fantlab ru

Нил Гейман «Троллев мост»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.98
Оценок:
972
Моя оценка:
-

подробнее

Троллев мост

Troll Bridge

Другие названия: Мост тролля

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 167
Аннотация:

Мальчик идёт по тропинке и находит старый заброшенный железнодорожный мост. Под мостом он встречает огромного тролля, который грозится съесть его жизнь, но мальчик просит того подождать и обещает вернуться к мосту через несколько лет…

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Angels & Visitations: A Miscellany», 1993 г.

— антологию «Snow White, Blood Red», 1993 г.

— антологию «The Year's Best Fantasy and Horror: Seventh Annual Collection», 1994 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Fantasy Stories», 1996 г.

— сборник «Дым и зеркала», 1998 г.

— сборник «М значит Магия», 2007 г.

— антологию «Happily Ever After», 2011 г.

— сборник «Лучшие рассказы», 2020 г.

— антологию «Проклятие или дар. Чёрная книга страшных сказок», 2020 г.


Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1994 // Рассказ

Похожие произведения:

 

 


Дым и зеркала
2005 г.
Дым и зеркала
2008 г.
М значит Магия
2008 г.
М значит Магия
2008 г.
Дым и зеркала
2012 г.
Дым и зеркала
2014 г.
Дым и зеркала
2017 г.
Дым и зеркала
2017 г.
Дым и зеркала
2017 г.
М значит Магия
2019 г.
М значит Магия
2020 г.
М значит Магия
2020 г.
Проклятие или дар. Черная книга страшных сказок
2020 г.
Лучшие рассказы
2021 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.
Дым и зеркала
2014 г.

Электронные издания:

Snow White, Blood Red
2019 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Angels and Visitations: A Miscellany
1993 г.
(английский)
Snow White, Blood Red
1993 г.
(английский)
Snow White, Blood Red
1993 г.
(английский)
The Year's Best Fantasy and Horror: Seventh Annual Collection
1994 г.
(английский)
Snow White, Blood Red
1995 г.
(английский)
Fantasy Stories
1996 г.
(английский)
The Random House Book of Fantasy Stories
1997 г.
(английский)
Smoke and Mirrors
2005 г.
(английский)
M Is for Magic
2007 г.
(английский)
M Is for Magic
2008 г.
(английский)
Snow White, Blood Red
2011 г.
(английский)
Happily Ever After
2011 г.
(английский)
Cursed
2020 г.
(английский)
The Neil Gaiman Reader: Selected Fiction
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мрачная история взросления современного западного человека, изложенная с присущим автору талантом рассказчика. Интрига сюжета — тот самый, увы, не интернетный тролль, а всамделишный и его пожирательный «функционал», конечно далеко не оригинальна. Но как красиво все показано — в нужной мере драмы, трагедии, иронии, даже стеба, плюс элемент хоррора вполне годно вписан в ткань текста.

В общем, в этом рассказе Гейман не поскупился, отработал честно, вещь очень хорошего качества в своем жанре, причем не только развлекательная, но и с определенной идеей. Рекомендую.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что-то не так было с мальчиком Джеком: тянуло его темное и опасное, выбирал он потаенные тропы, заросшие пруды, заброшенные пустыри, сторонясь обычных детских веселых игр с приятелями. Он верил в призраков, населяющих старые дома, приметам, упивался свободой от правил и обязанностей повседневной жизни. Его интересовало тайное и скрытое, и, что ж тут удивляться, когда кое- что таящееся в сумерках его нашло само и только для него открылась потаенная тропинка, на которой поджидал страшный тролль, готовый выпить его маленькую жизнь.

Мрачная сказка? Еще бы! Представьте только мальчика, смело идущего по незнакомому лесу, где все так заманчиво и таинственно: камешки, травинки, листочки — все сулит приключение. И вдруг, на этой дороге страшилище: самое настоящее, из детских глубинных кошмаров, клыки, когти, волосатые руки, которые тянутся забрать самое дорогое. Страх вдруг стал реальностью, обретя плоть среди ясного дня. И что же наш герой? он не вступает с ожившим кошмаром в бой, не побеждает его сказочном мечом или умным словом. Нет, ведь что-то не так было с мальчиком Джеком, хотя в этот раз он только хитрил и изворачивался, но еще не был способен на открытое предательство.

Жизнь — странная штука и постоянно испытывает нас на прочность. Иногда это испытание легко распознается, иногда бывает незаметным до самого последнего момента. Она постоянно предлагает нам делать маленькие и большие выборы, которые, как верстовые столбы на жизненном пути, отмечают повороты и ответвления. И никогда не знаешь, каким будет очередной экзамен.

Для Джека тролль стал таким испытанием, давая ему каждый раз новый шанс. Хотя ведь чувствовал Джек: дышит на него тролль «лиственным перегноем и обратной стороной всех на свете вещей», но вывода не сделал и продолжал жить, как жил. Бесцельно плывя по течению, никого не любя, ни о чем не жалея, ничего не совершая, среди маленьких предательств и небольших подлостей, оставаясь пустым внутри, напрасно растрачивая дар Жизни.

Сказка о Пустоте, которую люди сами допускают в себя. Жизнь, так и не разгоревшаяся огнем, но превращенная в шлак, годная только чтобы стать «одеждой» для старого тролля. Соль-боль-старый-тролль, вслушивающийся в мысли и чувства проходящих мимо людей и терпеливо ждущий очередного мальчика, в котором растет Пустота.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нил Гейман мрачный сказочник нашего зазеркалья, он всегда стоит с нами с очередной книжкой, улыбается из-за страниц играет с читателем в иррациональные игры и это никогда никого не смущает, что он говорит, о нас, о людях, а все его волшебные существа не более чем плод воображения и прием на котором держится фабула. Поэтому нам и страшно читать Геймана, его зазеркалье не волшебная страна, не сияющие рыцари, оно здесь и сейчас и мы люди со своими пороками сами монстры этого уникального зазеркалья. Не стоит открывать двери, которые нас ведут в бесполезность, пинают своими косяками в спину, но мы их открываем и входим в чужие и свои уникальные миры, именно это говорит Гейман, стоит лишь прислушаться к его интонации как поет его стиль и красится вода под мостом где сидит тролль.

Гейман меня уже удивлял неоднократно, давая ощутить всю прелесть своего творчества начиная с «Американских Богов» и заканчивая рассказами в духе Холмса, «Этюд в изумрудных тонах». Его произведения зачастую неозднозначны, волшебны, обаятельны и в тоже время яркие и мрачные, смысловые фантазии бьющие читателя в самое сердце, и в этот раз Гейман не решил сдавать планку создав уникальную вещь «Троллев мост».

О чем этот рассказ, можно сказать однозначно — о бесполезности человеческого бытия, о его боязни открывать и стремится к новым дверям, поэтому старые его и бьют в эту спину, как он мальчиком пришел к мосту однажды, так и возвращается туда постоянно, потому что он так и привык жить, фактически существовать в своей скорлупе и оболочке, идти на встречу со своим троллем, поэтому он и бежит от всего даже от любви, от девушки которую любит и в конце концов теряет. Главный герой, еще одна серая лошадка как миллионы людей в этой вселенной, боязливая, трусливая, никчемная и не стремящаяся к новым неизведанным вершинам своей жизни, поэтому каждая встреча с троллем для него была неизбежна. Тролль это лишь прием, лишь этакая фэнтезийная метафора опасности и перемены главного героя, он всего лишь отражения его в воде. И в конце концов ему не вырваться из плена ошибок, не сменить все, не избежать и он снова идет к своему страху и все-таки сталкивается с собой , тем отражением в виде тролля, что привязывает его к мосту и самого делает чудовищем. И все это смотрится более чем правильно, Гейман всего лишь отражает такого человека, преломляет и делает отличную метафоричность текста, создавая уникальный и яркий рассказ.

Очередная неординарная история от Геймана, о том какие мы люди и как спускаем свою жизнь в никуда. Однозначное чтение которое докажет любому скептику что есть умное и хорошее фэнтези, созданное англоязычным автором, чтобы показать в очередной раз наше Зазеркалье.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный рассказ. Один из лучших, прочитанных мною у автора. Многослойный и многогранный, его можно перечитывать и каждый раз открывать для себя что-то новое. Рассказ о по сути никчемном человеке, который потратил свою жизнь впустую. А еще о настолько сильном желании выжить, что ради этой жизни герою не жалко принести в жертву невинного и (что самое ужасное) еще пять минут назад любимого человека. О банальном эгоизме, помноженном на трусость. О том, что равнодушие страшнее злобы. И о единственно правильном поступке, который герой в конце концов совершил.

А тролль в этом рассказе всего лишь индикатор человеческой души, которому не нужен человек без порока. Даже если порок этот не виден самому человеку.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Печальный рассказ, построенный в виде фэнтазийной притчи. Человек, полный потенциала и надежд, запутавшись в текучке и эгоизме, буквально «проел» свою жизнь, упустив за дёшево её светлые моменты.

Понравилось, как автор символизировал серую текучку жизни в виде тролля, прячущегося под мостом. Не понравилась чрезмерная дидактичность образов и событий. Нил Гейман может лучше.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не секрет, что Гейман обожает метафоры и философию, и здесь эта его страсть достигает пика. Можно, конечно, воспринять эту историю буквально, но это будет всё равно что смотреть «Аватара» в традиционном 2Д — мимо пройдёт три четверти прелести произведения.

А ещё это самое убедительная история на тему смысла жизни. Конечно же, ответа здесь не даётся, но содержится такой явный и громкий призыв задуматься, зачем каждый из нас живёт и ради чего, что поневоле берёт оторопь.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

не буду видимо оригинальным, отметив, что данная история — просто интерпритация прохождения мужчиной различных «переходных возрастов» и риск потерять себя в каждом из них. Финал — своеобразная интерпритация факта о прохождении кризиса среднего возраста с разчарованием и превращением в безыдейного обывателя — закономерный тупик годами шедшей «не туда» жизни. Тут конечно можно посетовать на максимализм автора — но стоит помнить, что человек не умер — просто загнал старого себя «под мост» предоставив рулить неинтересной уже жизнью некой внешней силе. это ли не происходит со многими из нас после тридцати? Когда мечты не сбываются, надежды рушатся, а впереди — только холодная череда серых будней, беспросветных и однообразных. мост — это своего рода раковина, куда каждый из нас хоть раз да хотел спрятаться. Закрыться и просто наблюдать сквозь щелочку.

Хороший рассказ.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох уж эти философские притчи!

Рискну быть оригинальной. В моей трактовке этот рассказ о том, что все зло — от женщин. Или так, «обижать женщин не рекомендуется». Или так, «от вечно мятущихся интеллигентов все зло!»:-)

Мне не понравилось тем, как шаблонно раскрыт персонаж. Проблема Геймана в этом рассказе в том, что он внезапно начинает приписывать человеку, готовому пожертвовать своей первой любовью ради сохранности собственной шкурки какие-то качества на грани с совестью. Типа, уход жены вдруг для такого мерзавца стал личной трагедией на грани с суицидом!!!

С чего бы?!

Не верю!

5 баллов.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Суть рассказа не лежит на поверхности, она спрятана за фантастической историей встречи мальчика с троллем под старым мостом. Мост этот как символ дороги, которую герой рассказа так и не сумел пройти, он застрял, застыл во времени, побоялся изменить свою жизнь, удовольствовался тем малым, что дала ему судьба. Он плывет по течению, и , что самое страшное, его это устраивает. Это простой обыватель, ничего не ждущий от жизни. В детстве у него, может, и были какие-то чаяния и надежды, но с возрастом он утратил их, потерял интерес к жизни, сам стал троллем, законсервировался, застыл. Его душа опустела, очерствела, жизнь потеряла смысл — да имела ли она его вообще? Из страха расстаться с жизнью, будучи подростком, он утратил свою любовь, потерял девушку, которую любил, ли думал, что любил. Из трусости, он предложил троллю забрать ее вместо себя, ни на секунду не устыдившись своего намерения.

Герой рассказа — «человек в футляре», в футляре из собственного страха и одиночества. И тролль — это он сам, средоточие его страхов и несбывшихся надежд. Их встреча неизбежна и предопределена, у героя нет иного выхода. Холод и пустота — вот всё, что окружает героя. Но это выбор, пусть и бессознательный. Это удел человека, боящегося перемен, ответственности, чувств. Он прячется от жизни и от самого себя, но долго бегать не получится. Круг замкнулся.

Рассказ очень неординарный и многогранный, в нем и философский подтекст и глубокая психология личности. Он по своей тематике трагичен — трагичен тем, что герой вот так просто спустил свою жизнь.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. Притча, с глубоким философским смыслом, как не банально это сказано. Очень красивая, выверенная до слова.

Можно по-разному толковать идею этого рассказа. В основе сюжета — человеческая жизнь, ее смысл и ценность. И у героя что-то не сложилось со своей же судьбой. Чем больше он жил, тем меньшую ценность представляла для него сама жизнь. Но, может быть, так и надо? Или даже не стоило жить вообще?

Рассматривать эту историю под разными углами зрения можно бесконечно. Эта притча, по-сути, не может иметь финала, логичного завершения. И вопросы, который писатель ставит перед своими читателями, имеют бесконечное число ответов.

Вот поэтому, рассказ великолепный. И по сюжету, и по качеству написания. Может быть, история покажется очень грустной, безнадежной. Может быть...

Я, сколько не перечитывал это произведение, и сколько не пытался найти хороший выход из тупика, созданного автором, не смог ничего придумать. Наверное, лучше вообще не ходить по заброшенным путям и не искать своего тролля под мостом.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Небольшая история о большой трагедии маленького человека. Причем трагедия эта даже не в том, что тролль «съел его жизнь», а в том, КАК этот человек её прожил. Никчемно, бесстрастно, жалко, одиноко, одним словом, — безжизненно. Предал девушку, пытаясь подсунуть её троллю «на съедение» вместо себя; жил с женой не любя (но зачем? почему? ради чего?). Но тролль не принял того жертвоприношения, а жена ушла, оставив 15 страниц наверняка горькой правды о нём. Никакого хэппи-энда, но его и не могло было быть, хотя поначалу мне подумалось, что история будет детской, светлой, романтической... И ещё вопрос, будет ли тролль счастлив и доволен той съеденной жизнью?

Вообще же, впечатление от рассказа несколько подпортила сама сцена «обмена жизнями»: вышла она какой-то грязно-сексуальной, животной с виду, я даже реально поморщился от тех строк. Но в принципе рассказ весьма хорош, нерв обнажен, а это я люблю.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Холод и пустота души заурядного человека, не знающего, зачем ему нужна жизнь; холод и пустота призрака, таящегося безобразной тенью под мостом. Человек бежит, он боится тролля; он боится, что тот пожрет его жизнь. Ему и невдомек, что он и так давно уже мертв – потерялся в лабиринтах повседневности, струсил, убегая от себя, да и заблудился. Он боится потерять жизнь, но не может никак решить, зачем она ему на самом деле. И, когда этой жизни остается совсем мало, он понимает, что никогда не сдержит обещания – не наберет того, что было бы интересно поглотить потустороннему существу. Но, с счастью, троллю нужно совсем не нужно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Теперь у него есть новое небо – серая громада моста над головой. Трудно сказать, ад или рай нашел он – бесконечную кару ожиданием или блаженство воссоединения с пустотой, обретенной на дне собственной души, среди подобранных камешков, с которых стерлись следы детских воспоминаний.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хороший рассказ. Классическая трехчленная структура, детство, юность, зрелость. Сделанный простыми словами, без вычурностей и броских эпитетов. Вторая часть мне понравилась больше всего, уж больно резок переход от влюблённости к готовности принести жертву. Финал меня удивил. Не финальные слова, они сделаны блистательно, нет. Согласие тролля съесть жизнь героя. Зачем она ему? Той жизни нет, осталась пустая шкурка. Так что тролль тоже попался... так себе. Старый, больной. Непривередливый. Измождённый урбанизацией. Но в тролля веришь, и это в тексте самое главное.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жуткий с психологической точки зрения рассказ. Мальчик под мостом встречает тролля, который хочет съесть его жизнь. Это образ прошел через всю жизнь выросшего мальчика.

Постепенно человек приходит к сознанию никчемности своего существования.

Герой куда то торопился, но так никуда и не успел. Он пришел туда, откуда все и началось – к мосту Тролля.

Замечательно написанное произведение.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ главного современного сказочника, на сей раз отправляющий нас на родные писателю Британские острова. Классическая история обмена написана безупречно. Читать всем однозначно. Если бы не излюбленная гейманская откровенность и болтающийся член тролля, можно было бы ставить все 10, а так

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх