fantlab ru

Все отзывы посетителя Sequ

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Скотт Хокинс «Библиотека на Обугленной горе»

Sequ, 2 мая 10:35

В детстве наверное все занимались “приготовлением зелий”: берешь ведерко воды, добавляешь туда все специи, что находишь, песочек, глину, можно пару шишечек и листьев берёзы, всемогущий подорожник, щепоточка тарабарщины и всё – “магическое зелье” готово. Вот какую ассоциацию у меня вызывает эта книга.

Книга неровная. Я не могу сказать про что книга, какая основная идея в ней заложена. Я не могу её выделить. Она сумбурная, не имеет четкой логики мира и местной “не магии”. Некоторые сцены как и сюжетные ходы мне понравились (например, история дружбы между Стивом и львицей Нагой), но в остальном история слишком часто не позволяет понять логику и местные правила. Например, что за хрень с местными солнцами? Это воздушный шарик из человека, который в зависимости от эмоций, с которыми он застыл во времени, он излучает в разном диапазоне волн и с разной мощностью? Астрономы в шоке, астрофизики, выражаясь по-французски, в le achue. Такие все звёзды во вселенной? Значит все другие звезды, когда разместили таким же образом? И вот такие моменты, которые не имеют ничего общего с логикой нашего мира крайне сильно сбивают с толку и не позволяют проникнуться книгой. Мир книги копирка нашей реальности, но тут же возникают другие эпохи, какие-то другие сущности, события, местные звезды – горящие люди, местная “не магия” – учебники написанные очень старым графоманом, библиотека, которая шатала в ваши законы физики, разговаривающие животные, воскрешения и так далее. Это сумбурный коктейль, из различных идей, жанров и сюжетных ходов, кое-как сшитых в книгу.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Станислав Лем «Непобедимый»

Sequ, 25 февраля 14:48

В художественном плане роман крайне скуден, кроме немногочисленных описаний корабля, других ярких деталей нет. Персонажи даже внешности не имеют (кроме того что астрогатор старый), ни характера, ни особых черт.

Но роман ценен в первую очередь идеей, а не формой и это концепция некрожизни – эволюции не живых клеток, а простейших механизмов-роботов. Постоянная борьба и подстройка под окружающую среду привела их к господству на суше. Будучи изначально инвазивным видом они подстроились и уже перестроили экосистему Региса III, став её частью. Не живой частью, а чем-то сродни стихии, которая не уничтожает потому что хочет, а просто так существует. С ней невозможен контакт, а значит и договориться не выйдет. И вновь Лем размышляет на тему инопланетной жизни, механизмы которой человечество может осознать и частично понять, но никак не установить прямой контакт.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Сэмюэл Дилэни «Баллада о Бете-2»

Sequ, 22 февраля 09:42

Мне понравилось расследование начатое с баллады. Как постепенно непонятный набор рифмованных фраз и образов становится понятным и осознанным. Как через дневниковые записи понимаешь о каких событиях описывается в балладе.

Понравилась концепция искаженной Нормы. Что раньше было для сохранения генофонда в пределах нормы, чтобы люди были одинаковы без мутаций сохранилось. Но когда все люди отупели, то значит и норма изменилась и теперь кто умнее не соответствует Норме. Интересная мысль.

Единственное, что мне не понравилось во всем произведении это его фентезийность. Какая-то космическая сущность, море и песок (предполагаю, что это места без материи и места с кучей микрометеоритов, но это не точно). Что за космическая сущность? Это больше похоже на фэнтези, а не фантастику. Заменить бы эти элементы, или же объяснить менее расплывчато и было бы хорошо.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Станислав Лем «Терминус»

Sequ, 22 февраля 09:37

Главный герой ввёл себя как истеричка. Возможно другим было бы интересно всё узнать и задокументировать. Пиркс же, как паникующая девочка, метался и игнорировал робота, а потом и вообще решил уничтожить. Типа не понимаешь → боишься → уничтожь. Так себе логика.

Но идея в том, что робот “сознанием из сна” (не знаю как лучше описать) подсознательно воспроизводит отголоски прошлого, пугает, но в то же время интригует. Это стоило бы изучить, а не списывать в утиль как главный герой.

Конечно, рассказ можно назвать большим таким анахронизмом из-за технологий и методов космического путешествия, так похожего на путешествие на морском судне, но будто бы фантастика писателей времени текущего через 50 лет не будут считаться таковой.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Деннис Тейлор «Небесная река»

Sequ, 21 февраля 11:29

Автор отошёл от количества персонажей в прошлых книгах, что хорошо, а то уже тогда возникала путаница среди персонажей. Эта книга больше переходная, пролог для дальнейших конфликтов и мне это нравится. Интересные идеи и рассуждения на тему ИИ и естественного разума, но маловато взаимодействия между инопланетными расами. Кроме местных космических бобров (квинланцев), с другими расами мало взаимодействия. Хотелось бы этого побольше.

Мне не понравилось, что большая часть книги это описание побега и погони по новому миру. Местами было однообразно и слегка скучно, как бы автор не старался подать это интересно. Но мне по-прежнему интересно, что будет дальше в этой вселенной.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Хотелось бы узнать что будет. Как будет развиваться конфликт бобов связанный с накапливанием различий у следующих поколений Бобов, которые уже не Бобы. Интересно к чему приведёт создание сверх ИИ. К чему приведёт путешествие Уилла, Нила и Хершелла. И что же на этот раз натворят люди.

Но появляется ощущение скатывания. Как и во многих космических циклах, чем дальше по времени тем больше идёт описание всяких вундервафлей, конфликтов и технологий максимально не близких нам теперешним, грубо говоря, больше «магии». Это конечно интересные размышления и идеи, но теряется ощущение сопричастности и базового понимания. Некоторые авторы могут это интересно подать, но не избавить от этого ощущения. Я не имею в виду, что, например, обязательно должна быть тема про семью, проблему родителей и детей в космосе, экологию, восстание машин и так далее, но просто читая первые книги, ты чувствовал некоторую приземленность и интерес, а чем дальше продвигаешься тем меньше интереса и понимания. Это будто игра в стратегию, в которой ты достиг максимума и уже не знаешь, что делать в ней.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Митико Аояма «Вы найдёте это в библиотеке»

Sequ, 20 февраля 09:35

Эта книга как разговор со старым знакомым, которого ты давно не видел. Он расскажет тебе как сложилась его жизнь, что пережил, какие были трудности и вот как он их недавно преодолел. Ты не знаешь увидишь ли его снова, как сложится дальше у него жизнь, но задумаешься: «Он начал действовать, вот и жизнь вокруг него закрутилась».

Персонажи посредством книг задумываются, находят ответы и свой собственный путь. И это не происходит по волшебному мановению, не находят прямой ответ в книге “делай так, а не иначе”, совсем нет: книга побуждает их задуматься и осознать чего они хотят, что жизнь это не набор одних и тех же действий, а поиск себя и своего собственного пути. Ведь книга помимо замысла автора, для каждого читателя она несёт свой смысл. Книга, есть книга, только тогда, когда её читают. Без читателя книга не имеет никого смысла.

Герои книги приходят к пониманию, что жизнь – это не прямая тропа, а множество тропинок, переходов, рек и мостов, гор и перевалов, путей, что мы сами выбираем. Можно идти и ни куда не сворачивать, а можно взглянуть за ограду и увидеть кучу возможностей и насладиться ими. Все мы находимся в вечном поиске. На каком-то этапе жизни может показаться, что всё конечная, но ведь даже и в 100 лет есть путь дальше:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Комати-сан, вы же сами сказали, если съесть десять штук из коробки, в которой было двенадцать, можно ли считать последние две остатком? Мне кажется, я нашел ответ на этот вопрос.

Продолжая держать коробку в руках, Комати смотрела на меня. Я улыбнулся.

— Оставшиеся две штуки ничем не отличаются от тех, что были съедены раньше. Все они одинаково вкусные.

Да, сейчас я это понимаю.

День, когда я родился, сегодняшний день, когда я стою здесь, и завтрашний день, который только еще наступит.

Все они одинаково важны.

Жизни героев переплетаются и незаметно влияют на друг друга незначительными на первый взгляд действиями: как дедушка, у которого был антикварный магазин, вдохновил на это дело другого; как признание одного человека, вдохновило художника вновь творить и самовыражаться; как простое онигири вдохновило посмотреть иначе на близких людей.

На каждый этап жизни есть рассказ и на каждом этапе кажется, что все финиш, дальше ничего не будет. Но это не так и этот сборник рассказов вдохновляет не только не сдаваться, а и поразмышлять и сопоставить себя с героями. Ведь в каждом из них может быть что-то, на что читатель воскликнет: “Да это же я!”. Персонаж покажет свою историю и даст толчок читателю найти свой собственный путь.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Марк Хэддон «Загадочное ночное убийство собаки»

Sequ, 4 марта 2023 г. 11:56

В плане истории книга не хватает звёзд с неба, но зато она позволяет окунуться в разум человека, который трудно понять. На протяжении всей жизни мы воспринимаем мир плюс-минус одинаково, но не так как главный герой этой книги. Он не способен понять чувства других, сопоставляет все с прошлым опытом и только тогда принимает решение как себя вести, паникует из-за людей, кричит и самое страшное носит с собой нож для защиты. Я всё боялся не применит ли он его к другому человеку, как он подумает для защиты. Я не знаю как точно автор передал мироощущение человек с расстройством аутистического спектра (как мне кажется где-то явно перегиб), но благодарю его что дал пищу для размышлений об чужом разуме, так отличающегося от моего.

Становится понятно как же трудно приходится людям окружающим главного героя: отец, положивший свою жизнь в заботу о сыне, мать страдающая и сбежавшая от проблем, окружающие, учителя и просто прохожие. Порой друг друга понять сложно, что и говорить об том, чтобы понять разум человека, который смотрит на мир совершенно по-другому. Эпизод со сном, где все мертвы, тому подтверждение: в нем все мертвы и обычному человеку было бы страшно и это был бы жуткий сон, но для главного героя это счастливый сон. Ему не придется общаться людьми и никто его, но не беспокоит и он может спокойно ходить по улице.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Аллен Стил «Император Марса»

Sequ, 13 февраля 2023 г. 14:21

Один паренёк будучи не способным смириться с потерей, пропал в мире фантазий став «императором Марса». Одни бы это высмеяли, но люди в колонии понимали и поддерживали его. От этой поддержки так и хочется верить в сострадание человечества.

Рассказ мне напомнил по стилю написания произведения классиков фантастики 60-70-ых годов: тот же стиль письма, то же повествование, будто рассказ знакомому о событиях дней минувших.

От рассказа так и веет теплом, гуманизмом и состраданием.

P.S. И всё-таки император оставил свой след в истории Марса: его библиотека живет и здравствует)

Оценка: 9
– [  7  ] +

Энди Вейер «Проект «Аве Мария»

Sequ, 2 февраля 2023 г. 11:02

Как же я люблю персонажей, которые используют свой мозг. Прихожу в детский восторг, когда персонажи находят решение из казалось бы безвыходных ситуаций с помощью своего ума и имеющихся ресурсов. Вся книга целиком про это. Знакомство с другим персонажем, нахождение общего языка (как же не хватает таких элементов в фантастике), различия в культурах и не только, общие трудности и выход из них. Наблюдать их взаимодействие сущее удовольствие.

Самое увлекательное, что всё описанное базируется на достижениях науки нашего времени и тем удивительнее, чего можно достичь вложив кучу ресурсов в это. Ну кроме микроскопических живых ЭКСТРАЭФФЕКТИВНЫХ батареек.

Единственный минус для меня: жаль, что автор не показал, что происходило на Земле после отлета корабля, даже в виде мини интерлюдий. Хотелось бы также узнать, какую ещё информацию отправил Райланд на Землю и как её восприняли на Земле. Рассказал ли он о своём новом знакомом? Хочется небольшого продолжения истории.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Роберт Джордан «Око мира»

Sequ, 2 февраля 2023 г. 10:47

Сразу с места в карьер.

Вся книга это путь из точки А в точку Б. Это неплохо и многие способны интересно это подать, но тут... Они едут в одно место, описание места, мы покушали, мы подозрительно переглянулись, мы едем, Лан всех гонит, Морейн секретничает, Эгвейн стервозит (Найнив её потом перегонит), за нами гонятся, Лан и Морейн что-то сделали и за нами не гонятся. Повторить -надцать раз. Когда повествование разделилось на различных повов, появился интерес, но за исключением арки Перрина, они все совершенно унылы и такие же, как я описал раньше. И дело не в описаниях, а в событиях и в самих персонаж.

Если описания я с лёгкостью перевариваю и мне они интересны (сколько раз я читал различные книги и не ощущал мира вокруг из-за скудных описаний и минимального количества деталей), то события вообще неинтересны и вызывают уныние. Может дело в подаче, но когда ты уже в третий раз читаешь про сон персонажа, к которому ты вообще ничего не чувствуешь (потому что автор плохо прописал персонажа), и только под конец тебе дают интересную идею

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о влиянии мира снов на реальность
то тебе совершенно плевать, потому что про это вспомнят через странниц 100 или больше. Автор расставляет ружья, но, пока они выстрелят, порох отсыреет.

Многие причитают на копирку персонажей с Властелина колец, ну и ладно, можно же создать интересных персонажей, даже если по типажу и роли они будут похожи. Но тут герои просто никакие: тройка основных героев никакие и просто следуют за другими никак особо не проявляя свой характер (Перрин хоть как-то проявляет себя), другие же просто набор черт и они им соответствуют (например, Морейн – скрытный колдун, Лан – суровый воин), эпизодические персонажи в городе это НПС, встреченные за городом хоть имеют свой характер. Дети света вообще карикатурные веруны, про которых и говорить не хочется (хотя как их организация существует, если их все ненавидят? Не иначе как проделки темного). Не имею проблем с сильными женскими персонажами, наоборот они классные и всегда интересно за ними наблюдать: Сара Коннор, Эллен Рипли, Алиса Л. Кэрролла, Софи Хаттер (Ходячий замок), Тейлор (Worm) и так далее. Они сами находят решение своих проблем, не причитают и не оскорбляют других, а просто решают проблемы всеми доступными методами. Они личности со своими характером и проблемами и влияют на сюжет своими действиями. Что мы имеем здесь: сильные женские персонажи? Скорее стервозные, но не сильные. Если часть из них способны сами решить проблемы, то другая часть способна только понтоваться и всех оскорблять, считая, что вот такая я лучше других, все мужики думают волосами на груди, и только женщины могут что-то делать. Ну молодец, хорошо сказала, а делать что будешь? И... ноль действий. Из ключевых женских персонажей только Морейн можно назвать сильным женским персонаж, но не проработанным, так как нам многое неизвестно и как персонаж она пустовата. А Найнив и Эгвейн две стервозные девочки, которые считают себя лучше, но при этом ничего не делают. Так себе пример хороших женских персонажей.

Говорить что-то про придуманную вселенную, судя только по первой книге такое себе цельное мнение (могу нести чушь, хотя я её и раньше нёс). Мир огромный и чувствуется, что в нем есть много деталей, интересных мест, обычаев и традиций. Но сам намечающийся конфликт против вселенского злыдня (злой потому что злой и только) против сил добра... избито и неинтересно. Я понимаю, что на момент выхода это было не так избито, но сейчас кроме скуки это ничего не вызывает. Не нужна серая мораль, но можно было хотя бы придать мотивации быть злом, чтобы злодей не был просто злым и только. Это скучно и не вызывает эмоций.

Для своего времени книга неплохая, но культ вокруг данной серии я могу списать только на стокгольмский синдром после прочтения 14 книг.

P.S. Тот момент когда фанат, выросший на произведениях автора, справился лучше по всем фронтам (где-то сильно лучше, где-то чуть лучше). Уж лучше пойду вновь его перечитаю.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Клиффорд Саймак «Пересадочная станция»

Sequ, 1 января 2023 г. 21:59

Я понимаю за что можно любить этот роман: за созерцательность, хорошо выстроенную психологию и мироощущение главного героя (про других тоже самое сказать трудно они написаны грубыми мазками), всю глубину его одиночества и радость от встреч с пришельцами и людьми (это действительно трогает тебя за душу); пришельцев со своими уникальными устройствами и знаниями; хорошую вводную часть с нотками детектива, которые быстро сходят на нет, но это не разочаровывает. И за другое.

Можно его корить за второстепенных персонажей, скомканную финальную часть, где события потеряли свою глубину и за странное поведение персонажей, будто так все и должно быть. Как сейчас модно говорить: «Автор зарыл множество роялей в кустах».

Роман считается добрым и с надеждой в светлое будущее, но я не был бы в этом так уверен. Да он закончился хэппи-эндом: Талисман найден, его хранитель найден, мир в галактике будет восстановлен, и Земля на грани войны тоже решит свои проблемы и войдёт в Галактическое сообщество. Все звучит чудесно, но есть одна деталь: этого ничего не было бы без влияния из вне, не из нашей замкнутой системы. Не будь той же станции, всех событий бы не было и мир стал таким же как наша реальность; не будь Талисмана, станция существовала бы, скорее всего не долго, галактику сотрясали свои кризисы, а Земля сгинула бы в ядерном пепле; не будь у Люси её дара Талисман был бы бесполезен, события хоть и остались бы схожие с описанной в романе концовкой, но привели к проблемам в будущем, как в самой галактике, так и с технологиями, которые юное человечество не смогло должно применить. Это навело на мысль, что мы – человечество, но способны решить свои распри, войны, кризисы без вмешательства из вне, без пришельцев из другого мира. Инек Уоллис разрабатывал таблицу и приходил к такому же мнению, хоть и не произносил его напрямую. Не будь такого стечения обстоятельств, не будь вмешательства из вне в любом его в виде (хватит даже если он пошлёт свои дневники и книги пришельцев людям) и Земля бы сгинула. Автор не дал намека на то, что человечество само способно решить свои кризисы. Нам неизвестно то, что способно как-то повлиять на наши циклы ненависти и вражды, привести всех к единству. А решение хотелось бы найти... Но стоит сказать, что с такой же проблемой столкнулись и пришельцы: у них тоже распри и без влияния из мира, который не входит в Галактическое сообщество, в лице Люси и её дара, то их бы тоже ждали потрясения. Только вмешательство из вне привело их к решению кризиса. Получается любая замкнутая система потерпит крах, если не получит воздействия из вне? Нет другого способа? Или есть, но мы в силу своего развития на данный момент не способны осознать его?

Роман оставляет после прочтения светлое послевкусие мирного будущего с примесью горечи одиночества, но с пониманием, что такой мир на данный момент для нас невозможен, пока не явится кто-то и не привнесёт кардинальные перемены в наш мир.

Оценка: 8
⇑ Наверх