Все отзывы посетителя

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы посетителя Lady Vader

Отзывы (всего: 29 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Сергей Сизарев «Претенденты»

Lady Vader, 11 сентября 2022 г. 21:30

Начать хочется с того, что эта книга прекрасно написана. Герои в ней — живые, проблемы — актуальные, ирония — едкая, а язык — русский. Хороший язык, крепкая фабула, свободное дыхание.

И кажется, что это такая монархическая утопия. Да, формальности соблюдены: монархия, космос, Империя, Россия — вновь православная страна. Вот только на утопию эти не похоже ни в малейшей степени. Да, кланы элит играют в «Государя» и возвращают-таки монарха на престол, вот только их борьба окончательно приняла вид феодальных клановых разборок. Да, в монархическом «прекрасном далеко» верующим стала быть не только модно, но и выгодно (вот это, пожалуй, самое смелое фантастическое допущение в книге), но цена этой веры напоказ, мягко говоря, не высока.

Сергей Сизарев, используя приемы космической фантастики и традиционной русской сатиры, показывает настоящий филиал ада, в котором, чтобы выжить, человек должен потерять человечность, оскотинится, оносорожиться. Ну, то есть — «одракониться» или, как не без жеманства выражаются герои Сизарева, «принять драконье достоинство». Не до сантиментов. Не до эполет, не до прекрасны принцев и принцесс. Меньше пафоса, господа драконы!

За право взойти на вновь восстановленный престол сражаются 20 претендентов, но автор следит за судьбами двух героев. Первого в списке и последнего. Зрелый мужчина, верующий христианин, идеалист, прекрасный семьянин, военный герой, этакий космический Добрыня Никитич против космического короля Артура — малолетнего бандита, который только и умеет, что выживать в любых обстоятельствах, который может стать «разводящим» для элиты ли, для бандитов ли. Кто из них вытащит меч из камня? Не все ли равно? — ехидно вопрошает автор.

В общем-то нет. Фигура победителя важна. И то, что на вожделенное царство достается в конце концов

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
претенденту из самых низов
— недвусмысленно говорит об отношении автора к
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
избранничеству и элитарности любого рода
.

Но важнее другое. Что если мечта о возвращении монархии — задается он вопросом — это мечта о красивой форме из красивого прошлого? Что останется от этой мечты, если форму — видоизменить? «Тоска варана по мезозойской эре»?

«Это нельзя вернуть по-настоящему», — говорит одна из ключевых фигур романа, — «Любить — можно. Тосковать — можно. Вернуть — нет. <...> Вы можете построить что-то новое <...>. Это будет по-честному и взаправду».

Это вожделенное «новое», по мысли автора романа, по сути дело, социальное государство. Государство для народа, в котором, ок, ну, пусть будет монарх, — нормальный человек. Чуть лучше президента.

А что делает человека — человеком? Тоже интересный вопрос, хотя, совсем их другого «вопросника», с проблемой власти никак не связанный. А делает человека человеком — норма как основа жизни. Не только биологическая, но и нравственная. Биологически-модифицированные уже-не-люди из романа Сизарева, которые бесконечно гордятся своей уникальностью, не могут элементарного — родить детей, потому что они уже не являются одним биологическим видом и потому что они бесконечно ненавидят друг друга. А продолжение жизни дает только любовь. Биологически одинокое существо — это безумная «вершина» мира самодостаточных потребителей. Они, эти одинокие драконы, не способные на нормальные чувства, могут только паразитировать на цивилизации, которую создали те, кто согласен жить в мире норм и иерархий. И одна из черт нормального мира, показанная в книге Сизарева — церковь. По правде сказать, его герои не блещут религиозными дарованиями, да и купала церквей не так, чтобы особо сильно сверкали на фоне космического пейзажа. Но религиозность показана именно как неотъемлемая часть нормального мира, настолько «нормальная», что нет необходимости заострять внимание читателя на том, как герой в очередной раз перекрестил лоб.

В книге Сизарева звучит вечные неразрешимые традиционные русские вопросы. А то, что их задает девочка-дракон, у которой выпотрошили все нутро, и поэтому она никогда не вырастет — это художественная условность.

Нет и не может быть на них рационального ответа, такого, чтобы процитировать и успокоится. И никому не будет спокойно на страницах этой хулиганской книги — ни либералу, ни патриоту, ни монархисту… Достанется всем.

А все-таки читать ее легко и приятно, потому что в адских декорациях у Сизарева действуют, хорошие люди, в чем-то аномальные, конечно, но не утратившие способности любить. У страшного мира, который изображает Сизарев, есть не только красивое прошлое, но и живое будущее.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Ведьмин зов»

Lady Vader, 1 февраля 2020 г. 23:09

Прочитала новый роман супругов Дяченко «Ведьмин зов». Это тот редкий, да что там редкий, в моем читательском опыте — беспрецедентный случай, когда продолжение сильнее начала. Честно говоря, я при всей моей любви к творчеству Дяченко никогда не была фанатом первой части франшизы «Ведьмин век». История казалась мне какой-то надуманной что ли, талантливо сочиненной, но ненастоящей.

В новом романе история про «особенных женщин» стала пугающе актуальной. Нет, это не про феминизм (эта тема вообще не затрагивается) и не про то, что женщины, мол, не такие как мужчины. И не про толерантность.

Она об ответственности человека за зло, которое он совершил. Про то, что никого нельзя «довести до ручки», что никогда человек не имеет морального права сказать «с меня хватит». Что если жертва становится палачом, то она теряет право на сочувствие. Про то, что опасного преступника надо — обезвредить. И про то, что обезвреживающий себя никогда не простит.

Все это непопулярные идеи сегодня и Дяченко доказывают их методом «от противного». Прямо, «в лоб» ничего не проговаривается.

Тут, на мой взгляд надо обратить внимания на два ключевых момента в книге — дальше спойлеры —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Юная невинная замученная отцом, травимая одноклассниками — чем не героиня нашего времени — девочка Майя становится ведьмой. Ее превращение в чудовище — инициация — произошло после и вследствие (это особо подчеркивается) травли, которую устроили ей подонки — ее одноклассники. Девочка Майя зверски убила своих обидчиков. А потом взяла в заложники всю школу, собираясь убить всех тех, кто смеялся, стоял рядом, не защитил, не помог. Как это сцена ужасно, до тошноты напоминает недавние события в школах и болезненный интерес общества к убийцам, и нездоровое любопытство: а как же именно их «довели» жертвы? Девочку Майю довели подонки-одноклассники, алкоголик-отец, нечуткие педагоги и она встала на тонкую линию, которая повела ее от человечности в сторону к ведовству.

А девушку Эгле встала на этот путь, потому что поссорилась с любимым человеком. Ей было тяжело, да… Да, ведьма уже не владеет собой, но начиная процесс трансформации человек прекрасно понимает, чем заплатят окружающие за миг его торжества.

И никому не легко, мир переполнен страданием… Оставаться в нем человеком, возможно ли?

Ну и пара слов в сторону качества.. Как и роман «Луч» текст написан так плотно, с таким внутренним напряжениям, что не оторваться, пока не дочитаешь.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Виктория Черёмухина «Представь себе осень»

Lady Vader, 6 октября 2019 г. 17:26

Великолепный рассказ, очень сильный и по замыслу и — особенно — по исполнению. Прекрасный язык, тонкий психологизм и развитая эмоциональность при внешней сдержанности. Здесь происходят страшные события, но автор подходит к ним очень спокойно. Шокировать или напугать не входит в его задачу. А входит — рассказать о чуде.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
О том, что эти дети будут спасены. Они увидят осень. И хотя никто нам не обещал, что они выживут, что их не убьет радиация на поверхности, не погубят злые люди, не съедят дикие звери, остается полное ощущение хэппи-энда. Спасение уже пришло и этого не отменить!

Поставила 9 только для того, чтобы автору было куда развиваться.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Святослав Логинов «Дело в шляпе»

Lady Vader, 1 июля 2019 г. 14:45

Рассказ входит в сборник «Лигр», в котором собраны тексты по мотивам произведений Марины и Сергея Дяченко, в ту часть сборника, где собраны произведения по «далеким мотивам»

Из мотивов здесь — атмосфера, условно-средневековая, немного киношная, в целом ничья, мало ли кто у нас писал о средневековье? — и все таки дяченковская: бродячие артисты, бедный фургончик и волшебство то ли есть, то ли — нет.... Поди разбери.

Сюжетная составляющая здесь ослаблена, как и всегда бывает, если автор работает на создание атмосферы.

Из собственного вклада в мир

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
здесь представлены богоборческие намеки: главная героя как новая Ева, которая в обнимку со змеем-искусителем смущает добропорядочных обывателей.

Яркого развития эта тема не получила , ну и хорошо!

Оценка: 7
– [  1  ] +

Алла Френклах «Экскурсия»

Lady Vader, 27 июня 2019 г. 22:29

Рассказ очень хорошо попадает в тональность «Армагед-дома» Марины и Сергея Дяченко.

Автор развивает сюжетную линию., связанную со сломанными вратами, и делает это очень по дяченковски:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ни одна тайна не будет раскрыта,

зато перед нами пройдут вереницы людей, оказавшихся в ситуации привычного для этого мира смертельного риска, к которому все равно нельзя привыкнуть.

Герои, не то, чтобы объемные, в рамках рассказа этого сделать нельзя, но запоминающиеся...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Александр Голиков «Пока стучит о землю мяч»

Lady Vader, 17 июня 2019 г. 18:37

Рассказ, написанный по мотивам самого страшного короткого текста супругов Дяченко «Баскетбол».

Начинается он неторопливо, почти лениво и вдруг, ближе к концу делает резкий поворот:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оказывается, адский баскетбол существует не просто так. Мучение самоубийц в аду — это гарантия того, что земля и дальше будет существовать, этакое адское жертвоприношение, как у индейцев майя.

Идея сильная, но недоработанная на уровне сюжета, которого в тексте почитай что и нет...

Но за смелую попытку ввести новое фантастическое допущение, которого не было у мэтров, рассказ стоит отметить.

Оценка: 7
– [  -1  ] +

Татьяна Тихонова «Второй»

Lady Vader, 9 июня 2019 г. 19:06

«Волчья сыть» — пронзительная повесть Дяченко с невероятно сложным фантадопущением. Про овец, о жизни и смерти

В рассказе Татьяны Тихоновой

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
овцы обрели храбрость волков,
но ощущение экзистенциальной глубины исчезло.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Сергей Лукьяненко «Новый роман «Ремарка»

Lady Vader, 2 июня 2019 г. 16:18

Блестящая задумка, великолепная вариация на тему волшебного театра. Идея очень близка к повести Дяченко «Кон», но вполне самостоятельна и вполне тянет если не на роман, то на хорошую, настоящую Дяченковскую повесть. Жаль, что Лукьяненко так и ограничился наброском, пародией. Да и то сказать, не фанфик же прославленному мэтру писать?

Пародия ли это? Все-таки нет. Лукьяненко показал, что он понял, как функционирует типично дяченковский текст, за счет чего он держит читателя, как в нем создается интрига и поняв, не нашел в дяченковских приемах ничего механического, неискреннего, того, что претворяется не собой.

Только в конце Лукьяненко идет на ироническое снижение финала: белый стих, великая любовь, бла-бла-бла

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ирина Родионова «Последний глоток света перед тьмой»

Lady Vader, 2 июня 2019 г. 09:51

По мотивам романа супругов Дяченко «Армагед-дом», самого сильного произведения мэтров. Концентрированный рассказ о постсоветском обществе, которое живет в ситуации постоянной катастрофы, о людях, чьи жизни непоправимо сломаны, о том, как общество пытается залечь неизлечимые раны... О первой и последней любви.

Конечно, писать на уровне такого канона очень трудно, хотя смысловых лакун там хватает... Их бы и раскрыть, но автор рассказа пошел по иному пути

Взгляд на мир со стороны Глефы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не убедительно показался мне момент оправдания: ах, какая прекрасная Глефа, она протягивает к ним руки, а люди самивиноваты пытаются ее убить. Так глефа питается людьми! Или нет? Об этом бы яснее написать.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Григорий Панченко «Старший»

Lady Vader, 1 июня 2019 г. 13:31

По мотивам романа Марины и Сергея Дяченко «Казнь».

Роман очень непростой, в нем на самом деле умещается несколько новелл с разными фантастическими вводными.

Григорий Панченко излагает эту непростую историю с точки зрения необычного героя.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Собаки.
Прием достаточно распространенный, но требующий большого литературного мастерства. В данном случает автору не удалось избежать некоторой невнятности изложения. Понять этот рассказ сможет человек, который помнит сюжет канона на 5 с плюсом или прочитал его день назад.

В конце читателя ждет приятный не то, чтобы сюрприз, но, скажем так, момент. Тем, кто переживает за судьбу главной героини, должно понравится вот это:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Собака научила маленького вампиреныша не кусаться.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Игорь Вереснев «Девушка с родинкой на плече»

Lady Vader, 30 мая 2019 г. 22:50

Рассказ написан по мотивам романа «Ведьмин век». Кстати, именно этот канон стал самым популярным на конкурсе рассказов по мотивам, объявленным 2 года назад. И, если мне не изменяет память, почти во всех текстах авторы целиком и полностью становились на сторону ведьм, что печально, на самом деле.

В романе Дяченко две линии — линия ведьмы / инквизитора и линия нявки/ чугайстера. В рассказе Игоря Вереснева больше внимания уделено все-таки линии нявки и это не удивительно, потому что с ней связана очень яркая смысловая оппозиция — живое/ мертвое, в то время как конфликт ведьмы и инквизитора опирается на менее значимою оппозицию мужское / женское.

Рассказ о нявке органично вписывается в зомби-тематику, которая уже давно является мейнстримом фантастики.

Конфликт рассказа Вереснева опирается на традиционную оппозицию

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
плохое / хорошее, не без феминистского оттенка. Хорошее — ведьма и отчасти нявки, плохие, соответственно, чугайстеры. Канонный герой Клавдий Старж является как deus ex machina и не только спасает главную героиню, но помогает ей социализироваться, став единственной женщиной-инквизитором.

Рассказ имеет детективную составляющую и вывод:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
бояться надо не мертвых, а живых. Главная героиня немного «избранная».

Поклонникам романа «Ведьмин век» он должен понравится. Мне же в рассказе не хватило некой изюминки, неожиданного поворота, не хватило амбивалентности, присущей роману Дяченко: да, жалко ведьм, да, инквизиторы делают грязное дело, но стихия ведьмы — это смерть и хаос, которые нельзя приручить. Умирить этот конфликт может только чудо или любовь.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ника Батхен «Что мне дорого»

Lady Vader, 30 мая 2019 г. 08:31

Рассказ написан на основе романа «Медный король». Но мир условного средневековья, изображенный в каноне, постарел? повзрослел? Вступил в постиндустриальную фазу? Но идол медного короля все так же готов забрать у человека самое дорогое, а человек все так же мечтает о несбыточном. Или уже не так?

В основе рассказа конфликт материи сына — «особенного» мальчика, который, как кажется не способен ни на любовь, ни на сочувствие. Не просто вредный подросток, но подросток с явными душевными патологиями. Боль для матери. Наказание за грех. Опасность для мира. Человек, который не ведает о том, что между его «хочу» и исполнением желания лежит целый мир живых и настоящих людей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Изящество рассказа в том, что легенда о Медном короля так и остается легендой. Да, Гисла в минуту отчаяния пожелала, чтобы идол забрал у нее любимого мужа в обмен на возможность родить сына. Но муж ушел сам, потому что оказался неверным человеком. А ее сын вовсе не отдал любимую зверюшка на съедение королю, а просто обменял ее на игрушку. И мать и сын, оказывается, отчаянно бояться любить, потому что терять, то, что тебе дорого — страшно. Все кончилось хорошо!

Оценка: 8
– [  6  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Кон»

Lady Vader, 20 мая 2019 г. 21:47

Повесть «Кон» — одна из самых сильных, самых нестандартных вещей Дяченко.

Это, с одной стороны, рассказ о суровых законах искусства, о божестве Театра, который находится по ту сторону добра и зла и дает своим верным адептам — тем, кто не побоялся рискнуть и все поставить «на кон» — славу, вдохновение, вечную молодость. Но и требует жертв, одна из которых — остановка в развитии. Тот, чей спектакль понравился живому театру — Кону, чью премьеру он примет благосклонно, будет снова и снова блистать в этом спектакле, но только в этом и только на «волшебной» сцене. А тот, чей «творческий продукт» не понравится Кону, кто с треском провалит спектакль — навсегда останется неудачником. Умрет, сойдет с ума , но не будет больше актером, режиссером, сценаристом.

История, рассказанная Дяченко, имеет два плана. Это и притча об искусстве, и рассказ о художнике, который борется за свое право быть в искусстве, идет к цели, преодолевает невероятные препятствия чтобы... А вот тут будет спойлер:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
чтобы с треском провалиться на премьере.. И тогда юный новатор восстает против Тетра как такового, сжигает его и погибает сам, фактически, превратившись в Герострата.

В этом противостоянии Кон — воплощение мхатовской традиции: ему нравится полная достоверность, жизнеподобие. Тимур Тимьянов- он, как бы новатор. Ну, не такой новатор, чтобы голышом по сцене бегать, но все-таки... Завершение «линии» этого героя — то, что он сжигает Кон, не найдя собственно творческих аргументов — невероятно сильный и провокативный вброс Дяченко. Если новатор превращается в Герострата, велика ли художественная цена его новаторства? Если он готов уничтожить саму систему театральных оценок (а ведь Кон — это персонификация некое экспертного потенциала мира искусства, он собирательный образ тех, кто дает оценку), не значит ли это, что ему просто не место в мире искусства?

К сожалению, в финале Дяченко несколько смягчили этот острый поворот мысли, который вряд ли снискал бы популярность у публики,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и полностью встали на строну Тимура Тимьянова.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Алекс Передерий «Импульс»

Lady Vader, 1 января 2019 г. 18:52

В целом текст производит очень приятное впечатление. Он написан легко и прозрачно, читатель сразу погружается в действие.

Два главных героя — Демиан и Левандовски нарисованы уверенной рукой и сразу вызывают симпатию и интерес.

Центре романа социальная проблематика:

Миром правят корпорации, они делят власть и деньги, манипулирует людьми, Очень мне понравился контраст между жизнью корпората и простого человека. Это очень жизненно и если бы эта линия стала в дальнейшем ведущей, было бы очень интересно.

Линия Демиана лучшая в романе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Образ яркий и внутренне, и внешне (альбинос), он находится в тяжелой ситуации, ему сопереживаешь. Этих главок ждешь. Очень важно то, что этот герой вовлечен в ситуацию весь целиком: и душой, и телом и юридическим статусом. Очень хорошо про сны, про смерть матери.

Кристоф Левандовски тоже хорош,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
при том, что его линия еще и социально нагружена: он теряет статус и эта потеря показана как настоящая драма.

Линия Олега получилось более слабой, на мой взгляд, потому что в нем задействованы чисто профессиональные качества.

Приключение на Марсе слишком «техничны» то есть производственные проблемы, которые решают герои — спасаются, бегают, взрывают — на мой взгляд, слабо связаны с душевной жизнью героев.

Это только начало серии. Надеюсь, что в следующих произведениях цикла социальная проблематика останется главенствующей линией повествования.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Сергей Лукьяненко «Кайноzой»

Lady Vader, 12 декабря 2018 г. 15:56

Мне так понравилась ознакомительная версия, что я не утерпела и купила электронную версию, не дожидаясь, пока к нам в город бумажную завезут.

В целом мне понравилось, особенно тот факт, что Лукьяненко придумал довольно убедительную версию того, откуда весь этот зомби-апокалипсис начался.

Хорошо закрыты сюжетные арки, истории героев получают убедительное завершение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все со всеми будет хорошо

сказать, что большего я не ждала? Ждала... Ждала, что автор поднимется до философского уровня проблемы, что есть жизнь, что есть смерть. Но в этом тексте автор полностью реализовал свой замысел, грамотно рассчитав силы.

И есть один поворот, который должен быть, прямо-таки напрашивался!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ГГ должен был стать КВАЗИ!

Но не судьба. Может быть, в следующей книге?

Есть, правда, у меня вопросы. Они спойлерные, убираю под кат.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Настя стала Квази. Это как? Капитан Маркин лично скормил ее человечинку? Драный Лис подсуетился? И все приняли это как должное? Что-то не вериться...

2. В чем важность главного героя? Почему все с ним так носятся? Хороший мужик, конечно, но не Антон Городецкий.

3. Подруга Ольги совсем не убедительна. Вот если бы на ее месте была сама Ольга со всеми вытекающими, это был бы совсем другой размах повествования. Тем более, что намеки были. Но автор пошел более простым путем.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Алекс де Клемешье «Клинки кардинала»

Lady Vader, 17 ноября 2018 г. 13:02

Человек с именем Алекс де Клемешье не мог не написать эту книгу. Сначала скажу о том, что удалось.

Во-первых, соединить художественный мир двух культовых книг — ход беспроигрышный. И он удался.

Бесспорно удалась стилизация под слог Александра Дюма, умеренная, но внятная. Вообще в романе гораздо больше от мира меча, чем от мира магии, больше от Дюма, чем от Лукьяненко. От Лукьяненко, на мой взгляд, почти ничего не осталось. Границы между светом и тьмой не просто размыты, ее и нет вообще, и судя по всему в этом мире никогда не было.

Завязка удалась, интрига интригует, герой почти не раскрывается, но он вполне убедителен в своей загадочности.

Теперь о минусах. Слишком рано появилось слово «конец». Да, финал может быть открытым, но тут по моим ощущениям история только началась. К

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
стати, я начала догадываться о тайне мадемуазель де Купе где-то в середине книги и моя догадка полностью подтвердилась.

Очень не хватает истории Беатрис и Бреку. У них странные отношения, у них трагедия в прошлом. И я не понимаю, почему главный герой так привязан к Ришелье.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Объяснение, данное в романе: «хочу и все тут!» показалось мне неубедительным.

Главному герою не хватает мотивации.

Ну и одно мелкое замечание: слово «озвучить», которые произносит кардинал Ришелье. Как-то не звучит. Все-таки, озвучить, это не сленг, конечно, но такой полусленг, что ли... Лучше было бы написать что-нибудь в роде «соблаговолите мне назвать... »

Чего бы мне хотелось во второй книге? Чтобы в ней сюжет был завершен. Третью книгу, если вторая будет с таким же финалам, читать не буду, уж извините.

Еще было бы очень неплохо, чтобы была наконец то по-нормальному рассказана история Атоса и Миледи. То, что у Дюма, это вообще ни в какие ворота не лезет, как будто эта история пришла из другой книги и от других персонажей.

И напоследок немного пофилософствую. И «Три мушкетера», и «Дозоры» — это не просто культовые книги, это истории, в которых дан целостный образ эпохи. Три мушкетера — это все про Францию. Хотя там все вранье и чистый вымысел, все равно это «все про Францию». А «Дозоры» — это с теми же оговорками — «Все про современную Россию». Хотя там... а все таки.

Цельности не хватает тому миру, который нарисован в «Клинках кардинал...» Это все... о чем? О ком? Может быть, во второй книге появится ответ на этот вопрос.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Борис Толчинский «Боги выбирают сильных»

Lady Vader, 20 мая 2018 г. 23:37

Начиная со второй части для меня стало очевидно, что я расхожусь с автором в базовых вещах: в вопросе ценностей и в отношении к главным героям.

София в авторской оценке дана как сильная, яркая личность, страстная и талантливая натура, из тех, что творят историю. Вот такая, сильная, которую боги, в конце концов, выберут. Но я увидела в ней другое: инфантильную особу, которая играет в яркие игрушки. И власть для нее — это только и всего лишь игра. По крайней мене из текста не следует, что она преследует более благородные цели, чем усесться на папенькин престол. Что будет, если вместо Юстины будет править ее дядюшка? Да ничего не будет, они стоят друг друга. Героиня совершенно равнодушна и к детям, и к мужу, и к любовнику (ее поворот к Марсию показался мне резким и неубедительным), и у отцу. Она играет человеческими жизнями, но она не знает цены этим жизням, потому что она при всей ее образованности, крайней ограниченная особа. У нее бескрылая душа. На этом фоне даже ее дядюшка начинает смотреться более выиграшно, потому что у него есть живая и человеческая страсть, пусть и несколько извращенная.

Еще один очень неприятный момент — это эротика. Назовите меня тысячу раз ханжой, но в книге, которая претендует на интеллектуализм и направлена не на массового читателя, такие сцены не нужны.

Что удалось очень хорошо: реконструкция языческого менталитета.

София очень четко объясняет читателю, чем живут аморийцы: они обожествили механизмы власти и изгнали из своей жизни нравственный императив. Нельзя не оценить, как точно схвачены главные черты римского язычества: обожествление механизма власти и в конце концов обожествление своего я. Когда София говорит, что «я верю в себя» — это очень здорово звучит, потому что здесь показана вся безысходность и ограниченность языческого культа, не имеющего выхода в трансцендентное измерение.

Для амарийцев Бог — это ментальный инструмент, с помощью которого они структурируют свое земное бытие. Это нечто полезное и безусловное, как сила притяжения. Не верить в него — нелепо и опасно. Но в такой вере нет свободы. Именно недоказуемость Его бытия делает веру человека или его неверие свободным духовным актом.

Язычество ограничено, но античная цивилизация глубоко чувствовала ограниченность этого мира, отсюда пессимизм ее философем, презрение к жизни, равно присущий стоикам и эпикурейцам. Античность была глубока в своей трагедии, а аморийцы просто не поняли, что с ними произошло, что их так, простите, оглупило. Тут поневоле задумаешься, не правы ли Ульпины, стремящиеся разрушить этот мир? Эфир — это такой наркоз для души. И герои этого романа пребывают в блаженном неведении о своем ничтожестве, о том насколько душно в мире, забывшем о Христе.

Удались некоторые второстепенные герои. Марсий получился однозначно лучше Варга, а Медея намного лучше Софии. Ее чувства понятны и человечны. Она мечется, выбирает, сомневается. Вроде бы она тоже бьется за власть, но совсем не так, как София. Потому что София хочет возвысится на еще большую высоту, а Медея хочет подняться из ничтожества. Разница огромная.

Удачен поединок Софии и Корнелия. Он написал хорошо, динамично... Даже жалко Корнелия в этот момент становится.

Есть и чисто технические недочеты: явные длинноты и в описаниях, и в диалогах. Кажется, что автор слишком сильно полюбил и свой мир, и своих героев, и боится разрушить эту гармонию. Посмотрим, сумеет ли он раскачать корабль аморийского быта-бытия в завершающей части трилогии?

Оценка: нет
– [  5  ] +

Борис Толчинский «Нарбоннский вепрь»

Lady Vader, 16 апреля 2018 г. 07:31

Эта книга понравится всем любителям нестандартного, но не злого. Автор рисует весьма необычный мир, в котором геополитические процессы пошли настолько по-другому, что на территории современного африканского континента возникла совершенно уникальная цивилизация, мнящая себя наследницей Римской Империи, но по первому впечатлению, не имеющая с ней ничего общего.

Первая книга знакомит нас с главными героями — воителями и правителями, интриганами и почти что волшебниками. Первая книга провоцирует на вопросы: в чем источник небывалого даже для человека XXI века могущества аморийской цивилизации? И куда в этом мире подевались христиане? Автор не спешит выложить все карты на стол.

По первой книге видно, что Борис Толчинский — автор с узнаваемым лицом и узнаваемым стилем, для которого характерна своеобразная эпическая дистанция по отношению к повествованию: ровное дыхание, как будто он рассматривает события из окна аморийского дворца.

Книга не оставит равнодушными и любителей порешать экзистенциальные задачи на тему: кто прав, кто виноват. Правда, им будет очень трудно, потому что автор выносит проблему справедливости и вообще нравственной оценки происходящего как будто за скобки. Но разве не так мы смотрим на историю древнего мира, на всех этих Цезарей и Брутов, которые творили ужасные вещи, но все равно остались в истории не злодеями, а героями?

И еще несколько мыслей вдогонку первого тома.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Женский вопрос решен автором вполне однозначно: этим миром правят женщина, умная, красивая, в меру циничная, в меру чувствительная. Юстина — само совершенство. Где-то в тени ее величие и у подножия ее пьедестала скрывается дочь северного варвара — свирепая валькирия и дочь аморийского злодея. Но сразу видно, что эта книга написана мужчиной, который очень хочет, но не может заговорить от лица женщины. Я долго думала, почему у меня сложилось такое впечатление и наконец поняла: все дело в восприятии красоты. Женская красота в романе — это чисто внешний атрибут героев, который прилагается к ним, ну как бы автоматически. Юстина прекрасна? Ну да, а какой же она еще может быть? Автор показывает нам, что быть прекрасной — легко. Типично мужской заблуждение :)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Игорь Прососов «Не чуя страны»

Lady Vader, 3 декабря 2017 г. 18:54

Это еще один текст из антологии против красных, в котором победа белых, такая... сомнительная....

Автор ставит очень серьезную проблемы: а какой ценой далась эта победа и приходит к неутешительному выводу: чтобы победить красных, белые должны стать еще хуже, еще жестче, еще «краснее».

Никакого качественного изменения хода истории не произошло... Альтернативы нет...

Впору задуматься, а почему так? Почему этот унылый XX век был неизбежен? Неужели нельзя иначе?

Дальше — спойлеры и дальше — критика.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Немного удивляет главный герой. Его зовут Борис Пастернак, но в нем нет ничего от Пастернака...

Пастернак, который называет Маяковского — Вовкой? Не могу себе представить. Пьет пиво на улице — не могу себе представить.

Заступлюсь за Есенина. Я не большой поклонник Есенина, это очень странная фигура, весьма далекая от его сусально-хрестоматийного образа, который вошел в обиход. И да , с Блюмкиным дружил, так же как Маяковский дружил с Аграновым. Но «не расстреливал несчастных по темницам» Говорить об обратном даже в игровом варианте — , мне кажется, нельзя.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Глеб Елисеев «Пейзажи после иной битвы»

Lady Vader, 27 ноября 2017 г. 19:00

Очень интересный и содержательный обзор произведений, посвященных этой теме, то есть тому, чтобы было бы, если бы красный не победили, в русской литературе XX века.

Да, мы, автору этого сборника, отнюдь не первопроходцы, но каждое время рождает свои мифы и свои опровержения.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Олег Дивов «Абсолютные миротворцы»

Lady Vader, 17 августа 2017 г. 20:56

Мне понравилось. Вроде бы сюжет — железяки, электрика, отчеты, документация, и даже страшные инопланетяне не страшные, а просто «проблемные» — не предполагает, что будет интересно, а интересно получилось!

И конечно, такое развитие событий возможно только в стране, в которой не было революции.

Отдельно о Кацмане. Хороший мужик!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Жалко его

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ина Голдин «Бог любит Францию»

Lady Vader, 13 июля 2017 г. 07:57

Очень понравился рассказ, великолепная идея и блестящее исполнение!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Для героя судьба родины оказалась дороже судьбы мира
. Неожиданно, неполиткорректно и очень глубоко!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Елена Хаецкая «Дочь Адольфа»

Lady Vader, 26 июня 2017 г. 22:49

Мне кажется, что это лучшая вещь Хаецкой. История о том, как в мир проникает зло пол маской шутовства... История о любви дочери к отцу. Я была потрясена!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Юрий Брайдер, Николай Чадович «Стрелы Перуна с разделяющимися боеголовками»

Lady Vader, 26 июня 2017 г. 07:37

Очень простая идея: изоляция ведет к деградации, но выполнено на очень высоком техническом уровне... Живые герои, настоящая драма...

Оценка: 9
– [  1  ] +

Мила Коротич «Благодати больше нет»

Lady Vader, 16 мая 2017 г. 22:21

Я не большой поклонник мира Ктулху и атмосферу нуара, но этот рассказ зацепил меня обращением к религиозной — христианской — составляющей. Текст читается не просто, в него нужно погружаться, видеть первый и второй план...

Автор очень тонко и ненавязчиво вплетает христианскую символику в мир посюстороннего ада, в котором нет и не может быть благодати... Или все-таки — есть? Потому что Бог не оставляет даже грешников. Даже вудуистов, даже атеистов...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Николай Желунов «Тайный Дозор»

Lady Vader, 16 мая 2017 г. 07:51

Одно из главных достоинств книги заключается в логичности структуры и полной самодостаточности текста. Если вы прочитали «дозорные» книги Сергея Лукьяненко и хотите «того же самого», но немного по -другому, то книга вас не разочарует.

Николай Желунов очень точно воспроизводит все основные приметы дозорного текста,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
начиная от повествования от первого лица и заканчивая обязательными в книгах мэтра отсылками к ключевым текстам рок-культуры 90-х гг. (мне, правда, эти отсылки казались назойливыми еще в оригинальных книгах Лукьяненко, но традиция — великая вещь.)

А настоящие фанаты «дозорной» серии, наверняка, оценят возможность взглянуть на события первой части самого первого «Дозора» с другой точки зрения. В буквальном смысле слова.

Но открывая книгу ждешь все-таки не вариации на тему, а какой-то сверх идеи, что ли? Есть ли таковая в «еще одном дозоре»?

Мне кажется, есть, хотя она старательно уведена на третий-четвертый план, чтобы не мешать любителям просто приключений. Это вопрос об идентификации.

Как светлый становится Светлым, почему человек уходит во Тьму? Кто виноват и что делать? В каноне в этом пункте есть кардинальное противоречие. С одной стороны это — самый главный духовный выбор в жизни пока еще человека. с другой — случайность. Не скрою, мне хотелось бы более яркого и менее линейного решения этого вопроса, но спасибо и на том, что есть...

Самое вкусное в книге:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это, конечно, детский лагерь, которые устроили Темные для потенциально светлых Иных детей. Каждая секунда приближает этих ребят к духовной катастрофе, успеет ли их спасти главный герой?

Из недостатков.

Мне не понравилась первая часть книги про то,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как герой уворовывает палец.
Какая-то ненастоящая что-ли... В ней фантазия парит над грешной землей никак с ней не соприкасаясь...

И напоследок: прекрасный язык, блистательный «пролог», яркий и романтичный финал, в котором все становится на свои места...

Оценка: 9
– [  5  ] +

Владимир Аренев «Хижина дядюшки Сэма»

Lady Vader, 3 августа 2016 г. 23:03

Очень сильная вещь и по замыслу, и по исполнению!. В мире ломается что-то базовое, главное, что — не важно абсолютно, это ведь не научный трактат, а почти притча. В мире, где взрослые отказываются стареть и ложатся в креокамеры, дети перестают взрослеть. В мире, где воюют цивилизации мужчин и женщин больше не рождаются дети. Совсем, ни у кого. Мир, которым правят дети, невежественные и безжалостные, превращается в ад. Повесть написана в 2003 году, а кажется, что сегодня, настолько все сказанное — про нас.

Отдельное спасибо автору, что нет никакой чернухи. А могло бы быть... много...

Хотелось бы более яркого или определенного финала, ну и бой машин был несколько затянут...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Понятно же, что главгероя не убьют, так зачем делать вид, что может быть по-другому

Оценка: 9
– [  7  ] +

Шарль Хеннеберг, Натали Хеннеберг «Язва»

Lady Vader, 16 февраля 2016 г. 23:37

Я, честно говоря, не по­нимаю, как я смог­ла до­читать до кон­ца текст, ко­торый на­чина­ет­ся сло­вами «На­писа­но кровью из пе­рере­зан­ной ве­ны. Пред­смертное сти­хот­во­рение С.Есе­нина». Но тог­да мне бы­ло три­над­цать лет, за ок­ном бы­ла сля­кот­ная осень и «ли­хие 90-е», а кни­гу по­дарил мне па­па…

При желании, у этой книги можно найти массу недостатков, особенно это касается «Пролога», вообще начала текста. И все -таки ...

«Яз­ва» На­тали Хен­не­берг – это очень кра­сивая кни­га. Эта кни­га, ко­торая мо­жет по­гово­рить с чи­тате­лем и о не­бес­ной ге­омет­рии, и о зем­ной прос­то­те. Ее мож­но про­читать и как кни­гу о люб­ви, и как кни­гу об оди­ночес­тве, как уни­вер­саль­ную прич­ту о борь­бе Све­та и Мра­ка, и как сти­лизо­ван­ный под кос­ми­чес­кую опе­ру рас­сказ об ужа­сах рус­ской ре­волю­ции. Но она тре­бу­ет от чи­тате­ля го­тов­ности до­мыс­лить то, че­го нет или что на­мече­но еле вид­ны­ми штри­хами. Эта кни­га, ко­торую нуж­но пос­то­ян­но до­писы­вать в сво­ем во­об­ра­жении, ко­торая вряд ли пон­ра­вит­ся тем, кто при­вык мыс­лить ра­ци­ональ­но, но не ос­та­вит рав­но­душ­ных тех, для ко­го текст ав­то­ра – это толь­ко по­вод на­писать по­верх не­го свое собс­твен­ное по­вес­тво­вание.

Она мо­жет по­казать­ся очень на­ив­ной и иног­да эта на­ив­ность раз­дра­жа­ет. Раз­дра­жа­ет Ай­рт Рег, раз­дра­жа­ет длин­ные и нуд­ные псев­до­на­уч­ные лек­ции Мо­розо­ва, ко­торые, ко­неч­но, нуж­ны для раз­ви­тия сю­жета, но они дол­жны быть ра­за в че­тыре ко­роче.

И все-та­ки эта на­ив­ность очень хо­роше­го че­лове­ка, ко­торый воп­ре­ки все­му ве­рит, что зло аб­со­лют­но чуж­до че­лове­чес­кой при­роде, что мер­зкое же­лание все унич­то­жать при­ходит от­ку­да-то из­вне, а не из сер­дца че­лове­ка. Ви­рус зла нас­толь­ко чужд ге­ро­ем На­тали, что он или унич­то­жа­ет их как лич­ность или ни­вели­ру­ет­ся лич­нос­тным на­чалом. У зла нет ли­ца, и в ро­мане, ко­торый пос­вя­щен то­му, что есть зло, нет ни од­но­го нас­то­яще­го зло­дея. И по­это­му воп­ре­ки мрач­но­му со­дер­жа­нию, кни­га ос­тавля­ет очень свет­лое впе­чат­ле­ние.

Кстати, о злодее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ральф Ва­леран Ев­рафри­кан­ский вы­деля­ет­ся на фо­не ос­таль­ных пер­со­нажей ро­мана при­мер­но так же, как Ни­колай Став­ро­гин вы­делял­ся бы на фо­не ко­мик­сов о прик­лю­чени­ях Су­пер­ме­на. Не­воз­можно не по­нять, что Зем­ля в этой кос­ми­чес­кой фан­тасма­гории – это Рос­сия. Яз­ва, она же Мрак, она же «зем­ное зло» — кос­ми­чес­кая бо­лезнь, ко­торая прев­ра­ща­ет лю­дей в мо­раль­ных чу­довищ – это ви­рус боль­ше­виз­ма, а Сиг­ма и дру­гие «ци­вили­зован­ные» пла­неты, ко­торые взи­ра­ют на ох­ва­чен­ную бе­сов­ским пла­менем Зем­лю – это Ев­ро­па. Сиг­ма фор­маль­но сох­ра­ня­ет по­лити­чес­кий ней­тра­литет, но при­нима­ет на по­лу­офи­ци­аль­ных ос­но­вани­ях бег­ле­цов с Зем­ли, од­ним из ко­торых и яв­ля­ет­ся принц Ва­леран. Даль­ний родс­твен­ник. Нас­ледник прес­то­ла. И – не­воль­но вздра­гива­ешь от мыс­ли — не­уже­ли все-та­ки пре­датель?

Кто он в этом рас­кла­де? Есть ли у не­го про­тотип? Во­об­ще го­воря, воз­ле пос­ледне­го рус­ско­го ца­ря бы­ло столь­ко пре­датель­ства, что про­тоти­пом Ва­лера­на мог быть прак­ти­чес­ки лю­бой из его даль­них родс­твен­ни­ков. Нап­ри­мер, ве­ликий князь Ки­рилл, по­том­ки ко­торо­го – Ки­рил­ло­вичи – се­год­ня яв­ля­ют­ся единс­твен­ны­ми пред­ста­вите­лями ро­да Ро­мано­вых. Впро­чем, они по ря­ду фор­маль­ных при­чин дав­но ут­ра­тили пра­ва на ко­рону рос­сий­ской им­пе­рии.

Од­на­ко вряд ли На­тали Хен­не­берг име­ла в ви­ду ка­кое-то кон­крет­ное ли­цо. Ско­рее в об­ра­зе прин­ца-пре­дате­ля ре­али­зова­лось слож­ное от­но­шение рос­сий­ской ин­телли­ген­ции в эмиг­ра­ции к тра­гедии ре­волю­ции и к до­му Ро­мано­вых. Ко­неч­но, ник­то из них уже не мог пов­то­рить на пол­ном серь­езе вслед за Алек­сан­дром Бло­ком: «Ми­ровой по­жар в кро­ви // Гос­по­ди, бла­гос­ло­ви!» Кста­ти, имен­но эти стро­ки Бло­ка про­ходят реф­ре­ном че­рез всю кни­гу и яв­ля­ют­ся, по су­ти де­ла, «го­лосом» Мра­ка. А все-та­ки вот так пря­мо ска­зать, что «мы со сво­им ре­волю­ци­он­ным па­фосов бы­ли неп­ра­вы» да­же пос­ле кро­вавой бой­ни ре­волю­ции и граж­дан­ской вой­ны рус­ские эмиг­ранты в мас­се сво­ей не бы­ли го­товы. Хо­тя, ес­ли где и мог­ли раз­дать­ся здо­ровые го­лоса прав­ды, то имен­но в этой сре­де. Так вот, в об­ра­зе Ва­лера­на, прин­ца-пре­дате­ля, воп­ло­тилось пред­став­ле­ние о не­кой пор­че, ко­торая бы­ла яко­бы свя­зана с царс­тву­ющем до­мом Ро­мано­вых, о том, что «то ли они ук­ра­ли, то ли у них ук­ра­ли, но оса­док ос­тался», о том, что их, ко­неч­но, жал­ко, но они са­ми ви­нова­ты. В чем? В том, что ока­зались сла­бы. Не пе­реса­жали, не пе­реду­шили за­разу ре­волю­ции вов­ре­мя, в том, что они ока­зались жер­тва­ми. То, что эти жер­твы не­вин­ны и чис­ты ду­шой, рос­сий­ско­го обы­вате­ля раз­дра­жа­ет еще боль­ше. По­тому что не­вин­ных нет, ведь так? Ва­леран же – это па­лач и жер­тва в од­ном ли­це. Ви­на его оче­вид­на с пер­вой же стра­ницы. И все же.. все же… все же…

Ва­леран выделяется на фоне других персонажей под­линностью бо­лез­ненно­го опы­та, ко­торый ле­жит в ос­но­ве это­го об­ра­за. И этот опыт, нес­мотря на то, что дей­ствие ро­мана про­ис­хо­дит в «да­лекой-да­лекой Га­лак­ти­ке», бли­зок и по­нятен каж­до­му чи­тате­лю. А зак­лю­ча­ет­ся он в том, что че­ловек вдруг осоз­на­ет ме­ру собс­твен­ной гре­хов­ности. Он вдруг яс­но по­нима­ет, что, как ска­зал не­ког­да в од­ном из мно­гочис­ленных ин­тервью И­осиф Брод­ский, боль­ше по­хож на монс­тра, чем на свя­того Ге­ор­гия. Он вдруг при­нима­ет свою роль в жиз­ни как роль от­ри­цатель­но­го пер­со­нажа, ко­торо­го все толь­ко по ошиб­ке счи­тали пер­со­нажем по­ложи­тель­ным.

толь­ко Ва­леран зна­ет, ка­ково это, ког­да ми­ровой по­жар бу­шу­ет не где-то там, а в тво­ей кро­ви? Ка­ково это, ока­зать­ся пре­дате­лем, ког­да мнил се­бя ге­ро­ем, ока­зать­ся па­лачом, ког­да мнил се­бя не­вин­ной жер­твой, И при всем при том, он об­ла­да­ет уди­витель­ным, ред­ким, ес­ли не ска­зать уни­каль­ным свой­ством ду­ши – спо­соб­ностью ви­деть про­яв­ле­ния Мра­ка не в дру­гих, а в се­бе, ви­деть в се­бе – монс­тра и на­зывать свой грех тем име­нем, ко­торо­го оно зас­лу­жива­ет.

Но все эти не­сом­ненные дос­то­инс­тва Ва­лера­на бы­ли бы ни к че­му, ес­ли бы не та клю­чевая сце­на – сце­на ис­по­веди, ко­торая де­ла­ет из Ва­лера­на ге­роя не прос­то за­гадоч­но­го, но тра­гичес­ко­го.

Ва­леран, об­на­ружив­ший у се­бя приз­на­ки зем­ной бо­лез­ни, пы­та­ет­ся рас­ска­зать ко­му-ни­будь, кто сог­ла­сить­ся его выс­лу­шать о том, что у не­го бо­лит ду­ша.

Впро­чем, и те­ло то­же.

В на­чале вто­рой час­ти мы ви­дим ге­роя, ох­ва­чен­но­го бо­лезнью: «ми­ровой по­жар в кро­ви», ока­зыва­ет­ся, впол­не ре­ален… Тем­пе­рату­ра под 40, пуль­си­ру­ющая боль в вис­ках, И это не прос­то сим­пто­мы бо­лез­ни – это приз­нак то­го, что ор­га­низм пы­та­ет­ся с ней бо­роть­ся. В борь­бе при­нима­ет учас­тие, ко­неч­но, не толь­ко ор­га­низм. Ва­леран соп­ро­тив­ля­ет­ся ви­русу ми­рово­го зла в сво­ей ду­ше впол­не соз­на­тель­но и пред­при­нима­ет для это­го до­воль­но ре­шитель­ные ша­ги: об­ра­ща­ет­ся сна­чала к вра­чу, а ког­да врач-ар­кту­ри­анец мяг­ко «от­футбо­лива­ет» его, — к свя­щен­ни­ку.

Ска­жу сра­зу, что ис­по­ведью эту часть тек­ста ро­мана мож­но наз­вать весь­ма ус­ловно. Это, ско­рее рас­сказ от пер­во­го ли­ца о том, как ге­рой «до­шел до жиз­ни та­кой». И все-та­ки На­тали не слу­чай­но зас­тавля­ет ге­роя про­из­нести свой мо­нолог пе­ред ли­цом свя­щен­ни­ка. Ведь ис­по­ведь – это не прос­то от­кро­вен­ный рас­сказ. Это рас­сказ-са­мо­об­ви­нение, про­из­не­сен­ный в на­деж­де на то, что Бог унич­то­жит ис­по­ведан­ный грех.

Имен­но са­мо­об­ви­нение сос­тавля­ет эмо­ци­ональ­ный центр этой клю­чевой сце­ны.

Врач и свя­щен­ник на­пере­бой ста­ра­ют­ся убе­дить Ва­лера­на, что с ним все в по­ряд­ке и что он прос­то пе­ре­уто­мил­ся. Да, мо­жет быть, он где-то вел се­бя неп­ра­виль­но и да­же «сде­лали пло­хо под­го­тов­ленно­му для это­го че­лове­ку ка­кое-то приз­на­ние, ко­торое мог­ло бы его убить». (до­воль­но за­бав­нее об­ви­нение, ес­ли чес­тно: не­уже­ли Ай­рт Рег, дей­стви­тель­но, та­кая ки­сей­ная ба­рыш­ня, что мо­жет уме­реть от то­го, что с ним и гру­бо по­гово­рили?), но во всем ос­таль­ном по­веде­ние прин­ца — это «прек­расный при­мер вер­ности дол­гу» — го­ворит ему врач. «Не от­ча­ивай­ся» — уве­щева­ет его мо­нах, ведь «их пос­леднее ору­жие — от­ча­янье, на­ше от­ча­янье. Свя­тые опи­сыва­ли то же сос­то­яние: ду­ма­ешь, что ты уже прок­лят, по­это­му сми­ря­ешь­ся за­ранее. Но ты не хо­тел ни­како­го зла это­му ре­бен­ку, и не ты убил его.»

Но Ва­леран уже не мо­жет по­нять, че­го он хо­тел и че­го он не хо­тел, кто ко­го убил, «кто ви­новат» и «что де­лать»?

Его рас­сказ о за­раже­нии яз­вой столь за­путан, что и чи­татель впра­ве усом­нить­ся в его дос­то­вер­ности. Прав­да ли, что он «при­об­щился» ко злу, ког­да хо­дил по ли­цам по­вер­женных вра­гов? А мо­жет быть, это прос­то бо­лез­ненный срыв пси­хики че­лове­ка, склон­но­го к тон­кой реф­лексии? Прав­да ли что он «по­мог» уме­реть юной де­вуш­ке, ко­торая ока­залась с ним в древ­ней ло­вуш­ке – «ка­мере с дви­жущи­мися сте­нами». Да прос­тит мне скеп­ти­чес­ки нас­тро­ен­ный чи­татель, но весь этот эпи­зод по­хож на бред че­лове­ка, на­качен­но­го нар­ко­тика­ми, ка­ковым Ва­леран и яв­лялся в тот мо­мент. Но все это не име­ет ни­како­го зна­чения, по­тому что прав­да зак­лю­ча­ет­ся в том, что он так или ина­че пог­ру­зил­ся в сти­хию зла и по­чувс­тво­вал се­бя соп­ри­род­ным этой сти­хии, что он за­щищал жертв от па­лачей, но сам при этом был па­лачом. И что – са­мое глав­ное – он не хо­чет та­ким быть! Он не ищет се­бе оп­равда­ния, хо­тя эти са­мые оп­равда­ния ле­жат на по­вер­хнос­ти. Не хо­чет хо­дить по ли­цам мер­тве­цов и «на­ходить в этом удо­воль­ствие», не хо­чет уби­вать юных де­вушек. Он не хо­чет быть па­лачом, по­тому что это «мер­зко». И ра­ди то­го, что­бы не хо­теть быть па­лачом Ва­леран идет на ог­ромный риск, ког­да рас­кры­ва­ет свое сос­то­яние треть­ему ли­цу, ведь один зво­нок Ин­гма­ру Кэр­роллу и единс­твен­ный за­кон­ный нас­ледник зем­но­го прес­то­ла за­кон­чит свои дни в тюрь­ме или пси­хуш­ке.

О, по­моги­те же ему!

Ник­то, ко­неч­но, ему не по­мог… Мо­жет быть, в том и зак­лю­ча­ет­ся стран­ная при­тяга­тель­ность во мно­гом не­совер­шенной кни­ги На­тали Хен­не­берг, что прек­расный ге­рой, ко­торо­го чи­татель ус­пел по­любить, та­кой жи­вой и нас­то­ящий, но­сящий в сво­ем сер­дце всю боль и кра­соту по­вер­женной Зем­ли, гиб­нет окон­ча­тель­но и бес­по­ворот­но, не толь­ко фи­зичес­ки, но и ду­хов­но… Гиб­нет как под­лый пре­датель, ка­ковым он и яв­ля­ет­ся (ста­новит­ся? ) в кон­це кни­ги, гиб­нет от ру­ки лю­бимой де­вуш­ки, прок­ля­тый ма­терью, ни­кем не оп­ла­кан­ный, да­же Та­лес­трой. Нет, она ко­неч­но, «обе­зуме­ла от ужа­са», но «Та­лес­тра мо­лода — она за­будет». А ведь, ка­залось бы, че­го про­ще, на­писать, что Та­лес­тра бу­дет пом­нить прок­ля­того прин­ца до кон­ца сво­их дней? Но На­тали ни­как не хо­чет со­лида­ризи­ровать­ся с чи­тате­лем в его го­ре. За что его так страш­но на­казы­ва­ет ав­тор, ко­торо­му ни­чего не сто­ило про­тянуть сво­ему луч­ше­му ге­рою ру­ку по­мощи? На­тали Хен­не­берг – рус­ская эмиг­ран­тка в пер­вом по­коле­нии. Не уди­витель­но, что ее ге­рой бре­дит не­ис­полни­мой меч­той пер­вой вол­ны рус­ской эмиг­ра­ции – вер­нуть­ся в Рос­сию, ко­торая ох­ва­чена ком­му­нис­ти­чес­ким по­жаром. Вер­нуть­ся лю­бой це­ной, да­же це­ной пре­датель­ства.

И На­тали за­да­ет ему глав­ный воп­рос: «— Но ес­ли вы так лю­бите Зем­лю, — вос­клик­ну­ла Та­лес­тра, — по­чему же вы всту­па­ете в со­юз с ее вра­гами?!..»

И по­луча­ет от­вет: по­тому что он внут­ренне по­верил в то, что Зем­ля и ви­рус зла (чи­тай Рос­сия и боль­ше­визм) – это од­но и то­же. И ес­ли да­же рань­ше не бы­ло так, то те­перь так бу­дет.

А се­бя са­мого он отож­дес­твил с тем «внут­ренним де­моном», ко­торый жил, по боль­шо­му сче­ту, толь­ко в его боль­ной фан­та­зии. И он на­деля­ет это­го де­мона ре­аль­ной властью...

Да, все-та­ки прав был отец Фран­циск, ког­да го­ворил, что «их пос­леднее ору­жие — от­ча­янье».

А еще он по­верил, что «неп­равда, что Зем­ля и вся все­лен­ная раз­де­лены на два ла­геря — не­вин­ных жертв и па­лачей. Они есть в обо­их ла­герях». Неп­равда ли, зву­чит ку­да как сов­ре­мен­но? И се­год­ня имен­но так го­ворят, ос­мысляя на­ше «яз­венное» прош­лое, на­ши но­вые ле­вора­дика­лы.

Ва­леран за­хотел стать па­лачом, но все рав­но, и в скот­ском уни­жении и в чер­ном пре­датель­стве ос­тался – жер­твой, по­тому что у не­го от­ня­ли боль­ше, чем ро­дину, боль­ше, чем семью, боль­ше – чем власть, боль­ше, чем жизнь. У не­го от­ня­ли судь­бу. Его тра­гедия – это тра­гедия всей рус­ской эмиг­ра­ции – тра­гедия не­совер­шенно­го под­ви­га.

И все –та­ки, со­пос­та­вимы ли прес­тупле­ние и на­каза­ние? Ко­неч­но, нет…

По­чему же ав­тор зах­ло­пыва­ет пе­ред ним дверь спа­сения в тот са­мый мо­мент, ког­да «счастье бы­ло так воз­можно»?

Мне ка­жет­ся, она унич­то­жа­ет сво­его лю­бимо­го ге­роя (ко­неч­но, лю­бимо­го!) для то­го, что­бы сде­лать чи­тате­лю боль­но, что­бы вы­бить его из сос­то­яния ду­шев­но­го ком­форта. А еще она сво­дит с Ва­лера­ном сче­ты. В его ли­це она пы­та­ет­ся унич­то­жить очень до­рогую для нее идею или об­раз. А мо­жет быть да­же – ре­аль­но­го че­лове­ка.

Но что же это за об­раз? Мне ка­жет­ся, что это об­раз по­беж­денно­го. В тех сло­вах не­годо­вания и през­ре­ния, ко­торые она вдруг об­ру­шива­ет на ге­роя на пос­ледних стра­ницах, мне слы­шат­ся ис­те­рич­ный крик: ну, по­чему ты, та­кой ум­ный, та­кой кра­сивый, та­кой арис­токра­тич­ный – здесь, а не там – на тро­не? Как ты смел, та­кой за­меча­тель­ный, про­иг­рать? И На­тали, вслед за мно­гими, спе­шит от­речь­ся от арис­токра­тиз­ма, от люб­ви к ис­кусс­тву, от внут­ренней кра­соты, выд­ви­гая вмес­то это­го дру­гой иде­ал – иде­ал здорового вар­ва­рства.

Ес­ли бы у ме­ня бы­ла воз­можность что-то из­ме­нить в этой ис­то­рии, я бы… ос­та­вила все, как есть. Да­же страш­ную смерть мо­его лю­бимо­го ге­роя. Имен­но ее я бы и ос­та­вила. Эту кни­гу сто­ит про­читать, по­тому что она да­рит нам очень важ­ный ду­шев­ный опыт – опыт люб­ви к вра­гу. К вра­гу, ко­торый не сда­ет­ся и ко­торо­го унич­то­жа­ют.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Мила Коротич «Терракотовые сестры»

Lady Vader, 13 февраля 2016 г. 15:59

У романа Милы Коротич «Терракотовые сестры» есть один недостаток: он не похож на романы Ника Перумова. Вообще ничем. Поэтому тем, кто хочет прочитать что-то похожее на книги мэтра, лучше к его же книгам и обратится.

Но этот вполне относительный «недостаток» компенсируется весомыми достоинствами текста: автору удалось создать живой, оригинальный текст, живущий по законам мифа. А не претворяющийся, что он по ним живем. В этом тексте действует особая — мифопоэтическая — логика, требующая от читателя некоего душевного и интеллектуального усилия и роман стоит того, чтобы это усилие приложить.

Мила Коротич не боится рисковать, и смело вводит в текст образы и реалии малоизвестные широкому читателю китайский материал, работает с ним со знанием дела.

Может быть, несколько провисает в тексте первая часть романа. Мне она показалось несколько переусложненной.

Но зато вторая часть — линия Мей и Альтерры — захватывает! Здесь все на месте, здесь все странности — оправданы. С этого момента книгу хочется читать, и хочется узнать, что же будет дальше. Мей и Маша каждая хороши по-своему.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Очень понравилась мне сцена свадьбы-жертвоприношения, все эта история с просоленной землей, то, как шаман набивает соль в подошву, чтобы ступать по защищенной земле. Эх, убили мальчика, а из него можно бы было сделать романтического героя! Замечательная история про тот, как дети стали стариками, а взрослые — детьми. Она и страшная, и необычная и такая внутренне законченная.

Очень интересно вплетаются в это китайское повествование христианские мотивы. Аррет и вся история с мнимым «спасителем» — это история на отдельный роман. Она начинается так резко и внезапно, уже там, где мы ждем развязки. Мне кажется, что очень яркая вторая часть не дала третьей развернуться полностью. А вообще вопрос на миллион долларов, которая можно задать «миру Перумова»: пока эти мнимые боги развлекаются, уничтожая миры, что делает настоящий Бог? Если в этом мире есть пародия на Христа, то есть ли в нем настоящий Христос?

Вообще неожиданные христианские рифмы придают роману Милы Коротич особое очарование и глубину.

Оценка: 9
⇑ Наверх