fantlab ru

Тед Чан «Понимай»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.01
Оценок:
1382
Моя оценка:
-

подробнее

Понимай

Understand

Другие названия: Понимание

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 202
Аннотация:

Леон Греко — голографист, переживший серьёзную травму мозга. Лечение гормоном «К» преподносит Леону повышенные способности интеллекта. Главный нейролог клиники доктор Ши намерен исследовать этот эффект, который он вслух не решается назвать «побочным». Греко соглашается на эксперимент.

Следующая доза гормона «К» снова усиливает интеллект, и это позволяет Греко вовремя избежать ловушки ЦРУ и пожизненного становления подопытным кроликом. Он сбегает из клиники и взламывает сеть для контроля ситуации.

Греко на этом не останавливается. Он копит деньги, играя на бирже, и закупает оборудование для инъекции гормона «К». И вот он уже мыслит и знает, как эти мысли устроены. Это рекурсивное самопознание открывает Греко огромный мир истины, в котором, казалось бы, уже не может быть для Греко препятствий... Но это не так.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 1992 // Короткая повесть

лауреат
Премия читателей журнала "SF Magazine" / SFマガジン読者賞 / SF magajin dokusha shō, 1994 // Зарубежный рассказ (США)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1992 // Короткая повесть

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第26回 (1995) // Переводной рассказ

Похожие произведения:

 

 


История твоей жизни
2005 г.
Научная фантастика. Ренессанс
2007 г.
Купец и волшебные врата
2010 г.
История твоей жизни
2014 г.
История твоей жизни
2016 г.
История твоей жизни
2017 г.
История твоей жизни
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Supermen
2002 г.
(английский)
Stories of Your Life and Others
2010 г.
(английский)
Історія твого життя та інші оповідання
2022 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, не люблю рассказы. Мне больше по душе крупная форма, там, как я говорю, есть, где мысли разбежаться. Но рассказ Теда Чана «Понимай» покорил меня абсолютно. Это очень умный рассказ, он стремителен, насыщен философией, психологичен, глубок по своей сути. А ведь автору было всего 24 года, когда это было написано. Главного героя врачи вернули к жизни после практически полной гибели мозга, испробовав на нём экспериментальный препарат. В результате этого эксперимента его личность не только восстановилась, но и стала стремительно развиваться до непостижимого доселе уровня. Показан процесс развития познания, самопознания и самоосознания. Homo sapiens переходит на новый уровень развития— уровень металюдей. Казалось бы, ещё шаг, и главный герой постигнет Истину, он станет подобен Богу...Но наступает неожиданный поворот сюжета. И тут Тед Чан приводит нам два варианта метачеловека с разными моральными позициями. Первый тип направлен внутрь себя, он эстет с гиперболизированным Эго, он из тех, кто «алгеброй гармонию постиг». Его отношение к нормалам, остальному человечеству, индифферентно. Второй тип нового человека—социально направленный, но у него цель оправдывает средства, такой не погнушается истреблением части человечества, чтобы оставшихся в живых привести к общему благоденствию. Эти два типа не могут сосуществовать, один нарушает планы другого. И вот вопрос: какой тип метачеловека ближе вам, читатель? Мне больше импонирует эстет, но может я и ошибаюсь. А по большому счёту, пусть люди остаются людьми с их страстями и несовершенством.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лично я не хотел бы ни в коем случае становиться самым умным человеком на Земле...

Ибо став таковым, я прозрел бы суть того, что именно творится на этом подозрительном шарике, вращающемся вокруг субтильной желтой звезды, ютящейся на задворках Галактики...

И тогда сел бы я на пригорок, обхватил колени руками, начал бы раскачиваться как маятник и рыдать навзрыд. И проклял бы ту давно истлевшую в мельчайший прах обезьяну, которая первая схватила камень и с помощью другого камня начала делать из него олдувайское рубило...

И вот, наследуя разум от предыдущих поколений, мы преумножаем скорбь и печаль, а затем передаем этот капитал с процентами потомкам...

Вот почему главному герою повести не следовало бы становиться самым умным человеком на Земле. Подобный путь ведет в гибельный для него тупик...

Лучше быть слегка наивным, немного чокнутым, верить в чудо, зажигать в ночи свечу оптимизма...

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга которую долго искала. Так как на эту тему написано много похожих, переворошила всё. И, спасибо, фантлабу, где книги разложены по темам, мне благодаря этому удалось найти искомое.

Главный герой — Леон впадает в кому после того как тонул. К нему применяют новейшее лекарство: гормон «К», который вызывает замену лишь поврежденных нейронов, а не здоровых. И не применим для здоровых, т.е. нужно быть «овощем», чтоб это было действенно...

И тут начинается...

Что то похожее на «Цветы для Элджернона» Киза... но с поправкой на наше время, где Леон, вооружившись компьютером совершает всё чтоб отделаться от надзора ЦРУ (задумалась: а свершил бы то что он свершил, если б ЦРУ не давило на него?)

И вот буквально из «личинки» человека рождается «бабочка», всё понимающая, божественная...

Ему становятся понятны все науки

»...самый четкий узор — у естественных наук. Прекрасно единство физики, не только на уровне фундаментальных явлений, но и при рассмотрении ее расширений и следствий. Такие понятия, как «оптика» или «термодинамика», — всего лишь шоры, которые не дают физикам увидеть бессчетные пересечения. Не говоря уже об эстетическом впечатлении, даже упущенным практическим применениям имя легион. Уже много лет назад инженеры могли бы генерировать сферически симметричные гравитационные поля...»

Проникая в сеть и интернет он узнаёт все секреты мировые например такие: «директор ЦРУ был в курсе плана группы террористов взорвать метро в Вашингтоне. Он допустил взрыв, чтобы получить согласие Конгресса на крайние меры против этой группы. Среди жертв оказался сын одного конгрессмена, и директор ЦРУ получил полную свободу действий против террористов...»

Однако с увеличением интеллекта наступает и одиночество: «...вот я, а вокруг люди, повсюду люди, но ни одного, с кем взаимодействовать...»

Леон создаёт язык, тот который может передать всю глубину чувств которые он теперь испытывает, но поговорить не с кем.

Потом он едет за очередной порцией «гормона К»...

Не по этой ли книге снят фильм «Люси»? Очень похож сюжет...где так же героиня не способна остановиться.

Наконец Леон «познаёт» себя, мозг, мысли — всё это укладывается в формулы. Он может остановить сердце, он видит как работает каждый его орган, контролирует кровоток и сокращение мышц.

Его целью становится увеличения мозга и он собирается переместить себя в ИИ, поскольку мозгу становится тесно в черепушке...

Для этого нужно вложиться в определенные производства, создать их с нуля. Играя на бирже он внезапно понимает, что он не единственный, кто достиг его уровня и едет на встречу оппоненту, который его и прикончит одним лишь словом «ПОНИМАЙ»...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

С одной стороны, истории словно идёт во вред малая форма. С другой — не уверена, что если бы автор раздул рассказ до повести или романа, это исправило бы все проблемы.

Во-первых, мне не хватило конкретики. В рассказе есть такой момент:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
За три стула от меня сидит мужчина, знакомый с заведениями такого типа; он оборачивается и замечает пару в темном углу. Мужчина улыбается, жестом подзывает бармена и наклоняется к нему по секрету поговорить об этой паре. Мне не надо слышать, что он говорит.

Он лжет бармену легко и непринужденно. Это спонтанный лжец, и лжет он не чтобы как-то внести интерес в свою жизнь, но чтобы порадоваться своей способности дурачить людей. Он знает, что бармену все равно, и тот лишь изображает интерес, хотя все же верит.

Или такой:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Проходит молодая пара, обожание одного отскакивает от терпимости другой. Мелькает, а потом становится ясно ощутимым опасение у бизнесмена, который боится, как бы начальник ему потом не выдал за преждевременный уход с работы. Идет женщина в мантии деланной утонченности, но эта мантия соскальзывает при встрече с реальностью.

Описал бы автор хотя бы парой слов конкретный язык тела, который позволил герою сделать такие выводы, и в сверхинтеллект Греко верилось бы. Тем более, есть же в начале сцена, где

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
главгерой специально заваливает тест, а потом понимает, что его хотят заманить в ловушку.
Я понимаю, что сложно описать персонажа, который умнее тебя. Особенно — когда речь идёт о сверхгении, интеллект которого в принципе сложно измерить и осознать. Но произведению про игры разума нужны описания этих самых игр разума.

И то ли из этого, то ли из моих не очень сверхгениальных интеллектуальных способностей вытекает то, что я не особо понимаю, как работает гормон К. Почему увеличение интеллекта позволяет разгонять реакцию до нечеловеческих пределов? Влиять на кровяное давление? На организм другого человека?

Чего ещё не поняла — фрагмента с бывшей девушкой. Через весь текст тянется оторванность ГГ от земных страстей — однако

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он реагирует, когда её используют как наживку против него и в той или иной степени рискует.
Это ли не простое человеческое?

Наверное, после такого отзыва мне надо написать ещё и какое-то заключение. Скажу тогда: по понятным причинам человеку достаточно сложно описать нечеловеческий разум. И оценить подобную историю тоже.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главному герою вкалывают экспериментальный препарат, который развивает его умственные способности до такого уровня, что в конце концов протагонист чуть ли не становится равным Богу. Способности протагониста настолько выходят за грань среднестатистических человеческих возможностей, что это помогает герою уйти из-под надзора спецслужб и учёных, позволяет легко взламывать сложные компьютерные сети. И в целом наш герой теперь способен читать людей вокруг, словно открытую книгу. Но всякая идиллическая утопия имеет свойство заканчиваться.

Данный рассказ очень медленно разгоняется, но в итоге оставляет после себя приятное послевкусие за счёт концовки, необычной реализации сверхспособностей протагониста, связанных на развитии его мозга, и в целом радует интересным и по-своему неординарным сюжетом.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Леон Греко едва не гибнет от утопления, но в последний момент его спасают. Более того, революционное лечение позволяет не просто восстановить когнитивные функции пациента, но и усилить их на порядки. Так на Земле появился Сверхразум.

Самый мощный из прочитанных на данный момент рассказов Чана. Не самый глубокий, в этом плане «Выдох» посильнее будет, но мгновенно уносящий вверх по пути человеческой эволюции. Да, идея не новая, но исполнение на запредельном уровне. Многих мучает вопрос:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Не лучше бы было, если бы Греко победил?». Однозначно нет. Ибо Рейнольдс не будучи существом моральным как минимум гарантирует сохранение человечества. Греко же, как и любой эгоист, вполне может счесть, что без людей планета будет смотреться куда эстетичнее и краше.

Почитал отзывы, особенно внимательно критические. Что касается обвинений в ненаучности, то хочу отметить, что никаких нарушений фундаментальных законов в рассказе не содержится, в отличие от «Купца и волшебных врат». В конце концов, Греко мог достичь абсолютного контроля собственного генома, изменяя ткани, дабы добиться максимальной производительности от каждой клетки тела. Да и эксперименты сейчас частенько моделируются вплоть до термоядерных взрывов.

Ну и наконец, это фантастика. У Лукьянеко в «Осенних визитах» вообще неизвестно откуда берутся странные личности, чтобы определить будущее человечества, у Чана хотя бы чудесный гормон К придуман.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тут вот в отзывах многие упрекают автора в том, что главный герой рассказа и его визави — люди, вследствие медикаментозного вмешательства получившие интеллектуальные сверхспособности, — не могут между собой договориться, вступают в прямой и недвусмысленный конфликт, в результате которого один из них погибает. Ну, не совсем погибает, но что-то около того. И, мол, это оплошность автора в том плане, что такие сверхлюди должны были договориться и жить в мире и согласии.

И такого характера критика лично у меня вызывает, если честно, недоумение: а чего бы это вдруг? С чего это все решили, что повышение когнитивных способностей обязательно должно привести к повышению гуманизации индивида? История двадцатого века говорит как бы об обратном. Агрессивные и кровожадные сильные мира сего, например, зачастую были людьми далеко не глупыми, варварское по своей сути оружие массового поражения было изобретено тоже вовсе не дебилами.

У Теда Чана в тексте напрямую это не проговаривается, однако один из аспектов рассказа как раз таки и можно трактовать в том смысле, что интеллект и этика — понятия не тождественные, а улучшение понятийных способностей вовсе не ведёт к моральному совершенствованию человека. Можно вспомнить также избитую тему социальной фантастики: духовное развитие человека очень часто не поспевает за полётом научно-технический мысли. Ну, а в данном случае двое обывателей получили интеллектуальные сверхспособности, однако так и остались обывателями. Пусть один из них провозглашает о своей аполитичности и социальной инертности, а другой грезит идеями усовершенствования человеческого общества, однако ж в итоге поделить этот мир на двоих они не смогли. Полмира каждому из них оказалось мало.

Второй момент, на котором тоже часто заостряют внимание в отзывах, — это изобретение главным героем собственного языка. Идея эта кажется несуразной, потому что кроме главного героя этим новым языком никто не владеет, а в планах главного героя нет, во-первых, желания делиться своими знаниями, а во-вторых, учить кого-либо этому новому языку. Спрашивается, зачем тогда нужно было этот язык изобретать?

Действительно, а зачем? Кажется, что изобретать язык для общения с самим собой — как-то глупо. На первый взгляд ответ напрашивается сам собой: незачем! Не нужен ему этот самый язык.

Однако на второй взгляд следует вспомнить, что читаете вы всё-таки произведение Теда Чана, лингвистическая тема в творчестве которого занимает особое место и проработана подробно, тщательно, вдумчиво. В той же «Истории твоей жизни» Тед Чан доказывает, что язык, сама его структура накладывает на носителя этого языка неизгладимый отпечаток. Можно даже сказать, что язык влияет на мировоззрение носителя, формирует его мировоззрение. Ну, и наоборот, естественно, тоже — глупо ожидать от гопника из подворотни чудес словесности.

Главный герой рассказа прямо указывает на то, что его когнитивному аппарату тесно в рамках известных ему языков, нужны новые средства выражения, обработки и хранения приобретённой им информации. Чтобы оперировать терминами, их системами, необходимо иметь соответствующий инструментарий, а его, как утверждает главный герой, в известных ему языках нет. Поэтому он и вынужден изобрести новый язык, один символ из которого может вместить в себя целую страницу английского текста. Ну, и дело тут, разумеется, не только в количественном выражении, а и в качественном тоже.

И наконец, третья составляющая, также подвергнутая критике в отзывах к рассказу, — это активно применяющийся в рассказе язык тела и жестов, а также воздействие на психику человека при помощи скрытых визуальных и звуковых символов, которые воспринимаются на уровне подсознания. Здесь вот тоже не совсем понятно, почему некоторые из рецензентов приписывают вполне реальной методике чуть ли не магический смысл, который в данном рассказе ну уж вообще никак не уместен.

А между тем Тед Чан не выдумывает тут ничего принципиально нового. Помнится, несколько лет назад, если не ошибаюсь, японские мультипликаторы крайне неудачно подобрали видеоряд в одном из своих творений, в результате чего у некоторых зрителей случились нервные припадки. Также общеизвестным является тот факт, что инфразвук при определённых условиях может вызвать у человека приступы немотивированного страха. Не означает ли это, что можно подобрать параметры индивидуально под вполне определённого человека с тем, чтобы вызвать у этого человека вполне предсказуемую реакцию? Что же касается языка тела и жестов, то общепринятое мнение об этой методике обусловлено, вероятно, изрядно подмоченной репутацией так называемого НЛП. Однако при этом считается, что так называемые открытые жесты и доброжелательные улыбки продавцов способствуют успешным продажам.

Вот и думаешь после этого: а нет ли здесь противоречия? И, собственно, кто в таком случае громче всех кричит о неэффективности НЛП?

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этому рассказу чрезвычайно неуютно в формате малой прозы.

Фабула требует более широко размаха. На новеллу или роман. Из-за малой формулы повествование ускоряется,превращается в потоки глагольных форм,а сама суть,мотивация,завязка и развязка выводятся беглыми штрихами.

Сюжет очень сильно перекликается с «Области Тьмы» ,но лет за 10/15 до публикации оного романа.Если бы Чан развил это в нечто большое — я думаю книгу бы ждал большой успех.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет про «волшебную таблетку» (в данном случае — укол), которая повышает интеллект человека — тема в фантастике нередкая. «Цветы для Элджернона» Киза и «Пробуждение» Гансовского — лучшее, что было в этой теме. Из современного вспоминаются «Области тьмы» (редкий случай, когда кино даже чуточку лучше книги).

И вот «Понимай» Теда Чана. В книге, в которой я прочёл рассказ в конце идут размышления и воспоминания автора о том, что рассказ собрал множество отказов, когда Чан пытался опубликовать его первый раз.

Моё мнение — это неудивительно. Во-первых, Чан привнёс в эту тему не так много нового. Во-вторых, рассказ выглядит оборванным, недописанным.

Интересны размышления о возможности возвыситься над собственным мышлением и познать его. Не обошлось здесь и без любимой Чаном лингвистики — ГГ в какой-то момент пытался создать универсальный язык, который мог бы описать всё мироздание разом.

Рассказ неплох, но во многом — вторичен и на мой вкус скорее оборван, чем дописан.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ-предостережение о том, что сколько ни накручивай интеллект, а до мудрости еще как до луны. Ибо мудрость — это нечто совсем другое. В ней есть способность к самопожертвованию, к самоумалению, у ней своя «логика сердца». Вот что нужно «понимать».

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сверх-супер-гений, который тратит всё свое время на построение теорий всего сущего и не поставил ни одного эксперимента, и не смог сделать хотя бы простенького робота, выглядит странно и нелепо. Вместо того, чтобы автоматизировать работу по сбору нужной информации, он зачем-то делает все вручную, проявляя чудеса акробатики с двумя клавиатурами и микрофоном.

Ни о какой скорости реакции в микросекунды не может быть и речи — она равна ~0.1-0.3 секунды и ограничена скоростью передачи сигнала в нервной ткани, и никакое увеличение числа синапсов этого не изменит. Вопрос о том, каким образом можно дистанционно управлять функциями чужого организма, да еще и против желания владельца, остается мутным и совершенно нераскрытым.

Независимо от сверх-уровня интеллекта, выстрелить из пистолета — всё равно быстрее, чем сказать хотя бы одно слово.

Очень печально, когда о сверх-знаниях пишет человек, который не имеет элементарных.

Оценка: 3
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тед Чан является одним из тех писателей, на чьё творчество в общем и целом стоило бы написать одну большую рецензию, а ещё лучше монографию, и это отнюдь не потому, что творчество его однообразно. Ровно наоборот, уникальность этого писателя в том и состоит, что удаётся ему почти всегда быть неожиданным и оттого интересным. Позволю себе отметить, что его творчество очень близко к классикам литературы именно своей притчевостью. Впрочем, это отдельный предмет для разговора.

В относительно коротком рассказе «Понимай» Чан поднимает тему совершенствования человека путем фармакологического пробуждения в нем заложенных природой, но заведомо скрытых возможностей организма. Идея эта кому-то может показаться вторичной, но с такой точностью процесс развития в себе сверхспособностей не описывал никто. На большом экране подобное попытался реализовать Люк Бессон в своем фильме «Люси» (2014), однако до скрупулёзности Чана режиссёру было далеко. Рассказ цепляет именно своими, казалось бы, незначительными, но внимательно прорабботанными деталями, за что и заслуживает высокой оценки.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всю дорогу был уверен, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
главный герой потихоньку сошёл с ума. Повествование больше всего похоже на речь какого-то современного эзотерического гуру, который летает в астрал, общается с рептилоидами, является реинкарнацией Шивы, лечит болезни наложением рук и заряжает воду за деньги. Вот там умесны размышления о том, что «я давно мог создать бы вот такой волшебый механизм, но мне стало лень», «я сам регулирую все процессы своего организма, включая сон» или «я могу управлять людьми, но они этого не замечают».

Но нет, всё реально. Герой и вправду умеет в астрал и познаёт сверх-реальность, недоступную моему восприятию. А потом его убивают. Так что смысла в его озарениях — не больше чем у гуру

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совсем не новая для НФ тема многократного усиления человеческого интеллекта (привет, в первую очередь, чудесным «Цветам для Элджернона») в руках Чана заиграла если не совсем новыми красками, то уж точно повернулась другой стороной. Под воздействием некоего препарата, первоначальным предназначением являлось восстановление погибших нервных клеток мозга после травм и клинической смерти, герой Чана обзаводится сверхинтеллектом. После двух инъекций он уже почти гений, но врачам интересно: что дальше? Третья инъекция делает его весьма интересным для спецслужб, поэтому Греко (а именно так его зовут) вынужден бежать, а после — вводит и четвертую инъекцию. Интересно, куда рассказ бы завели другие авторы: автору-гуманитарию достаточно было бы пары первых инъекций, дабы порассуждать о последствиях внезапно навалившейся гениальности; авторам технотриллеров хватило бы трех инъекций, дабы наваять очередной опус о войне гения со спецслужбами; но Чану это неинтересно. Он идет дальше, и его персонаж вводит себе четвертую инъекцию, превращающую его в пост-человека, для разума которого нет ничего невозможного. В погоне за саморазвитием, он изобретает новый язык — старые не в состоянии выражать всю гамму его новых чувств и мыслей, с легкостью играет не бирже, учится контролировать свои внутренние органы, влиять на других людей, и так далее. В итоге, вместо научной фантастики, что неожиданно, получается весьма и весьма оригинальная история о тщеславии и выборе между личным и общественным.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Быстрое развитие, рывок к сверхчеловеческим способностям – одна из любимых тем фантастики разного рода. Но в гороподобном ворохе, написанного на эту тему, рассказ не затерялся. Выделяется он не художественностью (до «Цветов для Элджернона» ему далеко), но интересными идеями и мыслями, в первую очередь, о расширении сознания, о механизме и развитии мышления. Возможно, здесь философии больше, чем беллетристики. По существу, это описание мысленного философского эксперимента. Серьёзных мыслей у автора хватает, вполне вероятно, они и у читателя появятся. Сказано же: «понимай». А опасно ли понять много, понимай как знаешь.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх