Марина и Сергей Дяченко «Ордынец»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
...Прямо посреди второй четверти в их пятом классе объявился новичок. Звали его обыкновенно — не то Витя, не то Саша, только никто почему-то не мог запомнить, как именно.
А вот фамилия у новичка была яркая.
Ордынец. Человек орды.
Так и стали звать.
Входит в:
— сборник «Корни Камня», 1999 г.
— журнал «Звездная дорога №11, 2000», 2000 г.
— сборник «Последний Дон Кихот», 2001 г.
— сборник «Год чёрной лошади», 2007 г.
— антологию «Украинский хоррор - 2007», 2007 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Yazewa, 28 октября 2013 г.
Очень атмосферно. Намеки, полутона. Видимо, как-то некая личность вселяется в других людей. Как-то она связана с затопленными местами. Как-то спасла треснувшую плотину. Кто? как? зачем? Да неважно. Есть атмосфера загадки, тайны... очень хорошо. И здорово прописаны герои.
nikalexey, 6 апреля 2011 г.
Рассказ довольно интересный, но, вместе с тем, какой-то нереальный. Не верится в то, что в нем написано. Слишком уж яркие цвета и острые углы в нем. Начать с самого коллектива пятиклассников и их поведения в отношении к новичку Ордынцеву, да и отношения старшеклассников, которые вообще проявились только в одном эпизоде. А ведь это небольшой городок и едва ли там есть больше одной школы, а ведь дети общаются не только в школе, но и на улице, во дворах, где как правило в компаниях водятся дети разного возраста,и, довольно часто эти связи не теряются и в школе, когда младшие просят защиту у более старших. Здесь же такого нет. Да и класс выглядит несколько аморфным, даже для пятиклассников. Среди школьников прописаны всего пару образов — героиня и один из заводил. Ну вот как-то не верится, что в классе всего один заводила, кроме него никто не пытался противопоставить себя Ордынцеву.
С точки зрения описания коллектива в котором очутился Ордынцев рассказ выглядит не очень правдоподобно, даже для фентезийного сюжета, что, несомненно, играет не в пользу авторов.
Но вот что касается переживаний отдельных личностей, то тут уж Дяченки, как обычно, навысоте. Переживания Юльки Фетисивой и ее влечение к Ордынцеву описано довольно неплохо, хотя и сумбурно, как, в прочем, и должны выглядеть чувство пятиклассницы к изгою в обществе.
В отношении сюжета сказать можно мало что: авторы по своему обыкновению мало уделяют этому времени, все больше описывая чувства и переживания. Поэтому и сам город и плотина выглядят символично и немного картоно, как некие образы и фанерные декорации на фоне которых страдают юные главные герои. Вместо плотины можно было бы поставить химический завод, ядерную станцию, плавильную печь ... одним словом любое сооружение человека, вторгшееся в естественную природу и противоречащую «исконному» историческому бытию (что это такое мало понятно, но так уж сделали авторы).
Как итог едва ли можно с уверенностью сказать, стоит ли читать этот рассказ: слишком много в нем слабых мест, но вот почитателям творчества Дяченко, думаю, ознакомится стоит.
Михаль, 25 марта 2008 г.
Разумеется, ни один ребенок не мог бы вести себя как ученик 5-го класса по фамили Ордынец. По замыслу авторов в тело мальчика вселился дух древнего языческого божества, капище которого погребено под многометровой толщей мертвой воды. Он оказался той «аварийной системой», которая ничего не делает, «а потом вдруг... становится нужной».
ivan2543, 3 апреля 2011 г.
Мне Ордынец, как личность, понравился – жесткий человек, не считающийся с правилами, навязываемыми обществом и не стремящийся занять высокое место в иерархии – просто живущий сам по себе. В жестоком подростковом коллективе быть таким сложнее, чем во взрослой жизни.
god54, 16 мая 2011 г.
Еще одна загадочная история, которая ставит читателя перед дилеммой, куда отнести рассказ при классификации 0 фантастика, фэнтези или... Что же хотели авторы сказать, в чем смысл? Героизм? Не прописано, все скрыто мраком. Чувства человека? Опять же как-то смазано, нерезко и нереалистично. В итоге рассказ, который нужно самому дофантазировать и самому придумать его смысл.
Ann-Matti, 17 апреля 2010 г.
Очень удивительный рассказ. Про то,что не вписывается в рамки. Про любовь,которую не понять -почему? Про отношения, которые держаться на смеси восхищения, принуждения, благодарности и непохожести. Наверно,так и складывается подростковая любовь и привязанность. Люблю просто за то,что ты есть...
amak2508, 5 июля 2009 г.
Одно из немногих произведений Дяченок, которое не понравилось. Во-первых как-то не лег на душу сюжет — слишком традиционный, серенький, малоинтересный. Ну,а во-вторых — манера изложения на уровне намеков, предположений, догадок ( а ля «додумай сам, как тебе надо»), она очень скользкая, и именно в этом случае выглядит, как попытка авторов спасти рассказ, который не получился.
Единственное светлое пятно в произведении — прекрасное описание жизни пятого класса.
видфара, 4 июня 2009 г.
Очень атмосферная и многозначная история! Школа советская, капище древнее, влюблённость на все времена... Вот что детям нужно читать и обсуждать на уроках литературы! Жаль, не каждый педагог способен потянуть такое внеклассное чтение!
asb, 12 мая 2008 г.
А мне показалось, что рассказ ещё и о любви. И смвол этой любви — смятая барбариска (ну не дарил он ей цветы, что тут поделаешь)
cherepaha, 1 февраля 2006 г.
Рассказ рекомендуется к прочтению. Интересный сюжет. Мне понравилось.
alexey1978, 17 июня 2005 г.
Совершенно непонятно о чем, но именно тем и интересно. Человека всегда привлекает все непонятное, удивительное или, как минимум, выбивающееся за рамки обыденного.