, которую я хочу написать, будет состоять исключительно из описаний. Там вообще не будет никаких глаголов». Он был абсолютно серьезен. Это было поздно ночью, и Брюс рассказывал мне, что ему на самом деле хочется сделать. Он почти добился этого в «Схизматрице»». В итоге практически каждое, даже самое простое предложение романа несёт какую-либо новую информацию о мире Схизматрицы и что-то описывает, что для НФ в целом нехарактерно (целевая аудитория предпочитает более рыхлую/менее плотную стилистику). Эталонный киберпанковский роман, про который, правда, часть современных читателей пишет озадаченно: «А причём тут киберпанк?». Но любителям боевиков про виртуальную реальность нечего ловить в «Схизматрице», это точно. И не стоит забывать, что: 1) Концепция шейперов, механистов и их противостояния позаимствована Стерлингом из романа Баррингтона Бейли «Одежды Кайана», 2) «Омары» — оттуда же, 3) Наркотик PDKL-95 взят из романа того же Бейли «Звёздный вирус».

Оценка: нет
– [  0  ] +

Вячеслав Рыбаков «Вода и кораблики»

Thalidomide, 12 марта 11:02

Занимательная повесть о вторжении инородного тела в утопию и о попытках утопников как-то с этим свыкнуться. Космонавт возвращается на Землю после долгой разлуки с ней, его радостно встречают земляне будущего, но есть во всём этом какой-то подвох, в связи с чем космонавт становится больше похожим на изгоя, чем на героя... Всё, как и в случае с «Доверием». Перед нами очередное психастеническое порно с выжиманием слезы из тонко чувствующих натур. Даже мужчин трясёт, когда они читают Рыбакова. Повесть очень неплохая с одной стороны (да), а с другой — используются те же приёмы, «рыбаковщина». Все жители утопии суперидеальны, а грозные мужчины чуть что краснеют или стыдятся (я серьёзно, там есть такие описания). Арсенал психастенического порно расширен за счёт лёгкой эротики, что тоже свойственно автору. В данной повести мы имеем и эфебофилию (тяжело дышащее описание полусвязи между взрослым мужчиной и молодой девушкой), и френдзону, и ещё одну френдзону, и воздыхание похотливого космонавта, которому не с кем реализовывать свои половые инстинкты (не дают). Сама же идея телепатии не очень глубоко продумана, но в принципе поверхностная проработка идей для НФ свойственна.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Вячеслав Рыбаков «Доверие (вторая версия)»

Thalidomide, 12 марта 11:01

Достаточно спорное произведение, которое представляет из себя как бы две стороны медали, а не одну целую. С одной стороны, это нормальная такая история об ответственности и страхе перед ней, с высоким эмоциональным накалом, а с другой — какое-то «психастеническое порно» с приёмами от Ларса фон Триера (намеренное выжимание слезы из читателя). Под «порно» здесь имеется в виду не порнография как таковая, а смакование и залипание на каких-то приёмах и атрибутах (по аналогии с «автомобильным порно» и «оружейным»). Все герои этого идеального, казалось бы общества, постоянно сомневаются, переживают, страдают, жаждут Справедливости, косячат, страдают, чувствуют вину, требуют Справедливости, проваливаются в омут моральных дилемм — словно списаны с одного человека, по особенностям характера близкого к психастеникам, который точно так же видит мир и своё место в нём. Обычно подобные случаи объясняются авторскими проекциями. В общем, этакая сферическая достоевщина в космическом вакууме, о крахе утопии и о том как внутренние обстоятельства могут влиять на обстоятельства внешние.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Михаил Куртов «Тысяча лайков земных»

Thalidomide, 4 декабря 2023 г. 17:36

Постхудожественная нежанровая околопроза с научно-фантастической атрибутикой. Купил почти случайно, по наводке друга, когда мы разговаривали о том, пишут ли в России экспериментальную прозу. «Тысяча лайков» даже близко не «экспериментальная проза» как таковая, но как полухудожественный текст очень экспериментальна. Аннотация слишком упрощённая, но да, такая сюжетная линия в книге есть, и она, пожалуй, основная, хотя то и дело проваливается на задний план, когда автор начинает цитировать военных философов будущего или о чём-то футурологически «рассуждать» на несколько страниц. Я обычно не люблю книги с современными атрибутами (поэтому поздний Пелевин мне не заходит вообще), но у Куртова все отсылки к современной России несколько иного рода — они скорее социологические, чем художественно-развлекательные. Местами книга читается очень смешно, а местами – сложновато (очень много профессиональных отсылок к философии, программированию, истории и пр.). В общем, на любителя. Отрывков в сети мало, поэтому нужно покупать только на бумаге.

Вот пара ссылок для помощи восприятию: https://gorky.media/reviews/detsko-zvezdno-gribnoj-mat/ (статья) + https://technotheologistinlove.wordpress.com/2021/07/22/technotheologistintheworld_220-230/ (примеры текста).

Оценил бы в 10 баллов, но финал меня не устроил...)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Андрей Саломатов «Танатос»

Thalidomide, 7 января 2019 г. 18:49

В разных сетевых библиотеках в связи с халатностью администрации эту повесть Саломатова принято относить к «детской фантастике» (бедные дети) или к «научной фантастике» (хм-хм). Тогда как перед нами — очередная реалистическая «чернуха» в стиле «Девушки в белом с огромной собакой», мрачная и депрессивная. Главный герой — опустившийся неглупый мужик, которому уже настолько опостылела жизнь, что он не может даже работать — воля к жизни отсутствует полностью. Иногда ему кажется, что за ним следит какой-то невзрачный тип. За его комнату в коммуналке уже долгое время платит его бывший, да и настоящий, друг, которого читатели даже не успевают увидеть — повесть начинается с того, что главный герой приходит к тому в мастерскую и обнаруживает её опечатанной. Ему становится понятно, что дно всё ближе и ближе, поскольку сам он работать не сможет, а жить на что-то надо. Да и стоит ли вообще жить?.. Стремление к смерти подводит его к суициду, которого он по воле случая избегает. Это завязка. Дальнейшая повесть — этакая спираль к социальному дну и внутричерепному аду. Десять баллов, опять-таки.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Андрей Саломатов «Девушка в белом с огромной собакой»

Thalidomide, 7 января 2019 г. 18:37

Этакий алкогольный bad trip; воспалённое, болезненное путешествие от похмелья к белой горячке. Очень мощная повесть, к финалу сползающая в непрерывный кошмар, причём главный герой даже не замечает, как и когда он перешёл грань, отделяющую бред от реальности. Не встречал ничего подобного в литературе. Страшная, депрессивная проза. Десять баллов.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Анатолий Гудов «Время и место полётов»

Thalidomide, 28 ноября 2018 г. 14:08

Забавная повесть конца 90ых, когда Гудов уже отошёл от условной фантастики конца 80ых и магреализма первой половины 90ых. Этакое абсурдистское road movie со странностями, но только абсурдизм здесь очень мягкий и даже лиричный. В отличие от ранних текстов автора, действие происходит не непонятно где, а в СНГ (Россия или Украина — неважно), а имена героев тоже вполне обычные. Честно признаюсь, три романа позднего Гудова я не смог дочитать, поскольку повествование в настоящем времени и неинтересные для меня образы несколько мешали чтению, но эта повесть оказалась вполне интересной и, эээ, развлекающей.

Итак, два бывших школьника, воспринимающих мир чересчур уж философски для своего возраста, едут на междугороднем автобусе поступать в лётное училище (повествование ведётся от лица одного из них). Однако казалось бы реалистический текст неожиданно сползает куда-то не туда — мягко, не как во сне, но в то же время вполне онейроидно. Вначале автобус обгоняет толпу спортсменов, куда-то бегущих, что замедляет скорость продвижения автобуса. Ещё не абсурдно, но уже что-то нагнетается. Затем выясняется, что перед бегунами едут велосипедисты, и когда кто-то из них устаёт и падает с велосипеда, бегуны агрессивно стремятся завладеть его транспортным средством, чтобы дальше ехать уже на нём. Герои знакомятся с ещё одной пассажиркой — молодой девушкой, которая едет в город поступать в университет. Конечно же, она вызывает у них прилив лёгких эротических фантазий. Дальше они действуют уже втроём, и пережить им придётся очень и очень многое. Иногда повесть сползает в эротику, но не основательно — она (повесть) в такие моменты напоминает человека, которого клонит в сон и который периодически вскидывает голову, чтобы сбросить с себя наваждение. Забавная техника, в целом. В конце имеется большой сюрприз, который очень меня порадовал (частично спойлер, но не критичный, не сюжетный):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
после того, как повесть заканчивается, начинается примечание с... другим вариантом концовки.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Анатолий Гудов «Последний замок»

Thalidomide, 15 сентября 2018 г. 15:18

Роман вырос из ранней повести автора «Интернат», и в нём рассказывается об интернате для трудных детей и подростков, расположенном в старом замке (где когда-то была тюрьма). Однако слишком строгий контроль за детьми привёл к тому, что часть воспитанников забаррикадировалась в столовой и выдвинула преподавательскому составу кучу требований, выполнять которые никто не горит желанием. В итоге, поскольку преподаватели не смогли справиться с проблемой своими силами, директор обратился за помощью к своему другу из полиции, и тот направил в замок другого полицейского, специалиста по улаживанию разных конфликтов. Однако, как выясняется, проблему можно решить только изменением условий жизни в интернате. Чтобы установить новый порядок, нужно разрушить старый, и этот процесс смерти-возрождения запускает такие механизмы, что никто из находящихся в интернате не сможет остаться прежним...

Первая половина романа не выглядит как заявленная фантасмагория, а скорее напоминает смещённый реализм, или даже притчеобразный магреализм. То есть изначально создаётся впечатление, что это просто странный реалистический роман, действие которого происходит непонятно где: на территории одной (европейской) страны присутствуют и люди со странными неклассифицируемыми именами (в большинстве), и (вроде бы) греки, и люди с русскими отчествами, а к мужчинам обращаются как к «сеньорам». Также дополнительный налёт нереалистичности создаётся за счёт притчеобразного контраста между внешним миром (снаружи замка) и внутренним (внутри замка). Однако вторая половина романа действительно напоминает фантасмагорию, хотя и ничего внешне фантастического там не происходит — все трансформации героев, пожалуй, внутренние. В общем, неплохой роман, стилистически достаточно своеобразный, и очень жаль, что Анатолий Гудов известен столь малому количеству читателей. А с другой стороны, может так оно и лучше.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Меган Аркенберг «Final Exam»

Thalidomide, 16 августа 2018 г. 09:45

Поставил 9 баллов, в основном за форму. Ироничный апокалиптический рассказ о вторжении злобных окололавкрафтовских тварей, написанный в виде опросника. Удивлён низким оценкам ещё парочки «лаборантов», но возможно они сторонники более традиционных форм для жанровых рассказов.)

Оценка: нет
– [  6  ] +

Игорь Носов «Остров Незнайки»

Thalidomide, 25 марта 2018 г. 11:58

Достаточно унылый «фанфик» по произведениям деда, читающийся без какого-либо интереса. Я не смог дочитать. Но перед этим я в очередной раз перечитал замечательные оригиналы и решил на досуге изучить продолжения, однако произведения Игоря Носова читать не смог, ибо они не стыкуются с духом оригинальной трилогии вообще. Как известно, каждая из трёх частей поднимает возрастную планку героев и меняет их восприятие мира (см. хорошую статью https://gorky.media/context/neznajka-i-soshestvie-vo-ad/ ): в первой части герои инфантильные, во второй они уже чуть мудреют, сталкиваясь с более продвинутым миром Солнечного города, ну а в романе про Луну вообще становятся практически взрослыми по восприятию, да и мир вокруг них уже не «детский». Что же сделал Игорь Носов со всей этой пошаговостью и взрослением героев? Он откатил восприятие помудревших персонажей к первым главам первой книги, то есть снова сделал какими-то инфантилами, «оглупил» их. Невероятно. В этом плане романы-продолжения Бориса Карлова (с которым Игорь Носов судился) смотрятся намного более аутентично.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Карел Чапек «Война с саламандрами»

Thalidomide, 8 марта 2018 г. 10:22

Оставлю здесь небольшое бонусное дополнение о читательских стратегиях.:) В школе, в конце 80ых, читал этот роман раза три (первый раз его прочёл вроде бы лет в 12), воспринимая просто как юмористическую книжку про смешных саламандр, и даже не подозревал, что это серьёзная сатира. Особенно умилялся от Болеслава Яблонского, саламандры. Сейчас, конечно, социально-политический подтекст виден сразу, но в целом данный роман — хороший пример многоуровневой книги, которая не становится хуже от неполного её понимания.

Также отмечу, что это, видимо, одна из первых книг, невольно заложивших штампы зоохоррора (молодые гедонисты приплывают отдохнуть на райский остров и сталкиваются с ужасными монстрами). При этом, скорее всего, на самом деле она на них не повлияла.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Агота Кристоф «Вчера»

Thalidomide, 7 марта 2018 г. 20:34

Снова тот же депрессивный пресс, что и в «Трилогии близнецов», и снова такие же персонажи. Главный герой — эмигрант, 10 лет работающий в чужой стране на ненавистном ему заводе (автобиографично) и не выходящий из депрессии. Посещая психиатра, он рассказывает ему вымышленные истории о своём прошлом, о чём сообщает и в своих записях, и в итоге читателю не всегда понятно, где он говорит правду, а где выдумывает. Очень мощно и страшно.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Агота Кристоф «Трилогия близнецов»

Thalidomide, 7 марта 2018 г. 20:27

Поскольку перечитал книгу в третий раз, размещу тут свой старый отзыв, написанный в те дни, когда я читал второй и третий романы впервые.

Данная трилогия — одна из самых страшных (в экзистенциальном плане) книг из всех, что я когда-либо читал. Персонажи напоминают какой-то фарш, оставшийся от живых людей после того, как их переехал асфальтовый каток. И фарш этот, что самое страшное, пытается вести «нормальную» жизнь и существовать. Подобных книг больше не встречал, а без спойлеров происходящее не описать. Порой немного похоже на позднего Беккета, но только написано не таким тяжёлым стилем. С Беккетом автора роднит и то, что оба писали не на родном языке после переезда (и оба — на французском). Отсюда и циничный безжизненный стиль, как бы отрицающий любые эмоции и признающий только сухие факты.

Что примечательно, судьба самой Аготы Кристоф (молодая венгерская беженка) отразилась и на её книгах. Герои трилогии бесконечно мигрируют и болтаются как неприкаянные, пытаются что-то писать, но пишут по сути в стол. Первый роман почти автобиографичен. Вначале она просто делала для себя записи, как она и брат жили в тот период, затем переделала обоих в мальчиков, после чего заменила на близнецов и начала вставлять в текст другие реалистические куски, но происходившие не с ними, а с их друзьями в тот же период. В 20 лет она с мужем и годовалой дочерью вынуждены были перейти границу (она хотела остаться, но пришлось бежать вместе с мужем), а брат остался в Венгрии. Там она, не зная языка, несколько лет работала на каком-то заводе, вокруг то и дело самоликвидировались прочие депрессивные эмигранты. Она писала стихи сначала на венгерском, потом попыталась переводить их на французский, и в итоге язык-таки выучила. К тому времени у неё уже было трое детей, и романы она писала в те моменты, когда удавалось побыть одной.

Для себя обозначил эту трилогию как «экзистенциальный хоррор».:)

Оценка: 10
– [  4  ] +

Анхелика Городишер «Фиолетовые пятна»

Thalidomide, 2 марта 2018 г. 10:00

Ознакомившись со статьёй Вандермееров «История научной фантастики», решил прочитать сейчас этот рассказ. В статье он был описан как провокационный и феминистический. Ну что ж, если принимать во внимание время и место написания (1973, Аргентина), то возможно некий элемент провокации там и можно разглядеть (как имеется и некоторое сходство с банчевским «Модераном»), однако в наше постпостмодернистское время рассказ выглядит достаточно спокойно и даже в чём-то банально в плане НФ-идей, пускай и написан немного экспериментально, явно под влиянием «новой волны». Но увы, в связи с тем, что автор закладывала в свой рассказ феминистский посыл, рассматривать его как простую развлекательную НФ нельзя, хотя если бы не идеологическая подоплёка, рассказ смотрелся бы как неплохая околосатирическая зарисовка в духе Фармера и Банча.

Сюжет такой: на далёкую планету прилетает спасательная экспедиция и выясняет, что члены первой экспедиции, оказывается, живут вполне неплохо, на Землю вернуться не стремятся, а благодаря свойствам этой планеты научились материализовывать свои желания (от садомазохизма до вполне мирного ничегонеделания в феодальных замках). В обеих экспедициях нет женщин, а создавать на планете можно всё, что угодно, кроме опять-таки женщин, поэтому радостные космонавты занимаются гомосексуализмом с модернизированными под женщин мужчинами. Казалось бы, обычный НФ-рассказ про планету желаний. Но что же хотела сказать Анхелика Городишер? Я не любитель искать смыслы в литературе, но в тех случаях, когда он закладывался автором, приходится это делать. Однако при попытке осмыслить мотивацию аргентинской писательницы, я неизменно наталкивался на какие-то банальности. Данная феминистка хотела сказать, что мужчины в основном кровожадные извращенцы? Или что мужчина никогда не сможет понять женщину? Других вариантов не проглядывает, а оба озвученных скорее работают против феминизма, чем за него (не в том плане, что феминизм — это плохо, а просто штампы слишком примитивные и в стиле неофитской пропаганды). В общем, непонятно. Но рассказ хороший, если отбросить попытки его осмыслить.

Оценка: нет
– [  15  ] +

Баррингтон Бейли «Одежды Кайана»

Thalidomide, 10 января 2018 г. 22:02

Даже забавно, что на такой важный для НФ роман нет ни одного отзыва. Сейчас перечитал его в очередной раз, поэтому и пишу тут. Приведённая выше аннотация практически не передаёт сути романа. Прочитав когда-то эту аннотацию, я даже не захотел читать роман, подумав, что меня совершенно не интересуют религия одежды и так далее. Однако не всё так просто на самом деле, и хотя роман об этом, он в то же время многократно шире.

Завязка такова: на дикой планете, где животные воюют инфразвуком, терпит крушение грузовой корабль скрытной кайанской цивилизации с крайне дорогой и редкой одеждой (настолько талантливо создаваемой кайанскими мастерами, что она влияет на качества и характер того, кто её носит). Пока туда не добралась спасательная экспедиция, на планету быстро мчится группа авантюристов, чтобы прибрать к рукам хотя бы часть груза для дальнейшей перепродажи. Это у них получается, но вскоре возникают осложнения. Вторая сюжетная линия: по космосу колесит группа социологов, собирая материалы о кайанской цивилизации, с которой вот-вот может начаться война. Во время своих странствий они натыкаются прямо в открытом космосе на... А вот тут был бы спойлер, который можно назвать как «привет будущему киберпанку Брюсу Стерлингу». Насколько я помню, сам Стерлинг очень высоко отзывался о романах Бейли, но читая «Одежды Кайана» вы можете очень сильно удивиться, обнаружив в этом романе Бейли и будущих стерлинговских «омаров», и практически шейперов с механистами, ведущих друг с другом брутальные разборки. В общем шикарная НФ с кучей идей разной степени величия и забавности. Пиршество психоделики не такое, как в «Падении Хронополиса», но присутствует. Также в романе присутствуют русские постлюди, весьма занимательно изображённые.))

Оценка: нет
– [  1  ] +

Бэзил Коппер «Пещера»

Thalidomide, 6 декабря 2017 г. 12:53

Хороший атмосферный рассказ. Если копперовский «Великий белый космос» я назвал смесью верновского «Путешествия к центру Земли» и Лавкрафта, то рассказ «Пещера» можно сравнить с конандойловским рассказом «Ужас расщелины Голубого Джона», но только полуреалистический монстр заменён на чуть более потустороннего.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Фрэнк Белнап Лонг «Настал день робота»

Thalidomide, 23 ноября 2017 г. 13:43

Расширенная версия рассказа «Made to Order» (1957). Роман начинается, как говорится, за здравие, а продолжается за упокой — что, впрочем, ничуть не удивительно для этого автора. Итак, 23ий век, размножением людей на Земле управляет гигантский компьютер. Рассказчик, недавно вернувшийся с Венеры, надеется подобрать себе подходящую пару для продолжения рода, но получает отказ. Там же, перед компьютером, он влюбляется в девушку, тоже получившую отказ, но стоит ему отвернуться, как она тут же куда-то исчезает. Раздосадованный главный герой решает заказать секс-андроида и отправляется в соответствующую контору, но там его спугивает полиция, и вместе с андроидом он вынужденно бежит в Руины, где нет никаких законов и где правит насилие.

В определённом смысле, это околоэротический роман: мысли рассказчика вертятся вокруг половых проблем и секса на протяжении всей книги, (что весьма нетипично для Лонга!), но при этом никакой эротики в книге нет вообще — роман очень культурный и сдержанный (единственная сцена, которая могла бы быть эротической, выглядит примерно так: «Я подошёл к ней и обнял. /новый абзац/ Одевшись, я подошёл к окну»). Помимо этого, в нём есть ЭКШЕН (что тоже нехарактерно для Лонга), но даже активные действия описаны так вязко, словно герои ступают по какой-то липкой жиже. В основном это выглядит так: допустим, герой выхватывает пистолет / страницу размышляет о том, что значит жать на курок и убить человека / нажимает на курок / две страницы рассуждает о том, что есть пуля в физическом и философском планах/ делает шаг вправо /страницу рассуждает о том, как важно уметь сделать правильный шаг, и так далее. Но чаще всего эти размышления касаются взаимоотношений полов: что есть поцелуй, что есть женщина, что есть секс, что есть секс-андроид и так далее. Бандиты и грубые копы разговаривают очень культурно, их риторика ничем не отличается от мыслей и реплик рассказчика.

С одной стороны, если убрать все мысли героя, можно получить типичный антиутопический экшен в духе фильма «Воины 2072 / Новые гладиаторы» Фулчи, но действия в романе всего страниц на пять. Всё остальное — это заполнение пустот между каждым шагом, каждым вздохом героя его мыслями, воспоминаниями и переживаниями. Увы, я не смог найти ни одного интервью с автором, где бы он пояснял, почему остановился именно на такой технике письма. На кого рассчитаны его книги — неясно: на goodreads сплошные единички. Лично я сам избрал такую стратегию чтения Лонга, при которой эти романы воспринимаются как экспериментальная проза, где авторская цель — сделать текст как можно более жидким и вязким. Но почему-то мне кажется, что сам Лонг вряд ли ставил перед собой такие цели: скорее всего, он считал, что пишет простую жанровую прозу.:)

Оценка: нет
– [  3  ] +

Фрэнк Белнап Лонг «Чужаки в Новой Англии (Земля будет завоевана)»

Thalidomide, 19 ноября 2017 г. 16:14

Повествование этого небольшого романа ведётся от лица нескольких людей (от главы к главе по кругу), но так или иначе главный герой романа, он же первый рассказчик, — подросток с зашкаливающим IQ, который вдруг приходит к выводу, что новые соседи — это пришельцы в искусственных телах. Дальнейший текст — типичный Лонг со всеми его особенностями: примерно две трети романа — это рассуждения о подростковой психике, о юных гениях и так далее. Один из рассказчиков — учитель, который пытается найти к мальчику правильный подход. Другой — библиотекарша, которая выдаёт мальчику книги. Все они рассуждают от первого лица совершенно одинаково.:)) Иногда все эти разговоры прерываются лёгким экшеном — когда Лонг пытается вернуться к сюжету и вспоминает о коварных инопланетянах, которых наш юный герой пытается вывести на чистую воду. В общем, читаемо, но только для тех, кто понимает, почему он читает именно Лонга.) Сторонним читателям лучше продолжать сторониться таких странных романов, наверное. Без оценки.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Бэзил Коппер «Великий Белый Космос»

Thalidomide, 10 ноября 2017 г. 14:41

Этакое «Путешествие к центру Земли» Верна с лавкрафтовским антуражем. Несколько учёных и фотограф-путешественник (он же — рассказчик) отправляются в таинственную экспедицию неизвестно куда (по тактическим соображением глава экспедиции скрывает маршрут даже от остальных компаньонов, чтобы обо всём не пронюхали СМИ). В конце концов в каких-то горах они находят древнюю пещеру с огромным рукотворным входом и смело отправляются вглубь Земли на нескольких трактороподобных машинах, вооружённые пулемётами и гранатами. Глава экспедиции уже когда-то проходил этим маршрутом в одиночку, но вынужден был вернуться домой, чтобы подготовиться получше и пройти ещё глубже внутрь Земли по гигантскому искусственному коридору.

В целом, книга неплохая, да и написана прилично (то есть не палпово). Из минусов — главу экспедиции зовут Кларк Эштон. Ну сильно уж лобовой приёмчик, эх.:)

Один эпизод как бы намекает на то, что эту книгу читал Дэн О'Бэннон — до того, как писать сценарий «Чужого».

Оценка: 8
– [  1  ] +

Джей Стивенс «Штурмуя небеса: ЛСД и американская мечта»

Thalidomide, 27 сентября 2017 г. 18:22

Ужасная книга, написанная в таком же дебильном стиле, как и «биография» Дика «Я жив, это вы умерли». Куча полезной информации тонет в потоках странных шуточек и бесполезного неинформативного хаоса. Все факты лучше перепроверять (они в основном описаны в стиле «автор там присутствовал и всё видел и даже мысли читал»), а проще прочитать что-то другое по теме, написанное более академическим языком. Очень жаль, что автор выбрал такую манеру изложения.

Оценка: 1
– [  13  ] +

Уильям Гибсон «Нейромант»

Thalidomide, 31 августа 2017 г. 07:32

Перечитал местные отзывы и решил перечитать саму книгу. Помнится, в особый восторг она меня не повергла в 90ых, но подробностей такой реакции я уже не помнил. Поскольку отзывы тут в основном ругательные (а я помнил, что книга написана хорошо), во время перечитывания первой трети мне много и долго хотелось ругаться в адрес лаборантов, которые осуждали роман за плохой и якобы тяжёлый стиль, за плохо прописанный непродуманный мир, за неактуальность и так далее. Но язык книги и повышенная, качественная бытовая детализация — это как раз главные её достоинства, поскольку по сути и по замыслу это НФ, написанная как реалистический роман в традиции Джозефа Конрада, но пропущенный через Хэммета и какую-то постмодернистскую мясорубку. И книга совершенно не устарела, несмотря на все эти кибердеки, однако большинство современных читателей Гибсона — это фанаты несложных боевиков, который видят только верхний слой романа и декорации. Основная фишка «Нейроманта» — это то, что он опередил время, но как фантастика ближнего прицела устарел уже через несколько лет, поскольку развитие технологий в тот период сделало рывок и обогнало любые реалистические предсказания в области компьютерных технологий. Поэтому в наши дни компьютеризированный киберпанк просто невозможен, поскольку предсказывать что-то новое нельзя. Впрочем, он возможен в странах Африки, допустим, или в некоторых регионах Южной Америки, где люди ещё только получают доступ к новым технологиям и, плохо в них ориентируясь, имеют возможность фантазировать (как раз из этой оперы — гибсоновские кибердеки). Но не в современных США, не в России и так далее.

В общем, первая треть — отличная. Но на второй трети я понемногу начал озадачиваться, а под конец — просто нервно листал. Роман постепенно скатывается в дурновкусный экшн, и лично мне непонятно, зачем было писать такой скучный боевик, используя технику «высокой литературы». Для меня это просто нечто несочетаемое. Любителям боевиков не понравился стиль, а мне не понравился боевик, постепенно проступивший из-под стиля.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Филип Дик «Убик»

Thalidomide, 30 августа 2017 г. 10:36

Для разнообразия напишу более негативный отзыв на роман, чем здесь принято. Роман хороший, всегда нравился. В начале 90ых мозг был ещё непривыкший к Дику, было тяжеловато его читать, но к середине 90ых уже адаптировался со всеми вытекающими последствиями. Решил в очередной раз перечитать Убик, в общем. Теперь хорошо видны все его недостатки, возникшие видимо в связи с тем, что Дик усиленно сшивал вместе два несвязанных ранее сюжета, в частности подключая к неторопливому началу сюжет и атрибутику из рассказа «Что сказали мертвецы». Первая треть романа — отличная неторопливая НФ-бытовуха с постепенно нарастающей интригой, вторая треть уже слабее, поскольку начинается вышеобозначенное сшивание, ну и последняя треть романа — просто каша, поскольку в первых двух третях романа Дик напихал туда очень много всего, и в третьей части начинают стрелять развешанные ранее ружья и появляться новые, а логически всё объяснять автор не успевает. Как и Фармер, Дик мало следил за логичностью повествования, и Убик совершенно дырявый ближе к финалу (но сам финал отличный, безусловно). Но в какой-то мере, отсутствие рациональной логики в нагромождении образов и сюжетных линий стало авторским стилем Дика, и порой забавно наблюдать, как под эти логические дыры пытаются подложить философский фундамент.:)

Роман отличный, просто отзыв вот такой.)

Оценка: нет
– [  6  ] +

Брайан Олдисс «Босиком в голове»

Thalidomide, 23 мая 2017 г. 06:30

С огромным удовольствием перечитал. На мой взгляд, эта книга — не только лучшее творение Олдисса и квинтэссенция «новой волны», но и самый оригинальный постапокалиптический роман. Для аннотации лучше всего подходит один из абзацев романа, но только несколько предложений я поменял местами: «В самом начале Психоделической Войны Кувейт совершил налеты практически на все развитые страны. Британия была первой страной, испытавшей на себе действие ПХА-бомб. Психо-химические аэрозоли, являвшиеся по сути психомиметиками, погрузили ее города во тьму. Чартерис, сотрудник НЮНСЭКС, был послан в Британию для работы, и это означало, что положение там действительно серьезно. Особых иллюзий касательно нынешнего состояния Англии он не питал».

Итак, сотрудник пост-ООН направлен в командировку в Англию. И если в начале романа он движется через относительно чистые зоны, то по мере приближения к Англии концентрация психоделиков в воздухе становится всё выше, и относительно здравомыслящий герой постепенно погружается в трип наяву и бродит среди таких же трипующих людей с внезапно усложнившимся мышлением, совершенно забыв о цели своей миссии. Вместе с восприятием героя изменяется и язык романа, и стилистика медленно превращается из обычной в экспериментальную. К финалу роман читается достаточно сложно, но при этом он невероятно смешной, хотя это не юмористический текст. Но когда читаешь все эти истории, например, про полицейских, которые в состоянии полутрипа пытаются честно исполнять свои обязанности, не смеяться попросту невозможно. Вот, к примеру, забавный момент, где герои попадают в полицию:

"— Как вам босс?

— Ваш босс это его форма.

— Ну а как вам эта форма?

— Не очень чтобы очень.

— Это вы зря! Ему она очень даже идет. Белый человек белый мундир…

— На фоне мундира не такой уж и белый.

— Все это пустые условности.

Склонился так низко что губами задел сказанное.

— Он мыслитель каких мало вы в этом еще не раз убедитесь».

Оценка: зашкаливающая десятка.

Переводчик — герой!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Фрэнк Белнап Лонг «Это странное завтра»

Thalidomide, 10 мая 2017 г. 11:00

Очередной странный роман Лонга, вполне оправдывающий своё название. Особенно меня убили 108 клоунов и многостраничная дискуссия о детской психике с главклоуном. В целом, как это характерно для нераннего Лонга, этот небольшой роман состоит из двух частей, каждая из которых вполне могла бы быть отдельной повестью. В первой половине группу людей (достаточно высокопоставленных) отправляют в психотерапевтическую колонию в связи с их вспыльчивостью, но они чуют в этом какой-то подвох, зреют повстанческие настроения. Ясновидцы и телепаты в наличии. Во второй же части действие переносится на несколько лет вперёд в другую область космоса, с основной массой тех же героев. Как всегда, очень много лишней болтовни, причём все герои разговаривают и рассуждают одинаково многословно и глубокомысленно. Наверное, это «гуманитарная НФ», но ооочень странно написанная. Оценку такой прозе я ставить не готов.:)

Оценка: нет
– [  7  ] +

Фрэнк Белнап Лонг «Путь к тёмной башне»

Thalidomide, 17 марта 2017 г. 20:13

Самая подходящая аналогия для этого романа — «Мэри Хиггинс Кларк, ошпаренная кипящим раствором какого-то неклассифицируемого наркотика».:) В общем, перед нами как бы стандартный «женский» триллер, но поданный через призму писательской техники Лонга. У главной героини-археолога начинаются странные видения и мысли после посещения одной пещеры, она приезжает к своему возлюбленному, а тому в это время подбрасывают её куклу вуду (в смысле, похожую на эту самую героиню). Начинаются убийства, в фоне мелькают зловещие сатанисты. Как это характерно для Лонга, герои постоянно вязнут в своих мыслях и воспоминаниях даже посреди экшна, прямая речь у всех очень усложнённая и вдумчивая, но в целом роман менее рассыпчатый, чем «Тварь из бездны времён» и так далее. Возможно, это потому, что он писался под женским псевдонимом для какой-то определённой аудитории, однако избавиться от собственных писательских «тараканов» Лонгу всё равно не удалось.:)

Оценка: нет
– [  10  ] +

Фёдор Достоевский «Преступление и наказание»

Thalidomide, 10 марта 2017 г. 09:30

Болезненный криминальный триллер о похождениях депрессивного невротика, во время очередного рецидива своей психической болезни совершившего убийство. Этакий прото-сплаттерпанк, предвестник «Коров» Стокоу и «Одержимого» Рида, но, к сожалению, немного нудноватый во второй половине в связи с отсутствием ещё парочки убийств. Практически все герои, как и персонажи вышеупомянутых книг, — ноющие неудачники, ноющие маргиналы всех мастей или ноющие извращенцы. Для реалистического нежанрового романа, на который как бы претендует этот психиатрический триллер (и который ни в коем случае нельзя давать читать школьникам), градус достоверности слишком уж низок, поскольку, как это характерно для данного автора, почти все персонажи словно пишутся с одного лекала (отражения психики самого автора) и нормальных людей там практически нет. На жанровый роман это тоже не тянет, поскольку во второй половине имеются проблемы с динамикой. Не согласен с мнениями, что автор поднимает в книге какие-то серьёзные проблемы. Проблема Раскольникова — чисто психиатрическая, а не философская и даже не социальная, и она прекрасно описана в разной медицинской литературе. В итоге, мы наблюдаем бесконечное пережёвывание автором своих собственных внутренних проблем. Некоторые критики относят автора и его произведения к классической графомании (не в негативном обывательском значении термина), и я с ними согласен: по сути во многих своих книгах Достоевский так или иначе переносил себя на всех персонажей и проецировал своих психиатрических «тараканов» на весь мир. Скорее всего, если бы автор жил в наше время, он писал бы что-то в стиле издательства «Колонна» или какой-нибудь болезненный сплаттерпанк, то есть узкопрофильные патологические драмы или триллеры.:)

Оценка: нет
– [  5  ] +

Фрэнк Белнап Лонг «Марс — моя цель»

Thalidomide, 27 февраля 2017 г. 21:07

Итак, Марс колонизирован, но там возникли серьёзные проблемы между двумя промышленниками, и для решения этих проблем на Марс срочно командируют земного рассказчика. Узнав об этом, злой промышленник начинает возводить перед ним разного рода препятствия.

С одной стороны, роман имеет более чёткую структуру, чем «Тварь из бездны времён» и «Мир выживших», то есть он не распадается на несколько кусков, но тем не менее и здесь автор то и дело вязнет в каких-то лишних диалогах и расфокусировке внимания рассказчика. Даже во время экшна главный герой умудряется по две-три страницы о чём-то думать. Читать стоит в первую очередь потому что это Лонг, а во вторую — чтобы понять, как не нужно писать романы. С другой стороны, книгу вообще читать не стоит, но тем не менее я остался вполне доволен прочитанным — потому что это Лонг и потому что забавно наблюдать за такими странными романами. Листал западные отзывы на его романы, они в основном тоже полны недоумения относительно занудных неинформативных диалогов и вязкости текста.:)

Оценка: нет
– [  5  ] +

Фрэнк Белнап Лонг «Последний человек»

Thalidomide, 27 февраля 2017 г. 10:06

Забавный и занимательный рассказ, написанный ещё в «лавкрафтовский» период Лонга и напоминающий Лавкрафта наизнанку. Чрезмерно пафосный финал, в принципе, ничего не портит, как не портят чудовищные диалоги и его ранний рассказ «Псы Тиндалоса». Итак, прошло 50 миллионов лет после капитуляции землян перед мутировавшими и выросшими насекомыми, которые к тому же стали телепатами. Теперь эти разумные насекомые разводят людей, ухаживают за ними, а чрезмерно красивых забирают себе в гербарии (соответственно, красота не очень способствует выживанию). Главному герою нужно выбрать жену, и он отправляется в женское жилище...

Оценка: нет
– [  3  ] +

Баррингтон Бейли «Дзен-пушка»

Thalidomide, 8 февраля 2017 г. 20:10

Очень неплохой роман, но, увы, с разбалансированным сюжетом. Более ранние вещи автора были динамичными приключенческими триллерами с эпизодическим уклоном в боевик, то есть имели нормальную внутрижанровую балансировку, так сказать. В «Дзен-пушке» же Бейли шагнул немного дальше, и это у него получилось немного криво: среди нединамичного, напичканного забавными идеями текста в стиле стерлинговской «Схизматрицы» вдруг проявляются элементы боевика, и всё это — увы и ах! — на фоне стандартной для фантастов гигантомании (если что-то кому-то и угрожает, то всей Вселенной сразу, а не конкретному человеку или хотя бы планете). Лично меня такие странные склейки немного расстроили, поскольку эти сюжетные вставки не всегда выглядели гармонично. То же самое касается и научно-технических идей и концепций придуманного автором мироустройства, изредка транслируемых автором через многостраничные лекции внутри книги — они смотрятся несколько занудно среди незанудного текста. Однако все эти недостатки с лихвой окупаются антуражем и атрибутами: людей в Империи осталось мало, в армию в основном идут разумные животные (включая уменьшенных слонов и увеличенных мышей), дети уже к семи годам становятся взрослыми и могут командовать кораблями, обиженные роботы бастуют и не хотят работать и т.д., и т.п. В общем, книга неплохая, но, допустим, «Падение Хронополиса» мне понравилось больше, поскольку оно более сбалансированное. Однако если бы из «Дзен-пушки» убрать вышеописанные минусы, то это была бы НФ-сатира очень высокого уровня, этакая смесь «Скотного двора» и «Схизматрицы». А так, в отдельных местах получилось нечто вроде голливудских блокбастеров типа «Прометея» или экранизаций Дика, когда истории, имеющие вполне неплохой потенциал, оказываются испохабленными каким-то универсализирующим подходом ради охвата более широкой целевой аудитории...

Оценка: 6
– [  6  ] +

М. Ф. Шил «Пурпурное облако»

Thalidomide, 16 января 2017 г. 12:19

Неплохой атмосферный роман, хотя фантлабовская аннотация и обещала более экстремальное чтиво. Из неё можно было сделать ошибочный вывод, что книга повествует о том, как по опустевшей планете победоносно шествует наркоман-некрофил, но знакомый мне сразу сказал, что аннотация написана чересчур гипертрофированно. На деле же роман намного сдержаннее и почти не касается темы «наркотиков и мёртвых наложниц». Главный герой, от чьего лица ведётся повествование — какой-то невротик, которым в начале книги всячески помыкала злобная невеста и который всю жизнь слышал в голове противоборствующие голоса (один голос склонял его к добрым поступкам, а второй — к злым). Когда он остался один на всей планете, его психику стали разрывать разнополярные убеждения и стремления (деструктивное и созидательное), и в итоге он то сжигает целые города, то строит дворец. В общем, для короткого описания данного романа подошёл бы термин «невротико-романтический постапокалипсис», пожалуй. Поставил бы книге 10, но в связи с чуть затянутой третьей четвертью поставлю 9.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Филип Дик «На тусклой Земле»

Thalidomide, 18 декабря 2016 г. 20:52

Удивился, что это ранний рассказ Дика и что это именно рассказ, поскольку короткая форма у автора обычно была более весёлой, а здесь же имеет место тотальная безысходность как в «Вере наших отцов», допустим. Не буду повторять других рецензентов и описывать сюжет; скажу лишь, что по форме это типичный «бэд трип» по нарастающей. Очень и очень неплохо. Придраться есть к чему, но незачем. Гнетущий, жуткий рассказ.

Оценка: нет
– [  30  ] +

Дж. Г. Баллард «Высотка»

Thalidomide, 24 июля 2016 г. 16:47

К сожалению, издание «Высотки» от АСТ — это не совсем Баллард, и адекватного впечатления о книге вы не получите. Данный «перевод» — это нечто сокращённое во много раз и неотредактированное. Авторский стиль Балларда практически отсутствует, вместо перевода получился какой-то дилетантский пересказ.

Пример:

«Накануне Лэйнг застал Стила, когда он наносил грим на лицо рекламного агента, одетого в шёлковую ночнушку».

(Признак отсутствия редактора: вместо «он» должно быть «тот».)

А вот перевод той же фразы из одной малотиражки:

«За день до этого Лейнг забрел в какую-то квартиру и обнаружил там Стила — тот наносил причудливую косметическую маску на лицо умершего бухгалтера, которого он одел, как пассивного гомосексуалиста, в пышную шелковую ночную рубашку».

Оригинал:

«The previous day Laing had blundered into an apartment and found him painting a bizarre cosmetic mask on the face of a dead account-executive, dressing the body like an overblown drag-queen in a voluminous silk nightdress».

Оценка: нет
– [  4  ] +

Фрэнк Белнап Лонг «Человек с тысячей ног»

Thalidomide, 3 июня 2016 г. 21:44

Примерную дату написания сразу угадал по стилистике (в русском издании даты не указаны, увы). Итак, перед нами ещё один образец прозы Лонга «лавкрафтовского периода»; такой же синтаксически наивный, как и замечательные «Псы Тиндалоса», и с такой же отличной атмосферой. Рассказ написан от лица нескольких очевидцев, которые в разное время и в разных географических координатах наблюдали проявления одного и того же ужасного явления, скажем так. Гениальный (и не совсем вменяемый) учёный кое-что изобрёл, но, как обычно, что-то пошло не так, и вот отовсюду лезут хищные щупальца, хлещет кровь, летят ошмётки тел и так далее. Показания первого свидетеля, к которому заявляется в гости этот самый учёный, смотрятся очень наивно, поскольку написаны в типичном стиле простенькой НФ 20ых, но потом начинается хоррор, и рассказ приобретает совсем другие оттенки. Очень неплохо, в целом.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Фрэнк Белнап Лонг «Мир выживших»

Thalidomide, 3 июня 2016 г. 20:31

Очень странный роман, которому я даже не рискну ставить оценку. С одной стороны, он неплохо написан в плане стилистики, но с другой — создаётся впечатление, что его писал не матёрый профессионал, а наивный дебютант, который не умеет строить/удерживать сюжет и потому не ведает, что творит. Второе впечатление, безусловно, ошибочно, но тем не менее роман всё равно очень странный. (Дальше — спойлер, но не слишком серьёзный).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первая половина — социально-экологическая фантастика, повествующая о проблемах с едой, а вторая — внимание! — темпоральная фантастика: в середине романа герои просто переносятся на машине времени в далёкое будущее (случайно, можно сказать), и исследуют там местную флору и фауну, практически не возвращаясь к прежней проблематике. В принципе, такое поведение понятно: они попали в какие-то джунгли, где таится некая угроза, и поэтому им явно не до проблем с пшеницей 21го века, но в рамках одного романа такая склейка смотрится очень странно!
К тому же действия как такового в романах Лонга практически нет, это не приключенческая и не динамичная книга, а скорее диалоговая, но с некоторым количеством совершаемых действий (иногда даже бегом). Но Лонг очень странно акцентируется на поведении своих персонажей и часто создаётся впечатление, что он намеренно смотрит на них не с того ракурса, с которого они рассматривались бы в обычной фантастике. К примеру, героя в гуще событий укусила змея. Ну укусила, ОК, с кем не бывает. Основной массе авторов хватило бы пары абзацев на описание ситуации и её последствий, но не Лонгу! Сперва укушенный герой долго (не одну страницу) рассуждает, что же это за змея была, на каком основании она нанесла ему укус и насколько он опасен и так далее, после чего кое-как добирается до друзей, и в течение ещё нескольких страниц (!) они обсуждают то же самое (!). Ничего не происходит! Часть диалогов лишена практического смысла, герои постоянно сползают в какие-то рассуждения словно в абсурдистской прозе. И практически во всей книге угол обзора очень странный. То же самое могу сказать и про его роман «Тварь из бездны времён», но не про рассказы — видимо, такая странная техника является отличительной особенностью крупной прозы Лонга. Я даже не могу понять, понравилось мне это или нет. С одной стороны, нет (как цельное произведение НФ-жанра), но при этом меня очень заворожила эта техника письма, которую можно брать на вооружение всяким авангардистам и экспериментальщикам. Сюжет размывается, диалоги плывут — это что-то невероятное, особенно в рамках жанровой литературы. В итоге, книга мне одновременно понравилась и не понравилась, и осознавать такое очень странно даже мне самому. С интересом буду ждать издания других его романов!:)

Оценка: нет
– [  17  ] +

Роджер Желязны «Девять принцев Амбера»

Thalidomide, 1 июня 2016 г. 23:00

Саму книгу читал в первой половине 90ых пару раз, но мой отзыв — не столько отзыв о книге, сколько необходимый отзыв на отзывы. Удивляют частые мнения в стиле «C первой же главы накатывает уныние от примитивного языка и построения повествования. Язык скудный – будто бы писал ребенок». Вообще-то, первый роман был стилизацией под хардбойлд-детективы, оттого и язык под Хэммета, и так далее (впрочем, там и земная часть сюжета стилизована под хардбойлд, а не только синтаксис). Для меня-то это с тинейджерства было очевидным, поскольку в начале 90ых я тоннами читал и фантастику, и хардбойлд детективы, но для современных читателей фэнтези это всё неведомо, похоже. Специально погуглил сейчас западный интернет — там это прекрасно известно и об этом часто пишут. Собственно, даже в англовики про это есть, но из рувики вырезано. Плохо, конечно, когда читатели не понимают столь явных аллюзий и ругают книгу за такие её достоинства, как отличная стилизация.

Оценка: нет
⇑ Наверх