Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «БорЧ» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 31 января 2018 г. 13:37

Данный материал является дополнением к биографической статье Николай Толстой. Данное воспроизведение статьи из газеты "Харьковский пролетарий" №18 от 22.1.29 г. — никоим образом не претендует на освещение истинного положения дел, а является неким "памятником эпохи".

=========

ОТРЕЧЕНИЕ ОТ САНА СВЯЩЕННИКА

КИЕВ, 21. Отдел культов получил заявление римско-католического священника и протопресвитера Николая Алексеевича Толстого, в котором он заявляет, что отрекается от сана священника и звания протопресвитера. Интересна автобиография этого священника. В своем заявлении Толстой рассказывает, что он является правнуком старшей дочки фельдмаршала Кутузова и состоит в родстве с Толстыми, будучи далеким родственником Льва Николаевича Толстого. Автор заявления закончил духовную академию, сотрудничал в русских газетах, был несколько лет заграницей, преподавал филологию, археологию и другие дисциплины в учебных заведениях Рима и Парижа. Последнее время он принялся за изобретения. Месяц тому назад он получил патент на изобретенный и усовершенствованный им хронометр, указывающий фазы с точностью до одной минуты в месяц. В дальнейшем бывший священник хочет посвятить себя научной деятельности. .«Не хочу,—пишет он,—жить больше паразитом, к чему меня принуждала жизнь униатского священника. Не хочу иметь ничего общего с римско-католическим духовенством, насквозь проникнутым польским шовинизмом и поэтому отрекаюсь от сана священника».


Файлы: Снимок.PNG (852 Кб)
Статья написана 4 ноября 2017 г. 16:44

Вот такой текст я услышал в сентябре этого года:

«Армия НАТО и Трамп — сукин сын / Снова готовят нам амерский свин!

Но от Курил до Карибских морей / Красная армия — всех сильней!

Так наша Красная / Пусть держит властно / На Красной кнопке палец свой!

Главком чтоб Путин / Лустон мог ёкнуть / Ракетой тер-мо-я-дер-ной!»

....а сегодня услышал ещё раз — в исполнении дедка с гармошкой и коробкой для мелочи перед торговым центром. Народ притормаживал шаг, прислушивался и на мелочь не скупился.

Тенденция, однако...

=====

Кого заинтересуют подробности-размышления — они в моём отзыве на

Красная Армия всех сильней («Белая Армия, чёрный барон — снова готовят нам царский трон...»)


Статья написана 4 августа 2017 г. 10:39

Составлена библиография Игоря Николаевича Чеснокова — журналиста, писателя, члена Союза писателей России (1988) и Союза журналистов России (1999). Автора краеведческих изданий и художественно-исторических книг для детей.

Родился в г. Северодвинск Архангельской области. Окончил Архангельскую рыбопромысловую мореходную школу в 1959 году по специальности «штурман малого плавания». В 1966 году окончил факультет журналистики ЛГУ. С 1967 года жил в Мурманске: работал на областном радио, в редакциях морских газет, служил штурманом на судах Архангельского тралового флота, штурманом и помощником капитана на судах Мурманского морского пароходства, в 1990–1992 руководил Мурманским отделением Союза писателей России. С 1999 по 2005 годы жил в Кандалакше, работал собкором областной газеты «Мурманский вестник». С 2005 года живёт и работает в Архангельске.

Основная литературная тема автора — историческая проза о событиях и людях разных веков, о Поморье, о Севере — русском, скандинавском… Книга исторических повестей «Морем живы» в 1983 году была удостоена поощрительного диплома Всесоюзного литературного конкурса им. М.Горького на лучшую первую книгу молодого автора.


Статья написана 17 июня 2017 г. 13:13

20 июня исполняется 83 года со дня рождения Юрия Иосифовича Визбора — одной из звёзд первой величины в бардовской песне эпохи СССР. Жизнь его оборвалась всего в 50 лет, но написанное и спетое им — сделало его одним из основоположником этого жанра. А ведь ещё были журналистика, проза, сценарии и драматургия, живопись и, конечно, его кино-роли. На мой взгляд, это достойно сравнения с титанами эпохи Возрождения.

Сначала небольшое и вроде бы не имеющее отношение к теме "ностальгически-мемуарное" отступление... Мне было не более десяти лет, когда к нам в Москву на пару дней весной приехал "с Северов" какой-то дальний родственник — именно так в моём тогдашнем понимании и должен был выглядеть Настоящий Полярник: меховые унты и огромная лохматая шапка с хвостом неведомого мне зверя. Особенно мне запомнилось и несказанно меня удивило, что наш пёс (совершенно безбашенный фокстерьер, кидавшийся в драку с любой собакой невзирая на весовые категории) вдруг забился куда-то в угол и стал поскуливать с подвыванием... "Вот ведь что значит память предков, — прокомментировал наш гость, — чует запах волчьей шерсти, хоть волков псина ваша наверняка никогда в глаза и не видела!"

Жили мы тогда считай что на окраине Москвы, — от ВДНХ ещё на автобусе минут двадцать с гаком, да и вся "оранжевая ветка" тогда была ещё лишь "огрызком от Проспекта Мира до ВДНХ" и продлили ветку в обе стороны лишь лет через десять. Помню, как бурно мои мама, папа, дедушка и бабушка обсуждали что надо "отвезти гостя в город" и что там показать — обсуждали, пока гость не сказал как отрезал, что, мол, де он столько раз на зимовке перечитывал Гиляровского, что, кроме как на высший разряд Сандуновских бань, он ни на что не согласен... Было это, видимо, достаточно для мамы с бабушкой неожиданно, но они быстро сориентировались и, чтобы это не выглядело как "отец с другом пиво пить в баню ушли", отправили в Сандуны и меня — и педагогика тут, и мужики подсознательно "лишнего на грудь" себе принять не позволят, а "заодно и помоется". Не помню насчёт "помоется", но наплавался я там в бассейне (ранней весной! на зависть всем своим друзьям!) до полного одурения.

А потом как-то неожиданно выяснилось, что в записной книжке нашего гостя есть ещё один адрес "тут же на Неглинке" куда ему обязательно надо зайти — мол, "был у нас на Северах журналист, классный парень, дал адрес, сказал будете в Москве — заскакивайте"! Обнаружился прямо в бане(!) ещё не повсеместный по тем временам городской телефонный аппарат... А потом — ещё одно ярчайшее воспоминание детства: сколько разных вкусностей можно накупить в магазине за один раз. В итоге я оказался в комнате, где и без нас народ уже сидел почти друг на друге и по рукам кочевало две или три гитары. И вот тут, к моей гордости, обнаружилось, что я знаю слова и могу петь наравне со взрослыми бóльшую часть звучащих здесь песен — и особенно часто, когда гитара была в руках у улыбчивого круглолицего дяденьки чуть помладше моего отца. Так что строки Дмитрия Сухарева: "На Неглинной у Адели, где игрушки на полу, / Пили, ели, песни пели, дочь спала в своем углу" — это чуть-чуть и про меня...

Жаль, что я совсем не помню, была ли там и тогда дочь Юрия Визбора и Ады Якушевой — "та самая Татьяна", о которой Юрий Ряшенцев в 1983 году, будучи ведущим на встрече выпускников МГПИ, сказал: «А это одно из лучших произведений авторской песни». И, увы, не помню, была ли там и тогда Ада Якушева... Но для меня сегодняшнего — имена Юрий Визбор и Ада Якушева кажутся навсегда неразделимыми, несмотря на все их дальнейшие личные жизненные перипетии. И поэтому вместе с библиографией Юрия Визбора я одновременно делал и открываю библиографию Ариадны Адамовны Якушевой. Она скончалась в 2012 году, пережила Визбора на 28 лет; если сравнить годы смерти — минула целая эпоха. Светлая память Ариадне Адамовне... "Можешь совсем уйти, только свети, свети"...

=======

Я намеренно ничего не стал дублировать из биографий сопровождающих библиографии Визбора и Якушевой. Но, как говорится, самое лучшее, что могут сделать люди за всю свою жизнь, — это их выросшие дети и внуки. Поэтому надеюсь порадовать ценителей этих моих любимых авторов двумя видео-роликами:

1. "Вечер бродит по лесным дорожкам" исполняют Ада Якушева с дочерьми Татьяной Визбор и Дарьей Кусургашевой (Грушинский фестиваль, вторая половина 80-х годов)).

2. "Ты — моё дыхание" исполняют Татьяна Визбор с дочерью Варей. Гитары: Юра Визбор-младший, Дима Григорьев (Пятый концерт "Наших песен удивительная жизнь", 2008 год).

=====

P.S. Моё большое и искреннее спасибо всем, кто помогал мне в составлении и редактировании данных двух библиографий и этой статьи.


Статья написана 12 мая 2017 г. 17:15

Составлена библиография Алексея Яковлевича Каплера — советского кинодраматурга, в 1966-1972 годы ведущего легендарной советской телевизионной передачи о кино «Кинопанорама», заслуженного деятеля искусств РСФСР (1969), лауреата Сталинской премии первой степени (1941).

Алексей Каплер прожил насыщенную событиями жизнь и излагать её в этом сообщении, об открытии его библиографии, фрагментарно, сухими биографическими данными — просто не хочется! Открывающая фантлабовскую страницу автора, биография в значительной мере сделана по эссе Юлии Друниной «Рыцарь непечального образа» — кто как не эта замечательная поэтесса мог так живо и с точно рассказать о своём любимом человеке!

Но особо надо сказать о том вкладе, который Алексей Каплер сделал в развитие фантастики в СССР. Он не написал ни одного литературного произведения, которое можно было бы отнести к фантастической литературе, но его вклад в развитие жанра невозможно переоценить: без него вряд ли был бы создан в том виде, в котором мы все его знаем сейчас, ставший классикой советской кинофантастики фильм «Человек-амфибия». Фильм, снятый во времена когда «сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе» — так писала The New York Times.

И, необходимо заметить, что фильм (и, естественно, его сценарий) изобилует множеством отличий от книги-оригинала (подробнее это изложено здесь).

Иногда встречаются рассуждения, что Каплер был «пристёгнут» к сценарию «свадебным генералом», но можно смело утверждать, что без этого «генерала» — фильм не получил бы для запуска в производства и гораздо более скромный бюджет, чем он был изначально (и который всё равно перерасходовали, но получили доп.финансирование). В результате стоимость производства этого фильма перевалила за действительно уж фантастическую по тем временам сумму — миллион советских рублей, тогда как бюджет среднего советского фильма был около 400 тысяч рублей.

Кроме финансовых проблем при съёмках, уже после завершения всей работы над фильмом он почти год пролежал «на полке» из-за придирок чиновников, узревших в фильме некий идеологический подтекст — и Каплер предпринял немало усилий для его выхода на экраны страны. Но в итоге — фильм стал лидером проката 1962 года, его в течение года посмотрели в кинотеатрах 65,5 миллионов зрителей, а копии были успешно проданы в десятки стан мира. Министр культуры СССР Е.А. Фурцева, посмотрев картину, сказала: «Ваш фильм – лучший подарок министерству финансов». Фильм «Человек-амфибия» по посещаемости в кинотеатрах занимает 11-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

Примечание: в библиографии по умолчанию показываются в первую очередь даты написания произведений — они указаны серым цветом, чтобы увидеть даты публикации необходимо переключить сортировку. При этом при сортировке "по году написания" все сценарии (вне зависимости от того опубликованы они были или нет) видны единым блоком "Сценарии"; при переключении сортировки "по году издания" — неопубликованные сценарии автоматически переносятся в раздел "Неопубликованное".





  Подписка

Количество подписчиков: 80

⇑ Наверх