Телепатия в НФ литературе – тема интересная и обширная. У меня на эту тему уйдет несколько статей. Многие классики НФ почему-то очень хорошо и аутентично изображали телепатию как проникновение в чужое сознание, навязывание (в т. ч. гипнотическое) своих мыслей. Откуда они это знали? Возможно (и даже скорее всего), они могли это испытать на себе, описывая, таким образом, собственный опыт.
В этой статье речь пойдет о начале. Кто был первым телепатом в НФ? Где это началось? Об этом говорит этот перевод из американского интернета. Слишком много, кстати, там на Западе в интернете о телепатии в НФ не пишут.
Напомню чисто хронологически (и исторически) – телепатия как термин был изобретен в Англии в 1882 г. Блейер изобрел термин «шизофрения» в 1908 г. (шизофрении приписывают «голоса», что и есть телепатия в действии). Если говорить на языке инквизиции, все фантасты, пишущие о телепатии, были шизофрениками. Но они ими не были.
John Sensebe May 2, 2016 Просмотрено 2 тыс. раз
Телепатия – основа современной научной фантастики и фэнтези.
Гарри Поттер: Лорд Волан-де-Морт может читать мысли людей.
«Звёздные войны»: разные джедаи и ситхи могут мысленно общаться или читать мысли других, в том числе, совсем недавно, Кайло Рена и Рей.
«Звёздный путь»: у вулканцев есть телепатические способности, как и у бетазоидов и многих других рас.
Властелин колец: теоретически любой может общаться телепатически, но айнуры особенно хороши в этом.
Доктор Кто: Как мы знаем, Повелители Времени – экстрасенсы.
Комиксы Marvel: телепатов очень много, самые известные из них – Джин Грей и Чарльз Ксавьер.
***
Несмотря на наличие стольких очевидных примеров, эта тенденция должна была с чего-то начаться. Доказательства существования телепатических способностей появились очень рано. Например, в рассказе 1933 г. «Правление Супермена» фигурирует телепатический персонаж, Супермен:
«Я могу делать четыре вещи, которым никто на планете не может подражать. Я могу перехватывать межпланетные сообщения, читать мысли любого, кого захочу, силой мысли внушать идеи людям и переносить свой взгляд в любую точку Вселенной».
Однако, вероятно, есть гораздо более ранние примеры.
Кто был первым телепатическим персонажем в художественной литературе?
Телепатический персонаж – это тот, кто может читать мысли, общаться мысленно или управлять сознанием, посылая мысли. Персонажи, которые используют внешние устройства для чтения мыслей, не подходят под это определение.
Adamant
Не совсем серьёзный ответ, но я подозреваю, что, вероятно, (одним из) первых, кто упомянул мысленное общение, был Моисей.
–
Янус Бах Жаке
Опубликовано1 мая 2016 года в 13:22
@user14111 — это может быть прикосновение. Машины не считаются, так как я ищу настоящих телепатов. Но если бы машина была постоянной частью чьей-то физической формы (например, киборги, читающие мысли), это было бы нормально.
–
Непреклонный
Самый ранний рассказ в ISFDB с «телепатом» в названии — «Опыт телепатии, в котором играют роль ясновидение и духовная телеграфия» 1889 года. Если предположить, что в рассказе есть настоящая телепатия (я ещё не проверял), то, вероятно, нет смысла рассматривать работы, написанные позже 1889 года.
–
пользователь14111
@JanusBahsJacquet Но если вы имеете в виду, что Моисей общался с Богом, то в этой ситуации телепатическим персонажем был Бог. Я не думаю, что Моисей общался мысленно с другими людьми.
–
Миша Р.
@МишаРоснач — религия вроде как запрещена, верно? Кроме того, что это за отговорка? «Кто был первым телепатом?» «Бог». «Кто был первым оборотнем?» «Бог». «Кто был первым...» «Бог.*» –
***
Вот три примера ранних историй с телепатией. Первая, датированная 1889 г., является прекрасным примером того, что мы ищем. Это предшествует роману Жюля Верна 1885 г. «Матиас Сандорф», как отмечено в ответе b_jonas. Я упоминаю об этом только в том случае, если есть некоторые сомнения относительно того, существует ли настоящая телепатия в романе Верна.
Второй пример, относящийся к 1871 г., не является верным ответом на текущий вопрос, потому что телепаты используют внешние устройства (свои посохи), хотя для работы с ними нужны определённые врождённые способности. Я упоминаю его на случай, если он может быть полезен кому-то, кто столкнётся с этим вопросом в будущем. Третий пример, относящийся к 1755 году, кажется верным; однако телепатия не является основной темой и фактически почти не упоминается в этой утопической истории. Все три примера были найдены с помощью книги «Научная фантастика: первые годы» Эверетта Ф. Блейлера [Science-Fiction: The Early Years by Everett F. Bleiler].
«К кому это может прийти» 1889: рассказ Эдварда Беллами [To Whom This May Come by Edward Bellamy], впервые опубликованный в «Новом ежемесячном журнале Харпера» в феврале 1889 г., доступен в библиотеке Корнеллского университета; переиздание 1898 г. доступно в «Проекте Гутенберг». Вот рецензия Блейлера:
Остров в Индийском океане. Главный герой терпит кораблекрушение на неизвестном острове, населенном потомками древних магов, которые были изгнаны из Азии. Необычным в них является то, что они общаются с помощью телепатии и что их голосовые органы почти полностью атрофировались. Только несколько переводчиков смешанного происхождения частично владеют речью.
Вот отрывок из этого рассказа:
«Они поняли вас, а не ваши слова, — ответил переводчик. — Наша речь для них теперь — тарабарщина, такая же непонятная, как рычание животных; но они знают, что мы говорим, потому что они знают наши мысли. Вы должны знать, что это острова читающих мысли».
«Грядущая раса» 1871: (также известная как «Врил: Сила грядущей расы») [The Coming Race (aka Vril: The Power of the Coming Race) by Edward Bulwer-Lytton] – роман Эдварда Бульвер-Литтона 1871 г., доступный в «Проекте Гутенберг». Краткое содержание из «Википедии»:
В центре сюжета романа – молодой, независимый и богатый путешественник (рассказчик), который случайно попадает в подземный мир, населённый существами, похожими на ангелов и называющими себя Врилы.
Вскоре герой узнаёт, что Врилы – потомки допотопной цивилизации, живущей в сети подземных пещер, соединённых туннелями. Это технологически поддерживаемая утопия, главным инструментом которой является «всепроникающая жидкость» под названием «Врил» — скрытый источник энергии, которым его духовно возвышенные хозяева могут управлять с помощью тренировки воли в той степени, которая зависит от их наследственных особенностей, получая доступ к необычайной силе, которой можно управлять по своему желанию. Силы воли включают в себя способность исцелять, изменять и уничтожать существ и предметы; в частности, разрушительные силы невероятно мощны, что позволяет нескольким юным детям Врилы при необходимости уничтожать целые города. Также предполагается, что Врилы обладают телепатическими способностями.
Рассказчик утверждает, что со временем у Врилы закончатся пригодные для жизни места под землёй, и они начнут захватывать поверхность Земли, при необходимости уничтожая человечество.
В романе Врилы использует Врил по-разному: от разрушения до исцеления. По словам Зи, дочери хозяина рассказчика, Врил может превращаться в могущественное средство, воздействующее на все виды материи, как живые, так и неживые. Он может разрушать, как молния, или восстанавливать жизнь, исцелять или лечить. Он используется для того, чтобы прокладывать путь сквозь твёрдую материю. Говорят, что его свет более устойчивый, мягкий и здоровый, чем свет любого горючего материала. Его также можно использовать в качестве источника энергии для оживления механизмов. Врил можно использовать с помощью посоха Врила или умственной концентрации.
Посох Врила – это предмет в форме палочки или посоха, который используется в качестве канала для Врила. Рассказчик описывает его как полый предмет с «зажимами», «ключами» или «пружинами», с помощью которых Врил можно изменять, модифицировать или направлять на уничтожение или исцеление. Посох размером с трость, но его можно удлинять или укорачивать в соответствии с предпочтениями пользователя. Внешний вид и функции посоха Врила различаются в зависимости от пола, возраста и т. д. Некоторые посохи более эффективны для разрушения, другие – для исцеления. Считается, что посохи детей намного проще, чем посохи мудрецов; в посохах жён и матерей отсутствует разрушительная часть, а исцеляющие аспекты подчёркиваются.
«Путешествие в мир в центре Земли: рассказ о нравах, обычаях, законах, правительстве и религии жителей, описание их внешности и привычек...» «В которой представлена история обитателя воздуха 1755», анонимный буклет, опубликованный в 1755 г.; сокращённая перепечатка 1802 г. под названием «Путешествие Брюса в Неаполь и восхождение на Везувий» доступна в Google Книгах. Это рассказ о посещении утопической цивилизации, населяющей шар диаметром 1000 миль внутри Земли. Из рецензии Блейлера:
Люди – длинноволосые, бородатые и в некоторой степени способные читать мысли и характер. Они доживают до глубокой старости, двести лет – не редкость.
Из скана Google Books, стр. 11:
«Знай, о сын Земли! Что ты не первый из многих, кого случай забросил на наш шар, и что мы можем посетить твой мир: бог, которого мы искренне почитаем, наделил нас дарами, которых у вас нет. Мы можем, когда захотим, переноситься в ваши края, и, что ещё важнее, у нас есть дар знать мысли тех, с кем мы общаемся. Таким образом, мы гораздо лучше знакомы с вашими земными собратьями, чем вы сами, которые могут судить только по внешнему виду. Часто вы прижимаете к груди друга, который в то же время является вашим злейшим врагом, и только притворяетесь, что дружите, пока у вас есть возможность принимать его у себя; но когда это перестаёт быть возможным, он не только бросит вас, но и оставит умирать с голоду в темнице, сделав вид, что никогда не слышал вашего имени. Эти и другие вещи, похуже, распространены в вашем мире: я сам часто совершал туда вылазки и, обладая упомянутыми мною дарами, видел вещи, недостойные тех существ, которые, как и мы, созданы по образу и подобию нашего создателя. Возможно, когда-нибудь я расскажу вам кое-что подробнее, но пока мы ограничимся тем, что касается мира, в котором мы сейчас находимся и который находится в центре вашего земного шара.
Со стр. 33-34, возможно, пример телепатии в действии:
На следующее утро я встал, как только рассвело, и гулял по городу до завтрака. Когда я вернулся домой, моя хозяйка, заметив, что я расстроен, сделала всё, что было в её силах, чтобы облегчить моё беспокойство.
**
Это только начало, и, вероятно, это не первая подобная история.
В романе «Матиас Сандорф» 1885 г. Жюля Верна есть герой, который может быть телепатом, а может и не быть, в зависимости от ответа на мой вопрос «Может ли доктор Антекиртт отдавать Карпене гипнотические приказы на расстоянии?»
«Лжец!» [Liar!] — рассказ Айзека Азимова, опубликованный в 1941 г., впервые вошедший в антологию «Я, робот» в 1950 году, в котором в качестве антагониста выступает телепатический робот.
«Мул» [The Mule], рассказ Айзека Азимова 1945 г., который позже стал главой романа «Основание и Империя» 1952 г., также показывает, что Мул обладал телепатическими способностями.
**
У Джона В. Кэмпбелла-младшего есть несколько примеров телепатических рас – венерианцы в одном из рассказов из цикла «Чёрная звезда проходит мимо» [The Black Star passes] (1930, кажется, рассказ называется «Солярит» [Solarite]) и люди, произошедшие от собак, из «Захватчиков из Бесконечности» (который был опубликован как книга только в 1960 г., но впервые появился в виде серии рассказов в 1932 г.) Я постараюсь предоставить больше подробностей, если и когда мне удастся найти книги.
Однако концепция (и, если я правильно помню, даже слово «телепатия») используется в рассказе как нечто, что должно быть сразу понятно читателям, поэтому я не думаю, что это первый пример.
Согласно Википедии, Ктулху – телепат, поэтому я подозреваю, что в произведениях Лавкрафта есть и другие примеры (а в Википедии есть список вымышленных телепатов, так что среди них могут быть и более ранние примеры, хотя я не уверен, что вы захотите включить в список такие примеры, как «гипнотическая телепатия» графа Дракулы или доктора Мабузе, которая не совсем соответствует обычному описанию экстрасенсорных способностей в научной фантастике).
Если «вымысел» включает в себя сказки и фольклор, то это отодвинет первый случай на несколько тысячелетий назад (например, в статье о мифе о Мерлине в Википедии упоминается, что «Нивиана использует против Мерлина его же силы, заставляя его выполнять её приказы», что может подпадать под ваше определение), и я готов поспорить на пиво, что в итоге ответом станет какой-нибудь индуистский персонаж из «Бхагавад-гиты».
**
Не в первый раз, но к 1928 г. телепатия, очевидно, была знакомой научной фантастике концепцией.
Герои романа Э. Э. Смита «Космический жаворонок» [EE Smith's The Skylark of Space] встречают бестелесное существо, которое отвергает их как примитивных, потому что они «даже не понимают телепатию». Не объясняется, что такое телепатия, поэтому, вероятно, Док Смит считал само собой разумеющимся, что его читатели узнают это слово.
**
Самые древние из известных мне историй, которые кажутся телепатическими, содержатся в Евангелии от Иоанна. В нескольких случаях Иисус узнаёт сокровенные мысли людей после того, как просит их о чём-то. Например, женщина у колодца в Евангелии от Иоанна 4.
16 Он сказал ей: «Иди, позови своего мужа и возвращайся».
17 “У меня нет мужа”, — ответила она.
Иисус сказал ей: «Ты права, когда говоришь, что у тебя нет мужа. 18 Дело в том, что у тебя было пять мужей, и мужчина, который сейчас с тобой, не твой муж. То, что ты только что сказала, — чистая правда».
19 «Сэр, — сказала женщина, — я вижу, что вы пророк.
Почему это телепатия, а не сверхъестественное знание о ней? Если бы он знал, то попросил бы её привести мужей и любовника... Вместо этого он заставляет её думать о мужьях, а затем показывает знание того, что она знает.
Позже, в той же главе,
46 Он снова посетил Кану в Галилее, где превратил воду в вино. И был некий царский чиновник, чей сын лежал больной в Капернауме.
47 Когда этот человек услышал, что Иисус прибыл в Галилею из Иудеи, он пошёл к нему и попросил его прийти и исцелить его сына, который был при смерти.
48 «Если вы, люди, не увидите знамений и чудес, — сказал ему Иисус, — вы никогда не поверите».
Снова он читает ситуацию, а затем рассказывает о том, что видел.
В Евангелии от Иоанна, 6...
67 «Вы ведь тоже не хотите уходить, не так ли?» — спросил Иисус Двенадцать.
68 Симон Пётр ответил ему: «Господи, к кому нам идти? Ты знаешь слова вечной жизни. 69 Мы пришли уверовать и познать, что Ты — Святой Божий».
70 Тогда Иисус ответил: «Разве Я не избрал вас, Двенадцать? И всё же один из вас — дьявол!» 71 (Он имел в виду Иуду, сына Симона Искариота, который, будучи одним из Двенадцати, впоследствии предал его.)
Иисус уже знал бы о намерении предать, если бы его знание было полным; если бы он внушил 12 апостолам мысль о верности, то намерение Иуды нарушить эту верность, уже согласованное, вышло бы на первый план.
Если посмотреть на Евангелие от Иоанна, то кажется, что воплощённый Иисус читает мысли людей, используя классический приём научной фантастики и фэнтези: он заставляет их думать о чём-то, чтобы это можно было прочитать.
Эта интерпретация Евангелия от Иоанна является неортодоксальной (во многих смыслах), но как литературное произведение, если рассматривать его отдельно, она кажется согласующейся с поверхностными мыслями по крайней мере в трёх случаях.
Обратите внимание, что Евангелие от Иоанна, как считается, было написано между 125 и 150 годами нашей эры и представляет собой рассказ очевидца. В целом, мало кто считает Библию фантастикой, но число таких людей растёт.
В первом отрывке Иисус, возможно, всё знал с самого начала и просто проверял женщину, чтобы узнать, ответит ли она честно. Во втором отрывке Он мог просто говорить в общем смысле. Большинству людей нужны были бы доказательства, чтобы поверить в чудеса, которые, как говорили, совершал Иисус. Наконец, Иисус мог догадаться, что Иуда предаст Его, разными способами. Возможно, Он мог видеть будущее. Он, конечно, знал, чем всё закончится. Я не вижу здесь явных доказательств телепатии.
Мерлин (также известный как «Приключения Мерлина») [Merlin (The Adventures of Merlin)] (2008-12) – британская драма, частично основанная на легендах об Артуре о близких отношениях Мерлина и короля Артура. Создан для BBC. 5 сезонов, 65 серий.
Юный волшебник Мерлин отправляется в королевство Камелот по воле своей матери из-за своего «особого дара». В первом эпизоде он спасает жизнь принцу Артуру и становится его слугой. Мерлин вскоре узнает, что причина его дара – защищать Артура, но Мерлину приходится скрывать свои способности, потому что магия была запрещена в Камелоте отцом Артура, королем Утером Пендрагоном, а те, кого поймали за ее применением, казнены.
Король Утер Пендрагон также заточил последнего дракона Килгарру в пещерах под замком. Услышав таинственный голос в своей голове, Мерлин отправляется в пещеру под замком и обнаруживает, что слышал голос дракона. Великий дракон говорит Мерлину, что ему уготована важная судьба: защищать принца Артура, который вернёт магию в Камелот и объединит земли Альбиона.
С годами и после нескольких совместных приключений Мерлин и Артур становятся надежными друзьями и компаньонами, причем первый делает все возможное, чтобы повлиять на второго, чтобы тот стал королем, которым ему суждено стать.
Моргана восстает против Камелота и встает на путь зла, Мерлин и Артур должны объединить усилия со старыми и новыми друзьями, чтобы защитить свой дом и свою судьбу.
«Мерлин» был номинирован на несколько премий и в 2011 г. получил премию Британской телевизионной академии за лучшие визуальные эффекты. Права на трансляцию были проданы более чем в 180 стран.
Игра престолов [Game of Thrones] (2011-19) – американский фэнтезийный драматический телесериал, созданный Дэвидом Бениоффом и Д. Б. Вайссом для HBO. Это экранизация «Песни Льда и Пламени», серии фэнтезийных романов Джорджа Р. Р. Мартина, первый из которых называется «Игра престолов». 8 сезонов, 73 серии.
Действие разворачивается на вымышленных континентах Вестерос и Эссос. В сериале большой актерский ансамбль, и на протяжении всего сериала следует нескольким «сюжетным дугам». Первая крупная арка касается Железного трона Семи королевств Вестероса через паутину политических конфликтов между благородными семьями, либо соперничающими за трон, либо борющимися за независимость от того, кто на нем сидит. Вторая основная сюжетная линия посвящена последнему потомку свергнутой правящей династии, который был сослан в Эссос и планирует вернуться и вернуть себе трон. В третьей сюжетной линии рассказывается о Ночном Дозоре – военном ордене, защищающем королевство от угроз с северной границы Семи Королевств.
«Игра престолов» привлекла рекордное количество зрителей на канале HBO и имеет обширную, активную и международную фан-базу. Многие критики и издания назвали сериал одним из величайших телесериалов всех времен. Критики хвалили сериал за актерскую игру, сложных персонажей, сюжет, масштаб и качество съемок, хотя частое использование обнаженки и насилия (в т. ч. сексуального) вызвало споры. Последний сезон подвергся значительной критике; многие сочли его разочаровывающим завершением.
Сериал получил 59 премий «Эмми» в прайм-тайм, больше, чем любой другой драматический сериал, в т. ч. за «Лучший драматический сериал» в 2015, 2016, 2018 и 2019 гг. Среди других наград и номинаций – три премии «Хьюго» за лучшую драматическую постановку, премия Пибоди и пять номинаций на премию «Золотой глобус» за лучший драматический сериал.
В 2022 г. на канале HBO состоялась премьера сериала-приквела «Дом Дракона». Второй приквел, «Рыцарь Семи Королевств», который сейчас находится в производстве, должен выйти в 2025 г.
В «Игре престолов» основной актерский состав считается самым большим на телевидении. К финальному сезону пять основных актеров получали по $1 млн за серию, что сделало их одними из самых высокооплачиваемых актеров на телевидении.
И телевизионные критики, и историки хвалили сериал за то, что воспринималось как своего рода средневековый реализм. Джордж Р. Р. Мартин стремился сделать так, чтобы история больше походила на историческую фантастику [в основе его книг/сериала – Война Алой и Белой Роз в Англии], чем на современное фэнтези, с меньшим акцентом на магии и колдовстве и большим акцентом на сражениях, политических интригах и персонажах, считая, что в жанре эпического фэнтези магия должна использоваться умеренно. Мартин сказал: «Истинные ужасы человеческой истории исходят не от орков и Темных Владык, а от нас самих».
Академики классифицировали сериал как неосредневековый, в котором основное внимание уделяется средневековой истории и популярному фэнтези. Распространенной темой в жанре фэнтези является борьба между Добром и Злом, которая, по словам Мартина, не отражает реальный мир. В сериале политические лидеры в основном изображаются негативно, поскольку они обычно не заботятся о благополучии простых людей и руководствуются в своих решениях эгоистичными мотивами (за некоторыми исключениями, такими как Дейенерис Таргариен, Джон Сноу и Тирион Ланнистер, которые проявляли заботу о народе). Мартин исследует отношения между Добром и Злом через призму вопросов искупления и изменения характера.
В первых сезонах главных героев регулярно убивали, и это вызывало напряжение у зрителей. В более поздних сезонах критики отмечали, что у некоторых персонажей появилась «сюжетная броня», которая помогала им выживать в маловероятных обстоятельствах. «Игра престолов» отклонилась от романов и стала более традиционным телесериалом.
В исследовании 2012 г. из 40 недавних телевизионных драматических сериалов «Игра престолов» заняла второе место по количеству смертей в эпизоде (в среднем 14). Около 60% главных героев сериала погибли в результате насилия и войны.
Сюжеты романов и их экранизации основаны на декорациях, персонажах и событиях европейской истории. Большая часть Вестероса напоминает высокое Средневековье в Европе, начиная с географии и замков и заканчивая культурой, феодальной системой, дворцовыми интригами и рыцарскими турнирами. Как и в средневековой Европе, большинство Домов в сериале используют патриархальную систему власти. В сериале также присутствуют элементы готической литературы, в т. ч. тропы пыток.
Основным источником вдохновения для романов послужили английские войны Алой и Белой Роз (1455-1485) между Домами Ланкастеров и Йорков, отраженные в Домах Ланнистеров и Старков Мартина. Коварная Серсея Ланнистер напоминает Изабеллу, «Волчицу Франции» (1295-1358). Она и ее семья, изображенные в сериале исторических романов Мориса Дрюона «Проклятые короли», были главным источником вдохновения Мартина. Другие исторические предшественники элементов сериала включают: Стену Адриана (которая становится стеной Мартина), Римскую империю и легенду об Атлантиде (древняя Валирия и ее гибель), дамасскую сталь (Valyrian Steel), византийский греческий огонь («лесной пожар»), семь чудес Древнего мира (такие как Титан Браавоса и Хайтауэр Олдтауна), исландские саги об эпохе викингов (Железнорожденные), монгольских ордах (дотракийцы), Древнем Египте (Залив работорговцев), Столетней войне и Итальянском Возрождении. Популярность сериала отчасти объясняется умением Мартина объединить эти элементы в цельную, правдоподобную версию альтернативной истории.
Среднее число зрителей в США: 1 сезон – 2,52 млн, 2 – 3,80, 3 – 4,97, 8 – 11,99 млн.
Серия романов «Песнь Льда и Пламени» была популярна еще до «Игры престолов». Серия разошлась тиражом более 90 млн экземпляров по всему миру, а романы были переведены на 45 языков. Джордж Р. Р. Мартин получил множество наград и номинаций за свои фэнтезийные произведения, в т. ч. Всемирную премию фэнтези и несколько премий «Локус». В 2005 г. журналист Лев Гроссман в статье для журнала Time назвал Мартина «американским Толкином», заявив, что он является «главной движущей силой эволюции фэнтези».
В январе 2006 г. Дэвид Бениофф разговаривал по телефону с литературным агентом Мартина о книгах, которые он представлял. Будучи в молодости поклонником фэнтези, он заинтересовался «Песнью Льда и Пламени», которую не читал. Литературный агент отправил Бениоффу первые четыре книги серии. Бениофф прочитал несколько сотен страниц первого романа, «Игра престолов», поделился своим восторгом с Д. Б. Вайссом и предложил адаптировать романы Мартина для телесериала. Вайс закончил первый роман «примерно за 36 часов». Они предложили сериал HBO после пятичасовой встречи с Мартином (который сам был опытным сценаристом) в ресторане на бульваре Санта-Моника. [Джордж Р. Р. Мартин сам проработал в Голливуде около 10 лет, с конца 1980-х до 90-х. Он был в штате «Сумеречной зоны» и «Красавицы и Чудовища».]
До того, как к Мартину обратились Бениофф и Вайс, он уже встречался с другими сценаристами, большинство из которых хотели адаптировать сериал в качестве полнометражного фильма. Однако Мартин счел его «непригодным для экранизации», заявив, что один из его романов по объему не уступает «Властелину колец», который был экранизирован в виде трех полнометражных фильмов.
Бениофф согласился с тем, что невозможно превратить романы в художественный фильм, т. к. их масштаб слишком велик для фильма, и пришлось бы отказаться от десятков персонажей. Бениофф добавил, что «фэнтезийному фильму такого масштаба, финансируемому крупной студией, почти наверняка потребовался бы рейтинг PG-13. Это означает, что не будет ни секса, ни крови, ни ненормативной лексики». Мартину понравилось предложение адаптировать его в качестве сериала для HBO, и он сказал, что «никогда не представлял его в другом месте».
Разработка сериала началась в январе 2007 г. HBO приобрела права на экранизацию романов, а Бениофф и Вайс стали исполнительными продюсерами сериала, а Мартин – соисполнительным продюсером. Предполагалось, что каждый роман будет состоять из эпизодов, рассчитанных на один сезон. Изначально Мартин должен был писать по одному эпизоду на сезон, а Бениофф и Вайс – остальные.
Пилотный эпизод «Зима близко» был снят в 2009 г.; после его неудачного просмотра HBO потребовала масштабных пересъемок (около 90% эпизода, с заменой актеров и режиссера). Сообщается, что производство пилотного эпизода обошлось HBO в $5-10 млн, в то время как бюджет первого сезона оценивался в $50-60 млн. В период с 2012 по 2015 г. средний бюджет серии увеличился с $6 млн до «как минимум» $8 млн. Бюджет шестого сезона составил более $10 млн за серию, при общей сумме сезона более $100 млн, что является рекордом для затрат на производство сериала. К финальному сезону бюджет на производство одной серии оценивался в $15 млн.
Дом Дракона [House of the Dragon] (2022-настоящее время) – американский фэнтезийный драматический телесериал, созданный Джорджем Р. Р. Мартином и Райаном Кондалом для HBO. Приквел к «Игре престолов» (2011-19), он является вторым телесериалом во франшизе Мартина «Песнь Льда и Пламени». 2 сезона, 18 серий.
Сериал, основанный на частях книги Мартина «Пламя и кровь» (2018), начинается примерно через 100 лет после того, как Семь королевств были объединены завоеванием Таргариенов, почти за 200 лет до событий «Игры престолов» и за 172 года до рождения Дейенерис Таргариен. В сериале, в котором задействован актерский ансамбль, показаны события, приведшие к упадку Дома Таргариенов, разрушительной войне за престолонаследие, известной как «Танец драконов».
Основные съемки проходили в Великобритании. Премьера сериала состоялась 21 августа 2022 г. В июне 2024 г., перед премьерой второго сезона, сериал был продлен на третий сезон.
Сериал получил положительные отзывы, в которых хвалили развитие персонажей, визуальные эффекты, сценарий, музыку Рамина Джавади и актерскую игру. Однако темп, особенно скачки во времени, и темное освещение некоторых сцен в первом сезоне подверглись критике. В первый день премьеру сериала посмотрели более 10 млн зрителей на линейных каналах и HBO Max, что стало рекордом в истории HBO.
За первый сезон «Дом Дракона» получил премию «Золотой глобус» в номинации «Лучший телесериал – драма», а Эмма Д’Арси была номинирована на премию «Лучшая актриса в телесериале – драма». Сериал получил девять номинаций на премию «Эмми», в т. ч. в номинации «Лучший драматический сериал», и выиграл три премии Британской академии телевидения.
Эмма Д’Арси в роли принцессы/королевы Рейниры Таргариен: дочери короля Визериса I Таргариена и наследницы престола, первенца и единственного выжившего ребёнка Визериса и его первой жены, королевы Эйммы Аррен. В юности ее называли «радостью королевства». Она была коронована своими сторонниками, «Черными», после того, как ее мачеха, вдовствующая королева Алисент Хайтауэр, узурпировала трон для своего сына – сводного брата Рейниры – заявив, что Визерис перед смертью изменил своего преемника. Рейнира – всадница на драконе, связанная с драконом Сираксом.
После смерти обоих сыновей старый король Jaehaerys I Таргариен созывает Великий совет, чтобы выбрать наследника. Лорды Вестероса выбирают старшего внука Jaehaerys, принца Визериса, а не старшую внучку Рейнис…
Рыцарь Семи Королевств [A Knight of the Seven Kingdoms] – предстоящий американский телесериал, созданный Джорджем Р. Р. Мартином. Приквел к «Игре престолов». Он станет третьим телесериалом во франшизе Мартина «Песнь Льда и Пламени» и будет основан на его новеллах «Сказания о Дунке и Эгге».
Геракл: Легендарные путешествия [Hercules: The Legendary Journeys] (1995-99) – американский фэнтезийный телесериал, снятый в Новой Зеландии по мотивам легенд о классическом греческом герое Геракле (рим. Геркулес). В главных ролях Кевин Сорбо (Геркулес) и Майклом Херст (Иолай). 6 сезонов, 111 серий (+ пять пилотных фильмов). Сериал стал одним из самых популярных синдицированных телешоу в мире на тот момент. Он транслировался на ВВС1, Once Channel, Sky1, five/5, Heroes & Icons и Horror.
Сериалу предшествовали пять телефильмов 1994 г. с теми же главными героями, и он был частью Action Pack от Universal Media Studios. Фильмы в порядке появления: «Геркулес и амазонки», «Геркулес и затерянное королевство», «Геркулес и огненный круг», «Геркулес в подземном мире» и «Геркулес в лабиринте Минотавра». Последний из них в основном служил «клип-шоу» из предыдущих фильмов в качестве вступления к сериалу.
Сериал был закрыт в середине съемок шестого сезона, и в общей сложности было снято всего восемь эпизодов после того, как Сорбо отказался продлевать контракт на три года, чтобы продолжить играть Геркулеса.
Вступительное повествование: «Это история о далеком прошлом, о мифических и легендарных временах, когда древние боги были мелочными и жестокими и причиняли людям страдания. Только один человек осмелился бросить вызов их могуществу: Геркулес!
Геркулес обладал невиданной в мире силой, превосходившей только силу его сердца. Он путешествовал по земле, сражаясь с приспешниками своей злой мачехи Геры, всемогущей царицы богов.
Но где бы ни было зло, где бы ни страдали невинные, там будет Геркулес!»
Действие сериала разворачивается в фэнтезийной версии Древней Греции, не точно расположенной в историческое время. В различных эпизодах шоу также присутствуют элементы Востока, Египта и средневековья.
Типичные сюжетные линии включали в себя спасение Гераклом и Иолаем жителей сельской местности от чудовищ, злых военачальников или часто эгоистичных прихотей богов. Также были комедийные эпизоды, в которых часто обыгрывались современные темы.
В начале главным врагом Геракла является его злая мачеха Гера, которая стремится уничтожить Геркулеса, используя различных монстров и своих последователей, потому что он напоминает ей о неверности ее мужа Зевса. По мере развития сюжета в сериале появлялось всё больше врагов. В частности, сводный брат Геракла, злобный бог войны Арес, заменил Геру в качестве главного антагониста сериала. Ближе к концу сериала Ареса заменяет злой бог Дахак, который становится главным злодеем в пятом сезоне и запускает сюжетную линию, в которой Геракл отправляется в Шумер, Норландию и Эйре (Ирландию).
Юный Геракл [Young Hercules] (1998-99) – приквел к телесериалу «Геракл: Легендарные путешествия», который изначально транслировался на Fox Kids Network. Производство: Renaissance Pictures, Studios USA Television. 1 сезон, 50 серий (+ пилот). В главной роли снялся Райан Гослинг.
«В эпоху света и тьмы Зевс, царь богов, правил вселенной. У него был сын: юный Геркулес. Полубог, получеловек, юный Геркулес стремится найти свое место в мире, отца, которого он никогда не знал, и понять, что значит быть героем. Прежде чем человек стал легендой, прежде чем легенда стала мифом, произошло величайшее приключение из всех!»
В сериале рассказывается о попытках Ареса, бога войны, уничтожить своего младшего сводного брата, чтобы заслужить расположение Зевса. Среди злодеев сериала его племянник Раздор, Гера, царица богов и мачеха Геракла, и Аполлон, бог солнца и сводный брат Геракла. Мать Раздора – Дискордия, богиня возмездия, которая не раз проявляет себя как более уравновешенная и жаждущая власти, чем ее коллега.
Геракл посещает Академию Хирона, чтобы обучаться искусству воина под руководством мудрого директора Хирона Кентавра. Он заводит дружбу с будущим царем Коринфа, принцем Ясоном, и бывшим членом банды разбойников по имени Иолай, которого приговорили к обучению в академии вместо тюрьмы за его преступления.
Зена – королева воинов [Xena: Warrior Princess] (1995-2001) – американский фэнтезийный телесериал, снятый в Новой Зеландии, который транслировался в Синдикации. 6 сезонов, 134 серий. Производство: Renaissance Pictures, Universal Television. Сеть: Syndication.
Сценарист, режиссер и продюсер Роберт Таперт создал сериал под своим продюсерским брендом Renaissance Pictures. Сюжет сериала рассказывает о Зене (Люси Лоулесс), печально известной воительнице, которая хочет искупить свои прошлые грехи против невинных, используя свои выдающиеся боевые навыки, чтобы помогать беззащитным. Ее спутница Габриэль (Рене О’Коннор) превращается из простой деревенской девушки в воительницу-амазонку и родственную душу и соратницу Зены на протяжении всего сериала.
Зена была родом из «древней Болгарии, Фракии», хотя в сериале говорится, что она родом из древнегреческого города Амфиполь, который находится в близлежащем регионе Центральная Македония в современной Греции. Однако в то время Амфиполь был фракийским городом, населенным греками, поэтому, скорее всего, она была фракийкой по рождению и гречанкой по культуре. «Во времена древних богов, военачальников и королей охваченная беспорядками земля взывала о герое. Ею была Зена, могущественная принцесса, закаленная в пылу сражений. Сила, страсть, опасность. Ее мужество изменит мир!»
Шоу является спин-оффом телесериала «Геракл: Легендарные путешествия»; сага началась с трех эпизодов «Геракла», в которых Зена была второстепенным персонажем, изначально запланированным к смерти в третьем эпизоде. Зная о внезапной популярности персонажа среди зрителей, продюсеры сериала решили запустить спин-офф, основанный на ее приключениях. Зена стала успешным шоу, которое с 1998 г. транслировалось более чем в 108 странах по всему миру. Успех «Зены» привел к появлению сотен сопутствующих товаров, включая комиксы, книги, видеоигры и конвенции, которые ежегодно проводятся с 1998 г. в Пасадене, штат Калифорния, и в Лондоне. Все шесть лет «Зена – королева воинов» оставалась в первой пятерке самых популярных сериалов на американском телевидении.
В 2015 г. председатель NBC Entertainment Боб Гринблатт сказал, что в разработке находится перезагрузка Зены, Рэйми и Таперт возвращаются в качестве исполнительных продюсеров, а дебют шоу состоится где-то в 2016 г. В августе 2017 г. телеканал NBC объявил, что в обозримом будущем не планирует перезапускать сериал.
Сериал происходит в основном в фэнтезийной версии Древней Греции (иногда с отсылками к Римской Греции). Древняя Греция, изображенная в сериале, во многом основана на исторических местах и обычаях, с изменениями известных мест и событий – сражений, торговых путей, городов и т. д. Поселения расположены в пышной зелени горного ландшафта. Они часто подвергаются нападениям военачальников, а путешествия между ними сопровождаются встречами с отрядами разбойников. Все основные города названы в честь исторических городов Древней Греции: Амфиполь, Потидея, Афины, Коринф, Дельфы…
Однако по мере развития сюжета события происходили в более поздние времена и в других местах, от Александрии Клеопатры до Рима Юлия Цезаря. Мифология сериала перешла от олимпийских богов к иудео-христианским элементам. Также были затронуты восточные религии, несмотря на опасения по поводу достоверности обстановки.
Мифологические и сверхъестественные локации представлены как равноправные реальные физические места, в которые часто можно попасть через физические порталы, спрятанные в ландшафте, например, в озерах и пещерах. К ним относятся Элизиум, Тартар, река Стикс, Валгалла, Рай и Ад. Обитатели таких мест – боги, мифологические существа и силы – по большей части представлены в виде персонажей-людей, которые могут по своему желанию перемещаться между своими владениями и реальным миром. Арес, греческий бог войны, например, – эгоистичный мужчина, который носит черную кожу с заклепками, а Афродита, богиня любви, – калифорнийская девушка из Долины, которая использует типичный для девушек из Долины сленг и носит струящиеся полупрозрачные розовые платья.
Атлантида [Atlantis] (2013-15) – британский сериал, вдохновленный греческой мифологией. Премьера на BBC One. 2 сезона, 25 серий. «Атлантида» стала самым популярным новым субботним вечерним драматическим сериалом, запущенным на всех каналах BBC с 2006 г., даже обогнав по популярности шоу «Мерлин».
В наши дни Джейсон [Ясон], главный герой сериала, управляет подводной лодкой-одиночкой, чтобы расследовать глубоководное возмущение, которое привело к исчезновению его отца, когда он был ребенком. Когда он обнаруживает местоположение, подводная лодка начинает выходить из строя, и его вытаскивает на белый свет. Он просыпается на берегах королевства Атлантида, которым правят царь-традиционалист Минос и его жаждущая власти жена царица Пасифая, которая сама стремится к трону. Джейсон должен противостоять могущественным правителям мифологического мира.
Поначалу скрываясь от властей, он находит убежище у пары незадачливых и безработных местных жителей: Пифагора – молодого интеллектуала, которому еще только предстоит открыть свою теорему, – и бывшего чемпиона по борьбе Геркулеса – безнадежного романтика, который проводит большую часть времени в тавернах, выпивая и играя в азартные игры. Троица переживает серию греческих мифов, встречаясь с монстрами, богами и полубогами в борьбе за добро и защиту невинных. По пути они обретают новых союзников и друзей, в т. ч. Медузу, дворцовую служанку; Ариадну, дочь царя и наследницу престола; и таинственного оракула, который, кажется, не удивлен прибытием Ясона и каким-то образом связан с ним. Оракул предсказывает, что Ясона ждет судьбоносная встреча, которая изменит мир, если он останется на верном пути.
Сериал снимался в Уэльсе и Марокко. Склад площадью 14.500 кв. м, бывшее холодильное хранилище недалеко от Чепстоу, было переоборудовано в просторную телестудию для съемок «Атлантиды». Сериал транслировался в Канаде, в США на BBC America, в Австралии.
Каос [Kaos] (2024) – британский мифологический телесериал (черный юмор), созданный Чарли Ковеллом для Netflix. В нем рассказывается о трех людях, которые обнаруживают свою связь с пророчеством и друг с другом, сражаясь с коррумпированными и высокомерными богами греческой мифологии. Сериал вышел на Netflix. Anthem Productions Limited, Sister. 1 сезон, 8 серий.
Всемогущий, но неуверенный в себе греческий бог Зевс держит своего собрата-бога Прометея прикованным к скале и подвергает его пыткам в наказание за то, что тот осмелился вмешаться в его деспотичное и самодержавное правление. Прометей, выступающий в роли рассказчика, повествует о пророчестве: «Появится линия, порядок исчезнет, семья падет, и Каос воцарится». Выждав много лет, Прометей приступает к осуществлению своего плана по свержению Зевса с помощью пророчества и невольных участников – трех смертных людей, Эвридики, Каэна и Ариадны.
Чжужун (кит .祝融; пиньинь: Чжужун) — китайский марсоход на Марсе, первый в стране, который приземлился на другой планете после того, как ранее два китайских ровера приземлились на Луне. Марсоход является частью миссии «Тяньвэнь-1» на Марс, проводимой Китайским национальным космическим управлением (CNSA).
Космический аппарат был запущен 23 июля 2020 г. и выведен на марсианскую орбиту 10 февраля 2021 г. Посадочный модуль с марсоходом совершил мягкую посадку на Марс 14 мая 2021 г., что сделало Китай третьей страной, успешно осуществившей мягкую посадку космического аппарата на Марс, и второй страной, доставившей марсоход на Марс после США. «Чжужун» был включен 22 мая 2021 г. в 02:40 по всемирному координированному времени.
Рассчитанный на срок службы 90 сол (93 земных дня), «Чжужун» был активен более 347 сол (358 дней) после развертывания на поверхности Марса. Марсоход перестал работать 20 мая 2022 г. из-за приближающихся песчаных бурь и марсианской зимы. При соответствующей температуре и солнечном свете «Чжужун» должен был проснуться в декабре 2022 г., но этого так и не произошло из-за чрезмерного скопления пыли, по словам главного конструктора марсохода.
Чжужун назван в честь китайского мифологического персонажа, обычно ассоциирующегося с огнем и светом. Чжу Жун почитается как самый ранний бог вулкана, символизирующий использование огня для озарения земли и принесения света.
Марс в Китае и некоторых других странах Восточной Азии называют «планетой огня» (кит. 火星). Имя марсохода было выбрано в результате публичного онлайн-голосования, проходившего с 20 января 2021 г. по 28 февраля 2021 г.: Чжужун занял первое место с 504 466 голосами. Название было выбрано со значением «разжечь огонь межзвездных исследований в Китае» и «символизировать решимость китайского народа исследовать звезды и открывать неизведанное во Вселенной».
Китай предпринял первую попытку межпланетного исследования в 2011 г., отправив «Инхо-1», орбитальный аппарат для исследования Марса, в рамках совместной миссии с Россией. Он не покинул околоземную орбиту из-за неисправности российской ракеты-носителя. В результате CNSA приступило к самостоятельной миссии на Марс.
Первая ранняя модель будущего марсохода была представлена в ноябре 2014 г. на 10-й Китайской международной выставке авиации и космонавтики. Она была похожа на лунный ровер Yutu, который был доставлен на Луну.
22 апреля 2016 г. Сюй Дачжэ, глава CNSA, объявил, что миссия на Марс была одобрена 11 января 2016 г. Зонд будет отправлен на марсианскую орбиту и попытается приземлиться на Марсе в 2020 г.
23 августа 2016 г. CNSA опубликовало первые изображения окончательной версии космического аппарата для миссии на Марс, которые подтвердили состав орбитального аппарата, посадочного модуля и марсохода в рамках одной миссии.
Научные цели и полезная нагрузка марсианской миссии были объявлены в статье, опубликованной в «Журнале исследования дальнего космоса» в декабре 2017 г.
24 апреля 2020 г. CNSA официально объявило о китайской программе межпланетных исследований под названием «Тяньвэнь» и с эмблемой программы. Первая миссия программы, полет на Марс в 2020 г., получила название «Тяньвэнь-1».
24 апреля 2021 года, в преддверии предстоящей посадки, CNSA официально объявило, что марсоход будет называться «Чжужун».
Чтобы спроектировать и протестировать марсоход и смоделировать условия на равнине Утопия, CNSA разместила испытательный марсоход на Марсианской площадке в Китайской академии космических технологий в Пекине. Полевой испытательный марсоход (FTR) был создан за два года до того, как был построен настоящий «Чжужун», и некоторые компоненты FTR были использованы в аппарате, отправленном на Марс. FTR прошел тысячи испытаний на Земле перед началом миссии. «Близнец» остался на службе, чтобы помочь ученым и инженерам определить путь для «Чжужуна», тестируя маневры на Марсе.
***
Предварительно были отобраны два района для посадки: Chryse Planitia и Utopia Planitia.
Команда выбрала плато Утопия в качестве кандидата из-за более высоких шансов найти доказательства существования древнего океана в северной части Марса. В итоге оно было выбрано в качестве места посадки миссии.
Области, отмеченные двумя красными квадратами, представляют собой две заранее выбранные зоны приземления в первые дни миссии "Тяньвэнь-1". Та, что слева, — это равнина Клозе, а та, что справа, — это равнина Утопия.
***
Конструктивная структура марсохода Zhurong очень похожа на конструкцию американских марсоходов серии Mars Exploration Rover (Courage и Opportunity). Он весит 240 кг, что тяжелее марсохода Mars Exploration rover, но на три четверти легче, чем марсоход Mars 2020 (Curiosity и Perseverance). Размеры: 2,6 м × 3 м × 1,85 м.
В отличие от марсохода плана «Марс 2020», который использует ядерную батарею для питания, Чжу Жун использует четыре солнечные панели для питания, и чтобы избежать таких проблем, как потеря контакта с Opportunity из-за недостаточного питания, вызванного блокировкой солнечных панелей песком и пылью, две солнечные панели являются складными, а для обеспечения питания солнечных панелей используются специальные материалы, облегчающие стряхивание марсианского песка и пыли.Кроме того, из-за таких факторов, как финансирование, прогресс в разработке и размер марсохода, Чжу Жун не использовал изотопные источники тепла, используемые Chang'e 3 и 4.
График выполнения миссии
«Тяньвэнь-1» вместе с марсоходом «Чжужун» был запущен в 12:41 UTC+8 23 июля 2020 года с космодрома Вэньчан ракетой-носителем «Чанчжэн-5».
После 202-дневного путешествия по межпланетному пространству «Тяньвэнь-1» 10 февраля 2021 г. вышел на орбиту Марса, став первым китайским орбитальным аппаратом на Марсе. Впоследствии он выполнил несколько орбитальных манёвров и начал изучать места посадки на Марс в рамках подготовки к предстоящей посадке.
14 мая 2021 г. посадочный модуль и марсоход Zhurong отделились от орбитального аппарата Tianwen-1. После выполнения входа в атмосферу Марса, который длился около девяти минут, спускаемый аппарат и марсоход совершили успешную мягкую посадку в Utopia Planitia, используя комбинацию воздушной оболочки, парашюта и световозвращающей ракеты. Благодаря посадке Китай стал второй страной, которая управляет полностью функциональным космическим аппаратом на поверхности Марса, после США.
После установления стабильной связи с марсоходом CNSA опубликовало первые снимки с поверхности Марса 19 мая 2021 г.
22 мая 2021 г. в 10:10 утра по пекинскому времени (02:40 по Гринвичу) «Чжужун» съехал с посадочной платформы на поверхность Марса, начав свою исследовательскую миссию.
11 июня 2021 г. CNSA опубликовало первую серию научных снимков с поверхности Марса, в том числе панорамное изображение, сделанное «Чжужуном», и цветную групповую фотографию «Чжужуна» и посадочного модуля «Тяньвэнь-1», сделанную беспроводной камерой, установленной на марсианской почве. Панорамное изображение состоит из 24 отдельных снимков, сделанных навигационно-топографической камерой до того, как марсоход был доставлен на поверхность Марса.
Снимок показал, что рельеф и обилие камней вблизи места посадки соответствовали ожиданиям учёного, который ранее предполагал, что типичные для южной части плато Утопия объекты с небольшими, но широко распространёнными камнями, белыми волнами и грязевыми вулканами.
27 Июня 2021 г. CNSA опубликовало изображения и видеозаписи процесса вхождения, спуска и посадки (EDL) корабля Zhurong, включая фрагмент звуков, издаваемых Zhurong, записанный его прибором, климатической станцией Марса (MCS).
По состоянию на 11 июля 2021 г. CNSA объявило, что «Чжужун» преодолел более 410 м (1350 футов) по поверхности Марса. 12 июля 2021 г. «Чжужун» посетил парашют и оболочку, сброшенные на поверхность Марса во время посадки 14 мая.
По состоянию на 15 августа 2021 г. «Чжужун» официально завершил запланированные исследовательские задачи и продолжил движение в южную часть равнины Утопия, где он приземлился. 18 августа 2021 г. «Чжужун» выработал свой ресурс. Китайские учёные и инженеры объявили о расширенной экспедиции с целью исследования древнего прибрежного района на Марсе.
За 293 сол марсоход преодолел путь ~1,5 км (к 11 марта 2022 г.)
К сентябрю 2022 г. Zhurong вернул в общей сложности 1480 гигабайт данных, подтверждающих гипотезу о существовании древнего океана на равнине Утопия.
27 февраля 2023 г. китайские учёные опубликовали отчёт о погоде на Марсе, в т. ч. об изменениях давления и ветра на Марсе, на основе данных, собранных марсоходом за первые 325 марсианских суток.
В мае 2022 г. «Чжужун» был переведён в режим гибернации для защиты от надвигающейся марсианской зимы и приближающейся сильной песчаной бури с ожидаемой датой пробуждения 26 декабря 2022 г. В январе 2023 г. South China Morning Post сообщила, что учёные CNSA не получили сигнал от марсохода. CNSA планировало отправить орбитальный аппарат «Тяньвэнь-1» для проведения расследования. Марсоход оставался на планете Утопия, где температура была экстремально низкой – -100°C (-148°F). По данным властей, марсоход был запрограммирован на перезапуск, когда уровень его энергопотребления достигнет 140 Вт, а ключевые компоненты нагреются до -15°C (5°F).
В научном журнале Nature было высказано предположение, что пыльная буря уменьшила количество солнечного излучения на поверхности Марса и покрыла солнечные панели, из-за чего марсоходу, работающему на солнечной энергии, не хватило энергии для перезапуска. «Чжужун» был покрыт песком и пылью, что мешало ему собирать солнечный свет и заряжаться. Марсоход оснащён поворотными солнечными панелями, похожими на крылья бабочки, для удаления скопившейся пыли и мусора, но для работы функции очистки марсоход сначала должен быть включён. Марсоход не оснащён радиоизотопным нагревателем, и вместо него для накопления энергии используется химическое соединение н-ундекан. «Чжужун» мог бы перезапуститься, если бы вихри сдули пыль с солнечных панелей, а уровень радиации продолжал бы расти марсианским летом.
21 февраля 2023 г. орбитальный аппарат «Марс-Реконнассенс» подтвердил, что марсоход не менял своего положения после спячки в период с сентября 2022 г. по февраль 2023 г., а данные марсохода «Персерванс» НАСА показали, что в феврале марсианская поверхность всё ещё была относительно холодной, возможно, ниже требуемой для пробуждения «Чжужуна».
25 апреля 2023 г. разработчик миссии Чжан Жунцяо объявил, что количество пыли, скопившейся за время последней деактивации, больше запланированного, что указывает на то, что марсоход может быть неактивен «навсегда».
Открытия
Пять дюн были исследованы на одном из маршрутов марсохода. Светлые дюны представляют собой эродированный бархан. Светлые пески составляют основную часть бархана; тёмные пески явно перекрывают светлые дюны. Тёмные песчаные отложения характеризуются небольшими продольными дюнами, поперечными волнами и грядами. Исследование форм дюн показало, что при изменении наклона Марса дюны претерпели значительные изменения. В то же время слои полярных ледяных шапок также претерпели изменения.
Данные, полученные марсоходом «Чжужун», свидетельствуют о том, что жидкая вода может существовать на современном Марсе. Данные были получены с помощью навигационной и обзорной камеры (NaTeCam), мультиспектральной камеры (MSCam) и детектора состава поверхности Марса (MarSCoDe) на борту марсохода «Чжужун».
На поверхности ученые обнаружили корки, трещины, грануляции, многоугольные гребни и полосообразный след. Спектральные данные показали, что поверхность дюны содержит гидратированные сульфаты, гидратированный кремнезем (особенно opal-CT), минералы оксида тревалентного железа (особенно ферригидрит) и, возможно, хлориды. Группа исследователей пришла к выводу, что наблюдаемые особенности были вызваны жидкой соленой водой. Эта вода была получена из инея / снега, который растаял на дюнах.
Иногда на дюнах образуется снег и/или иней. Из-за высокого содержания соли этот снег/лёд тает при более низкой температуре. Когда вода испаряется, остаются гидратированный сульфат, опал, оксид железа и другие гидратированные минералы. Они действуют как цемент, образуя корку. По мере высыхания корка покрывается трещинами.
Данные, полученные с помощью марсохода «Чжужун», позволили учёным предположить, что жидкая вода могла присутствовать на месте посадки гораздо позже, чем считалось ранее. В породах с яркими оттенками были обнаружены гидратированные сульфаты/кремнезём. Минералы образовали «дурикорку». Она образовалась либо в результате подъёма грунтовых вод, либо в результате таяния подземного льда. Возможно, горячая магма под поверхностью растопила часть льда, который находился под поверхностью. Вода могла подняться на поверхность и при испарении оставить минералы, из которых образовалась твердая кора.
Бо Ву и его коллеги из Политехнического университета Гонконга «обнаружили несколько объектов, связанных с водой, вокруг места посадки марсохода». Эти объекты включали «кратерные конусы, впадины, осадочные каналы и грязевые вулканы». Эти находки интерпретируются как свидетельство существования древней береговой линии, что является ещё одним доказательством в поддержку теории о марсианском океане, а также «обсуждается вероятный сценарий его эволюции».
В июле 2023 г. анализ данных марсохода Zhurong показал, что 400 000 лет назад на Марсе произошло серьёзное изменение климата, которое совпало с окончанием последнего ледникового периода на Марсе. Дальнейший анализ данных помог учёным смоделировать климат древнего Марса и определить причину изменений.
Согласно исследованию, опубликованному в феврале 2025 г., международная группа исследователей обнаружила под равниной на Марсе скрытые свидетельства существования пляжей. Это подчёркивает вероятность того, что океан покрывал треть поверхности планеты.
Полученные данные передавались на Землю каждый сол. Данные будут обрабатываться командами CNSA в течение официального 5–6-месячного периода, прежде чем будут представлены научному сообществу.
Самая популярная серия фильмов о Тарзане началась с фильма «Тарзан, человек-обезьяна» (1932) с Джонни Вайсмюллером и Морин О’Салливан в главных ролях.
Тарзан, человек-обезьяна [Tarzan the Ape Man] (1932) – это докодовый американский приключенческий боевик. Это был первый из 12 фильмов Вайсмюллера о Тарзане. Фильм частично основан на романе Берроуза 1912 г. «Тарзан из племени обезьян». MGM выпустила два ремейка «Тарзана, человека-обезьяны» (1959, 1981), но каждый из них был отдельной адаптацией романа Райса Берроуза. Это также первое появление знаменитого вопля Тарзана. Бюджет $652,675, сборы $2,54 млн.
Вслед за 12 фильмами с Джонни Вайсмюллером в главной роли, MGM и RKO выпустят еще 16 фильмов о Тарзане, действие которых происходит в той же последовательности, с разными актерами, играющими Тарзана.
Вайсмюллер (1904, Темешвар, Австро-Венгрия (ныне Тимишаора, Румыния) – 1984, Акапулько, Мексика), сын этнических немцев-иммигрантов из венгерской части Австро-Венгрии, уже был известен как пятикратный олимпийский чемпион по плаванию. Он стал самым известным и долгоиграющим экранным Тарзаном, сыграв Человека-обезьяну в общей сложности в 12 фильмах, снятых до 1948 г. Первые шесть фильмов были спродюсированы MGM, а последние шесть – RKO. О’Салливан ушла в 1942 г. после выхода шестого фильма серии (и последнего для MGM) «Приключения Тарзана в Нью-Йорке». Затем последовали два фильма без Джейн, прежде чем Бренда Джойс взяла на себя эту роль в последних четырех фильмах Вайсмюллера о Тарзане.
В отличие от красноречивого аристократа из романов Берроуза, Тарзан Вайсмюллера был естественным героем с ограниченным словарным запасом (эрзац пиджина).
Из-за сложных вопросов, связанных с лицензированием, в период работы Вайсмюллера было снято несколько конкурирующих фильмов с другими актерами в главных ролях. Первым из них был «Тарзан Бесстрашный» (1933), выпущенный как 12-серийный сериал и как отредактированный полнометражный фильм под тем же названием. В нем снялся другой олимпийский пловец, золотой медалист 1932 г. Бастер Крэбб.
«Новые приключения Тарзана» (1935), возвращающийся к первоначальной концепции персонажа как интеллигентного англичанина, был сериалом с участием Германа Брикса, который был переосмыслен в два полнометражных фильма, первый вышел в том же году и с тем же названием, что и сериал, а второй, «Тарзан и Зеленая богиня» (1938). Эдгар Райс Берроуз был финансово заинтересован в постановке. Брикс, еще один олимпиец, сменил имя в 1939 г. и, как Брюс Беннетт, сделал долгую карьеру в кино и на телевидении.
В «Мести Тарзана» (1938) главную роль сыграл Гленн Моррис, обладатель золотой медали в олимпийском десятиборье в 1936 г., подвиг, задокументированный во второй части фильма Лени Рифеншталь «Олимпия». Таким образом, Моррис стал четвертым олимпийцем, сыгравшим Тарзана. Его партнершей по фильму была олимпийская пловчиха Элеонора Холм, которая выиграла золотую медаль в 1932 г. и была исключена из Олимпийских игр 1936 г. при спорных обстоятельствах. Она сыграла похожую на Джейн героиню по имени Элеонора.
За исключением «Новых приключений Тарзана», которые частично снимались в Гватемале, фильмы о Тарзане этого периода в основном снимались на голливудских съемочных площадках и в павильонах, а кадры с джунглями и дикой природой монтировались в финальную версию.
После фильма «Тарзан и русалки» в 1948 г. Вайсмюллер ушел из сериала, посчитав, что он уже слишком стар, чтобы играть персонажа в набедренной повязке. Однако он продолжил сниматься в длинной серии подобных приключений в костюме сафари в роли Джима из джунглей.
После ухода Вайсмюллера продюсер Сол Лессер провел общенациональный поиск замены, прослушав более 200 актеров. Победителем стал Лекс Баркер, высокий и поразительно красивый 29-летний парень, выросший в богатстве и привилегиях в Нью-Йорке. Он имел аристократическую осанку и хорошие актерские данные. Баркер сыграл Тарзана в пяти фильмах (1949-53), в каждом из которых Джейн играла другая актриса. В основном это были малобюджетные фильмы, похожие на фильмы Вайсмюллера RKO, хотя третий, «Опасность Тарзана» (1951), был попыткой улучшить сериал, снимая в реальных африканских локациях и используя местных африканцев в актерском составе.
Затем вышли шесть фильмов с участием Гордона Скотта (1955-60), бодибилдера, которого обнаружили во время службы спасателем в отеле в Лас-Вегасе. Его первые три фильма о Тарзане, спродюсированные Солом Лессером, продолжались по формуле Вайсмюллера.
Затем сериал перешел к продюсеру Си Вайнтраубу, который хотел приблизить персонажа к оригинальному замыслу Берроуза. В результате Скотт снялся в двух самых популярных фильмах франшизы: «Величайшее приключение Тарзана» (1959) и «Великолепный Тарзан» (1960). В 1959 г. MGM выпустила ремейк «Тарзана, человека-обезьяны», который плохо приняли зрители, а Денни Миллер сыграл в нём главную роль. Серия «Уэйнтрауб» продолжилась двумя фильмами с участием каскадера-ветерана Джока Махони (1962-63), тремя фильмами с участием бывшего профессионального футболиста Майка Генри (1966-68) и двумя (полнометражными версиями телевизионных эпизодов) с участием Рона Эли (1970).
The Weintraub productions отказались от персонажа Джейн и изобразили Тарзана умным, но, по-видимому, безродным авантюристом. Записи Майка Генри, начиная с фильма «Тарзан и золотая долина» (1966), были сняты в разгар увлечения Джеймсом Бондом, и в них был хорошо сшитый Тарзан, летающий по всему миру для выполнения опасных миссий. В отличие от большинства более ранних фильмов о Тарзане, постановки Вайнтрауба были цветными и снимались в экзотических местах, таких как Кения, Индия, Таиланд, Малайзия, Мексика и Бразилия.
К 1965 г. фильмы с Тарзаном в главной роли в совокупности собрали более $750 млн (что эквивалентно $7 млрд 250 млн в 2023 г.) по всему миру, что сделало его на тот момент персонажем самого кассового фильма.
После 1970 г. в фильме «Тарзан» был объявлен перерыв до 1981 г., когда MGM выпустила свою третью версию «Тарзана, человека-обезьяны» с Майлзом О'Киффом в главной роли.
Более популярный фильм «Грейсток: Легенда о Тарзане, повелителе обезьян» последовал в 1984 г. с Кристофером Ламбертом в главной роли. Возвращаясь к исходному материалу, автор обновил оригинальный роман Берроуза в свете чувств и науки 1980-х годов, используя ряд корректирующих идей, впервые выдвинутых автором-фантастом Филипом Хосе Фармером в его макетной биографии 1972 г. «Тарзан жив: окончательная биография лорда Грейстока».
Следующим фильмом о Тарзане в прямом эфире был «Тарзан и Затерянный город» (1998), в котором снялся Каспер Ван Дин. По сути, этот фильм является продолжением Грейстока, действие этого фильма происходило в 1920-х годах, и в нем была предпринята попытка передать колорит некоторых более поздних романов серии «Тарзан», в которых человек-обезьяна сталкивался со все более фантастическими цивилизациями, скрытыми в глубоких джунглях.
Последний фильм о Тарзане в прямом эфире «Легенда о Тарзане» (2016), спродюсированный Warner Brothers и Джерри Вайнтраубом и режиссер Дэвид Йейтс, вышел в прокат в 2016 г. 30 сентября 2022 г. The Hollywood Reporter объявила, что Sony Pictures приобрела права на экранизацию фильма «Тарзан» и стремится «полностью переосмыслить» персонажа.