FantLab ru

Нил Гейман «Дым и зеркала»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Голосов:
573
Моя оценка:
-

подробнее

Дым и зеркала

Smoke And Mirrors

Сборник, год

Аннотация:

Хотите узнать как такой блистательный фокусник, как Нил Гейман, запускает вирусы в мифы и сказки? Тогда прочитайте «Дым и зеркала» — сборник его рассказов и стихов...

Здесь пожилая женщина покупает Святой Грааль в секонд-хэнде, приспосабливает его для украшения гостиной, а затем торгуется с сэром Галахадом...

Здесь американский турист, путешествуя по английскому побережью, попадает в изобретенный Лавкрафтом городок Инсмут, где живут приспешники Великого бога Ктулху...

Здесь глянцевая девушка с обложки «Пентхауса» оказывается воплощением идеала женственности…

И это еще далеко не всё. Прочитайте сборник «Дым и зеркала», и тогда у вас появится возможность взглянуть на мир с другой, нетривиальной точки зрения!

Примечание:

Рассказ «Свадебный подарок» не отмечен в содержании книги и спрятан внутри предисловия.


В произведение входит:

6.38 (336)
-
8 отз.
  • Предисловие
8.09 (608)
-
36 отз.
8.01 (796)
-
43 отз.
7.15 (553)
-
33 отз.
7.81 (632)
-
37 отз.
8.01 (853)
-
42 отз.
6.32 (564)
-
25 отз.
7.65 (575)
-
27 отз.
4.73 (143)
-
3 отз.
6.65 (354)
-
11 отз.
6.52 (357)
-
10 отз.
7.11 (490)
-
22 отз.
6.34 (440)
-
17 отз.
7.16 (564)
-
28 отз.
5.90 (339)
-
15 отз.
7.52 (581)
-
31 отз.
6.72 (509)
-
22 отз.
6.25 (369)
-
11 отз.
8.10 (751)
-
43 отз.
6.48 (447)
-
18 отз.
5.90 (301)
-
7 отз.
6.96 (390)
-
16 отз.
6.50 (434)
-
22 отз.
5.94 (317)
-
7 отз.
6.90 (440)
-
18 отз.
6.28 (302)
-
7 отз.
6.22 (401)
-
13 отз.
6.41 (312)
-
7 отз.
6.55 (439)
-
15 отз.
7.04 (465)
-
34 отз.
7.98 (542)
-
26 отз.
8.00 (632)
-
35 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1998 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 1-е место (сборник)

лауреат
Премия Геффена / Geffen Award, 2004 // Переводная книга фэнтези (сборник)

Номинации на премии:


номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1998 // Авторский сборник

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1998 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 2-е место (сборник)

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 2000 // Фэнтези - Авторский сборник или антология (Великобритания/США)

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l`Imaginaire, 2002 // Короткая форма, переведенная на французский / Nouvelle étrangère

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Сборник рассказов / Переводной сборник рассказов (Великобритания/США)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (8)

Дым и зеркала
2005 г.
Дым и зеркала
2008 г.
Дым и зеркала
2012 г.
Дым и зеркала
2014 г.
Дым и зеркала
2017 г.
Дым и зеркала
2017 г.
Дым и зеркала
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Smoke and Mirrors
2005 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 мая 2008 г.

Этот сборник я прочел уже после «Хрупких вещей», но впечатления остались весьма схожими. Гейман пишет сильно и искренне, не стесняясь выворачивать наизнанку душу себе и читателю. Стиль автора почти всегда безукоризнен, хотя несколько раз чувство меры ему изменяет. Как и в предыдущем сборнике Гейман балансирует на грани между удачами и провалами. Частенько ему удается попасть в самую точку, зацепить некие сокровенные струны души, и получается настоящий шедевр. Иной раз Гейман перегибает палку и скатывается в чернуху и порнографию, вызывающие только отторжение. Очень понравились «Свадебный подарок», «Троллев мост», «Рыцарство», «Пруд с декоративными рыбками», чуть меньше «Цена» и «Мышь». Отдельное спасибо за вольные продолжения Лавкрафта, которые получились очень неплохи. Очень нестандартный рассказ «Как мы ездили смотреть на край света», но он остался каким-то недосказанным. Такое же впечатление от «Сметающего сны». Многие рассказы никак не отнесешь к фантастике, но они от этого ничего не теряют. Пожалуй, именно этот сборник можно было бы назвать «Хрупкие вещи», ведь читая многие расказы так остро чувствуешь хрупкость и ненадежность того мирка, в котором мы пытаемся спрятаться.

С другой стороны, есть рассказы, которые категорически не пошли. Переделка «Белоснежки» в «Снег. Зеркало. Яблоко» показалась неудачной. «Чужие члены» — просто слабыми и неуместными в этом сборнике. Кинг раскрыл эту тему намного сильнее.

Ну и, конечно, «Младенчики» просто шокировали. Умом я понимаю, о чем хотел предупредить автор, но ощущения просто тошнотворные. Вообще, концовка сборника несколько смазала впечатление.

Отдельно хотел бы отметить стихотворения Геймана. Несмотря на то, что перевести их, сохранив и смысл и ритм явно не удалось, и читаются они, скорее как проза, некоторые очень понравились. Особенно «Королева мечей», «Неовульф», «Ветер пустыни» и «И моря перемены».

