Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «GrLebedev» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 19 ноября 15:18

Тематика революции в постсоветской России остаётся популярной в обществе по сей день. Если в 90ые годы прошлого века народу пытались задурить головы и внушить, что Великая Октябрьская революция и СССР — это зло и ГУЛАГ, то сегодня трактовка истории изменилась. Разумеется, в стране есть люди, не понимающие значения праздника Октября и ругающие СССР. Они не желают принять историческое наследие. Во Франции, к примеру, ежегодно отмечают День взятия Бастилии.

Про Великую Октябрьскую революцию были сняты кинофильмы, написаны книги. Известный кинорежиссёр А.С. Кончаловский снял масштабный сериал про революции в России разных лет. Не так давно его работу можно было увидеть по телевизору. Я внимательно посмотрел все шестнадцать серий и решил поделиться своими впечатлениями.

Сценаристов у данного сериала двое — А.С. Кончаловский и Е. Киселёва. Почему режиссёр не привлёк для работы над сценарием профессионального историка — мне непонятно. Одним из продюсеров является видный бизнесмен А.Б. Усманов.

Как вы думаете, с чего начинается первая серия "Хроник русской революции"? С постельной сцены с участием Ю.А. Высоцкой. И таких эпизодов в сериале более чем достаточно. У меня сложилось впечатление, что я смотрю кино не про революцию, а про легкомысленную женщину, меняющую мужчин как перчатки.

Сериал охватывает промежуток русской истории с 1905 по 1924 год. На протяжении шестнадцати серий зритель наблюдает за важными событиями, имеющими значение в революционном дискурсе. При этом практически в каждой серии есть "вода", от которой становится скучно. Сократи режиссёр этот сериал наполовину, хуже бы не стало. Есть и досадные ляпы, заметные внимательному зрителю. А некоторых очень важных событий и личностей не хватает.

Так, например, в сериале уделено внимание 1905 году, но при этом не показано Кровавое воскресенье. Мы наблюдаем за большевиками, меньшевиками, эсерами, но при этом сценаристы позабыли об анархистах и кадетах. Известный писатель М. Горький в сериале показан одиночкой без семьи, хотя у него было несколько жён и детей. Убийство Г. Распутина показано контурно, неточно. И такие огрехи показывают небрежность сценаристов.

Ключевыми персонажами в этом сериале выступают не личности исторического значения, а обычные люди, попавшие в водоворот революции. Профурсетка А. Славина представляет из себя собирательный образ. Талантливый музыкант А. Тихомиров на наших глазах из интеллигента превращается в большевика-революционера, способного на убийство. Офицер М. Прохоров сталкивается с воровством, предательством и лицемерием в царской административной машине. Он получает удар за ударом: диверсия, убийство Г. Распутина, растление и деморализация солдат в русской армии.

Не вижу смысла подробнее разбирать сюжет данного сериала. Перейду к актёрским работам.

Несмотря на некоторые шероховатости мне понравилась актёрская игра Н. Каратаева, А. Мизёва, А. Фисенко. Образ В.И. Ленина, сыгранный Е. Ткачуком, неприятен. Такое впечатление, что перед нами пародист, выступающий в цирке. Аналогичное впечатление сложилось у меня и от игры актёров, исполнивших роли ключевых большевиков. Особо стоит отметить безэмоциональное, пустое пребывание в кадре Н. Ефремова, сыгравшего императора Николая Второго.

Из-за плохой актёрской игры сериал местами становится похож на комедию для телеканала "ТНТ", но вставки чёрно-белой кинохроники и закадровый голос несколько сглаживают общее впечатление.

В части технологий съёмок и антуража "Хроники русской революции" являются качественным сериалом. Создатели уделили внимание деталям, природе, помещениям. Музыка не вызывает раздражения.

Из-за контурности сюжета у зрителя после просмотра данного сериала не сформируется целостной картины в голове. А.С. Кончаловский не выстроил причинно-следственные связи событий в России за период с 1905 по 1924 год. Название сериала подразумевает масштабную историческую драму, погружение в атмосферу революционной России, хронику событий, от которых зависела судьба страны. Но на деле у А.С. Кончаловского получилось совсем другое — мелодрама с комедийными вставками и эротикой.

Смотрели ли вы сериал "Хроники русской революции"? Какое впечатление он произвёл на вас? Что думаете о данной рецензии?


Статья написана 31 октября 16:17

Многие жители крупных городов России, учившиеся в 90-ые годы двадцатого века в школах, помнят и любят популярные игры серии «Mortal kombat» для приставок и персональных компьютеров. Как это часто бывает, для популяризации игр были сняты художественные фильмы, сериал и мультсериал, выпущены разнообразная сувенирная продукция и игрушки, изданы комиксы и роман.

Я не являюсь фанатом вселенной «Mortal kombat», хотя с удовольствием играл в пару игр на приставке «Sega», и в три игры на персональном компьютере. Также в школьные годы прочёл роман «Смертельная битва», написанный Джеффом Ровином. Разумеется, посмотрел пару фильмов, мультсериал и сериал.

Весной 2021 года я сходил в кинотеатр на новый фильм «Mortal kombat», снятый режиссёром Саймоном Маккуойдом. Насколько мне известно, эта работа стала для него полнометражным дебютом. Продюсеров у данной кинокартины аж десять штук! Помогло ли это фильму? Является ли он ремейком первого фильма? Давайте разберёмся.

Сюжет

Я знаком с некоторыми сюжетами и ключевыми персонажами вселенной «Mortal kombat». Когда я шёл в кинотеатр на фильм этого года, полагал, что не узнаю ничего нового. Предполагал, что в части сюжета новая кинокартина повторит историю фильма «Mortal kombat» 1995 года. Однако, я ошибся.

В новом фильме сюжет подаётся несколько иначе, и это не хорошо и не плохо. Просто иначе. Первые десять-пятнадцать минут посвящены истории вражды ниндзя Би Хана и Ханзо Хасаши. Владеющий магией льда Би Хан с подручными убили Ханзо Хасаши, его жену и сына, но не стали внимательно осматривать дом и оставили в живых маленькую дочку Хасаши. Этот эпизод, наверное, призван пробудить ностальгические чувства у фанатов вселенной «Mortal kombat». Мне он понравился.

Далее мы знакомимся с потомком Ханзо Хасаши – Коулом Янгом. Он неплохой боец, но потерял веру в себя. Из бойцовского зала в кафе, и столкновение с ниндзя Саб-Зиро, которого послали убивать всех людей на Земле с татуировкой в виде дракона. На помощь Коулу пришёл один из известных защитников нашего мира –вояка Джакс. Он сразился с Саб-Зиро и лишился рук, но не умер. А Коул Янг в поисках ответов о татуировке познакомился с Соней Блэйд и профессиональным убийцей из Чёрного Дракона по имени Кано. Вместе они нашли храм бога грома Рейдена.

О турнире под названием Смертельная битва нам расскажут в картинках и словах за пятнадцать минут, в паре диалогов и во время передвижения персонажей по храму. Как и в оригинальном фильме 1995 года, нам практически не раскрывают мотивацию защитников Земли. О том, зачем им участие в турнире. Есть татуировка с драконом? Круто! Значит, ты в команде.

В новом фильме Лю Канг – уже состоявшийся воин, он обучен монахами и Рейденом и дружит с Кунг Лао. При этом внешность у актёра Луди Линь не соответствует образу, на мой взгляд.

Со стороны Внешнего мира в команде колдуна Шанг Цунга представлены как известные персонажи (Саб-Зиро, Милена, Кабал, Рептилия и принц Горо), так и некая Нитара. К ним присоединился и Кано. Почему было не задействовать других персонажей из первого фильма? Почему не раскрыть больше историю противостояния Земли и Внешнего мира? Мне непонятно.

Почему у профессионального наёмного убийцы Кано уровень подготовки ниже, чем у спецназовца Сони Блэйд? Это очень странно. Почему Кано не справляется в ближнем бою с бойцами из храма? Да, у них разные техники боя – это понятно. Но у убийцы за плечами сотни контрактов, а у Лю Канга и Кунг Лао только тренировки и развитие суперсил. При этом своими силами они почти не пользовались в поединках с новичками.

Один из любимых персонажей вселенной «Mortal kombat» – Скорпион (Ханзо Хасаши) в этом фильме занял свою сторону, появившись довольно неожиданно.

Ключевым отличием нового фильма от первого является то, что самого турнира здесь нет. Злодей Шанг Цунг послал убийц на Землю, чтобы избавиться от местных бойцов. Он не опасается гнева старших богов, о чём открыто заявил. Почему старшие боги не вмешались? Неизвестно.

Сюжетная линия Коул Янг – Ханзо Хасаши является целостной и понятной, но также и довольно стандартной. Поединок Коула Янга с принцем Горо, обретение силы человеком и дальнейшая схватка – это история для боевика класса «B», на мой взгляд.

Однако, если посмотреть на сюжет фильма целиком, то он представляет собой растянутый пролог к оригинальной «Смертельной битве» 1995 года. Хорошо ли это? Не уверен. Понравится ли такой сюжет фанатам вселенной «Mortal kombat»? Полагаю, что нет.

Если фильм не блещет сюжетом, возможно, в нём могут быть интересные и запоминающиеся актёрские работы. В случае с боевиками это правило почти всегда не работает. Как с этим у «Mortal kombat» 2021 года?

Образы и игра актёров

Чем был хорош фильм «Смертельная битва» Пола Андерсона? Отчасти тем, что на ключевые роли подобрали подходящих актёров. Рейден в исполнении Кристофера Ламберта производил впечатление бога грома. Исполнители ролей Шанг Цунга, принцессы Китаны, Лю Канга также сыграли достойно. Отдельно можно отметить Линдена Эшби, сыгравшего Джонни Кейджа.

Теперь взгляните на актёрский состав фильма «Mortal kombat» 2021 года. Вам знакомы эти актёры? Мне лично – только Хироюки Санада по его работам в фильме «47 ронинов» и сериале «Геном». И шут с ним, что актёры неизвестные. Насколько они вжились в роли? С этим в фильме есть большие проблемы. На своих местах оказались исполнители следующих ролей: Коул Янг, Ханзо Хасаши, Би Хан, Шанг Цунг. Все остальные производят впечатление статистов. Самое обидное, что это касается и Таданобу Асано, сыгравшего Рейдена.

Как следствие, в фильме практически нет интересных эпизодов, запоминающихся именно игрой актёров. Превращение Би Хана в Саб-Зиро сделало его молчаливым бойцом в маске. Аналогичная метаморфоза произошла и с вернувшимся из небытия Ханзо Хасаши – Скорпионом. Поэтому их схватку ближе к концу фильма смотреть неинтересно. Статику актёров эпизодически нарушает поведение наёмника Кано, что является отсылкой к манере держать себя Джонни Кейджа из «Смертельной битвы» 1995 года.

Для современного зрителя в фильме-боевике важно наличие зрелищных сцен, впечатляющих спецэффектов, травм и крови. Обратимся к этому.

Атмосфера

Фильм «Mortal kombat» 2021 года был целиком снят в Австралии. Этот материк имеет разные формы рельефа и разную степень заселённости человеком. Поэтому задумка создателей фильма удалась: на протяжении 110 минут зритель посетит разнообразные места и заведения (от дома в лесу до храма в пустыне). Также есть несколько сцен, действие в которых происходит во Внешнем мире и в неком защищённом пространстве бога Рейдена.

В некоторых встречах, диалогах и практически во всех схватках активно используется компьютерная графика. Причём местами она как бы наложена на настоящее окружение, что создаёт эффект реализма происходящего на экране. И это действительно хорошая работа.

Сами поединки поставлены качественно и смотрятся с удовольствием. Нет рек крови и садистского добивания поверженных бойцов. Это было бы уместно, если бы в схватках больше использовали специальные завершающие приёмы, знакомые по играм. Эпизодически актёры произносят слова и фразы, известные фанатам вселенной «Mortal kombat». Недоумение вызывает металлический доспех у Скорпиона. Мне казалось, что такая броня скорее мешает ниндзя сражаться, чем защищает его.

Спецэффекты в плане применения бойцами суперсил и окружения выполнены на хорошем уровне.

Музыкальные вставки в большинстве случаев удачно дополняют видеоряд, хотя ремикс мелодии из игр и прежних фильмов несколько режет слух.

Визуально фильм «Mortal kombat» 2021 года не является блокбастером класса «AAA». Но эта кинокартина и не монтировалась в 3D формат, не содержит масштабных баталий, зрелищных погонь или обзоров горизонтов. На мой взгляд, это фильм класса «A».

Что можно сказать о новом фильме по вселенной «Mortal kombat» в целом? Подведём итоги.

Выводы

Над сценарием фильма «Mortal kombat» 2021 года поработали всего три человека: Грег Руссо, Дэйв Каллахэм и Орен Узил. Что-то мне подсказывает, что никто из них не имеет отношения к играм и комиксам по вселенной «Mortal kombat». Поправьте меня, если я ошибся. Однако, сценаристам удалось сочинить обычный сюжет для фантастического боевика класса «А». И по большому счёту здесь не так уж важна игра актёров, потому что рядового зрителя в таких фильмах интересуют схватки, погони, перестрелки и спецэффекты. И по всем параметрам новый фильм получился неплохим, если рассматривать его как предысторию к «Смертельной битве» 1995 года.

Некоторые фанаты, скорее всего, не согласятся со мной. Им и сегодня нравится фильм «Смертельная битва», снятый Полом Андерсоном. Но если взглянуть на него непредвзято (без фанатичного обожания), то стоит признать, что и этот фильм, и его продолжение 1997 года представляют собой обычные проходные фильмы, ориентированные на игроков. Человеку, который не играл ни в одну часть «Mortal kombat», эти фильмы не запомнятся.

Забавно, что фильм «Mortal kombat» вышел в прокат в России раньше, чем в США. Также занятный факт, что в России уровень предпродаж билетов на фильм достиг 30 миллионов рублей. За первый уик-энд кинокартина собрала 10,7 миллионов долларов из 17 стран. Крупнейшим рынком по продажам стала Россия (6,1 миллионов долларов).

Профессиональные критики средне оценили перезапуск вселенной «Mortal kombat» в кино, обратив внимание на то, что «большим количеством фансервиса сценаристы закрывали сюжетные дыры и скудность бюджета».

Если вам нравится вселенная «Mortal kombat», и вы хотите узнать больше о противостоянии Земли и Внешнего мира, советую вам посмотреть сериал «Смертельная битва. Завоевание». Мне он понравился.

Всевозможные компьютерные и приставочные игры, комиксы, сувенирная атрибутика и костюмированные сборища – всё это представляет интерес для подростков и молодёжи. У сознательного человека с возрастом меняются взгляды на жизнь и занятия. И то, что вызывает восторг в 20 лет, покажется пустышкой в 40.

Смотрели ли вы фильм «Mortal kombat» 2021 года в кино? Будете ли смотреть продолжение? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях. Мнение о данной рецензии приветствуется.


Статья написана 27 апреля 15:18

Наверно, большинство тех, кто сегодня читает российскую фантастику, знакомы с книгами Николая Перумова или хотя бы слышали об этом писателе, живущем в США. Все эти годы он публикуется преимущественно в России, используя вместо настоящего имени псевдоним Ник. В ноябре этого года я купил бумажную книгу "Гибель богов 2. Душа бога. Том 2", завершившую цикл, и прочёл её за полторы недели несмотря на объём порядка 600 страниц. Перед тем как поделиться с вами впечатлениями об этой книге и цикле, расскажу о других произведениях Перумова, прочитанных мной ранее.

Впервые я наткнулся на бумажные книги Николая Перумова на книжной ярмарке в ДК имени Крупской, будучи студентом первого курса Санкт-Петербургского государственного университета. Это был 2002 год. В то время я, как и многие молодые люди, увлекался компьютерными играми, смотрел фильмы и мультсериалы по комиксам. На книжной ярмарке приобрёл роман "Алмазный меч, деревянный меч" в двух томах и с любопытством стал читать это произведение. В те годы я был мало знаком с зарубежным фэнтези, а научной и социальной фантастики проглотил уже порядком. Роман Николая Перумова мне показался глотком свежего воздуха. Я прочёл "Алмазный меч, деревянный меч" и спустя некоторое время принялся за продолжение — цикл книг о некроманте Фессе. Пока я учился в университете, Николай Перумов писал данный цикл.

Главный герой цикла о маге мотался кругами по миру Эвиал, страдая частичной амнезией, осваивал некромантию. Первоначально (в "Алмазном мече, деревянном мече") он был Кэром Лаэдой, шпионом из Долины. На протяжении цикла он вырос как маг, сражался, влюблялся и упрямо шёл к своей гибели. Сейчас, спустя годы, повзрослев и сформировавшись как личность, отказавшись от бессмысленных занятий и чтения графомании и "мусорной" литературы, я понимаю, что цикл романов о некроманте Фессе — это тягомотина и "резина".

Наиболее это заметно по "Войне мага", раздутой аж на четыре тома. Автор собрал в одном цикле с десяток действующих лиц, наплёл клубки интриг, расставил ловушки и придумал союзы. Фактически же, если читать внимательно, остаются непонятными роли и значение некоторых сторон. Перумов в цикле о Фессе закрутил воронку из опасных козлоногих (служащих неясно кому), пирамид, тёмных сил в разных ипостасях, драконов, эльфов и некого Спасителя, о котором известно очень мало. Почему он делает то, что делает? Для чего? Почему великие и могущественные боги Хедин и Ракот чуть не проспали локальный армагеддон? Из книг про Фесса этого не понять.

На фоне приключений Фесса двухтомник "Алмазный меч, деревянный меч" выглядит лучше, но, подобно большинству книг направления фэнтези, является одноразовым чтивом.

Я дважды был на встречах Николая Перумова с читателями в Санкт-Петербурге. Автор обещал публике, что про Фесса он больше ничего писать не будет, что его история завершена. Как показало время, он изменил своё решение.

После произведений о приключениях Фесса я прочёл у Николая Перумова книги циклов "Империя превыше всего" и "Семь зверей Райлега". И то, и другое мне не понравилось. В первой серии книг сюжет, персонажи и идеи были вторичны. А история про дхусса во многом напомнила прочитанный ранее цикл про Фесса. Помимо страдательной линии главной героини и соплей от любви в "Семи зверях Райлега" присутствует специфический юмор, немного напоминающий шутки Терри Пратчетта. Вот только английские анекдоты и придурь в масштабном фантастическом цикле вряд ли оценит обычный житель России.

И вот я добрался до серии "Хроники Хьёрварда". Первое произведение серии — роман "Гибель богов" был написан Николаем Перумовым порядка 30 лет назад. За это время в России выросло новое поколение, живущее в тыртырнете и читающее "жевачку" на литературных сайтах. Поколение Иванов, не помнящих родства.

"Гибель богов" — это наиболее интересное и сложное произведение у Перумова из всех, прочитанных мной. В этом романе есть и идеи, и прописанные характеры, и любовная линия без соплей, и увлекательный сюжет. Словом, "Гибель богов" — это полноценный роман. Он может быть прочитан второй раз спустя десяток лет.

Ещё две книги этого цикла ("Воин великой Тьмы" и "Земля без радости") я прочёл без энтузиазма и остался равнодушным к ним. Эти произведения наряду с "Дочерью некроманта" написаны в стиле прохождения компьютерной ролевой игры, а это не литература.

Не менее известным чем цикл о некроманте Фессе является роман "Не время для драконов", написанный Николаем Перумовым в соавторстве с Сергеем Лукьяненко. Я прочёл это произведение, будучи аспирантом. В нём нам рассказывают историю об обычном человеке, переместившемся с Земли в другой мир. В мир магии и волшебства. Он избранный. На момент прочтения я был мало знаком с книгами подобного жанра, и роман мне понравился. Правда, тогда я отметил сексуальную составляющую. Позже понял, что страсть, эротика и секс стали обязательными элементами многих фантастических произведений. Спустя годы я не рекомендую читать роман "Не время для драконов" любителям настоящей литературы.

На встречах с читателями Николай Перумов упоминал роман "Тысяча лет Хрофта", ранее неизданный. Якобы у этого произведения такой большой объём, что его не втиснуть в обычные книги, издаваемые "Эксмо". Тем не менее, этот двухтомник вышел. Не скажу, что листаж у него большой. А вот шрифт стал крупнее, да и чистые поля расширились. Из двух книг интересного сюжета, дополняющего "Гибель богов", наберётся на сто (максимум сто пятьдесят) страниц.

Ещё одним примером "превозмогания" главного героя и вожделения как мотива к действию является книга "Эльфийская стража". В этом произведении всё вроде бы просто, но совершенно непонятно, кто или что противостоит эльфам и людям.

Также Николай Перумов написал две книжки с приставкой "Охотники" в названии. Эти произведения — то ли пародия автора на свои же произведения, то ли проба в так называемом "романтическом фэнтези". Так или иначе, читать их я не рекомендую никому.

Любительские книги по вселенной Толкиена за авторством Перумова мне читать не хотелось, так как я не был и не являюсь толкиенистом. Кстати, мне неизвестно, платил ли Николай Перумов за использование чужой выдуманной вселенной. По идее, должен был.

Николай Перумов стал настолько популярным писателем в России, что по его выдуманным мирам неизвестными авторами были сочинены произведения. По качеству они похожи на псевдолитературу по вселенной компьютерных игр "Disciples". Николай Перумов раздумывал над экранизацией своих книг в кинематографе и даже подписал контракт, но дальше планов дело не пошло. Меня эта ситуация не удивила. Некоторые книги писателя отличаются размахом, продуманными мирами и магией разных видов. В капиталистической России снимать такое кино снимать почти не умеют.

И вот я попрощался с книгами Николая Перумова, но в 2012 году вышли первые две книги из цикла "Гибель богов 2": "Память пламени" и "Удерживая небо". Скажу честно, я купился на название. Подумал, что раз писатель решил продолжить историю богов Хедина и Ракота, то напишет её качественно, и это будет увлекательное произведение. Как же я ошибся.

Из первых двух книг цикла "Гибель богов 2" становится ясно, что как боги Хедин и Ракот не состоялись. Чем они занимаются — фиг поймёшь. Да ещё и обзавелись типично людскими чертами. В компанию к ним со временем попадёт давняя любовница Хедина — волшебница Сигрлинн. Новые боги, хранители равновесия... Они так долго боялись использовать силу, что вселенная Упорядоченного оказалась в опасности. При этом всё ещё мало сведений о других истинных магах поколения Хедина и Ракота и непонятно, отчего могущественные новые боги не расправились окончательно с молодыми богами.

Центральными персонажами первых двух книг являются чародейка Клара Хюммель, её муж — дракон Сфайрат и их дети. Они оказались вовлечены в странные события, к которым имели отношение как ученики бога Хедина, так и подозрительная троица магов. Помимо семейных драм, намёков на любовную линию между вампиром и чародейкой, автор представил нам эгоистичного послушника Матфея. Этот юноша желал стать могущественным магом, а не работать в монастыре. Также в дилогии рассказана история крылатой адаты Гелерры, влюблённой в бога Хедина, но отвернувшейся от него.

Следующие два тома "Гибели богов 2" посвящены Старому Хрофту, скандинавскому богу Одину. Заручившись помощью магов, он решил восстановить Асгард и обрёл новый источник магии. Чем руководствовался мудрый бог? Почему не посоветовался сперва с Хедином? Непонятно.

Двухтомник "Хедин, враг мой" — это подготовка и вооружённый конфликт воинства Старого Хрофта при поддержке магов и Дальних с войсками нового бога Хедина. Как не старался Хедин избежать битв, как не придумывал хитрые планы, ему не удалось избежать битвы со Старым Хрофтом.

Книга "Прошедшая вечность" во многом похожа на третий том "Войны мага". Здесь много пустых разговоров, рассуждений, каких-то поступков и действий, смысл коих покрыт туманом тайны. Но поскольку в цикле "Гибель богов 2" Николай Перумов свёл кучу персонажей, у каждого из которых есть свои цели и желания, то пробуксовка неизбежна рано или поздно.

Прочитав все эти книги цикла "Гибель богов 2", становится понятно, что Хедин и Ракот — весьма посредственные боги. Что пока они занимались непонятно чем, против них созрели заговоры и сплетены интриги Дальними, загадочными тремя магами (я полагал, что они принадлежат к так называемому "потерянному поколению", но нет). Где-то на границе Упорядоченного прорывался Хаос. Где-то мутили воду молодые боги. Мечтал о силе и славе архимаг Долины Игнациус Коппер. А таинственный Спаситель шествовал по мирам и пожирал души. Великие духи вселенной Демогорнон и Орлангур так заботились о сохранении равновесия, что не посвятили новых богов в суть происходящего.

Наконец, в томе "Орёл и дракон" Николай Перумов разобрал по двум блокам большинство персонажей цикла. Пока Хедин и Ракот искали ответы о надвигающемся конце света, пока их ученики занимались непонятно чем, Демогоргон и Орлангур столкнули в масштабной битве две армады. Для чего духам эта кровавая жертва? Каков их интерес? Связаны ли с ними три загадочных мага? Неизвестно.

И вот заключительные два тома цикла "Гибель богов 2" называются "Душа бога". История достигла своего апогея, подобно тому как это было в серии книг о некроманте Фессе. Собрав в одной саге множество персонажей, Николай Перумов шагами подвёл их к битве с таинственным и опасным Спасителем. Кто же это такой? Что это за сущность, которую не убили алмазный и деревянный мечи? Кем надо быть если не богом, чтобы уничтожить его? Ответы на эти вопросы автор даёт в последней книге, но, возможно, они вас разочаруют.

Роль мудрого Хедина отчасти похожа на роль некроманта Фесса. И как покой некроманта охраняет девушка-дракон, так и рядом с Хедином будет его любовница. Он настолько хорош собой и силён, что в него влюблены разные особы. Среди читателей бродит мнение, что бог Хедин — это аватар Николая Перумова в книгах. Вообще, в финале "Души бога" практически все ключевые персонажи вновь обретают любовь. Добравшись до послесловия автора, я наелся образов, персонажей и конструктов, непонятно откуда взявшихся в Упорядоченном. Здесь и некое древо в космосе, разрушаемое демонами, и трактир, и золотой престол, и Армада, и некий Творец...

Как в "Гибели богов", так и в "Гибели богов 2" молодые боги остались в живых. План Дальних сорван, Хаос отделён, асгардцы погибли в Рагнарёке. Упорядоченное спасено. Вот только была ли на самом деле угроза? Непонятно. С чего вдруг три человека (троица магов) оказались по уму и силе подстать богам? Ведь они не истинные маги... Вопросов ещё можно задать с десяток, но ответов в цикле на них нет.

В целом, цикл "Гибель богов 2" — это мелодрама, похожая на южно-американские и турецкие сериалы. В послесловии книги "Душа бога. Том 2" Николай Перумов указывает, что в дальнейшем ещё возможно вернётся к персонажам Хедину и Ракоту.

На мой взгляд, весь этот цикл написан в клише американского кинематографа и комиксов. Когда у тамошних сценаристов заканчиваются идеи для сюжетов, они сочиняют истории про параллельные миры, путешествия во времени и объединение героев из разных вселенных. Несмотря на наличие разных линий повествования, данная серия книг по стилю очень похожа на приключения некроманта Фесса. Длительная подготовка, затянутая середина с накалом, затянутая кульминация и странная развязка.

В книге "Душа бога. Том 2" издатель поместил следующую аннотацию:

"Самое масштабное эпическое полотно в отечественной фантастике. Цикл, ставший классикой русского фэнтези. Один из самых больших литературных русскоязычных фэндомов. Всё это – «Гибель богов» Ника Перумова!

История, начатая больше тридцати лет назад, подошла к своему завершению. Мы узнаем, что случилось со всеми героями саги, смертными и бессмертными, уцелела ли вселенная Упорядоченного и вышел ли кто-нибудь победителем в схватке вселенских сил.

В день, когда заканчиваются все пути, открываются все двери и находятся ответы на все вопросы. В день Рагнарёка, истинной гибели богов."

Честно говоря, я не представляю с чего вдруг цикл "Гибель богов 2" Николая Перумова стал классикой русского фэнтези. Я вообще не понимаю, отчего книги Перумова так популярны. Да, у него детализированы миры, некоторые персонажи и сюжеты интересны, хорошо описаны батальные сцены и выборочные поединки. Система магии поначалу увлекает, а затем с законом равновесия вызывает смех. Идеи, заложенные писателем в цикл "Гибель богов 2" не блещут оригинальностью, а ответы на ребусы тривиальны.

Читали ли вы произведения Николая Перумова? Что вам понравилось в них? Изменилось ли ваше мнение об этих книгах спустя годы?


Статья написана 14 марта 16:09

22 октября 2018 года я посмотрел в кинотеатре фильм «Хищник», являющийся продолжением известной серии фантастических боевиков. Перед тем как поделиться впечатлениями от увиденного, предлагаю вспомнить, о чём были предыдущие фильмы.

Фантастический боевик «Хищник» вышел в прокат в 1987 году. Режиссёром этого фильма является Джон МакТирнан. Мне понравились его фильмы «13-й воин» и «База Клейтон». Сюжетная завязка в фильме «Хищник» 1987 года проста настолько, насколько это возможно для фантастического боевика. Полагаю, что вы запомнили из этого фильма сцены убийств Хищником американских спецназовцев, командира группы по прозвищу Датч в исполнении Арнольда Шварценеггера и его схватки с Хищником. В этом фильме есть «клюквенный» эпизод, в котором попавших в плен к повстанцам американцев пытали советские военные. Фильм «Хищник» 1987 года мало чего рассказал нам об инопланетянах, которые прилетали охотиться на Землю. Учитывая, что это был первый фильм серии, на это можно закрыть глаза.

В 1990 году на экраны вышел фильм «Хищник 2», режиссёром выступил Стивен Хопкинс. События происходили в Лос-Анджелесе во время криминальной разборки между бандами. Этот фильм также является фантастическим боевиком, но из него мы узнали чуть больше об инопланетянах. В США создали специальное подразделение, изучающее Хищников. В распоряжении у военных есть защитные костюмы, которые позволяют солдатам оставаться невидимыми в инфракрасном диапазоне. Но по закону жанра военные допускают ошибку, и Хищник убивает их. Пришельца убивает темнокожий лейтенант полиции, причём на инопланетном корабле! Наверно, вы помните, что на космическом корабле Хищников был череп Чужого. Это стало поводом для съёмок фильма «Чужой против Хищника». Фильм «Хищник 2» является обычным боевиком, но он получил ряд наград. Достоинством этого фильма является то, что в финале становится ясна цель охоты инопланетян на Земле. На мой взгляд, для хорошего фантастического фильма этого мало.

По идее, следующий фильм франшизы мог поведать нам увлекательную историю, показать планету Хищников, познакомить с их цивилизацией. Но чуда не произошло.

В 2010 году в прокат вышел фильм «Хищники». В режиссёрском кресле устроился Нимрод Антал, а продюсером выступил Роберт Родригес. Сюжет в этом фильме так же прост, как и в «Хищнике» 1987 года. На неизвестной планете приходят в себя земляне. Отставной американский военный, мексиканский бандит, русский военный с пулемётом, женщина с винтовкой, якудза, заключённый, темнокожий и доктор. Странно, что никто из персонажей не был гомосексуалистом или транссексуалом. Группа продвигается по джунглям, отстреливается от зверей и инопланетных охотников. Затем люди узнают, что эта планета – охотничьи угодья, что здесь сражаются друг с другом представители расы Хищников и что неподалёку есть космический корабль. Отряд теряет бойцов, но люди всё же достигают места, где расположен корабль, и помогают одному из Хищников выжить. Пришелец готовит космический корабль к запуску, но другие Хищники его убивают, а корабль взрывают. Выжившие люди видят, как в небе раскрываются парашюты.

Сюжет в фильме «Хищники» обрывочный, словно сценарий написали для галочки. Посмотрев фильм дважды, я так и не понял, что это за планета с условиями, подходящими для жизни людей и Хищников. Кто присылает на эту планету людей? Почему представители развитой цивилизации враждуют друг с другом? Из предыдущих фильмов мы знаем, что охота является тренировкой (проверкой, испытанием) для Хищника. А какой смысл в уничтожении Хищником сородичей? Непонятно!

Обратимся к фильмам, в которых в охоте кроме людей и Хищников приняли участие представители расы Чужих.

Фильм «Чужой против Хищника» вышел на экраны в 2004 году. Режиссёр данной кинокартины – Пол Уильям Скотт Андерсон, известный создатель серии фильмов «Обитель зла». На мой взгляд, «Чужой против Хищника» – самый интересный фильм в части сюжета и поведения инопланетян. Хищники прилетали на Землю на протяжении многих лет и охотились как на людей, так и на Чужих. Причём Чужих Хищники разводили ради охоты. Люди построили свои пирамиды как подражания ритуальной пирамиде под льдами Антарктиды. Мне было не особо интересно наблюдать за сценами схваток пришельцев и людей, я обращал внимание на антураж, в котором происходило действие. И следуя тенденциям в кинематографе, в этом фильме решающую роль в финале сыграла темнокожая землянка, в награду получившая от Хищников копьё. «Чужой против Хищника» получил премию «Золотая малина», хотя был наиболее содержательным в плане истории и культуры Хищников.

Если вы думаете, что фильм «Чужой против Хищника» плох по сюжету, посмотрите «Чужие против Хищника. Реквием» 2007 года. Этот фильм сняли братья Колин и Грег Штраусы. Может быть вы смотрели другие их кинокартины? Я, к примеру, ничего не слышал об этих режиссёрах. Сюжет в фильме «Чужие против Хищника. Реквием» есть, но, по-моему, в нём слишком много ляпов и нестыковок. Идея с появлением гибрида Чужого и Хищника мне не понравилась. Хотя бы потому, что такое могли заметить и предотвратить другие Хищники. Поведение Хищника, охотящегося на Чужих, и мутанта на Земле, также порой вызывали у меня недоумение. Ну, а люди… Люди в этом фильме присутствуют массово в качестве расходного материала. Решение командования сперва послать разведотряд, а затем применить оружие массового поражения против пришельцев и людей – это пример человеческой логики. И, конечно, отказ от использования пистолета, сделанного Хищником из плазменной пушки, это тоже логически понятное решение. Можно было бы простить огрехи сюжета, будь в фильме «Чужие против Хищника. Реквием» интересные актёрские работы. Но их нет! Это же фантастический боевик, скажете вы. Зачем в фильме этого жанра актёрская игра? Моя надежда увидеть крепкую фантастику про Хищников угасла после просмотра этого фильма.

Как вы знаете, в США по фильмам и комиксам активно выпускается сувенирная продукция. Фильмы про Хищников и Чужих не стали исключением. Про этих жестоких пришельцев написаны грошовые романы для ярых поклонников, даже выходили комиксы. Фигурки, компьютерные игры. Всё это позволяет американским компаниям зарабатывать хорошие деньги.

Теперь давайте выдохнем и разберёмся, а что же мы знаем о Хищниках?

В фильмах у расы пришельцев нет названия. В книгах и комиксах можно встретить названия «Яутжа» и «Хиш». Хищники являются двуногими прямоходящими гуманоидами, в хорошей физической форме. Прилетающие на Землю инопланетяне охотятся на людей и Чужих – это экзамен (проверка) Хищника для принятия его в сообщество воинов. В ходе охоты пришелец собирает трофеи с убитых им противников (черепа, кости, оружие).

Несмотря на то, что в фильмах Хищники действуют в одиночку, они принадлежат к развитой цивилизации. Охота является главным делом этих пришельцев. Согласно кодексу чести, Хищники не убивают детей, беременных самок, больных и невооружённых особей, если они не представляют угрозу. У пришельцев есть специфический язык, при этом они способны воспроизводить услышанные звуки и речь людей. Непонятные людям буквы, знаки и числа можно увидеть в каждом фильме о представителях расы инопланетных охотников.

Кроме охотников среди пришельцев есть учёные, инженеры и кто-то ещё... Технологии Хищников значительно опережают человеческие. Вы помните мощное вооружение инопланетян, а их система маскировки – это что-то! А снаряжение? Маска, портативный компьютер, набор первой помощи… У Хищников в распоряжении космические корабли, способные совершать «прыжки» в пространстве.

К сожалению, информации о цивилизации Хищников на русском языке мало. Например, мне не удалось узнать, есть ли у них особи женского пола, и как эти пришельцы размножаются. Комиксы мне не нравятся, а читать любительские книжки по мотивам фильмов и игр – плохая идея, как правило.

Мы вспомнили фильмы о Хищниках разных лет, познакомились с инопланетянами поближе. Самое время перейти к фильму «Хищник» 2018 года!

Если вы ещё не смотрели новый фильм про пришельцев-охотников, то имейте в виду – по жанру он отличается от всех предыдущих частей. Оказавшись в кресле режиссёра Шейн Блэк, сыгравший в «Хищнике» 1987 года радиста, решил наплевать на каноны и снял комедию в духе «Славных парней». В «Хищнике» 2018 года несколько сюжетных линий тянутся параллельно некоторое время, затем пересекаются и начинается клоунада. Причём сам сюжет подаётся крупицами, а когда складывается более ли менее целостная картинка, то… Я понял, что логики в новой истории отчаянно не хватает. В фильме полно бесполезных персонажей (психов), которые грубо и пошло шутят до определённых моментов, а затем умирают. Эти персонажи – стереотипные статисты.

А чего стоит руководитель секретной базы «Астроном»? Этакий самоуверенный плэйбой, не способный проконтроливать исследования на базе! В распоряжении земных учёных снаряжение Хищников, но у группы американских спецназовцев и охранников базы нет ни новейшего оружия, ни средств защиты и обнаружения невидимых противников. Да и учёных, видимо, набрали по объявлениям в интернете. Эти горе-специалисты не знают, сколько продлится действие наркоза на захваченном инопланетянине, и не в состоянии что-либо предпринять, когда Хищник просыпается.

Идея про мальчика-аутиста, который запросто разобрался с языком инопланетян, любопытная, но из-за малой детализации смотрится глупо. Будь этот мальчик новым Альбертом Эйнштейном, на изучение и понимание языка инопланетян всё равно требуется не пара дней.

Основная идея, которая становится ясна ближе к концу фильма, вызывает недоумение, так как не стыкуется со всем, что известно про инопланетных охотников из предыдущих фильмов. Возможно, чтобы разобраться в этом витке истории про Хищников, надо прочесть новые книги… Но у меня после просмотра фильма нету желания читать что-либо, связанное с новым фильмом.

В фильме «Хищник» 2018 года большую часть времени происходят разговоры, споры и перестрелки между людьми. С пришельцами люди сталкиваются реже и, в основном, стреляют в них. Интересных сцен ближнего боя в этом фильме нет. Вот и получается, что мы посмотрели фильм «Хищник», а самих Хищников видели в качестве второстепенных персонажей.

Актёрской игры нет в этом фильме. Хотя, в предыдущих фильмах о инопланетных охотниках её тоже не было. Это же фантастические боевики, зачем заморачиваться?

Визуально «Хищник» 2018 года смотрится как современный блокбастер, коим он и является. Сейчас практически в любой фантастический фильм запихивают фирменный американский юмор (в большем или меньшем количестве), непонятно только для чего.

Если вы любите фантастические боевики и вам не важны сюжет и логика, то фильм «Хищник» 2018 года для вас. Если вы хотели узнать больше об инопланетных охотниках, то в новом фильме чуть больше информации по сравнению с «Хищником» 1987 года и «Хищником 2» 1990 года.

На мой взгляд, «Хищник» 2018 года схож с фильмом «Терминатор: Генезис». Здесь тоже эксплуатируются приёмы и ходы из предыдущих частей, история сочинена для галочки, много несмешных шуток, и в итоге у меня создалось впечатление, что я посмотрел фильм-пародию.

Похоже, что в ближайшие годы мы не узнаем ничего о цивилизации Хищников. Во всяком случае из фильмов. Возможно, спустя несколько лет выйдет фантастический сериал о представителях загадочной инопланетной расы. Формат сериала позволяет уделять достаточное внимание деталям, продумывать сюжет и персонажей. А вы хотите посмотреть сериал про Хищников?

Выскажите своё мнение об этой статье и фильме «Хищник» 2018 года.

На этом я прощаюсь и желаю вам удачной охоты!


Статья написана 11 января 16:02

Мы живём в эпоху, когда некоторые люди возвели на пьедестал золотого тельца как символ успеха в жизни и смеются над ценностями семьи, дружбы и доверия. Постмодернизм потерпел поражение, на мой взгляд. Его творцы из Европы и США так и не нашли духовных и нравственных правил, которые бы приняло общество. Но сегодня я хочу совершить путешествие в прошлое и поделиться с вами впечатлениями от романа «Игра в бисер», написанного Германом Гессе.

Данное произведение было впервые опубликовано в 1943 году, во время Второй мировой войны. В романе автор задал несколько важных вопросов к читателям о значении искусства и наук для человека, о гармонии в жизни и о понимании реального положения дел. Структурно произведение состоит из небольшого вступления к читателю, истории жизни выдающегося игрока в бисер Йозефа Кнехта и его сочинений.

Поначалу у вас может сложиться впечатление, что история, рассказываемая автором в книге, происходит в XIX веке. Однако, примерно в середине романа в тексте встречаются упоминания техники (радио, автомобиль), получившей массовое распространение в XX веке. Также упоминается мировая война.

Перейдём к истории о провинции Касталии и жизнеописанию Йозефа Кнехта, пропустив вступительную часть романа.

Будучи способным к музыке, подросток Йозеф оставил обычную школу и переехал в одно из учебных заведений Касталии, где помимо музыки и медитаций обучающиеся изучают загадочное искусство игры в бисер. Можно прочесть весь роман, но так и не понять, что же на самом деле представляет из себя эта игра, придуманная Германом Гессе. Об этом я напишу в заключительной части данной статьи.

Важной чертой обучения в Касталии, игры в бисер, членства в Ордене является то, что все участники исключительно мужчины. При этом Герман Гессе упоминает в тексте, что женщины в Касталии всё же есть, но они являются жёнами и матерями местного населения (не имеющего отношения к искусству игры в бисер). Почему же автор на протяжении всего романа мягко подчёркивает превосходство мужчины над женщиной? Как вы полагаете?

Итак, одарённый Йозеф Кнехт учился в Касталии, подружился с Плинио Дезиньори, который обучался там же, но через некоторое время вернулся в привычный мир. Фамилии у друзей говорящие. Кнехт – это слуга или раб, а Дезиньори означает господин (от слова «сеньор»). Йозеф защитил идеалы Касталии в трудном интеллектуальном поединке с другом Плинио, и каждый остался при своём мнении.

Провинция Касталия предстаёт перед нами сперва как оплот духовности, науки и смысла. Но в конце романа этот волшебный воздушный замок растворяется, не выдержав критики с земли. Хотя провинция обучает и направляет в другие части страны своих высокообразованных выпускников, хотя Орден заботится о сохранении духовных ценностей… Жители страны не понимают касталийцев, а мудрецы не хотят признать опасности, причина коей в изоляции Касталии. Благодаря общению с монахом-бенедиктинцем Иаковом Йозеф принялся изучать историю и, занимая пост магистра игры в бисер, пришёл к осознанию угрозы для Ордена и провинции.

Разумеется, он предпринял попытку предотвратить крах Касталии, написав подробное письмо в совет Ордена, предложив, как минимум, направлять учителей из провинции в обычные школы страны. Тем не менее, Йозеф не объяснил в своём письме, чем игра в бисер будет полезна для обычных людей. Члены совета Ордена не приняли во внимание предостережения и не поняли мнения Йозефа Кнехта. Магистр игры Кнехт сложил с себя полномочия и покинул провинцию, чтобы заняться обучением сына Плинио и принять смерть.

Йозеф якобы стал мудрым человеком, а его друг Плинио провёл молодость в веселье и кураже, поучаствовал в политике, женился и у него растёт сын. Но при этом Плинио Дезиньори признался Йозефу, что несчастен. Что ему не хватает чего-то, что жена им манипулирует. Выходит, что Герман Гессе считал удел монаха лучшим, чем удел мирянина? Намёки на это можно встретить и в следующей части романа, где приведены три жизнеописания.

Кроме Плинио у Йозефа было ещё два друга – любящий сложные задачи Фриц Тегуляриус и одарённый музыкант Ферромонте. Эти два человека оказали помощь и поддержку Йозефу.

Когда я читал основную часть романа, так и не понял, кто обеспечивает быт членам Ордена в Касталии. Ведь все они целыми днями заняты решением каких-то важных интеллектуальных проблем, научных задач, написанием писем и циркуляров. Эти люди настолько вжились в свои роли, что когда магистр Томас умер, его заместитель Бертрам испугался ответственности за проведение игры.

Сочинения Йозефа Кнехта являются стихотворениями и жизнеописаниями неких мудрецов. Среди стихотворений мне больше всего понравилось одно, в котором отражена суть заблуждений касталийцев и последствия их невнимательности к миру за пределами провинции.

Последний умелец игры в бисер

Согнувшись, со стекляшками в руке

Сидит он. А вокруг и вдалеке

Следы войны и мора, на руинах

Плющ и в плюще жужжанье стай пчелиных.

Усталый мир притих. Полны мгновенья

Мелодией негромкой одряхленья.

Старик то эту бусину, то ту,

То синюю, то белую берёт,

Чтобы внести порядок в пестроту,

Внести в сумбур учёт, отсчёт и счёт.

Игры великий мастер, он немало

Знал языков, искусств и стран когда-то,

Всемирной славой жизнь была богата,

Приверженцев и почестей хватало.

Учеников к нему валили тыщи…

Теперь он стар, не нужен, изнурён.

Никто теперь похвал его не ищет,

И никакой магистр не пригласит

Его на диспут. В пропасти времён

Исчезли школы, книги, храмы. Он сидит

На пепелище. Бусины в руке,

Когда-то шифр науки многоумной,

А ныне просто стёклышки цветные,

Они из дряхлых рук скользят бесшумно

На землю и теряются в песке…

Первое жизнеописание называется «Кудесник» и повествует об обучении, становлении и работе заклинателя погоды Кнехта. В отличии от Йозефа, этот Кнехт женился, у него родились дети, и его сын стал следующим магом в поселении. Эта история о жертвенности собой ради блага других. В этом жизнеописании есть два типа женщин – одни руководят жизнью племени, а другие обеспечивают быт и рожают детей. Главный герой относится к своей жене как к служанке.

Во второй истории перед нами предстаёт отшельник Йозефус Фамулюс, живущий в период становления христианства. Оставив жену, он стал схимником и молча выслушивал простых людей, которые приходили к нему исповедоваться. Под конец жизни он пришёл к принятию того, что сам является великим грешником, так как знает границы зла. А простой человек ведёт себя как ребёнок, не ведая что творит. И поэтому его следует жалеть и прощать.

Здесь стоит отметить, что любой взрослый сознательный человек несёт ответственность, прежде всего, перед самим собой за свои поступки. И списывать на неведение и непонимание те или иные действия человека, принёсшие вред, боль и страдания другим людям, на мой взгляд, неверно.

В третьем жизнеописании рассказывается история Дасы (с санскрита – слуга). Его жизнь наполнена разными событиями. Однажды перед ним встал выбор. Он увидел сон, в котором он – раджа своей страны, у него есть любимая жена и сын. Однако, это не принесло ему счастья: жена стала считать его слабаком и флиртовала с военноначальником, его страна проиграла войну, а его сын погиб. Пробудившись от сна, Даса решил отказаться от своих амбиций, усмирить свой дух и стать учеником йога.

Эта история хорошо отражает поведение несознательного мужчины, который не знает, чего хочет на самом деле. Всю жизнь он за что-то борется, добивается, строит дом и создаёт семью. Но под конец жизни он всё равно чем-то недоволен и жалеет о чём-то.

В всех трёх жизнеописаниях автор представил в качестве норм поведения мудрого мужчины принятие на себя определённой роли и ответственности, и отказ от личного счастья. Но чтобы стать мудрым, мужчине надо прожить долгую насыщенную жизнь, а судьба отшельника (мудреца, йога) – удел единиц. На мой взгляд, настоящий мужчина может прожить достойную уважения жизнь, воспитав с женой детей и научив чему-нибудь внуков. И такой человек будет не менее мудр, чем какой-нибудь монах или йог.

Выдающаяся игра в бисер в Касталии, по сути, представляет попыткой поставить искусство вне общества в виде некой игры. Вот только несмотря на всю сложность, в этой игре не важен результат. Для членов Ордена важен только сам процесс игры. Герман Гессе неспроста сделал ставку на музыку как основу для игры в бисер. Как вы думаете, почему?

Есть игры, в которых азарт, сила и победа не так важны. Периодически я играю в шахматы с приятелями, и меня не волнует выигрыш. Я получаю удовольствие от процесса игры. Но много ли у вас знакомых мужчин, для которых процесс интереснее и важнее результата?

Так какова же основная проблема, которую автор пытался разрешить на страницах романа «Игра в бисер»? На мой взгляд, это ошибочность идеализации искусства и его отдаление от человека и общества. Потому что такой процесс неизбежно превратит искусство в беспредметную игру, понять и оценить которую смогут лишь единицы людей.

Почему в романе все основные персонажи – мужчины? Почему женщины в Касталии выполняют роли прислуги и матерей? Отчасти это вызвано тем, в какое время жил Герман Гессе. В конце XIX и в начале XX века были сильны гендерные стереотипы, как сегодня в США всё ещё сильны расовые предубеждения. Возможности женщин в части образования, карьеры и самостоятельной жизни значительно уступали возможностям мужчин. Возможно, на гендерное превосходство мужчин над женщинами в романе повлияло и то, что первая жена писателя (Мария Бернулли) болела шизофренией, и сам Герман Гессе лечился у психоаналитика. Тем не менее, после развода с Марией, автор женился ещё дважды.

Когда мои родители учились в Ленинградском государственном университете, роман «Игра в бисер» был популярен, как и другие произведения постмодернизма. Мой отец был в восторге от этой книги, так как считал себя интеллигентом и не любил всё, что связано с обязанностями мужа и отца. Возможно, он хотел уйти в православный монастырь, чтобы обрести духовность, но так и не сделал этого. Полагаю, потому что монахи не только молятся, пишут иконы и читают книги, но и работают, чтоб обеспечить жизнь в монастыре.

Роман «Игра в бисер» мне понравился. Эту книгу я читал с интересом, поначалу искал на её страницах скрытый смысл и не находил его. А секрет оказался прост – только прочитав данное произведение полностью, можно разгадать его ребус.

А вы читали роман Германа Гессе «Игра в бисер»? Понравилась вам эта книга? Поделитесь своим мнением о ней и моей статье в комментариях. Играете ли вы в бисер?





  Подписка

Количество подписчиков: 6

⇑ Наверх