Г. Ф. Лавкрафт «За гранью времён»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор ) | Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная ) | Австралия и Океания )
- Время действия: 20 век | Дочеловеческие времена
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Путешественники (попаданцы) (в прошлое ) | Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Натаниэль Уингейт Пизли, преподаватель университета, изменился после потери сознания на лекции. Пять лет он был будто не в себе. Когда по истечении этого срока он снова стал самим собой, то ничего не помнил об этом отрезке своей жизни. Теперь ему снились странные сны, объяснявшие кое-что...
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху» > цикл «Мифы Лавкрафта»
— журнал «Astounding Stories, June 1936», 1936 г.
— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.
— сборник «Dreams and Fancies», 1962 г.
— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.
— антологию «The Arbor House Celebrity Book of Horror Stories», 1982 г.
— антологию «Dark Company: The Ten Greatest Ghost Stories», 1984 г.
— антологию «13 Short Horror Novels», 1987 г.
— антологию «The Mammoth Book of Classic Science Fiction: Short Novels of the 1930s», 1988 г.
— антологию «The Best of Astounding», 1992 г.
— антологию «Жители ада», 1993 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.
— антологию «Если свет твой — тьма...», 2016 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1997 // Хоррор (США; чешская подборка рассказов) |
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alex301092, 8 февраля 2021 г.
Решил прочесть эту повесть после прохождения игры “Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth”, так что сюжет я знал наперёд. Но это не помешало мне получить невероятные впечатления и ощущения от прочтения данного произведения. Потому, что ни один фильм или игра не способны сполна передать атмосферу лавкрафтовских миров; текст справляется с этим куда лучше, так как вместо готовых образов подключает ваше воображение, которое рисует хоть и яркие, но размытые образы. А эта размытость и неоднозначность образов являются ОЧЕНЬ важными составляющими творчества Лавкрафта. Неспроста автор никогда не публиковал собственных зарисовок к своим сюжетам, существам, пейзажам, артефактам и т.д., и других не поощрял к этому, насколько мне известно; иначе мы могли бы сейчас любоваться этими художествами, но мы их не наблюдаем (разве что от современных художников).
Сложно описывать это произведение и не проспойлерить. Добавлять что-либо к аннотации вряд ли необходимо. Скажу лишь, что на написание этого произведения Лавкрафта вдохновило последнее (на то время) открытие Эйнштейна: теория относительности времени. Каждый отреагировал на эту научную революцию по-своему. Лавкрафт — посредством этой повести. Интересно, читал ли её Эйнштейн? Сомнительно, конечно, что он вообще знал о Лавкрафте, но чего только не бывает в нашем относительном мире.
После прочтения данной повести (перед ней были ещё “Хребты безумия”) я решил, что хочу ознакомиться со всей библиографией автора, что я благополучно и сделал: что-то понравилось больше, что-то — меньше; что-то запомнилось навсегда, а что-то слилось в однородную массу (потому что огромная часть творчества автора написана на один манер и в одинаковых декорациях); но всё это было невероятно атмосферно.
По итогу “За гранью времён” так и осталась моим любимым произведением у автора, не превзойдённая ничем другим из его библиографии, и не только его...
Так что включайте саундтрек к “Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth” или какой-нибудь дарк-эмбиент, открывайте Лавкрафта и погружайтесь... Только не потеряйте себя в этих глубинах, или за гранью времён.
Козлов, 6 февраля 2023 г.
Я всё больше начинаю относиться к творчеству Лавкрафта точно так же, как и к творчеству Эдгара Райса Берроуза. С единственным исключением: Берроуз повторяется, чтобы продолжать историю; Лавкрафт, сколько бы не повторялся, не умеет раскрыть интересующую его тему. Так и «За гранью времен» имеет явные параллели с «Хребтами безумия». Будто редактор сказал:«Печатать нечего. Давай быстро то же самое, но не как в прошлый раз». Но еще говорят, что Лавкрафт вдохновился идеей переноса разума из какого-то фильма, решив, что она идеально отражает его собственные ощущения. И это убедительная версия. Ведь, наконец-то, Лавкрафт построил настоящий психологизм в своем произведении! Читателя раз за разом погружают в новые детали неизвестной истории нашей планеты. Затягивают неопределенностью наших собственных суждений. Пока столкновение с неотвратимой реальностью не оставляет в Нас лишь ужас перед необъятностью Вселенной. Как будто Говард Филлипс Лавкрафт узрел чернеющую глубину черной черноты бездны Космоса — и впал в ступор. Объяснять все происходящее опять должен я — читатель. Ведь, Мы же не считаем, что Лавкрафт писал одноразовые истории для тематических журналов! Когда автор может поставить себя на место своего героя — это всегда хорошо. Глубокий психологизм — замечательно! Но неоднократно проверенная схема, всё равно, не работает. На мне, лично, и при первом прочтении. Все, что должно находится исключительно в голове героя, подтверждается материально. И каждый раз всё сильнее. Лавкрафт, как всегда удачно, прошел мимо всех возможностей сделать неоднозначную историю. Не заметив. Оставив лишь что-то свое, разрешившееся в конце настоящей паранойей на пустом месте. Весь страх оказывается состоящим из ничего. Просто, приходит осознание того, что Мы читаем последние умозаключения человека, который ехал кукухой в течении двадцати лет и в течении двадцати лет не занимался ничем, кроме изучения того, как он едет кукухой. А такие заметки он писал каждый день.
В общем, по поводу «За гранью времен» мне трудно сформировать какую-то продуманную линию критики. Если в случае с рассказом «Серебряный ключ» я могу собраться с силами и показать где и как Лавкрафт был не прав. То в случае с этой повестью я ничего связанного сказать не смогу. Проблемы в логике повести настолько комплексные, что можно начать писать целый трактат и остановиться, поняв что занимаешься никому не нужной ерундой. И то, что это ерунда всем должно быть понятно, но ты этого не объяснишь. А происходящее в произведении — так же, как и критика произведения — должно быть понятно, иначе это пустота. В данном случае, дыра на конце воронки, через которую утекает сознание. Например. Профессор полит.экономии Мискатоникского Университета говорит, что Великая Раса построила фашистский социализм. Но страшно Нам должно быть не от того, что они фашисты, а от того, что — автор считает это общество рациональным и победившим. Одновременно, 30-е годы для США были безвыходным временем краха привычных буржуазных ценностей. Когда кругом: коммунисты, социалисты, фашисты, нацисты — они заполонили всю планету! А повесть рассказывает, что, как раз, Великая Раса и засылает в будущее своих соглядатаев. И через пять тысяч лет, как всегда, нагрянут китайцы. Видите, здесь есть психологический анализ эпохи. Но я не психиатр, чтобы его разобрать. И Мы не считаем, что Лавкрафт занимается коммерческой литературой, опираясь на интересы тогдашней публики. Хотя, лучше бы считали. Иначе, это — шиза! Собственно говоря, а что еще можно извлечь из повести, кроме психоанализа главного героя и автора. Всё жутко, страшно, безысходно и так было всегда. Но это точка зрения лишь одного человека, находящегося в полном непонимании. А согласно простейшей, всем нам понятной и ожидаемой, логике: Великая Раса, освоившая перемещение Разума во Времени, должна достичь некоего Абсолюта, точки сингулярности, на которой и будет базироваться её непобедимость. Великая Раса переселилась в тела конусов, но, при этом они, размножаются. В будущее переселяются только лучшие умы, а живут конусы тысячи лет, но никак не миллионы. Потомки конусов — тоже члены Великой Расы. Не сами же с собой они разговаривают, контролируя собственное будущее? Похоже это неплохие ребята: у них есть последователи, и ограничений для перемещения Разума, вроде бы, нет. Присоединение к Великой Расе должно стать высшим достижением познания. Страна Снов и всё такое... Но безумцем должен быть тот, кто согласится жить в уродливом теле конуса. Тем более, что долголетие и отсутствие чувств лишили их тяги к Жизни. За которую они борются каждый день, испытывая суеверный страх перед теми, кого не могут остановить и, убегая подальше от разрушительных катастроф. Великая Раса — это трусы, вредители и паразиты. Они стоят в одном ряду с людьми, ожидающими, когда с ними поступят так же, как они поступили с американскими индейцами, только стали сильнее — потому жуткие и отвратительные. Великая Раса поняла, что извлекать информацию из Будущего гораздо выгоднее, чем из прошлого. Не любят они археологов. Поэтому спокойно бросают всю добытую за миллионы лет информацию, переселяясь в другую эпоху. И зачем переселяются? Чего в другой эпохе они могут добиться, если уже имеют все доступные технологии? А согласно Лавкрафту, каждая отдельная раса и цивилизация обладает собственными принципами: мышления, технологического развития, физиологической предрасположенности. Которые Великая Раса может изучить и подогнать под себя. Вот, что я только что написал?! И, почему они не могут победить Древних?! Потому, что полное Знание лишает свободы. Несмотря на то, что можно управлять Временем. И Время остается неизменным, потому что управляют Временем. Рассуждать о сути существования Великой Расы, исходя из повести, невозможно. Ужас перед ней должен быть материальным, но сведения автор дал отрывочные. Какая-то писанина для разбора именитыми конспирологами. К тому же, всё известное о Великой Расе содержится или в неназванных источниках, или в выдуманных древних книгах. Я уверен, если автору задали бы вопрос:«Ты хоть сам что-нибудь понимаешь?» — его накрыла бы бесконечная апатия и чувство безграничного непонимания. Может этого он и добивался.
В общем, после первого прочтения в глаза бросилось столько несуразностей, что повесть хотелось разнести в клочья по пунктам. Но после того, как присмотрелся, в том числе и к оригиналу, всё стало каким-то минималистичным. Не за что уцепиться, кроме постоянных схематичных повторов того, что главный герой двадцать лет делал одно и то же, все это время мусоля, по сути, один и тот же сон. В этом отношении, иллюстрации из старого журнала гораздо честнее современных стилизаций. Ну, если Вы не считаете, что одно единственное упоминание фамилии Эйнштейна объясняет теорию относительности. И этот «цирк с конями» положено считать знаковым произведением в жанре?! Хотя, по-правде, для меня «За гранью времен» таковым, действительно, стала. Повесть меня напугала. Не заставила бегать мурашки, а реально напугала. «За гранью времен» страшна не своим антуражем, а тем, что написана, как говорится, от сердца. Размышляя над её сутью, я наконец-то понял, что такое этот знаменитый лавкрафтианский ужас. Если кратко, то лавкрафтианский ужас — это скудоумие. Настолько бесполезное и никому не нужное, что научилось видеть смысл в собственном невежестве. Оправдывающее непостижимыми масштабами любые жертвы. Верящее, что все вокруг слепы. Надеещееся через это оказаться правым. Если в «Хребтах безумия» Лавкрафт, по ему одному понятной задумке, сделал главного героя трусом. То в «За гранью времен» он нарисовал целый психологический портрет. Профессор Пизли, в полном смысле слова, — умалишенный. Даже в мире, где ему всё становится понятным, он сходит с ума, боясь хоть что-то понять. Потому, что это заставит его, если не развиваться, то хотя бы двигаться в какую-нибудь сторону. Без шуток. Не будем скидывать со счетов истерию Великой Депрессии и прочие события того времени. Я не сомневаюсь, что Лавкрафт в своих измышлениях был далеко не одинок. Но такие времена проходят. И после люди начинают относиться к подобным воззрениям скептически. Не в последнюю очередь потому, что самые ярые их сторонники: либо мошенники, либо люди недалекого ума, — о чем, как оказывается потом, большинство имеет справки из соответствующих учреждений. А учитывая, что в рамках повести всё происходящее может быть реально, и сумасшедшие себя сумасшедшими не считают — выводы делайте сами.
Frogman, 26 февраля 2023 г.
По мне конечно «За гранью времён» лучше «Хребтов Безумия» , потому что нет этих докучающих подробностей экспедиции( мы собираемся, мы даём отчёты, мы теряем первый отряд и еле улепетываем от Шогота вконце). Здесь есть профессор, в котором пять лет жило непонятное существо, а он жил по обмену в теле этого непонятного существа в далёком прошлом. Огромный город, люки, под которыми заперты летающие полипы, но хотят прорваться и уничтожить Великую Расу. К Мифам Ктулху это произведение относится опосредовано — здесь свои две стороны- Йитянцы и полипы. Этого достаточно. Посмотрите на огромный отрезок неизвестности, как он романтичен, а не ужасен. Профессор не псих, он просто был избран, потому что у него можно было разузнать всё о его времени и достижениях, коих Великая Раса жаждала знать. Видимо, им нужны были все этапы. А иначе они бы похитили кого-то из современности с компьютерами и айфонами за репост. Всё это люди в оболочках конусов записывали в длинных рядах библиотек Великой Расы. Лавкрафт отлично визуализирует то, что даже фильмом не снять. В результате его читают искушенные, а много людей даже нос морщат при его упоминании. Если бы он писал кровавые конфликты, его бы снимали и переснимали. Но он был непреклонен. Держался своей линии и молодец.
DrinkFromTheCup, 15 марта 2023 г.
А вот и ксеноистория подъехала. С ксенобиологией вобнимку. Хоррор: 0, НФ: 1, опять.
За тридцать пять лет до Лемовского «XXI Путешествия Ийона Тихого» Лавкрафт решил попробовать озаботиться реконструкцией совершенно нечеловеческого общества (и анатомией отдельных его членов). Всерьёз. Ооооооочень всерьёз.
С одной стороны это затея ещё более неблагодарная, чем гадание, хватали ли тиранозавры добычу передними лапами.
С другой стороны, как правило, от такой реконструкции будет смердеть человеком. Ведь мы, в общем-то, никаких других сапиенсов не знаем и потому нам не от чего оттолкнуться при попытке что-то выдумать. А если не отталкиваться, есть риск свалиться в абсурд в стиле легенд о далёких землях у древних греков.
К чести автора, даже если где-то наукообразность и трещит по швам — картинка складывается довольно убедительная и, в отличие от реконструкций Лема, не перенасыщенная деталями.
Читается в меру легко — при наличии соответствующих интересов у читателя. Если ксеноистория «не цепляет» — эту книгу, наверное, лучше пропустить.
god54, 11 сентября 2019 г.
Никогда не соглашусь, что это хоррор. Обыкновенная классическая и достаточно хорошая фантастика. Во-первых, привлекает оригинальность, я бы даже сказал первичность фантастической идеи и сюжета повести. При этом следует отметить, что повторений мне пока еще не попадалось. Глобальный замысел просто поражает, даже не верится, что это было написано в 1936 году. Может именно поэтому я не воспринимаю всю литературу про попаданцев, которая рисует наших предков просто идиотами. Нет, и еще раз нет. Все идеи фантастики были придуманы тогда, а сейчас идёт лишь пересказ, да и тот не лучшего образца. Однако глобальность замысла: дочеловеческие цивилизации, перемещение во времени, напряжение действия, реалистичность происходящего, массу идей... Конечно, есть недочеты, но место повести в коллекции.
Maxeroz, 28 июля 2019 г.
Еще одна невероятная повесть от мэтра жанра хоррор, которая заставит вас примкнуть к ней на некоторое количество часов. (количество часов, которое у вас займет прочтение этого произведения).
Несомненный талант Говарда Лавкрафта заставит вас усомниться в том что это небылица. Это то что останется в вас на всю жизнь, и иногда сама природа будет напоминать вам о далеких мирах, которые фигурируют в произведениях Лавкрафта.
В этой повести напряжение нарастает с каждой главой и оторваться просто невозможно. Каждая мелочь продумана с восхитительной точности и не дает ни единого повода усомниться в реальности происходящего.
Многие говорят, что работы Лавкрафта “страдают” от предсказуемых концовок, но в этой повести дела обстоят точно не так, или же этот эффект достигается с помощью постоянно нарастающего напряжения. После прочтения последнего слова на последней строке страницы вы ощутите, как перед вами закрывается целый мир.
Клован, 22 февраля 2019 г.
И ничуть не страшно!
Автор привычно пытается нагнать своего фирменного ужаса, но здесь это выглядит излишним и даже иногда надуманным. Ну что может быть «дикого и богохульного» в изображении города с чуждой архитектурой и непривычного вида жителями? Что именно жуткого в обмене разумами? Да, трудно понять и принять, получив неопровержимые доказательства, что ты побывал в мезозое в другом теле, но пугающего в этом я не вижу.
А в остальном — замечательная фантастическая повесть. Не читал справочной литературы и не могу утверждать, что именно Лавкрафт первым придумал такую возможность, как перемещение сознания на миллионы лет, но, хотя бы по году издания можно судить, что был он одним из первых. В последующем народилось целое направление, в итоге выродившееся в нынешних «попаданцев», но в своё время немало книг на эту тему пополнило золотой фонд фантастики.
И, конечно, очередное обращение автора к любимой своей идее, многократно встречающейся в его творчестве — Великие Древние.
moshehecht, 10 июня 2020 г.
Еще одно гениальное произведение гениального автора! Как и в «Хребтах безумия», противостояние двух древних и могущественных рас, и человек, ставший обладателем знания об этом.
Стронций 88, 4 декабря 2018 г.
На мой вкус «Тень из безвременья» пока самое неповоротливое и нудное (да простят меня боги!) из крупных произведений Лавкрафта. Хотя начало было вполне себе интригующим – странная многолетняя амнезия и «вторая личность», чьи действия покрыты мраком и пугают даже (если бы со мной такое случилось, и я вдруг очнулся и стал узнавать, что вел себя странно и пускался в сомнительные и туманные экспедиции – да я с одного этого тронулся бы умом). Описание Великой Расы и жизни её тоже было неплохим, особенно эти вещи вскользь – о множестве миров и разумных рас, населяющих не только космос, но и Землю в разные её эпохи до и после человека. Вообще, я заметил, что у автора мастерски получается это – играть вещами вскользь – и такое выходят иногда ярче и интересней чем основные… и запоминаются великолепно, и интригуют (кто, например, был тот человек, что помогал главному герою, вернее «второй личности» его создать странную машину?)! А ещё возникла мысль, что в этой повести наметилась более широкая вселенная, основанная не только на мифах Лавкрафта и любимого им Эштона Смита, но и Говарда с его Валузией (она вроде как официально не входит же в мифологию Ктулху?), и это достаточно симпатично. Мало того, тут, в этой повести, к бездне бесконечного космоса и бездне древних дочеловеческих времён добавляется и бездна непостижимого будущего; и все эти три клина давят на человека, как никогда показывая ничтожное его место в мироздании…
Однако чего-то тут не хватает, и повесть всё равно читается тяжело… В какой-то момент я ощутил его похожесть с романом «Хребты безумия». И с тех пор я просто не мог отделаться от этой «похожести». И она была не только в попытке показать жизнь одной из древней «непостижимой» расы изнутри (Старцы в «Хребтах…» против Великой Расы здесь), в попытке показать истинное место человечества в мире (тут добавилось только пространство будущего), но даже сюжетные ходы были похожими! И это не могло не бросаться в глаза – особенно в последней трети повествования. Именно там появляется и экспедиция в труднодоступное место (в пустыню Австралии против снежных пустынь Антарктиды в «Хребтах безумия»), тут и древние руины, и путешествие по их недрам, и бегство с сохранением тайны, раскрытой только из желания предостеречь человечество от новых вторжений в запретное с возможным освобождением чудовищных сил. Это ведь и в «Хребтах…» было! А тут ещё и главную опасность представляют замурованные давние враги Великой Расы – аморфные Летающие Полипы. Сравните-ка их с шаготтами в «Хребтах…» – аморфные рабы, а позже враги Старцев, унаследовавшие подземелья древнего Арктического города; реальная опасность для человечества! Но все-таки «Хребты безумия» были для меня первее этой повести. И «Хребты…» казались более приятными в плане языка, в плане визуальной красоты – как завораживала ледяная пустота, огромные страшные горы и заброшенный и молчаливый циклопический город! – более искусными были «Хребты…». А тут ещё давило постоянное неверие героя – слишком уж часто он это вставлял – и оно оттеняло всю колоссальную мощь осознания огромной опасности и ничтожности человека перед космическими древними силами, будто главным тут было низкое, личное – привиделось ли всё герою или нет? И концовка добавляет ко всему этому понижению градуса свои пять копеек – и обиднее всего то, что ответ на этот вопрос мы уже получаем где-то к середине повести, а дальнейшие метания только раздражают… По крайней мере, меня раздражали.
Кропус, 5 февраля 2019 г.
В общем понравилось, не смотря на некоторую затянутость. Но у автора есть серьёзный ляп в конце.
Big Mik, 23 июня 2018 г.
Неожиданно бодрое интригующее начало, в котором тело главного героя на пять лет заимствуется загадочным представителем неведомой расы, чертовски склонным к изучению человечества, заставляет вспомнить отличный «Шепот во тьме» и совсем уж гениальный «Цвет из иных миров». Ждешь знакомства с некой потрясающей формой жизни, а Лавкрафт спустя десяток страниц вдруг принимается подробно словно биолог рассказывать про разумные конусы с отростками на голове. Живут они конечно в циклопических каменных строениях (могло ли быть иначе?), делают записи в книгах «особыми стержнями», а из одежды у них имеются «своеобразные рюкзаки или ранцы, надеваемые на верхнюю половину конуса». И именно их Великая Раса выбрала для переселения своего разума?! Наверное, из-за рюкзачков, ведь это очень практично.
Стоит отметить, что Лавкрафт, в который раз строит сюжет, обыгрывая научные достижения тех времен. В «Шепоте во тьме» это было открытие Плутона, в «Хребтах безумия» — полярные экспедиции, здесь же — теория относительности Эйнштейна.
Дальнейшее повествование аналогично «Мороку над Инсмутом» многословно, занудно и бессобытийно. Снова и снова готов ставить в пример «Цвет из иных миров» и с грустью делать вывод, что автор в своем позднем периоде, похоже утратил способность к тому, за что его полюбили изначально — заставлять читателя испытывать иррациональный страх перед неведомым.
Финальное откровение, как обычно придерживаемое Лавкрафтом вплоть до последнего предложения книги, в этот раз почему-то кажется довольно жалкой попыткой удержать читателя.
В итоге, пугает — нет, заставляет задуматься — немного, атмосфера — местами.
Myrkar, 26 октября 2014 г.
Было жутко только до третьей части, пока в неведении, что же происходит с героем, сам додумываешь возможное развитие событий, ужасаешься бессознательности совершаемых действий. Когда же возникает объяснение, его нелепость и смехотворность сводит страх на нет. Немного напомнило экранизацию «Престижа» с наличием неведомого и таинственного изобретения (то, которое Пизли сделал вне собственного сознания, против найденного Теслой в фильме Нолана). Но этот, гораздо более интригующий мотив, Лавкрафт уничтожает акцентом на реальное существование древних рас.
В очередной раз убеждаюсь, насколько скептически автор относится к научным открытиям, даже иронически. Он палится, что идею четвертого измерения и манипуляций с ним в разных вариантах (либо как пространства в ведьминском доме, либо как времени в данном случае) заимствует из недавно разработанной Энштейном специальной теории относительности и открытий в области квантовой физики. Ну это же типичное «желтое» поведение в стиле пугалок концом света при создании черной дыры в не так давно запускаемом андронном коллайдере. Лично я такое воспринимаю как профанный способ популяризации научных новостей. В этом и раскрывается секрет ужасов: авторы превращают научное исследование, от которого сами ученые не знают, чего ожидать, в сомнительное предприятие, которое затронет потусторонние сферы бытия.
Второй момент иронии относительно науки, в этот раз гуманитарной, касается выборов главных героев, которые зачастую либо математики, либо историки, а в этом случае — препод по политэкономии. Указание на то, что древние существа используют для своих манипуляций (опять же связанных с добычей знания в промышленных масштабах, избегая умственные процессы) наиболее образованных людей своего времени лишний раз вызывает у меня улыбку. Дело в том, что «наиболее образованный человек», вырубившийся на лекции и вклювшийся обратно с озвучиванием ее продолжения (не суть важно, что он очухался позже и в другом месте), повествовал о связях экономических циклов с периодами солнечных вспышек. Ай молодца! Стоит заметить, что среди заимствованных земляков главного героя нет ни одного, который остался в истории человечества как великий ум эпохи — о всех слышишь впервые. Не удивительно, что столь бесполезные существа сами не оставили следов ни в одной из ветвей земной эволюции.
Гложат сомнения о их политико-экономическом устройстве общества. Совершенно не ясно, зачем им производство и города — изобретения сугубо мощно размножающихся существ, для увеличивающейся в неприличных масштабах требуется организация общества и обеспечения его благами. Здесь же явно указывается на нежелание «конусов» размножаться из-за долгожития и способности переносить свое сознание в других существ. Мне кажется, что подобный бред имеет отсылку к появившимся в Европе фашистским государствам. Что-то вроде аллегорических образов идеального фашизма «конусов» с четкой централизацией и исключительно гражданскими войнами (как типичной чертой социалистических формаций) и фашистским фанатизмом полипов, уничтожающих по непонятным причинам все и вся в мире местного абсурда. Исключительное отношение полипов подтверждается чернющими постройками без окон без дверей. Но пятипалые следы на земле недвусмысленно намекают на то, что за раса должна уничтожить дебильные конусы. Их вообще не смутило, что таки на земле приматы пятипалые (человеческие руки вот, например, напоминают по форме полипов). И не ссылка ли это на то, что полипы, которых конусы не смогли завоевать вселением своего разума, были неразумными в отличие от их потомков? Но это так — домыслы для пущей абсурдности ситуации.
Конец для меня не был предсказуем, потому что я ожидала большего.
avsergeev71, 25 сентября 2016 г.
И от себя, когда придет ваш срок
Очнуться под чужими небесами,
Храни вас Бог,
но вы — спаситесь сами.
---
При чтении постоянно возникают ассоциации с «Хребтами безумия», особенно последняя часть (которую вполне можно было бы назвать «Песками безумия»). Лично для меня эти произведения вообще стоят рядом: и по содержанию, и по стилю, и по уровню. Даже персонажи пересекаются.
По прочтении оказываешься в затруднении: все-таки к какому жанру отнести произведение. Хоррор? Но ничего ужасного вроде бы не происходит на протяжении практически всего повествования, за исключением разве что последней части. Фантастика? Но до последнего абзаца так и остается не понятным: реально происходят события, или мы все же имеем дело с бредом психически нездорового человека. Наукообразные объяснения вместо того, чтобы вносить ясность и успокаивать, почему-то наоборот вызывают беспокойство и пугают. Причем пугают как бы невзначай, исподволь: страх мелькает где-то на самой периферии сознания. Наверное это вынесено из детства: по-настоящему пугаешься именно тогда, когда тебя пытаются убедить, что бояться нечего. Да ты и сам это вроде бы понимаешь, но вот боишься — и всё. Фантастика с элементами хоррора? Или все же хоррор с элементами фантастики?
В общем и целом, перед нами классический поздний Лавкрафт, виртуозно играющий на каких-то ему одному известных струнах человеческой психики. Только нужно, чтобы струны эти были настроены в унисон с автором.
10 баллов.
wertuoz, 29 марта 2013 г.
Повесть для истинных ценителей рассказов Лавкрафта. Если для Вас прочтение из творчества автора было дебютом, то скорее всего произведение не показалось Вам чем-то захватывающим или мистическим, но, опять же есть и такие, кого эта повесть покорит и прикует к таланту сего мэтра.
Лично для меня это экскурс в бездну космического ужаса, это недостающие для меня фрагменты мозаики общей картины инопланетной хроники, затрагивающей и нашу Планету, нашу расу. Это непередаваемый интерес, который захватывает и кружит в мириадах тон информации, которая черпается не только из текста, но из собственного воображения, цепляясь за уже прочитанные книги Лавкрафта. Вспоминая другие прочитанные мной произведения автора, невольно прослеживается некая связь, выстраивается некая хронология. И я уверен, что описанные в этом произведении действия и жизнь этой загадочной расы Йит косвенно связанны с описанием и действиями еще более странной расы с рассказе «Хребты безумия», а отголоски так же прослеживаются в повести «Данвичский ужас». Причем в каждом из этих произведений на первый план выходит совершенно чуждая и отличающаяся от остальных форма жизни, инопланетная и мистическая. Вспомнить только рассказ «Шепчущий во тьме», в сюжете которого задействована еще одна раса Ми-го, еще более опасная и зловещая.
Таким образом мы получаем какой-то красочный и рельефный бестиарий существ инопланетного происхождения, которые так или иначе контактировали друг с другом, вели войны, заключали мир, а затем и вовсе вывели новый вид жизни — человека(раса Старцев). И все это свалилось на меня при прочтении данного произведения, я вдруг понял, что именно Лавкрафт хотел донести и создать своими произведениями, а именно вселенную, альтернативный мир, в котором история нашей вселенной представляется еще более инородными и зловещими формами жизни. И это не может не интересовать любого приверженца научной фантастики. Да, фантастики. Это не ужасы, не триллеры, это научная фантастика на фоне увлекательной и захватывающей атмосферы таинственного и мистического. Вот так могут переплетаться и соединяться несколько жанров художественной литературы.
Понимая и представляя всю масштабность Лавкрафтовской вселенной, читать вот такие тягучие, со множеством описаний и ответвлений рассказы одно удовольствие. Ведь начинка качественной истории автора — это именно научная фантастика с ее попытками объяснить происхождение и показать многообразие жизни во вселенной, а канва — это завораживающая мистика, пугающая, нагнетающая, атмосферная. Ведь в конце я так и не увидел каких-то пугающих монстров или чудовищ, но я чувствовал страх и переживание за главного героя. Это именно тот случай, когда ожидание и предчувствие страшнее самого страха. В сложении этих двух составляющих я получил в своем восприятии шедевр, который с удовольствием прочел.
10 из 10. Браво!
Maximontano, 4 апреля 2017 г.
Прекрасная работа. Нарастающий атмосферный ужас здесь однозначно присутствует. Главный герой переживает сильнейшую психологическую встряску мозга, которую не посоветуешь никому, именно в этом рассказе отчётливо чувствуется тонкая грань между нашим и потусторонним миром и как близко он может оказаться рядом с нами в самый неожиданный момент.