А в итоге Гейман, как всегда, заставляет думать и заставляет чувствовать. Прочесть его стоит, а когда-нибудь надо будет обязательно перечитать. Будь сборник чуть поровнее, оценка была бы выше.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 июля 2008 г.

Сборник «Дым и зеркала» напоминает старый бабушкин сундук, найденный где-то на пыльном чердаке. Ты открываешь его, не зная, чего можно ждать, и одну за другой достаешь различные занимательные вещицы; долго изучаешь каждую, вертишь так и эдак, впитывая ее неповторимый дух и пытаясь догадаться о назначении, смысле, истории. Многие оказываются просто милыми незатейливыми безделушками, но среди них вдруг обнаруживаются и подлинные бриллианты, лучащиеся ярким, радостным светом. Так и с рассказами Геймана.

Самая заметная черта, объединяющая все произведения сборника – насыщенная атмосферность. Малозначительные на первый взгляд детали, словесные обороты, метафоры создают определенное настроение. Своя тихая мелодия звучит в каждом рассказе и стихотворении, и ее созвучие с сердцем читателя играет для восприятия решающую роль. «Рыцарство» пронизано лирично-размеренным духом, «Троллев мост» — более грустно-задумчивым, в «В поисках девушки» преобладает иронично-ностальгический настрой. «Одна жизнь под соусом из раннего Муркока» — это вообще чистая, почти эфемерная эссенция детства. Впрочем, некоторые вещи – «Перемены», «Каков ты на вкус?» на этом фоне выглядят несколько бездушно, зато берут другим – интересными идеями.

По части идей-то Гейман мастер, без сомнений. Он берет их из самых неожиданных источников и круто замешивает в блендере своего воображения. Тут вам и Ктулху, и Спасатели Малибу, и Святой Грааль, и сказка о Белоснежке. Есть даже микро-рассказ, раскрученный из размышлений о маленькой сувенирной фигурке уборщика («Сметающий сны»). Плюс автор изобретателен в поиске наилучшей формы – «Младенчики» изложены шокирующе спокойным тоном, «Как мы ездили смотреть на край света» — от лица 11-летней девочки. Часть задумок обрамлена необычным стихотворным слогом.

Несмотря на смешенье тем, многие вещи смотрятся на удивление гармонично. Скажем, «Пруд с декоративными рыбками». Там вперемешку с сатирическими изобличениями голливудских нравов собраны грустные заметки о бешеном темпе мегаполисной жизни. А читается цельно, ни один шов не проглядывает.

Если продолжать аналогии с предметами старины, то рассказы сборника схожи и с резными шкатулками – при внешней простоте они очень часто оказываются с двойным дном. Скрытый в предисловии «Свадебный подарок» повествует о счастливой жизни семейной пары. Казалось бы, скучно, но стоит слегка поразмыслить над содержанием, и вдруг осознаешь весь вложенный автором смысловой заряд: о браке, о случайностях, о жизни и смерти… Или «Мышь», на поверхности которой – малозначительный эпизод, а глубоко внутри – психологический портрет современного псевдогуманиста.

Чуть более трети «Дыма и зеркал» составляют стихотворения и мини-зарисовки вроде анекдота о Санта-Клаусе под названием «Старый Николас». Все это в основном не впечатляет. Стихотворения – это особый мир, и читать их, конечно, лучше в оригинале. Перевод не то чтобы плох, но он просто передает смысл, слабо сохраняя ритм и рифму (хотя еще вопрос – было ли то и другое изначально?). Да и, возможно, Гейман не столь талантливый поэт, несмотря на умение изложить мысли в экзотическом виде сестины или ронделя. Тем не менее, явно удалась жутковатая «Королева мечей», также мне понравились стильные экзерсисы о морской стихии и царстве песка – «…И моря перемены» и «Ветер пустыни».

В прозе откровенных провалов нет, есть проходные вещи, несовершенные в плане формы или содержания. «Дочь сов», «Не спрашивайте Джека», «Каков ты на вкус?» — тускловаты по сравнению с соседями по сборнику. Но таких бедных родственников меньше, чем по-настоящему хороших историй.

Самая душевная, искренняя и пробирающая вещь – это, пожалуй, «Троллев мост». Вплотную к нему примыкают «Рыцарство», «Свадебный подарок», «Пруд с декоративными рыбками», «Одна жизнь под соусом из раннего Муркока». Эти прекрасные рассказы близки друг к другу по уютно-лиричной атмосфере. Отдельно стоит едкий и точный «Мы можем дать скидку на опт». Крайне любопытное исследование проведено в «Переменах», а «Мистерии убийства» изящно оригинальны. Приятное дополнение к произведениям – подробные авторские комментарии, Гейман словно бы проводит экскурсию по таинственному дымчато-зеркальному миру. И на эту экскурсию стоит сходить.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 февраля 2008 г.

Для меня сборник Геймана похож на небольшой фотоальбом. Вот затертые детские фотографии («Одна жизнь под соусом из раннего Муркока», «Как мы ездили смотреть на край света…»). Вот фотография в гостиничном номере («Пруд с декоративными рыбками…»). Рождественская открытка («Старый Николас») соседствует с пожелтевшей, выдержанной в готическом стиле («Дочь сов»). Вот тоже готическая открытка, но уже свежая («Снег, зеркало, яблоко»), а рядом – средневековая гравюра в аляповатой новой рамке («Рыцарство»). Перечислять можно долго. Важен лишь принцип отбора – в фотоальбом попадают лишь те фотографии или открытки, которые по тем или иным причинам дороги владельцу. Написанные для разных сборников, с интервалом более чем в полтора десятилетия, они вольготно разместились под одной обложкой, и заиграли новыми красками, оттеняя и дополняя, друг дружку.

Рекомендуется для чтения летом, осенью и зимой, в доме, на работе, в транспорте и во время пеших прогулок. Способны вызвать любые эмоции. Слабонервным лучше ограничить дозировку.

PS. Черный кот – теперь мой любимый персонаж у Геймана.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 января 2013 г.

Этот сборник похож на архивные сборники музыкальных групп – такие пластинки, на которых собраны композиции, не входившие в альбомы, существовавшие только в виде синглов, каверы и т. д.; все это обычно сопровождается буклетом с комментариями авторов. Так и «Дым и зеркала» — конгломерат произведений, созданных в разное время автором для антологий и журналов. Даже пояснительная записка к каждому из них наличествует. То есть о единой концепции не может идти и речи – единственной задачей было собрать коллекцию материалов и уберечь их от забвения.

Поэтому единую оценку сборнику дать очень сложно. Разброс моих оценок отдельным произведениям – от 10 до 3 по десятибалльной шкале. Есть и шедевры, и чепуха, и средние, проходные вещи, и откровенные неудачи.

Лучшим в сборнике могу назвать рассказ «Мистерии убийства» — изящный то ли детектив, то ли триллер, рассказ в рассказе с мистической атмосферой и оригинальным фантастическим миром. Психологический детектив, действие которого происходит еще до сотворения мира вплетен в полную недосказанности историю о страшном преступлении в нашей реальности – и окончательный приговор может вынести только читатель.

Второе место могу отдать рассказу «Свадебный подарок». Это замечательная сказка для взрослых, предупреждающая: не стоит злорадствовать над чужими несчастьями и завидовать чужим удачам – у каждого только одна жизнь, и мы должны, приняв ее как данность, постараться изменить к лучшему. Сами, не рассчитывая на волшебство и везение.

Третье место определить не берусь. На него претендуют «Рыцарство» (добрая английская сказка), «Троллев мост» (рассказ об одной потерянной задаром жизни), «Цена» (сильный, но простоватый и предсказуемый рассказ), «Пруд с декоративными рыбками и другие истории» (поэтичная зарисовка голливудских нравов), «Неовульф» (современный римейк Беовульфа), «Вирус» (стихотворение об аркаде-тетрисоиде, сводящей людей с ума), «Мы можем дать скидку на опт» (безжалостная и мощная, но, увы, вторичная по отношению к бессмертным рассказам Шекли сатира), «Сметающий сны» (это комментировать бесполезно, проще прочесть эту миниатюру), «Чужие члены» (жутковатый и забавный рассказ-предупреждение для тех, кто предпочитает нарисованных девушек), «Снег, зеркало, яблоко» (готичный хоррор-вариант сказки про Белоснежку).

Дальше – более слабые вещи (7 из 10 баллов). «Старый Николас» — просто мрачная шутка, удачная, но не более того. «Белая дорога» — стильно, но избыточно и чересчур кроваво, хотя и неплохо. «Перемены» — странный способ излечить человечество от половых предрассудков – по-моему так можно еще более усложнить эту сферу жизни. «Особое шогготское» — пародия на Лавкрафта среднего уровня остроумности. «В поисках девушки» — безупречно с точки зрения сюжета и формы, но я лично не вижу в порножурналах никакой романтики. «Холодные краски», «…И моря перемены», «Ветер пустыни» — ставлю сдержанную оценку, так как не вижу возможности адекватно оценивать поэзию Геймана из-за плохого перевода (хотя в этом переводе – совсем не радует).

Дальше – похуже. (6 из 10) «Дочь сов» — псевдофольклорная псевдолегенда, всего лишь небрежный экспериментальный набросок. «Королева мечей» — меня просто убивает поведение дедушки рассказчика (нет, я понимаю, что хотел сказать Гейман! но, блин…) Трагичность в ущерб здравому смыслу?

5 из 10 баллов – посредственные вещи. «Не спрашивайте Джека» — обыкновенная детская страшилка о проклятой игрушке. «Одна жизнь под соусом из раннего Муркока» — какая-то школьная чернуха, «грязный и страшный» мир, каким его может увидеть только подросток-максималист. О стихотворении «Вампирская сестина» по русскому переводу судить не берусь, но мне показалось, что ничего интересного в плане содержания оно не несет. Идеологию рассказа «Мышь» я совершенно не разделяю, и противоречия, навязываемого автором, не вижу. Одно дело – испытывать жалость к реально существующей мыши, а другое – к нерожденному «ребенку». По мне, кого действительно нужно жалеть в такой ситуации, так это женщину, подвергшуюся крайне вредной операции. «Каков ты на вкус?» — обыкновенно порно, достаточно вялое, с вкраплениями фантастики.

