На "Одуванчике" Нина Ищенко опубликовала свою рецензию на грядущий сборник. За что ей, конечно, огромное спасибо!
.
Тайная история Тартарии: магическая реальность порубежья
.
Нина Ищенко
.
Во все времена пограничная земля, где сталкиваются разные культуры и цивилизации, несет опасность, – ее история кровава, запутана и неоднозначна. На западном рубеже русского мира и сейчас, как столетия тому назад, идет война, реальная и информационная, сталкиваются разные культуры, человек вовлечен в борьбу политических сил и вынужден выживать в центре конфликта религий, культур и цивилизаций. Сложная реальность порубежья всегда привлекала внимание писателей. Одна из современных книг, полностью посвященных мистической истории западной границы России, – это сборник «Паны, холопы и Другие. Тайная история Тартарии» (2021). Тартарией на старых европейских картах называли Россию. Это название ассоциируется с Тартаром – древнегреческим царством мертвых. В европейских культурах Россия выступает как мир магии, волшебства, неструктурированного хаоса, разрушающего любой порядок. Авторы сборника обыгрывают этот образ, показывая мистическую и магическую сторону известных и неизвестных исторических событий.
.
Сборник включает десять повестей и рассказов в жанре фэнтези авторства современных российских и донбасских писателей Владимира Свержина, Вука Задунайского, Людмилы и Александра Белашей, Натальи Резановой, Татьяны Андрущенко и Владислава Русанова. Действие произведений разворачивается на территории современной Белоруссии, Украины и западной России. Книга представляет собой важный вклад в создание русского видения культурно-исторических процессов на этих территориях, принадлежащих западному пограничью русского мира.
.
Все рассказы сборника объединены тремя основными темами войны, магии и памяти. Тема отражения военного нашествия, межкультурной коммуникации с агрессивным соседом, конфликта культур – центральная в сборнике. Она раскрывается не только на историческом, но и на современном материале. Вторым лейтмотивом выступает тема языческой магии, неукротимых сил природного и потустороннего мира, существующих по ту сторону добра и зла, вне рамок христианской морали. Третья важная тема сборника – это память, память народа, культуры, рода, земли. Тема памяти позволяет авторам интегрировать разновременные сюжеты в единую структуру. Все три темы взаимодействуют между собой, могут раскрываться в разных рассказах одновременно, и создают неповторимое настроение сборника. Его можно описать как «преодолеть непреодолимое и остаться человеком».
.
Военная тема доминирует в сборнике. Ей посвящено семь произведений из десяти. В этих рассказах и повестях книги охвачены несколько столетий русской истории на западной границе России. Особо выделены Ливонская война, войны с поляками и татарами на Украине в XVII веке, Польское восстание 1830 года, Первая мировая война и Великая Отечественная.
1 (13) февраля 1804 началось Первое сербское восстание 1804—1813 (серб. Први српски устанак) — национально-освободительное восстание сербского народа под руководством Георгия Петровича против османского владычества. Восстание началось в Белградском пашалыке. На стороне восставших сербов выступила Российская империя, которая оказывала денежную помощь и дипломатическую поддержку. Франция, поддерживавшая Османскую империю в борьбе с Россией, и Австрия заняли по отношению к восстанию враждебную позицию. Первоначальный успех был на стороне восставших, и в Бухарестский мирный договор 1812 года был включён пункт, обязывающий Турцию предоставить Сербии внутреннее самоуправление. Восстание имело важное значение для становления сербской государственности, но в 1813 году Османская империя, воспользовавшись тем, что Россия была занята войной с Наполеоном, напала на Сербию, и, разгромив сербские войска, восстановила власть султана.
Восстание показано в ряде сербских и югославских фильмов — «Карагеоргий или жизнь и деяния бессмертного вождя Карагеоргия" (1911), "Песня из Кумбары / В осажденной крепости" (1955), "Вук Караджич" (1987 — 88, сериал) и др.
За этими, прямо скажем, не слишком веселыми мыслями староста потянул еще сливовицы из узкого горлышка чоканчича, и тут вдруг на дороге, что далеко просматривалась от кучи его, увидал одинокого путника. «И кого это еще к нам несет? – подумал Слобо. – Хотя вроде не турок. И то хорошо». Тут на ухо ему начали галдеть кум с кузнецом. Вести они принесли такие, для которых одной бутыли ракии явно было маловато.
А дела такие были. В феврале в селе Орашац, что под Тополой, снова собрались князья, гайдуки, другие уважаемые люди и даже святые отцы из девяти нахий Белградского пашалыка – а всего их двенадцать было. Там под звон сабель и выстрелы из ружей объявлено было о начале похода не Белград и другие наиглавнейшие сербские города. Вождем восстания избран был Георгий Петрович, коего турки прозвали Черным – бывалый гайдук, смысливший в военном деле не хуже, чем Слобо смыслил в севе и сборе урожая. Успел Караджорджа накрутить туркам хвост так, что бежали они далеко и вопили громко.
8 февраля родился Константин XI (XII) Палеоло́г (Дра́гаш или Дра́гас; 1404 — 1453), последний византийский император, правивший в 1449—1453. Погиб во время захвата Константинополя турками
Впереди стоял император Константин, базилевс базилевсин, в тяжелых златотканых одеждах. Талар его был богато шит жемчугами и самоцветами. Пурпурная мантия, изукрашенная золотыми тавлионами, с драгоценной фибулой на правом плече, устилала мраморные плиты, будто была на них кровь. Адамантовая стемма сияла на челе базилевса, двуглавый орел Палеологов расправил на ней свои крыла. Величественен и тверд был Константин, как скала, и мало кто знал, что поутру лишился он чувств от черного отчаяния, когда прознал, что христианские государи не придут на помощь осажденному Городу. Отправил он послов к наихристианнейшим престолам – но не получил от них ответа, а турки меж тем уже обложили Город с суши и с моря, и крепко заперли Босфор их крепости Анатолу и Румели.
...
Но последний император… Он был не таким, как его предшественники. Порода древних властителей проявилась в нем, хоть и мнила Она, что не будет уже у Византии достойного правителя. Но вот он, родился – не для того, чтобы начать, но для того, чтобы завершить начатое.
(с) Сказание о сестре Софии и падении Константинополя
«Дара из Ясеновца» — проект сербско-американского режиссера Предрага Антониевича, который расскажет о судьбе девочки Дары и ее семьи во время Второй мировой войны, вскоре после «усташско-немецкого наступления на Козаре, когда многие дети из этого района были доставлены в Ясеновац, а затем переведены в лагерь Стара Градишка. Главную роль в фильме играет Биляна Чекич. Премьера запланировалась на май 2020 года, к 75-летию освобождения лагеря в Ясеноваце. Однако позже неоднократно переносилась из-за пандемии. В Сербии фильм был показан 25 ноября 2020 года
Все это невесело, но кто-то и когда-то должен за это ответить.
"Странный человек начал свой рассказ:
— Сам я хорват. Был при жизни. Служил Анте Павеличу верой и правдой… Вернее, нет, даже не ему, а своей стране, своему народу. Ты смеешься?! Это не смешно! Это совсем не смешно! Я всегда думал, что ради родины и душу погубить не жалко. Когда меня прислали работать в эту богадельню – я имею в виду Ясеновац – я, конечно, расстроился. Но все-таки решил сам для себя, что и тут я смогу приносить пользу своей стране. И я трудился на славу, честно, не чурался самой грязной работы. Кто-то ж должен ее делать, правда? В один прекрасный день в лагере было большое поступление. Иере Маричич прислал нам почти три тысячи зеков. Тогда мы вчетвером — Перо Брзица, Зринушич, Шипка и я — поспорили на деньги, кто за ночь перебьет больше сербов. Сперва удача улыбнулась мне, — уже через час я оторвался от других. Знаешь, что это за ощущение? Да куда тебе! Это такое… такое… воодушевление что ли? Мне казалось, что я бог, властитель жизни и смерти, и уже нахожусь где-то на пути в небеса, так это было хорошо. Я убил тогда почти тысячу человек, а мои напарники – всего по триста. И надо сказать, убивали-то мы вот этими самыми руками, причем даже не на курки жали. Не то что эти чистоплюи-немцы, которые только и могут, что загнать в камеру да включить рубильник. А потом еще приезжают и морщат носы, дескать, грязно тут у вас. Еще бы не грязно! Столько мразоты-то развелось! У меня вон все ножи позатупились..."