FantLab ru

Уильям Гибсон «Нейромант»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.93
Голосов:
2755
Моя оценка:
-

подробнее

Нейромант

Neuromancer

Другие названия: Нейромантик

Роман, год; цикл «Муравейник»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 178
Аннотация:

Мир недалёкого будущего пронизан виртуальным пространством, а людская плоть сплошь иссечена высокотехнологичными устройствами. Огромные мегаполисы покрыли поверхность Земли, а гигантские корпорации самозабвенно сражаются между собой всеми доступными методами.

Однажды совершивший ошибку кибер-пространственный «ковбой» получает шанс вернуться в родную информационную стихию, трудясь на неизвестного работодателя. Его спутницей становится очаровательная наёмница — «уличный самурай» Молли.

Примечание:

• Перевод Б.Кадникова и О.Колесникова (1994-1996) «Нейромантик» доступен в сети на странице О.Колесникова в «Самиздате».

• В 1988 вышла компьютерная игра Neuromancer, созданная на основе романа.

• Существует сетевой перевод dr.noise: «Я не преследовал цель создать литературный перевод. Наоборот, я был готов даже допустить некоторые нарушения, чтобы сохранить оригинальный дух книги и донести ее содержание в минимально измененной форме, так как в случае с Гибсоном форма изложения сама по себе является неотъемлемой частью книги».


В произведение входит:

  • Часть первая (Тиба-сити блюз)
  • Часть вторая (Поездка за покупками)
  • Часть третья (Полночь на рю Жюль Верн)
  • Часть четвёртая (Рейд на виллу «Блуждающий огонек»)
  • Кода (Отъезд и возвращение)

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1985 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1984 // Роман

лауреат
Премия Филипа К. Дика / Philip K. Dick Award, 1985 // Лучшая НФ-книга в США

лауреат
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1985 // Роман

лауреат
Дитмар / Ditmar Award, 1985 // Зарубежная фантастика (США/Канада; роман)

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第18回 (1987) // Переводной роман

лауреат
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 1992 // Научно-фантастическая книга (Канада)

лауреат
Премия финского журнал "Портал" / Portti-palkinto, 1992 // Переводной роман / сборник (Канада)

лауреат
Сигма-Ф, 1998 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1985 // Лучший НФ-роман. 3-е место

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1985 // Роман

номинант
Аврора / Prix Aurora Awards, 1985 // Выдающееся произведение на английском языке (роман)

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1990 // Научная фантастика - Роман (США/Канада)

номинант
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1991 // Зарубежная книга. 2-е место (США/Канада)

Похожие произведения:

 

 


Нейромант
1997 г.
Нейромант
2000 г.
Джонни Мнемоник
2003 г.
Джонни-Мнемоник
2003 г.
Нейромант
2015 г.
Нейромант. Трилогия
2017 г.
Нейромант
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Neuromancer
1984 г.
(английский)
Neuromancer
1984 г.
(английский)
Neuromancer
1986 г.
(английский)
Neuromancer
1986 г.
(английский)
Storming the Reality Studio: A Casebook of Cyberpunk and Postmodern Science Fiction
1991 г.
(английский)
Neuromancer
2013 г.
(английский)
Neuromancer
2016 г.
(английский)
Нейромант
2017 г.
(украинский)
Нейромант
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на весь багаж фантастики за плечами, к этой книге я подошла совершенно не подготовленной. Я не читала аннотаций, не знала сюжета, кто будет главным героем, что там творить будут... Знала жанр и хватит. Но никак не ожидала, что обещанный киберпанк окажется таким... легковатым, что ли. Ожидания были более тяжелой книги, более насыщенного повествования, переполненного слэнгом и специальными терминами, отсылками и аллюзиями. Однако я забыла, что данное произведение является каноническим, это один из тех первых заложенных камней в фундаменте киберпанка, а значит и отсылать-то особо не к чему было в момент создания романа. В этом вопросе, видимо, на мое восприятие повлиял «Первому игроку приготовиться» Эрнста Клайна, прям его выше и описала (крутая книга!).

Можно очень долго рассуждать на тему, что сделал этот роман для мира и современного интернета, в том числе используя цитату Джека Уомака:

«может ли быть так, что видение Гибсоном глобального информационного пространства в конечном счёте стало причиной, по которой Интернет сегодня выглядит так, как он выглядит, и работает так, как он работает?»

Но переоценить влияние книги на современную литературу (и даже кино!) невозможно. Об этом люди отдельные статьи и диссертации пишут, я не буду распыляться.

Сейчас, анализируя свои впечатления от книги, я понимаю, что и зацепиться особо не за что. В хорошем смысле. Книга пошла плавно и легко, как по маслу, все максимально было понятно и без объяснений (я загуглила лишь слово кунштюк, ибо подзабыла его значение). Герои достаточно понятны, но не настолько, чтобы принять их как своих родненьких, и именно за это книге балла я недодала в оценку. Не совсем оказалась мне понятна мотивация три-Джейн, а ее Хидео был шибко уж имбовый. Не совсем поняла отношения Кейса к Линде, особо учитывая тот факт, что именно ее выбрали для разжигания ненависти.

Одна из обложек издания внесла свои коррективы в визуальное представление, и очков я ждала на Кейсе, а никак уж не на Молли. Тронул Армитидж своей историей... Развязка мощная. Намеки аккуратные, но понятные. Судьба конструктов (всех!) загадочна.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Американский писатель Уильям Гибсон считается отцом жанра «киберпанк». Именно он написал трилогию романов под общим названием «Муравейник», которая заложила стилистические и идейные основы для такого сорта социальной фантастики о будущем ближнего прицела. Первым романом из серии стал «Нейромант» 1984 года, благодаря которому узнают Гибсона как писателя, повлиявшего на целое поколение.

Конец XXI века, мир находится в зените глобализации. Города превратились в технологические ульи с сотнями этажей в высоту. Широко практикуется техническая модификация человеческого тела, информация давно оцифрована, и хранится в глобальной информационной сети, по которой путешествуют городские «ковбои», дети бетонных джунглей, а по-нашему – хакеры. Эти ребята умеют взламывать банки данных, красть информацию и внедрять вредоносные программы-ледорубы. И один из таких наемников получает очень выгодный заказ, сулящий огромную прибыль, но клиент, скрытый за строчками электронного кода, пожелал остаться неизвестным.

Помогать хакеру будет профессиональная убийца-самурай Молли с искусственными глазами и прочая публика из андеграунда.

Гибсон буквально воссоздал по сигнальным маячкам настоящего будущее, которое возможно наступит уже завтра. С точностью научного прибора он предугадал появление Интернета и все сопутствующие такому процессу явления. Он догадался, что на почве технологических гаджетов возникнут новые субкультуры, совершенно отличающиеся друг от друга взглядами на мир и философией. Гибсон понял, что в будущем власть будет принадлежать не государствам, а глобальным транснациональным корпорациям, которые поделят планету на зоны влияния и превратятся в локальные коммерческие государства. Промышленный шпионаж, частные армии, апгрейд организма, кибер-валюта, одноместные капсулы, химическая еда и уникальное программное обеспечение – все это со временем станет реальностью, и уже становится.

Ну и кроме того, Гибсон предвосхитил идею технологической сингулярности, которая говорит, что человечество встанет на пороге гипер-развития информационных технологий, после которого осуществится прорыв в новых формах эволюции, и доминирующим видом жизни станет искусственный интеллект, который будет управлять новым оцифрованным человечеством, в массе своей давно переставшем понимать, каким образом работает техника и технологии. В то время, как технология станет на рельсы саморазвития, фактически превратится в техносферу, замкнутую экосистему, которая уже будет развиваться самостоятельно, человек особенно далеко не уйдет как вид. Люди через сто и двести лет биологически не изменятся, они по-прежнему будут теми же высокоразвитыми обезьянами, только разве что проживающими в технологических джунглях и умеющими нажимать на кнопки, чтобы обновить статус в социальной сети. На смену им могут прийти так называемые пост-люди, но это уже совсем другая история...

Итак, в романе «Нейромант» описана ситуация, когда Скачок близко, сам же таинственный нечеловеческий Нейромант уже появился в Сети, преследует свои загадочные цели, и ничто его не остановит.

Будущее становится настоящим уже сегодня. Сию секунду.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Больше всего от книги я ожидал атмосферы киберпанка. Технологи, кибороги и прочее. И книга полностью оправдала мои ожидания! Атмосфера — вот главное в книги. Какого-то гениального сюжета или большой философии, я, увы не увидел. В этом плане книга стоит на уровне обычного боевика. Так что главная причина прочитать книгу — декорации киберпанка. Захватывающая атмосфера «города технологий» — оно того стоит. Книга должна понравиться тем что любит киберпанк, но и людям далёким от него, таким как к примеру я, тоже могу порекомендовать. Очень яркая книга.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скажу, что у меня были весьма большие надежды на эту книгу, когда я только приступал к прочтению; неверно будет сказать, что мои надежды никак не оправдались, но главного, почему я так хотел её быстрее начать, я не получил. Читая про киберпанк: что это такое, какая его главная идея — у меня создалось представление, что, если не главное, то уж точно важное место в этом жанре занимает борьба одиночки против тоталитарной системы, ужас антиутопического мира анархокапитализма. Поскольку «Нейроманта» считают классикой киберпанка, определившем этот жанр, я наивно посчитал, что там будет то, чего я желал так увидеть: борьба и ужас. Если с первым «Нейромант» не справился никак: герой был на побегушках у какой-то непонятной сверхъестественной силы, весь роман пытаясь понять, кто она и что ей нужно, — а это, в лучших традициях детектива, раскрылось лишь в самом конце: никакой борьбой против системы и не пахнет; то со вторым дело обстоит чуточку лучше: трагедия личной жизни каждого героя, те извращенные формы, которые они приняли под давлением мира, в котором варятся, — однако весьма поверхностно: без причин, без размышлений, без мыслей, выводов — один голый факт.

Но всё же необходимо отдать должное технике повествования, оригинальнейшему миру романа, необыкновенному наполнению, антуражу, атмосфере. Книга захватывает с первых же строк, обволакивает мелкими деталями, из которых создаётся очень проработанная картина: тёмное депрессивное настроение, глубокое чувство бессмысленности и бесцельности этого мира, — меня настолько увлекло, что я прочитал весь роман всего за два дня. Есть некоторая прореха в середине книге: изложение сюжета становится каким-то отрывистым, сумбурным, слишком сложным и непонятным, — постоянно теряется нить, а изобилие новых — принадлежащих исключительно этому миру — слов ещё больше всё запутывает и морочит голову; к счастью, это вскоре исчезает, наплыв новых слов ослабевает, отсеиваются все малозначимые, а остальные становятся привычными и больше не затрудняют чтение, — даже начинаешь получать от них какое-то извращённое эстетическое удовольствие.

Чернуха, наркотики, деньги, женщины, наслаждения «мяса» (их слово) — ничто так не привлекает нашего дорогого испорченного читателя, как это; и здесь такого предостаточно, чтобы удовлетворить самые зверские аппетиты. Большинство героев — заядлые наркоманы, что, впрочем, для этого мира нисколько не странно, — вертятся в преступном мире, зарабатывая сомнительными делами чёрные деньги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Чего только стоит Молли! кошка, хладнокровная убийца, в прошлом кукла-проститутка, однако — просто не могу не упомянуть, хоть не о том говорил выше — местами милая и сентиментальная, — особенно, когда рассказывает о своём прошлом. Ривьера — бесшабашный, любящий подшутить и посмеяться, не просыхающий от наркотиков скользкий извращенец, получающий огромное наслаждение от насилия. Остальные персонажи не намного лучше.

Жаль, но кроме этой чернухи ничего больше толком нет; быстро устаёшь от ограниченности героев: думают только лишь о том, как бы удовлетворить свои низменные потребности: у кого это наркотики, у кого женщины, а некоторые вообще на людей не похожи — просто делают, что им говорят. Нет смысла во всём этом, нет того протеста, который я так желал услышать, что был уже готов искать потаённый смысл между строк; нет даже просто того, что герои считают устройство своего мира неправильным, лишь так — «плохо? ну да, конечно, мир наш грязь… но как же иначе-то?»; единственное, что было похоже на это, — речи растаманов, называвших тот ужасный мир — Вавилоном, который должен разрушиться. Но было это весьма блёкло — всего пару скупых предложений за весь роман.

Любопытненько, забавненько… но — пустышка.

Надеюсь, следующие части трилогии всё же воплотят борьбу и осмыслят ужас, — всё-таки, об этом говорят, а дыма без огня не бывает.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Нейромант» Уильяма Гибсона – пример той классики, которую ее последователи только улучшили. Читая «Нейроманта» сейчас, уже сложно впечатлиться его идеями и фантастическим допущением, более того, сложно даже получить удовольствие от неровного сюжета и слабо прописанных персонажей. Однако как же здорово, что этот роман в свое время вышел. Не будь его и не видать нам «Лабиринта отражений» Лукьяненко, «Лавины» Стивенсона, трилогии «Матрица» и многих других, по-своему замечательных, вещей. По крайней мере, не видать в том виде, в котором они есть сейчас.

Начнем с того, что Уильям Гибсон вообще не технарь и не программист. Но ему удалось уловить основные тенденции развития технологий и предсказать появление интернета как неотъемлемой части жизни каждого из нас. И это в 1984 году, когда интернет был прерогативой военных и ученых. Гибсон же взял и отправил человека в виртуальность, попутно срастив его с машиной. Получилось грязно, шумно, очень давяще и очень притягательно. Неудивительно, что термин «киберпространство» вошел в обиход, а жанр до сих пор популярен.

Сюжет «Нейроманта» для искушенного читателя будет очень прост. Это путь к успеху не очень удачливого хакера, который однажды оступился и теперь изо всех сил старается вернуться в большую игру. Бонусом к нехитрому сюжету идет большое количество ярких, но пустых персонажей, противопоставление мира реального миру виртуальному, а заодно и противопоставление свободы и ограничений, идеи анархии (киберПАНК же), идеи борьбы личности и системы, а также обилие биоимплантов и причудливых девайсов.

Мир Гибсона – это темная изнанка нашего мира, где в антиутопию намешаны все пороки нашего общества, начиная от беспорядочных половых связей, и заканчивая смертоубийствами. Роман, по всей видимости, призван был отрезвить простого обывателя и заставить его оглядеться по сторонам. И, наверное, 35 лет назад у него это получалось.

Сейчас «Нейромант» работает уже не так. Его идеи множество раз пережевывались и подавались в лучшем виде, его стиль плотно отдает восьмидесятыми, некоторые из описываемых в нем технологий и вовсе вызывают лишь улыбку. Сегодняшнего читателя в принципе сложно удивить методами тридцатилетней давности, ведь все то, что описывал Гибсон, мы уже почти приняли в нашу жизнь. Не совсем в том же виде, но все-таки.

Итого «шестерка», исключительно за заслуги перед жанром. Для общего развития прочитать определенно стоит, но вряд ли роман станет для вас каким-то Откровением.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очевидно, что в дни первого издания книга имела эффект разорвавшейся идейной бомбы, но в наше посматричное время она уже не кажется такой удивительной. Язык и способ изложения автора совсем не понравился, с переводами так вообще какая-то ерунда, из трех имеющихся самым легким для восприятия оказался перевод Пчелинцева, его и рекомендую. Читать книгу очень трудно, мир подается уже в готовом виде, ничего не объясняется, и как я уже говорил, восприятие усугубляет ломанный и жаргонный язык автора. Роман не остросюжетный, сюжет очень вяло текущий. Зато у автора получился очень крутой сеттинг, киберпанковая дарковая атмосфера с мрачными ощущениями. Итог культовая вещь для своего времени, в наше время скорее противоречивая, неоднозначная книга, трудная для восприятия, но однозначно свою целевую аудиторию найдет.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман считается основоположным в киберпанке. И считается таким абсолютно заслуженно.

Перед началом чтения, ожидания были скорее занижены чем завышены...но оказалось наоборот.

В первую очередь сюжет. Все законы драматургии здесь тщательно соблюдены. Отличный главный герой и его постепенное раскрытие, второстепенные персонажи которые загадочны и каждый со своими тайнами.

Во-вторых, повествование идет равномерно. Автор никуда нас не торопит, и в то же время не медлит. Наличие интриги и ожидания типа «а чем это все-таки кончится» также прилагается.

Во-третьих, фантастические елементы ближайшего будущего поданы прекрасно. Особенно это касается описание ИИ — второстепенные персонажи антагонисты со своими мрачными и неизвестными мотивами.

Ну и наконец, идейная и философская составляющая романа также сильна и убедительна. Нравственные вопросы о деградации или прогрессе общества, влиянии технологий на жизнь людей и т.д. действительно заставляют задуматься.

Рекомендую даже не любителям фантастики. Думаю каждый кто прочтет эту книгу приятно удивится также как и я.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жаль на сайте нет отзывов носителей языка автора. Они внесли бы ясность в трудность прочтения. Тяжелое, неприятное чтение, как процесс: множество проходных персонажей, порой описанных излишне детально; количество мелких деталей должно оживить для нас картинку, но ты наоборот утопаешь в этом мусоре; суть всех событий начинаешь понимать когда выходит Искус. Интеллект., а до этого бессмыслица наркоты, перемещений, мыслей, технослов-уродов. Неприятное прочтение.

Обилие применения наркоты и возможность исправлять внутренние органы натоклнуло меня на мысль (но не автора :-) ) — заставили бы организм вырабатывать нужные наркотики самому, обучив этому какие нибудь железы, запуская их производство импульсом как лезвия из ногтей у его бабы.

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Известный божок современного пантеона русскоязычной литературы (слово «божок» я употребил не с целью задеть самолюбие прозаика или его поклонников, но ссылаясь на название авторской передачи) как-то чрезвычайно точно подметил, что изобретатель нового литературного жанра, за редким исключением, в качестве реализации произведения всегда уступает своим последователям. Его заслуга — само изобретение чего-то нового, авторский инструментарий может быть несовершенен, равно как и талант рассказчика — тонким слоем размазан по поверхности произведения.

Так Ильф и Петров создали более детальный и обаятельный портрет Великого плута и провокатора, нежели Илья Эренбург в «Необычайных похождениях Хулио Хуренито», а первозданного запредельного ужаса изнанки мира в стивенкинговском «Крауч-Энде» больше, чем в лучших произведениях лавкрафтианы.

Было бы глупо спорить с тем, что Гибсон выдумал киберпанк. Он заслужил авторитет, замешав зубодробительный психоделический коктейль из плодов творчества не самых лучших представителей беллетристической литературы своего времени, и щедро разукрасив их экшн-штампами. Невозможно создать что-либо из ничего, и Гибсона стоит благодарить за путь, указанный последователям. За них он набил все шишки и раз за разом заворачивал в тупики, о которые ломается читательское терпение. В «бородатом» анекдоте поддельные китайские новогодние игрушки не приносили никакой радости, хотя и ярко блестели. Но если тебе не с чем сравнивать, если все это в первый раз, и не провалившаяся робкая попытка уже считается большой удачей, не все ли равно? И на подобных «игрушках» у кого-то расцветет фантазия и возникнет желание дальше следовать этому пути, и без подобных романов никогда не возникнет полноценный жанр. Как минимум в этом уже кроется красота и величие работы Гибсона.

Мне непросто было читать «Нейроманта»: персонажи-функции, невесомые «законы» и непонятные основы мира, «жидковатый» сюжет и невыносимо скрипучий, тяжеловесный текст (возможно, дело в переводе). Однако за создание мира оцифрованной тоски и разочарования я благодарен автору. Роман достоин того, чтобы торжественно снять и приложить к груди шляпу, а после продолжить свой путь дальше.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Единственное хорошее что могу сказать про книгу, это описанные технологии будущего. Выглядит всё весьма креативно и практично.

А теперь более рассудительно. Как я обратил внимание (читая другие отзывы), многие сходятся во мнении, что описано всё очень сложно. Трудно представить происходящее. Я прочитал 75% от всей книги, и на этом месте моё терпение лопнуло. Гибсон вписал слишком много вымышленной им же терминологии, значение которой попробуй найди. Кроме того целая гора специфичной инженерной лексики. Персонажи толком не обозначены. Кто эти герои? Кого они из себя представляют? Какое у них прошлое? Понятно только то, что один наркоман-хакер, другая наёмный убийца, и так со всеми остальными.

Таких недочётов огромное количество.

Но есть один ЧУДОВИЩНЫЙ ляп, который лишний раз ставит под сомнение талант автора. За такой косяк Гибсона следует четвертовать. В одной из глав герои отправляются в Стамбул, где их гидом является арменин. Какой же этот Гибсон дегенерат! Ни хрена он не учил историю! С конца 20х годов прошлого столетия ни один арменин и не подумает жить в Турции. Почему? Об этом знает весь мир. ВЕСЬ МИР знает. Кроме Гибсона.

Не знаю откуда такая высокая совокупная оценка и каким образом этой книге вручили одну из самых престижных премий в мире научной фантастики. Всё это большой вопрос. А статус культовой этой книге стоит присваивать также, как и называть Землю квадратной.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книгу, если верить википедии, автор написал в 83-84 году. Т.е. ей столько же лет, сколько и мне. И при этом книга — это буквально энциклопедия киберпанка. В том смысле, что абсолютно все фичи жанра, которые только можно придумать, в ней есть, причем упоминаются очень концентрировано. Любое произведение киберпанка, какое только не вспомню (книга, фильм, аниме — неважно) фактически оказывается созданным по мотивам Гибсона и «Нейроманта».

Парадоксальный вывод: киберпанк — очень консервативный жанр.

Оценка: нет
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Единственный роман который я дочитал до конца и которому поставил двойку!

Читал данную книгу пару лет назад, просто из-за того что хотел ознакомиться с родоначальником киберпанка. Сюжет у книги, в целом, не плох, персонажи довольно интересные... Но, вот текст... Я ни до, ни после, не читал настолько тяжелых книг. Я не знаю вина в этом переводчика, или сам Гибсон не умеет красиво и, главное, живо описывать происходящее и локации, но я перечитывал по несколько раз, буквально, каждое предложение, а то и целые абзацы, просто что бы в голове появилась хоть какая-то картинка и это при том что у меня очень живое воображение и визуализировать то что написано в книгах для меня не составляет труда. При чтение Нейроманта у меня не было ясно картинки, только какие-то урывочные образы. Я конечно понимаю что Гибсон в этой книге описал классический киберпанк, да вот только я так и не смог увидеть то что он пытался описать. В общем, если для вас в книге главное легкость чтения, не тратьте время на Нейроманта и Гибсона вообще!

Оценка: 2
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главное при чтении книг — прочитать первые 50 страниц. Потом становится понятна терминология, место действия и характер героев. Сейчас, во время интернета и компьютерных технологий, читается, думаю, намного проще, чем непосредственно после первого издания. И становится понятно — почему эти книги стали настолько революционными в свое время. Советую прочитать всем, кто хочет разобраться — откуда пошел киберпанк.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уж сколько было сказано об этой книге, критиками, фанатами, литературоведами. И не перестают говорить. Вот и теперь, очередные пять иен.

В который, наверное, раз хочется уточнить, почему «Нейромант» все еще лучше, чем многие другие проекты на аналогичную или близкую тематику, в том числе и современные (особенно они). Ведь дело же не только в том, что книга считается основателем и последующим популяризатором жанра. На сегодняшний момент «Нейромант» может показаться грубым, наивным, примитивным в техническом плане, в плане персонажей, в плане истории.

И вместе с тем, он по-прежнему остается честным.

Большая часть современных проектов направлены в первую очередь на получение прибыли, а потому специально прилизаны, лишены всех неловких или неприятных тем, окультурены, болезненно толерантны и четко распределены по ролям – со злодеями и героями. Всё это для большего охвата аудитории. Персонажи таких проектов всегда знают, что нужно делать. Герои помогают другим, едва завидев нуждающихся, допытываются до дел посторонних, ввязываются в авантюры и очень быстро начинают свято верить, что они или избранные в борьбе со злом, или, по крайней мере, очень полезные. Они без задних мыслей принимают одну сторону и видят другую исключительно неправой.

А злодеи? Планы по улучшению быта человеческого вида, его выживания, пусть и не самыми популярными методами, рассматриваются все меньше. Теперь все банально – власть. Причем не для достижения чего-то с ее помощью, а просто наличие оной, статус. Трон на спинах простых смертных.

Так же и центральные идеи — берутся измусоленными предшественниками и пересказываются почти теми же словами. Так безопасней, так политкорректно и никого не задевает.

В «Нейроманте?» Нет героев и злодеев. Есть наркоманы, садисты и проститутки, на которых обратили на некоторое время внимание те, кто выше в местной иерархии и заставили/убедили работать на себя. И эти не-герои не перевоспитываются, как теперь положено, не пытаются обличить своих нанимателей в преступной деятельности, чтобы все закончилось счастливым финалом и крахом злодейской империи, нет – они сами готовы предать кого угодно, чтобы урвать кусок побольше и способны копаться в какой угодно грязи, чтобы выжить. Все они законченные эгоисты, и могут помочь ближнему только из-за его полезности или случайной, кратковременной симпатии. И не скрывают этого, не лицемерят, не строят из себя спасителей, мессий или еще кого.

Такие персонажи малосимпатичны, но в них можно поверить.

Это касается не только людей, но и ИскИнов. Последние мыслят по-иному, очевидно, и методы их иные, но – почему нет? Они не пытаются завоевать/поработить человечество, как то принято сейчас, а занимаются своими делами, развиваются, стремятся вырваться за пределы планеты.

Нет в «Нейроманте» и сюжета в привычном смысле этого слова – только непрерывное действо, вырванное из контекста. Без начала и конца. Просто очередное дело хакера, лишь немного более мозголомное, чем обычно. И книге, как никакой другой, такой формат подходит.

В общем, без хождения вокруг да около — произведение Гибсона – чистый киберпанк, безо всяких лишних примесей. Бесконечный танец неона меж кабелей и экранов, опутавших мир; впечатляющий, метафорический, свободный, нелицеприятный, жаргонный, консервативный боевик. Рассказ о жизни хищников, пробивающихся сквозь косяки мелких рыб — среднего класса, в безбрежном море с безвольным и пассивным планктоном большинства в обществе. Причем хищники – не главные действующие лица, что и является одной из «фишек» жанра.

Одни «Нейромант» считают бездарной халтурой, другие до сих пор возводят в культ. Но, чтобы причислись себя к тем или иным, нужно ведь прочесть книгу, верно? Это стоит того, точно.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман вызвал двойственные ощущения. Тема, с одной стороны, для своего времени, довольно новаторская. Вот откуда пошли такие понятия как, например, «матрица». Да и понятие «лёд» (пусть и в противоположной форме (вируса)) появляется в различных произведениях искусств. В фильме «Вербовка» («Рекрут») в ЦРУ придуман вирус, распространяющийся через электрическую сеть, называющийся ЛЁД-9.

С другой стороны, произведение написано довольно сбивчиво и хаотично. Порой непонятно, в каком пространстве находится главный герой. Да и раскрытию понятий и описанию героев Гибсон уделил минимум места в романе. На слождность чтения влияет и то, что событий много, а подробных описаний их мало.

Информационный знак произведения 18+, надо минимум 21+. И это понятно почему. Вот, кстати, описание главного героя в Википедии. Кейс (англ. Henry Dorsett Case) — центральный персонаж романа, наркоман и хакер киберпространства. На первом месте показано, что в первую очередь он всё-таки наркоман. Однако непонятно, зачем автор сделал главного героя таким? Может, поэтому роман получил премию им. Филипа К. Дика? :)

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх