Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Г. Л. Олди» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 22 февраля 2021 г. 07:48

Дорогие друзья!

Авторский сайт «Мир Олди» с великой радостью сообщает, что теперь у нас есть аудиоверсия романа «Пасынки восьмой заповеди». Читают Дмитрий и Елена Полонецкие, хорошо известные почтенной публике по озвучке «Ойкумены», «Черного Баламута», «Внука Персея» и других книг. Общее время звучания: 9 часов 17 минут 16 секунд. Музыкальное сопровождение: Дарья Озёрина и Дмитрий Полонецкий.

Ссылка: https://oldieworld.com/shop/audio/pasynki...

Добро пожаловать!

Бонусом к аудиокниге идет отдельный сборник музыкальных фрагментов. пакет иллюстраций Владимира Бондаря для обложек изданий романа и графические иллюстрации Андрея Печенежского..


Статья написана 17 февраля 2021 г. 07:41

Великолепный Владимир Бондарь сделал иллюстрацию для обложки первой книги романа Г. Л. Олди «Золотой лук», за что ему огромное спасибо.

Химера летит за тобой, почтенная публика!


Статья написана 15 февраля 2021 г. 07:55

Дорогие друзья!

Авторский сайт «Мир Олди» с великой радостью сообщает, что отныне роман-дилогия «Одиссей, сын Лаэрта» озвучен полностью. Читает Дмитрий Игнатьев, хорошо известный почтенной публике по аудиоверсиям романов «Герой должен быть один» и «Черный Баламут». Общее время звучания всей дилогии более тридцати трех часов.

Кн. 1. Человек Номоса: https://oldieworld.com/shop/audio/chelove...

Кн. 2. Человек Космоса: https://oldieworld.com/shop/audio/chelove...

Бонусом к аудиоверсии 2-й книги дилогии добавлены пролог и первая глава нового романа Г. Л. Олди «Золотой лук».

Добро пожаловать!


Статья написана 10 февраля 2021 г. 16:42

Интервью с Г. Л. Олди «Путь в профессию» для проекта «Над облаками», часть 3.

(интервью брал Александр Левитас)

ДРУГИЕ ЛЮДИ

Вопрос: Если смотреть на творческие дуэты — такое долгоиграющее сотрудничество, как у вас, встречается нечасто. А если отбросить пары родственников или супругов — то и вовсе крайне редко. В чём секрет, который позволяет вам поддерживать эффективное сотрудничество столько лет?

Ответ: Олди – это не просто Громов плюс Ладыженский. Это третье качество, существенно отличающееся от того, как пишет по отдельности каждый из нас. Нам это нравится, мы это сохраняем. Как сохраняем? Учимся видеть, что будет лучше для книги, иначе амбиции могут взять верх с ущербом для результата. Понимаем, какие моменты дороги для каждого соавтора, какие приемы или методы близки ему – и партнер не лезет туда с бойким желанием все переделать по-своему. Уважаем личную жизнь соавтора, знаем, где можно сойтись ближе, а где надо сохранить границы. Не позволяем друзьям, знакомым, издателям, членам семей вторгаться в работу, если их не просят об этом, не разрешаем вторгаться в наши рабочие отношения. Во время работы остаемся с будущей книгой наедине, не допуская в процесс посторонних.

А то, что мы еще и друзья, это отдельная история.

Вопрос: А бывают ли конфликты между вами? Если да — из-за чего они случаются? И как вы их разрешаете, чтобы вернуться к продуктивной работе и при этом не поссориться?

Ответ: Конфликтов не бывает. Бывают обсуждения, поиск решения.

Очень давно, в самом начале совместной деятельности, мы выстроили для себя важное правило: «Если приходится выбирать, мы выбираем то, что будет лучше для книги, а не то, что удовлетворит личные амбиции кого-нибудь из нас!» После этого работа перестала быть конфликтной.

С другой стороны, если бы кто-нибудь подслушал, как мы обсуждаем по телефону нюансы текущего, находящегося в работе фрагмента – решил бы, что мы сейчас вцепимся друг другу в глотку.

И был бы неправ.

Агрессивную манеру обсуждения мы отработали давно, как оптимальную и дающую хороший результат. Она быстрее, мы не тратим лишнее время. Она разогревает настроение, а это важно, когда пишешь эпизод, уже известный тебе от начала до конца. Давление на собеседника сразу показывает, можно его продавить, и тогда твое решение верное – или он упирается, и тогда верное его решение. Просто так, из личных амбиций, мы не упираемся никогда. Такая манера сразу отсекает пустые второстепенные разговоры – стоит одному уйти не в ту степь, и второй кнутом гонит фургон на главную дорогу.

Своего рода театр, где конфликт необходим.

Но это касается только рабочего, «сиюминутного» эпизода. Стратегию и тактику книги мы обсуждаем спокойно и хладнокровно, как сытые удавы.

Вопрос: Часть ваших книг написана в соавторстве с другими писателями. Что вообще подтолкнуло вас к совместным проектам? Как — исходя из каких критериев — выбирали соавторов? И насколько оправдались ожидания от подобного сотрудничества?

Ответ: Двойных соавторов мы знаем много, а пятерное соавторство тоже уже было: Павел Багряк. Эти пять человек написали две или три книги, так что мы не можем считаться первооткрывателями. С одной стороны, это, конечно же, был эксперимент. Попытка взглянуть на то, что ты творишь, свежим взглядом. По аналогии: есть пианист, трубач, скрипач, так почему бы им не собраться вместе и не сыграть в ансамбле, что, от этого пропадет пианист или трубач?

Нам это было нужно. Мы чувствовали: начинаются автоштампы. Чтобы выйти из автоштампа, надо пройти круги ада и увидеть, как с твоим персонажем, с твоей концепцией мироздания другой человек делает что хочет, а ты не можешь вмешаться, пока до тебя очередь не дойдет. Почему так? Наше расширенное соавторство строилось во многом на принципах невмешательства: мы написали свой фрагмент или изложили свое понимание дальнейшего развития сюжета, передали все это соавторам и отошли в сторонку. Партнеры – сложившиеся писатели со своей манерой, своими приемами работы, своим взглядом на литературу – пусть продолжают так, как считают нужным, как это привычно для них и неожиданно для нас

В этом случае автоштампы улетают сами по себе: ты видишь чужие приемы работы, учишься, нарабатываешь новое, вписываясь в общую структуру.

Соавторов себе мы выбирали по двум критериям: мы все близкие друзья – и творчество Дяченко и Валентинова близко нам по форме и духу.

Не хотим сказать, что это получилось лучше или хуже, чем то, что пишем по отдельности мы, Валентинов или Марина и Сергей Дяченко. Тут качество просто другое. Это была интереснейшая форма игры в ансамбле. Невероятная эмоциональность дуэта Дяченко при том, что у них мир всегда слегка схематичен. Невероятная подробность мира Андрея Валентинова, историка, при том, что эмоциональность персонажей у него иногда подавлена. И наша привычка, любовь к космогоническим концепциям.

Результатами такого соавторства мы вполне довольны.

Вопрос: Какого рода знакомства вы считаете полезными для вашей работы и целенаправленно стараетесь заводить и поддерживать? (любые варианты — коллеги, издатели, рецензенты, эксперты, эрудиты, прототипы героев, люди "для подзарядки батареек" и так далее).

Ответ: Вероятно, это странная ситуация, но мы никогда не заводили знакомства целенаправленно, из каких-то деловых соображений. Случайно встречались с художниками, которые потом четверть века подряд оформляли наши книги. Случайно познакомились с первым издателем, вторым, третьим. Случайно попали в школу каратэ – там занимались сокурсники по институту, мы узнали, пришли, остались на сорок лет, если мерить сегодняшним днем, здесь наши друзья, но и они «завелись» сами по себе.

Короче, не можем припомнить заранее спланированных знакомств.

Вопрос: Какие люди, помимо родителей, были главными людьми в вашей жизни? И почему вы назвали именно их? Какова была их роль в вашей жизни? Насколько это было важно?

Ответ: Наши жены. Дети. Внуки. Близкие друзья.

Для Олега Ладыженского: поэт Вадим Левин (руководил поэтической студией для детей), режиссер Валентин Ивченко (преподавал в институте культуры), Владимир Попов (сенсей в школе каратэ). Пожалуй, эти люди сформировали Олега как личность, характер, индивидуальность.

Кстати, Владимир Попов был таким человеком и для Дмитрия Громова.

СОВЕТЫ ЧИТАТЕЛЯМ ИНТЕРВЬЮ

Вопрос: Если бы вы сегодня могли дать советы себе же — но в начале пути, какие это были бы советы? Или — какие советы вы даёте тем, кто находится в начале творческого пути сегодня?

Ответ: Пишите то, что вам хочется, и так, как вам хочется. Пишите много, вычеркивайте много. Читайте много, осмысливайте прочитанное, изучайте приемы, какими пользуется другой литератор. Работайте регулярно, а не от случая к случаю. Набивайте руку, нарабатывайте ремесло, потом мастерство. Как говорил один мудрый сенсей: «В каратэ есть три главных секрета: много смотреть, много слушать, много потеть.» В литературе то же самое.

Вопрос: Тот же вопрос — но для тех, кто находится в условной середине пути, уже имеет достижения и поводы для гордости, но ещё не достиг вершин. Что бы вы посоветовали таким людям?

Ответ: Не останавливайтесь, идите дальше. Будьте строги к себе, строже, чем ваши читатели. И помните: литература – это жизненный опыт писателя, преломленный через призму его личности и выраженный в художественных образах. Без вашей личности, индивидуальности, без вашего собственного жизненного опыта ничего не получится, даже если вы пишете о роботах или эльфах.

Вопрос: Когда Вы выступаете в роли наставников — на что вы смотрите в первую очередь, чтобы оценить, выйдет ли из человека толк в писательстве? Как выбираете тех, в кого в первую очередь стоит вкладывать силы? А из-за чего эти люди могут сойти с дистанции? Какие признаки указывают на то, что человек "срывается"? И что можно сделать в такой ситуации, чтобы ему помочь?

Ответ: Сочетание таланта (природных способностей к литературе) и работоспособности. Житейская наблюдательность. Остроумие. Усидчивость. Умение слушать. Умение много читать и делать рабочие выводы из прочитанного. Критичность к собственному тексту.

Если есть эти качества, с человеком стоит поработать. Будет толк.

Нетерпеливость. Раздражение от критики. Неумение сосредоточиться. Рассеянность. Медленная реакция на замечания. Чрезмерное самолюбие, переходящее в самолюбование. Склонность к пьянству, наркотикам. Короткое дыхание, неумение работать долго, много. Неспособность к самообразованию. Нежелание учиться, неумение учиться.

Если есть эти качества, толку не будет.

Если же человек срывается, если у него творческий кризис – общих советов, как ему помочь, не бывает. Каждый такой случай уникальный, в каждом надо подбирать свои лекарства. Там, где на одного надо накричать, обругать, встряхнуть, другого надо хвалить и жалеть.

Вопрос: Есть ли какие-то советы, которые вы хотели бы дать, или принципы, которые вы хотели бы рекомендовать не только писателям, но и всем остальным? Что-то, что может помочь любому человеку добиться большего в жизни?

Ответ: Делай что должен, и будь что будет.

----

Александр Левитас: Я благодарю Олега Семёновича и Дмитрия Евгеньевича за то, что они нашли время обстоятельно и по делу ответить на мои вопросы.

А ещё напоминаю, что все книги Г. Л. Олди – включая и те, которые уже не издаются на бумаге много лет, и даже те, которые ещё никогда не издавались – есть на официальном сайте авторов «Мир Олди»: https://oldieworld.com/

Там же есть и страница «Благодарность», которая позволит Вам поддержать авторов, поблагодарить за уже полюбившиеся Вам книги – и обеспечить выход книг новых.


Статья написана 3 февраля 2021 г. 16:01

Интервью с Г. Л. Олди для проекта «Над облаками» взял Александр Левитас (https://www.facebook.com/alex.levitas).

Часть 2.

ПРАВИЛА ПРОДУКТИВНОСТИ

Вопрос: Следование каким принципам в работе делает вас продуктивными? Я знаю, что вы сформулировали для себя какие-то правила продуктивности, которых вы придерживаетесь — расскажите о них, пожалуйста.

Ответ: Не ждать вдохновения, как у моря погоды, работать каждый день.

Не халтурить, работать на максимуме своих возможностей (если получится, то и чуть выше этого максимума). Не спускать себе неудачных фраз, эпизодов, художественных решений. «А, и так сойдет!» Не сойдет. Переделывать до тех пор, пока не будем удовлетворены результатом, сколько бы времени это ни потребовало.

Готовиться к каждой новой книге, не начинать «с кандачка». Продумывать сюжет, героев, стилистику, декорации, составлять план, включающий в себя в т. ч. и финал книги, чтобы знать, к чему мы в итоге должны прийти. Собирать материал и «погружаться в него». Начинать писать, лишь когда ощутили, что мы в материале и книга «созрела» для написания.

Главный приоритет в работе над книгой – сама книга, художественный текст. Личные амбиции – побоку. Кто бы ни придумал очередной поворот сюжета, фразу, эпизод – выбираем тот вариант, который лучше, острее, интереснее, органичней ложится в книгу. Совершенно не важно, кто из нас этот вариант придумал.

Пишем только то, что сами хотим написать, что цепляет за душу лично нас. Пишем так, как сами считаем нужным и правильным. Издатели, читатели, критики, модные тренды – побоку. Есть только мы и книга.

Вопрос: Случаются ли у вас кризисы, когда "не идёт", "не пишется" — и если да, то как вы их преодолеваете?

Ответ: Кризисы случались, и не раз. В зависимости от интенсивности и глубины кризиса есть два прямо противоположных способа его преодолеть:

1. Собраться, заставить себя и «через не могу» продолжить работать над книгой. Трудно, медленно, по двадцать раз переделывая и чертыхаясь сквозь зубы – но продолжать работать. Если кризис не очень глубокий – через какое-то время отпускает, и дальше снова работается нормально.

2. Если кризис более серьезный – взять паузу, отдохнуть, расслабиться, выбросить «не идущий» текст из головы. Через некоторое время вернуться к нему и продолжить уже отдохнувшими, с новыми силами и идеями.

Вопрос: Как вы решаете, какую книгу писать следующей? На какие критерии ориентируетесь? Есть ли "коробка с заготовками"?

Ответ: Коробка с заготовками (вернее, соответствующий файл в компьютере), конечно, есть. Он регулярно пополняется новыми идеями, заготовками, набросками сюжетов, черновыми планами. Причем пополняется быстрее, чем мы успеваем из него черпать. Но мы далеко не всегда пользуемся заготовками из этого файла. Зачастую возникает / придумывается что-то совсем новое, чего в файле нет и в помине, от чего мы вдруг загораемся и понимаем: да, это то, что цепляет, греет, то, что мы сейчас хотим написать! И принимаемся за работу над этой книгой. Иногда извлекаем что-то из файла, дорабатываем, меняем (порой до неузнаваемости) – и начинаем писать. Иногда сходятся вместе несколько, казалось бы, совершенно разных наработок / заготовок – как из файла, так и свежепридуманных. Вдруг оказывается, что вот это давно лежавшее в загашнике фантастическое допущение при небольшой «доработке напильником» отлично подходит к вот этому наброску сюжета и к вон той философской концепции. Вместе они вдруг превращаются в нечто большее, оригинальное, играющее новыми красками. Только садись и пиши! Садимся и пишем.

По-разному бывает. Но всякий раз новая книга должна «цеплять и греть». Это главный и едва ли не единственный критерий выбора. А вот что зацепит и согреет нас в следующий раз – мы заранее и сами не знаем.

Вопрос: Как идёт подготовка к работе над книгой? Как я понимаю, работа начинается не с того, что вы садитесь и пишете "Глава 1"?

Ответ: Сперва что-то цепляет за душу. Затем это долго и подробно обсуждается. Дальше мы начинаем выстраивать план книги. Собираем материал; если это давняя заготовка, материал собирается годами. Когда мы, что называется, в материале и план готов – делим между собой эпизоды и начинаем писать.

Каждый эпизод проходит несколько редакций. Стыковка, вычитка, продолжение работы. И так до финала.

Вопрос: Есть ли у вас какой-то рабочий распорядок дня или недели, помогающий работать продуктивно? Какие-то нормативы "в часах" или "в знаках", которые вы договорились выполнять каждый рабочий день?

Ответ: Ночью спим, днем работаем. Встаем рано, примерно в 06.00-06.30; бывает, что и раньше. Туалет, гимнастика (45-50 мин.), взгляд в интернет (письма, вопросы), завтрак, начало работы над текстом. В полдень еще минут 15-20 разных физических упражнений — и продолжение работы до 14-15 часов, иногда позже. Обед, краткий отдых, желательно дневной сон (мозг должен переключиться, расслабиться) — и еще пара часов работы, но уже сугубо деловой. Переписка с издателем, художником, какое-то интервью... Ужин и отдых. Суббота и воскресенье — выходные. Иногда, когда книга летит к финалу, дорабатываем по субботам.

Когда книга закончена (это подразумевает длительную авторскую редактуру текста), мы неделю-другую отдыхаем. Нервное возбуждение ещё присутствует, и мы направляем его на обсуждение будущих работ. Когда чувствуем, что отдохнули, начинаем составлять план следующей книги.

Когда уже конкретно пишем, а не обсуждаем, планируем или собираем материал – стараемся делать примерно 5000 знаков в день каждый. Это уже довольно чистый текст, прошедший первую редактуру. Иногда получается больше, иногда меньше, но отклонения невелики. Откажись мы от редактуры, выход текста был бы больше – но это не тот текст, который мы хотели бы показать читателю.

Вопрос: Как вам удаётся мотивировать себя на ежедневную писательскую работу? Тут ведь, как в спорте, часто есть искушение "пропустить сегодня и нагнать завтра" — что вы делаете, чтобы ему не поддаваться? Насколько сложно так жить? Чем приходится пожертвовать? Что вы делаете вне контекста работы, что помогает вам поддерживать высокую продуктивность?

Ответ: Мы себя не мотивируем. Мы просто встаем утром с постели, дальше гимнастика, туалет, завтрак. И садимся работать. Необходимости пинать себя, заставлять делать дело у нас нет -- если, конечно, мы в данный момент здоровы и никакие срочные дела не свалились нам на головы. Работа – естественный процесс, без которого, кстати, скучно. Часть нашей жизни, а не тоскливая необходимость.

В этом смысле мы к себе относимся требовательней и беспощадней любого работодателя. Возможно, здесь сработал опыт каратэ – там тоже никто не спрашивает, готов ли ты сейчас или тебя лучше ударить завтра, когда ты подготовишься.

Другое дело, что надо и отдых планировать в таком же обязательном порядке, как и работу. Иначе можно перегореть, переутомиться, сломаться физически или психически. Допустим, роман закончен. Редактура завершена, текст уехал в издательство. Общее нервное напряжение не отпускает, это естественно. Его надо правильно канализировать, тогда оно на пользу, а не во вред. Оно уходит на деловую переписку: начинается рабочая неделя переговоров с издателем, художниками (обложка и графика), производителем аудиокниг, администраторами электронных площадок, журнальными рецензентами. Подписываются соглашения, обсуждаются формы и сроки сотрудничества, готовятся рекламные пакеты, согласовываются будущие картинки, делаются временные обложки для всяких проектов. Звонки, письма, вопросы, ответы – с утра до вечера.

И вот всё – ну, почти всё – согласовано и распланировано на полгода вперед. Тут главное – знать заранее, что на следующий день тебя догонит усталость. Силы закончились, энергии минимум. Ты упал и не отжался: нарушен сон, повышена раздражительность, мелочи задевают, пустяки выводят из себя.

Это нормально, это привычно. И не слишком проблемно, если знать методы восстановления. Общих советов здесь нет, все индивидуально. Тренировки, музыка, лежание на диване, поездка в другой город, общение с друзьями или затворничество, отказ от интернета или пять сообщений в день -- каждый выбирает для себя, под свою психофизику.

Пожалуй, на литературных семинарах надо читать курс лекций: «Образ жизни профессионального писателя». Другое дело, что слушать его будут с интересом, а вот пользоваться советами на практике – вряд ли.

Вопрос: А что вы делаете для продвижения ваших книг? И насколько ваши личные усилия — не по написанию, а именно по промоушену — важны для коммерческого успеха книги?

Ответ: Есть люди, которые утверждают: реклама и самореклама – дело постыдное, недостойное истинного творца! Чепуха, отвечаем мы. И распространяем информацию о своих книгах -- бумажных, электронных, аудио – в интернете. Везде, где считаем нужным и полезным. Читатель должен иметь возможность получить необходимую информацию о выходе книги, о том, где и как ее можно приобрести, узнать, что автор закончил работу над каким-то романом, что художник этот роман проиллюстрировал, а критик Х написал рецензию…

Короче, это работа, работа большая, необходимая, требующая времени и тщательного планирования. Но без нее книга утонет в море общей информации, читатель просто не узнает о ней.

Как показала практика, эта деятельность сейчас приобретает очень большое значение. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать!» Сейчас писатель вынужден быть маленьким издательством – или делегировать эти права и обязанности кому-то другому.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...





  Подписка

Количество подписчиков: 283

⇑ Наверх