Книжные аннотации посетителя «zotovvg75»
Страницы:12345678 | ||
121. | Фольклорное произведение «Лиса и козёл» | |
Бежала лиса, на ворон зазевалась и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет, да тут идет козел. | ||
122. | Фольклорное произведение «Наставление тверского епископа Семена» | |
Всем известны поговорки: «Каков пастух, таково и стадо», «Каков поп, таков и приход». Эту мысль и высказал в своем наставлении тверской епископ Семен, живший в конце ХIII века. Сжато, но ярко рисует владыка неправедного князя, и, наверное, таких князей было немало. Но важно то, что во все времена нашей истории были люди, подобные Семену — те, которые не боялись говорить в лицо правду. | ||
123. | Фольклорное произведение «Ночные пляски» | |
Жил-был король и было у него двенадцать дочерей. Каждую ночь уходили царевны, а куда — неведомо, только изнашивали при этом по новой паре башмаков. И захотелось королю узнать, куда это они по ночам уходят и что делают? | ||
124. | Фольклорное произведение «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове» | |
«Повесть о Ерше Ершовиче» пользовалась большой популярностью не только у современников, но и у многих последующих поколений. Искрящаяся остроумием, полная тонких наблюдений, она читается легко и с интересом. В основе текста лежат формы так называемой деловой письменности, челобитной и судебного протокола. Здесь много ярких бытовых картинок, каждая рыба ведет себя в соответствии со своей породой и в то же время в ней обобщаются какие-то человеческие черты. А в целом в содержании произведения видна сатира и веселая шутка. | ||
125. | Фольклорное произведение «Повесть о жизни Сергия Радонежского» | |
Повесть принадлежит перу выдающегося русского писателя начала XV века Епифания, прозванного современниками Премудрым. Произведение дошло до нас в переработке середины XV века, сделанной выходцем из Сербии Пахомием Логофетом. Сергий Радонежский был человеком цельным и прямым, его слово не расходилось с делом, естественно, просто и спокойно шел он по выбранному им еще в юности пути. В образе Сергия писатель выразил морально-нравственный идеал того времени, прославил духовные подвиги. | ||
126. | Фольклорное произведение «Повесть о кончине и погребении князя Михайла Васильевича Скопина-Шуйского» | |
Повесть о кончине и погребении Скопина-Шуйского делится на две части. Первая — пир у Воротынского — написана по мотивам и в ритме народной песни, сложенной вскоре после смерти воеводы. Вторая — погребение князя — описывает всенародную скорбь о талантливом полководце, который рисуется как национальный герой. В обоих частях автор широко использует народную устную поэзию и плачи-причеты. | ||
127. | Фольклорное произведение «Повесть о купце Дмитрии Басарге и сыне его Борзосмысле» | |
Для истории развития русской литературы повесть о купце Басарге интересна тем, что она — одно из первых на Руси светских сюжетных повествований. Но это не только занимательный рассказ о хитроумных ответах семилетнего отрока. Это рассказ о стойкости и твердости, о верности своим убеждениям и вере. В основе повести лежит один из тех фольклорных мотивов, которые называются «бродячими», они как бы «бродят» из страны в страну и известны у многих народов. Здесь таким мотивом является отгадывание загадок жестокого правителя «простаком», вместо того лица, которому они загаданы. | ||
128. | Фольклорное произведение «Повесть о Меркурии Смоленском» | |
Народное сказание о юноше Меркурии, дошедшее до нас в литературной обработке XV века, одно из самых красивых и поэтических сказаний о героическом подвиге, о борьбе за свою родину против жестокого врага. Надо было очень любить родной город, чтобы спасти его ценой жизни. Таким образом легенда о Меркурии объясняла спасение Смоленска от Батыевых полчищ: Батый шел было к городу, но внезапно повернул, и Смоленск был взят монгол-татарами позднее. | ||
129. | Фольклорное произведение «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | |
Муром славится своими легендами. Самой поэтичной, самой возвышенной считается сказание о Петре и Февронии. Это сказание послужило основой для повести, ставшей жемчужиной древнерусской литературы. В ней рассказывается о верной любви двух людей, которых не могут разлучить ни злые люди, ни сама смерть. Повесть о муромском князе и его княгине — мудрой дочери простого бортника — прославляет победу добра, силы духа, любви над злом, коварством, обманом. | ||
130. | Фольклорное произведение «Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе» | |
Повествование об Иоанне Новгородском пленяет нас бесхитростностью и простодушием. Иоанн показан как смиренный и чистый человек, Бес недалек и простоват и сам попадает впросак, как настоящий персонаж народной сказки. Это то злое начало в мире, тот «темный дым», который лишь на время одурманивает человека. В повести есть и своя мораль: перед каждым поступком подумай, справедливо ты поступаешь или нет, иначе доброе смешается со злым. | ||
131. | Фольклорное произведение «Повесть о Шевкале» | |
Повесть написана летописцем-тверичем вскоре после трагических событий 1327 года, когда Шевкал, двоюродный брат хана Золотой Орды Узбека, изгнал из Твери великого князя Александра Михайловича. Этим объясняется непосредственность и живость изложения. В княжеском дворце сидит Шевкал, его люди творят насилие над горожанами. Но восставшие тверичи воздали злодеям по заслугам. | ||
132. | Фольклорное произведение «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» | |
«Повесть» написана в форме делового донесения, однако это отнюдь не памятник деловой письменности, а поэтическое произведение, полное образности, эмоциональности и искреннего воодушевления. Возникла она в казачьей среде, отсюда и своеобразие языка, отличающегося народным юмором и сочным просторечием. Примечательно, что здесь отсутствует традиционный герой-князь или воевода, героем являются все мужественные защитники Азова. В этом особенность повести по сравнению с воинскими повестями предшествующего времени. | ||
133. | Фольклорное произведение «Повесть об отроке тверского князя» | |
Основным мотивом повести является тема неотвратимости судьбы. Однако судьба здесь не горестная, а благая, добрая, наводящая человека на тот путь, на котором ему предназначено выполнить свой жизненный долг. Князь и отрок своей судьбы не предугадывают, несмотря на сны и предзнаменования. Свою судьбу понимает только мудрая дева Ксения, поэтому она так спокойна, так терпеливо ждет, когда случится то, что должно случиться. | ||
134. | Фольклорное произведение «Поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского на половцев» | |
Речь в этой летописи идет о походе в 1185 году князя Игоря против половцев. Кроме подробного и обстоятельного изложения событий, повествование обладает высокими литературными достоинствами, отличается свежестью и непосредственностью. Неизвестный нам автор не просто описывает события, а заставляет читателя видеть их глазами своих героев, которых он показывает не описательно, а через их действия и речи. Очень ярко обрисованы главные герои-князья Игорь Святославович, Святослав Всеволодович, Владимир Глебович Переяславский. | ||
135. | Фольклорное произведение «Птичий язык» | |
Купцу и купчихе дал господь не по годам смышленого сына по имени Василий. И выяснилось однажды, что мальчик понимает птичий язык. Да вот только дар этот вначале принес ребенку большую беду. | ||
136. | Фольклорное произведение «Садко» | |
Новгородским гусляром Садко пренебрегли купцы — три дня подряд не зовут его на пир, но игра на гуслях полюбилась морскому царю. Помог он разбогатеть гусляру. Былина рассказывает о новой встрече с морским царем и о том, как распорядился своим богатством Садко. | ||
137. | Фольклорное произведение «Сказание о Мамаевом побоище» | |
«Сказание» посвящено Куликовской битве — ожесточеннейшему сражению, исход которого не был ясен до последнего часа и унесшему множеству человеческих жизней. Полнота и точность описания событий сочетаются в «Сказании» с поэтичностью и яркой образностью. Примечательно, что красочные, но традиционные обороты воинских повестей перемежаются в повествовании с удивительными по свежести картинами природы. Так в народной поэзии природа сочувствует людям и живет с ними как бы единым дыханием. | ||
138. | Фольклорное произведение «Сказание о роскошном житии и веселии» | |
Есть люди, которым свойственно мечтать об изобилии всего на свете и желать жить в довольстве без труда. Автор сказания, доведя описание обилия, роскоши и веселья до крайности, остроумно высмеивает эту мечту о стране бездельников. Рифмованные шутки-прибаутки, гротескные преувеличения подсказывают читателю, что перед ним небылица: острая, насмешливая и язвительная. | ||
139. | Фольклорное произведение «Сказание о Соломоне и Китоврасе» | |
Сказание относится к апокрифам. В центре повествования стоят Соломон и Китоврас. Китоврас в то время представлялся в виде коня о четырех ногах с человечьим туловищем и лицом, с двумя руками и крыльями. Соломон — известный из Библии мудрец и строитель храма. Соломон умен, но его мудрость соединена с хитростью. Китоврас также мудр, но простодушен и доверчив. Китоврас помогает Соломону, но когда тот возносится гордостью, Китоврас показывает, что сила царя не так велика, как он вообразил. | ||
140. | Фольклорное произведение «Сказание о траве емшан» | |
Сказание повествует о том, как хан Отрок, отец Кончака, вернулся на родину. Здесь отражено глубокое уважение русских людей к чувству родины у чужого народа. Для Руси Отрок и Кончак были злейшими врагами, и тем не менее это не мешает летописцу глубоко сочувствовать любви Отрока к родным степям и вложить в его уста мудрые и справедливые слова: «Лучше на своей земле костьми лечь, нежели на чужой стороне славну быть». | ||
Страницы:12345678 | ||
![]() |