fantlab ru

Клиффорд Саймак «Эзоп»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.22
Оценок:
688
Моя оценка:
-

подробнее

Эзоп

Aesop

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 135
Аннотация:

Цивилизация разумных псов и других зверей сменила человеческую. Зверям не разрешается убивать друг друга. Bсе вместе они строят свою мечту – великое общество животных.

Все немногочисленные живые люди стали для псов вебстерами, и только старый робот Дженкинс, которому на днях исполнилось 7000 лет, по прежнему зовёт их Вебстерами. И вот один из потомков Вебстеров вновь изобрёл лук и стрелы…

© Ank
Примечание:

Комментарий автора к седьмому преданию.

Несколько лет назад были обнаружены фрагменты древнего литературного произведения. Судя по всему, сочинение было объемистое, и, хотя до нас дошла только малая часть, содержание позволяет предположить, что это был сборник басен, повествующих о различных членах братства животных. Басни архаичны, содержащиеся в них мысли и стиль изложения сегодня звучат для нас странно. Ряд исследователей, изучавших эти фрагменты, согласны с Резоном в том, что они, скорее всего, сочинены не Псами. Заглавие упомянутых фрагментов – «Эзоп». Следующее, седьмое, предание тоже озаглавлено «Эзоп» – это исконное заглавие, дошедшее до нас из седой древности вместе с самим преданием. «Что это значит?» – спрашивают себя исследователи. Резон, естественно, видит здесь еще один довод в пользу своей гипотезы, что авторство всего цикла принадлежит Человеку. Большинство остальных исследователей цикла не согласны с ним, однако до сих пор не выдвинуто взамен никаких других объяснений. Резон указывает также на седьмое предание как на свидетельство того, что Человека намеренно предали забвению, память о нем стерли, чтобы обеспечить развитие Псовой цивилизации в наиболее чистом виде, – этим-де объясняется полное отсутствие исторических свидетельств существования Человека. В этом предании Человек окончательно забыт Псами. Немногочисленных представителей рода людского, которые живут вместе с ними, Псы не воспринимают как людей, называя эти странные создания Вебстерами – по фамилии древнего рода. Однако слово «Вебстер» из собственного существительного стало нарицательным. Люди стали для Псов вебстерами, только для Дженкинса они по-прежнему остаются Вебстерами. – Что такое люди? – спрашивает Лупус, и Мишка оказывается не в состоянии ответить на этот вопрос. Дженкинс говорит в этом предании, что Псам незачем знать о Человеке. В главной части повествования он перечисляет нам меры, которые принял, чтобы стереть память о Человеке. Старые родовые предания забыты, говорит Дженкинс. Резон толкует это как сознательный заговор молчания, призванный оградить достоинства Псов, и, пожалуй, не такой уж альтруистический заговор, как старается изобразить Дженкинс. Предания забыты, говорит Дженкинс, и не надо их извлекать из забвения. Однако же мы видим, что они не были забыты. Где-то, в каком-то отдаленном уголке земного шара, их по-прежнему рассказывали, потому-то они и сохранились до наших дней. Но если предания сохранялись, то сам Человек исчез, или почти исчез. Дикие роботы продолжали существовать – если только они не были плодом воображения, – однако ныне и они тоже исчезли. Исчезли Мутанты, а они с Человеком из одного племени. Если существовал Человек, вероятно, существовали и Мутанты. Всю развернувшуюся вокруг цикла полемику можно свести к одному вопросу: существовал ли Человек на самом деле? Если читатель, знакомясь с преданиями, станет в тупик, он окажется в превосходной компании: ученые и специалисты, всю жизнь посвятившие исследованию цикла, пусть даже у них больше информации, пребывают в таком же тупике.


Входит в:

— роман «Город», 1952 г.

— антологию «The Great Science Fiction Series», 1980 г.


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной зарубежной фантастики. Клиффорд Саймак
1974 г.
Избранные произведения в пяти томах. Том 2
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. Почти как люди
1992 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 13
1994 г.
Прелесть
2022 г.

Издания на иностранных языках:

City
1973 г.
(английский)
City
1976 г.
(английский)
The Great Science Fiction Series
1980 г.
(английский)
City
1981 г.
(английский)
Градът
1982 г.
(болгарский)
City
1988 г.
(английский)
City
1992 г.
(финский)
City
1992 г.
(английский)
Місто
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пацифистский рассказ про то, как дичающие последние люди на земле получили на орехи от разумных цивилизованных собачек за переизобретенную концепцию убийства (поохотились с луком). Автор вкладывает в уста (пасти?) представителей волчьих спорную теорию , по которой собаки должны пересесть с мяса на ботву с картошкой (хорошо хоть не блины с квасом)... Ведь и птичек-мышек жалко. Запомнился момент эвакуации проваливших проверку на гуманизм последних землян в параллельный мир через портал — такой же сюжет был потом у Фармера в «Тёмном солнце» и у Муркока в «Багряной игре». В том параллельном мире они и вымерли, что характерно.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

К седьмой главе «Города» НФ почти превратилась в авторскую сказку. Я говорю «почти», т.к. в в традиционной сказке обитатели мира все-таки не задумываются о таких отдаленных вещах, как стабильность экосистемы и переселение планеты. Все-таки какие-то элементы НФ продолжают оставаться. Даже название подходящее. Эзоп наделял зверей чертами людей. В цивилизации земли будущего мы имеем то же самое.

История повернулась интересным образом. Когда-то давно человек приручил дикую собаку и сделал ее частью своего мира. Теперь же собака приручила дикого человека и сделала его частью своего мира. Понятное дело, что человек влился в собачий мир на собачьих условиях. Получилось забавно. С позиции нашего мира эту интеграцию можно было бы описать лозунгом «люди тоже люди». А с позиции собачьего мира будет что-то типа «человек тоже нормальное животное». Некоторое время двум видам даже удавалось нормально жить совместно. Пока главный управляющий не решил, что такой бардак на Земле раньше уже был и по второму разу затевать его не надо. Человек был признан лишним и удален подальше. («Это будет долгая, медленная и гуманная смерть». Гарри Гаррисон) Подробностей кончины остатков расы в книге не будет. В последней главе будет только констатация факта.

Все Вебстеры, упоминаемые в рассказе, как-то пытались влиять на глобально происходящие процессы. Но ни у кого из них ничего значимого не получалось. Но благодаря этим попыткам воздействия у рода Вебстеров всегда получалось как-то соприкасаться с ключевыми событиями, происходящими с людской расой. У Саймака часто так. Главный герой мечется, что-то делает, пытается кого-то или что-то спасать. А потом выясняется, что все, что ему нужно, это немного понимания тех процессов которые его окружают. Понимание происходящего у героев Саймака часто приводит к смене их восприятия происходящего. Трагедия перестает казаться трагедией. А если герой поделится своими выводами с окружающими, то даже есть шанс остановить массовую панику и уберечь расу от того, чтобы она не наломала дров. Род Вебстеров в «Городе» был лишен такой роскоши, как способность ничего не делать (кстати, признак сильного человека по Ницше). Их суета и ее последствия растянулись на тысячелетия.

Что в остатке? Появилась раса псов. С одной стороны очень продвинутая. А с другой стороны есть у этой расы глобальный порок: решение нерешаемой проблемы она имеет привычку откладывать на бесконечность. Доступные ресурсы позволяют. Так будет продолжаться до тех пор, пока кто-то не хакнет систему. В последней главе романа есть пример подобного. Или пока не появится внешний враг. Но в эту сторону Саймак решил не развивать мысль.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прошло уже 7000 лет с самого начала истории семьи Вебстеров. Из людей почти никого не осталось: роботам удалось собрать только тех дикарей, что оказались вне периметра изоляции Женевы. Псы стали титульной нацией планеты. Им помогают роботы и возвысившиеся до разума звери — волки, медведи и птицы. Всем заправляет старый добрый робот Дженкинс, которому псы сделали новое тело (т.е. корпус). Реализуя наказ Джона Вебстера, он не говорит никому о прошлой роли псов и умышленно создает из людей мифический образ, идеальный практически во всём. Уже несколько тысяч лет этот новый мир не знает убийств разумных существ. Охота на неразумных тоже находится под запретом, но, судя по диалогам персонажей, те время от времени убегают в лес, чтобы отведать свежатинки. Останков при этом не остается: все усиленно делают вид, что Великое Перемирие соблюдается неукоснительно. Но эта идиллия грубо нарушается вторжением извне, из смежного пространства...

Насчет смежных миров я говорил ранее, поэтому особо распинаться по этому поводу не буду: если такие измерения и существуют, они будут полностью изолированными друг от друга. Так что проникновение в любой из них невозможно. Неизвестно, понимал ли автор этот факт или нет, но подобной интригой он явно пытался оживить лениво текущее развитие событий. А вот его гипотеза «застывшего во времени мира» куда более интересна, чем кажется вначале. Действительно, течения времени мы никак не ощущаем и вводим данную категорию только для того, чтобы отличать один момент своей истории от другого. Недаром все приборы для измерения времени на самом деле фиксируют циклически-изменяющуюся последовательность определенных физических процессов: качания маятника, кругового вращения стрелки часов, повторяющихся положений на небе Солнца, Луны и планет. Чистого времени в природе как бы и не существует — существуют только его проявления. Так что мысль Саймака насчет временной уникальности смежных миров кажется мне весьма логичной и привлекательной. Увы, но проверить ее не представляется возможным по указанным выше причинам. Тем не менее, автор разрешает своим героям покинуть Старую Землю, чтобы покарать безжалостных убийц. Позднее, умение перемещаться между мирами поможет псам избежать перенаселенности (вспомним, что семьи собак весьма многочисленны). Еще одной интригой седьмого сказания является исчезновение мутантов. Уничтожив ненавидевших их людей, они сами таинственным образом пропали. Впрочем, Дженкинс имеет на этот счет определенные подозрения, но до полной ясности они так и не разовьются. Как ни странно, но такая недосказанность ничуть не портит повествование и даже вносит в него немного ностальгии по прошлому: уйдя «по-английски», мутанты окончательно порвали с тем миром, который некогда был их родиной.

-----------------

РЕЗЮМЕ: похожая на сказку история о столкновении двух смежных миров. Похоже, в «мире теней» Дженкинс уже не намерен соблюдать библейское правило «не убий».

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Основная мысль, заложенная в седьмое предание цикла «Город», как мне кажется, должна читаться так: новое начало.

Новое начало для всего человечества. Люди отбросили пережитки прошлого, груз, накопленный за несколько предыдущих тысяч лет развития. Продвинутая и отягощённая знаниями верхушка осталась в Женеве, сознательно изолированной от всего остального мира Джоном Вебстером. Остатки, подобные детям малым, обитали по лесам, мастерили лук и стрелы. Единение с природой, в общем, возврат к истокам.

Патриарх робот Дженкинс решает, что эти самые полудикие люди достаточно очистились от шелухи, за пять тысяч лет обнулили свой разум, а это означает, что можно попробовать сначала. Возродить созидательный труд, а не пережёвываемую из века в век жвачку, эпоха застоя закончилась, настало время нового витка.

Любопытно, что теперь уже не вебстеры являются для Псов богами, их место занял Дженкинс — тот самый, что начинал обычным слугой у Вебстеров в середине ХХI века. И одновременно с этим Дженкинс становится мессией для ведомых им людей. Ещё бы — кто он и кто они? Он, проживший семь тысяч лет, наимудрейший, всезнающий, имеющий все основания, знания и навыки для того, чтобы руководить, вести человечество. И они — всего лишь люди, вертящие в руках лук со стрелами и поедающие на пикнике бутерброды, которые сделали для них роботы.

Логично было бы поставить тут жирную точку, был бы такой финал с открытым, но счастливым концом, рассвет в новых мирах. Однако впереди ещё одно каноничное предание и одна, как сказал бы комментирующий тексты Пёс, поздняя вставка.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ха-ха. Последних людей переправляют в другое измерение, за склонность к убийству, вот только старый робот, (а заодно и большинство авторов комментариев) упустили один момент: только человек смог остановить гоблина. Да и убийство малиновки Питером было просто несчастным случаем. Изобретённый им лук он, явно. рассматривал лишь как спортивный снаряд и просто не знал, что стрелы убивают.

В общем мне очень интересно, а что будет когда гоблины появятся вновь, да не по одному, как в новелле, а целой армией. (Помниться я очень удивлялся, почему они так больше не разу и не появились). Ах да, псы же объявили некоторые миры закрытыми. Но если они туда не суются, то это ещё не значит, что оттуда никто не вылезет. Не гоблины, так ещё кто-нибудь опасный. Или у Дженикинса такая философия : пусть нас режут и едят, а мы всё равно останемся белыми и пушистыми, и героически дадим себя съесть?!.

Мне где-то попалась фраза «Будь проклята красота не умеющая себя защитить». Полностью присоединяюсь.

Что же касается Дженикинса, то он уже второй раз за цикл сыграл роль злого гения человечества.(См. «Берлогу»). Если бы не его внутренние монологи можно было бы подумать, что он работает на гоблинов. Скорее всего он на подсознательном уровне просто хочет избавится от людей слугой которых так долго был, вот и воспользовался предлогом, сам того не осознавая.

Ставлю пять, но только за самое начало: у автора очень хорошо получились диалоги оразумленных животных.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предание седьмое к фольклорному, символическому и, возможно, мифическому произведению «Город».

«Сколько ни старайся, человек всё равно изобретет лук и стрелы» — такова центральная идея предпоследнего рассказа, или предания.

После ухода миллионов людей на Юпитер в рай сна, после того, как оставшиеся несколько тысяч людей были накрыты куполом и замурованы, дабы не мешать Псам направлять свою ветвь развития в собственное русло, небольшая группа людей всё же осталась на Земле — те, кто находился вне пределов города. И эти люди начинают идти по тому же пути, по которому шли и их давние предшественники — пути лука и стрел. Робот Дженкинс, которому исполняется уже семь тысяч лет, сначала отчаивается от безысходности и односторонности развития человека как вида. Но позже становится ясно: человек изобретает лук и стрелы для того, чтобы защитить себя, стать более отважным, дать отпор гоблину (привидению) или кому угодно другому. Человек силен духом, и в нем есть внутренний стержень, сила, благодаря которой он никогда не пропадет.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разочарование робота, созданного людьми и для служения людям и возомнившего себя божеством, способным направить развитие человечества в нужное русло гуманизма, предела не знает. Рассказ добротный. красивый, показывающий тщетность чужих надежд. Пожалуй, отображает разбитые надежды самого Саймака, разочарованного войной, которая к тому времени едва закончилась.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предание седьмое, «Эзоп», в котором пустота Земли контрастирует с богатством новых миров, и которое я люблю больше других преданий.

«И не осталось никого…», как сказал однажды Эрик Фрэнк Рассел. Человек почти исчез, мутанты ушли в другой мир, и даже дикие роботы куда-то пропали. Только Псы остались да старина Дженкинс, а, ну ещё обширное братство животного мира, в котором отныне царит дружба и понимание (чего всю свою историю добивался и не добился человек). Мир, в котором звери живут почти по библейским заповедям («не убий ближнего своего»), в котором они разговаривают по-английски и приобщились к …вегетарианству. Только глубоко внутри всё ещё жив инстинкт убийства и теплится желание «испробовать мясца или рыбёшки». А люди, ну что люди… Всё также ведут бесполезный образ жизни, бездельничают да живут на полном пансионе у Дженкинса. И вот уже он, старый робот, главная и самая важная персона на Земле, пожалуй.

Все события предания завязаны на нём, ибо вся история прошлых семи тысячи лет сошлась в итоге на нём. Только он ещё и думает, только он ещё ищёт пути для Человека. Только он обеспокоен тем, что человек снова «придумал» оружие. Я не вполне разделяю его тревог по этому поводу, хотя понимаю, что история циклична и, начав с лука и стрел, однажды человек снова придёт к атомному оружию и новому господству над миром.

Но также и животные не смогут долго быть не самими собой, не-животными. Мне вообще не верится, что такое братство, которое описано в предании – без убийств, без хищничества, без смертей, — может быть. Экология – неумолимая и беспощадная в этом плане хозяйка природы, и если требуется поддерживать баланс, то рано или поздно вернутся времена, когда волк снова съест зайца, пёс загонит енота, а лисица слопает курицу.

Но, кроме Дженкинса, никому такие мысли и в голову прийти не могут, и только он думает о будущем. И, что поразительно, размышляет о смерти, о конечности своего существования. И становится страшно от того, что его когда-то не станет, и не останется никого, кто бы думал, помнил, знал о Человеке и о Земле. И он уводит человека в новый мир…

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Город экранирован, закрыт от вторжения, человечество осталось на Юпитере. На Земле осталось очень мало людей, мало мутантов, роботы, среди них Питер Вебстер. Землёй правят Псы, но даже среди них не только запрещены любые убийства. Люди забыли и даже не помышляют об убийстве, благодаря роботу Дженинксу, которому уже 7000 лет, который единственный знает как всё начиналось, который единственный знает кто такой Человек, и благодаря которому поддерживается новый мировой порядок. Но Питер Вебстер случайно изобретает лук и стрелы, и по неосторожности нарушает запрет на убийство. Даже вопреки психической блокировке, которую Дженинкс провёл среди Псов и остатков Человечества. Равновесие нарушено, человеческий эгоизм и человеческое нутро просыпается... придётся созвать остатки Человечества, объяснить что же произошло, и открыть ту тайну, которую так тщательно скрывал старый робот Дженинкс...

Человек поддерживает равновесие убивая, пусть это жестоко, но если убрать этот и другие факторы, то планете грозит перенаселение.... и даже страшно подумать что в результате может произойти. Благими намерениями выстлана дорога в ад. Возможно человек создан как ограничивающий, балансирующий фактор (в какой-то мере), главное знать эту меру...:super:

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человеческая природа неистребима: вебстер, потомок Вебстеров всё равно изобретает оружие. И как в насмешку над таким путём развития замки мутантов (другой ветви развития людей), откуда они путешествуют по многочисленным мирам. Дженкинс, великий робот Дженкинс, в котором человеческого больше, чем в иных людях, находит единственно правильный путь решения этого цивилизационного тупика: отправляет их в другой мир, где людям разрешено всё что угодно, от сельского хозяйства до охоты.

Весь цикл — утопия. Псы — на самом деле не псы, а люди, только такими, какими их хочет видеть Саймак и какими они описаны в виде псов. Мутанты — тоже люди, только промежуточное звено между людьми и псами, перелюди и недопсы, в результате они уходят сами. А вебстеры — человеческий анахронизм, который должен отмереть и быть предан забвению.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неужели действительно человечество не может идти другим путем, кроме пути оружия? Возможно, это и в самом деле так.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думаю, что единсветнные представители человеческого рода, которые смогли пойти не путём оружия — мутанты. Они просто покинули Землю, отправившись в бесконечное путешествие по другим мирам.

А другие...Другие всё равно не смогли перебороть влечения к оружию.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Случайные остатки людей и все животные Земли. Практически новая цивилизация, о старой помнит лишь многотысячелетний робот...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх