fantlab ru

Марина и Сергей Дяченко «Варан»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.20
Оценок:
1965
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 142
Аннотация:

Юный Варан живет в странном, но красивом мире. Он — поддонок, и жизнь не сулит ему ничего особенного: рутинная работа, низкий достаток, семья и дом. Но его встреча с магом Императора Подорожником, прибывшим к ним на остров, меняет его представление об этом мире. Теперь Варану необходимо сделать сложный выбор: жить дальше в тишине и спокойствии или пуститься в поиски одного удивительного странника, который ходит по миру и творит чудеса. И вот выбор сделан, дорога длинна. Выбор сделан и надо идти. Только какова цена?

© sham

В произведение входит:


8.17 (108)
-

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 292

Активный словарный запас: средний (2752 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2004 // Лучший роман. 3 место ("Бронзовый Кадуцей")

лауреат
РосКон, 2005 // Роман. 2 место ("Серебряный РОСКОН")

лауреат
Филигрань, 2005 // Большая Филигрань

лауреат
Мраморный фавн, 2004 // Роман

Номинации на премии:


номинант
АБС-премия, 2005 // Художественное произведение

номинант
Премия Кира Булычева, 2005 // (роман)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези

номинант
Бронзовая Улитка, 2005 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2005 // Крупная форма (роман)

номинант
Сигма-Ф, 2005 // Крупная форма, романы

Похожие произведения:

 

 


Варан
2004 г.
Магам можно все
2004 г.
Варан
2007 г.
Варан
2008 г.
Бродячая искра
2009 г.
Варан
2020 г.

Аудиокниги:

Варан
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Waran
2006 г.
(польский)
Варан
2008 г.
(украинский)
Le messager du feu
2012 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я с уважением отношусь к творчеству четы Дяченко (хотя, уверен, пишет там Марина, женская рука). У них работы не огненно эмоциональные и яркие, но всегда необычные и с кучей наблюдений человеческой сути и, конечно же, большая и жирная мораль в каждой книге.

В этой работе, вроде все это тоже есть (кроме большой и жирной морали...поскромнее мораль))), но вообще не читается и не цепляет. Я даже сам мир не смог осознать/прочувствовать. Попроси меня описать прочитанное и я больше пары абзацев не смогу накидать. А если внутри, после прочтения, остается мыслей на пару абзацев, да еще и эмоционально нейтральное отношение к книге, то зачем такая книга :) Возможно это только мое впечатление, на вкус и цвет фломастеры разные, но я не рекомендую, лучше Пандем, Пещеру, Ведьмин век и тд и тп прочитайте :)

П.С. Вторую книгу в цикле читать не буду.

П.П.С. В итоге прочитал вторую книгу....и не пожалел при их общей схожести ... это необъяснимо :)

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отложила дочитанную книгу в сторону и облегчённо выдохнула. Наконец-то, главный герой дошёл туда, куда, мучая себя и читателя, шёл все 500 страниц! Наконец-то, эти 500 страниц закончились, и можно приступить к чтению другой книги. И боже меня упаси снова «клюнуть» на награды от «Звездных мостов» и «Мраморных фавнов«! Кстати, персональные рекомендации от фантлаба — часто тоже далеко не в «яблочко».

Бесспорно, мир, придуманный авторами, интересен и необычен. Одни живые леса и поля чего стоят! И водно-надводные острова, и крылатые перевозчики, и маги,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
которые только и могут, что фокусы показывать.

Но главный герой разочаровал совершенно. А роман, в котором ГГ раздражает, не доставляет удовольствия.

То, что простительно и даже желательно для подростка и молодого человека, взрослому мужику не пристАло. И его поиски не то себя, не то чуда чУдного, не то рецепта осчастливливания — не подвиг, а дурь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Всю долгую жизнь он гонялся за призраком, бросив любящих родителей и чудесную девушку, не завёл ни семьи, ни друзей. Побывал и побирушкой, и чиновником. А если бы не одна сумасшедшая ведьма, так бы ничего полезного в своей никчемной жизни и не совершил бы.

Слепая вера в счастье, которое незнакомый волшебник должен принести в чужой дом, лишает человека возможности строить это счастье своими руками.

Ах, давайте примем в дом путника, вдруг он окажется волшебником, и всех осчастливит! А вдруг не окажется? Или это будет мошенник, вор, грабитель с большой дороги? Ожидание, что вот-вот придёт добрый дяденька и «сделает всех счастливыми» — худшее из ожиданий.

Жалею о потраченном времени. Надо было отзывы внимательнее читать!

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не хочу разбираться в двойных смыслах и философии этой книги. Для меня «Варан» — чарующая история-взросления юноши в странном, но интересном и удивительном мире. Варан последовательно проходит все стадии от раннего детства до старости, пытаясь найти смысл жизни, понять, кто он вообще такой и чего ему нужно от жизни. Мне безумно понравилось трогательное взаимодействие с Нилой, начальные эпизоды с семьёй, описание, как Варан был «большим человеком» и странствовал бродягой, а уж мир действия достаточно интересен, чтобы в памяти заседали все редкие и скупые данные о его устройстве и истории.

Вот и всё, «Варан» слишком сильно понравился мне, чтобы рефлексировать и анализировать его разбирая на части.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

К поставленному лаборантом mputnik вопросу о «[не]пустоте помыслов». Идеологическое содержание тут всё-таки есть — густое «правое» (т.е. социально консервативное). Под конец славного пути мы будем

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
запанибрата с императором пялиться на монгольфьеры и патрульные крыламы,
и пофиг на то, что пираты рубят на мясо плотогонов, судебная власть работает по принципу «и накажу кого попало», а поддонки живут в ужасающей бедности. Вопрос о том, чтобы что-то в империи улучшать, даже всерьёз не обсуждается. Семейные понимаете ли ценности, и вообще герои сплошь натуральной ориентации… ну, вы поняли. При всём уважении к беллетристическим достоинствам текста, мне смысл его сильно не понравился, и вольнодумцам (как я сам) читать такое категорически не советую.

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох детушки, а не хотите еще сказочку? Знаю, что не хотите, что достал вас дед уже своими банальными побасенками, да кто ж вам выбор даст... Так слушайте.

Жил значит в деревне один парень. Долго так жил, почти треть сказки. Трудился значит, с бабой местной шашни водил. И нашел как-то раз деньгу, хотел бабе своей прикупить чего, но деньга фальшивая оказалась. Приехал значит из столицы с этим челове разбираться. И вот тут должны были начаться приключения. Но не начались. Пошел с горя парень по миру бродить да калику какого-то перехожего искать. И должен был бы найти хоть что-то интересное. Но не нашел. Пошел он тогда чиновником работать, карты рисовать. И произошла с одной из его карт оказия, и должно было бы наконец хоть что-то случиться. Но не случилось. А в конце герой наш встречает правителя земли той, а том ему и говорит... Ась? Чегось? Не важно уже, говорите? Где же сказка, вопрошаете? Где чудеса дивные, события буйные, герои пригожие? Ну были они. Вроде. Намеки на них. Ну мол один там маг, у другого зверь дивный. Да только без надобности оно тут все, детушки. Это парень хоть из соседнего колхоза мог быть, ничего б это ни в его жизни невзрачной, ни в сказке неинтересной не поменяло. Все придумки тут так, без надобности, для фона они, на сюжет не влияют почти.Простите детушки, не вышла нынче у меня сказочка хоть и банальная, но забавная, материал не тот. А вышла какая-то история унылая про житье-бытье маленького человека в большом мире, коими вас и так с самой школы потчуют без конца.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Форма довлеет над Содержанием. Явно и бесповоротно. Прям — целевая установка некая. Ибо внешние факторы, к сути повествования особого касательства не имеющие — очевидно и громогласно — вытесняют оную Суть на задворки мизансцены, делая незаметной и ненужной: стиль, слог, деталировка мира, собственно фантАнтураж, техника исполнения текста, в конце концов — всё это выше всяческих похвал. Фантазийный мир Круглого Клыка — впечатляюще реалистичен, концептуально достоверен и т.д. и т.п.

А, вот, Идея... Нет, она — есть, конечно же. Это — всё-таки — Дяченко, а не какие-то графоманы залётные. У литераторов такого ранга пустых текстов не бывает в принципе, так что Идея — она есть, НО... В том-то и дело, что вся «идеологическая конструкция текста» — более чем спОрна. Более чем.

Иллюзорность пассионарности во всех её базовых проявлениях — что побудительных мотивов, что — результатов, что — роли и места в жизни Социума... Это скорее похоже на антипропаганду, чем на зрелую, взвешенную и настроенную на позитив фмлософию. Это упадничеством попахивает, негативизмом, душевной усталостью, разочарованием и пустотой помыслов. Зачем это всё? Какова ЦЕЛЬ «словесной конструкции»? Что именно останется на донышке вместилища разума «нерастворимым осадком»?

Первая книжка Дяченко, не вызывающая однозначных восторгов. Увы и ах. За триаду «Метаморфоз» — можно простить многое, конечно же. Многое. Но — далеко не всё

Оценка: 5
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

В Пути упасть совсем не трудно, куда трудней — ползти-ползти!

Ползти, пока не грянет утро и ты не скажешь всем: «Прости».

Когда всё на свете кажется прогорклым, чёрствым и бескрасочным, то есть два пути: привыкнуть к этому, быть как все и просуществовать до той поры, пока на твоей могилке не появится воодушевляющий сорняк, или же уйти туда, куда другие посметь не могли, сорваться с места, стряхнуть с себя пелену обыденного, умчаться за поиском хоть чего. Хоть чего — чуда, любви, странствий, подвигов.

Варан из числа тех, кому не повезло в жизни, как ему казалось. Простое человеческое счастье ему до сытухи. Прожить до конца и быть винтовым, как его отец? Служить горни, которые барахтаются в радости и радужных деньгах? Я таким не буду, думал Варан, я попробую иначе. Всё повествование — попытка героя вырваться из обычного в невероятное, за что его изрядно трепало и било где только можно. А всё зачем? Затем, чтобы он, герой, обычный деревенский паренёк с потрясающими способностями к путешествиям, смог настигнуть самое чудное и удивительное во всём мире — Бродячую Искру, человека, который делает из простых людей непростых людей-магов. Цель Варана благородная — попросить Искру, чтобы он сделал мир чудесным, каким хотел видеть и он, и его друг-маг Подорожник. Но в итоге и сам герой приходит к такому открытию, что у него не остаётся ни сил, ни желаний делать что-то более. Потому что в итоге он понимает, что он гнался за призрачной дымкой, не понимая, что всё было так рядом. Что жил он в чудесах таких, какие только возможны: чудеса странствий, чудеса любви, чудеса взаимовыручки, чудеса теплых бесед у камина, чудеса красоты! И он, бедный Варан, не видел этого.

Авторы мудры и честны перед читателями. Они почти в каждой странице не переставали твердить между строк одно и только одно: «Чудеса рядом. В самых простых вещах. Откройте глаза, взгляните! Искра — это ВЫ, маги — уже ВЫ!»

Часто мы их не замечаем до самых таких пор, когда чудо не щёлкнет по носу, глаза от боли не откроются — и не увидишь мерцающую Огненную Бабочку удивительного, которая расцветает на твоих собственных ладонях. Твоими собственными желаниями.

Отличный роман и отличный финал.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недавно решил познакомится с творчеством отечественных авторов Марины и Сергея Дяченко, выбрал для этого их роман «Варан».

Своеобразный такой роман получился у этих авторов, эдакий психологически-приключенческий фэнтези, в какой-то мере это даже притча. Это жизненный путь человека, путь поиска. Точнее — несколько эпизодов этого пути.

Что ищет этот человек — смысл жизни, своё предназначение или просто плывёт по течению ? Наверное — всё вместе.

Повествование неторопливое, читается роман очень медленно, хотя и с интересом.

Язык романа очень хорош, что дополнительно способствует погружению в атмосферу мира. Атмосферу мира статического, с жёсткой иерархией и сильным социальным расслоением, мира, где жизнь большей части населения весьма тяжела, безрадостна и уныла, без намёков на какие-либо изменения. Мир романа интересен, особенно острова в первой части. Здесь и странные природные явления (так и не получившими объяснений), и необычные живые существа(тоже описанные не слишком вразумительно), которых люди интенсивно используют практически во всех сферах жизни. К огромному сожалению описан этот мир весьма фрагментарно, целостной картины никак не возникает, лишь какие-то лоскутки.

А ещё в мире присутствует магия и маги. Магия, не особо поддающаяся контролю, существует вроде бы как сама по себе и заметной роли в жизни мира не играет. Тоже самое можно сказать и о магах.

Юноша по имени Варан столкнулся с одним из магов и это привело его в путешествию длиной в жизнь. Роман рассказывает о нескольких эпизодах из жизни Варана, с большими временными перерывами. Варан сталкивается с совершенно разными людьми и попадает в различные, весьма драматичные и неоднозначные ситуации. Повествование не отпускает, держит в напряжении. Однако многое из происходящего так и остаётся без объяснения. Я так же понимаю, что не нужно подробно описывать всё и всех подряд, но в некоторых случаях «невнимательность» авторов к деталям сильно озадачивает. Например — в первой части повествования описание юного героя сводится к нескольким упоминаниям второстепенных персонажей что «он симпатичный». В другом эпизоде я так и не смог себе представить, что за животное сопровождало Варана и откуда оно взялось, хотя это животное играет определённую роль в событиях. И таких моментов в романе — нуждающихся хотя бы в минимальном описании или разъяснении — достаточно, просто какие-то дыры образуются в повествовании, как на мой взгляд. И мне это трудно понять, т.к. с фантазией у авторов всё в порядке, писать они тоже умеют — роман полон коротких и в тоже время ёмких и содержательных описаний персонажей и окружающей обстановки. Впрочем, касается это не только супругов Дяченко. Может быть писатели так спешат напечатать свои произведения что не замечают зияющих прорех в своих произведениях?

А ещё авторам плохо удаётся убедить читателя в эмоциях и мотивациях персонажей. Неубедительно и схематично в романе многое — взаимоотношения между Вараном и окружающими его людьми — с родителями, с Нилой, с Подорожником и всеми остальными. Да и мотивации его поиска не слишком убедительны. Ближе к финалу бесконечное путешествие Варана превращается в однообразную и скучную гонку, читать некоторые эпизоды становится неинтересно. Но сам финал выравнивает это провисание. От него остаётся терпкое, немного грустное и в тоже время тёплое и светлое «послевкусие». Общее впечатление от романа очень хорошее, невзирая на массу недостатков. Роман неуловимо затронул что-то в душе, как будто напомнил что-то значительное, но полузабытое и ускользающее...

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Статичный мир с жесткой социальной стратификацией. Мир одной единственной Империи. Мир, в котором время от времени рождаются маги. И главный герой со странным именем Варан, жизнь положивший на алтарь поиска смысла всего сущего. Так он вопрос не ставил, конечно. Он просто хотел найти таинственного бродягу по прозвищу Бродячая Искра, который появляется то здесь, то там, разжигает огонь в очаге давшего ему ночлег семейства или складывает очаг в доме, и там, где он разжег огонь или сложил очаг поселяется счастье и иногда рождается ребенок-маг. Знакомый маг по прозвищу Подорожник попросил его найти Бродячую Искру и спросить у него, откуда и зачем в мир приходят маги и куда уходят люди после смерти. Вот Варан и искал. Ради поиска ответов на свои вопросы Варан отказался от любимой девушки, оставил семью и место, где родился. Он прожил жизнь путника — всегда в дороге. Повидал множество удивительных мест, повстречал многих интересных разных людей и почти нашел того, к кому стремился. В свое время Подорожник тоже пытался найти Бродячую Искру. И тоже почти нашел. В поисках Бродячей Искры каждый находит то, что ищет, но не то, что ожидает.

Когда человек к чему-то настойчиво стремится, не жалея себя, отказываясь от всего, что не связано с достижением цели, он в конце концов подходит к своей цели совсем близко. И отталкивается от нее. Или цель отталкивает того, кто еще не завершил свой жизненный путь. Обычная человеческая жизнь может длится столько времени, на сколько хватит сил у живущего. Она не ограничена пресекательным условием. О жизни искателя так сказать нельзя. Когда вся жизнь подчинена одной единственной цели, и эта цель достигнута, дальше жить уже не за чем. Поэтому наиболее значимые и сознательно желанные цели достижимы только почти.

Когда человек пускается в свое путешествие, у него много важных вопросов. Проходят годы, дороги, деревни, провинции, люди... Проходит время. И вопросы теряют свою актуальность. Человек в пути понимает, что ответа на них попросту нет. Как нет начала и конца пути у Бродячей Искры, появляющегося то здесь, то там, ушедшего с места последнего ночлега сегодня утром и прибывшего к новому очагу вчера, или третьего дня, если путник-преследователь подойдет совсем близко. Мало кто его видел, редко рождаются маги в мире, нечасто поселяется счастье в домах людей. Нельзя получить ответы готовыми от кого-то, можно только самому их найти или перестать спрашивать. Нельзя догнать того, кто не существует в привычной житейской системе координат, но можно прийти к самому себе.

Маги призваны приносить в мир нечто новое, чего раньше не было. Так говорил Подорожник — Императорский маг, первый маг в жизни Варана. «Любая женщина с этим справляется», — ответил ему совсем юный Варан, еще не ушедший в свое путешествие. Все относительно даже в самом статичном мире. Когда маг вопреки своей сущности носителя нового становится императором, призванным сохранять стабильность мира, огонь в очагах начинает разжигать человек.

Прекрасный, медленный, обволакивающий, иногда почти усыпляющий роман о поисках смысла жизни и источника чуда на земле, который можно искать, но нельзя найти, потому что ищешь не там и не то, а главный враг всего сущего не дремлет. Он всегда на посту и всегда побеждает. Но Бродячая Искра продолжает разжигать огонь в очагах и цветные бабочки взлетают с ладоней магов, не знающих, зачем они пришли в этот мир...

Дяченки верны себе. Роман хорош, хотя и требует определенного сотрудничества от читателя. Книгу не назовешь легкой ни по содержанию, ни по стилю. Но она затягивает и заставляет ощутить боль потери. Не потому что роман закончился, а потому что главный враг всегда начеку и ничего не отдает назад.

Оценка: 9
– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написано хорошо, но сюжетно -слабенькая вещь.

Можно и не читать, ничего не потеряете

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Всякому приятно знать, что в темноте ходит кто-то — и оставляет свет… И носит с собой ответы на самые важные, самые больные вопросы…»

Очень грустная книга о человеке, мечтающем расширить границы своего мира, поймать искру судьбы, познать мир и найти все ответы. Варан, главный герой романа, вырывается из сковывающих рамок и посвящает таким поискам всю жизнь , положив на жертвенник свою любовь, дом и покой. Варан – воплощение надежды. Быть может, кто-то назовет его жизнь бессмысленно прожитой, но в финале своего пути герою удалось понять главное – мимоходом, не задумываясь ни о чем, он дарил людям счастье, та искра, которую он искал, жила в нем самом, а значит и прожил он жизнь не зря. Читателю неоднократно придется провести аналогии с собственной жизнью и задуматься, какую же выбрать дорогу на очередном жизненном перекрестке, а быть может, посчастливится найти бродячую искорку в себе…

Как и во всех произведениях Дяченко, в центре повествования развитие и становление личности, вечный поиск, моральные ценности. Мастерски нарисованная авторами картина удивительного фантастического мира окрашивается то в темные, то в блеклые тона, то вдруг сверкает хрусталем и переливается всеми цветами радуги.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не часто встречаются книги, в которых главный герой любой ценой хочет изменить свое существование, наплевав на родных и близких, не думая о их судьбе. Конечно, обмануть можно всех вокруг, но самого себя обмануть невозможно. Поиск некого странника, прозванного в народе Бродячая Искра, который приходит в случайные дома и разжигает огонь в очаге. По легендам, в этом доме будет всегда любовь и понимание, счастье и успех, а еще у родителей родится ребенок со способностями мага. Этим поиском и будет заниматься главный герой книги со странным именем Варан.

Авторы создали невероятно жестокий мир, нереальный, невозможный, в котором вряд ли кому-то хотелось бы жить. Не стоит думать, что перед нами приключенческий роман или книга о бесконечных битвах. Нет, хотя хватает и походов по самым разным частям этого мира, и плохих персонажей с которыми нужно бороться. На мой взгляд, это история о поиске самого себя, смысле человеческой жизни. На какие жертвы можно пойти, чтобы осуществить свои мечты, и стоило ли на них идти?

Очень сложно определить кем является главный герой. Назвать его одним словом или отнести в разряд условно «положительных» или «отрицательных», наверное нельзя. У него есть и белая и темная стороны, которые по-разному проявляют себя. Вообще, с образами и персонажами все получилось очень достоверно. Может быть, это отголоски самого мира, который играет роль живого организма и также влияет на события. Даже короткие встречи, с незначительными героями описаны подробно и обстоятельно.

Это произведение тяжело отнести к какому-то одному жанру. Советовать для чтения данный роман, на мой взгляд, дело довольно деликатное. Авторы поднимают массу вопросов касающихся нравственности, человеческого эгоизма, отношения к окружающим людям. Несомненно одно, этот роман написан с душой и мало кого оставит равнодушным.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

С интересной книгой приятно коротать время. С идейной книгой хорошо размышлять по ходу чтения, а с философской — отложив ее в сторону. А как охарактеризовать книгу, после прочтения которой наслаждаешься полученным настроением, катаешь его, как конфету на языке, чтобы лучше прочувствовать? Эмоциональная глубина произведения: трудно оценить и передать — но она тут есть. Есть и философия, и идея и все это в обёртке из интересного мира. Роман стоит прочесть ради того осадка в душе, что останется по его завершению. Здесь нет зрелищных боёв, сложных интриг, захватывающих приключений. Героическое фэнтези — это не про «Варан». Не нужно искать в нем то, чего нет — это вызовет только разочарование. Зато вполне можно насладится тем, что есть.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне нравятся Дяченко. Сильный слог, цепляющий сюжет и неторопливое, но интересное повествование, которое окутывает читателя. И всегда — очень идейно. Причем иногда урок, который авторы преподносят читателю играет куда большую роль, чем сюжет. Но таков стиль писательского тандема, кому-то кажущийся их фишкой, а кому-то — чем-то отталкивающим.

Однако лично для меня Варан — вершина их творчества. Тот случай, когда авторы сумели практически идеально выверить каждую составляющую повествования. Мир — замечательный, живущий по своим интересным законам, обладающий необыкновенными особенностями фауны, флоры, а также интересными культурными приметами каждого из живущих в нем народов. Необычная система власти, напоминающая, как ни странно Вархаммер — единая огромная, едва ли не всемирная Империя, во главе которой негласно обожествляющийся Император, власть которого ближе к границам страны — не более чем миф. Интересна история волшебства. Мир удивителен и полон чудес, отличных от тех, что мы видим в нашем мире, но преподнесенных тем не менее очень живо и интересно. А вот магия — это как бы отдельная составляющая. Ибо магами рождаются, это дар, который не просто проявляется в случайном порядке, но приносится неким таинственным существом-сущностью в человеческом обличье. И есть в этом нечто щемяще романтичное, что диву даешься, как можно не отправиться вслед за этим странником. Вот главный герой, собственно, и отправляется. И едва ли не каждый момент в его странствиях вполне понятен и действительно отдает настоящей жизнью — герою приходится платить по счетам, его поступки влекут последствия, порой непредсказуемо трагические.

Единственный настоящий минус произведения заключается в объеме. Авторы в очередной раз сотворили притчу. Более детальную и проработанную, чем большинство предыдущих, но все же — притчу. Будь Варан полноценным тяжеловесным романом хотя бы втрое больше по объему (о, поверьте, там есть о чем рассказать), перед нами развернулось бы полноценное и эпическое полотно, человеческая история, через призму которой мы заглянули бы в мир не как через окошко, но вошли бы в него, погрузились бы. Варан, будь он больше, мог бы стать флагманом отечественной фантастики.

Но и как притча он завораживает, а что еще нужно от хорошей истории?

Оценка: 9
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошая вещь, которая после первого прочтения мне не понравилась. Перекос баланса, то се, затянутая часть про жизнь в Поддонье и, наоборот, летящая финальная. Вот некоторые мои претензии. А потом на Росконе купил толстенную книгу, где собраны фэнтези-романы Дяченок -- от «Ритуала» до «Варана», причем, похоже, собраны по времени написания. От наивного, не слишком умелого «Ритуала», через эмоциональный «Хозяин колодцев», к жесткому «Магам можно все» и, как финал, к странному «Варану».

А «Варан» -- лучший. Вот так. Я его понял.

Как он написан! И все в нем в порядке с балансом -- просто напросто «точка равновесия» романа не там, где я подумал. А точка равновесия романа -- для чего нужны маги? Тот, кому дано больше, разве не должен он выйти за пределы? Может создать жизнь, а не иллюзию?

И все завязано очень четко, детали, зацепки, которые всплывают там, где нужно. Роман, может быть, не очень закручен сюжетно, но в нем очень правдивая, очень точная эмоциональная линия, хребет, на котором все держится.

Детали. В отличие от прямого, чуть топорного, линейного «Ритуала» в «Варане» все сделано изящно. Например, подача образа человека через одну, яркую деталь. При этом ничего не объясняя! Это как жизнь. Все дано тебе в ощущениях, запахах и картинках -- а уж там происходит, поймешь сам -- не маленький.

Образ Подставки. Пять баллов! Как он подан -- прямо по Эйзенштейну, который говорил, что деталь, часть, в кино гораздо выразительнее целого. В «Броненосце Потемкин» Эйзенштейн выводил судового врача через крупный план пенсне. Врач смотрит на червивое мясо. Два плана. Первый: пенсне, за ним копошатся белые жирные черви. План следующий: тоже самое пенсне на носу врача. Возникает некоторое ощущение от человека, не правда ли? А потом, во время восстания, мы видим пенсне, которое покачивается на стволе корабельного орудия. И понятно: одной гнидой стало меньше.

Подставка в «Варане». Первое, что мы видим: вывернутые ноздри, которые словно смотрят на нас. В этом стержень образа. Эти широкие уродливые ноздри. Словно у змеи, которая охотится в темноте и видит тепло не глазами, а вот этими отверстиями на конце головы.

Очень здорово сделано. Очень.

Кстати, один из немногих романов Дяченко, в котором нет надрыва, когда все время кажется, что сейчас перетянутые струны лопнут -- но есть мощная внутренняя теплота. И свет.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх