Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «necrotigr» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 15  16  17

Статья написана 18 апреля 19:14

Начало чтения известной и снова актуальной книги Нассима Талеба «Чёрный лебедь» навело на следующую мысль. Писатели-фантасты моделировали и продолжают моделировать прилёт инопланетян, пришельцев из космоса, и другие разного рода контакты, каждый из которых может стать «чёрным лебедем» — доселе неизвестным и совершенно непредсказуемым событием, которое приводит к масштабным последствиям.

Но зачем далеко ходить на другие планеты, если подобное уже случалось на Земле. Цивилизации Нового Света: ацтеки, майя, инки — достигли определенной ступени развития, хоть и с кажущимися недостатками (как отсутствие колеса), жили в своём мире, у них даже были планы на будущее — тот самый календарь до 2012 года. Но как-то раз на горизонте показался странный корабль, а потом какие-то существа, вроде бы и похожие на местных, только абсолютно другие. Проходит несколько десятков лет и эта цивилизация полностью перестаёт существовать. Конец истории.

Судьба этих индейцев — самая реалистичная из ненаписанных фантастических книг о пришельцах.


Статья написана 20 ноября 2019 г. 00:26

Вчерашний доклад на IT-конференции, посвященный написанию нейросетью хоралов на основе произведений Баха (https://soundcloud.com/bachbot), заставил меня задуматься и даже слегка возмутил. Во-первых, употреблением слова «creativity» по отношению к нейросети. Но можно ли считать творчеством простое обучение на множестве сэмплов, при этом на на работах самого Баха? Ведь Бах, как и любой композитор, или творец, не просто обезьянничал, слепо копируя работы предшественников и пытаясь угадать каждую следующую ноту (как это делает нейросеть), а создавал новое качество. И это был мой вопрос к докладчику — а каков был бы результат, если нейросеть обучить на работах учителей Баха, тем более, что они и их произведения известны (например Дитрих Букстехуде). Но ответ, который так и не был дан (докладчику эта мысль даже в голову не приходила) — это опять же была бы копия, или некое среднеарифметическое подобие всей музыки, на которой нейросеть бы обучили. Хотя и глагол «обучать» тут тоже неприменим, скорее уж «натаскивать».

Аналогичный пример был и с Рембрандтом. На другом IT-митапе докладчик первым делом показал картину, сгенеренную нейросетью, натасканной на картинах Рембрандта — эдакий портрет молодого человека XVII века. Вау-эффект был непередаваемый! Тем более, что с картиной проще, чем с музыкой — воспринимается всеми и сразу. Но и тут возникает вопрос о творчестве, и даже не один. Если нейросети показать только одну картину в качестве примера — результатом будет именно копия этой картины. А если показать тысячу — результатом и будет этот среднеарифметический портрет.

Проблема этих экспериментов, пусть сами по себе они и хороши, популяризируя и продвигая вперёд науку и технику, в том, что кажущийся универсальным инструмент пытаются приспособить для решения несвойственных ему задач, буквально интерпретируя словосочетание «искусственный интеллект». Если человеческий мозг обучается, то и с искусственным всяко выйдет? Для распознавания образов — нужного человека в толпе, например — нейросеть подходит идеально, ведь тут как раз и работают все калькуляции, веса и прочее. Обратная же задача — нарисовать образ прекрасной незнакомки — гораздо более трудна, как и в криптографии, где хэш слова создать просто, а по хэшу угадать слово — почти невозможно.

Наверное, с появлением работающих квантовых компьютеров, нейросетям и искусственному интеллекту удастся перейти тот мостик, отделяющий просто натасканность от творчества, но на данный момент это невозможно.

Итого: ответ — нет.


Статья написана 25 мая 2019 г. 23:00

На этой неделе закончился эпичнейший сериал «Игра престолов». А я пересмотрел «Хоббита». И нашёл много похожего. И разного тоже, но лучше по порядку.

Драконы. В сериале их 3, тут один, но он экранного времени он захватывает не меньше. А как он жжёт! Без сомнения, создатели сериала смотрели этот фильм и наверняка вдохновлялись им. Да и грех не взять как пример — бюджет одной части фильма больше 200 млн $ (и это заметно!) — в 2 с лишним раза больше, чем самый дорогой последний сезон. Собственно, и 3 части Хоббита я смотрел не в один присест, а недели полторы.

Голубые глаза Азога Осквернителя, и его же белая кожа безусловно напоминают Белых Ходоков. Те были придуманы в книге, окей, но визуальный образ прям очень похож.

А на этом всё про сравнение! Хотя нет, обе саги (включая Властелина Колец) оказались популярны. Для нынешнего поколения Игра престолов наверняка более влиятельна, чем для нескольких предыдущих — эпик от Толкиена.

В заключении хочу лишь больше рассказать про Хоббита. В первый раз фильм мне не очень зашёл: чрезмерно отдалённый от книги, и тем не менее поначалу детско-мультяшный. Но, когда смотришь все части подряд, впечатление получается более цельным, понимаешь больше, что это — уже в достаточной степени самостоятельное произведение, сделанное хорошим режиссёром-фанатом.

И кстати, Хоббит — по сути, первый треккинговый поход. Очень напоминает поход к базовому лагерю другой реальной Одинокой горы — Эвереста... и обратно.


Статья написана 22 декабря 2018 г. 19:56

Год в плане чтения выдался успешный, по крайней мере — по ощущениям читать я стал больше, явно больше чем в прошлом году. Отчасти спасибо общественному транспорту8-)

Основной прорыв — количество прочитанных в оригинале (на английском) книг. Если раньше число этих книг было равно нулю, то теперь боязнь уступила место уверенности: художественные тексты мне по зубам! Конечно, количество неизвестных слов (в основном, описательных прилагательных) по-прежнему велико, но это не сильно мешает, мозг не напрягается. Стараюсь читать книги на русском и английском через одну (не всегда получается).

Первой ласточкой в этом плане стала добитая, хоть и за полгода, "Seveneves" Стивенсона. Но больше запомнились книги с этническим антуражем: поэтичный и меланхоличный "Снег" Орхана Памука и небезысвестный "Шантарам". Пелеви н и Иванов выпустили дежурные новинки, причем за Пелевиным я уже не успеваю и он становится всё менее интересен, а вот Иванов — наоборот, идёт всё дальше по пути популярности и коммерческого успеха, при этом занимаясь любимым делом и творя то, что нравится. Завидую ему!

Из актуальных новинок нефантастики была прочитана "Петровы в гриппе и вокруг него" — неплохо, но на большее не тянет.

И совсем недавно перечитал Стругацких. "Град обреченный" по-прежнему слишком абстрактен, "Гадкие лебеди" уже ощущаются более жизненно, а "Трудно быть богом" — книга на века!

В Новый Год переходит "A Stranger in Olondria" Софии Саматар, с которой имел честь познакомиться на Евроконе в Амьене. Продолжение есть в бумажном виде и с автографом8:-0

И вообще стал больше покупать книги, а не скачивать. Хотя это оказалось не всегда удобно и доступно — например, новый "Пищеблок" Алексея Иванова в электронном виде был недоступен и пришлось покупать с доставкой, а Амазон требует установки своего Kindle-приложения на айпад. Такой вот странный технологический прогресс в XXI веке.


Статья написана 18 ноября 2018 г. 19:13

В Нидерландах есть город Зволле, малоизвестный как туристам, так даже и самим голландцам. Хотя он раньше входил в Ганзейский союз, да и сейчас достаточно крупный город по местным меркам, с сохранившимся историческим центром. Но есть в нем одна достопримечательность, профильная для Фантлаба — книжный магазин в храме.




Тэги: книжные

Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 15  16  17




  Подписка

Количество подписчиков: 54

⇑ Наверх