Все отзывы посетителя Lady Vader
Отзывы (всего: 29 шт.)
Рейтинг отзыва
Lady Vader, 11 сентября 2022 г. 21:30
Начать хочется с того, что эта книга прекрасно написана. Герои в ней — живые, проблемы — актуальные, ирония — едкая, а язык — русский. Хороший язык, крепкая фабула, свободное дыхание.
И кажется, что это такая монархическая утопия. Да, формальности соблюдены: монархия, космос, Империя, Россия — вновь православная страна. Вот только на утопию эти не похоже ни в малейшей степени. Да, кланы элит играют в «Государя» и возвращают-таки монарха на престол, вот только их борьба окончательно приняла вид феодальных клановых разборок. Да, в монархическом «прекрасном далеко» верующим стала быть не только модно, но и выгодно (вот это, пожалуй, самое смелое фантастическое допущение в книге), но цена этой веры напоказ, мягко говоря, не высока.
Сергей Сизарев, используя приемы космической фантастики и традиционной русской сатиры, показывает настоящий филиал ада, в котором, чтобы выжить, человек должен потерять человечность, оскотинится, оносорожиться. Ну, то есть — «одракониться» или, как не без жеманства выражаются герои Сизарева, «принять драконье достоинство». Не до сантиментов. Не до эполет, не до прекрасны принцев и принцесс. Меньше пафоса, господа драконы!
За право взойти на вновь восстановленный престол сражаются 20 претендентов, но автор следит за судьбами двух героев. Первого в списке и последнего. Зрелый мужчина, верующий христианин, идеалист, прекрасный семьянин, военный герой, этакий космический Добрыня Никитич против космического короля Артура — малолетнего бандита, который только и умеет, что выживать в любых обстоятельствах, который может стать «разводящим» для элиты ли, для бандитов ли. Кто из них вытащит меч из камня? Не все ли равно? — ехидно вопрошает автор.
В общем-то нет. Фигура победителя важна. И то, что на вожделенное царство достается в конце концов
Но важнее другое. Что если мечта о возвращении монархии — задается он вопросом — это мечта о красивой форме из красивого прошлого? Что останется от этой мечты, если форму — видоизменить? «Тоска варана по мезозойской эре»?
«Это нельзя вернуть по-настоящему», — говорит одна из ключевых фигур романа, — «Любить — можно. Тосковать — можно. Вернуть — нет. <...> Вы можете построить что-то новое <...>. Это будет по-честному и взаправду».
Это вожделенное «новое», по мысли автора романа, по сути дело, социальное государство. Государство для народа, в котором, ок, ну, пусть будет монарх, — нормальный человек. Чуть лучше президента.
А что делает человека — человеком? Тоже интересный вопрос, хотя, совсем их другого «вопросника», с проблемой власти никак не связанный. А делает человека человеком — норма как основа жизни. Не только биологическая, но и нравственная. Биологически-модифицированные уже-не-люди из романа Сизарева, которые бесконечно гордятся своей уникальностью, не могут элементарного — родить детей, потому что они уже не являются одним биологическим видом и потому что они бесконечно ненавидят друг друга. А продолжение жизни дает только любовь. Биологически одинокое существо — это безумная «вершина» мира самодостаточных потребителей. Они, эти одинокие драконы, не способные на нормальные чувства, могут только паразитировать на цивилизации, которую создали те, кто согласен жить в мире норм и иерархий. И одна из черт нормального мира, показанная в книге Сизарева — церковь. По правде сказать, его герои не блещут религиозными дарованиями, да и купала церквей не так, чтобы особо сильно сверкали на фоне космического пейзажа. Но религиозность показана именно как неотъемлемая часть нормального мира, настолько «нормальная», что нет необходимости заострять внимание читателя на том, как герой в очередной раз перекрестил лоб.
В книге Сизарева звучит вечные неразрешимые традиционные русские вопросы. А то, что их задает девочка-дракон, у которой выпотрошили все нутро, и поэтому она никогда не вырастет — это художественная условность.
Нет и не может быть на них рационального ответа, такого, чтобы процитировать и успокоится. И никому не будет спокойно на страницах этой хулиганской книги — ни либералу, ни патриоту, ни монархисту… Достанется всем.
А все-таки читать ее легко и приятно, потому что в адских декорациях у Сизарева действуют, хорошие люди, в чем-то аномальные, конечно, но не утратившие способности любить. У страшного мира, который изображает Сизарев, есть не только красивое прошлое, но и живое будущее.
Марина и Сергей Дяченко «Ведьмин зов»
Lady Vader, 1 февраля 2020 г. 23:09
Прочитала новый роман супругов Дяченко «Ведьмин зов». Это тот редкий, да что там редкий, в моем читательском опыте — беспрецедентный случай, когда продолжение сильнее начала. Честно говоря, я при всей моей любви к творчеству Дяченко никогда не была фанатом первой части франшизы «Ведьмин век». История казалась мне какой-то надуманной что ли, талантливо сочиненной, но ненастоящей.
В новом романе история про «особенных женщин» стала пугающе актуальной. Нет, это не про феминизм (эта тема вообще не затрагивается) и не про то, что женщины, мол, не такие как мужчины. И не про толерантность.
Она об ответственности человека за зло, которое он совершил. Про то, что никого нельзя «довести до ручки», что никогда человек не имеет морального права сказать «с меня хватит». Что если жертва становится палачом, то она теряет право на сочувствие. Про то, что опасного преступника надо — обезвредить. И про то, что обезвреживающий себя никогда не простит.
Все это непопулярные идеи сегодня и Дяченко доказывают их методом «от противного». Прямо, «в лоб» ничего не проговаривается.
Тут, на мой взгляд надо обратить внимания на два ключевых момента в книге — дальше спойлеры —
А девушку Эгле встала на этот путь, потому что поссорилась с любимым человеком. Ей было тяжело, да… Да, ведьма уже не владеет собой, но начиная процесс трансформации человек прекрасно понимает, чем заплатят окружающие за миг его торжества.
И никому не легко, мир переполнен страданием… Оставаться в нем человеком, возможно ли?
Ну и пара слов в сторону качества.. Как и роман «Луч» текст написан так плотно, с таким внутренним напряжениям, что не оторваться, пока не дочитаешь.
Виктория Черёмухина «Представь себе осень»
Lady Vader, 6 октября 2019 г. 17:26
Великолепный рассказ, очень сильный и по замыслу и — особенно — по исполнению. Прекрасный язык, тонкий психологизм и развитая эмоциональность при внешней сдержанности. Здесь происходят страшные события, но автор подходит к ним очень спокойно. Шокировать или напугать не входит в его задачу. А входит — рассказать о чуде.
Поставила 9 только для того, чтобы автору было куда развиваться.
Святослав Логинов «Дело в шляпе»
Lady Vader, 1 июля 2019 г. 14:45
Рассказ входит в сборник «Лигр», в котором собраны тексты по мотивам произведений Марины и Сергея Дяченко, в ту часть сборника, где собраны произведения по «далеким мотивам»
Из мотивов здесь — атмосфера, условно-средневековая, немного киношная, в целом ничья, мало ли кто у нас писал о средневековье? — и все таки дяченковская: бродячие артисты, бедный фургончик и волшебство то ли есть, то ли — нет.... Поди разбери.
Сюжетная составляющая здесь ослаблена, как и всегда бывает, если автор работает на создание атмосферы.
Из собственного вклада в мир
Яркого развития эта тема не получила , ну и хорошо!
Lady Vader, 27 июня 2019 г. 22:29
Рассказ очень хорошо попадает в тональность «Армагед-дома» Марины и Сергея Дяченко.
Автор развивает сюжетную линию., связанную со сломанными вратами, и делает это очень по дяченковски:
зато перед нами пройдут вереницы людей, оказавшихся в ситуации привычного для этого мира смертельного риска, к которому все равно нельзя привыкнуть.
Герои, не то, чтобы объемные, в рамках рассказа этого сделать нельзя, но запоминающиеся...
Александр Голиков «Пока стучит о землю мяч»
Lady Vader, 17 июня 2019 г. 18:37
Рассказ, написанный по мотивам самого страшного короткого текста супругов Дяченко «Баскетбол».
Начинается он неторопливо, почти лениво и вдруг, ближе к концу делает резкий поворот:
Идея сильная, но недоработанная на уровне сюжета, которого в тексте почитай что и нет...
Но за смелую попытку ввести новое фантастическое допущение, которого не было у мэтров, рассказ стоит отметить.
Lady Vader, 9 июня 2019 г. 19:06
«Волчья сыть» — пронзительная повесть Дяченко с невероятно сложным фантадопущением. Про овец, о жизни и смерти
В рассказе Татьяны Тихоновой
Сергей Лукьяненко «Новый роман «Ремарка»
Lady Vader, 2 июня 2019 г. 16:18
Блестящая задумка, великолепная вариация на тему волшебного театра. Идея очень близка к повести Дяченко «Кон», но вполне самостоятельна и вполне тянет если не на роман, то на хорошую, настоящую Дяченковскую повесть. Жаль, что Лукьяненко так и ограничился наброском, пародией. Да и то сказать, не фанфик же прославленному мэтру писать?
Пародия ли это? Все-таки нет. Лукьяненко показал, что он понял, как функционирует типично дяченковский текст, за счет чего он держит читателя, как в нем создается интрига и поняв, не нашел в дяченковских приемах ничего механического, неискреннего, того, что претворяется не собой.
Только в конце Лукьяненко идет на ироническое снижение финала: белый стих, великая любовь, бла-бла-бла
Ирина Родионова «Последний глоток света перед тьмой»
Lady Vader, 2 июня 2019 г. 09:51
По мотивам романа супругов Дяченко «Армагед-дом», самого сильного произведения мэтров. Концентрированный рассказ о постсоветском обществе, которое живет в ситуации постоянной катастрофы, о людях, чьи жизни непоправимо сломаны, о том, как общество пытается залечь неизлечимые раны... О первой и последней любви.
Конечно, писать на уровне такого канона очень трудно, хотя смысловых лакун там хватает... Их бы и раскрыть, но автор рассказа пошел по иному пути
Взгляд на мир со стороны Глефы.
Lady Vader, 1 июня 2019 г. 13:31
По мотивам романа Марины и Сергея Дяченко «Казнь».
Роман очень непростой, в нем на самом деле умещается несколько новелл с разными фантастическими вводными.
Григорий Панченко излагает эту непростую историю с точки зрения необычного героя.
В конце читателя ждет приятный не то, чтобы сюрприз, но, скажем так, момент. Тем, кто переживает за судьбу главной героини, должно понравится вот это:
Игорь Вереснев «Девушка с родинкой на плече»
Lady Vader, 30 мая 2019 г. 22:50
Рассказ написан по мотивам романа «Ведьмин век». Кстати, именно этот канон стал самым популярным на конкурсе рассказов по мотивам, объявленным 2 года назад. И, если мне не изменяет память, почти во всех текстах авторы целиком и полностью становились на сторону ведьм, что печально, на самом деле.
В романе Дяченко две линии — линия ведьмы / инквизитора и линия нявки/ чугайстера. В рассказе Игоря Вереснева больше внимания уделено все-таки линии нявки и это не удивительно, потому что с ней связана очень яркая смысловая оппозиция — живое/ мертвое, в то время как конфликт ведьмы и инквизитора опирается на менее значимою оппозицию мужское / женское.
Рассказ о нявке органично вписывается в зомби-тематику, которая уже давно является мейнстримом фантастики.
Конфликт рассказа Вереснева опирается на традиционную оппозицию
Рассказ имеет детективную составляющую и вывод:
Поклонникам романа «Ведьмин век» он должен понравится. Мне же в рассказе не хватило некой изюминки, неожиданного поворота, не хватило амбивалентности, присущей роману Дяченко: да, жалко ведьм, да, инквизиторы делают грязное дело, но стихия ведьмы — это смерть и хаос, которые нельзя приручить. Умирить этот конфликт может только чудо или любовь.
Lady Vader, 30 мая 2019 г. 08:31
Рассказ написан на основе романа «Медный король». Но мир условного средневековья, изображенный в каноне, постарел? повзрослел? Вступил в постиндустриальную фазу? Но идол медного короля все так же готов забрать у человека самое дорогое, а человек все так же мечтает о несбыточном. Или уже не так?
В основе рассказа конфликт материи сына — «особенного» мальчика, который, как кажется не способен ни на любовь, ни на сочувствие. Не просто вредный подросток, но подросток с явными душевными патологиями. Боль для матери. Наказание за грех. Опасность для мира. Человек, который не ведает о том, что между его «хочу» и исполнением желания лежит целый мир живых и настоящих людей.
Lady Vader, 20 мая 2019 г. 21:47
Повесть «Кон» — одна из самых сильных, самых нестандартных вещей Дяченко.
Это, с одной стороны, рассказ о суровых законах искусства, о божестве Театра, который находится по ту сторону добра и зла и дает своим верным адептам — тем, кто не побоялся рискнуть и все поставить «на кон» — славу, вдохновение, вечную молодость. Но и требует жертв, одна из которых — остановка в развитии. Тот, чей спектакль понравился живому театру — Кону, чью премьеру он примет благосклонно, будет снова и снова блистать в этом спектакле, но только в этом и только на «волшебной» сцене. А тот, чей «творческий продукт» не понравится Кону, кто с треском провалит спектакль — навсегда останется неудачником. Умрет, сойдет с ума , но не будет больше актером, режиссером, сценаристом.
История, рассказанная Дяченко, имеет два плана. Это и притча об искусстве, и рассказ о художнике, который борется за свое право быть в искусстве, идет к цели, преодолевает невероятные препятствия чтобы... А вот тут будет спойлер:
В этом противостоянии Кон — воплощение мхатовской традиции: ему нравится полная достоверность, жизнеподобие. Тимур Тимьянов- он, как бы новатор. Ну, не такой новатор, чтобы голышом по сцене бегать, но все-таки... Завершение «линии» этого героя — то, что он сжигает Кон, не найдя собственно творческих аргументов — невероятно сильный и провокативный вброс Дяченко. Если новатор превращается в Герострата, велика ли художественная цена его новаторства? Если он готов уничтожить саму систему театральных оценок (а ведь Кон — это персонификация некое экспертного потенциала мира искусства, он собирательный образ тех, кто дает оценку), не значит ли это, что ему просто не место в мире искусства?
К сожалению, в финале Дяченко несколько смягчили этот острый поворот мысли, который вряд ли снискал бы популярность у публики,
Lady Vader, 1 января 2019 г. 18:52
В целом текст производит очень приятное впечатление. Он написан легко и прозрачно, читатель сразу погружается в действие.
Два главных героя — Демиан и Левандовски нарисованы уверенной рукой и сразу вызывают симпатию и интерес.
Центре романа социальная проблематика:
Миром правят корпорации, они делят власть и деньги, манипулирует людьми, Очень мне понравился контраст между жизнью корпората и простого человека. Это очень жизненно и если бы эта линия стала в дальнейшем ведущей, было бы очень интересно.
Линия Демиана лучшая в романе.
Кристоф Левандовски тоже хорош,
Линия Олега получилось более слабой, на мой взгляд, потому что в нем задействованы чисто профессиональные качества.
Приключение на Марсе слишком «техничны» то есть производственные проблемы, которые решают герои — спасаются, бегают, взрывают — на мой взгляд, слабо связаны с душевной жизнью героев.
Это только начало серии. Надеюсь, что в следующих произведениях цикла социальная проблематика останется главенствующей линией повествования.
Lady Vader, 12 декабря 2018 г. 15:56
Мне так понравилась ознакомительная версия, что я не утерпела и купила электронную версию, не дожидаясь, пока к нам в город бумажную завезут.
В целом мне понравилось, особенно тот факт, что Лукьяненко придумал довольно убедительную версию того, откуда весь этот зомби-апокалипсис начался.
Хорошо закрыты сюжетные арки, истории героев получают убедительное завершение.
сказать, что большего я не ждала? Ждала... Ждала, что автор поднимется до философского уровня проблемы, что есть жизнь, что есть смерть. Но в этом тексте автор полностью реализовал свой замысел, грамотно рассчитав силы.
И есть один поворот, который должен быть, прямо-таки напрашивался!
Но не судьба. Может быть, в следующей книге?
Есть, правда, у меня вопросы. Они спойлерные, убираю под кат.
1. Настя стала Квази. Это как? Капитан Маркин лично скормил ее человечинку? Драный Лис подсуетился? И все приняли это как должное? Что-то не вериться...
2. В чем важность главного героя? Почему все с ним так носятся? Хороший мужик, конечно, но не Антон Городецкий.
3. Подруга Ольги совсем не убедительна. Вот если бы на ее месте была сама Ольга со всеми вытекающими, это был бы совсем другой размах повествования. Тем более, что намеки были. Но автор пошел более простым путем.
Алекс де Клемешье «Клинки кардинала»
Lady Vader, 17 ноября 2018 г. 13:02
Человек с именем Алекс де Клемешье не мог не написать эту книгу. Сначала скажу о том, что удалось.
Во-первых, соединить художественный мир двух культовых книг — ход беспроигрышный. И он удался.
Бесспорно удалась стилизация под слог Александра Дюма, умеренная, но внятная. Вообще в романе гораздо больше от мира меча, чем от мира магии, больше от Дюма, чем от Лукьяненко. От Лукьяненко, на мой взгляд, почти ничего не осталось. Границы между светом и тьмой не просто размыты, ее и нет вообще, и судя по всему в этом мире никогда не было.
Завязка удалась, интрига интригует, герой почти не раскрывается, но он вполне убедителен в своей загадочности.
Теперь о минусах. Слишком рано появилось слово «конец». Да, финал может быть открытым, но тут по моим ощущениям история только началась. К
Очень не хватает истории Беатрис и Бреку. У них странные отношения, у них трагедия в прошлом. И я не понимаю, почему главный герой так привязан к Ришелье.
Главному герою не хватает мотивации.
Ну и одно мелкое замечание: слово «озвучить», которые произносит кардинал Ришелье. Как-то не звучит. Все-таки, озвучить, это не сленг, конечно, но такой полусленг, что ли... Лучше было бы написать что-нибудь в роде «соблаговолите мне назвать... »
Чего бы мне хотелось во второй книге? Чтобы в ней сюжет был завершен. Третью книгу, если вторая будет с таким же финалам, читать не буду, уж извините.
Еще было бы очень неплохо, чтобы была наконец то по-нормальному рассказана история Атоса и Миледи. То, что у Дюма, это вообще ни в какие ворота не лезет, как будто эта история пришла из другой книги и от других персонажей.
И напоследок немного пофилософствую. И «Три мушкетера», и «Дозоры» — это не просто культовые книги, это истории, в которых дан целостный образ эпохи. Три мушкетера — это все про Францию. Хотя там все вранье и чистый вымысел, все равно это «все про Францию». А «Дозоры» — это с теми же оговорками — «Все про современную Россию». Хотя там... а все таки.
Цельности не хватает тому миру, который нарисован в «Клинках кардинал...» Это все... о чем? О ком? Может быть, во второй книге появится ответ на этот вопрос.
Борис Толчинский «Боги выбирают сильных»
Lady Vader, 20 мая 2018 г. 23:37
Начиная со второй части для меня стало очевидно, что я расхожусь с автором в базовых вещах: в вопросе ценностей и в отношении к главным героям.
София в авторской оценке дана как сильная, яркая личность, страстная и талантливая натура, из тех, что творят историю. Вот такая, сильная, которую боги, в конце концов, выберут. Но я увидела в ней другое: инфантильную особу, которая играет в яркие игрушки. И власть для нее — это только и всего лишь игра. По крайней мене из текста не следует, что она преследует более благородные цели, чем усесться на папенькин престол. Что будет, если вместо Юстины будет править ее дядюшка? Да ничего не будет, они стоят друг друга. Героиня совершенно равнодушна и к детям, и к мужу, и к любовнику (ее поворот к Марсию показался мне резким и неубедительным), и у отцу. Она играет человеческими жизнями, но она не знает цены этим жизням, потому что она при всей ее образованности, крайней ограниченная особа. У нее бескрылая душа. На этом фоне даже ее дядюшка начинает смотреться более выиграшно, потому что у него есть живая и человеческая страсть, пусть и несколько извращенная.
Еще один очень неприятный момент — это эротика. Назовите меня тысячу раз ханжой, но в книге, которая претендует на интеллектуализм и направлена не на массового читателя, такие сцены не нужны.
Что удалось очень хорошо: реконструкция языческого менталитета.
София очень четко объясняет читателю, чем живут аморийцы: они обожествили механизмы власти и изгнали из своей жизни нравственный императив. Нельзя не оценить, как точно схвачены главные черты римского язычества: обожествление механизма власти и в конце концов обожествление своего я. Когда София говорит, что «я верю в себя» — это очень здорово звучит, потому что здесь показана вся безысходность и ограниченность языческого культа, не имеющего выхода в трансцендентное измерение.
Для амарийцев Бог — это ментальный инструмент, с помощью которого они структурируют свое земное бытие. Это нечто полезное и безусловное, как сила притяжения. Не верить в него — нелепо и опасно. Но в такой вере нет свободы. Именно недоказуемость Его бытия делает веру человека или его неверие свободным духовным актом.
Язычество ограничено, но античная цивилизация глубоко чувствовала ограниченность этого мира, отсюда пессимизм ее философем, презрение к жизни, равно присущий стоикам и эпикурейцам. Античность была глубока в своей трагедии, а аморийцы просто не поняли, что с ними произошло, что их так, простите, оглупило. Тут поневоле задумаешься, не правы ли Ульпины, стремящиеся разрушить этот мир? Эфир — это такой наркоз для души. И герои этого романа пребывают в блаженном неведении о своем ничтожестве, о том насколько душно в мире, забывшем о Христе.
Удались некоторые второстепенные герои. Марсий получился однозначно лучше Варга, а Медея намного лучше Софии. Ее чувства понятны и человечны. Она мечется, выбирает, сомневается. Вроде бы она тоже бьется за власть, но совсем не так, как София. Потому что София хочет возвысится на еще большую высоту, а Медея хочет подняться из ничтожества. Разница огромная.
Удачен поединок Софии и Корнелия. Он написал хорошо, динамично... Даже жалко Корнелия в этот момент становится.
Есть и чисто технические недочеты: явные длинноты и в описаниях, и в диалогах. Кажется, что автор слишком сильно полюбил и свой мир, и своих героев, и боится разрушить эту гармонию. Посмотрим, сумеет ли он раскачать корабль аморийского быта-бытия в завершающей части трилогии?
Борис Толчинский «Нарбоннский вепрь»
Lady Vader, 16 апреля 2018 г. 07:31
Эта книга понравится всем любителям нестандартного, но не злого. Автор рисует весьма необычный мир, в котором геополитические процессы пошли настолько по-другому, что на территории современного африканского континента возникла совершенно уникальная цивилизация, мнящая себя наследницей Римской Империи, но по первому впечатлению, не имеющая с ней ничего общего.
Первая книга знакомит нас с главными героями — воителями и правителями, интриганами и почти что волшебниками. Первая книга провоцирует на вопросы: в чем источник небывалого даже для человека XXI века могущества аморийской цивилизации? И куда в этом мире подевались христиане? Автор не спешит выложить все карты на стол.
По первой книге видно, что Борис Толчинский — автор с узнаваемым лицом и узнаваемым стилем, для которого характерна своеобразная эпическая дистанция по отношению к повествованию: ровное дыхание, как будто он рассматривает события из окна аморийского дворца.
Книга не оставит равнодушными и любителей порешать экзистенциальные задачи на тему: кто прав, кто виноват. Правда, им будет очень трудно, потому что автор выносит проблему справедливости и вообще нравственной оценки происходящего как будто за скобки. Но разве не так мы смотрим на историю древнего мира, на всех этих Цезарей и Брутов, которые творили ужасные вещи, но все равно остались в истории не злодеями, а героями?
И еще несколько мыслей вдогонку первого тома.
Игорь Прососов «Не чуя страны»
Lady Vader, 3 декабря 2017 г. 18:54
Это еще один текст из антологии против красных, в котором победа белых, такая... сомнительная....
Автор ставит очень серьезную проблемы: а какой ценой далась эта победа и приходит к неутешительному выводу: чтобы победить красных, белые должны стать еще хуже, еще жестче, еще «краснее».
Никакого качественного изменения хода истории не произошло... Альтернативы нет...
Впору задуматься, а почему так? Почему этот унылый XX век был неизбежен? Неужели нельзя иначе?
Дальше — спойлеры и дальше — критика.
Пастернак, который называет Маяковского — Вовкой? Не могу себе представить. Пьет пиво на улице — не могу себе представить.
Заступлюсь за Есенина. Я не большой поклонник Есенина, это очень странная фигура, весьма далекая от его сусально-хрестоматийного образа, который вошел в обиход. И да , с Блюмкиным дружил, так же как Маяковский дружил с Аграновым. Но «не расстреливал несчастных по темницам» Говорить об обратном даже в игровом варианте — , мне кажется, нельзя.
Глеб Елисеев «Пейзажи после иной битвы»
Lady Vader, 27 ноября 2017 г. 19:00
Очень интересный и содержательный обзор произведений, посвященных этой теме, то есть тому, чтобы было бы, если бы красный не победили, в русской литературе XX века.
Да, мы, автору этого сборника, отнюдь не первопроходцы, но каждое время рождает свои мифы и свои опровержения.
Олег Дивов «Абсолютные миротворцы»
Lady Vader, 17 августа 2017 г. 20:56
Мне понравилось. Вроде бы сюжет — железяки, электрика, отчеты, документация, и даже страшные инопланетяне не страшные, а просто «проблемные» — не предполагает, что будет интересно, а интересно получилось!
И конечно, такое развитие событий возможно только в стране, в которой не было революции.
Отдельно о Кацмане. Хороший мужик!
Ина Голдин «Бог любит Францию»
Lady Vader, 13 июля 2017 г. 07:57
Очень понравился рассказ, великолепная идея и блестящее исполнение!
Lady Vader, 26 июня 2017 г. 22:49
Мне кажется, что это лучшая вещь Хаецкой. История о том, как в мир проникает зло пол маской шутовства... История о любви дочери к отцу. Я была потрясена!
Юрий Брайдер, Николай Чадович «Стрелы Перуна с разделяющимися боеголовками»
Lady Vader, 26 июня 2017 г. 07:37
Очень простая идея: изоляция ведет к деградации, но выполнено на очень высоком техническом уровне... Живые герои, настоящая драма...
Мила Коротич «Благодати больше нет»
Lady Vader, 16 мая 2017 г. 22:21
Я не большой поклонник мира Ктулху и атмосферу нуара, но этот рассказ зацепил меня обращением к религиозной — христианской — составляющей. Текст читается не просто, в него нужно погружаться, видеть первый и второй план...
Автор очень тонко и ненавязчиво вплетает христианскую символику в мир посюстороннего ада, в котором нет и не может быть благодати... Или все-таки — есть? Потому что Бог не оставляет даже грешников. Даже вудуистов, даже атеистов...
Николай Желунов «Тайный Дозор»
Lady Vader, 16 мая 2017 г. 07:51
Одно из главных достоинств книги заключается в логичности структуры и полной самодостаточности текста. Если вы прочитали «дозорные» книги Сергея Лукьяненко и хотите «того же самого», но немного по -другому, то книга вас не разочарует.
Николай Желунов очень точно воспроизводит все основные приметы дозорного текста,
А настоящие фанаты «дозорной» серии, наверняка, оценят возможность взглянуть на события первой части самого первого «Дозора» с другой точки зрения. В буквальном смысле слова.
Но открывая книгу ждешь все-таки не вариации на тему, а какой-то сверх идеи, что ли? Есть ли таковая в «еще одном дозоре»?
Мне кажется, есть, хотя она старательно уведена на третий-четвертый план, чтобы не мешать любителям просто приключений. Это вопрос об идентификации.
Как светлый становится Светлым, почему человек уходит во Тьму? Кто виноват и что делать? В каноне в этом пункте есть кардинальное противоречие. С одной стороны это — самый главный духовный выбор в жизни пока еще человека. с другой — случайность. Не скрою, мне хотелось бы более яркого и менее линейного решения этого вопроса, но спасибо и на том, что есть...
Самое вкусное в книге:
Из недостатков.
Мне не понравилась первая часть книги про то,
И напоследок: прекрасный язык, блистательный «пролог», яркий и романтичный финал, в котором все становится на свои места...
Владимир Аренев «Хижина дядюшки Сэма»
Lady Vader, 3 августа 2016 г. 23:03
Очень сильная вещь и по замыслу, и по исполнению!. В мире ломается что-то базовое, главное, что — не важно абсолютно, это ведь не научный трактат, а почти притча. В мире, где взрослые отказываются стареть и ложатся в креокамеры, дети перестают взрослеть. В мире, где воюют цивилизации мужчин и женщин больше не рождаются дети. Совсем, ни у кого. Мир, которым правят дети, невежественные и безжалостные, превращается в ад. Повесть написана в 2003 году, а кажется, что сегодня, настолько все сказанное — про нас.
Отдельное спасибо автору, что нет никакой чернухи. А могло бы быть... много...
Хотелось бы более яркого или определенного финала, ну и бой машин был несколько затянут...
Шарль Хеннеберг, Натали Хеннеберг «Язва»
Lady Vader, 16 февраля 2016 г. 23:37
Я, честно говоря, не понимаю, как я смогла дочитать до конца текст, который начинается словами «Написано кровью из перерезанной вены. Предсмертное стихотворение С.Есенина». Но тогда мне было тринадцать лет, за окном была слякотная осень и «лихие 90-е», а книгу подарил мне папа…
При желании, у этой книги можно найти массу недостатков, особенно это касается «Пролога», вообще начала текста. И все -таки ...
«Язва» Натали Хеннеберг – это очень красивая книга. Эта книга, которая может поговорить с читателем и о небесной геометрии, и о земной простоте. Ее можно прочитать и как книгу о любви, и как книгу об одиночестве, как универсальную причту о борьбе Света и Мрака, и как стилизованный под космическую оперу рассказ об ужасах русской революции. Но она требует от читателя готовности домыслить то, чего нет или что намечено еле видными штрихами. Эта книга, которую нужно постоянно дописывать в своем воображении, которая вряд ли понравится тем, кто привык мыслить рационально, но не оставит равнодушных тех, для кого текст автора – это только повод написать поверх него свое собственное повествование.
Она может показаться очень наивной и иногда эта наивность раздражает. Раздражает Айрт Рег, раздражает длинные и нудные псевдонаучные лекции Морозова, которые, конечно, нужны для развития сюжета, но они должны быть раза в четыре короче.
И все-таки эта наивность очень хорошего человека, который вопреки всему верит, что зло абсолютно чуждо человеческой природе, что мерзкое желание все уничтожать приходит откуда-то извне, а не из сердца человека. Вирус зла настолько чужд героем Натали, что он или уничтожает их как личность или нивелируется личностным началом. У зла нет лица, и в романе, который посвящен тому, что есть зло, нет ни одного настоящего злодея. И поэтому вопреки мрачному содержанию, книга оставляет очень светлое впечатление.
Кстати, о злодее.
Кто он в этом раскладе? Есть ли у него прототип? Вообще говоря, возле последнего русского царя было столько предательства, что прототипом Валерана мог быть практически любой из его дальних родственников. Например, великий князь Кирилл, потомки которого – Кирилловичи – сегодня являются единственными представителями рода Романовых. Впрочем, они по ряду формальных причин давно утратили права на корону российской империи.
Однако вряд ли Натали Хеннеберг имела в виду какое-то конкретное лицо. Скорее в образе принца-предателя реализовалось сложное отношение российской интеллигенции в эмиграции к трагедии революции и к дому Романовых. Конечно, никто из них уже не мог повторить на полном серьезе вслед за Александром Блоком: «Мировой пожар в крови // Господи, благослови!» Кстати, именно эти строки Блока проходят рефреном через всю книгу и являются, по сути дела, «голосом» Мрака. А все-таки вот так прямо сказать, что «мы со своим революционным пафосов были неправы» даже после кровавой бойни революции и гражданской войны русские эмигранты в массе своей не были готовы. Хотя, если где и могли раздаться здоровые голоса правды, то именно в этой среде. Так вот, в образе Валерана, принца-предателя, воплотилось представление о некой порче, которая была якобы связана с царствующем домом Романовых, о том, что «то ли они украли, то ли у них украли, но осадок остался», о том, что их, конечно, жалко, но они сами виноваты. В чем? В том, что оказались слабы. Не пересажали, не передушили заразу революции вовремя, в том, что они оказались жертвами. То, что эти жертвы невинны и чисты душой, российского обывателя раздражает еще больше. Потому что невинных нет, ведь так? Валеран же – это палач и жертва в одном лице. Вина его очевидна с первой же страницы. И все же.. все же… все же…
Валеран выделяется на фоне других персонажей подлинностью болезненного опыта, который лежит в основе этого образа. И этот опыт, несмотря на то, что действие романа происходит в «далекой-далекой Галактике», близок и понятен каждому читателю. А заключается он в том, что человек вдруг осознает меру собственной греховности. Он вдруг ясно понимает, что, как сказал некогда в одном из многочисленных интервью Иосиф Бродский, больше похож на монстра, чем на святого Георгия. Он вдруг принимает свою роль в жизни как роль отрицательного персонажа, которого все только по ошибке считали персонажем положительным.
только Валеран знает, каково это, когда мировой пожар бушует не где-то там, а в твоей крови? Каково это, оказаться предателем, когда мнил себя героем, оказаться палачом, когда мнил себя невинной жертвой, И при всем при том, он обладает удивительным, редким, если не сказать уникальным свойством души – способностью видеть проявления Мрака не в других, а в себе, видеть в себе – монстра и называть свой грех тем именем, которого оно заслуживает.
Но все эти несомненные достоинства Валерана были бы ни к чему, если бы не та ключевая сцена – сцена исповеди, которая делает из Валерана героя не просто загадочного, но трагического.
Валеран, обнаруживший у себя признаки земной болезни, пытается рассказать кому-нибудь, кто согласиться его выслушать о том, что у него болит душа.
Впрочем, и тело тоже.
В начале второй части мы видим героя, охваченного болезнью: «мировой пожар в крови», оказывается, вполне реален… Температура под 40, пульсирующая боль в висках, И это не просто симптомы болезни – это признак того, что организм пытается с ней бороться. В борьбе принимает участие, конечно, не только организм. Валеран сопротивляется вирусу мирового зла в своей душе вполне сознательно и предпринимает для этого довольно решительные шаги: обращается сначала к врачу, а когда врач-арктурианец мягко «отфутболивает» его, — к священнику.
Скажу сразу, что исповедью эту часть текста романа можно назвать весьма условно. Это, скорее рассказ от первого лица о том, как герой «дошел до жизни такой». И все-таки Натали не случайно заставляет героя произнести свой монолог перед лицом священника. Ведь исповедь – это не просто откровенный рассказ. Это рассказ-самообвинение, произнесенный в надежде на то, что Бог уничтожит исповеданный грех.
Именно самообвинение составляет эмоциональный центр этой ключевой сцены.
Врач и священник наперебой стараются убедить Валерана, что с ним все в порядке и что он просто переутомился. Да, может быть, он где-то вел себя неправильно и даже «сделали плохо подготовленному для этого человеку какое-то признание, которое могло бы его убить». (довольно забавнее обвинение, если честно: неужели Айрт Рег, действительно, такая кисейная барышня, что может умереть от того, что с ним и грубо поговорили?), но во всем остальном поведение принца — это «прекрасный пример верности долгу» — говорит ему врач. «Не отчаивайся» — увещевает его монах, ведь «их последнее оружие — отчаянье, наше отчаянье. Святые описывали то же состояние: думаешь, что ты уже проклят, поэтому смиряешься заранее. Но ты не хотел никакого зла этому ребенку, и не ты убил его.»
Но Валеран уже не может понять, чего он хотел и чего он не хотел, кто кого убил, «кто виноват» и «что делать»?
Его рассказ о заражении язвой столь запутан, что и читатель вправе усомниться в его достоверности. Правда ли, что он «приобщился» ко злу, когда ходил по лицам поверженных врагов? А может быть, это просто болезненный срыв психики человека, склонного к тонкой рефлексии? Правда ли что он «помог» умереть юной девушке, которая оказалась с ним в древней ловушке – «камере с движущимися стенами». Да простит мне скептически настроенный читатель, но весь этот эпизод похож на бред человека, накаченного наркотиками, каковым Валеран и являлся в тот момент. Но все это не имеет никакого значения, потому что правда заключается в том, что он так или иначе погрузился в стихию зла и почувствовал себя соприродным этой стихии, что он защищал жертв от палачей, но сам при этом был палачом. И что – самое главное – он не хочет таким быть! Он не ищет себе оправдания, хотя эти самые оправдания лежат на поверхности. Не хочет ходить по лицам мертвецов и «находить в этом удовольствие», не хочет убивать юных девушек. Он не хочет быть палачом, потому что это «мерзко». И ради того, чтобы не хотеть быть палачом Валеран идет на огромный риск, когда раскрывает свое состояние третьему лицу, ведь один звонок Ингмару Кэрроллу и единственный законный наследник земного престола закончит свои дни в тюрьме или психушке.
О, помогите же ему!
Никто, конечно, ему не помог… Может быть, в том и заключается странная притягательность во многом несовершенной книги Натали Хеннеберг, что прекрасный герой, которого читатель успел полюбить, такой живой и настоящий, носящий в своем сердце всю боль и красоту поверженной Земли, гибнет окончательно и бесповоротно, не только физически, но и духовно… Гибнет как подлый предатель, каковым он и является (становится? ) в конце книги, гибнет от руки любимой девушки, проклятый матерью, никем не оплаканный, даже Талестрой. Нет, она конечно, «обезумела от ужаса», но «Талестра молода — она забудет». А ведь, казалось бы, чего проще, написать, что Талестра будет помнить проклятого принца до конца своих дней? Но Натали никак не хочет солидаризироваться с читателем в его горе. За что его так страшно наказывает автор, которому ничего не стоило протянуть своему лучшему герою руку помощи? Натали Хеннеберг – русская эмигрантка в первом поколении. Не удивительно, что ее герой бредит неисполнимой мечтой первой волны русской эмиграции – вернуться в Россию, которая охвачена коммунистическим пожаром. Вернуться любой ценой, даже ценой предательства.
И Натали задает ему главный вопрос: «— Но если вы так любите Землю, — воскликнула Талестра, — почему же вы вступаете в союз с ее врагами?!..»
И получает ответ: потому что он внутренне поверил в то, что Земля и вирус зла (читай Россия и большевизм) – это одно и тоже. И если даже раньше не было так, то теперь так будет.
А себя самого он отождествил с тем «внутренним демоном», который жил, по большому счету, только в его больной фантазии. И он наделяет этого демона реальной властью...
Да, все-таки прав был отец Франциск, когда говорил, что «их последнее оружие — отчаянье».
А еще он поверил, что «неправда, что Земля и вся вселенная разделены на два лагеря — невинных жертв и палачей. Они есть в обоих лагерях». Неправда ли, звучит куда как современно? И сегодня именно так говорят, осмысляя наше «язвенное» прошлое, наши новые леворадикалы.
Валеран захотел стать палачом, но все равно, и в скотском унижении и в черном предательстве остался – жертвой, потому что у него отняли больше, чем родину, больше, чем семью, больше – чем власть, больше, чем жизнь. У него отняли судьбу. Его трагедия – это трагедия всей русской эмиграции – трагедия несовершенного подвига.
И все –таки, сопоставимы ли преступление и наказание? Конечно, нет…
Почему же автор захлопывает перед ним дверь спасения в тот самый момент, когда «счастье было так возможно»?
Мне кажется, она уничтожает своего любимого героя (конечно, любимого!) для того, чтобы сделать читателю больно, чтобы выбить его из состояния душевного комфорта. А еще она сводит с Валераном счеты. В его лице она пытается уничтожить очень дорогую для нее идею или образ. А может быть даже – реального человека.
Но что же это за образ? Мне кажется, что это образ побежденного. В тех словах негодования и презрения, которые она вдруг обрушивает на героя на последних страницах, мне слышатся истеричный крик: ну, почему ты, такой умный, такой красивый, такой аристократичный – здесь, а не там – на троне? Как ты смел, такой замечательный, проиграть? И Натали, вслед за многими, спешит отречься от аристократизма, от любви к искусству, от внутренней красоты, выдвигая вместо этого другой идеал – идеал здорового варварства.
Если бы у меня была возможность что-то изменить в этой истории, я бы… оставила все, как есть. Даже страшную смерть моего любимого героя. Именно ее я бы и оставила. Эту книгу стоит прочитать, потому что она дарит нам очень важный душевный опыт – опыт любви к врагу. К врагу, который не сдается и которого уничтожают.
Мила Коротич «Терракотовые сестры»
Lady Vader, 13 февраля 2016 г. 15:59
У романа Милы Коротич «Терракотовые сестры» есть один недостаток: он не похож на романы Ника Перумова. Вообще ничем. Поэтому тем, кто хочет прочитать что-то похожее на книги мэтра, лучше к его же книгам и обратится.
Но этот вполне относительный «недостаток» компенсируется весомыми достоинствами текста: автору удалось создать живой, оригинальный текст, живущий по законам мифа. А не претворяющийся, что он по ним живем. В этом тексте действует особая — мифопоэтическая — логика, требующая от читателя некоего душевного и интеллектуального усилия и роман стоит того, чтобы это усилие приложить.
Мила Коротич не боится рисковать, и смело вводит в текст образы и реалии малоизвестные широкому читателю китайский материал, работает с ним со знанием дела.
Может быть, несколько провисает в тексте первая часть романа. Мне она показалось несколько переусложненной.
Но зато вторая часть — линия Мей и Альтерры — захватывает! Здесь все на месте, здесь все странности — оправданы. С этого момента книгу хочется читать, и хочется узнать, что же будет дальше. Мей и Маша каждая хороши по-своему.
Очень интересно вплетаются в это китайское повествование христианские мотивы. Аррет и вся история с мнимым «спасителем» — это история на отдельный роман. Она начинается так резко и внезапно, уже там, где мы ждем развязки. Мне кажется, что очень яркая вторая часть не дала третьей развернуться полностью. А вообще вопрос на миллион долларов, которая можно задать «миру Перумова»: пока эти мнимые боги развлекаются, уничтожая миры, что делает настоящий Бог? Если в этом мире есть пародия на Христа, то есть ли в нем настоящий Христос?
Вообще неожиданные христианские рифмы придают роману Милы Коротич особое очарование и глубину.