4 из 10 баллов – рассказы крайне слабые. «Просто опять конец света» — трешовый фанфик по Лавкрафту, непонятный винегрет из жанров и стилей, в который автор вклинил еще и своего любимого вервольфа-«решателя проблем» в качестве главного героя. «Как мы ездили смотреть на край света» Сочинение Дуони Морнингсайд, 11 лет и 3 месяца» — снова непонятная чернуха от лица ребенка, перемешанная с психоделическими образами.

Худшее произведение сборника (3 по десятибалльной шкале) – миниатюра «Младенчики». Это ярчайший пример демагогии и передергивания. Дело даже не в том, что мне не близки идеи вегетарианства – просто этот микрорассказ просто откровенно плох, построен на совершенно бессмысленной аналогии между животными и детьми. Единственный прием этой грубейшей агитки – шокировать читателя неожиданным сравнением; и прием это нечестный по отношению к читателю, потому что представляет собой игру на эмоциях, далекую от разумных доводов. Не поставил единицу исключительно потому, что ничего особенно плохого в вегетарианстве не вижу – пока меня не начинают агитировать присоединиться к нему вот таким вот образом.

Достоинства сборника:

есть реально сильные рассказы с «готической» атмосферой и интересными отсылками к мифологии;

сборник достаточно разнороден и обширен – в нем каждый найдет что-то свое.

Недостатки:

некоторые произведения – просто неполноценные наброски, литературные шутки или небольшие эксперименты, представляющие интерес только для фанатов или исследователей творчества;

либо Гейман лучше пишет прозу, чем стихи, либо перевод никуда не годится; скорее всего, и то и другое;

разнородность сборника – это и его основной недостаток: что-нибудь обязательно испортит впечатление.

Итог: «Дым и зеркала» — мешанина из случайно оказавшихся под одной обложкой вещей. Это именно архив в чистом виде, и рекомендовать его могу только тем, кто хочет увидеть все стороны творчества Нила Геймана. Для исследователя или преданного фаната ценность такой компиляции может быть огромна (он увидит, как автор пишет прозу и поэзию, фантастику и реализм, эротику и сказки, мистику и НФ); но для человека, просто желающего почитать что-нибудь мистическое, типично «геймановское», данный сборник может оказаться слишком тяжелым для восприятия. Оценивать что-то подобное «Дыму и зеркалам» сложно, но по среднему арифметическому оценок – 7 из 10.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 мая 2012 г.

Дичайше нестабильный сборник: он и сам по себе-то напоминает карточный домик, что уж можно сказать, когда вовсю задувают ветра русского перевода. Здесь всего три бесспорно выдающихся рассказа, и два из них мне уже попадались в «М значит магия»: пьедестал почета оккупируют «Рыцарство» — про то, как миссис Уиттекер нашла святой Грааль под шубой в магазине OXFAM, «Мост тролля» и «Мистерии убийства» — детективная история с одним из самых необычных сеттингов на свете. Но ладно бы все остальное просто претендовало на рейтинг «серединка на половинку»/«разок прочитать можно» — ничуть, многие рассказы либо не дотягивают до статуса рассказа как такового («Дочь сов», «Младенчики»), либо вгоняют в тоску и не производят совсем никакого впечатления (самый яркий пример — пожалуй, «Как мы ездили смотреть на край света»). Вот когда Гейман берет на вооружение юмор черный и не очень («Особое шогготское», «Скидка на опт»), у него даже скучные с точки зрения сюжета вещи получается вытянуть на достойный уровень, но, увы, это происходит не со всеми «аутсайдерами» сборника. Отдельно надо высказаться по стихам, которых в дымно-зеркальной книжке достаточно: их в данном переводе читать невозможно, потому что я не чувствую абсолютно никакого ритма, от слова «вообще» (в оригинале пока не видел, судить не буду), но если все-таки продраться через колючие строчки, впечатление от нескольких вполне может оправдать затраченные усилия — я в данном случае про «Королеву клинков» и «Неовульфа».

В целом, если оглянуться на ту часть геймановской библиографии, которую я к сему моменту освоил, насколько хорошее впечатление производят его полномасштабные романы, настолько же грустно видеть эти нелепые сборники рассказов. Отгоните дым, занавесьте зеркала — фокусник случайно проткнул самого себя и спешно ретируется со сцены.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июля 2011 г.

Всевозможные иллюзионисты и фокусники всегда пользовались любовью народа. Потому что они давали ему возможность увидеть чудо, прикоснуться к волшебству и абсолютно не важно, что это всего лишь дым и зеркала, ведь пока мы верим в волшебство, оно по-своему реально. Лично на меня такие размышления навевают легкую светлую грусть, и именно таким настроением окутан этот сборник. А когда общий тон повествования задан, все выбивающееся из него смотрится на удивление нелепо и даже отчасти кощунственно.

Сам Гейман вполне может претендовать на звание иллюзиониста слова, так умело создать атмосферу в произведениях малой формы это действительно почти что маленький фокус. При этом атмосфера словно вуаль покрывает глубокомысленный и интересный сюжет, а такое сочетании делает из рассказа подлинный шедевр. Лично для меня такими стали «Свадебный подарок», «Рыцарство», «Пруд с декоративными рыбками и другие истории» и «Мистерии убийства». Достаточно было и интересных рассказов, которым просто чего-то не хватало для этого, в основном отсутствовала необходимая атмосфера при наличии интересной идеи. Но местами автору начинает изменять чувство меры или вкуса. Из фокусника он превращается в мясника, и, метафорический выражаясь, проводит фокус с распиливанием девушки буквально. Зачем? Чтобы шокировать читателя? Даже есть так. Но для чего же губить ради этой шоковой терапии, как распиленную девушки, художественную составляющую и идею некоторых рассказов, я так и не понял.

Отдельного упоминания стоят стихотворения, которые абсолютно невозможно оценить в штампованном переводе судя по всему единственного у аст переводчика по этой части. Запомнился только Ветер Пустыни, в котором то ли переводчик поймал свою музы, то ли просто из-за неповторимой атмосферы и очарования востока.

В целом сборник получился весьма неровным, но радует, что на каждый откровенно провальный для меня рассказ, здесь приходится по одному действительно задевшему за живое.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 августа 2007 г.

«Дым и зеркала» — больше, чем просто сборник рассказов. Это исповедь автора, в которой он делится мыслями, источниками собственного вдохновения, временами оправдывается, предчувствуя, что не всё и не всем в сборнике понравится... Каждое произведение — мир вымышленный, и каждый рассказ — отражение мира реального.

Я оценил десятками всего два творения Геймана: «Рыцарство» и «Пруд с декоративными рыбками», но это не значит, что остальные меня не впечатлили, каждый что-то оставил в душе, не прошел бесследно. Прав ceh в том, что это рассказы-настроения — они меняют твое настроение или совпадают с ним, и тогда...

Оценка: 9. Верю, что лучший сборник у автора ещё впереди.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 ноября 2015 г.

Сначала они делают имя, затем их имя делает деньги.

Нил Гейман — «О Себе» или «заметки и нарезки писателя», истории, которые вытягивают, только благодаря славе «Коралин» и «Звездной Пыли», потому как сами по себе не несут эмоциональной нагрузки, все просто, линейно персонажи на одно лицо... Такой несуразности, как в некоторых историях Нила Геймана больше нигде не встретишь — даже молодые русские и украинские неизвестные авторы пишут на несколько уровней выше, но их никто не хочет печатать, а «Дым с Зеркалами» Геймана разлетается большими тиражами даже в переводе.

В книге 33 истории, и в большинстве своем это тексты, возникшие с идей, которые автор потерял во время воплощения :D

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Я студент, — сказал Бен. — Стану Металургом, когда доучусь. — Ему кое-как удалось прикончить свою пинту шогготского особой выдержки, и он с приятным удивлением осознал, что это был первый в его жизни алкогольный напиток. — А вы, ребята, чем занимаетесь?

- Мы служители, — сказал Уилиф.

- Культа Великого Ктулху, — гордо добавил Сет.

- Правда? — удивился Бен. — А что это значит

- Теперь я, — сказал Уилф. — Погодите. — Он направился к барменше и вернулся еще с тремя пинтами напитка. — Ну, — сказал, — это значит, технически, не так уж и много. Быть служителем — это совсем не то, что можно было бы назвать тяжкой работой в разгар сезона. Так происходит потому, конечно, что он спит... —

и такой ужасный и затянутый пустой треп наполняет всю книгу...

Оценка: 2
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 января 2009 г.

Достойный, сильный и ровный сборник рассказов мистики, фэнтези, фантастики и магического реализма. Такое смешение жанров именно здесь кажется удачным и верным, потому что не даёт читателю расслабиться и предугадать, что же будет дальше. Многочисленные явные и неявные отсылки к преданиям, легендам и мифам Европы и Америки дают пищу для размышлений и просто интригуют. Наиболее сильными произведениями хочется отметить «Старый Николас», «Троллев мост», «Рыцарство», «Перемены», «В поисках девушки», «Мы можем дать скидку на опт», «Младенчики» и «Мистерии убийства». Единственным минусом для меня, хоть и не большим, могу назвать лишь стихотворения, которые в таком переводе мною просто не воспринимаются. Почему-то уверен, что на языке оригинала они будут выглядеть куда эффектнее и интереснее, потому призадумался о поиске.

В итоге скажу, что если надумаете провести приятный вечер за прочтением какой-либо книги, то «Дым и зеркала» могут стать отличным к тому подспорьем.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 декабря 2006 г.

Гейман бесспорно интересный рассказчик и отличный писатель. Его интересно и легко читать. Но он писатель настроения. И дело не в его мрачности. Я мрачности не боюсь, если вы нормальный человек, то и мрачным периодам и порывам есть место в вашей душе. И это нормально. Просто некоторые рассказы Геймана производят впечатление написанных по какому-то капризу или прихоти настроения, что-ли... Как-будто они не додуманные, то есть не производят впечатления продуманных действий. А некоторые рассказы — просто шедевры!

В общем и целом — сборник очень хорош. Читать советую всем, это высококачественная литература в любом случае, но с одной оговоркой — тут нет рассказов-идей, это рассказы-настроения, это рассказы-ощущения.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 июля 2015 г.

