Все отзывы посетителя

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы посетителя Tullma

Отзывы (всего: 172 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  6  ] +

Эми Томсон «Цвет дали»

Tullma, 13 сентября 22:07

Отмечусь своим «важным» мнением тоже. Потрясающий роман, похожих я пока ещё не читала. Я вообще очень люблю произведения о других планетах, о инопланетной жизни и т.д. Но здесь, не столько природа, сколько быт иной цивилизации, а вот такого почти не встречала у авторов. Сколько нужно было передумать всякого, чтобы выстроить в цельную картину жизнеописание иной цивилизации, развившейся на основе амфибий, причем так, что этому не сложно верить. Это уже само по себе гениально, на мой взгляд.

Видела множество мнений о книге (не только на фантлаб), как всегда чаще всего «ну это женский роман, полная ерунда». Как же я не люблю подобных мнений, хоть и не могу оспаривать их право на существование. Но подобное мнение считаю поверхностным и не достойным думающих людей.

Как вообще можно делить литературу на мужскую или женскую. Могу ли я читать и наслаждаться романом, которому кто-то присвоил звание «мужского»? И для себя я уже сделала вывод, что звание «женского» обычно присваивают роману, который не очень понравился из-за отсутствия «экшона». Так что в романе «женского»?

- Любовь-морковь? Мимо, этого в книге просто нет.

- Эмоции и страдания? Тоже мимо, вернее эмоции и страдания они есть, но не больше, чем нужно, чтобы описать состояние застрявшего на чужой планете человека, не больше чем в признанных «мужских» романах.

- Тема сексуальности? Но мы ведь читаем фактически биологический трактат об иной цивилизации, рассматривающий общество (как гуманоидов, так и амфибий) со всех сторон, в том числе и с этой, совершенно естественной стороны. Или надо обязательно быть ханжой и делать вид, что эта тема нам не присуща как виду?

- Что же ещё? Может ровное и спокойное повествование без погонь, драк на мечах и перестрелок на бластерах? Представляю, как бы это было глупо в контексте данной книги.

Ну, что ж, для кого-то это какая-то скукота, даже по темечку никому не дали палкой... Ни глобальных катастроф тебе, ни войны, ни даже интриг с политикой. Как указал один из комментаторов — маловато будет! Только жрут, да пашут.

Ну а я вижу довольно интересное повествование со взглядом на события с двух сторон, когда одна сторона не понимает логики другой стороны, но с обоих сторон делаются отчаянные попытки понять друг друга. Глобальные события в романе есть вообще-то. Аборигены встречают инопланетянина. Для них мир перевернулся вверх тормашками, мир перестал быть таким большим как был, он стал ещё больше. Им грозят перемены, к которым надо подготовиться, и у них так же как у людей — есть те, кто это понимает и ему уже страшно, но и любопытно, а есть те, кому невдомек, им водорослей надо запасти. И самое интересно, что люди как правило осуждают друг друга за подобные недопонимания, а Тенду нет — каждый на своем месте и заботится о том, о чем должен заботиться и не лезет не в свое дело. Пресловутая гармония, которая так не нравится многим комментаторам.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Эмили Бронте «Грозовой перевал»

Tullma, 13 сентября 17:43

Просто потрясающие читать негативные комментарии к книге, если коротко то «там все плохие, не понравилось», «слишком мрачно», «герои глупые и упертые», «почему все умирают» и так далее и тому подобное. Я лично в ужасе о того, что судя по всему такой читатель ищет в книге — хороших нафталиновых героев? Веселья? Жизнерадостности? Чему это должно научить?

Книга не просто так попала в ряды шедевров мировой литературы. Потому что литература должна показать читателю не только добро, но и зло. И зло не должно быть просто злым, потому что это скучно, зло должно иметь мотив, даже если сам этот мотив не разумен. Потому что в жизни именно так. Люди совершают дурацкие поступки, люди горды, завистливы, глупы, жадны и ревнивы. И пока мы такие, должна быть литература, которая покажет это со стороны, которая позволит читателю взглянуть на героев и обомлеть от подобных поступков. Для чего? Возможно, чтобы их не совершать?

Кэти взбалмошна, Хитклиф обижен, Эдгар неуверен в себе, Изабелла ревнива. Но кроме них есть масса других персонажей со своими «тараканами» и все эти люди влияют друг на друга. Скажите-ка, а в жизни не бывает ревнивых людей, доводящих своей ревностью до самоубийства? А в жизни уже не существует людей обидчивых, не способных признать свою не правоту, не способных поумерить свою гордыню? Не существует людей, которые манипулируют окружающими, чтобы добиться желаемого? Не существует не уверенных в себе мужчин и взбалмошных женщин?

Похоже вина Эмили Бронте в том, что она собрала пороки в одной местности и позволила им повзаимодействовать. Как же так? Нам нельзя показывать наши пороки, потому что это, внезапно, слишком мрачно и ужасно, это ранит наши «светлые» умы! Ведь никто не жадный теперь, никто не ревнивый, никто не играет на чувстве вины или жалости. Мы видимо все стали настолько просветленными, что хотим читать только про Хороших, про тех, кого обижают Злые, и сопереживать только Хорошим. Ведь наш мир видимо черно-белый, где все понятно. Где Злой человек исключительно Злой, не может быть у него мотивов и психологических травм, он Злой просто «потому что».

Да и женщины не умирают от простуды или родов, это все не правда, слишком уж «удобно» для истории получается. Это ничего, что сама Бронте умерла от простуды в 30 лет, и медицина была на уровне «прилепить подорожник». Но этого мы знать не хотим, главное, что так не бывает!

А Любовь — она всегда про цветочки и единорогов. Мы ведь не знаем такой новый термин как «токсичные отношения» и к чему такие отношения приводят. Этого ведь не существует, ведь на наших глазах, судя по всему, просто обязаны висеть розовые очки.

А теперь под спойлером без сарказма, поразмыслив над своей эмоциональной реакцией, и совершенно серьезно для тех, кому действительно интересно разобраться, что в книге происходит на самом деле. Ведь на самом деле, хоть это и любовный роман, он вообще не о любви!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Рассуждают, что Хитклиф должен быть благодарен за то, что его приютили и вырастили, а он такой сякой разобиделся. Пожалуйста, разберитесь в историческом контексте, хотя это и сейчас актуально. Никто не считал Хитклифа за человека. Представьте себе, что вас приютили, но все вокруг считают вас не больше, чем обезьяной. Хитклиф не ровня ни сыну хозяина, ни его дочери, никому, он даже ниже прислуги по статусу. Отец семейства привел мальчика и проявил к нему настоящую любовь, но он умер. Единственной отдушиной для мальчика, стала Кэтрин, которая всегда ставила его на один уровень с собой. Но Кэтрин предала его.

Во времена героев романа, любовь не имела никакого значения. Ты мог любить кого угодно, но замуж выйти/жениться обязан был по статусу. Кэтрин сделала выбор не в пользу Хитклифа, тем самым унизив его. Она любила, но не могла выйти за него замуж, потому что не захотела потерять свой статус. И если вы думаете, что ради любви бросишь все — нет, в то время это так не работало! Женщина вообще не имела каких-то прав, тем более на наследство, она не могла выбрать Хитклифа, просто потому, что её выбор был не самый шикарный: не менять свой уровень жизни, или скитаться нищей в поисках подработки.

Кому мстил Хитклиф? Ей, конечно. Его единственная цель была в том, чтобы она все таки признала его ровней. Для этого он сделал все — стал богатым, получил свой статус, и заодно причиняя ей боль, унижая всех кто был ей дорог. И когда она умерла, он был разбит именно тем, что она уже никогда его ровней не признает.

Почему Изабелла сделала такой выбор? А ей было нечего терять. Её статус «приживалка», старая дева на попечении брата, у неё вообще не было права голоса. Её единственная возможность — выйти замуж, а Хитклиф к тому моменту уже имел все, чтобы вывести «даму в свет». Но Изабелла просчиталась.

А что же сама Кэтрин? Такая-сякая, глупая, капризная. Ну, я уже объяснила, какой был выбор. И чтобы вы понимали, сравнивать нищету сейчас и тогда, большая ошибка. Сейчас ты можешь бить нищим, но ты все равно будешь уравнен в правах с другими гражданами одной страны. Век Кэтрин был жесток, а особенно жесток к женщинам, не следующим высоким стандартам благородной дамы. Кэтрин была заложницей общественных норм и той морали. Хитклифу было нужно, чтобы она бросила мужа и жила с ним, но это закрыло бы ей все остальные двери, и не только ей, но и их с Хитклифом детям. Её страдания — это любовь, к которой невозможно прикоснуться, а это давит на психику, хочешь ты того или нет. И отыгрывалась Кэтрин на нелюбимом муже, потому что хотела видеть в нем хоть частичку Хитклифа.

То есть это роман о положении женщины в обществе по сути. Уразумейте, что даже у безродного цигана был шанс выбиться в люди и получить желаемое, но не у дамы, даже и благородной.

Особенно доставляют комментарии, вроде «Ну это же женский роман, сопли, эмоции и все такое, чего вы хотите!». Беда в том, что тем, кто так считает, стоило бы поразмыслить чуть побольше, углубляясь в контекст. И возможно тогда внезапно обнаружится, что роман написан для всех и для всех там есть своя мораль.

Можно написать ещё километры текста, но суть одна — ты не понимаешь, что происходит и почему все такие «тупые» ровно потому, что не понимаешь исторический контекст. Судить книгу поверхностно на основе своего не знания — плохая практика.

Благодарю за внимание!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Станислав Лем «Терминус»

Tullma, 31 августа 21:12

Да как же так, дорогие читатели и комментаторы?! Рассказу 63 года (на текущий 2024 год), но все равно найдутся люди, придирающиеся к описанию приборов и технологий. Почему это важнее тех моральных изысканий, что пережил молодой человек, занявший такую сложную должность, как первый пилот? То есть возложивший на себя ответственность за жизни всего экипажа?

Давайте по порядку, ведь это уже не первый рассказ, где Пирксу приходится наблюдать чужие трагедии, находясь в стороне, не имея возможности помочь. А это главное, герой цикла отважный молодой человек с немного заниженной самооценкой, постоянно старающийся доказать всем и самому себе, что он чего-то стоит. Он хочет приключений и опасностей (надо вернуться к первому рассказу, где он мечтает о суровом лице и шрамах и т.д.), и вот мы читаем дальше о том, что он в сущности ещё не столкнулся с серьезной опасностью для собственной жизни (за исключением экзамена, где это было подстроено), а только наблюдает. И он меняется с каждым рассказом. Он изначально был отважным, храбрым, отзывчивым молодым человеком, полным романтики, но меняется его мировоззрение и он понимает, что все эти приключения и опасности — это трагично оконченные жизни людей, навсегда оконченные и больше не будет у героев его детства приключений.

И вот он снова наблюдатель. Перед ним разворачивается настоящая трагедия, и он бесится оттого, что не способен ничего изменить.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И успокаивается тогда, когда понимает — это иллюзия, то что он слышит — не правда. В начале рассказа было сказано, что эксперты «поговорили» с роботом и было сообщено, что Моммсен сделал все, чтобы поддерживать экипаж до самого конца. Пиркс же слышит обратное — Моммсен не отвечает. Это его волнует больше всего. Почему он не отвечает? И ответ — это иллюзия, своеобразный сон робота. Робот ночь за ночью возвращается в трагедию и буквально переживает кошмар, где надежды совсем нет и даже Моммсен, не отвечает. Робот создает свою историю, отвечает Пирксу за Пратта и Симона, и это не реальность, это не запись прошлого, это фантазия робота.

Вот почему Пиркс принимает такое решение — это тоже своего рода сострадание. Закончить муки робота, которого создали таким, способным на эмоциональные переживания, хоть он этого и не осознает. И не бередить прошлое, ведь кто-то ещё может столкнуться с этим роботом и его «сообщениями из прошлого» и сделать совершенно иные выводы, поднять эту историю в прессе, и как тут пишут некоторые, все записать, то есть исказить историю на основании всего лишь фантазии.

Насчет изучения феномена «спятившего робота» или его фантазий. Один из комментаторов удивляется, почему Пирксу не интересно это изучить. Но ведь в рассказе прямо написано об этом — он итак понимает, что произошло с роботом, это не феномен, это известная в мире Пиркса поломка, что там можно изучать?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если он поднимет этот вопрос, ему ответят, что это всего лишь «циркуляция зарядов и колебаний, возбужденных резонансом пластин».

Это не слезливый рассказ о трагедии. Это рассказ о становлении главного героя — самого Пиркса. Он взрослеет и взрослеют его взгляды на мир. Он перестает судорожно кидаться в разгадывания загадок и искать приключения. Он пытается трезво оценивать этот мир, как взрослый прагматичный человек.

Насчет остальных претензий комментаторов — старых ракет, бетона, котов и мышей — даже не имеет смысла пытаться объяснять. Автор видит свой мир таким. Он не о нашем настоящем пишет, не о нашей реальности, у него своя вселенная и автор имеет право наделять свой мир любыми свойствами. Там могут быть сверхскоростные космические корабли на которых десантники воюют с мечами против орков и тёмных эльфов (привет, Вархаммер 40000!), и ни у кого не должно возникать вопросов относительно экспозиции. Это не нелогично, это просто хотелки отдельных читателей, всем не угодишь. «Давай реализм, но при этом фантастику» — вот что нелогично.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Юрий Тупицын «Красные журавли»

Tullma, 30 августа 23:55

Задумка интересная, но мне кажется чуть недоработана повесть, много осталось непонятного.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То ли умер ГГ, то ли не умер. То ли нужны красные журавли, то ли не нужны. То ли невозможно перемещение без отдачи, то ли всё таки возможно. А почему встреча ГГ и его возлюбленной не состоялась? И что там Дина придумала и как вообще все свершилось? А что с Диной? Почему, если есть возможность вызвать помощь, она до сих пор этого не сделала, а сидит на этом «необитаемом острове» и печально жует ягодки? Разве это не экстренный случай?

Понравились рассуждения о том, что инопланетяне не добрые самаритяне, а обычные живые существа со своими качествами и антикачествами, такие же как и люди. Однако, все равно в повести они все сверхразвитые.

Сюрпризов в повести нет. Все ожидаемо, что разочаровывает, увы, но автор не рискнул закончить повесть логично и печально. Все слишком в розовом цвете с нафталиновым душком. Однако, это хорошо читается даже сейчас, что удивительно.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Джеймс Шмиц «Ветры времени»

Tullma, 25 августа 22:40

Рассказ похож на первую повесть сборника «В поисках утраченного». Тоже мужчина и женщина, та же беготня и поиски спасения, такие же уловки, прятки и попытки прятаться, такая же победа над таким же «чужим» врагом. Тем не менее, надо признать, что это интересно. Не чтобы много думать, а чтобы погрузиться в историю и развлечься бодрым приключением. В целом, это уже четвертое произведение из сборника, которое я прочитала, и пока ещё ни один из рассказов не разочаровал. Все так же общая вселенная, где рядом с человечеством есть и «чужие», иногда совершенно не человекоподобные существа и хоть наткнуться на них сложно, но каждое такое столкновение говорит о том, что мир — очень недружелюбное место. Поневоле задумаешься, а надо ли, чтобы во вселенной существовала другая жизнь? Может быть и не надо.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Джеймс Типтри-младший «Любовь есть Замысел, а Замысел есть Смерть»

Tullma, 25 августа 11:05

Поначалу даже странно — описание чувств какого-то существа, очень много любовных признаний, но потом всё таки вырисовывается интересный сюжет жизненного цикла инопланетного существа с зачатками разума, но движимого инстинктами. Это действительно интересный взгляд как бы изнутри общества чем-то похожих на пауков существ. Рекомендую почитать определенно.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Андрэ Нортон «Звёздные изгнанники»

Tullma, 21 августа 23:48

А мне понравилось. Нортон себе не изменяет и в принципе, учитывая первую книгу, все ожидаемо. Надеюсь в следующих книгах сюжет не скатится до романтических соплей, а продолжатся бодрые приключения двух неудачников. Вообще мир, который создала Автор, лично мне очень импонирует, это мир где высокие технологии сочетаются с магией и ментальными битвами, где высокоразвитые цивилизации соседствуют с феодальными обществами и где существует «мудрость древних» и «забытые технологии». Весело, задорно, вполне увлекательно. Не на подумать, а именно развлечься (в отличие от современных попаданцев, можно считать шедевром развлекательной фантастики).

Оценка: 8
– [  3  ] +

Андрэ Нортон «Луна трёх колец»

Tullma, 28 июля 15:44

Роман в стиле Андрэ Нортон, где существуют одновременно феодализм и космические полёты, высокоразвитая техника и какие-то магические ритуалы. Автор попыталась соединить несоединимое и у неё даже не плохо получилось. За героями интересно наблюдать: завоюет ли животное человека или человек выстоит в этой ментальной схватке, злодейка Майлин или все таки искренне хотела помочь, что она скрывает, получится ли найти тело или навсегда в теле барска и т.д. и т.п.

С другой стороны роман не кажется цельным, т.к. в конце есть большущий задел на продолжение, т.е. роман изначально писался как первая часть цикла судя по всему. Но и это в характере Нортон, вспомнить только романы Камень Предтеч и Предтеча.

К сожалению, как я поняла из комментариев уже оставленых к этой книге, читатели не понимают, что именно читают — фантастику (но тут про магию) или фэнтези (но где драконы, замки, гномы прочая фентезийная нечисть). На самом деле книга и то и другое одновременно, нельзя творчество делить на жесткие жанры. Это космическое фентези, так же как, например, серия Вархаммер 40000.

Скуки я не испытывала, философия Тэсса очень грамотно вплетена в сюжет. Это другая раса со своей культурой и историей. И если главы рассказанные Крипом очень четкие, повествование последовательное и прагматичное, то главы рассказанные Майлин полны философии, сожаления о нарушении законов, причитаний о своей судьбе и страха перед будущим. И это не просто так. Майлин — не космический странник, знакомый с технологиями и научным подходом к познанию мира, она абориген, чьи предки намеренно отказались от развития в сторону науки, выбравшие ориентиром религию и магию, отвергшие науку и научный подход. Как ещё Майлин при все этом должна свою историю рассказывать?

Претензия моя к роману заключается в том, что не ясна основная мысль романа. Да, это не лучший роман Нортон. Сюжет достаточно простой, никаких особых вывертов нет, но, как мне кажется, роман и не является самостоятельным произведением. Надо читать весь цикл.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Юкио Мисима «Философский дневник маньяка-убийцы, жившего в Средние века»

Tullma, 18 июля 18:07

Даже сказать нечего про этот рассказ. Бессюжетный набор высокопарных фраз ни о чем. Я бы могла подумать, что в головах маньяков именно такой вот хаос, но это не так. Да и откуда в принципе Юкио Мисима знать, что в голове какого-нибудь маньяка убийцы. Сам он был человеком странным и даже одиозным, но все же не маньяком. В-общем, смело можно пропустить этот шедевр и почитать что-то другое. Спасибо хоть малый объем (это даже не рассказ...)

Оценка: 2
– [  1  ] +

Джеймс Шмиц «Сбалансированная экология»

Tullma, 2 июля 08:35

Очень люблю книги с описанием инопланетной, чуждой и даже враждебной природы. Из этого же сборника рассказ Дедушка, например, или у Якубовского «Аргус 12». Старательно ищу такие книги и читаю взахлеб. Жаль, что это лишь маленький рассказ, но я как будто бы фильм посмотрела, небольшой такой инопланетный триллер. Интересная так же идея о разумности леса, вернее не самого леса, а мозгового центра леса, который всем управляет и приказывает, находящимся в роще растениям и животным, и то какой вывод он сделал в конце рассказа.

Конечно, идея самого рассказа в том, что существуют люди, не способные оценивать последствия своих поступков и думают только о собственной выгоде. невзирая на страдания и смерти других. Это печально, это всегда было и, к сожалению, будет.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Андрэ Нортон «Предтечи: приключение второе»

Tullma, 23 июня 10:59

В целом этот роман закрывает историю Симсы и совсем немного приоткрывает тайну исчезновения цивилизации, к которой Симса принадлежит. Однако, у романа есть слишком большие сюжетны допущения и в этом вся Нортон. Уж очень она полагается на «рояли в кустах» и это прямо бросается в глаза. Например, планета на которой оказалась Симса, внезапно именно та планета, которая нужна. Если в Камне предтеч Мёрдока на «нужную» планету привело кольцо, то в этом романе автор обленилась и даже не удосужилась придумать вменяемый «рояль», просто примите то, что случайная планета по пути — именно то что нужно.

Второе, что не понравилось, слишком много внимания уделяется терзаниям-метаниям. Они обязательно должны были быть в этой книге и это надо понимать, смысл этого романа именно в борьбе с самой собой и с собственными «демонами», но... уж слишком много этого и слишком мало непосредственно приключений. Враг буквально только один, чудовища из-под земли, других врагов и опасностей нет и это, как бы сказать, скучно.

Но смысл романа мне понравился, он буквально заключается в том, чтобы взять свою жизнь в собственные руки и не полагаться на других в решении собственных проблем. Ну и попутно в том, что прежде чем принять решение, надо подумать, потому что спонтанные решения, навеянные страхом, приведут к большим проблемам.

В целом, вместе с первым романом — добротная история, ознакомиться можно, но перечитывать вам не захочется.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Андрэ Нортон «Предтеча»

Tullma, 23 июня 10:48

Интересный роман, в котором присутствуют древние загадки, столкновение цивилизаций, путешествие и опасность, терзания и метания главных героев, и даже битвы и выживание. Первая часть книги немного затянута, как по мне, слишком уж длинная подводка к сюжету, которая никуда особенно не ведет. Если чуть подробнее и без спойлеров, очень много времени уделяется описанию устройства Коксортала, с его знатью, методами торговли, социальному расслоению и так далее, и к сожалению нам эта информация, как читателям, практически бесполезна, ведь события происходят не в Коксортале, а в совершенно другом месте, описанные значимые люди города не играют для истории вообще никакой роли. Во втором романе автор не возвращается в Коксортал так же. Поэтому роман и кажется затянутым, слишком много лишнего, не относящегося непосредственно к сюжету.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Андрэ Нортон «Предтеча»

Tullma, 23 июня 10:32

С одной стороны отличная история, вновь открывающая нам мир Андрэ Нортон, где цивилизация Землян далеко не первая вышла в космос, ведь как оказалось в космосе уже успели исчезнуть древние цивилизации и возникнуть новые, и земляне далеко не самые древние. В этом цикле одна из таких древних просыпается в теле своего молодого потомка. Здорово, но... как же затянуто. Первая книга — о метаниях нищей девушки и треть книги это её попытки что-нибудь продать, оставшиеся две трети путешествие и взаимоотношения с чужаком. А вторая книга — терзания, метания, страхи и попытки что-то кому-то доказать. Путешествие как таковое занимает совершенно не много места на страницах. По сути второй роман — это борьба главной героини с самой же собой, со своими страхами и т.д. И вот второй роман какой-то тягомотный. В целом, мне понравилось и оценка моя высока, но все же хотелось бы чуть больше драйва, как в цикле Камень предтеч.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Илья Варшавский «Красные бусы»

Tullma, 19 июня 00:50

Ну, давайте честно, рассказ интересен даже сейчас. Во-первых потому, что идея самовоспроизводящегося пластика из воздуха — это прямо таки очень заманчивая идея. Во-вторых, смысл в том, что ученый может гореть неплохой идеей, но зашоренность вышестоящих чиновников попросту не даст эту идею развить и разработать. Ну и в-третьих, потому что тут преподносится концепция опасных разработок и необходимость жесточайшего контроля за разработчиками.

И в первую очередь надо понимать, что рассказ иронический. Ученый рассказывает, что его считают очень посредственным работником. И, читая рассказ, понимаешь, что так оно и есть. Да, у него гениальная идея, но вот реализация самая дурная. Почему нельзя было просто собрать «шарики» и упаковать их в герметичной ёмкости, не пропускающей свет? Да, просто в кастрюлю хотя бы сложить, без света ничего не работает. И, обезопасив себя и окружающий мир, можно продолжать разработки, выбив грант, ведь достаточно просто показать эти шарики начальству. Все доказательства уже налицо, разработка уже свершилась, можно идти за патентами и наградами, изучать все это будет уже целая команда.

На текущий момент понимаешь, что достаточно уже того, что Василий Нилыч сделал, ведь шарики можно переработать, а судя по всему высокая температура останавливает процесс деления, т.е. он попросту разработал пластиковую ферму для создания готовых изделий в процессе переработки. Больше ничего уже дорабатывать не нужно, все уже сделано. Но, оправдывая Варшавского, в 1964 году переработкой пластика в мире едва запахло, по-настоящему переработку запустили значительно позже, автор просто о такой возможности не знал.

По всему идейно рассказ не так уж плох.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Евгений Гуляковский «Сезон туманов»

Tullma, 18 июня 08:42

Отличная фантастика советского периода. Роман о ксенофобии по сути. Сначала рэниты — О, это древняя цивилизация, которая способна была на такие свершения, мы их боимся, но уважаем, однако, посмотрите, какие они заносчивые. Потом синглиты — да, кто они вообще такие, так их и разтак, убить, уничтожить всех. Конечно, утрирую, но это основная суть, разница в отношении человека к «чужим». Сильных боимся, равных себе ненавидим, слабых уничтожаем. Да, все вот так просто, роман о человеческой ксенофобии, каких было много у фантастов, и мысль как всегда одна — мы уже не родоплеменное общество, где ксенофобия была необходима как защитный механизм. Мы уже «космическая цивилизация», и от этого атавизма пора избавляться, снижать уровень агрессии и постараться увидеть возможности в отношениях с другими разумными существами. Научиться понимать и вникать в суть чужой культуры, а не отторгать из-за собственных убеждений.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Да, Люссы напали первыми, ненависть и страх по отношению к ним естественен, но сиглиты — нечто другое, и отношение к ним как к «чужакам», которых нужно уничтожить, по сути — преступно. Это как убить «не такого» ребенка. И понятно, что синглитам было необходимо защищаться, хотя они понимали людей, ведь сами были ими некоторое время назад, а многие даже возвращались к людям, как потерянные дети бегут к своим родителям. За них обидно, обидно, что люди не нашли в себе сил поговорить и принять синглитов, понять их и договориться.

Ротанов не лучше себе подобных, однако, как указано в романе, он человек со стороны, не был втянут в конфликт изначально, и смог пообщаться с обеими сторонами конфликта, что в конечном итоге помогло ему этот свой «атавизм» перебороть, увидеть возможности для примирения и совместного сосуществования. Но Ротанов один и, к сожалению, роман не раскрывает, чем закончился этот конфликт и закончился ли он в принципе. Можно, конечно, предположить, раз в романе прямо указывается, что мнение Ротанова по таким вопросам имеет огромное значение. Но смогут ли люди перебороть свою врожденную ксенофобию, страх непонятного и чужого, чтобы пожать руку синглитам и заключить договор, учитывая многолетнюю вражду и с детства воспитываемый страх — это большой вопрос.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Илья Варшавский «Конфликт»

Tullma, 18 июня 00:43

Ох, Варшавский снова пишет о сегрегации, странно, что этого никто из комментаторов ниже не увидел. Предыдущая (неудачная) попытка чего-то в эту тему была в рассказе Индекс Е-81. Если в Индексе описывается сегрегация негритянского населения США, то здесь о роботах. Можно сверить — получение равных прав с человеком, необходимость служить человеку несмотря на равные права, плохое отношение к роботам.

Итак, если роботы получили равные права с человеком, самостоятельно размножаются и этот процесс уже никоим образом не зависит от человека, то робот уже не совсем машина, это разумное существо. Разумное существо, которое по какой-то причине должно прислуживать, выполнять низкоранговую работу, и это даже несмотря на то, что оно намного умнее и способнее человека. Вероятно тут как в рассказе Гарри Гаррисона «Бархатная перчатка», деньги роботу нужны для обслуживания себя, ремонта, зарядки, а в мире Варшавского и для обучения. При этом человек (в общем смысле) четко отделяет себя от робота — «зачем им такой высокий интеллект» спрашивает женщина, то есть она проводит ясную черту между собой («высшим венцом творения») и роботом («творением человека»). Казалось бы мужчина, глава семьи, защищает Кибеллу, но на самом деле по его словам и поведению видно, что он так же эту черту проводит, он не относится к роботу как к любому другому человеку, и это несмотря на признание разумности и равных прав. Вот это и называется сегрегация, четкое разделение на черное и белое, человек и робот.

Это грустная история. Просто потому, что человек не то чтобы таким создан, таким он стал в процессе эволюции. Общество всегда будет находить внешних врагов и отделять «своих» от «чужих», до тех пор пока эволюция человеческой морали не сделает ещё один шаг. Естественно, что когда «чужой» показывает своё превосходство хоть в чём-то, в данном случае, в уме и сдержанности, это вызывает раздражение, даже ярость. Женщина говорит «сделай с этим что-нибудь», фактически призыв к уничтожению другого разумного существа, просто потому что это существо относится к группе «чужих». Кибела чувствует эту беспочвенную агрессию и вынуждена терпеть все эти унижения, т.к. её «потомок» не может остаться без её поддержки.

Здесь совершенно нет юмора, и это всё таки жанр Социальной фантастики, а не психологической.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Илья Варшавский «Индекс Е-81»

Tullma, 10 июня 22:22

Не вполне я поняла посыл рассказа. Тут не про расизм, не про гедонизм, не про человеческие пороки... в-общем вообще не понятно. То ли мэтр недокрутил чего-то, то ли замысел вообще в другом. По сути это мог бы получиться антирасистский рассказ, если бы трудолюбивый Сэм показал мистеру Фаусту свою простую жизнь, простую еду и простые удовольствия и они последнему понравились. Мог бы, но нет. По сути Сэм убил мистера Фауста, но ему удалось избежать последствий, он остался с тем же, с чем и был вначале — без работы и без денег. На этом все. С одной стороны не гонись за удовольствиями, которые тебе не доступны, с другой стороны — не будь дураком и не теряй данного тебе шанса. Получается, что в этой истории все «молодцы». Возможно и был в этом замысел, но мне как-то не зашло.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Илья Варшавский «Биотоки, биотоки…»

Tullma, 10 июня 01:12

Это очень смешно. Варшавский мастер короткой формы, это совершенно бесспорно. А ещё Варшавский очень любит иронизировать над всевозможными ненаучными, и даже научными теориями. В этом случае — про биотоки. Хотя идея выращивать зубы и волосы — очень заманчива, даже в наше время. Ставлю на то, что ученые таки что-нибудь придумают.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Илья Варшавский «Автомат»

Tullma, 8 июня 23:05

Тут описан усовершенствованный «по-русски» тест Тьюринга. :) На самом деле, даже тест Тьюринга уже не считается совершенным средством, т.к. по сути машину можно запрограммировать давать ответ на любой вопрос. Суть в том, что бы понять способен ли вопрошающий понять говорит он с человеком, или машиной. Однако, современные нейросети уже способны этот тест пройти, ведь все зависит от экзаменатора, который может быть не слишком умен и не очень понимает какие вопросы надо задавать. К примеру, нейронки пока не могут решать абстрактные задачи. Ну а что касается рассказа, если робота не учили специально вести себя таким образом, то можно сказать, что абстрактно мыслить он явно умеет. :)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Илья Варшавский «В атолле»

Tullma, 8 июня 20:35

Ох уж этот Варшавский. До самого конца ждала, не то чтобы неожиданной развязки, в этом то я не сомневалась, а вот именно трагичной, какой-то такой неожиданно трагичной. Да, к рассказу есть вопросы, но надо понимать, что это малая форма, т.е. очень мало текста, если начинать расписывать все объяснения (кто ещё заразился, почему такой карантин, где исследователи и лабораторные анализы и все такое прочее), рассказ неожиданно может превратиться в повесть. Поэтому для всех кого мучают логические вопросы, ответ будет один — вам на что фантазия? Вам дана фабула, поразмышляйте.

Например, что всех встречающих тоже отправили на карантин в другие места, т.е. да, всех служащих космодрома, что исследуют болезнь на других людях и космонавтах, у кого, например, нет семьи, что есть разные уровни карантина, сами космонавты, те, кто близко с ними контактировал, те, кто контактировал косвенно и т.д. и т.п. Тут поле для фантазии на самом деле на целый роман. А если ещё расписывать последствия: о том, что к примеру, не удалось все же сдержать заразу, то можно и на целый эпик написать. Но это всего лишь рассказ, написанный, ради эмоций, который он несомненно вызовет.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Виктор Колупаев «Исключение»

Tullma, 8 мая 22:04

Интересная мысль автора о том, что любовь возможна лишь когда партнер является для тебя исключительным. Интересная, но мне кажется ошибочная, хотя в жанре фантастики автор имеет право размышлять над любыми темами и выдвигать любые идеи. Лично мне видится другая проблема — любовь не вечна, сейчас она есть, а через пару-тройку лет, любви уже нет и не потому что человек плохой, просто люди меняются и меняются их приоритеты, а любовь... её надо постоянно подпитывать и взращивать, чтобы она не угасла. И вот, на Селге промышленное производство тех, кто любит «вечно», а что с ними будет, когда тот, для кого они созданы, перестанет любить. Все таки, учитывая ментальное вмешательство, это не самостоятельные личности, а буквально биороботы. Вот куда их девать?

А ещё люди понимают любовь по-разному, для кого-то это нежность и забота, а для кого-то тотальный контроль. И эти копии будут отданы тиранам на «безвозмездное» пользование, буквально без возможности уйти и забыть. Это даже страшно.

И несмотря на, как мне кажется, спорные и ошибочные предпосылки и выводы, рассказ мне понравился. Именно потому, что он дает возможность задуматься и испытать эмоции (страх и ужас от осознания). За это автору спасибо.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Виктор Колупаев «Дефицит информации»

Tullma, 8 мая 21:55

Интересный рассказ, напомнил немного рассказ Варшавского «Секреты жанра» просто по смыслу. Когда проще взять уже существующую книгу, чуть-чуть изменить и выдать за новую, чем действительно работать над новой идеей. И главное это гораздо выгоднее.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Виктор Колупаев «Стригуны»

Tullma, 5 мая 23:13

Интересный рассказ, немного отличается от остальных рассказов цикла. В других рассказах автор гиперболизирует какую-то одну проблему и её решение, здесь же просто приключенческий рассказ, трудная ситуация. Этот рассказ написан раньше других, возможно, когда автор его писал, не предполагал, что будет целая серия рассказов и немного в другом, ироничном, ключе. Ну а смысл очевиден — никогда не отчаивайся, выход там, куда ты не смотришь и т.д.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Виктор Колупаев «Приключение на Ферре»

Tullma, 4 мая 14:26

Идея крайне глупая, на первый взгляд, совершенно не возможная. Но смысл зарыт в самом сюжете, и он довольно интересный — нельзя помочь тому, кто не хочет помогать самому себе. Сколько бы ты ни старался, если человек не заинтересован в том, чтобы решить свою проблему самостоятельно, помочь ему ты не сможешь.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Виктор Колупаев «Громовержец»

Tullma, 4 мая 14:22

Интересный цикл в ироническо-сатирическом настроении. Хотя это скорее первые рассказы, ближе к концу цикла рассказы уже грустные, заставляющие сильно задуматься над поставленной проблемой. В целом все рассказы читаются легко и местами можно улыбнуться, местами погрустить. Сюжеты же хоть и не замысловатые, но довольно интересные. Автор предлагает теорию развития цивилизации, пусть совершенно не реалистичную, но как итог понимешь, что есть скрытый смысл — например, в рассказе «приключение на Ферре» смысл в том, что невозможно помочь тем, кто сам себе помогать не желает. А в «Поющий лес» о коммерциализации искусства, т.е. когда искусство существует только ради выгоды, никакого искусства нет.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Виктор Колупаев «О, мода!»

Tullma, 4 мая 14:15

Рассказ — абсурд или скорее гипербола, довольно забавный. Это иллюстрация фразы — если все вокруг особенные, никто не особенный. В мире красивых людей, все гоняются хотя бы за капелькой уродства, чтобы хоть чем-то отличаться от серой массы. По крайней мере, мне это видится именно так. И самое главное, мы движемся именно в этом направлении, пластические операции, всевозможные малоинвазивные процедуры для красоты, и смотришь на красивых девушек, а они все одинаковые — надутые губы, высокие скулы, одинаковый макияж, готовые фотофильтры и вот ты уже не можешь понять где одна, а где другая. :)

Оценка: 7
– [  1  ] +

Дэн Абнетт «Чума»

Tullma, 3 апреля 21:16

Не знаю, больше напомнило Лавкрафтовские ужасы. Тоже мрачно, то же сумасшествие, также понемногу в диалогах раскрывается сюжет, также в финале какой-то ужасающий твист. Прямо как будто написано по лекалам. От этого рассказ не становится хуже, не становится менее атмосферным или менее вархаммеровским, скорее наоборот, получилось очень интересное скрещивание вселенной вархаммера и атмосферного повествовательного стиля Лавкрафта.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Александр Житинский «Часы с вариантами»

Tullma, 1 апреля 00:21

Потрясающая повесть. И вроде, с одной стороны, какая же избитая тема — скачки во времени, попытки что-то исправить и проч., однако, с другой стороны, подано это совершенно по-особенному. Главный герой — никакой не не «супер», он так же подличает, обманывает, хитрит, как самый обычный человек. Нет в нем никакого морального стержня, как обычно стараются показать своих героев писатели, это самый обычный мальчик, способный как на высокоморальные поступки из желания поступать правильно, так и на трусливые и продиктованные эгоизмом. Это очень выгодно отличает повесть от многих других.

Причем сами по себе прыжки во времени — не являются самоцелью повести, они лишь способ для достижения главной цели — вывести мысль о ценности сохранения любви и взаимоуважения. Всё можно принести в жертву, а любовь нельзя. Причем любовь в самом широком смысле.

Повесть впечатлила, и грустно было, и смешно тоже, и главное несмотря на то, что она уже давно написана, читается легко и свежо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В повести есть размышления на тему — куда деваются воспоминания о прожитых годах после скачка. ГГ не помнит, где был и что делал. И что происходит с ним же, после того, как ГГ «ускачет» в другую временную линию. Так же есть момент, когда он оказывается в будущем и находит часы запаянными, ГГ делает вывод, что когда он прыгнул в будущее, у него же в прошлом часы перестали работать, т.к. они, часы то есть, в единственном варианте «прыгают» вместе с хозяином, а во всех остальных реальностях остаются самые обычные часы без особых свойств. И сдается мне, что после прыжка, в той прежней реальности остается сам же ГГ, но уже без рабочих часов. То есть для оставшегося в той покинутой реальности Сергея Мартынцева после того как крышка часов захлопнулась, просто ничего не произошло, как будто часы не сработали. То есть, например, где Сергей был ефрейтором и были учения, он спрятался и быстро «прыгнул», и вот в той реальности остался сам же Сергей без памяти о прожитых годах. Представьте себе — Сергей прыгает в будущее, там творится какой-то ужас, он хочет «прыгнуть» снова, захлопывает крышку часов, и... ничего не происходит, он остается в этой реальности, где его назовут трусом, будет трибунал и возможно в итоге поставят какой-нибудь диагноз, его жизнь будет попросту сломана.

По сути Сергей ничего не исправлял, он просто прыгал из реальности в реальность, оставляя себя же самого с точно такой же памятью, доживать эту действительность до конца. Возможно поэтому дед, прыгнул только один раз и больше этого не делал, судя по тому, что об этом свойстве часов дед сам рассказал Сергею.

Я как-то даже ужаснулась.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Юрий Брайдер, Николай Чадович «Планета Энунда»

Tullma, 27 февраля 22:01

Интересный, небольшой рассказ «на подумать». Что мы видим с одной стороны — человек, сам способный убить в порыве ярости, учит аборигена не убивать и жить в мире. Что это? Лицемерие, двойные стандарты? Как писал предыдущий комментатор — а учитель кто?

Но тут как раз и кроется весь смысл. Человек читает историческую книгу, где описываются войны и зверства, человек-то как раз и понимает, что они с аборигеном одинаковые, оба одной породы. Человек злится вовсе не на аборигена, ведь он ясно говорит ему «это не твоя вина». Он злится на себя за то, что схватился за оружие («с отвращением» отбрасывает его), понял, что сам не лучше, что ошибку допустил он сам.

Авторы вставками из книг дают понять, что земляне так же были на краю, как и аборигены этой планеты. И человек хочет помочь тем, кто не справился со своей сущностью. Цитата вначале говорит о том же, насилие порождает насилие, нельзя призвать кого-то к миру, не показав гуманность своим примером. Т.е. измениться должен не только энундец, но и землянин.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Владимир Михановский «Ловушка»

Tullma, 25 февраля 21:34

Грешным делом уж подумала, что там какая-то живая субстанция или что-то в этом роде. Но нет, всё таки твёрдая фантастика и очень жуткий финал. Жуткий из-за времени решения проблемы. Уж не знаю, насколько научно обосновано то, что написано, но в эмоциональном плане, очень хороший рассказ. Немного напомнило повесть Колупаева «Один» или другое название «Альфа Эридана». Определенно прочитать стоит.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Владимир Михановский «Беглецы»

Tullma, 25 февраля 20:33

Интересная идея, но как-то всё смазано и размыто. Не могу даже сказать, что это полноценное произведение, в какой-то момент создалось впечатление, что это список тезисов для будущего произведения, что-то вроде «потом они пошли», «а потом произошло это», «потом случилось то-то». Чисто с литературной точки зрения — неважнецки получилось. Кроме того, ужасно раздражают произведения, где главная мысль выдается в лоб, как здесь в самом конце — это был текст о том-то и о том-то. Зачем? Зачем разъяснять основную мысль? Может быть нужно было этот смысл вложить в сам рассказ, чтобы читатель понял и без разъяснений? Увы, но идея запорота в корне.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Игорь Росоховатский «Триумф «Каскадёров»

Tullma, 20 января 15:53

Да, конечно, фантастика про биотоки, это, наверное, то же самое, что у Жюля Верна про Кислород, заставляющий людей становиться агрессивными — но мы же понимаем, что наука не стоит на месте и представление людей о многих вещах или теориях меняется со временем. То, что сейчас очевидно миф и лженаука, когда-то виделось людям чем-то передовым и научным. Думаю, не за это надо судить.

В целом, это такой философский детектив. Человек обижен и хочет переделать весь мир под себя. То же самое можно почитать у Якубовского в «Аргус-12» или у Днепрова в «Глиняном боге» тоже похожие мотивы, и ощущения такие же и теория не выдерживает никакой критики, такой нуарный дух от этих произведений. И, наверное, именно поэтому повесть заинтересовала и прочиталась легко. Сначала смотришь на глубину задумки Главгада, с одной стороны обиду, с другой стороны размышления о пользе для человечества, а потом, как просто он был пойман за руку. И это на самом деле довольно реалистично. Иногда смотрю или читаю истории про преступников, и примерно так всё в жизни и выглядит. Невероятный размах мысли при совершенно тупой реализации из-за гигантского самомнения.

И если не ясно, почему именно такое название — все происшествия, которые расследовались, сами по себе не должны были вызвать подозрения и вообще расследоваться. Интерес следователей вызвало самоубийство художника картины под названием «Каскадеры». И именно это привело к поимке преступника, которого вообще никто мог бы и не начать искать.

Да, уровень повести не самый высокий, я бы поставила 6, но уж очень низко оценено, прямо на уровне какого-то совершенного мусора, который невозможно читать. Не согласна с такой оценкой, поэтому 8.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Игорь Росоховатский «Каким ты вернёшься?»

Tullma, 19 января 20:56

На данный момент этот рассказ вызывает очень спорные чувства. С одной стороны, да, возможность «выжить» в любой форме, наверное, прельщает. И да, довольно правдиво описана встреча «бывшей» семьи с «выжившим», отторжение совершено естественное. Он уже не человек, вернее не тот человек, которого любили и ждали. С другой стороны антураж утопический. Девочка спокойно идет и общается с незнакомцем, приводит его домой и, главное, его впускают, её хотят отпустить с этим незнакомцем в другую страну даже — не верю я этому совсем. К сожалению, в то время утопия была очень популярна, на эту тему очень много фантазировали и хоть в это и хочется верить, но увы, не верится.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Игорь Росоховатский «Напиток жизни»

Tullma, 19 января 20:42

Ну тут мне кажется о том, как недалёкие люди ради богатств (не важно для чего их искали) просто уничтожали наследие прошлого. Сколько было разграблено гробниц, усыпальниц и курганов. Сколько культурных изделий инков, например, просто было переплавлено в слитки. Здесь хоть и утрированно, и в сказочной форме, изображен такой вот грабитель, да, ради здоровья детей, но по сути всё равно грабитель, уничтоживший ценный исторический артефакт, который в принципе мог перевернуть весь научный мир и повысить уровень жизни людей всего мира. Есть даже термин такой «тёмные люди», настолько незамутненный разум, которых, даже не понимает что творит.

В целом рассказ, конечно, сказка, наивная и местами глупая, но смысл в ней есть. Загадки, правда, нет, почти сразу понятно к чему всё движется.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Игорь Росоховатский «Нерешённое уравнение»

Tullma, 19 января 20:32

Как-то очень по-детски. То есть для детей весь этот пафос наверное и сошёл бы, но, во-первых, если ИИ начинает говорить загадками и какую-белиберду, то он сломался, это очевидно, во-вторых, вживить себе в мозг проводки — это вообще не вопрос возможности, а вопрос целесообразности и, в-третьих, сотрудника, который всюду суёт свой нос и ломает ценные рабочие инструменты, уже давно надо было уволить. В-общем, для взрослых людей, это всё настолько глупо, что читать даже не смешно.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Евгений Гуляковский «Тень Земли»

Tullma, 16 января 00:45

К сожалению, разочарована. Начало интересное, мне даже подумалось, что повесть в реалистичном жанре о чем-то вроде халатности чиновников и приверженности делу. Однако, да, это всё, конечно, в повести есть, но вот концовка повести откровенно глупая. Ну не надо было приплетать инопланетян/мистику/фантастику, я даже не знаю что именно. Это совершенно убило весь замысел и атмосферу повести. Причем, если бы было понятно, что именно (я имею в виду, инопланетяне там, мистика или научфан), а то ведь не ясно совершенно, как будто Евгений Яковлевич просто не придумал и решил оставить этакую недосказанность, которая там вообще ни к селу ни к городу. Вот сиди теперь и думай, о чем там речь, о духе гор, о пришельце из других мест или вообще из будущего.

И вот я думаю. И получается, что там ничто из перечисленного, просто потому что герой повести по сюжету не появился из ниоткуда как снег на голову, много лет работал, ничего за ним этакого замечено не было, человек как человек. Написал бы автор, что он пропал без вести, когда ушёл в горы, можно было бы подумать, что он в расщелину свалился, однако ж нет, автор дает явные намеки, что с героем повести что-то явно не чисто. Зачем это? Чем сюжет плох-то был изначально? Интереса и какой-то изюминки это не добавило, наоборот, одни вопросы и недоумение.

А что это за «Тень Земли» (на Земле-то) вообще сюр какой-то и объяснения толкового нет. Тем более не ясно, как эта тень показала герою будущее несчастье, если это будущее несчастье итак считывалось прекрасно без мистики, что собственно преемник героя повести подтвердил на собрании.

В-общем, при всём моем уважении к Евгению Яковлевичу и моей любви к его прозе, я повесть не рекомендую. Зря потраченное время.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Павел Амнуэль «Звено в цепи»

Tullma, 15 января 23:49

Если честно вообще не зашло. Во-первых, очень затянуто и нудно. Во-вторых, в чем идея несколько непонятно. То ли в необходимости познания, то ли наоборот. С одной стороны разум познавший все умирает, т.к. достиг цели. С другой стороны, как оказалось, он ещё не все познал, просто не знал об этом, давайте дальше познавать... А что б познавать надо ещё и товарищей найти, нашли 3х, а надо 4х... а 4й скопытился, что делать? Бред какой-то, в самом деле.

Ну и в-третьих, любовная линия... что это вообще? Любовь такая сильная и светлая, что прекратилась... почему? Почему она ушла? Почему он за ней не пошёл? Она вдруг разобиделась, что ему работать надо? А он вдруг понял, что вселенские проблемы как-то поинтереснее, чем она? И фраза эта её последняя совершенно идиотская и вообще ничего не объясняет, кроме «всё, ты меня такую важную потерял». Какое-то странное представление у автора о влюблённых людях.

Ну, такое... я не вижу в этом ни логики, ни какого-то ценного смысла.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Андрэ Нортон «Звёзды, не отмеченные на карте»

Tullma, 8 января 09:35

Прочитала первую часть и поняла, что Иити — это тот самый «рояль», который выручает в любой ситуации, он может всё и можно за героя вообще не переживать. После второй части, я поняла, что у ГГ есть уже два «рояля» — Иити и Камень предтеч. Эта парочка может вообще абсолютно всё, даже сделать почти мертвого вполне себе живым и здоровым. Сколько раз за дилогию Иити «умер» сосчитать сложно.

По сюжету, если в первой части Мёрдока втягивают в приключения помимо его воли, то во второй части Мёрдок сам втягивается. Особенно это странное решение нанять пилота из неблагонадежных и потом ещё думать, что он не предаст. Как только они притащили его на борт сразу стало понятно, что в конце концов им придется разбираться с бывшим «вольным торговцем», которым вообще никто по законам этой вселенной, не указ.

Это легкое чтиво, без особых изысков, скучать не даёт — это огромный плюс, события следуют одно за другим. Для отдыха и развлечения — самое то.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ли Брэкетт, Эдмонд Гамильтон «Луна небытия»

Tullma, 7 января 13:32

Первый рассказ, который прочитала «Мои бедные железные нервы» из этого цикла в соавторстве с Ли Бреккет, и он был юмористический, легкий. А этот очень грустный рассказ. Получается, что стремление к счастью разрушает не только жизни, но и целые цивилизации, даже не смотря на то, что счастье лишь иллюзорное. С другой стороны, для старых людей, для которых ничего кроме боли и одиночества уже не осталось, такая иллюзия может стать спасением на остаток жизни. Что может быть более гуманным, чем дать живому существу возможность дожить последние дни без физической боли и душевных мук? Поэтому решение капитана Фьючера «все прекратить», как мне кажется, не верное; в целях медицинских, ну и судя по рассказу в целях научных, это надо продолжать использовать. Только взять под контроль и убрать от управления фанатиков.

Рассказ отличный, как всегда у Гамильтона и Бреккет, написан вдумчиво.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Сергей Казменко «Оживлённое место»

Tullma, 22 ноября 2023 г. 11:16

Этот рассказ мог бы стать вольным продолжением приключений Грегора и Арнольда, Роберта Шекли. Настолько все похоже — сами персонажи (веселый раздолбай Тинг, втягивающий друзей в неприятности и ворчливый Арни, расхлебывающий последствия), события — один упивается своими идеями и удачливостью, второй постоянно в чем-то видит опасность, а так же диалоги, описания, стиль. Однако, если у Шекли читатель получает удовлетворение от разрешения возникшей ситуации, то в случае с этим рассказом такого нет, ситуация осталась не разрешенной. Получается, что на жизни персонажей поставлен жирный крест — ведь по условиям вирус не возможно вылечить и карантин тут совершенно не поможет. Вирус-то никуда собственно не денется, он остался в организмах товарищей. А значит Тинга и Арни надо попросту уничтожить, как опасность для всей населенной галактики. И с одной стороны рассказ должен получиться юмористическим, но где смеяться — не понятно, наоборот страшновато становится.

Если честно, на месте каких-нибудь галактических властей, если таковые есть, планету я бы стерилизовала полностью, во избежание подобных ситуаций.

Однако, несмотря на вышеперечисленное, я не хочу сказать, что рассказ не достоин внимания. Если хочется почитать что-нибудь похожее на приключения Грегора и Арнольда, то это один из достойных вариантов. Если не принимать во внимание всю серьезность ситуации, то рассказ действительно забавный.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Джеймс Блиш «Звёзды в их руках»

Tullma, 10 ноября 2023 г. 21:41

Очень очень с трудом дочитала на третьей попытке. Это ужасно тягомотная книга при всем обилии идей и интересных теорий о развитии человечества, но подано это настолько убого, что читать это можно только с большим трудом. Вот не удается мне никак читать Блиша, сколько не пыталась, но каждое его произведение, только через силу.

Что касается этой книги.. Ну как вам сказать, в конце концов, добравшись до финала, я поняла насколько Блиш был идеалистом. Вот концепция —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
СССР в противостоянии коллективному Западу побеждает, загнивающий Запад (это цитата, это не мои слова, а Блиша) из последних сил вкидывает все средства в строительство бесполезного Моста (который оказывается полезный, только тихо, не говорите это шпиону, который стоит за вашей спиной и все слышит). Вкинув средства в бессмысленный Мост, загнивающий Запад открывает средство космических полетов, а ещё элексир бессмертия. И теперь Запад знает как победить! Как? Очень просто — свалив с Земли, оставив её советам.

Гомерический хохот в конце книги, наконец заставил меня проснуться. Это настолько шикарный треш, что я даже предположить не могла. Ну представляете войну между двумя государствами, и вдруг одно из них заявляет «ой, всё! Мы уходим, забирайте нашу землю себе, мы где-нибудь там себе получше найдем». Ага. Оставшееся государство, должно только благодарить и радоваться «идите, идите, и главное — не возвращайтесь».

У Блиша масса странных идей, но развернуть их во что-то внятное и действительно эпичное он не смог ни разу, увы.

Читать не рекомендую, это крайне странная книга, причем очень интересные идеи в ней просто слиты в унитаз.

Оценка: 3
– [  2  ] +

Юрий Брайдер, Николай Чадович «Личный контакт»

Tullma, 16 октября 2023 г. 15:59

Интересная концепция. На первый взгляд очередная хроноопера с законами об изменениях в прошлом и т.д. Вмешиваться в прошлое не нельзя (читай «не невозможно»), а запрещено, а это, как говориться «две большие разницы». Однако ж если вам кажется, что рассказ об этом — вы плохо его читали.

Он о человеке будущего. Это ведь не просто человек, весь рассказ как раз о том, к чему хотелось бы, чтобы привела человека эволюция. Полный контроль над телом и разумом, это только часть. Есть ещё эволюция нравственная. Имея такие возможности, как у описанного человека будущего, ты просто не можешь ненавидеть или желать кому-то смерти. Нет, никто не накажет тебя за это, никто не осудит. Наказание ты выдашь себе сам.

И в этом основной смысл этого небольшого рассказа. В первую очередь эволюция должна происходить не в физическом смысле, а именно в ментальном. Если мы не хотим воевать, не хотим иметь дело с преступниками — общество должно эволюционировать и воспитывать своих членов.

Как вывод: рассказ очень понравился и не только из-за интересного сюжета и сильного эмоционального давления, но и из-за посыла, который я считаю очень правильным.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Клиффорд Саймак «Куш»

Tullma, 6 октября 2023 г. 01:01

Очень бодрое начало рассказа, интересная затравка, которая к превеликому сожалению настолько не убедительно и смазано заканчивается. Я в самом деле ожидала большего, например, какой-нибудь каверзы от инопланетян:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
они говорят об экзамене. Что это за экзамен через 1000 лет? Что если человечество его не сдаст? Какая кара постигнет всё человечество из-за кучки авантюристов? Я в полной была уверенности, что просмотрев вводный курс они обнаружат, что-нибудь такое, что ужаснет героев и читателя. Например, полное уничтожение, или рабство, или что-то в этом роде. Причем без возможности отказаться, т.к. договор уже заключен. И команда поймет, что это уже явный перебор в их «невинных» шалостях. Ну или что-то в этом духе. Так эта часть рассказа была бы раскрыта, но нет. «На экзамен нам плевать, ведь он через 1000 лет, а нас там уже не будет» — самое не удачное объяснение и закрытие сюжетной дыры.

Или каких-то смелых решений от команды против капитана:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
взяли бы насильно затолкали его в эту машину. У меня не возникло ощущение, что она промывает мозги, как это указано у других комментаторов. В рассказе нет на это никакого намека, команда прослушавшая курс просто изменила отношение к жизни и своим поступкам в результате получения определенных знаний. Но вот как раз описание «промывания мозгов» было бы очень хорошим финалом для рассказа, когда читатель понимает, что с этого момента человечество обречено. Ведь достаточно просто промыть мозги как можно большему числу людей под видом развлечения и дело сделано, всех «непромытых» притащили бы насильно. Но увы, все слишком тупо и невинно.

К сожалению, разочарована финалом рассказа, он слит в трубу. Понятно, что автор пытался перефразировать идею о том, что без «тьмы не бывает света» и как бы развитие человечества неразрывно связано с ложью, предательством, авантюризмом и прочим плохим качествам. Но это, как мне видится, жесточайшее натягивание совы на глобус. Порядочность никак не противоречит любознательности и страсти к приключениям, например. По мнению автора порядочный человек — унылое существо не способное ни на что. В корне не верное утверждение как по мне, поэтому оценка средняя — рассказано хорошо, но выводы все мимо.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Фредерик Пол «Дедушка сорвиголова»

Tullma, 4 октября 2023 г. 22:59

Отличный рассказ, забавный и без искусственного нагнетания напряжения. Просто семейная склока, но подоплека этой склоки довольно забавная, развязка одновременно жуткая. С другой стороны, если «дедушка» выглядит как дедушка, значит он стареет, а это вызывает некоторые вопросы. Хотя, этот рассказ не для того, чтобы над ним сильно задумываться, это именно развлекательное чтиво, так к нему и стоит относится.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Фредерик Пол «Миллионный день»

Tullma, 2 октября 2023 г. 23:07

А мне понравился рассказ. Основной смысл в том, что мы даже не представляем во что может превратиться человечество спустя 1000 лет, если даже спустя 40-50 лет изменения настолько кардинальные, что наши дедушки-бабушки за голову хватаются. А может быть все вообще будет наоборот, учитывая цикличность истории, человечество скатится в какой-нибудь новый мистический культ и отринет всё научное, новая инквизиция и пуританство? А может быть генетические опыты вообще доведут человечество до андрогинности и закончится наконец эта гендерная война? Шутки шутками, а автор прав в том, что Атилла точно бы нас не одобрил. :)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Эдмонд Гамильтон «Забытый мир»

Tullma, 28 сентября 2023 г. 17:36

С одной стороны отличный рассказ, играет на эмоциях, на ещё не забытом детском бунтарстве, героям сопереживаешь и хочешь, чтобы у них всё получилось, ведь нельзя же им не верить, раз автор говорит, что у них точно всё должно получиться как надо. С другой стороны, понимая уже кое-что в жизни, я весь рассказ думала — «неужели автор хочет сказать, что все вокруг тупые и только два энтузиаста точно знают, что делают?» Да, так и получилось. Конечно же, правительство, контролирующие органы, ученые — все идиоты. Только один конкретный инженер лучше других разбирается в ситуации, он прям готов рискнуть. И ладно бы он готов был рискнуть своей жизнью, ну даже жизнью своих родных, но нет, он ведь готов рискнуть целой солнечной системой! И пофиг на то, что в расчетах может быть ошибка, пофиг на то, что что-то может пойти не так, например, конструкция даст сбой (а судя по описанию в рассказе, это не очень-то надежная конструкция). Нам плевать, мы ведь за правое дело!

Ух, я разозлилась на этот рассказ, и оценить его низко не могу, потому что было интересно и написано хорошо, но и похвалить по сути тоже не могу — идеи бредовые, особенно когда персонажей начали хвалить и награждать, наказав лишь для проформы (тоже чушь, все прекрасно поняли, что наказание условное, так что если кто-то захочет повторить, его ничто не сдержит). Наказать должны были очень строго, потому что правила вопреки известной фразе, нужны не для того, чтобы их нарушать, они как правило написаны чьей-то кровью. Эксперименты, если подумать, могли бы все же проводить на другой какой-нибудь звезде, подальше от тех, кто может пострадать.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Грегори Бенфорд «Тёмный заповедник»

Tullma, 22 сентября 2023 г. 13:21

Ну а мне рассказ понравился, не вижу никакой нелогичности. Нам рассказывает эту историю человек, он рассказывает её со своей точки зрения. Он встретил кого-то неизвестного, он испугался, действует исходя из собственных опасений; но он строит догадки, размышляет. И в процессе размышлений, в результате поведения собственного и «чужака» он приходит к определенному выводу. В результате он принимает решение. Логичное или не логичное он принимает решение, не важно, он принимает его для себя. Это он, рассказчик, считает, что так будет лучше. Объяснить свою точку зрения подробнее не получится, иначе это будет спойлер.

Однако я считаю, что всё как раз логично и смысл всего описанного в рассказе — не в контакте с иным разумом, а в свойстве человека во всех подряд видеть врага в первую очередь. То есть реакция — чужак-враг, это животный инстинкт, мы всегда держимся своих и никто не упрекнет в этом человека, такова природа. Это основа выживания любого вида — держись своих, чужак может быть опасен. Но вот человек-животное попадает в космическое пространство, где кроме него если кто-то и есть, то скорее всего он на достаточном уровне развития, чтобы понимать, что бессмысленная агрессия — путь в никуда. Только инстинкты не отпускают человека, даже в космосе. Это ни хорошо, ни плохо, это просто факт. Главное, на что автор намекает — надо думать прежде, чем действовать и возможно стоит уже отбрасывать базовые инстинкты и действовать более разумно.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Фридрих Дюрренматт «Подозрение»

Tullma, 25 августа 2023 г. 10:22

Благодаря комментарию smith.each прочитала эту повесть и не пожалела! Спасибо огромное за этот подробный комментарий.

Это действительно не похоже на классический детектив с поиском улик, вычислением преступника из множества вариантов проч. Но от этого повесть не пострадала. У нас изначально есть единственный подозреваемый, поэтому повесть так и называется «подозрение» — у нас возникает сомнительный повод к этому подозрению и теперь мы должны понять обосновано оно или беспочвенно. Возможно ли, что преступником является тот, кого уважают и любят, тот у кого идеальная биография и есть алиби, имеем ли мы право ставить под сомнение факты и свидетельства. Оказывается, что право такое не только есть, но это даже обязанность хорошего следователя. И это только первая часть повести.

Вторая — действительно психологический триллер, безысходность и ожидание конца. Но при этом автор поднимает вопросы о том, почему люди делают тот или иной выбор. Что делает с человеком и его взглядами на мир бесчеловечность других людей, как обесценивается человеческая жизнь, как легко искалечить разум и душу, как можно купить человека одной лишь надеждой. Как говорит один из персонажей «я мёртв, меня расстреляли фашисты» — это о том, что там, в концлагере, умер он прежний, тот кем он был раньше. Даже ассистентка Эменбергера на самом деле вызывает жалость — она тоже «умерла» в концлагере, та женщина, что помогает Эменбергеру не имеет больше души. В первой части повести словами одного из персонажей автор делит людей на мучителей и мучеников, а во второй части мы понимаем, что иногда и мучители и мученики — это одни и те же люди.

Это тяжелое в эмоциональном плане произведение, но читать его очень интересно и захватывающе. Пара моментов (про Гуливера и карлика) по правде говоря немного напомнила мне Эдгара По (его «Убийство на улице Морг» — между прочим первый классический детектив в истории литературы).

Оценка: 9
– [  1  ] +

Александр Тесленко «Каменное яйцо»

Tullma, 18 августа 2023 г. 22:38

Задумка на самом деле интересная. Представьте себе, что динозавры не вымерли, а приобрели разум. Но они мало отличаются от людей — они так же тщеславны, так же гоняются за престижем и деньгами. И если «сильному» что-то не по нраву, он вполне способен использовать своё положение, чтобы «решать проблемы» или даже мстить. Не скажу, что рассказ очень уж хорош и интересен, но мне понравился — динозавры, не динозавры, не имеет значения. Здесь главный персонаж получает должность и приобретает власть лишь из-за цвета своего хвоста. Использует он эту власть так же как и все до него. Он не компетентен и получается, что в руках таких же как он вся власть и содержится. Но чем больше власть имущий неправомерно пользуется своей властью, все больше раздувая свою гордыню, тем больше мельчает.

Грустно, на самом деле, ведь в нашей жизни все так же — у власти много некомпетентных людей, использующих свое положение ради собственной выгоды и в реальности никаких последствий для них не наступает.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Александр Тесленко «Искривлённое пространство»

Tullma, 18 августа 2023 г. 14:24

Книга напомнила сериал 84-85 годов «Визитеры», даже любопытно как так получилось, что настолько похожие идеи родились примерно в одно и то же время у людей с разных концов планеты. И чувства вызывала повесть примерно те же, что и сериал — омерзение, какое-то давящее чувство. Так же вспомнился Твин-пикс по ощущению, болезненность и сумасшествие.

Повесть не хочется разбирать с точки зрения какой-то логики и сюжетных ходов, но по чувствам — больше понравилась, чем нет. Определенно интересная идея о такой же несостоятельности пришельцев, как и людей. Несмотря на технологии и развитие, у них такие же чувства, такая же психика, они тоже могут быть в себе не уверены, могут переживать и бояться, могут быть депрессивными и т.д.

Оценка: 8
⇑ Наверх