Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Semenych» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 25 января 2018 г. 16:42

Начал читать книгу Старая надежда Сергея Тихонова https://author.today/work/1955, поймал себя на мысли, что 80%-ое доминирование четких поджанров последние годы сыграло злую шутку. Книга сама по себе не относится ни одной из устоявшихся последнее время категорий. Не ЛитРПГ (слава Богу), не попаданчество (еще раз слава), не мир фэнтази с магами и т.п. антуражем, не eve-online и даже не фанфик по известной вселенной. Автор описывает события происходящие с братом, сестрой и их семьей. Описывает хорошо. Приятный стиль, хороший язык. Но что там будет дальше не понятно. Сюжет пока не раскрылся и из аннотации и жанровых тегов совершенно не понятно, куда повернет.

Это нормально для книги, но я поймал себя на мысли, последнее время мне так часто попадаются книги относящиеся к одному из канонов, что просто книга вызывает у меня чувство некоторой неуверенности. "Что будет в следующей главе? Не загубит ли автор сюжет и вместе с ним книгу?"

Я конечно знаю способ избежать такого привыкания к предсказуемости сюжета — читать только проверенные книги, проверенных авторов. НО вот беда. Выходят такие раз в месяц в лучшем случае, а хотелось бы читать по книге в неделю. Как минимум.


Статья написана 21 января 2018 г. 21:19

Глядя на список популярных произведений на русскоязычных сайтах самиздата мне кажется, что у самиздата три беды

  1. Попаданцы

  2. ЛитРПГ

  3. Магические Академии

Есть еще конечно Любовное фэнтази и книги по Eve Online, но первое это общая беда человечества и тут мне кажется сами боги бессильны что-то сделать. А второе к счастью достаточно локально и опытный читатель легко может избегнуть встречи с этим "жанром".

При это нельзя сказать, что вот все-все книги попадающие в эти категории никуда не годятся. Например

Попаданцы — очень приличный и разумный цикл Артема Рыбакова Игрушки http://samlib.ru/r/rybakow_artem_olegowic...

ЛитРПГ — Александр Зайцев Тактика малых групп http://samlib.ru/z/zajcew_aleskandr/t-1.s... или более простой, но вполне читабельный Путь Шамана Маханенко http://mahanenko.ru/ru/book/put-shamana-s...

Магическая Академия — тут сложнее, но чтобы не быть голословным — Сергей Садов Ледяная принцесса http://www.sadov.com/books/Ice-Princess-B...

Любовное фэнтези я обойду стороной, ограничусь ссылкой на Guilty Pleasures Лорел Гамильтон https://fantlab.ru/work21976, а с eve online можно вспомнить например Алексея Чижовского Инженер с Земли http://samlib.ru/a/aleksej_g_k/01.shtml

Но все же на мой взгляд самой острой и актуальной проблемой Самиздата на текущий момент является ЛитРПГ. Несмотря на наличие довольно приличных книги и серьезных авторов (например, Самый странный нуб Артема Каменистого https://fantlab.ru/work602228) пишущих книги про виртуальные миры, в целом все это представляет жалкое, беспомощное и тупиковое действо. Давайте посмотрим на типичный ЛитРПГ роман.

Главный герой (покупает или получает другим способом вирт капсулу/попадает в вирт тюрьму/умирает), далее он осваивается в игре и набивает первых Н уровней. Тут вариантов мало и все строго обусловлено завязкой. Потом идет какая-то интрига, легендартные квесты, уникальный лут, знакомство с богом Тьмы (светлые боги не в почете) кланы и их темная и страшная политика. Причем без исключений топ кланы всегда очень серьезны и ими руководят люди являющиеся мультимиллиардерами в реальной жизни (ну или могущественные какие-то другим образом). В концовке следует эпический бой и главный герой (приобретает что-то редкое/достигает высокого уровня/получает еще один легендарный квест/навсегда бросает игру ибо решил проблему приведшую его в игровой мир/...). Продолжение следует.

Одна из наиболее популярных книг направления называется Играть, чтобы жить http://samlib.ru/d/dmitrij_rus/0koma.shtml. Увы, в большинстве книг речь идет скорее о играть, чтобы играть. Достижения героев смотрятся уныло и не привлекательно. Именно по этому, в каждой второй книге есть инвалиды которым виртуальный мир дает полноту жизни/мажоры вкладывающие невероятные деньги в игру ради развлечения/игроки кормящие семью деньгами заработанными в реальном мире и тому подобные люди, которые при любом другом стечении дел не стали бы зависать в игре большую часть дня.

Возьмем недавно прочитанную книгу Дмитрия Билика Верравия. Ключ Отца https://author.today/work/12039 — главный герой попадает в игру принудительно, в середине идет много приключений, рост виртуальных характеристик, добыча виртуального золота и рост уровней, заканчивается книга получением уникального игрового предмета. Сравним эти достижения с самым банальным романом про обучение в магической академии, где главный герой пьянствует, спит с однокурсницами и изучает заклинания. Что выглядит привлекательнее и интереснее? Я думаю выбор очевиден. При этом Ключ Отца не самая плохая книга, такой крепкий середнячок.

Другой пример: Горъ Василий Альфа-один http://samlib.ru/g/gozalishwili_w_t/alxfa... — формально цель много более достойная — спасение человека. Да и сама книга уровнем на много выше. Но если отступить на шаг назад и абстрагироваться от деталей, то сюжет выглядит так — бравому вояке пришлось принудительно изучить вязание на спицах, чтобы спасти человека. Поскольку он военный и у него хорошая координация движений он очень хорошо вяжет и у него все получается, человек спасен, но чтобы его защищать и дальше главный герой должен и дальше вязать на спицах. Очень, очень секси! Хочу еще про вязание на спицах! Да!

Наверное наиболее осмысленным и видимо по этому наиболее длинным из известных мне циклом ЛитРПГ является цикл Васильева Андрея Акула пера в мире Файролла http://samlib.ru/w/wasilxew_andrej_a/inde... — там погружения в виртуал в хорошей пропорции перемешаны с весьма интересными приключениями в реальном мире, что собственно и вытягивает цикл. Рассуждения о том, что жизнь в виртуальной игре не хуже настоящей и вообще все там будем напоминают мне рассуждения слегача из Хищных вещей века. Может быть мы там и будем, но лучше позже чем раньше. Теплая ванна с "Девоном" и радиоприемник даже внешне напоминают вирт капсулу.

Наверное я не очень ошибусь, если скажу, что человеку приятно читать книги в которых главный герой стремится и добивается чего большего. Где есть полет фантазии и достижение чего-то несбыточного. Фантастического. Полет к звездам, владение магией, странствия по другим мирам, создание искусственного интеллекта (ну или борьба с ним). Но изменение 100 байтовой записи в базе данных с id меча новичка на id супер-пупер меча нагибатора не выглядит фантастической целью о которой стоит мечтать вообще никак. Господи, когда уже мода на ЛитРПГ пройдет?!!! Есть ли на Самиздате книга в которой в прошлое отправляют киборга, который убивает автора Лунного Скульптора http://samlib.ru/o/odinow_d_j/index_1.shtml?

PS: Я играю в компьютерные игры примерно с 1988 года и ничего против них не имею. Проблема тут в цели и количестве романов. Для меня сотни произведения в тематике ЛитРПГ это как если бы Самиздат заполнился бы сотнями романов про обстоятельное и планомерное питье бурбона. Я очень уважаю виски из Кентукки и выпиваю пару шотов Джека не реже, чем раз в несколько недель, но увидеть на Самиздате сотни книг посвященных исключительно вдумчивому и углубленному употреблению бурбона я не готов. Впрочем это не значит, что одна-две книг не имеют права на жизнь, снимают же кино про скотч https://www.youtube.com/watch?v=CcLp7tBepo0

PPS: буквально сегодняшнее дополнение истории в блоге Надежды Поповой. https://congregatio.livejournal.com/24356... https://www.facebook.com/groups/LitRPG.bo...

цитата
Какой-то ушлый американский МТА умыкнул у ЭКСМО термин "ЛитРПГ" — зарегистрировал его как свой товарный знак.

Прям жаба против гадюки, не знаю, за кого и болеть...


Статья написана 18 января 2018 г. 21:41

У Самиздатовских авторов бывает много разных проблем, начиная с банального не знания русского языка ( " — Доктор, у меня боль в баку"; " — Срочно уезжайте из Азербайджана") и заканчивая какими-то сложными тараканами в голове.

Одной из распространенных проблем является сюжет и какой-то уровень над сюжетом aka "что автор хотел сказать читателю этой книгой". Казалось бы наличие сюжета и какой-то цели написания текста (особенно если текст бесплатный и "срубить денег" очевидно целью не является) — это очевидно необходимый компонент книги. Но нет. Бывают случаи когда это не так. Приведу пример.

Иван Щукин https://author.today/u/baymer/works

Конкретно книги "А Боги там тихие" и книга которая сейчас в процессе написания "Мертвый попутчик".

Прежде всего автор пишет нормально, язык вполне читабельный сцены описывает вполне прилично, логика сцен не скажу что гениальна, но вполне в пределах нормы. Мораль главного героя вызывает сомнения, но и ладно. В чем проблема?

"А Боги там тихие" — книга является набором сюжетных завязок. Оставим на совести автора количество роялей, сами по себе рояли не так страшны, но проблема в том, что внезапные и ничем не обоснованные сюжетные блага приключающиеся с главным героем не ведут ни к какому развитию сюжета. Рояль высыпается из рояльной кладовой, падает на героя, тот его осваивает, становится в красивую позу, например "вот я ученик академии" и дальше никакого развития не происходит, весь пар уходит в свисток, но к счастью на героя падает следующий рояль но уже из совершенно другой области. Я не очень притязательный читатель и готов читать книгу в которой бодро описывается как герой шагая по роялям проходит путь от ученика первого курса до архимага или что-то в этом роде. Но тут герой вообще никакого пути не проходит, его просто тянет на тросу по сюжетным завязкам через книгу по случайному маршруту.

"Мертвый попутчик" — в чем-то похожая проблема. Хорошая завязка в духе городского фэнтези. Похоже на Практикантку Каменистого. Несколько очень цельных персонажей в которых я легко верю, вполне логичные диалоги. Главный герой выведен на сцену и пора играть сюжет. И тут начинается не понятное. Действующие лица что-то мямлят, начинается странная мелкая беготня. Глава за главой идут события которые на какую-то общую идею никак не ложатся и никак друг из друга не вытекают. Книга еще не дописана и может быть в самом конце окажется, что все это части большой картины. Но мне как читателю все же много приятнее, когда действие глава за главой как-то развивается и одно вытекает из другого более или менее поступательно.

На мой читательский вкус — книгу делает идея и сюжет который придуман для подкрепления этой идеи. Даже если идея самая что ни на есть простая и не очень то и благородная книга при ее наличии все равно читается намного приятнее. В принципе идеей может быть эволюция как таковая. Вот тут я убил хомячка, а уже через 3 главы смог завалить крысу. Возьмем другой пример:

Пастырь Роман Игра. Первый в новом мире https://litnet.com/ru/book/igra-pervyi-v-...

Если посмотреть на три книги, то это равномерный путь главного героя, где он под действием тщательно подобранных автором роялей лучших, редких сортов эволюционирует от человека убившего скелета 4-го уровня до бога. Не могу сказать, что идея уникальна или ее реализация безупречна, но в целом исполнение вполне нормальное. Автор имел в голове какую-то историю, хотел рассказать ее читателю и с задачей вполне справился. Не то чтобы это была книга которую я рекомендовал бы прочитать своей маме, но написано вполне нормально.


Статья написана 17 января 2018 г. 21:27

Где-то с 2001 года я регулярно читаю новые произведения с Самиздата. Очень долго это был только сайт samlib.ru (бывший zhurnal.lib.ru), последнее время к нему добавились author.today, litnet.com и zelluloza.ru (Есть еще ficbook.net — но там такое количество разного, что глубоко его перекапывать мне как-то страшно). За 17 лет было много всего интересного. Сейчас я жалею, что я все это не записывал в хронологическом порядке. Многие интересные детали со временем стерлись из памяти. Я решил начать делать записи об интересных событиях происходящих на самиздатовских сайтах.

Почему интересен именно самиздат? Книги это не только сюжет и герои, это еще автор. Бывает так, что не самая интересная, а иногда и откровенно плохая книга рассказывает много о самом ее авторе. Кроме того, не будем забывать, что из Самиздата вышло много очень хороших авторов, многих из них я начинал читать глава за главой именно на самиздате. Каковы отличительные особенности Самиздата

  1. Прежде всего достаточно низкое качество исполнения конечно. Из песни слова не выкинуть. Если издаваемые на бумаге писатели в основном это люди умеющие профессионально и грамотно выражать свои мысли, то Самиздатовские авторы с этой задачей справляются не всегда. К счастью система оценок читателей отсекает совсем уже ужас.

  2. Самиздатовские авторы не стесняются писать о том, что думают. В большинстве случаем это ужас-ужас, но встречаются и весьма экзотические и любопытные вещи, которые потом становятся трендом в большом, бумажном мире

  3. Самиздатовские авторы интенсивно кросс опыляются. Стоит появиться одной новой, хлесткой идее которая трогает за живое других авторов и тут же эта идея подхватывается и развивается. В большинстве это подражание ни к чему хорошему не приводит, но бывают и очень любопытные варианты. Кроме того следить за тем как развивается идея в массах как правило очень интересно.

Например любительский роман Игоря Хорта "Шахтер" дал начало направлению "книги по Eve-online" (на самом деле не по ней, но все равно так называется) в котором за несколько лет появилось не меньше полусотни книг. Например там успел отметится такой вполне "взрослый, бумажный" писатель как Роман Злотников.

Важное предупреждение: сказанное выше НЕ рекомендация от меня читать книги в этом направлении. Честно говоря читабельных книги там крайне мало. Но наблюдение за тем как множество авторов кинулось писать книги на эту тему, как эволюционируют типичные маркеры и что авторы считают важным рассказать читателю — наблюдать очень занимательно.

Формат лога выглядит следующим: по мере появления интересных новостей буду писать пост со ссылками на интересное и объяснением, что именно показалось интересным. Упоминание книги совсем не будет означать, что я ее рекомендую читать.

Несколько любопытных событий происходящих сейчас

Николай Метельский — Унесённый ветром. Книга шестая. https://author.today/work/11557

Метельский считается основоположником сеттинга "бояръ аниме". Как это часто бывает со стихийно зародившимися самиздатовскими течениями большинство книг тут никуда не годятся, но конкретно Метельский пишет очень бодро и четко. Безусловно заслуживает прочтения. На данный момент написано две главы, доступ платный, но автор выкладывает все свои тексты в открытый доступ, с некоторой задержкой.


Александр Зайцев — Слово и Чистота: Проекция. https://author.today/work/12417

Зайцев пишет не так много, но все его книги с одной стороны содержат бодрый action c другой стороны они весьма не шаблонны. Слово и Чистота кажется обычным супергеройским романом, но отличаются тем что автор не ищет простых путей для главного героя и старается придерживаться тех фантастических допущений которые он сам же и ввел.


Дмитрий Билик — Временщик. https://author.today/work/12956

Странный гибрид городского фэнтази и ЛитРПГ. К пятой главе выглядит вполне прилично и скорее как городское фэнтази чем ЛитРПГ. Но я все еще боюсь, что автор скатится к очкам характеристики и охоте на крыс. Буду следить.


Е.В.В. — Шатун 2. https://litnet.com/ru/book/shatun-2-b30906

Шатун — очень бодрый боевик по мотивам мира S-T-I-K-S, Артема Каменистого. Сейчас в процессе написания вторая часть книги. S-T-I-K-S вообще очень хорошая "платформа" для боевиков. Но реально хороших там несколько. Помимо этой книги надо упомянуть Вальтер Дениса Владимирова https://litnet.com/ru/book/valter-b28219 и пожалуй Внешник Юрия Уленгова https://litnet.com/ru/book/s-t-i-k-s-vnes.... Возможно еще что-то что в голову сразу не приходит.


Что-то пошло не так

Данияр Сугралинов Level Up. Рестарт https://litnet.com/ru/book/level-up-resta...

Попытка автора переосмыслить набравшее в последнее время силу направление реалрпг. Главный герой — типичный успешный, крутой нагибатель в ММОРПГ игре обнаруживает, что ему за 30, жизнь лежит в руинах и он занимается чем-то не тем. Стирает все игры с компьютера, продает компьютер, начинает заниматься добычей денег, спортом и помощью людям в социально сложной ситуации. Начинается все с того, что он получается неким не понятным образом в реальной жизни игровой интерфейс и набор сверх способностей выглядящих как игровые абилки.

Автор достаточно бодро выпячивает недостатки человека целиком погруженного в игры, такого закоренелого игромана. Показывает, почему это плохо. Главный герой становится на путь исправления и примерно тут заканчивается первая книга. Но в начале второй автора поджидает засада. У главного героя нет (точнее у автора для главного героя) нет более или менее нормальных целей в жизни. Фантастическое геройство автора не устраивает, собственно Данияр сначала пошел по этому пути, но потом направление свернул книгу, заморозил и начал писать продолжение первой книги заново. А не фантастических целей как выяснилось у главного героя нет и с какого-то момента его начинает вместе с автором носить кругами, они делают странное и книгу становится читать не интересно.

В целом это хорошо подтверждает тезис, что в наркотики, алкоголь или как в данном варианте в компьютерные игры люди часто бегут не "куда", а "откуда". Обратно в реальный мир главный герой успешно выбежал, но вот что в нем делать он так и не решил. Причем кажется, что к этому пределу автор пришел неожиданно для себя в самой середине второй книги.





  Подписка

Количество подписчиков: 4

⇑ Наверх