fantlab ru

Все отзывы посетителя Norman_Sur

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Карлос Руис Сафон «Узник Неба»

Norman_Sur, 13 февраля 15:06

Сиквел «Тени ветра» — на мой взгляд, недостаточно качественный.

На высоком уровне остались:

- изысканная авторская речь;

- стильные диалоги;

- крутая интригующая завязка.

Но вот чего не хватает, так это развития сюжета, а особенно – эффектного финала. Большинство сюжетных линий окончились либо ничем, либо роялем в кустах. В завязке было заявлено несколько ярких интриг. Заключенный спрятал клад и надеется найти, когда освободится. Директор тюрьмы заставляет узника-писателя написать книгу от его, директора, имени. Главный герой Даниэль встречает страшного незнакомца, который с недобрыми целями ищет друга Даниэля… Увы, ни одна из этих завязок по сути не привела ни к чему. Во второй половине книги весь драматизм просто взял и растворился, а в центре внимания оказались семейные отношения Даниэля (причем довольно унизительно показанные).

Оценка: 6
– [  10  ] +

Макс Кидрук «Жорстоке небо»

Norman_Sur, 13 февраля 14:48

Некоторое удивление вызвали целых четыре вступления к книге: предисловие издателя, предисловие автора, эпиграфы и сноски к ним, вступительная глава, не связанная с сюжетом, и лишь потом, наконец, сюжет. Затем, действительно, начался самолетный триллер. Лайнер готовится в полет при очень плохой погоде, аэропорт назначения перегружен, диспетчеры сбиваются с ног – все предпосылки для драмы. Толково показана работа экипажа и диспетчеров, успешно создана атмосфера опасности. Разные люди на своих рабочих местах стараются как могут, однако тень неумолимо надвигается, и ее приближение захватывает читателя.

Наконец, происходит катастрофа. Как ни странно, ее причина – не усталость диспетчеров, не ошибка пилота и не обещанная в аннотации тайна. Причина трагедии – кретин за рулем снегоочистителя, который выехал на взлетно-посадочную полосу. Думал не про работу, а про бабу, указаний диспетчера не слушал, взял и выперся на ВПП. А там как раз садился самолет, и из-за снегопада пилот не успел заметить препятствие. Бабах.

И вот что важно понимать: это было где-то 10-15% текста книги. То есть, авиакатастрофа – не сюжет всей книги, а скорее, только завязка. Но завязка к чему? В чем же будет состоять сюжет? Э… как бы вам сказать…

Далее на сцене появляется группа мерзких, вызывающих сильную антипатию героев:

- директор АНТК — свинья и алкоголик (интересно, что об этом думает настоящий директор АНТК им. Антонова?)

- зам. директора – интриган и крыса;

- бухарь бандитской наружности, потерявший сына;

- поэт-неудачник – тоже алкаш, естественно;

- бывшая жена поэта-неудачника – безрукая дура, неспособная совладать с детьми.

Вот эти люди как бы начинают расследовать тайну катастрофы. Как бы люди. Как бы расследовать. Как бы тайну.

Во-первых, тайны-то нет никакой: мы точно знаем, что самолет разбился об снегоочиститель. Французская авиакомпания пытается натянуть сову на глобус и все-таки обвинить украинцев (производителей самолета). Сова натягивается плохо. Ясное дело, что пассажирский самолет не рассчитан перепрыгивать бульдозеры на ВПП. Ни загадки, ни интриги тут не имеется.

Во-вторых, текст насыщен отвратными подробностями. Герои регулярно упиваются в хлам. Блюют куда видят – на стены, на ковры, себе на руки. Ребенок душит кота. Ребенок сгребает собственное дерьмо и обмазывает игрушки. Читать об этом противно, и к сюжету оно не относится. Оправданы — брутальные описания трупов погибших в самолете. Не оправданы – пьянка, дерьмо и блевотина посторонних людей.

А в-третьих, сюжет развивается ужасно медленно. С завидным постоянством автор вставляет ненужную информацию. Например, биографии: стоит появиться новому персонажу, как автор вывалит на читателя историю его жизни. Речь не только о главных героях, а и о второстепенных, и даже о тех, кто вообще не участвует в событиях! Скажем, есть у персонажа теща. Сама она даже не появилась, персонаж только вспомнил про нее – и вот вам сразу страничка тещиной биографии, получите, распишитесь. Затем, описания того, кто с кем и как бухал. Здесь доходит до смешного: порою целая глава посвящается только одной пьянке, без никаких иных событий. Но апофеозом для меня стали сборы героини на работу.

Мамаша сидит в декрете, как тут ей звонят и срочно вызывают в офис по случаю авиакатастрофы. Она обещает приехать через два часа. Описание этих двух часов заняло ТРИ ЧАСА аудиокниги. Дети истерят (изложение истерики во всех деталях). Мамаша звонит бывшему мужу (биография бывшего мужа, описание многочисленных пьянок, история развода). Ребенок хочет покакать (развернутая картина испражнения, включая долгую уборку фекалиев). Одеваются, выходят во двор, видят мусоровоз (мелкий идиот полстраницы смотрит на мусоровоз, а читатель – на мелкого идиота). Старший ребенок хочет хомячка (поход в магазин, выбор хомячка – две страницы текста). То есть, еще раз: героиня СПЕШИТ на работу, на срочное совещание по поводу АВИАКАТАСТРОФЫ. И по дороге вместе с детьми заходит в зоомагазин КУПИТЬ ХОМЯЧКА!

Словом, «Жестокое небо» — это совсем не «Аэропорт», а нечто противоположное. У Хейли описано, как герои-профессионалы успешно решают проблемы, созданные непогодой и террористом. У Кидрука наоборот: безрукие безголовые герои сами создают проблемы себе и другим. Водитель не может справиться с бульдозером, мамаша – с детьми, поэт – с книгой, директор – с замом… Слава идиотам.

Оценка: 3
– [  6  ] +

Майк Даймонд «Девять жизней»

Norman_Sur, 21 октября 2023 г. 16:27

«Девять жизней» — это не цикл, а один отдельно взятый роман, и в нем ДЕВЯТЬ главных героев! Откуда происходит и название, и вся специфика книги.

С точки зрения жанра, это типичное темное фэнтези: мрачный городишко с бандами и нищими, таинственными чужаками и подпольными гладиаторскими боями. Молодой амбициозный лорд, присланный сюда в качестве наместника, пытается навести порядок, а городишко, естественно, противится его потугам и жаждет скатиться обратно в трясину.

Я впервые встречаю произведение автора, однако написано оно на весьма достойном уровне. Герои живы и колоритны, описания наглядны, события развиваются динамично и увлекают за собой. Бешеное число главных героев создает уникальную ситуацию. Имеется девять человек, у каждого свои цели и свой хитрый план, каждый гнет свою линию. Когда сплетается вся эта мозаика, события становятся непредсказуемы. Интрига сюжета возникает не от того, что автор вбрасывает какие-либо внезапные события, а просто потому, что куча героев тянут сюжет в разные стороны. Это увлекательно и отчасти напоминает Тарантино – скажем, «Бешеных псов» или «Криминальное чтиво» в антураже фэнтези.

Имеется и приятная асимметрия концовки: часть героев выжили, часть погибли, и принцип отбора не отвечает шаблонам. Говоря проще: предсказать список выживших довольно сложно. Словом, как для одиночного романа без претензий на большой мир – это хорошее произведение.

Есть, конечно, и недостатки. Главный из них – ничтожная протяженность по времени. Поскольку сюжет очень сильно развернут вширь (по числу героев), то на развертку в длину (по оси времени) просто не хватило страниц. Все события длятся только три дня, из-за чего получается, по сути, не совсем роман, а, скорее, очень большой рассказ.

Второй недостаток – уже набивший оскомину в современном фэнтези: бабы-стервы. Ну почему современные авторы вовсе не допускают существования приятных, милых, скромных девушек? Почему женский персонаж – обязательно лживая, озлобленная, эгоистичная дрянь? Как-то я устал от этого сорта сексизма.

К счастью, женщин в романе только две, а мужские персонажи вполне интересны и разнообразны.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Стивен Эриксон «Сады Луны»

Norman_Sur, 1 сентября 2023 г. 17:38

Существует некая Малазанская империя, задавшаяся целью завоевать весь мир. Оным завоеванием она и занята на протяжении всего сюжета книги. На стороне малазанцев: солдаты, морпехи, офицеры, крутые офицеры, маги, высшие маги, оживленные мертвецы и некоторые боги. Противятся малазанцам те города и народы, которых пока еще не завоевали, а также летающий колдовской город Семя Луны (подаривший книге название).

На что похоже повествование?

Я бы сказал, на голливудский блокбастер. Автор приложил большие усилия для того, чтобы все происходящее было максимально зрелищно. Масштабные сражения, магические артобстрелы, защитные экраны, авиация в виде гарпий… Регулярные погони и поединки, драматические беседы (посвященные либо стратегическим планам, либо головоломной интриге), а если вдруг попалась хотя бы страница без всего этого, то на ней обязательно появится труп. Как сказала некогда Агата Кристи, «если читатель заскучал, новое убийство оживит его внимание». Стивен Эриксон сделал все, чтобы читатель не скучал ни одной минуты.

Хорошо ли это?

Пожалуй, масштабность событий – великую войну, многоступенчатую интригу – я бы отнес к достоинствам. Этого и ждет от фэнтезийного романа читатель, разве нет? Вот изобилие магии (непредсказуемой и непостижимой – волшебство же!) лично меня слегка утомляет. Я предпочитаю менее магические миры с более предсказуемыми способностями героев, чтобы можно было слегка представлять себе ход событий наперед, а не только хлопать глазами в ожидании нового фейерверка. Однако Эриксон все же не переступил той грани, за которой магия окончательно портит книгу. Магические бои гладко вплетены в ткань сюжета, случаются в уместные кульминационные моменты и акцентируют собою завершение каждой большой главы. Что касается трупов… опять же, лично я предпочитаю их в меньшем количестве, но готов смириться с ними: война все-таки. И за Эриксоном я не замечаю откровенного любования мертвечиной (как, например, за Мартином или Гленном Куком). Трупы есть, но не подаются как лакомство. Вот и ладно.

Так почему же сложно читать?

Проблем я увидел две, и первая, меньшая из них – это персонажи. Их очень много, повествование ведется от лица кого попало, в произвольный момент времени камера может внезапно переключиться на трансляцию глазами какого-нибудь нового парня. И это еще ладно, скверно то, что персонажи почти не имеют индивидуальности. На первый взгляд видится как раз обратное: будто бы герои Эриксона безумно ярки. Например, один из них – деревянная кукла, другой – ворона, третий – восставший мертвец, четвертый — погибшая волшебница, которая вселилась в тело другой волшебницы… ну и так далее. На экране эти ребята смотрелись бы как стая супергероев Марвел: все в пестрых плащах, все со сверхспособностями. Но то на экране, а в тексте довольно быстро замечаешь, что характеров у персонажей нет. Автор ограничился тем, что дал им яркие оболочки, а вдумываться глубже не стал. Герои отличаются друг от друга лишь двумя параметрами: крутизной и степенью жестокости.

Вторая проблема усложняет чтение куда больше первой. Это – излишек пафоса. В мире Эриксона нет места маленьким событиям. Что происходит – то эпично. Что не эпично – то не происходит. Штурмы, баталии, вселенские заговоры, сожженные города, погибшие армии, колдуны-гиганты, боги судьбы – это да. Сесть и поесть, смешно пошутить, сыграть в картишки, влюбиться – это нет, это лишнее. Для иллюстрации приведу, например, список действующих лиц. Лосиин – императрица. Тайшрен – высший маг. Рваная Снасть – мертвый маг. Анамандр Рейк – владыка летающего города (и супермаг, естественно). Лорн – адъюнкт императрицы (не имею понятия, что такое «адъюнкт»; судя по сюжету, нечто дико крутое). Скворец – сержант (но раньше был верховным полководцем). Жаль – девушка, в которую вселился бог. Паран – капитан гвардии (казалось бы, просто офицер, но нет! Его кто-то убил, а потом боги удачи оживили и сделали своим помощником). Простые люди (не супергерои) появляются в тексте лишь с одною целью: зрелищно умереть и украсить своим трупом новую страницу.

В результате всего сказанного происходит, так сказать, инфляция пафоса. То, что должно выглядеть величественно и поражать воображение, быстро приедается в виду массовости. Этак на половине книги, когда новый сверхмогучий воин ведет в бой свои легионы, думаешь: шо, опять?.. Когда с неба спускается очередной посланник очередного бога, пожимаешь плечами: ну, бывает… Просто-таки белым пятном выглядит старый мошенник Крупп, который и говорит характерно (в отличие от прочих героев), и порою позволяет себе мирно посидеть в кабаке. Но он там один такой, все остальные – велики и ужасны…

Оценка: 6
– [  8  ] +

Роберт М. Вегнер «Небо цвета стали»

Norman_Sur, 1 сентября 2023 г. 17:13

Еще одна книга Роберта Вегнера – третья в цикле «Сказания Меекханского пограничья».

Что вам сказать? Я разочарован.

Большая часть книги посвящена тому, как один народ (фургонщики) воюет с другим народом (кочевниками). Фургонщики показаны условно хорошими, кочевники – плохими и жестокими. Литературных проблем в этой войне – сразу несколько.

Проблема первая: непрерывная военщина на три четверти книги – уже сама по себе утомительна для читателя.

Проблема вторая: данная конкретная война ничем не цепляет, не вызывает особых эмоций. Здесь нет гениальных полководцев, головокружительных маневров, блестящих побед, трагических поражений. А что есть? Тяжелый и монотонный ратный труд из главы в главу. Скажем, если в седьмой главе фургонщики с натугой отражали атаки кочевников – то в десятой главе они снова будут отражать атаки, но с большею натугой, поскольку уже подустали. Но вместе с ними устал и читатель!

Третья беда: отсутствие харизматичных героев. Любимый мною лейтенант Кеннет и его шестая рота очень украсили несколько первых глав – а затем были по произволу автора усланы… кхм-кхм… в другой мир. Тот другой мир – весьма унылое местечко: безлюдная серая пустыня. Шестая рота там занималась лишь тем, что шла, шла, шла, экономя воду и поедая коней – пока в самом финале книги чудом не вернулась обратно. Так автор убрал интересных героев со сцены, и насытил основной сюжет целой толпою других персонажей – к сожалению, довольно плачевного качества.

Что представляет собой большинство персонажей «Неба цвета стали»? Их условно можно поделить на несколько стандартных типов.

А. Суровые воины. Главная черта характера – суровость. Дело жизни – битва. Желания и мотивы – отсутствуют: эти воины настолько суровы, что даже от битвы не получают удовольствия. Настроение – не меняется: истинный воин всегда угрюм.

Б. Крутые женщины. Если женщина не является мастером боевого искусства, могучей колдуньей и дерзкой сучкой, готовой любому плюнуть в рожу, — Вегнер просто не станет писать о ней.

В. Крутые дети. Дети у Вегнера – главная ударная сила. В детей вечно вселяются духи, призраки, адские собаки, магические субстанции, странники из иных миров, в результате чего ребенок становится непобедимым убийцей, разящим пехоту, кавалерию, авиацию и танковые части. Разумеется, дети ничего не боятся, никогда не плачут, не испытывают голода, жажды и боли. Встретив ребенка в романе Вегнера, нужно развернуться и бежать со всех ног.

Г. Злодеи. Представлены, к сожалению, аморфной массой кочевников, из которой выделяется лишь верховный хан Явенир. Остальные кочевники лишены индивидуальности и описываются словами из учебников по тактике: «Отряд легкой конницы численностью в тысячу воинов нанес удар оттуда-то».

При таком наборе персонажей не стоит удивляться, что условно хорошие фургонщики почти не вызывают сочувствия, а потому наблюдать за их попытками одолеть орду – утомительно и скучно.

Что немного украшает книгу – это наличие скрытой интриги: путешествия сквозь мрак, некая дамочка, пришедшая из иного мира, и серые твари, ее преследующие. Да, становится интересно разобраться в этом, понять, кто-откуда-куда-зачем. Но, во-первых, фокус внимания все-таки нацелен на злоключения фургонщиков, а не на тайну из другого мира. Во-вторых, «Небо цвета стали» — третья книга в цикле. Как для третьего романа, раскрытие интриги на уровне «откуда-то пришла девица, а за ней кто-то гонится» — это очень поверхностно. Стоило бы уже гораздо глубже погрузиться в тайну.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Роберт М. Вегнер «Юг. Меч и жар»

Norman_Sur, 1 сентября 2023 г. 17:08

Прочел «Юг» Вегнера сразу после «Севера» и ощутил заметную перемену к худщему.

Может быть, я слишком находился во власти собственных представлений о Юге, но я ждал от южан совсем иного колорита, чем у северных горцев. Юг должен быть вальяжен, роскошен, витиеват, хитер, занят больше торговлей, чем войною. И поначалу именно так и было. Появился новый персонаж – купец Айрин: хитрый, красноречивый, ловкий в торговле, знающий людей, не лишенный смелости. Отличный мужик, правда? Так вот, главный герой – не он. В первой сцене за спиной Айрина стоял какой-то стражник, замотанный с ног до головы так, что лица не видать. Вот этот стражник и есть главный герой! Гарачий воин пустыни по имени (как мы узнаем далеко не сразу) Ятех. Замотан он потому, что лица воинов пустыни никому низзя видеть, кроме других воинов пустыни, а если кто увидит, то смерть ему! Такие вот горячие парни.

И тут сразу начинается множество проблем.

Ладно, простим Вегнеру то, что непобедимые воины пустыни, до бровей завернутые в ткань, списаны с дюнских фрименов. Вегнер – не первый и не последний, Мартин первый том тоже срисовывал с трагедии Дома Атрейдес. Так что пускай.

Вопрос поинтереснее: ОТКУДА в пустыне великие воины? То есть, с кем и за что они там сражаются, обретая опыт? И кто их кормит годами, пока они оттачивают мастерство? Например, феодальные рыцари кормились с ленных участков, возделываемых крестьянами. Самураям их дайме платили рисом (вырощенным, опять-таки крестьянскими трудами). А в пустыне – откуда рис, откуда наделы, откуда крестьяне? Там бы жратву добывать днями напролет, а не шлифовать боевое искусство… Но и это пускай, дальше-то хуже.

О чертах характера Ятеха мы знаем только следующее: он крутой воин. Очень крутой. Ну ооочень. А, еще он любит дочку купца. Правда, глубокая проработка персонажа?

И вот этому герою (столь же живому, как фигура клоуна в МакДональдсе) посвящаются подряд 4 новеллы. Ему одному, его собственным личным страданиям. Он страдал от любви. Потом наломал дров (прячу спойлер за этими словами) — и стал страдать от того, что наломал. Не выдержав глубины страданий, бросил родное племя и ушел в пустыню – и начал страдать теперь уже от того, что стал изгоем. Потом с ним еще кое-что случилось – мучительное, конечно… Боги, я готов сопереживать персонажу, но (а) более-менее живому и (б) не двести же страниц подряд!

Также я не вполне понимаю, зачем на Юге меня снова (как и на Севере) кормят военщиной – мечами, поединками, крутыми бойцами. Ладно, пусть не купцы, не роскошь. Пусть, не знаю, религиозные фанатики или профессора-ученые, или хоть простые землепашцы… Но хоть что-нибудь другое! Зачем вводить две сюжетные линии, если в обеих главный герой – крутой воин? Причем второй воин – картонка в сравнении с первым.

Создается ощущение, что автор побоялся выходить за рамки прекрасно удающейся ему военной темы и просто решил перенести ее в другие декорации. Получилось скверно. Север у Вегнера живой и захватывающий, юг – блеклая калька не то с Дюны, не то с фильма «Мумия» (помните, там были воины пустыни, охраняли тайну мумии?)

Отдельное милашество – пояснялки, даваемые прямо в речи персонажей. Примерно на таком уровне:

- Ты слышал легенду о первом императоре?

- Ясное дело, слышал! Конечно, я знаю, что первый император был простым воином, который проиграл битву и с тридцатью уцелевшими солдатами сбежал в пустыню. Там его встретила дочь богини, которой он поклялся объединить весь материк, и тогда она дала ему новое войско. Я все это знаю, не надо мне рассказывать!

Представьте такое в нашей жизни:

- Ты знаешь про Юлия Цезаря?

- Конечно! Не трать времени, рассказывая мне, что он был римским патрицием, входил в триумвират с Помпеем и Крассом, завоевал Галлию, а потом учинил в Риме военный переворот. Я же все это знаю!

А еще у Вегнера прослеживается то же особенное отношение к женщинам, какое мы встречаем у Аберкромби и Сапковского. Именно: обычных женщин на свете нет. Они все – крутые, фатальные и демонические. Если дама – не дерзкая непобедимая воительница, то она – дерзкая хитрющая шпионка. А в крайнем случае – великая могущественная колдунья.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Роберт М. Вегнер «Север. Топор и скала»

Norman_Sur, 1 сентября 2023 г. 17:03

Классическое средневековое фэнтези с умеренным количеством волшебства. Магия присутствует, но творить ее способно небольшое число чародеев, и возможности их ограничены, потому в целом события – довольно реалистичны. По форме повествование представляет собой цикл новелл, в каждой присутствует свой ярко выраженный сюжет, но также новеллы объединены и общим, большим сюжетом (подобно тому, что мы видим в «Страже» у Пехова или в «Ведьмаке»). Время действия – условный 13 век, место действия – окраины Меекханской империи.

Северные новеллы — это набор военных рассказов со всеми достоинствами, какие только можно найти в военных рассказах. Тут есть отважный и харизматичный главный герой – молодой лейтенант Кеннет, и два опытных бывалых вояки – его сержанты. Вместе со своею ротой они попадают в разные переделки. Завязка – всегда, без исключений интересна. Всегда имеется в рассказе такая страница, читая которую думаешь: «Тьма сожри, вот это задница! Как же они из нее выпутаются?!» И таки выпутываются – без роялей и богов из машин, своей собственной смекалкой и храбростью. За этим очень приятно наблюдать.

Интрига – интересна и увлекательна. Действительно хочется понять, как же так вышло? Или – что из этого выйдет?.. Например, есть бедный рыбацкий поселок на краю горного озера. Живут себе нищие горцы, кое-как рыбку ловят. А над озером нависает ледник. В теплые дни куски льда откалываются и падают в озеро, вызывая крутые волны. И вот однажды эти самые волны начинают выносить на берег, прямо к рыбацким хижинам… человеческие трупы. Да не просто трупы, а – одетые в доспехи (подчас очень хорошие), с оружием на поясе (отнюдь не дешевым). Почти при каждом волнении на берег выкидывает такой вот урожай. Крестьяне смекнули: можно ведь собирать и продавать амуницию, это куда выгодней рыбной ловли. Разметили берег, у каждого теперь свой надел, как у старателей, ждут, собирают улов… А потом нашего героя – лейтенанта Кеннета – отправляют в этот поселок, поскольку там началась серия чудовищных, как бы не ритуальных убийств. Ему предстоит узнать, как так вышло, что за мертвые воины в озере, и что за новые убийства, и главное – как все это прекратить. Отличная завязка, на мой взгляд. И в других новеллах Севера – не хуже.

Качество изложения – на достойной высоте. Автор прекрасно разбирается не только в оружии и тактике, а и в самом укладе армейской жизни. Показаны множество черточек, колоритных деталей, образующих весьма правдивую картину. Читаешь – будто слушаешь неспешный рассказ ветерана.

Также радует отличный баланс света и тьмы, добра и зла. В книге встречается достаточно жестокости и крови, чтобы поверить в реализм происходящего, и даже – чтобы временами пощекотать нервы пугающей картинкой. Но нет любования садизмом, чернухи ради чернухи, беспросветного цинизма (какие мы видим, например, у Мартина). Здесь, на Севере, есть место и взаимопомощи, и милосердию, и благородству, и подвигу. Да и в целом Меекханская империя – не кровавый монстр (как, например, Малазан у Эриксона). Да, империя, да, вела экспансию, да, милитаризована – недостатки налицо. Но есть и достоинства: например, Меекхан – это редкая фэнтезийная империя, заботящаяся о своих гражданах. Серьезно: то и дело героям дают приказ (!) защитить простых людей, а не дворян или вельмож. Воинственная книга не убивает, а все-таки поддерживает в читателе веру в человечность. Приятно это.

Словом, если бы «Севером» все ограничилось, было бы блестяще. Но за Севером последовал Юг...

Оценка: 9
– [  11  ] +

Джо Аберкромби «Немного ненависти»

Norman_Sur, 1 сентября 2023 г. 16:57

Поймите правильно: я очень уважаю Аберкромби, считаю одним из лучших современных мастеров фэнтези. Отличное чувство юмора, живые и колоритные персонажи, захватывающий сюжет. Неповторимая атмосфера, сравнимая с классическими вестернами. Я по нескольку раз перечитывал прежние книги мастера Джо – «Красную страну», «Лучше подавать холодным», «Герои». А вот «Немного ненависти» меня, говоря мягко, озадачила.

Если сказать в общем, то достоинства Аберкромби стали тусклее, а недостатки, которые прежде были малозаметны, теперь буквально режут глаз.

О каких недостатках я говорю?

1. Феминизм.

В мире данной книги обычных женщин просто не бывает. Любая женщина — супергерой. А любой мужчина – ну, не то чтобы слизняк, но тихонечко сидит и сосет лапу в тени какой-нибудь супербабы.

Для иллюстрации, вот список героев.

Женщины:

Рике – ясновидящая предсказательница, притом еще и воин, и дочь вождя.

Изерн – дико крутой воин.

Савин – немеряно крутая финансистка, подпольная королева экономики. При этом красивая, умная и лихо дерется мечом, и все это – в 20 лет от роду.

Королева Союза – этим все сказано.

Губернаторша Инглии – такая же властная, умная и расчетливая, как королева, только чуток ниже рангом.

Теперь мужчины:

Лео – сын губернаторши, которого она при всем народе называет идиотом.

Принц Союза – безвольный лентяй, затюканный королевой.

Клевер – неплохой мужик, но старый, уже почти ничего не может.

Гуннар – нищий отставной сержант, при этом псих.

Сумрак – кровожадный мудак.

Было еще несколько, но их в первых же главах перебили крутые телки.

Да, стоит отметить: пару-тройку мужчин мочат в каждой главе, а женщин не убивают принципиально вообще никогда, даже если они сражаются прямо в гуще битвы. Сюжетная броня, понимаете ли.

2. Засилье цинизма.

Действует аксиома: мир = куча дерьма. Если персонаж думает иначе, то он дурак, о чем автор скажет прямым текстом. Но большинство персонажей – не дураки, потому они сами в каждой второй реплике заявляют: «Мир – дерьмо, жизнь – отстой».

Отдам должное: говорится об этом вполне остроумно. Циничные шутки героев действительно вызывают улыбку… ну, первые раз десять. А потом читатель обнаруживает, что в книге есть только циничные шутки, никаких иных, и повторяются они раз по пять на странице. Это изрядно утомляет. Хочется чего-нибудь светлого: не только для души, а и просто для разнообразия.

Кроме того, очень странно выглядит тотальный пессимизм героев. Ведь, напомню, среди них есть короли, принцы, губернаторы, богачи. И все, как один, уверены, что жизнь – дерьмо. Никто не скажет доброго слова хоть о чем-нибудь.

3. Характеры персонажей.

Выше я называл живых героев достоинством Аберкромби. Они остались живыми и здесь, это зачтем в плюсы. Но боги, насколько же они вторичны теперь!

Вторичны по внешнему признаку: герои «Немного ненависти» — это дети и внуки героев прошлых книг.

Что гораздо хуже, вторичны и по своей сути. Похоже, у автора имеется набор проверенных шаблонов, и для создания новых персонажей он попросту применяет старый шаблон. Кого ни возьми из новых героев, всегда – всегда! – возникнет ощущение: такое уже было.

Тщеславный нарцисс Лео = тщеславный нарцисс Джезаль из прошлых книг.

Бешеный Гуннар со вспышками боевого безумия – чем не Логен Девятипалый?

Ушлые и беспринципные правители – эти во всех книгах Аберкромби одинаковы.

Крутые воительницы – ха-ха-ха! Колючка Бату, Скифр, Хоскопская Львица, практик Витари, Монца Меркатто… тьма, им просто нет числа.

4. Интересный сюжет.

Вот здесь я точно не ждал подвоха. Уж что-что, а сюжеты у мастера Джо всегда активны и увлекательны. Всегда – но не в «Немного ненависти». Проблема такова: тупо отсутствуют завязки.

Приведу примеры, как было в прошлых книгах.

«Красная страна»: у Шай похищают детей, она пускается в дальнюю дорогу, чтобы их найти.

«Лучше подавать холодным»: убивают брата Монцы Меркатто, она чудом спасается и клянется отомстить.

«Полкороля»: свергнутый король попадает рабом на галеру.

Всюду завязка – это ярчайший конфликт, который заставляет героя активно действовать, а читателя – с головой погружаться в сюжет.

А что в «Немного ненависти»?

Рике и Изерн куда-то идут. И еще идут, и в третьей главе тоже.

Армия Лео отступает. Лео иногда с кем-то дерется, но армия все равно монотонно отступает — главу за главой.

Принцу Союза все пофиг, кроме шлюх. На самом деле, шлюхи тоже пофиг. Скучно ему жить.

Савин зарабатывает новые миллионы. У нее было раньше, к примеру, пять миллионов, а тут заработала шестой.

То есть, каждый персонаж просто живет своею обычной жизнью. Ни у кого не происходит стартового события.

По аналогии с реальностью. Завязки прежних книг Аберкромби – это как 24 февраля 2022 года: внезапная и страшная перемена. А начало «Немного ненависти» — это как битва за Бахмут: все плохо и ничего нового, все одинаково плохо день за днем.

Общий вывод. Данная книга остается читабельной и местами даже интересной, но сильно уступает по уровню прошлым работам мастера Джо.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Клим Жуков «Опасные земли»

Norman_Sur, 1 сентября 2023 г. 16:53

Роман еще не окончен, но описанная и опубликованная часть достаточно велика, чтобы составить представление.

Имеется две сюжетных линии. Один главный герой – это рыцарь Филипп, живущий в 15 веке. Герцог Бургундский посылает его в некий городок Сен-Клер, ибо там творится кое-что странное. Ездил в тот городок сборщик подати – не вернулся; поехал лекарь – исчез; сунулись солдаты – тоже поминай как звали. Словом, Сен-Клер – нечто вроде Бермудского треугольника, в котором все пропадают, и сир Филипп должен пролить свет на эту чертовщину.

А другой главный герой – антиквар Кирилл из современного Петербурга. Ему достается историческая рукопись – якобы дневники того самого сира Филиппа. Но имеется загадка, а точнее, две. Рукопись датирована таким годом, в каковой (согласно истории) Филипп уже был мертв. А еще, в дневниках упоминается город Сен-Клер – и ни на одной карте Европы его нет. Словом: мертвый рыцарь пишет о том, как посетил несуществующий город. Но по всем признакам рукопись – подлинная, не фейк.

Интересная завязка, не правда ли? Я быстро увлекся и всю первую часть прочел с большим любопытством. Автор вложил в роман свои знания как большой истории – сражений, королей и герцогов, — так и прикладной части дела: оружия, доспехов, организации отрядов и т.п. Имеется перебор по количеству терминов, но легкий, не давящий. Его вполне окупает прекрасная прорисовка средневековой Франции. Можно почти воочию увидеть, кто во что был одет, кто чем вооружен, как проходили сражения, как действовали рыцари, стрелки, пикинеры, артиллеристы. Словом, книга предлагает весьма познавательную экскурсию в 15 век.

Линия антиквара, со своей стороны, радует загадочностью и нагнетанием интриги. Откуда же взялась рукопись? Как мог исчезнуть целый город, чтобы о нем не осталось даже упоминаний? К этому прибавляется триллер, когда друга антиквара странным образом убивают, и рукопись оказывается не только таинственной, но и опасной.

Немного утомляет количество шуток-прибауток и сленговых фраз. В современном Питере они звучат еще уместно, а вот во Франции 15 века – несколько портят атмосферу. «Есть такая профессия – герцога защищать»… Тем не менее, первая часть романа была хороша.

Что же произошло потом?

Потом появились зомби. Да, зомби. Самые стандартные, голливудовские. Убил, покусал – мертвец поднялся — новый зомби готов. По отработанной в сотне фильмов схеме. А чтобы никому не показалось мало, к этому штампу автор добавил еще пяток других:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— особый отдел ФСБ по прозвищу «инквизиторы» противодействует нечисти

- фашистские доктора ставят в концлагере опыты по созданию зомби-солдат

- в Питер прибывает посланник сатаны по имени Тень, который управляет отрядами зомби

- всезнающий старик-телепат стоит на страже, чтобы спасти человечество от Тени

- тупые менты ничего не могут и только ищут козлов отпущения

Под действием пестрого потока штампов книга сменила жанр. Она начиналась как приключенческий роман-головоломка в духе «Кода да Винчи», а превратилась – в комикс. Комикс все еще небезынтересен, но зачем же так ронять уровень своего романа?

Есть и вторая проблема – ужасная рассинхронизация сюжетных линий. В главах антиквара уже вовсю действуют зомби, Тень и прочая нечисть, а в главах рыцаря – сир Филипп все еще едет в городок Сен-Клер и не знает, что его ждет. Но мы-то знаем! Одна сюжетная линия служит жестоким спойлером ко второй. То, что могло бы заинтриговать в рыцарских главах, уже не интригует, поскольку читатель заранее оповещен про зомби.

В итоге получаем следующее.

Военно-исторический фон проработан отлично, и ради него хочется читать. Но оригинальность сюжета, а также композиция оставляют желать лучшего.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Дмитрий Глуховский «Текст»

Norman_Sur, 1 сентября 2023 г. 16:50

Эта повесть произвела на меня весьма двойственное впечатление. С одной стороны, написана она хорошо, как и другие книги Глуховского. Живая выразительная речь, богатая метафорами. Актуальная проблематика. Интереснейшая завязка. Главный герой – Илья – выходит из тюрьмы, куда загремел несправедливо, по ментовскому произволу. Илья находит мента, который его подставил, и убивает, а себе забирает ментовский телефон. Переписываясь с разными людьми от имени мента, Илья маскирует факт его смерти. Делает вид, будто майор Хазин все еще жив, а значит, и дела об убийстве не существует. Увлекаясь чужой жизнью, Илья понемногу начинает как бы перевоплощаться в майора. Вместо него мирится с девушкой, выясняет отношения с отцом, договаривается с наркоторговцами – словом, проходит превращение из человека в насекомое, точно у Кафки.

Однако развитие сюжета чем дальше, тем больше озадачивает.

Во-первых, примерно с середины книги становится неясно, чего, собственно, добивается главный герой. Поначалу он хотел скрыть убийство – допустим, скрыл. Но дальше он не ставит перед собою никакой внятной цели. Только находит в телефоне обрывки чужих, ментовских конфликтов – и зачем-то хватается их улаживать. Например, майор бросил беременную девушку Нину, та решила делать аборт. Илья узнал об этом – и давай отговаривать Нину от аборта. Пишет ей с майорского телефона: мол, люблю, хочу от тебя ребенка, выходи за меня… Нафига?! Главный герой делает Нине предложение от имени УБИТОГО МЕНТА. Ясно же, что потом обман всплывет, и Нина, мягко говоря, расстроится. Ладно бы Илья так и хотел – не только менту отомстить, а и его бабе. Но ведь нет, Илья в эту самую Нину уже успел влюбиться! Он ее, ни разу не увидев в реальной жизни, по телефонным перепискам полюбил! А теперь зачем-то устраивает ей такую подлянку.

Во-вторых, — что лично меня довольно сильно бесит, — главный герой отчаянно пыжится быть хорошим. Даром что убийца и бывший зэк, он примерно половину времени предается угрызениям совести и без конца думает, как бы всем сделать хорошо. И Нину вот осчастливить, и ментовскую маму утешить, и свою маму хорошо похоронить (она умерла, пока Илья был на зоне). Настолько он, Илья, утопает в этих заботах, что напоминает не то Раскольникова, не то мать Терезу: себе – ничего, все – людям! И такое нещадное лицемерие во всем этом видится, что симпатизировать герою ну никак не выходит. Ты ж ради мести убил – так насладись этой местью! Проблемы у мента с бабой – так порадуйся, что это его проблемы, а не твои! Отец майора оказался говном – так и плюнь от души на все это гнилое ментовское племя! Испытай хоть одну честную эмоцию, которую читатель смог бы разделить! Но нет, главная мечта Ильи – не месть, не справедливость, не собственное спасение и даже не секс с Ниной. Главная и единственная его цель – быть ангелом во плоти.

В-третьих, сильно размывается социальная проблематика. Поначалу звучало жестко и ясно: ментовский произвол, незаконные расправы, мусора с бандитами рука об руку; даже одиозный царь слегка показан. Но потом, из-за бескрайнего сочувствия Ильи к майорской родне, слово по слову начинает казаться, что менты не такие уж плохие, и произвола особого нет, просто лично Илье не повезло лично с майором, и в общем, как говорил Иешуа, «плохих людей нет на свете». Гм.

Ну, и в-четвертых, концовка. Обойдусь без спойлеров, просто скажу: Илья в своих действиях оказался настолько же последовательным, как броуновская частица. Совершив ряд сугубо рандомных действий, он сумел навредить абсолютно всем. Я нарочно проанализировал ситуацию – и не нашел ни одного человека, кому стало бы лучше от действий Ильи. И это после трехсот страниц стараний осчастливить всех вокруг…

Повторюсь: книга интересна, хорошо написана, с удовольствием прочтена (верней, прослушана) мною. Но оставляет по себе не чувство безнадеги (как, вероятно, планировал автор), а ощущение идиотизма главного героя… Жаль. Хотелось борьбы героя с системой, а вышла борьба героя с собственной шизой.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Дмитрий Глуховский «Пост»

Norman_Sur, 1 сентября 2023 г. 16:44

Крохотное пограничное селение на Волге. Волга – это теперь восточная граница Московской империи, все что за нею – уже не Россия и не Московия, а черт знает что; скорее всего, радиоактивная пустыня. В селении живет сотня человек. Живут как могут: доедают консервы со склада, берегут старинные сокровища, типа гитары или телефона. По инерции еще стерегут границу, но толку в этом мало. То, что осталось от России, никому уже не нужно – поскольку для жизни почти непригодно. Только Москва до сих пор рассылает какие-то казацкие отряды: восстановить великую, понимаешь, родину; вернуть, понимаешь, утраченное. Отряды, естественно, не возвращаются… А потом, как-то раз, из-за Волги приходит в поселок некто… нечто. Ответка Москве за былую войну. Зло.

Прежде всего «Пост» порадовал меня меткостью речи. Главы коротки, описания сжаты, предложения просты – строго по делу. Сказано ровно столько, чтобы читатель ощутил атмосферу жуткого этого местечка – и ни словом больше. Приятно видеть, когда каждое слово для автора – ценность. Не пулеметные очереди, а снайперские выстрелы.

Персонажи хороши: обладают характерами, согласно которых и действуют, и говорят. Последнее особенно приятно. Автор выдерживает манеру речи для каждого героя; с полуслова понимаешь, кто говорит.

Поистине качественно выдержан триллер. В лучших традициях Кинга, добрые две трети текста идет обычная жизнь (то есть, обычная – для постапокалипсиса). Герои переживают о своем, о мелком; влюбляются, телефоны ищут, выклянчивают у Москвы тушенку… А ужас вкрапляется в их жизнь понемножку, мелкими черточками, изначально даже не страшными, а просто странными… И лишь потом, когда саспенс отработал по полной, когда напряжение выросло до запредельных высот – потом уж взрывается. Да так взрывается, что даже мне, любителю и знатоку ужастиков, не показалось мало.

Помимо прочего, порадовал меня политический контекст. Бесконечная война превратила Россию в ядовитый пустырь, но даже в таком состоянии Москва все еще рвется кого-то покорить и что-то захватить. А некая вселенская справедливость – то ли бог, то ли кто еще – готовит уже для Москвы возмездие. Очень все это звучит актуально. Но и без политических аллюзий роман хорош.

Из недостатков назову лишь один: женские персонажи. Как и у многих русскоязычных авторов, женщины у Глуховского – неприятные существа: или стервы, или полубезумные дуры, или то и другое вместе. Мужчинам в отношениях отводится роль униженных подкаблучников, либо безответно влюбленных. Ни в «Посту», ни в «Тексте» ни одного примера хороших отношений я не обнаружил. Как сказали бы психологи, не дает литература здоровых примеров… Но поскольку данная книга все-таки не об отношениях, то этот недостаток почти не портит ее.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Всеволод Алфёров «Мгла над миром»

Norman_Sur, 11 марта 2019 г. 13:55

То, что хочется сказать о «Мгле над миром», я бы разделил на две части.

Первая касается не только «Мглы», а и всего творчества Алферова. Скажем так, общие черты. К ним относятся:

- колоритные смачные описания жизни, местностей, быта. Описания, затрагивающие все органы чувств читателя — не только зрение, но и слух, и обоняние. Автор умеет с любовью подавать свой мир.

- отличная работа с эмоциями. Персонажи — живые люди, они чувствуют, волнуются, страдают. Автор умело отслеживает и передает их эмоции, что наполняет текст драматизмом.

- идейная начинка всегда присутствует. Фэнтези Алферова всегда затрагивает вопросы, волнующие автора и в нашем реальном мире. Главная тема (насколько я ее понял) — пацифизм, ненависть к войне, и одновременно — бессилие человека против тех сил, которые вовлекают его в войну.

- весьма любопытное положение магов. Нам привычно видеть, что маги — очень круты, почти непобедимы, и единственное, что может угрожать герою-магу, — это антигерой-маг. Так вот, Алферов успешно разрушает этот штамп. Маги в его мире — изгои, ущемленный класс, подверженный гонениям. Непривычно и потому интересно видеть их в столь униженном положении. Любопытно наблюдать, как же поведут себя бывшие всемогущие, свергнутые ниже уровня простых смертных.

Теперь о том, что касается только «Мглы».

Это приквел «Царя без царства», размещенный на оси времени, по моему мнению, несколько странно. Мы знаем из «Царя», что не так давно, лет двадцать назад, воин Азас Черный разбил войска Круга Магов, захватил престол и объявил магов вне закона. Слыша слово «приквел». я ждал увидеть собственно мятеж Азаса, эпические битвы воинов с колдунами, трагичное низвержение магов. Но нет, «Мгла» показывает события уже после воцарения Азаса, то есть — ту же историческую эпоху, что и «Царь», только несколькими годами раньше.

Все главные герои «Мглы» — маги. В «Царе» автор размещал видеокамеры так, чтобы увидеть мир с разных сторон: глазами Первого Мага, чужестранной посланницы, нищего паренька. В «Мгле» автор полностью фокусируется на проблемах и чувствах магов: один лишается права видеться с сестрой, другой не может вернуться в родной город из-за преследований, третий — старый Газван — уже устал от жизни и войны, но не смеет уйти на покой, бросив Круг Магов в отчаянном положении. Именно Газван вызвал у меня больше всего сопереживания: его чувства переданы идеально, отлично видно, какими силами дается ему каждое новое колдовство, чего стоит каждая крохотная победа. С ним же связана и одна из самых трогательных сцен: встреча старых лютых врагов, каждый из которых теперь стоит на пороге смерти.

Присутствует несколько ярких батальных сцен, которых малость недостает «Царю». Особенно впечатляет битва главного героя против нескольких шахва — мрачна и зрелищно жутка. Собственно, сами по себе шахва (искалеченные рабы-колдуны, лишенные рук и глаз) всегда несут с собой драматизм. Где появляются они, там кончаются шуточки.

Что следует отметить в минус «Мгле», так это атмосферу безнадеги. Она как бы естественно вытекает из униженного положения магов... Но было бы также логично, чтобы маги стремились к реваншу и возврату на высоты — ан нет. Главная их эмоция — отчаяние, тоска, тщетность всех усилий. Любая победа выглядит не только трудной, но еще и бесполезной. Мол, как ни напрягайся, а счастья не будет, какие жертвы ни принеси, а войны не выиграть. Вероятно, в этом проявляется пацифизм автора: мысль о том, что войну нельзя выиграть, что от войны так или иначе обе стороны только теряют.

На этом, пожалуй, все. Жду следующей книги цикла.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Всеволод Алфёров «Царь без царства»

Norman_Sur, 1 декабря 2017 г. 16:28

Я познакомился с «Царем без царства» на конкурсе фэнтези-2016 (где он, кстати, занял 2 место). Книга оказалась весьма достойной, и я с большим удовольствием прочел ее от корки до корки.

Первое, на что сразу обращаешь внимание, — это старательно выстроенный оригинальный мир. Он напоминает древнюю Персию и прорисован очень детально, фактурно, со вкусом и толком. Читая, собственными глазами видишь места действия, вдыхаешь атмосферу Анхарского царства. Живая и образная авторская речь, богатая метафорами, весьма этому способствует.

Второй плюс — продуманная интересная интрига. Маги в Анхаре — не всемогущие небожители (уже набившие оскомину в фэнтези), а, напротив, почти партизаны. Переворот устранил их от власти и сверг в подполье, маги теперь подвергаются преследованиям, и, неровен час, будут вовсе уничтожены. Первый маг, несмотря на всю свою колдовскую силу, оказывается в отчаянном положении...

Третье достоинство — живые, объемные персонажи. Автор мастерски показывает их переживания, вызывает у читателя сильную эмпатию. Лично мне ближе всего сам царь без царства — юный правитель-марионетка, делающий все, чтобы вырваться из рук кукловодов. «Режим выживания» роднит его с первым магом и делает сюжетную линию этих двоих особенно яркой и напряженной.

Наконец, автору отлично удаются драматические моменты на грани жизни и смерти. Чего стоит схватка героев с двумя безликими магами-машинами, или зомби-деревня, или хоррор в покинутом храме!..

Недостатков романа определенно меньше, чем достоинств, но отметить следует.

Пожалуй, главный из них — отсутствие кульминации в сюжетной линии Джена. Этот парень с некоторого момента поплыл по течению, и его линия стала более вялой в сравнении с другими.

Также не все понятно в линии посланницы Зено... Но непонятность скорее воспринимается как задел на будущее, интригующая недомолвка. Очевидно, что последует продолжение, которое я определенно прочту.

Оценка: 9
⇑ Наверх