«Дым и зеркала»? Хмм… Пожалуй, я назвал бы этот сборник «Старый чердак». Правда, совсем не из-за того, что в него собраны старые произведения, а из-за чувства, которое охватывает при виде чердака на даче. Знаете, там иногда «случается» бардак или подобие порядка в отношении ненужных и морально устаревших вещей, расстаться с которыми еще не пришла пора. Сломанные вещи и неубранные осколки, соседство какого-нибудь чана или бака и старой детской коляски с одноглазым мишкой, скелет неработающей антенны, привидение старой рубашки, отблески прошлого на полированных поверхностях. Иногда в этом может заключаться своя романтика… Но не в этом сборнике!

Если читатель знаком с творчеством Нила Геймана, готов продолжить знакомство и выбирает для прочтения книгу именно этого автора, то я ни за что не порекомендую ему этот сборник. Основная причина — он может испортить впечатление от этого интересного автора. Сборник «несбалансированный» — неровный, рваный, разбросанный. Произведения объединены искусственно — такой вывод напрашивается еще при чтении предисловия. Рассказы, часть из которых подана в стихотворной форме, в подавляющем большинстве представляют собой зарисовки — не самые точные отпечатки сознания(?) автора. Это именно тот эффект, о котором пишет Гейман в предисловии — первоначальная идея была одна /и еще могла показаться интересной/, но в процессе записи или работы над ней она обрела иное звучание. Поэтому удовольствие получаешь только от некоторых произведений — тех, которые закончены, полны, цельны и самодостаточны («Снег, зеркало, яблоко», «Свадебный подарок», «Пруд…»). Или не получаешь удовольствие, но неожиданность (извращенность?) идеи подталкивает к выставлению довольно высокой оценки («Младенчики», «Старый Николас»). Часть рассказов осталась за пределами моего понимания. Не люблю вопросы из серии «зачем» или «что хотел сказать автор своим произведением», однако это единственное, что остается после прочтения «Съеденного» или «Как мы ездили смотреть на край света». Некоторые рассказы более чем прогнозируемы или стереотипны, а потому кажутся либо скучными, либо уже когда-то прочитанными («Мост тролля», «Специальное предложение», «Не спрашивайте Джека», «Цена»). И даже периодически проскальзывающие (само)ирония и попытки пошутить не исправляют ситуацию.

Разумеется, можно говорить, что каждый из этих рассказов (а предисловие в особенности) характеризует Геймана с какой-то стороны, раскрывает неизвестные стороны его личности и таланта, создает или дополняет мозаику его жизни. Но мне не всегда интересно знать причины, побудившие писателя написать произведение, а иногда опасаюсь, что такое знание может отрицательно сказаться на восприятии и оценке. Так что если у кого-то есть желание копаться и анализировать, разбираться в ящиках с запыленными крышками – периодически чихая и кряхтя от того, что затекли ноги – такого читателя ожидает довольно большое поле для действий. Для меня же это – ни уму, ни сердцу. Правда, к моему искреннему сожалению. Ведь Гейман действительно интересный писатель — стоит лишь взять в руки другие его книги и сборники.

Резюме: сборник для самых стойких поклонников Геймана.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 апреля 2009 г.

На Фантлабе есть авторы ну просто культовые. Те, чьи имена слышны везде, даже в разделе «Спорт». К таким авторам относится безусловно Нил Гейман, и я что уж скрывать впервые это имя услышал здесь и решил купить почитать, чтобы разделить всеобщий восторг (как это было не раз по здесь данной рекомендации) или признать, что автор не мой (что тоже бывало довольно часто). Так как я фанат короткого жанра, а именно рассказа (я искренне уверен, что их писать сложнее, чем томовые саги), я приободрился, увидев, что автор работает в жанрах хоррор и мейнстрим, да еще такое уделяет внимание рассказам, которых у него больше романов в разы.

Купил сей сборник, и так и для себя не решил, что в нем больше понравившегося мне или наоборот — не понравившегося. Вообще честно говоря совсем не согласен с теми, которые увидели ровность в этом сборнике, на мой взгляд ее нет там в помине. Да какое-то общее настроение прослеживается, но не более. Однажды в блоге Лукьяненко, я прочитал, что о нем говорят, что он публикует все, даже квитанции за квартиру. Не знаю, как этот тезис относится к Лукьяненко, то к Гейману он относится в первую очередь. Чего здесь только нет: и рассказы, и повести, и поэмы, и стихи, и рондели (не знаю что это) и какие-то страшилки из 100 слов... В общем на мой взгляд — винегрет.

Возможно я был не готов к карапулям (микрорассказам), и к такому количеству стихов, к которым я совершенно не могу приспособиться читать: я постоянно пытаюсь поймать ритм, рифму, из-за этого ускользает содержание... наверно где-то на подсознательном уровне в очередной раз разочаровался в Лафкрафте, которого я несколько раз пытался читать и не пошло... а тут целых два рассказа о Ктулху (не могу понять почему мир сошел с ума из-за этого...), которые показались совершенно безликими...

Безусловно, что там говорить, автор талантлив и многогранен, и некторые рассказы я прочитал с огромным удовольствием, но их было так немного на всем этом разноцветии, что сижу как-то в задумчивости и не знаю, хочу ли я и знакомиться с его «Хрупкими вещами» («Звездную пыль» все же купил...). Вот те, которые понравились очень (поставил 9 и 10): «Свадебный подарок», «Тролев мост», «Пруд с декоративными рыбками», «Мы можем дать скидку на опт», «Мышь», «Мистерии убийства», «Снег, Зеркало и яблоко». Конечно есть рассказы и на 7 и 8, но все равно как-то не очень ВСЕ ВМЕСТЕ! Если сравнивать со сборником хоррора, который я недавно прочитал: «Призраки 20 века» Джо Хилла, то последнему безусловно отдаю пальму первенства, несмотря так сказать на кажущуюся молодость (зеленость) сына Стивена Кинга.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2015 г.

Читал два вечера выходных, не спеша, пропуская стихи (не люблю стихи, особенно «белые», тем более в корявых переводах).

Сборник замечательный — по двум причинам. Во-первых, Нил Гейман — мастер слова, которому одинаково хорошо удаются и романы, и «малые» литературные формы. Во-вторых — это не очень частый тип авторского сборника, в котором рассказы перемежаются авторскими предисловиями и послесловиями, приоткрывающими завесу тайны над очень интимным и загадочным процессом писательского труда. Причём, сборник настолько целостный, что иногда не сразу понимаешь, где кончается предисловие и начинается очередной рассказ. Вспоминая о том, как создавалось то или иное произведение, автор рассказал о себе много интересного. Вот, например, в биографии Геймана говорится, что «он работал журналистом и занимался подготовкой интервью для различных британских журналов». А вот о том, что одним из этих журналов был «Пентхаус» я узнал только сейчас. Нашлось место и лёгкой самоиронии:

«Однажды мне позвонила Лайза Таттл с просьбой дать ей рассказ в сборник, который она составляет о жанре НФ. Я всегда любил этот жанр и в детстве был уверен, что когда вырасту, стану писателем-фантастом. К сожалению, не вышло»(с).

В предисловии к одному из рассказов Нил Гейман написал об одном из своих любимых писателей, Джоне Обри:

«Его произведения – крепкое варево наивности и эрудированности, забавных случаев, реминисценций и домыслов. Читая его книги, поневоле ощущаешь, как с тобой непосредственно через века говорит живой человек, причем человек исключительно приятный и интересный».

«Дым и Зеркала» как раз и стали для меня долгой, неторопливой и доверительной беседой с очень интересным и мудрым человеком.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 августа 2012 г.

Приступая к сборнику Нила Геймана, доселе практически незнакомого мне автора, я вправе была ожидать сказок. Получила, однако, иносказания. Я приготовилась было вкушать волшебство, а нашла реализм. Была уверена, что Нил Гейман – смесь Брэдбери, Кинга и Баркера, и… хоть в чём-то не прогадала. Нет, я не стану утверждать однозначно, что ни на что иное его творчество не похоже, однако наиболее близко оно, на мой взгляд, стоит именно к творчеству этих авторов. Есть у Геймана манера окрашивать всё в тёмные тона, и данный сборник – явный тому пример.

Возможно, моё мнение об этом сборнике пойдёт вразрез с мнением большинства, и, уж конечно, я не претендую на единственно правильное мнение, так как на сегодняшний момент не являюсь безвылазным поклонником автора.

Итак, первое, что мне хотелось бы отметить, говоря о сборнике: его следует издавать с пометкой «от 18 и старше». Превалирование рассказов с ярко выраженным эротическим смыслом и окрасом превращает сборник в жертвенного агнца его величеству Сексу (речь не идёт о сексе по любви). Вместе с тем, в нём встречаются чистые рассказы, но они так редки, что их можно пересчитать по пальцам. Как уже было неоднократно отмечено уважаемыми рецензентами, особое место среди этих рассказов принадлежит «Рыцарству». Это очень добрый и величественный рассказ, хотя, конечно, если вы прочтёте только его, о сборнике «Дым и зеркала» вы представления не получите.

Некоторые рассказы наводили меня на мысль о том, что Гейман рассказывает о себе, и я до сих пор не понимаю, так это или нет. В любом случае они смотрятся очень личными, даже если затронуты деликатные моменты и аспекты жизни героя.

Большинство рассказов жестоки или обличают жестокость. Вместе с тем они иносказательны, на их жестокости нужно строить выводы, а не принимать за чистую монету. В чём-то их герои схожи с героями Клиффорда Саймака: они ошибаются, открывая читателю глаза на ошибки всего человечества (хоть у Геймана никто в космос и не полетел).

Если говорить о жанровой направленности сборника, то тут есть понемногу от каждого жанра: есть фэнтези, есть магический реализм, даже психоделика присутствует. Фантазия читателя подскажет ему, чего здесь больше.

Не стану рекомендовать неподготовленным читателям.

+8

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 декабря 2010 г.

Неплохой сборник. До этого у Геймана читал только «Американских богов» и «Интермир», так что «Дым и зеркала» можно считать полноценным знакомством с автором.

Пожалуй, что стоит высказаться о каждом произведении отдельно. Только о стихах ничего не скажу. Во-первых, потому, что поэзию я недолюбливаю и не понимаю, а во-вторых читать стихи в переводе – то ещё удовольствие. Но о рассказах пару слов напишу.

«Свадебный подарок» — интересная вариация «Портрета Дориана Грэя». Мрачноватый стиль, интригующий сюжет. Отличный старт.

«Рыцарство» — не очень понравилось. Рассказ о святом граале, который купили на барахолке, и о рыцаре, пытающемся его выкупить. Не совсем понятно для чего написано и что автор хотел сказать.

«Старый Николас» — первый из множества микрорассказов сборника. Необычный взгляд на мифологию Санта-Клауса :insane:

«Цена» — о чёрном коте, защищающем семью от поползновений нечисти. Слишком уж простенький (примитивный?) сюжет, однако написано вполне захватывающе.

«Троллев мост» — чистая философия. Пересказать сюжет не представляется возможным – для этого нужно пересказать рассказ целиком. Очень приятное чтиво со сложным послевкусием.

«Не спрашивайте Джека» — об игрушке-чёртике, предсказателе дурного будущего. Слишком короткий рассказ, чтобы всерьёз оценивать. Идея банальная, но её можно было развернуть и в более крупной форме. А так – скорее зарисовка.

«Пруд с декоративными рыбками и другие истории» — лучший рассказ сборника, без вариантов. В нём реально есть всё: прекрасный сюжет, эмоциональность, ностальгия, здоровая злость творческого человека к торгашам, необычная атмосфера Лос-Анджелеса, чудесный стиль. Оценка – максимум.

«Перемены» — очень интересная научно-фантастическая идея о генетической модификации, позволяющей людям произвольно «переключать» свой пол. Сперва рассказ отталкивает от себя отрывочностью, однако потом неизбежно притягивает. Поражает внимание к деталям – автором поэтапно отслежено, как мир со временем меняется: от глобальных перемен и до незначительных мелочей (вроде того, как слово «перемена» постепенно становится неприличным). Рассказ порадовал. Хорошая, твёрдая сай-фай.

«Дочь сов» — единственное, чем выделяется эта миниатюра ужасов, так это стилизацией авторской речи то ли под старину, то ли под легенду. Но я стилизации не очень люблю, а в остальном рассказ в высшей степени банален и предсказуем.

«Особое шогготское» — фан-фик по лавкрафтовским мифам. Им, кстати, юмор строго противопоказан, что Гейман и подтвердил. Рассказ откровенно плох, как на мой взгляд.

«В поисках девушки» — ещё один рассказ на десятку. Про загадочную девчонку снова и снова возникающую на страницах «Пентзауза». Герой стареет, идёт по жизни, влюбляется и расстаётся. А девушка всё так же смотрит на него с глянцевых страниц журнала для мужчин. Вечно юная, невообразимо соблазнительная, гордо стоящая вне переходящей моды на женские формы. Герой ищет её, но никак не может найти. Просто потрясающе написано.

«Просто опять конец света» — ещё одно погружение в мир лавкрафтовских ужасов, на сей раз без иронии и юмора. Понравилось не в пример больше «Особого шогготского», но по сравнению с рассказами самого Лавкрафта – любительская поделка.

«Мы можем дать скидку на опт» — интересный триллер, буквально пенящийся от явной сатиры. Мрачная концовка всё равно вызывает улыбку. Это ж надо так за скидками гнаться :biggrin:

«Одна жизнь под соусом раннего Муркока» — типичный рассказ о сложном, ломающемся мире подростка, плавающего в своих фантазиях. На это тему написано много, и Гейман ничего нового не добавил. Но читается легко за счёт хорошего стиля (это у Геймана фирменный знак, как я понимаю)

«Сметающий сны» — интересная миниатюрка. Пожалуй, даже, что самая интересная из всех миниатюрок в этом сборнике.

«Чужие члены» — типичный «терапевтический» рассказ, которые писатели пишут, чтобы избавиться от собственных внутренних страхов. После таких творческих выплесков страхи, обычно перебрасываются на читателей :wink: В целом – отличный параноидальный триллер о замкнутом молодом человеке, который вдруг начинает считать, что подцепил венерическую болезнь.

«Мышь» — смысл, на мой взгляд, спрятан слишком глубоко, однако он есть. Рассказ о трусости, пожалуй. Мужик не может убить мышь (жалко!), однако с лёгкостью позволяет подруге убить своего неродившегося ребёнка. Вот такое вот противоречие.

«Как мы ездили смотреть на край света» — не люблю подобные бессюжетные зарисовки. Кто углядел в этой сюррелистической истории хоть какой-то смысл – прошу им со мной поделиться. Плюс стилизация под речь ребёнка слишком тяжеловесна.

«Каков ты на вкус?» — эротика чистой воды, про своеобразных энергетических вампиров. Занятно, возбуждающе, но не более того.

«Младенчики» — «жуткая» сказочка про то, что если исчезнут животные, то мы будем кушать собственных младенцев и испытывать на них химию. Глубинные мысли автора читаются, но не слишком ли грубые аналогии использованы?

«Мистерии убийства» — интереснеший рассказ, здесь тебе и магический реализм, и фэнтезийный детектив, и драма, и религиозная мифология, а по сути – два рассказа совмещены в одном. Две сюжетные линии, обе разворачиваются в городе ангелов (в Лос-Анджелесе и в раю :glasses:) Линии эти переплетаются весьма причудливо. И, пожалуй, лишь самые внимательные читатели раскроют смысл «лос-анжелеской» линии. Однако все ключи автором даны, игра ведётся по-честному ;)

«Снег, зеркало, яблоко» — собственно, отревизированная «Белоснежка», переписанная в триллерно-готическом ключе, с использованием всего арсенала современно психологического хоррора. Любопытный рассказ, ничего не скажешь :biggrin:

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх