Все отзывы посетителя spectrum090
Отзывы (всего: 20 шт.)
Рейтинг отзыва
Александр Мазин «Отрицательный рейтинг»
spectrum090, 31 июля 2019 г. 19:57
Классная книжка! Как и все предыдущие части, кои с удовольствием перечитал, чтобы освежить память, и снова получил от этого несравненное удовольствие. Александр Владимирович — мастер слова и сюжета: главный герой растёт, как и его проблемы, и очень интересно наблюдать за его становлением, а также узнавать новые особенности этой необычайной вселенной. И очень приятно встретиться со старыми героями и познакомиться с новыми действующими персонажами — все характеры живые и интересные. Действие романа развивается красочно, ярко и динамично — оторваться невозможно до последней страницы.
Буду теперь снова с нетерпением ждать продолжения цикла, чтобы вместе с главным героем узнавать новые тайны Игры.
spectrum090, 24 октября 2018 г. 18:28
Пожалуй, роман «Бёглер» — это самая увлекательная книга у писателя Михаила Бабкина! Читается легко и непринуждённо, в повествовании легко узнаётся фирменный стиль Михаила, такой сказочно-бытовой. Все герои очень живо и ярко прорисованы, у каждого своя судьба и своя конечная цель. Сюжет увлекательный и динамичный, поэтому на протяжении всей книги получал непередаваемое удовольствие и испытывал желание снова и снова возвращаться к героям. Единственное, очень жалко, что до сих пор нет продолжения. И нет уверенности, соберётся ли автор его когда-нибудь написать. Поэтому если Вас пугают книжки с открытым концом, будто оборванные на половине — тоже фирменная черта циклов автора :) — то лучше будет подождать выхода продолжения, если оно будет. А пока можно ознакомиться с не менее замечательными рассказами писателя (что не рассказ — то мини-шедевр!) или другими его увлекательными циклами «Слимпериада» и «Старая ведьма», а также самобытным романом «Ахтимаг». А если Вы слишком взрослые для этого, то «Старая ведьма» замечательно зайдёт Вашим детям, как это было в своё время со мной :) В остальных же произведениях несмотря на сказочную составляющую поднимаются далеко не детские темы, поэтому их лучше рекомендовать в более взрослом возрасте.
P.S.: Михаил Александрович, с нетерпением ждём продолжения! :)
Неизвестный автор «Черепашки ниндзя против Зловещего Духа Мертвецов»
spectrum090, 4 октября 2018 г. 13:11
Вполне добротное чтиво — для взрослого ребёнка этак 12+ самое оно. Из минусов, является калькой с франшизы «Зловещие мертвецы», поэтому если фильм просмотрен, то книгу читать уже будет не так интересно, и наоборот. И для совсем маленьких детей не пойдёт, как и все остальные книги серии: довольно много ужасов и жестокости.
Сергей Лукьяненко, Валентин Холмогоров «Очаг»
spectrum090, 10 августа 2018 г. 14:24
Вот и подошёл к концу цикл Пограничье. Собственно, только по этой причине и взялся его наконец-то прочитать, когда была анонсирована последняя книга в соавторстве с Лукьяненко. Подумал, ну он-то уж точно сможет красиво расставить все точки над «i». Ещё никогда я так не ошибался...
Если характеризовать книгу одним словом, то этим словом будет разочарование. Пожалуй, ни одна другая книга цикла, кроме уж совсем бездарного «Синтеза», у меня не вызывала столько вопросов в плане содержания. Нет, читается «Очаг», конечно, легко — чувствуется стиль Лукьяненко. Если первые две книги, следующие за «Заставой», у меня вызывали недоумение — зачем туда прилепили его фамилию, так как совершенно очевидно, что каждая из них не его рук дело (максимум красивый пролог), то здесь уже возникает вопрос, какой вклад внёс Холмогоров?
Теперь к сути. Подозрение, что окончание цикла не оправдает ожидание появилось уже ближе к концу предыдущей книги,
И в-третьих, развязка, что всему виной временные парадоксы, заставила сомневаться, что они смогут за оставшуюся последнюю книгу всё разрулить и логично объяснить, так как если тут замешаны путешествия во времени, которые сами по себе позволяют делать любую трактовку событий, то уже вряд ли будет здравое окончание (как и оказалось). Специально не стал применять описанный принцип для трактовки сюжета первой книги, чтобы дождаться, какое он найдёт отражение в последней, и проанализировать всё в совокупности. И не прогадал, так как последняя книга ему более чем противоречит (см вопросы в конце отзыва). Как итог, сложилось впечатление, что Лукьяненко (пусть с Холмогоровым) даже не пытались применять описанные ими временны́е течения на практике: подумать немного дальше, а что если так, а если иначе. Вспоминается момент из фильма «Назад в будущее», где Док рисовал Марти на доске схему с временными петлями — так почему бы писателям было не поступить так же, чтобы понять всю несостоятельность своей идеи?
Как итог, книга оставила больше вопросов, чем дала ответов. От полного провала, как по мне, её спас только эпилог, напомнивший концовку фильма «Дневной дозор»,
При этом если судить по первым книгам цикла, то всё выглядело так, что писатели наполнят этот мир живыми и интересными героями, а в финале они соберутся в решительной битве с Очагом, иначе зачем вторая книга цикла закончилась поисками Очага, что они нашли что-то интересное и Прыгун будет готов проявить себя? Но видимо, либо у писателей что-то не сложилось, либо они почитали отзывы и поняли свою полную несостоятельность, что надо теперь сделать как-то по-другому, попытались это «как-то» реализовать, но тоже не особо успешно. В итоге так и не понял, зачем вообще читал остальные книги цикла? Да, мир описали неплохо, не спорю, хотя спроси сейчас, чем отличается Краймар от Клондала или Лореи — ответить не смогу. Только агрессор Сурган запомнился и зачуханный Онели, ну и штаб Пограничников в Марине. Так что если Вам, как и мне, понравилась первая книга цикла и хотите узнать, чем там всё закончилось, но не хотите перелопачивать остальную макулатуру, то можете спокойно прочить помимо первой только две последние книжки, так как более-менее тесно по сюжету связаны лишь они три. Ну или перед этим ознакомиться ещё с «Рекрутом» Васильева, так как герои этой книги почти единственными фигурируют в «Разломе», плюс многие её же единственную хвалят среди остальных, хотя как по мне вполне проходное произведение, не хуже и не лучше остальных. И не расстраивайтесь, если две последние книги вызовут лишь недоумение и разочарование, что я только что прочитал и зачем, как это было у меня.
Напоследок хотелось бы задать авторам вопросы, которые у меня остались после прочтения последней книги (вряд ли они это прочитают, но хотя бы подведу итог для себя):
1. Чем вам так не угодили лоукосты? Что это за гротескное описание, вплоть до угроз ареста за нож и оскала стюардесс и что полиция пришла арестовывать недовольного пассажира? Вы серьёзно? Полиции что, заняться больше нечем? Нелепый сюжетный ход для побега в Центрум без вещей и нелепое описание. И читать это было противно.
2. Лора. Она что, не в себе, раз так по-попугайски красится, выставляя себя напоказ в мире Центрума, однозначно демонстрируя себя как чужака? И это вроде как супер крутой агент спецслужбы пограничников. Да и вообще персонаж более чем противоречивый, как и их отношения с Ударником.
3. Сюжет. Что это за абсолютно линейная бродилка из точки А в точку Б в лице только двух (!) персонажей? Очень скучно, нудно и однообразно. Где-то уже это сто раз читал и видел. Напоминает и последнюю книгу Поттерианы, и тот же «Синтез», и бездарную «Победивший магию» Никитина (эту даже больше всего) и кучу других подобных бродилок. Где все остальные персонажи, где хоть кто-то?
4. Нет, вкрапления других, даже знакомых лиц было, но эти вкрапления вызывали скорее вопросы. Что это за безумие, охватившее Берндта, когда он в исступлении включал башню и застрелил ассистента профессора? Что за бред? Как по мне, абсолютно несуразный сюжетный ход для попытки развития повествования по своему сценарию, чтобы снова два героя шли дальше.
5. А все остальные встречи напоминают колобка: от стюардесс ушли (открыли врата), от полиции ушли (помогла Эйжел), от волков шли-шли и всё-таки ушли, от смерти при включении башни ушли (пульт взорвался, и о чудо — врата всё-таки перестали открываться! какое замечательное совпадение: и квест выполнили, и не умерли, как должны были), от пограничников ушли, даже с оружием и припасами (погранцы любезно перепились), от кечвегов ушли (те посадили их в глупую тюрьму), от аномалий мира Вонгов ушли, из тюрьмы Очага ушли (помог внезапный мартыш и дедок-сокамерник), а уж про финальную битву и вовсе говорить не нужно.
6. И снова сюжет: что за глупые планы персонажей, почему всю книгу не устаёшь поражаться их тупости? Ну как можно было придумать уничтожить все порталы, оставив последний? Какая разница: держать оборону в квартире или у последнего стационарного портала, если всё равно агенты Очага непобедимы? К тому же его ещё найти надо. Менять шило на мыло просто. Ну отключили они чудом порталы, внезапно поняли, что да, надо уничтожать сам Очаг! И что они делают? Правильно, вдвоём (!), без оружия (!) пытаются прийти в тот самый мир с непобедимыми (!) жителями Очага, чтобы что, сказать им привет, вот и мы? Можете убить нас и дело с концом: мы то всего лишь два простых человека, а вы высокоразвитые с высочайшими технологиями. И как это Ударник забыл, что они на порядок опережают их в развитии и база их не пещера древних людей, даже странно... Ещё больше вопросов возникает, как они так чудесно прошли сквозь мир Вонгов и нашли портал в Очаг. Огромный мир, один портал на весь мир и они его нашли. Да это всё так тупо (почему, например, за всё это время никто другой так не сделал), что можно дословно приводить всю книгу с вопросом, что это, как это, что за бред в конце концов?
7. Ну и конец, да вы серьёзно? Уровень бредовости просто зашкалил за отметку максимума! Очаг! Люди с немыслимыми технологиями! И два каких-то, извините, почти пещерных человека освобождаются из их высокотехнологичной тюрьмы (!), незамеченными проникают в оружейную, когда повсюду камеры и датчики (!), далее убивают всех на своё пути из простых (!) автоматов (а как же чудесная броня очаговцев, их высокие технологии?), проникают в центр управления и взрывают единственный и неповторимый центр Очага под руководством старца, когда очаговцы шли с бомбой искать портал! А Эйжел (почему-то одна, где её соратники?) почти их убивает, но её парализует старик и главные герои уходят через вентиляцию. Да... Даже донельзя нелепый «Синтез» уже не кажется таким нелепым... Сергей Васильевич, Вы серьёзно? Эта детская поделка Ваш уровень? Тогда у меня просто нет слов. Или Вы решили прикрыться фамилией Холмогорова, а Вам можно особо не напрягаться? Тогда я Вас разочарую — его «Крылья» были самым достойным романом Пограничья после «Заставы», как по мне, так что не верю, что он мог написать подобный бред. Да и авторство чувствуется.
8. Молчу про то, зачем всё это время были нужны все эти комбинации агентам Очага, когда уже давно бы нашли стационарный портал на Землю и делали, что хотели! Без всех этих квази-схем. А жители Земли, неужели бы за столько лет существования не смогли бы найти этот портал? Это просто уму непостижимо. Но то ли он где-то под землёй, то ли на дне Марианской впадины — больше нет объяснений. И агенты Очага об этом почему-то даже не подумали. Хотя нет, главные герои-то потом смогли попасть на Землю 19 века. Так где этот портал-то может быть? Одним словом, сплошные вопросы и ни одного ответа...
Ну и конечно сама главная идея произведения. Во-первых, почему она отличается в «Разломе» и «Очаге»? Если в «Разломе» говорили, что Очаг жил от прошлого к будущему, наблюдая конец света в Центруме, а потом и на Земле в своём прошлом, а в своём будущем уже устранил проблему с помощью пластиковой чумы в прошлом Центрума, то в романе «Очаг» уже говорится, что они выходцы из Центрума, их цивилизации 100 лет, то есть точка их исхода была где-то через 100 лет после описываемых событий, когда Центрум уже должен был достичь супер-высокого технологичного развития (чумы-то ещё не было) и давно уничтожить себя в той самой катастрофе. Или они от этой катастрофы и бежали в мир мартышей? Но почему тогда в романе об этом ни слова, а только что их идеи были отвергнуты и их изгнали? То есть как они вообще смогли бы узнать, что Центрум когда-то там будет уничтожен, они же не были в его будущем? В предыдущем романе об этом говорили, новый роман ему противоречит... если не думать, то удобно — там объяснили причину чумы, здесь уже толкают новую теорию. Но вот если подумать...
Да и саму пластиковую чуму в Центрум они должны были занести через 200 лет от их текущего времени, то есть их уничтожение с одной стороны должно отменить катастрофу в прошлом Центрума, но с другой не могла предотвратить её в будущем Земли. После этого согласен с концовкой — когда приходишь к такому логическому тупику, то проще будет перечеркнуть всё намного раньше в прошлом Земли одновременно и для Центрума, и для Земли. Согласен, это отличный сюжетный ход, только он и не даёт считать роман окончательным провалом, но вот как к нему подвели — здесь куча вопросов о нелепости всей книги и несостоятельности всей идеи. Ну и как итог, они никак не могли жить от начала начал, как это говорится в «Разломе», если самим им только 100 лет и они из будущего Центрума. Кажется, что писатели уже к тому моменту запутались, им было лень во всём этом разбираться, поэтому «и так сойдёт».
Во-вторых, та самая несостоятельность уничтожения Очага в их настоящем для спасения будущего Земли. Пластиковую чуму на Землю они по логике книги пытаются постоянно выпускать, уходя всё глубже в своё прошлое. То есть если их сейчас уничтожил Ударник и их схема работает, то выпускать чуму они будут продолжать в своём прошлом, когда Ударник их ещё не уничтожил. То есть тогда ему с Лорой нужно было снова идти в их прошлое, чтобы помешать им там, и так далее на протяжении ста лет до момента изобретения пластиковой чумы. Ударник об этом не думал? Нет ни слова — только что Очаг уничтожен и на этом всё, осталось только предотвратить повторение катастрофы с беспроводными датчиками на Земле.
И последнее, как они смогли переместиться пусть на 120 лет назад в прошлое Земли, если считать, что живут они в нашем настоящем? По логике романа, им нужно было бы прожить эти 120 лет в мире Очага с мартышами и только потом перемещаться на Землю. Ну а тут уже всё отдаётся на откуп читателям — придумайте сами, нам лень всё это логически объяснять. Вот вам красивая концовка, а как к этому всё пришло — рассказывать мы, конечно, не будем. Остаётся только фантазировать, что так как в прошлом Земли они молодые, то мартыши, похоже, изобрели секрет омоложения и почти вечной жизни. Но об этом ни слова. Или они как-то нашли ещё один мир, позволивший им отправиться в прошлое, но это тогда нужно было в ещё одном романе описать, как люди без возможности создания порталов смогли это сделать.
Как вывод, это и правда всё очень бредово. И если нам вроде как пытались ответить на все вопросы и расставить все точки над «i», а породили при этом ещё большое количество вопросов и недоумение несостыковками — то у меня только один вопрос, почему цикл из 10 книг нельзя было закончить лучше?
Пожалуй, единственный роман Лукьяненко, за который поставлю 2, и то только за хороший язык повествования.
spectrum090, 26 января 2018 г. 18:41
Для меня знакомство с новым романом Сергея Лукьяненко началось с его интервью:
«Всегда хочется написать что-то новое. Год назад меня попросили придумать какой-нибудь интересный зомби-сюжет для телесериала. Я сюжет придумал, он всем понравился, сериал в итоге так и не стартовал. Хотя желающие есть, может быть, он и будет. Но, поскольку была придумана достаточно интересная концепция, я подумал, что материалу пропадать не стоит, и написал книгу».
Как по мне, идея вышла достаточно свежей и оригинальной, а сам роман — добротным и увлекательным. Т.к. изначально он писался как сюжет для сериала, то не ждал от него каких-то откровений и потому был приятно удивлён вышедшей вещью. Это всё-таки роман, нежели сценарий, хотя и есть в нём несколько чисто киношных ходов, которые вполне можно простить, если исходить из истоков идеи.
В романе есть очень много интересных размышлений, философских вставок, которые вряд ли смогут найти своё отражение в кино. Концовка романа
Не могу не упомянуть ряд чисто киношных ходов:
- типа противостояния директору санатория для престарелых и её охраннику, финальная истеричная пафосная речь мадам;
- героический штурм лечебницы для восставших в лице трех человек и возвысившегося, схватка с восставшими и самопожертвование священника;
- чисто киношная сцена «я не хочу ничего знать, забери свой конверт!»;
- истерика ГГ по типу «не хочу тебя больше видеть, ты чудовище и т.п.» (хотя это как раз-таки можно понять, если сложить обе части головоломки: возвысился и успел спасти ребёнка + открывшийся способ возвышения очевидно за счёт находящейся рядом матери). Удивительно, как он его на месте не попытался убить, а всего лишь нелицеприятно высказался;
- предфинальная сцена ладоней через стекло;
- ну и в финале, конечно, должен пойти дождь для придания большего трагизма :D
На протяжении всего сюжета книга держит читателя в напряжении и касательно жизни героя за 10 лет до описываемого момента, и разворачивающихся на глазах событий, отчего прямо-таки хочется прочитать её от начала до конца не отрываясь! И при повторном прочтении спустя какое-то время это впечатление остаётся. Данная книга однозначно стоит того, чтобы погрузиться в неё с головой.
Напоследок хочу привести любимый отрывок из книги, очень жизненный на момент прочтения:
«Философы и гуманисты говорят нам, что каждая человеческая жизнь – равноценна. Что для мироздания одинаково важен и одинаково ничтожен каждый. И Бетховен, и Пастер, и Королёв не более и не менее ценны, чем китайский крестьянин, что проводит всю жизнь на рисовом поле, шотландский безработный, каждый день надувающийся «Гиннесом» в пабе, и латиноамериканский наркоторговец, продающий на улицах Нью-Йорка белую смерть.
И мы даже склонны с этим соглашаться, в душе морщась, но кивая и бормоча про то, что каждый человек – целая Вселенная, и каждая жизнь – бесценна, а каждая смерть – непоправима.
Ровно до тех пор, пока на чашах весов оказываются не абстрактные Авиценна и египетский каменотёс, а два совершенно обычных, незнаменитых человека, но один из которых – твой близкий, родной и любимый.
Вот в этот момент весь гуманизм и вся софистика спадают с нас будто шелуха.
Потому что смерть своего ты простить не можешь, а смерть чужого – запросто. Ну хорошо, не запросто. С некоторым усилием и лёгким дискомфортом.
Так уж устроена жизнь.
Наверное, это несправедливо.
Но в этой жизни даже Бог никому не обещал справедливости».
Сергей Лукьяненко, Иван Кузнецов «Печать Сумрака»
spectrum090, 23 января 2018 г. 14:21
Решил прочитать данную книжку после её выхода только из-за фамилии Лукьяненко на обложке в качестве соавтора. Помня уровень Дневного дозора, в котором Лукьяненко тоже числился соавтором, ожидал чего-то подобного, однако был весьма сильно разочарован. На протяжении чтения было устойчивое впечатление, что Лукьяненко написал только одну единственную главу,
Дочитал только потому, что было жалко уже потраченного времени на книгу. Размах описываемых событий ну просто поражает! Какие там оригинальные Дозоры: здесь масштаб устранённой катастрофы мог бы быть ну просто вселенским! Кажется очень странным, что главы российских дозоров не приняли в этом никакого участия. К тому же введённые новые понятия типа сумеречного мага кажутся довольно странными. Понятно, что писать о чём-то надо, но вот плодить новые сущности сверх меры это уже моветон, как по мне. Хочешь фантазировать — придумывай своё, зачем изменять законы уже созданного мира, о чём уже писали другие комментаторы.
Возможно, конечно, как отдельная книга это произведение было бы ещё ничего (и я бы её не читал), но на фоне оригинальных дозоров выглядит просто нелепой. Повторюсь, лучше бы автор придумал свой мир и писал без соавторов, тогда бы не было такого предвзятого отношения и ожидания высокого уровня. Лично мне очень жаль убитого времени: хотел почитать ответвление дозоров, почитал какой-то бред, школьное сочинение с большими амбциями.
Оценка 2 — только за потуги писателя.
Межавторский цикл «Пограничье»
spectrum090, 23 января 2018 г. 13:52
Как правило, если речь заходит о межавторском цикле, то вряд ли получается что-то превосходное, а зачастую и вовсе мы имеем дело с низкопробным продуктом, направленным лишь на получении прибыли или благодаря громкому имени франшизы / писателя (те же «Дозоры» Лукьяненко или вселенная S.T.A.L.K.E.R.), или после вложения средств в рекламу и раскрутки как зачина цикла, так и всего цикла (вселенная «Метро 2033»). Из плюсов всё же стоит отметить, что можно найти для себя интересного писателя, с творчеством которого захочется ознакомиться вне цикла. Если, конечно, удастся прорваться сквозь тонны макулатуры или повезёт случайно натолкнуться на его работы среди остальных (как у меня было, например, с Денисом Шабаловым или теперь Валентином Холмогоровым, написавшим, как по мне, наиболее удачный роман «Крылья» после «Заставы»).
Так и теперь, когда в целом неплохая и, как по мне, очень даже интересная книга «Застава» Сергея Лукьяненка была заявлена как начало межавторского цикла, то стало понятно, что с высокой вероятностью нас ждёт что-то вроде приведённых выше проектов. Хорошо, что цикл оказался конечным и составил всего 10 книг, причём писатели подобрались вполне именитые. Но к сожалению, даже это не смогло спасти его от провала, чем по сути оказался последний роман франшизы, да и почти все остальные работы были такими себе проходными. Возникло ощущение, что сами писатели понимали, что их труд вряд ли кому-то будет интересен (или оплата не устроила), поэтому особо в описываемый мир они не вдавались, сюжет подробно не прорабатывали, а сам Лукьяненко вряд ли читал результат их творчества, иначе как можно объяснить столько противоречий с первой книгой в остальных произведениях. Особенно отличился «Синтез» Слюсаренко, читать который не стоит в любом случае. И как вишенка на торте, франшиза, которая по идее должна была закончиться противостоянием описанных ранее в книгах героев и ужасного Очага (иначе зачем в «Реверсе» был сделан намёк, что пограничники вместе с Ударником ищут вход в мир Очага, нашли что-то интересное и привлекают к этому главного героя романа?), но в итоге свелась к нудной бродилке главного героя «Заставы» и его новой спутницы, с кучей нелепых сюжетных ходов, с попыткой дать ответы на вопросы, возникшие у читателей после прочтения первой книги, но в итоге ещё больше всё запутавшей, и как итог с абсолютно нелепым концом в духе фантазий напыщенного подростка.
Как говорится, по одёжке встречают, а провожают по уму. Ума в последней книге особого не встретил, возник только вопрос, зачем читать предыдущие книги цикла, если они такого себе проходного качества, а особого вклада во франшизу не привносят, поэтому личная моя оценка цикла — закономерная 2.
Напоследок, хотелось бы дать совет остальным читателям:
1. Если вы ещё не знакомы с данной франшизой, то лучше и не начинайте. Концовка убогая, книги по большей части ни о чём, поэтому оно Вам нужно? Максимум можно прочитать первую книгу (лично мне она понравилась).
2. Если вы знакомы только с первой книгой цикла и очень хотите знать, чем всё закончится, то можете прочитать сразу последнюю «Очаг». Давайте в конце дам спойлер по предыдущей книге, чтобы не тратить на неё силы. Или если Вам не жалко времени и хочется понять весь сюжет цикла, то можете прочитать предпоследнюю «Разлом» — по сути только эти три книги тесно связаны между собой. Но она тоже такая нудная и в конце из кустов сыпется столько роялей, что не уверен, стоит ли тратить на неё время.
3. По желанию также к перечисленным трём связанным сюжетом книгам можно добавить «Рекрут» Васильева, герои которого фигурируют в «Разломе», плюс остальные читатели отметили, что только эта книга была единственной достойной во всей франшизе. Но если говорить о достойных работах, тогда бы посоветовал прочитать и «Крылья» Валентина Холмогорова — как по мне, очень круто написано. Конец, конечно, как и во всех остальных романах франшизы, может показаться немного притянутым, но это совсем не портит впечатления от книги. Её вообще даже можно читать как отдельный роман, вне указанного цикла.
4. Ну и наконец, если Вам очень понравился мир Пограничья и не вызвал отторжения, то можете попробовать читать и дальше книги по порядку. Единственное, ни в коем случае не читайте «Синтез«! Это просто мрак. По уровню бредовости с ним может соперничать только «Очаг». И если читаете вторую книгу «Реверс» и не понимаете, зачем тратите на него время, то можете сразу перейти к пункту 2 или 3 — остальные романы будут примерно в таком же духе: нудно, натянуто и непонятно, зачем всё это читать.
Обещанный спойлер-связка между первым и последним романами цикла:
После устранения Эйжел прошло 2-3 года. На шестнадцатой заставе появилилсь новые сотрудники: как с мира Земли, так и местные. Сурган всё это время усиленно готовится к войне и в итоге её развязывает. После неудачного наступления они всё-таки собираются с силами и в итоге одерживают победу над всеми сопротивляющимися государствами. Под шумок Центрум избавляется от пограничников, в том числе сжигается шестнадцатая застава.
Ударник с Ромкой и новым сослуживцем Поганым пытаются попасть в Марине, чтобы дойти до руководства и узнать дальнейшие действия. По пути им приходится разделиться: Ромка с Поганым попадают в военный лагерь, где натыкаются на живую Эйжел, которая почему-то не помнит Ромку, а Ударник находит на старых картах заброшенный тоннель, пролегающий под Разломом, и собирается им воспользоваться, так как путь по железной дороге закрыт Сурганом. Попутно ему встречаются новые соратники: рекрут спецслужб пограничников и его руководитель Виорел (см роман «Рекрут»). Мимоходом они рассказывают, что проводили эксперименты с генетическим материалом коренных жителей Центрума и выяснили, что те принадлежат к виду неандертальцы. Вероятно, в своё время их изгнали с Земли более агрессивные кроманьонцы, один из которых любезно открыл им портал в Центрум (сами неандертальцы не могут открывать порталы — этим и объясняется секрет коренных жителей Центрума). И будучи более склонными к развитию, нежели агрессии, неандертальцы в итоге опередили свою параллельную ветку в техническом плане, если бы не молекулярная чума.
Тем временем Поганый с Ромкой, не узнавающей его Эйжел и генералом Зайцевым (незначительный персонаж, встречался в «Самоволке» — просто узнаём часть его биографии и ещё раз убеждаемся в его манере всех подставлять) попадают в лагере под артиллерийский обстрел, откуда успешно уносят ноги, только Ромка становится седым. Эйжел по итогу забирает у Зайцева подробную карту Центрума, распечатанную на Земле, и уходит, Зайцев проваливается в портал на Землю, и Ромка с Поганым снова остаются одни в степи, где их случайно подбирают на спиртовке Ударник с компанией. После этого они дружной компанией доезжают до заброшенного города перед Разломом, в старом храме узнают, что все миры связаны между собой через сеть стационарных порталов и наконец находят требуемый тунель через Разлом, где встречают мартыша, помогающего им пройти туннелем.
Как оказалось, Разлом — это не столь ужасное место, как рассказывал Скрипач, а всего лишь последний город мартышей среди джунглей. Здесь Ударник встречается со старейшиной мартышей, узнаёт, что до прихода людей весь Центрум представлял собой джунгли, населяемые только мартышами, пока люди их не потеснили. Что касается мартышей, то общаются они телепатически: в этом и состоит секрет, почему они используют только существительные — им не нужны другие слова, чтобы описывать окружающий их мир, и ему телепатически показывают нависшую над Землёй угрозу от Очага, а также смерть Поганого. По окончании сеанса телепатии Ударник и сам начинает общаться с мартышами с помощью мыслей.
По утру их отправляют на другую сторону Разлома, где они обнаруживают Сурганскую базу, пытающуюся собрать управляемые ракеты с мартышами в качестве пилотов, но пока безуспешно. Главных героев ловят, они сбегают, попутно громят базу с помощью других заключённых и в итоге чуть не оказываются убитыми помилованной ими учёной. В итоге часть команды спасает Виорел, открывая портал в свой мир, после чего они идут обратно в Центрум, чтобы спасти остальных, используя временной парадокс, но Поганого всё равно убивают. Остальные возвращаются в мир Виорела.
Здесь он объясняет, что его мир — это и есть тот самый мир Очага, который живёт в противоположном по времени Земле потоке. Поэтому жива Эйжел и поэтому они не оставляют попыток пронести на землю молекулярную чуму, только после неудачных попыток делают это они в своём прошлом — будущем Земли. И так как они знают, что достигли успеха в квартире Ударника, то поэтому они постоянно возвращаются именно туда для активации чумы. Делается это для того, чтобы предотвратить техническое развитие, повлёкшее за собой ещё большую катастрофу и как итог — конец света как в Центруме, так и на Земле. Связано это с беспроводной передачей электрической энергии: в Центруме эти эксперименты уже начинали проводиться и пока привели только к проблемам с магнитным полем Центрума, после чего очаговцы обрушили на него молекулярную чуму и эксперименты стали невозможны. Теперь то же самое начинает происходить на Земле. Виорел против подобных методов, поэтому он и помогает Ударнику с компанией. Теперь от Ударника требуется повторно предотвратить угрозу чумы на Земле.
И для тех, кто прочитал только Заставу и хочет сразу узнать, чем всё закончилось, краткое содержание Очага:
Попав после мира Очага к себе домой, Ударник связывается по телефону с Берндтом — руководителем пограничников в Марине. После объяснения Ударником проблемы и озвучивания срока месяц до запуска чумы, Берндт выделяет ему помощницу Лору и предлагает найти в Центруме учёного, эксперименты которого могут привести к закрытию возможности создавать порталы на Землю. Мол, лучше мы встретим очаговцев у стационарного портала (только где он — непонятно), чем будем нести оборону в квартире.
Ударник с Лорой летят в Калининград, где после ссоры со стюардессами и вызова полиции Лора вытаскивает Ударника через портал в Центрум. Здесь они сначала находят помощника профессора и выясняют, что Эйжел уже здесь и опережает их на полшага. После они идут в университет, где общаются с аспирантом и узнают, что исследования профессора и эксперименты, повлёкшие уничтожение электромагнитного поля, связаны с опытами Теслы, который не нашёл им применения на Земле и продолжил свой исследования в Центруме, для чего посещал данный университет. Узнав у аспиранта адрес лаборатории, Ударник с Лорой отправляются туда, где находят мёртвого профессора. За следом Эйжел берёт в заложники его помощника и направляется с ним к экспериментальной вышке, запуск которой, вероятно, и закроет порталы. Ударник логически определяет расположение вышки и они следуют за Эйжел, попутно спасая циркового мартыша.
Добравшись до места, Ударник с Лорой застают заминированную вышку и Эйжел с помощником профессора. После них приезжает и Берндт, вместе с которым они предотвращают взрыв, а Эйжел убегает в свой мир. Но прежде чем запустить вышку и уничтожить порталы, они узнают от помощника, что будут уничтожены не порталы, а все проводники. Лора это принимает, Ударник отказывается, но Берндт никого не спрашивает, убивает помощника и включает пульт управления. Когда вышка почти запущена, пульт взрывается и убивает Берндта. Очнувшись после взрыва, Ударник осознаёт, что жив, но порталы открыть больше не может, и узнаёт, что Берндт был отчимом Лоры, после чего они хоронят погибших и отправляются в Поющий лес — стационарный портал в мир Вонгов, где намереваются найти стационарный портал в родной мир мартышей и одновременно мир Очага. По пути они встречают заставу, пограничники которой также не могут больше открывать порталы, оказываются схваченными воинственными кочевникам кевчегами, от которых успешно сбегают в Поющий лес.
В мире вонгов они узнают у старейшины расположение портала и спустя день пути и встречи с рядом аномалий доходят до него. Хризопас спасённого мартыша светом показывает им точное расположение портала. В мире мартышей Ударник с Лорой встречают их город-на-деревьях (привет эльфам), узнают от старейшины, что изначально очаговцами была группа пацифистов в Центруме, которые хотели мира и процветания и были оттуда изгнаны. Спастись им помог мартыш, открыв портал в свой мир. Мартыши были более развиты, поэтому очаговцы взяли и улучшили их технологии и вывели бактерию высокомолекулярной чумы. На момент прибытия Ударника с Лорой прошло уже 100 лет после их исхода в мир мартышей.
Главным героям дают провожатого, который доводит их до базы Очага. Здесь их встречают очаговцы во главе с Эйжел и сажают в тюрьму. Подружившись в тюрьме с пожилым профессором — противником методик Очага, они сбегают при участии спасённого из цирка мартыша, вооружаются автоматами, расстреливают встречных очаговцев и доходят до центрального пульта, где профессор изолирует базу от внешнего мира, чтобы никто из оставшихся очаговцев не убежал, и запускает самоуничтожение базы. После этого к ним врывается Эйжел в молекулярной броне, отшвыривает Лору, почти убивает Ударника, но её парализует профессор, который признаётся, что она была его лучшей ученицей. После его речи сверху падает вентиляционная решётка и цирковой мартыш предлагает бежать вместе с ним.
Оказавшись на поверхности, герои наблюдают взрыв базы Очага. Ничего, что уничтожили они его в настоящем, ведь пытаться и дальше запускать чуму очаговцы будут в своём прошлом — будущем Земли, но Ударник всё равно считает эту миссию выполненной. Осталось обнаружить и предотвратить на Земле эксперименты, приведшие к описанной очаговцами катастрофе, для чего им нужно найти стационарный портал из мира мартышей на Землю.
В эпилоге нам показывают, что Ударник и Лора решили уничтожить корень всех бед — лабораторию Теслы. После успешно организованного пожара все его труды уничтожены. Лора с Ударником остаются на Земле 1895 года, что следует из выдержки газетной статьи.
P.S.: Что удивительно, в сжатом виде это выглядит не таким бредом, как это выглядело при чтении книги, когда практически на протяжении всего повествования воешь от несуразности происходящего. Чтобы не повторяться, все претензии к последней книге привёл в отзыве к ней: если интересен ряд сюжетных ходов, то можете также с ним ознакомиться.
С наилучшими пожеланиями.
Александр Мазин «Варяжский цикл»
spectrum090, 10 января 2018 г. 18:07
Без преувеличения могу сказать, что на данный момент этот цикл, пожалуй, лучший у Александра Мазина. Сравниться с ним может только мир Стратегии, но это совершенно разные произведения: в одном случае просто очень увлекательно описанная игра в параллельных мирах, а в другом — жизнь в Средневековой Руси.
Первые три книги были прочитаны буквально на одном дыхании. Не совсем понимаю тех комментаторов, которые считают неуместным перенос Серёги Духарева в мир Древней Руси. На этом как бы и строится структура повествования всего цикла. Не считая первой книги, где этот сюжетный ход являлся самой главной интригой и было интересно, вернётся ли Серёга в свой мир, останется ли в этом или каким-то образом сможет жить в двух мирах, вытащив из болота своё альтер-эго, в остальных книгах именно в знаниях, а также ухватистости Серёги, на мой взгляд, и кроется секрет его успеха и возвышения его семьи с ним во главе. Не было бы понимания общего течения истории, правильной расстановки акцентов, кто знает, удалось ли воеводе Серегею занять то место и положение, которое он сейчас занимает.
Конечно, видна безграмотность Серёги в результатах тех или иных битв, судьбах правителей, но если на минуточку задуматься, то какой среднестатистический человек типажа Сергея, дожив до его возраста, в деталях помнит кто там с кем воевал, кто что завоевал, кто когда и отчего умер и прочее? Что касается, например, меня, то несмотря на пятёрку по истории в школе к возрасту Сергея Духарева (из первой книги) помню только про Вещего Олега, как жестоко обошлась с убийцами князя Ольга, о примерных годах крещения Руси, татаро-монгольском нашествии и на этом более-менее всё. Поэтому неудивительно, что Серегей делал большие ставки на Ярослава, не зная, когда и при каких обстоятельствах он будет убит. Про Игоря он помнил, его пытался предостеречь, отчего прослыл ведуном, но, видимо, не судьба. Не будь Сергей попаданцем из нашего времени, не было бы всех этих сюжетных ходов.
Пожалуй, первые три книги для меня являются самым яркими, самобытными и неповторимыми книгами серии, где Духарев молод и крут и вся жизнь у него впереди. Сам цикл для меня уже пару раз заканчивался, когда Александр Мазин брал перерыв сначала перед сложной книгой Язычник и когда потом решил снова вдохнуть жизнь в Варяжский цикл историями про Илью Муромца на исторический лад. Каждый раз боялся, что продолжение серии будет слабее предыдущих книг, однако всегда был приятно удивлён, какими мощными и напористыми выходят новые книги. Очень интересно узнавать дальнейшую судьбу Сергея Духарева, его семьи, интересно становление Годуна и его сводных братьев, ну и, конечно же, дальнейшее течение истории Древней Руси. Кому как, а для меня историческая составляющая романа является очень интересной и правдивой. Постоянные отсылки писателя, объяснения, почему он считает то или иное описание исторических событий более достоверным, чем другие, даёт понять, что он действительно глубоко разбирался в теме перед написанием романа, поэтому книги «Варяжского цикла» дарят не только несколько часов увлекательного чтения, но и позволяют узнавать много нового о событиях давно минувших лет для общего развития.
Напоследок хотелось бы пожелать прекрасному (на мой взгляд) писателю Александру Мазину дальнейших творческих успехов, поменьше проходных и связующих работ, новых задумок и свершений! И всё-таки надеюсь на постепенное завершение «Варяжского цикла». Судя по тому, что в последнем (на данный момент) романе указывается на почтенный возраст Сергея Духарева, к этому всё и идёт, иначе какой может быть цикл без первоначального главного героя? Как уже писал, история этого мира и главных героев неимоверно интересная, но всё хорошое должно рано или поздно заканчиваться. И пусть лучше будет рано, пока цикл не превратился в бесконечный сериал и стал уже просто неподъёмным для новых читателей.
spectrum090, 10 января 2018 г. 15:34
После Варяга с недоверием отнёсся к новому циклу Александра Мазина в стиле ГГ живёт обычной жизнью и, бац, он внезапно оказывается в Средневековье, что особенно напрягало с первых страниц книги. Однако первоначальная схожесть циклов довольно быстро развеялась: герои абсолютно разные, ситуации их также различаются по месту действия, а читается новый цикл всё так же интересно и увлекательно, как и почти все работы Александра Мазина.
— Если Серёга Духарев был обычным увальнем, абсолютно неприспособленным к новому миру и постоянно желающим вернуться домой, пока старый варяг не переплавил его в нового человека, то Ульф, наоборот, в нашем времени чувствовал себя не на своём месте и переход в Средневековье стал для него как глоток чистого воздуха. Было довольно интересно читать, как складывалась адаптация такого попаданца.
— В Варяжском цикле описывается Средневековая Русь, исторические события и люди, крещение Руси. Здесь же упор идёт в сторону Скандинавии и завоевании Викингов. Довольно интересно ознакомиться с новой исторической обстановкой.
— Ну и если Серёга Духарев после обучения старым Варягом становится этакой машиной убийства, как другие прирождённые Варяги, и за него уже совсем не переживаешь, только с интересом читаешь о новых свершениях, то Ульф всего добивался сам и на протяжении всего повествования казалось, что вот сейчас-то жизнь ГГ точно оборвётся, хотя этого бы, конечно, точно не произошло.
Как итог, если Вы не читали Варяжский цикл — то Викинг точно должен удивлять новизной описания, стиля и захватывать своей динамикой. Если предыдущие произведения автора прочитаны, то Викинг воспринимается как вполне себе самоценный цикл со своим уникальным ГГ, а полюбившийся стиль писателя не даёт заскучать ни на минуту!
Всем неравнодушным к историческим фэнтези или приключениям крутых чуваков, крошащий врагов налево и направо, а также поклонникам творчества писателя обязательно стоит ознакомиться с этим циклом )
spectrum090, 9 января 2018 г. 19:48
Пожалуй, это самый гениальный современный цикл, который мне когда-либо доводилось читать. Мир настолько живой и детализированный, что погружаешься в него буквально с головой и очень не хочется расставаться с полюбившейся реальностью! Автор не напрасно сделал ставку на описании в стиле рпг, т.к. получившаяся вселенная обязательно полюбится многим современным подросткам и взрослым людям, которым по душе тема компьютерных игр.
Тем, кто ещё не знаком с этим циклом, настоятельно рекомендую :) Мне он подарил не один час такого увлекательного времяпровождения, что далеко не каждая компьютерная игра может с ним сравниться. А если учитывать динамику повествования, то и подавно! С нетерпением жду продолжения серии и приоткрытия завесы над оставшимися тайнами.
spectrum090, 9 января 2018 г. 19:46
Пожалуй, это самый гениальный современный цикл, который мне когда-либо доводилось читать. Мир настолько живой и детализированный, что погружаешься в него буквально с головой и очень не хочется расставаться с полюбившейся реальностью! Автор не напрасно сделал ставку на описании в стиле рпг, т.к. получившаяся вселенная обязательно полюбится многим современным подросткам и взрослым людям, которым по душе тема компьютерных игр.
Тем, кто ещё не знаком с этим циклом, настоятельно рекомендую :) Мне он подарил не один час такого увлекательного времяпровождения, что далеко не каждая компьютерная игра может с ним сравниться. А если учитывать динамику повествования, то и подавно! С нетерпением жду продолжения серии и приоткрытия завесы над оставшимися тайнами.
Александр Мазин «Игры викингов»
spectrum090, 9 января 2018 г. 19:35
Отличное продолжение, которое позволяет и дальше более углубленно познавать мир Стратегии. Довольно много острых моментов, описанных живо и увлекательно. Было и несколько вопросов, например, касательно доверия Ярла и чем рассказанная история сумела его убедить в «нормальности» странностей, а также слишком просто далась победа над «врагом»: немного не верится, что матёрый воин дал себя так провести и сразу прикончить. Исторические романы писателя в этом плане описаны и обоснованы более достоверно. Хотя если всё объяснять свойствами игры касательно особенностей главного героя... Концовка с описанием дальнейшего потенциала мира Игры очень впечатлила, с нетерпением ждём продолжения.
spectrum090, 9 января 2018 г. 19:20
Пожалуй, могу без преувеличения назвать эту книгу лучшей у Александра Мазина на данный момент! Также как и соответственно весь цикл, хотя и другие произведение у него на высоте! Ну или просто эта книга настолько подходит именно мне, что читалась она просто на одном дыхании и после прочтения было только одно желание, чтобы как можно скорее вышло продолжение! Автор настолько сумел захватить повествованием, бросая героя из одной вселенной в другую, настолько детально и захватывающе описал эти вселенные и в частности события, в которых принимал участие главный герой, что это поистине гениально!
Очень надеюсь, что у автора получится достойно продолжить и завершить столь блестящую серию.
Александр Мазин «Возвращение ярла»
spectrum090, 9 января 2018 г. 19:02
Поначалу скептически отнёсся к уже, на минуточку, третьему циклу автора в стиле шёл, упал, очнулся — Средневековье, но т.к. остальные работы автора прочитаны и остались только хорошие воспоминания, то не мог пройти мимо. Чтение книги начиналось в ожидании самоповторов и избитых клише и в чём-то они оправдались, тем что автор снова пришёл к своей любимой теме Скандинавии, но в целом книжка получилась довольно свежей и оригинальной. Если начало Варяжского цикла и Викинга почти идентичны, то здесь автор реализовал довольно интересную задумку про участие в Средневековом прошлом, как в некой рпг со своими правилами и окружением. А так как сам большой фанат компьютерных игр, хоть сейчас и не получается больше этим увлекаться, то эта тема очень впечатлила и захватила. Также в отличие от Викинга и Варяга, где автор детально описывает наше прошлое и существующие исторические события, придуманный мир в этой книжке описывается несколько более условно, без привязки к каким-то реально существующим населённым пунктам или событиям, что позволяет принимать его как некую параллельную вселенную, отличную от нашего прошлого. Мир придуман и прорисован очень детально, живые персонажи, свои герои и легендарные личности, описание обычных людей — всё это позволяет полностью погрузиться в описываемую реальность и очень не хочется её покидать. А заделка романа как начало нового цикла с ожиданием раскрытия нераскрытых загадок позволяет с нетерпением ожидать продолжения.
spectrum090, 6 декабря 2017 г. 14:40
Сборник рассказов «Пивотерапия» читал уже после знакомства с частью творчества писателя Михаила Бабкина и был приятно удивлён, что несмотря на небольшой размер отдельно взятого произведения рассказы поражают продуманностью сюжета и неожиданными, порой шокирующими концовками. Большая часть выдержана в юмористическом стиле и там поистине есть над чем посмеяться или посетовать глупости или невезению главных героев. Ещё бы немного и всё бы у них было как в сказке, ан нет, небольшой промах, как
Весёлые и грустные, смешные и серьёзные, рассказы из сборника «Пивотерапия» не смогут оставить равнодушным заинтересованного читателя и подарят несколько мгновений прекрасного времяпровождения!
spectrum090, 6 декабря 2017 г. 14:00
Пожалуй, данный рассказ (или даже почти повесть) — один из самых запоминающихся у писателя Михаила Бабкина. Он вобрал в себя лучшие черты остальных его работ в данном жанре, которым характерны точные, меткие описания героев и окружающей обстановки, особенный «сказочный» или какой-то «бытовой» язык писателя, от чего веет чем-то исконно русским, теплом и уютом добротной книжки, а также неожиданные повороты и подчас шокирующие концовки. То же характерно и для рассказа «Маскарад». Однако среди остальных он выделяется более развёрнутым описанием, взрослыми расчётливыми героями и атмосферой мистики, леденящими кровь событиями, когда на протяжении всего повествования волнуешься за главного героя: останется ли он жив, удастся ли ему выбраться из этой передряги и не захочет ли с ним расквитаться сам заказчик, даже если всё окончится благополучно. Однако концовка превзошла просто все ожидания, за что огромное спасибо писателю!
По итогу хотелось бы порекомендовать данный рассказ к чтению. Надеюсь, Вы так же по достоинству оцените его мистическую атмосферу и гармоничный, но при этом закрученный сюжет, в котором учтено всё до мельчайших подробностей, чтобы у читателя не оставалось вопросов по завершению чтению, и нет лишних подробностей, которые казались бы неуместными. Моя оценка 10 из 10!
Андрей Белянин «Демон с соседней улицы»
spectrum090, 25 октября 2017 г. 16:21
Классная книжка! Живо, свежо, интересно, оригинально, написано с отменным чувством юмора. Одним словом, в лучших традиция Андрея Белянина :) Прочитал просто на одном дыхании и теперь не терпится узнать, будет ли продолжение и что в таком случае произойдёт с главными героями дальше )
Андрей Белянин «Чёрный меч царя Кощея»
spectrum090, 25 октября 2017 г. 16:02
Как на мой взгляд, автору всё-таки пора закругляться с приключениями «опергруппы». Книги выходят одна слабее другой, начиная где-то с «Опергруппы в деревне». Конечно, это неудивительно, ведь на данный момент уже выпущено 10 книжек (и намекается на продолжение) с одними и теме же героями на одну и ту же тему, противостояние преступному гению Кащея Бессмертного! Поэтому понимаю писателя, что уже никак не обойтись без штампов и заезженных тем. Может, в таком случае пора поставить красивую точку в этой такой полюбившейся вселенной, но с уже почти совсем не цепляющими историями? К тому же к выходу каждой новой книги уже порядком забываются предыдущие, а перечитывать 7-8-9 книг нет никакого желания по описанным выше причинам. Именно данная книга, как на мой взгляд, запоминается своим несвязным сюжетом и некоторыми несуразными сценами
Андрей Белянин «Взять живым мёртвого»
spectrum090, 25 октября 2017 г. 15:34
Дочитал крайний роман цикла «Тайный сыск царя Гороха» и хотелось бы добавить свою ложку мёда к остальным разноплановым отзывам. После «Ржавого» и «Чёрного меча» ожидал чего-то такого же, несвязного и сильно растянутого повествования, но т.к. все остальные книги серии прочитаны, то пришлось погрузиться в чтение и данной работы. Ожидания, к счастью, не оправдались: книга получилась довольно интересной и по-настоящему увлекательной, никак не удавалось от неё оторваться. Возможно, уже поднадоели вечные темы противостояния Кощею на просторах России-матушки и поэтому приключения опергруппы в Европе стали как глоток свежего воздуха, вышло увлекательно и довольно оригинально, в лучших канонах Андрея Белянина. Было, конечно, несколько заезженных тем, куда же без них, и под конец уровень эпичности стал зашкаливать, К тому же не совсем было понятно такое количество аллюзий на европейские сказки, можно было бы ограничиться упоминанием парой-тройкой героев, а не лепить всех кучей, как на мой взгляд. Однако сюжет в целом довольно непредсказуемый, ожидалось постоянно что-то другое. И сам роман читается легко и непринуждённо. Поэтому настоятельно рекомендую данную книжку всем фанатам серии, не разочаруетесь.
Андрей Белянин «Ночь на хуторе близ Диканьки»
spectrum090, 25 октября 2017 г. 15:04
Знаком со всем творчеством Андрея Белянина, начиная с самого детства. По большей части его книги читать очень увлекательно и интересно, однако бывают и не очень удачные, как на мой личный взгляд, работы, к коим относится и данная книга.
Из положительного, импонирует призыв писателя к сплочению двух великих сестёр — России и Украины, полностью поддерживаю его позицию. К тому же описано это так верно и с такой болью, что не проникнуться невозможно. Прекрасны картины окружающей природы, так и хочется погрузиться в атмосферу Малой России. Герои также описаны очень живо и ярко.
Однако само повествование со временем почему-то набивает оскомину. Вероятно, виной тому однотипное описание приключений героев, некоторая затянутость сюжета, встречающие похожие ситуации по книге,
Читать или нет, разумеется, выбор читателя, но если бы такой выбор ещё раз встал бы передо мной, то лучше бы не стал. Намного интереснее перечитать другие уже позабытые работы Белянина.