Данная заметка идет в дополнение к первой, которая уже была опубликованна.
Четвертая книга в общем произвела те же позитивные ощущения, что и первые три. Несмотря на то, что четвертую книгу переводил уже другой переводчик, дискомфорта не заметил. Всё читается ровно. Сквозной сюжет продолжает противостояние Луки, алчущего воскресить Кроноса, и Перси и Ко, которые пытаются ему помешать.
Сюжетная линия романа такова: Перси Джексону становится известно, что его заклятый враг Лука, не оставив попыток свергнуть Олимпийских Богов, вновь готовит заговор. На этот раз он хочет воспользоваться лабинтом Дедала, чтобы атаковать лагерь полукровок, а затем и Олимп. Для этого Луке понадобится нить Ариадны, чтобы не заблудиться в подземельях. Перси вместе с друзьями — Аннабет, Гроувером и Тайсоном — отправляется в лабиринт на поиски Дедала, чтобы склонить его встать на сторону олимпийцев и помешать прорыву войск Луки.
Книжка насыщенна квестом, герои опять отправляются в поиск, и в общем-то ради последних 100 страниц, предыдущие 400 активно путешествуют, попадают в засады и прочее. С каждой книгой Риордан усложняет мифологических существ. При чтении этой книги в мифологический словарь заглядывал намного чаще. Так что многое повспоминалось и поузнавалось.
Что не понравилось: Перси стали сниться сны, о реальных мифах в изложении, понятном для американских детей. Лично мне не понравилось история Дедала, которую он так долго нам разжевывал. Вообще именно в этом романе у меня сложилось ощущение, что книга перенасыщена приключениями. Их могло быть меньше без урона для центральной сюжетной линии. Но мифических существ много + нужен роман, поэтому, на мой взгляд, повествование данной книги растянуто искусственно. Хотя это может быть связнно и с особенностями личного восприятия. В общем мне тяжеловато читалась книга. А может просто я устал уже от приключений Перси Джексона.
Еще из минусов можно назвать: американизм, который в этой книге буквально отовсюду льется. Уже нет сил читать про фастфуд и колу, которую едят все: от людей и до богов; фастфуд приносят в жертву; с помощью фастфуда воскрешают умерших. В общем нет здорового питания в книге, а жаль...
Итог: тем, кому понравились первые три романа, четвертый не разочарует нисколько. Я ж немного подустал. Роман заканчивается, естественно, на самом интересном месте, так что ждем продолжения.
PS Из достоверных источников стало известно, что в данной серии выйдет еще 2 книги, которые сейчас переводятся:
Долго ждал возможности прочитать книги Брауна. Естественно это связанно, в первую очередь, с ажиотажем вокруг его произведений. Заполучив эту книгу, я даже отказал себе в удовольствии посмотреть в начале кино, чтобы не смазать впечатления, и приступил к чтению. Сюжет развивался очень стремительно, и чем дальше я читал, тем мне больше он нравился. Славный квест, славный экскурс в область истории. Я буквально вспоминал университетский курс "Мировая художественная культура", когда в книге упоминались Микеланджело, Рафаэль, Сикстинская капелла и т.д. Квест задуман идеально. Я не знаю насколько всё это соответствует истине, и вообще наличиствуют ли эти объекты культуры в Риме, но получилось очень занимательно.
Если наблюдать за сюжетными перепитиями, то насколько мне нравилась завязка, настолько мне не понравилась концовка. Автор явно перемудрил. Не всегда желание удивить читателя является удачным сюжетным ходом. Так и здесь, последние 100 страниц получились каким-то пафосно театрализованным боевиком в лучших традициях Голливуда. Очень притянуто все за уши, автору требовалось завершиться по раньше, не делая из стремительного повествования затянутое неправдоподобное чтиво. Я понял всё, кроме: как главный герой оказался на крыше собора, выпрыгнув из вертолета (на парашюте?). И вообще, КАК главный злодей мог так всё предсказать. Такое невозможно. поэтому получилась и нефантастика и нереализм, а нереальная история.
Что еще хотелось бы отметить среди минусов:
1. Язык — простецкий. Повествование типично американское, где разжевывается абсолютно всё и на эрудированногсть читателя не рассчитывается совершенно.
2. Книга писалась для фильма. Эти фишки, когда сюжет заканчивается на самом интересном месте отлично смотрятся у Артура Хейли в его линейно-паралельных сюжетах. Здесь же получилась подделка.
3. Не понравилась позиция автора по отношению к церкви. Да, там много за что можно не уважать их и их прошлое и где-то настоящее, но выливать ушат помоев — как-то мелко что ли... Сцена, где Лэнгдон мочится в сортире Ватикана, и думает, что до этого в него ходил Папа, и поэтому он сейчас мочится в священный трон, показалось абсолютно лишней. И подобных сцен там достаточно. Не ясно какую цель преследовал Браун, глаз режет и вызывает лично у меня отторжение, хоть и не являюсь католиком.
Итог: роман является любопытным, и где-то даже занимательным. Литература для отдыха в чистом виде. Читаем дальше: впереди "Код да Винчи", и если хватит сил, то и заключение трилогии, которую подозрительно много критикуют, что навевает определенные опасения... 7 из 10...
Последнее время стал активно читать этого автора. Товарищ очень интересный и непредсказуемый. На этот раз мне в руки попался сборник фантастических рассказов автора, состоящий из 20 новелл, и так как Вербер не очень популярен на Фантлабе, решил и написать эту заметку, а впредь, в целях его популяризации, все прочитанные мной произведения Вербера окажутся здесь.
Сборник начинается стандартным авторским предисловием, которое можно увидеть у любого хорошего сборника малой прозы. Вербер вспоминает детство, о том, как ему нравились небольшие рассказы. Что он с удовольствием пишет малые истории между крупными романами. Если сравнивать между собой это предисловие с подобными, например, у Стивена Кинга, то у последнего они, на мой вкус, более содержательны и интересны. Посмотрим на рассказы сборника:
Научимся их любить. Подобных рассказов читал много. Рассказ построен, как научная статья, в которой высокоразвитый инопланетянин описывает жизнь людей на планете Земля. Причем описание построенно так, как мы люди описываем жизнь и повадки зверей. Таким образом, мы можем узнать в весьма ироничной форме, как «эти странные зверушки» живут, питаются, размножаются. Вербер частенько интересуется проблемой экологии и защиты зверей. Этот рассказ, а в особенности его название, демострирует нам это маленькое увлечение автора. Параллели между людьми и зверями настолько удачны, что становится грустно за первых, и безумно жаль вторых...
Царство видимого. Рассказ, обыгрывающий ситуацию, которую все изучают на философии. Причем как видно изучают не только во Франции, но и у нас, ибо даже я это помню. «Вещи в природе не существуют, пока их не назовешь». И вот преподавтель философи вместо окружающего мира стал видеть названия. Простенько, кратенько, иронично...
Запах. Рассказ очень жизнерадостный и это его главное преимущество. В центре Парижа рухнул метеорит высотой 70 метров, который жутко вонял, и был за это окрещен «гигантской какашкой»! Весь рассказ люди бьются, чтобы заставить гигантскую фекалию перестать пахнуть, и как всегда находится инопланетный разум, которому и надо было, чтобы эти манипуляции с этим объектом сделали... Поулыбался... но ситуация заезженная, поэтому особого впечатления рассказ не произвел...
Та, что тревожит мои сны. Рассказ не понравился абсолютно. Может я, конечно, ничего не понял. Рассказ описывает какую-то сногсшибательную женщину, целыми днями занятую собой. Две страницы убористого текста, о том, что пьет Нут, какими блоговониями пользуется и т.д. Коцовка тоже мутновата. Перечтение данного хита не дала ровным счетом ничего. Не самый удачный рассказ данного сборника.
Отпуск на Соколиной горе. Сюжет тоже довольно таки банальный. Турист решил полюбоваться Версалем 16 века, но решил съэкономить на страховке. Естественно эпоха Людовика Солнечного оказалась не такой уже безоблачной, герой огреб по полной и ему естетсвенно икнулась его экономия. Простенько, жизнерадостно и предсказуемо...
Манипулирование. Очень неправдоподобный рассказ, а не фантастический. И в роде все началось очень необычно: левая рука главного героя объявила забастовку со всеми вытекающими комическими трудностями у героя... даже было забавно и любопытно, куда выведет автор столь неординарный сюжет. А автора понесло и повел он куда-то, в результате чего, все радужные ожидания безнадежно испортились...
Древо возможного. Заглавное произведение сборника. Это даже не рассказ, а размышление автора на давно интересующую его тему. Вербер предлагает многим ученым мира заняться предсказанием будущего. Для этого он предлагает разработать дерево, с помощью которого можно спрогнозировать, как поведет человечество, если пойдет по одной из веток развития. Все возможные варинты и последствия образуют сложное дерево, и политики, принимая решения, могут на него смотреть и понимать, к чему может привести их поступок. Вот такой вот любопытный утопический прозгноз будущего. Сюжет данного произведения уже можно встретить в романе «Отец наших отцов».
Тайна цифр. Очень любопытный рассказ о мире, где все знания вертятся вокруг арифмитических чисел, о мире, где образованные люди умеют считать о 10, а люди науки до 19. Главный герой с ужасом одныжды узнает, что числа бесконечны и поднимает восстание против веками сложившихся догм и верований. Вербер очень достоверно нарисовал данный мир, правда на мой взгляд концовка несколько запорчена.
Песня бабочки. У нас даже в классификаторе нет Солнца, как объекта «Вне Земли», потому что в общем-то всем понятно, что туда лететь сложно, а уж ходить по Солнцу и тем более, при современном развитии астрономии — этого даже нельзя себе представить. Но Вербер не ищет легких путей и ему не важно, чтобы было хоть какое-то правдоподобие, ему важно, чтобы тема интерсовала в первую очередь его. Этот расссказ — ода человеку-исследователю, а уже потом фантастическое повествование. Не скажу, что рассказ оставил равнодушным или не понравился, но каких-то сильных эмоций не испытал...
Абсолютный отшельник. Перед нами «Голова профессора Доуля» 21 века с примесью университетского курса философии. Помню древнегреческие философы (не помню как назывались) считали, что мир можно познать только разумом, а органы чувств мешают. Они там себе выкалывали глаза, чтобы познать сущее и т.д. Вербер обыграл это явление с позиций современной действительности. Ученый решил познать себя и мир, поэтому по его пожеланию, у него извлекли мозг и поместили в питательный раствор, где он лежал подпитываемый глюкозой и кислородом и изучал мир... Рассказ мне понравился, автор под очень интересным углом и с юмором изобразил отношение потомков ученого к мозгу своего прадеда...
Хлеба и зрелищ. Очередные фантазии Вербера. Здесь он предлагает модифицировать футбол, и из спорта номер один, сделать мега-зрелище. Теперь команды смешаны по полу, разрешенно использовать оружие и прочие средства, в командах полторы сотни человек играют на острове 50 км площадью. Так куча еще всего, что на взгляд автора смешно и интересно. Все друг друга убивают, сооблазняют и забивают голы. Вот такой он — футбол будущего...
Осторожно: бьется. Славный рассказ. Мальчику дарят игрушку, с помощью которой можно создавать миры. А достоин ли мальчик быть создателем, и в ответе ли он за то, что создал? Рассказ очень понравился, особенно автору удались описания мальчика, с каждым днем теряющего интерес к своему творению. Очень жалко новый мир!
Последний бунт. Рассказ имеет очень мрачное начало. Европейские страны нашли проодну из проблем кризиса — пенсионеры. Поэтому их перестали бесплатно лечить, отменили пенсии и т.д. Вещи на самом деле описанны ужасные и мне честно говоря было неприятно читать, как после 60-ти отлавливают с сетями стариков и усыпляют их. Потом Вербер как-будто бы испугался сам того то натворил, показывает нам партизанский лагерь стариков, которые освобождают таких же и живут в пещерах. Этот абсурд еще и заканчивается на минорной ноте. В общем, Не понравилось абсолютно!
Прозрачность. Произведение навеянно мыслью о том, что мы с виду красивые и разные, а за кожей — мясо, кровь, сосуды и кости... Главный герой подобно «Человеку-невидимке» устраивает эксперимент, и становится прозрачным, и все увидели из чего он сделан, со всеми вытекающими последствиями... Рассказ прост и неказист, поэтому оставил полностью равнодушным...
Чернота. Абсурдное начало рассказа, когда во время 3-й мировой войны, одна ракета случайно улетает на Солнце и во всем мире наступает тьма, к концу рассказа нашло, наконец, свое ироничное объяснение. В общем рассказ — ничего особенного: раздражение, недоумение, смех — именно в этой последовательности чередовались у меня эмоции при прочтении. Это даже не рассказ, а 2-х страничный анекдот.
Каков хозяин, таков и лев. Очередная зарисовка Вербера из разряда невероятные фантазии. На этот раз, проведя генетические изменения над львами, было принято решение — для повышения статуса владельца разрешать использовать царей зверей в качестве домашних зверей. Мы видим разнообразные фантазии автора из жизни львов в европейском городе: они едят кошек, собак, детей... Рассказ получился социальный, сатирический, показывающий страсть современных людей к статусу... ну и в ни о какой концовке в стиле Экзюпери "Мы в ответе за тех, кого приручили" конечно не может быть и речи...
Слишком совершенный для меня мир. В рассказе — во всем мире активно используются интерактивные предметы, которые пмогают людям не быть одинокими. Все бытовые нужды решаются без участия человека, любой предмет всегда прийдет на помощь. Главный герой озадачивается вопросом. есть ли у предметов душа. Пережив некоторые приключения, главный герой переживает не очень приятное, но предсказуемоме открытие. Мысль рассказа ясна и проста. Особого удовольствия при прочтении не получил...
Бархатный тоталитаризм. Рассказ повествует нам о разной судьбе двух писателей современности. Один — молодой юноша, пытается отдать свой фантастический роман в печать, у него ничего не получается, и он сводит счеты с жизнью. Второй — преуспевающий писатель, который печатается миллионными тиражами и пишет в основом о светской жизни. пьянках, гулянках, женщинах и т.д. Естественно, история все расставит по местам, и через 100 лет мы увидим, о ком помнят, а кого и не знают. Очень характерен пример жизни знаменитого француза Стендаля,который при жизни продал всего 200 экземпляров своего романа "Красное и черное". А много ли современных фантастов будут вспоминать через 100 лет?
Молчаливый друг. В этот раз автор предлагает нам детектив. Три девушки-грабительницы не могут поделить брилианты, и как результат — смерть двоих. Полиции необходимо доказать, что убийца — третья девушка. И для этого приглашают специалиста по растениям, чтобы он смог допросить ... дерево, под которым было совершенно убийство. Сюжет неожиданный и построен на реальной теории, которой придерживаются ряд ученых. Суть которой в том, что растения — живые, они умеют общаться запахами, они реагируют на внешние раздражители и т.д. Как написанно в предисловии, эту теорию Верберу поведал один из европейских профессоров, занимающихся различными формами жизни. И вот Вербер решил это переварить и создать рассказик, белыми нитками притянутый к дететивной линии. Мне рассказ не понравился, несмотря даже на то, что в нем фигурирует мой любимый персонаж Вербера — Исидор Каценберг.
Школа молодых богов. Небольшой рассказ, сюжетно связанный с циклом Вербера «Боги». Перед нами предстает школа молодых богов, и один из учеников рассказывает нам, чему их и как учат. Любопытны размышления автора о человеческом развитии. Вообще рассказ очень напомнил описание какой-то стратегической компьютерной игры, например «Цивилизации».
PS Сборник автора может быть отнесен к собранию невероятных записок, которые даже при том, что они фантастические кажутся невероятными: допрос дерева, отстрел пенсионеров, приручение львов, полет на солнце и т.д. Главная цель его произведений — удивить читателя, а насколько правдоподобно это будет, его мало уже волнует. Вербер — бывший журналист, тяготеет к науке, особенно к новым ее течениям, поэтому в его проиведениях мы можем столкнуться с различными аспектами борьбы за природу, за жизнь на Земле, поданные в свойственной журналистам манере. Переводят его обычно очень хорошо и просто, поэтому произведения читаются быстро и легко. Сборник рекомендуется в качестве легкого чтения для отдыха: поулыбаться и понедоумевать над сюжетными линиями 7 из 10...
После стольких пересудов о великом Дике решил сократить бесконечные пробелы в своих познаниях произведений данного классика. Из Дика читал только его "Исповедь недоумка", которая очень понравилась. Не стал дожидаться выхода собрания сочинений, которое все тут так ожидают и направил стопы в библиотеку, где и взял эту книгу. Что говорить, меня очень порадовало, что все самые знаменитые 3 романа оказались под одной обложкой, а значит можно осуществить знакомство сразу же с лучшим. Хотелось бы очень кратенько пробежаться по всей книге...
Бегущий по лезвию бритвы. Роман затягивает сразу же. Хоть жанр постапокалиптики не люблю всем сердцем, ибо мрачно все это, а я все же верю в здравый ум людей, книжка очень надолго оставляет задуматься, и уж точно она не забудется в ближайшее время. Очень много интересных идей, прорисованный мир пугает своей реалистичностью. В романе очень понравился подход общества к животным. Вот бы сейчас такое общество, в котором бы статус человека определялся его отношением к животным, умением сопереживать ближнему. Чего стоит одна фраза: «Я хотел бы, чтобы вы перешли в более почетный класс владельцев козлов, где, как мне кажется, ваше настоящее место. Честное слово, для меня вы — истинный владелец козла». Если честно слегка загрузился от культа Сострадающего и всех этих технических нововведений, которыми они путешествовали к холму, делись радостью и прочее (за это и снизил бал). 8 из 10...
Убик. Совершенно сумасшедший роман. Трудно что-то внятное написать после такого чтения: я провалился, меня затянуло, и я не смог отложить книгу, пока не дочитал. Великий роман, гениальный автор. Честно говоря подбирался к нему с опаской, ибо предыдущий не поразил и не произвел того впечатления, которого я ожидал, но здесь... это нечто... Как у героев плывет реальность, я просто физически ощущал атмосферу сумасшествия, в которой находились главные герои... И когда к концу стало более или менее все понятно, автор мастерски расставил все точки над И, все ружья, вывешанные в начале, выстрелили — ТАКАЯ концовка, от которой отвалилась челюсть, находящаяся до сих пор в этом состоянии. 10 из 10...
Человек в высоком замке. Я очень мало читал книг с альтернативной историей, поэтому мне сложно судить, лучший ли роман, и вообще нравится ли мне это направление. Книга произвела тяжелое впечатление: фашисты, СС и СД, концлагеря, куча фамилий, которых я после Штирлица уже не думал, что где-то встречу. При прочтении, как бы сказать, книга давила. Мне даже снились фашисты. Книгу грыз больше недели и уже не верил, что завершусь, но когда подошел к финалу понял, что ничего не понял, кроме нескольких очевидных сюжетных линий.
В общем для меня как была сюжетная линия с Оракулом самой тяжелой, так я ее и не понял. Но спасибо коллегам с фантлаба — разжевали! Перечитал избранные моменты и даже где-то что-то осознал, но дальше идти по предложенному товарищами пути: чтения «Книги перемен» и перечитывания гексаграмм — сил не хватит, увы... Итог: еще один пробел в образовании закрыт, путем приложения нечеловеческих усилий. 7 из 10...
Бесконечные. непонятно, как затесался сюда этот рассказ, но он тоже оказался очень не плох. Славный рассказик, необычный сюжет, сюжетные перепитии удивляет, концовка поражает. Спойлерить не хочу, но ход автора с хомяками в финале убил и порадовал одновременно. 9 из 9...
Итог: в купе с "Исповедью Недоумка", творчество Дика удивляет и вызывает положительных эмоций больше, чем отрицательных. Оценок в этом сборнике, на любой вкус: от 7 до 10... Знакомство с автором продолжу, для этого сходил в библиотеку и взял еще и такую книженцию: http://fantlab.ru/edition3725
С огромным удовольствием прочитал очередной кирпичик Шедевров отечественной фантастики (Какая была серия!), состоящий из двух несвязанных романов "Армагедом" и "Пандем".
Армагедом. Роман начинается очень интересно. Нам показан мир, в котором каждые 25 лет случается Армагеддон и погибает всё живое. Роман описывает жизнь девушки, на судьбу которой выпало 3 конца света, которая всю свою жизнь положила на то, чтобы выяснить природу катаклизмом.
Книга понравилась замыслом, идеей, но если честно реализация как-то не порадовала абсолютно. Идея такого мира неправдопобдна по многим параметрам. Общество при таком частом апокалипсисе не могло бы восстанавливаться и это ясно. Поэтому ненаучность — это первая моя, но не главная претензия, так как авторов, мы знаем, интересуют совсем другие вещи, нежели вопросы науки.
Второе и наверно самое главное, что не понравилось — история женщины, стервы, феминистки (каждый выберет свое). Книга буквально напоминает в этом аспекте «Как закалялась сталь». Гвозди бы делать из таких людей. Эта смена партнеров, эта любовь детства, это замужество, эта связь со школьником и тяжба с желтой прессой. Все это меня очень измотало.
Понятно, что Дяченко хотели написать истрию жизни женщины в условиях, а мне бы хотелось бы меньше женщины и больше условий. В остальном претензий никаких, авторы как всегда выбрали очень интересную тему, своеобразно ее развили, книгу буквально проглотил, как в общем-то все из творчества любимых писателей. 8 из 10...
Пандем. Очень необычный роман. И в то же время традиционный уже для Дяченок. Однажды в головах всех жителей земли зазвучал голос нового бога, всесильного существа, которое пришло, чтобы осчастливить людей: вылечить все болезни, изменить экологию, победить войну, голод, нищету и т.д. И как становится ясно с первых строчек не так просто все изменить.
Проблема богооправдания помимо этого романа, была позже затронута в знаменитой Вита Ностре... Оба романа замечательны, и безусловно перекликаются, по крайней мере, я вижу много общего...
1. Кем являются «боги» в этих романах? «Предположим, что информация, преодолев некий порог, получается способность... нет, предположим, что есть такой комплекс свойств — всеведение, вездесущность, всемогущество» (Пандем. Глава 1.) Пандем — это «информация», а Саша — «понятие», тоже нечто, связанное с информацией, часть информации.
2. В конце «Виты Ностры» главная героиня превращается в «бога» определенного мира, где уничтожает страх. Пандем тоже «бог» и тоже инфомарционная сущность, как и в «Пандеме», также становится всем и пытается улучшить мир, путем уничтожения болезней, развитием человека и т.д. Мы видим, что эксперимент с миром не удался у Пандема, из чего можно заключить, что возможно и у Саши не все получится в ее мире...
3. Мне кажется эти персонажи очень похожи, почему-то мне и пришла мысль, что Пандем и Саша — уникальные одношкольники университета «Виты Ностры», которые, сдав выпускной экзамен, получили всемогущество в разных мирах, и как новые «боги» пытаются улучшить общество путем решения наболевших проблем: бесстрашие и бессмертие.
Очень интересно узнать у авторов, что они думают о таких связях в столь разных романах. Хотя, конечно, не исключаю, что много здесь с моей стороны и надуманно. Но тем не менее, роман «Пандем» безусловно удался, и вместе с «Пещерой» и «Витой Нострой» образуют вершину творчества этих замечательных авторов (по моей версии естественно). 10 из 10...