Хождение по углям или размышлялка от Елены Адинцовой
.
Оговорюсь сразу, я не знаю кто скрывается под псевдонимом Вук Задунайский . Человек с этим именем у меня в друзьях в ВК, писатель Вук Задунайский — один из моих любимых авторов, издатель Вук Задунайский включил две повести, написанные мной и Виктория Сем в свои тематические сборники .
Три ипостаси одной незнакомой мне личности. И всё-таки, незнакомой не до конца… тексты рассказывают об авторе куда больше сухих строк биографии .
Для чего такое длинное вступление? Ну тем, кому хватит терпения дочитать до конца станет понятно. Не люблю многобуквенные тексты , но сегодня особый случай .
Знакомство с творчеством писателя Вука Задунайского совпало с началом СВО. Вероятно, по этой причине повесть "Тайна кургана Телепень" произвела эффект разорвавшейся бомбы в руках . Написанная за несколько лет до вышеуказанной даты , повесть напоминала, нет, не предвидение, а сценарий по которому шло развитие событий все последующие месяцы.
Естественно, что творчество человека обладающего, помимо несомненного литературного таланта ещё и незаурядными способностями к аналитике не могло оставить меня равнодушной .
Поэтому я с жадностью накинулись на предложение Вука Задунайского — " баш на баш " , то есть он сбрасывает мне свеженаписанную повесть "Гаврило и Черт ", я благодарю автора читательским отзывом .
Ничего личного …
Не знаю точного определения жанра в котором работает Вук Задунайский, но однозначно могу утверждать — это ни фэнтези, ни, альтернативная история , ни попаданцы, ни …(таких "ни" может быть ещё очень много ) , в чистом виде.
Конкретно повесть " Гаврило и Черт", написана на стыке жанров, я бы определила её как мистический детектив, с элементами исторической драмы . По ассоциации ощущений , после прочтения у меня всплыл в памяти роман Булгакова " Мастер и Маргарита " . Тому есть ряд причин. Одна из них, это — литературный приём " роман в романе " или как у Вука " повесть в повести " . Но не только этот приём вызывал такую аналогию . Образ представителя темных сил уж очень необычен. Местами, он, ( враг рода человеческого вызывает симпатию и даже улыбку ).
В повести Вука , у представителя тёмных сил необычная роль, можно сказать у него функция дознавателя , следователя , решившего установить истинного убийцу путем ретроспективы и …( нет, я удержусь спойлерства).
Тем не менее умолчать о главном герое повествования -Гаврило, я не могу.
Когда , с первых строк стало понятно о какой реальной исторической персоне идёт речь ,то я просто присвистнула от восхищения дерзостью автора .
Гаврило Принцип — сербский националист, член организации «Молодая Босния», выступающий за освобождение Боснии и Герцеговины из-под власти Австро-Венгрии. Это он, Гаврило Принцип
28 июня 1914 года совершил убийство австро-венгерского престолонаследника эрцгерцога Франца Фердинанда, которое послужило формальным поводом к началу Первой мировой войны.
Гаврило не могли приговорить к смертной казни, поскольку ему было только 19 лет, и по австро-венгерским законам он был несовершеннолетним. Он был осуждён на максимально возможный срок — двадцати годам тюремного заключения.
Гаврило Принцип — личность неоднозначная, как впрочем и оценка академический историков последствий его поступка. Тем интереснее было погружаться в интерпретацию давних событий, предложенную Вуком Задунайским .
К чести автора , даже в мельчайших деталях , Вук оставался точен исторической реальности, что создавалось особое восприятие достоверности описываемых событий .
А где же мистика ? Фантастика ? И что там ещё озвучивалось выше …
Вот!
У многих авторов ( увы, увы) , литературные приёмы, зачастую играют роль костылей, служат прикрытием прорех в сюжете , но только не здесь .
В руках мастера элементы мистики вплетенные в повествование — скальпель .
Не поверхностное, не притянутое за уши, развитие сюжета базируется на глубоком знании материала .
И тут я вынуждена стоя аплодировать автору .
Дело в том, что Вук Задунайский практически ничего не придумывает, а умело интерпретирует те белые пятна, нестыковки, загадки которые реально присутствует в деле " убийства века ".
Ах, да …
Я упоминала о " повести в повести ", ну , Вук был бы не Вуком не проследи он связь событий и времен. Картины современной Европы точные, яркие. Зигзаги сюжетной линии ложатся на философских выкладках в блестящих стремительных диалогах.
Вообще диалоги в повести — изюм в халве.
И ещё один момент , в повести "Гаврило и Черт" , Вук Задунайский вспоминает фразу Барбары Такман , ставшей классической "Никто не хотел войны. Война была неизбежна", — вспоминает в контексте уже нашего времени и от обреченной точности этой мысли сжимается сердце. Но разве , хороший писатель оставит своего читателя с разбитым сердцем ?
Нет. И моё сердце сейчас наполнено надеждой.