Клиффорд Саймак «Поющий колодец»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Одна богатая американка, решив узнать все подробности своей родословной, решила нанять одного из своих родственников — Томаса Паркера — профессионального палеонтолога и антрополога. Но в ходе своих путешествий и расследования, Томас наталкивается на кое-что гораздо более интересное, чем история рода Паркеров...
Входит в:
— антологию «Dark Forces: New Stories of Suspense and Supernatural Horror», 1980 г.
— сборник «Фото битвы при Марафоне», 1986 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 26 июля 2019 г.
Ух! А после неубедительного безэмоционального и довольно примитивно написанного «Цилиндра» (это я читаю всё в сборнике «Фото битвы при Марафоне») тут удивило именно стилем и атмосферой – густой, приятно сложенной. Я буквально чувствовал себя на этом безлюдном пустынном гребне, ощущал его выветренную заброшенность, чувствовал его вечность, будто время как те древние ледники оползало его стороной. И эта атмосфера вроде бы и не нагнеталась, вроде бы и не давила, но тонко выстроенная интрига заставляла постепенно тревожиться, заставляла подумать, что тут что-то не так, что-то нечисто. И это была именно мистическая тревога – вот уж чего я совершенно не ожидал от Саймака! Видит Бог, я увидел в этом нечто от Лавкрафта, которого читал недавно – ощущение древности, и нечто, нашедшее дорогу из дочеловеческих времён в наш мир
Да, тут нет всё-таки нагнетания ужасов и мрака, что сделал бы Лавкрафт, тут всё иначе – его нагнетание тонкое, психологическое, тревожное; оно не от бездны кошмарного неизведанного, оно от разума, знания столкнувшегося с сомнениями, с тем, что он не может переварить – но от этого всё не менее действенно! Одним словом – неожиданный и классный рассказ Саймака.
Единственное, что может быть смутило, так это почему герой был так убеждён, что символы на желудочном камне начертаны ещё во времена динозавров –
Текстоплёт, 12 декабря 2019 г.
Рассказ навевает чувство приятного и полезного открытия при изучении своего прошлого. История предков, история края — эти знания придают новый смысл текущей жизни. Так что часть повествования связанная изучением фамилии Паркеров уже была сама по себе интересной и поучительной.
И в то же время всегда можно найти какую-то дополнительную связь с прошлым, о чем раньше не подозревал. Такой опыт может оказаться полезным, чтобы по-новому ценить свою историю и место жизни. Не случайно у разных племён существовало почитание предков или был тотем, священный символ в виде какого-нибудь животного.
Когда люди забывают и теряют связь с прежней историей, она может начать пугать.
Думаю, поэтому в данном рассказе местечко вокруг поющего колодца одновременно выглядит манящим и пугающим.
AlisterOrm, 15 января 2014 г.
Будучи уже глубоким стариком, Саймак начал писать фэнтези. Было «Братство талисмана». Было «В логове нечисти». По сути, вещи одинаковые, но читаются здорово — за счёт своей бесподобной атмосферы. И в этом рассказе Саймак выделился. Это мистика. Да, именно мистика, от признанного автора НФ. Но она вовсе не пугающа. Наоборот.
Во главе всего — Таинственность. Герой едет, совершенно один, в заброшенные места, о которых ползут по округе дурные слухи. Эти места полны загадками — заброшенные фермы, покинутые пашни и выпасы, заросшие тропы... И тени в ночи — бродящие в темноте призраки невероятно далёкой древности.
Я такого не читал ни у кого. Призраки динозавров, охраняющих место своего культа? Поделившиеся своими таинствами? Сильно. Жаль, что Саймак не развил эту идею в дальнейшем, хотя... стоит ли?
Кропус, 21 декабря 2016 г.
Концовка противоречит началу. Когда описывался ирреальный страх героя перед загадочным ужасом, который герой не видит, но только чувствует это действительно впечатляло. Но потом оказалось, что это «зло» не такое уж злое: героя же оно отпустило! И вообще все живущие на земле братья! Вот только непонятно, почему герой так от этих братьев улепётывал.
Crossbow, 31 марта 2011 г.
Вот оно — очарование теперь уже дикой природы, открывающейся взору с высоты скалистого гребня вперемешку с остатками человеческого быта — брошенными фермами и имениями, поглощаемыми временем и погодой, одичавшие сады... И гипнотически притягательное ощущение абсолютной отрешенности, покоя, свободы и вместе с тем ввергающего в панику первородного зла, которое выползает в этот мир через нереально глубокий колодец, прорытый давным давно жившим здесь предком главного героя.
Так вот с передачей всего этого таинства Саймак великолепно справился! Есть в рассказе что-то от Э.По и Г. Лавкрафта.
Yazewa, 22 октября 2011 г.
Очень эмоционально наполненный, чрезвычайно атмосферный рассказ. И неважно, кто начертал неясные символы на древних камнях, и чьи силуэты толпятся в темноте у гигантского ветряка. Да и престарелая тетушка с ее заказом — она не играет ровным счетом никакой роли. Очарование этой истории именно в атмосфере...
GomerX, 3 июля 2008 г.
Опять Саймаку динозавры не дают жить спокойно :) Сам рассказ написан красиво, но развязка бестолковая...