Поговорим сегодня о межавторских проектах, которые за последние лет 10 набрали большую популярность. Мне довелось не только работать в нескольких интересных проектах, но и принимать участие в создании одного из них с нуля. Какие же плюсы и минусы межавторских проектов для писателя? Интересно было бы в этом разобраться.
Мой первый опыт работы в межавторском проекте был не совсем обычным. Началась история на форуме Лениздата, который руководил писатель Александр Тестов. Группа авторов решила, что интересно было бы придумать свой собственный проект. Неожиданно издательство поддержало начинание. Я помогал Александру Тестову в обсуждении и незаметно для себя стал координатором проекта «Ветер войны». Впоследствии в соавторстве с Александром мы написали роман «Проверка на прочность», который и открыл межавторскую серию. Это был интересный опыт командной работы, в которой фактически каждый автор разрабатывал свой собственный мир, который впоследствии вплетался в единое полотно. Фактически здесь никто никак не был ограничен в творчестве.
Спустя пять лет меня пригласили поучаствовать в межавторском проекте Дмитрия Силлова «Гаджет». И вот тут я приобрел совершенно другой опыт. Если в «Ветре войны» мы знали конечную цель проекта, знали, к чему должна прийти наша задумка, то здесь чистое поле, но при этом много фишек из мира, придуманного Силловым. И каждый автор, с одной стороны, боялся что-то повредить в устоявшемся мире, с другой стороны — хотел сделать что-то свое. В результате появились камерные самостоятельные произведения, которые не толкали общую канву сюжета и не развивали никак мир. Возможно, именно в этом лежит ответ на вопрос, почему проект захлебнулся буквально на взлете.
После «Гаджета» меня пригласили в проект новеллизации компьютерной игры «EscapefromTarkov (Побег из Таркова)», и я написал роман «Кобра», который пока не вышел. Особо распространяться про этот проект я не могу до релиза. Скажу только, что для меня это был полезный опыт создания истории фактически реалистической, фантастическое допущение здесь было минимальным.
Подобным проектом с минимальным фантастическим допущением был проект Z31 Александра Конторовича, в который я начал писать роман «Археолог», но работу приостановил в связи с закрытием серии. Здесь также описан процесс выживания людей в экстремальных условиях, война с криминалом и история человеческих отношений. Место действия романа – Ярославская область, города Углич и Ярославль. В этом проекте схема мира была обрисована очень схематично, за исключением пяти-шести отправных точек, все остальное было отдано на волю авторов. Поэтому мне легко вывести роман из мира Конторовича и сделать его самостоятельным, что я и намерен сделать.
Сейчас в соавторстве с Ириной Лазаренко я работаю над текстами в проект «Аква», и это отдельный положительный опыт. Во-первых, я получаю грандиозное удовольствие от соавторства, я не просто пишу, я еще и читаю и могу взглянуть на придуманные сцены, истории другими глазами. Но главное — это мир. В отличие от предыдущих проектов, он многогранен и детально продуман, в нем присутствует логика, есть своя предыстория и свое будущее. И мне близок тот мир, над которым мы сейчас работаем.
Теперь же поговорим о плюсах и минусах.
Плюс в межавторских проектах очевиден, как минимум, один: если тебя пригласили в проект, то, как минимум, книга будет издана. Хотя есть и прецеденты написанных в проект книг и так и зависших в издательстве. Также это литературный эксперимент, который позволяет перестроить мозги, освежает и позволяет получить удовольствие от литературной игры.
Минусы тоже есть. В последнее время я часто наблюдаю, как авторы зависают в проектах и пишут только туда. Если автор опытный, до прихода в проект у него есть опыт самостоятельного творчества и изданные книги, то для него в этом нет подводного камня. Покинув проект, он вернется к своим мирам. Но я наблюдаю, как молодые авторы стартуют в серии «Сталкер» и на веки там и остаются, не в силах выбраться из удобного уютного болота.
Вывод из этого можно сделать такой: все хорошо в меру, а молодым авторам я все же предложил бы начинать не с межавторских проектов, а с сольного творчества. Сперва надо приобрести свой голос, а уж потом вплетать его в ткань коллективного повествования.