Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Barros» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 февраля 2014 г. 14:22


Статья написана 18 ноября 2013 г. 17:33

19 ноября исполняется ровно год, как ушёл Борис Натанович Стругацкий. К этой печальной дате решил выложить на сайт большую мемориальную статью "Солнечный ветер", опубликованную в январском "Мире фантастики" за 2013 год. Спасибо журналу и лично Лину Лобареву за эту публикцацию. На мой сайт статья пошла в первоначальном виде и без биографических справок и прочих добавлений, малоуместных вне журнальных страниц.


 На семинаре Бориса Стругацкого. Фото Павла Маркина

цитата
...К знакомству с Борисом Натановичем, как я теперь понимаю, меня принесло естественным течением событий — с той же неуклонностью, с какой река приносит в затон не успевшее окончательно намокнуть полено. Сравнение вполне уместно, потому что был я тогда не более чем потенциальным полуфабрикатом для какого-нибудь типичного Буратино. Пять лет занятий любительским литературоведением и провинциальной журналистикой — опыт по любым меркам весьма скромный, но кое-что мне временами, видимо, удавалось. А еще у меня изначально было (и осталось до сих пор) осознание того, что мне очень даже есть куда расти. И желание расти тоже было.

Поэтому когда добрые люди, спасибо им, привели меня на семинар Бориса Стругацкого, представили классику и разрешили для начала полежать за тумбочкой, я был вчерне готов к грядущей обработке.

Которой, однако, не последовало. Борис Натанович не проявлял интереса к тому, чтобы кого-то обтёсывать, хотя бы до состояния Буратино. “Полено”, мирно ждущее, что его культурной полировкой кто-то на семинаре займётся, обречено было бы ждать этого вечно. Идея была в другом: создать такие условия, чтобы “полено” захотело очеловечиться и предприняло для этого усилия. Желание такого рода семинар стимулировал, а усилия — поддерживал, но первоначальный импульс должен был возникнуть, естественно,  внутри самого “исходного материала”.

Борис Натанович не был учителем или наставником в обычном смысле этого слова (хотя это и рискованный оборот — что это еще за “обычный смысл” слова “учитель”?), зато он был сильнейшим катализатором творческого рывка. Для него было совершенно естественно предположение, что писатель (равно как и читатель) хочет прежде всего развиваться, открывать новые грани себя, испытывать сотворённые модели реальности, проверять практикой свежие теории, порождать уникальные парадоксы.

Этот стимул к развитию был настолько органичен и для самих Стругацких, и для написанных ими книг, и был он настолько силён, что порождал временами неприятные побочные эффекты. Деградация и стагнация, две антитезы идее развития, трактовались Стругацкими как концептуальные поражения, а самоуспокоившийся человек и, скажем, полностью довольный собой писатель представали в этом контексте персонажами весьма неприятными. Как говорил на сходную тему Марк Твен, “Не читающий человек ничем не лучше неграмотного”. Точно так же для Стругацких писатель, не считающий нужным развиваться, полностью терял моральное право называться творцом. Литературный подёнщик, раз за разом повторяющий себя (и хорошо, если себя), был им фундаментально неинтересен. Между тем, реальность полна именно такими типажами, которые побудительный стимул к развитию вполне могли воспринять как объявление войны лично им и их спокойствию. В интернете довольно часто можно обнаружить следы ожесточённых сражений со Стругацкими, которые ведут такие деятели (да не будут их имена возвышены упоминанием) — сражений, в которых сами Стругацкие никогда никакого сознательного участия не принимали...


Полный текст по ссылке.


Статья написана 6 ноября 2013 г. 18:33

Я, в общем, не собираюсь смотреть "Распутина" Ираклия Квирикадзе (2013), потому что уже смотрел "Распутина" Жозе Дайян (2011), из которого фильм Квирикадзе смонтирован.

Гадать, зачем французскую телевизионную вампуку превращать в российский кинофильм, я тоже не хочу — захотели и превратили, делов-то.

Но не могу не отметить, что российское кино наконец-то доросло до прагматичного подхода Роджера Кормана, который из "Планеты Бурь" нашего Клушанцева сделал "Путешествие на доисторическую планету" якобы ихнего Куртиса Харрингтона. И экономно, и результат в прокате.

Правда, он с этим фильмом на Московском кинофестивале не презентовался. Наверное, тогда это было как-то стеснительно, что ли.


Тэги: фильм
Статья написана 31 июля 2013 г. 15:30

Книга или на выходе, или уже вышла. Во всяком случае, на сайте "Амфоры" она не только представлена как вышедшая, но и значится в списке бестселлеров. Сам я пока в руках её не держал.

Фрэнк Миллер. Город грехов 2: Женщина, за которую стоит убивать


Статья написана 29 июня 2013 г. 10:53

Те, кто называет нынешний режим "репрессивным", неоправданно сдвигают ракурс. В сущности, это всего-навсего режим наибольшего благоприятствования выбегалловому кадавру, основной задачей которого является, стало быть, удовлетворение своих потребностей. Соответственно, если кадавр хочет не только жрать, но и развлекаться репрессиями, надо их ему, значить, дать, тогда он будет, эта, счастлив. Так сказать, экселент, эксви, шармант. Кроме того, потребности должны идти не только вглубь, но и вширь. А аппарат этого дела вовсе не сломан, а заговорён, чтоб, значить, не всякому пользоваться. Потому что, эта, потребности у всех, а селёдка — сами знаете для кого. Уи сан дот.


Тэги: хохма



  Подписка

Количество подписчиков: 111

⇑ Наверх