FantLab ru

Ник Перумов, Святослав Логинов «Чёрная кровь»

Чёрная кровь

Роман, год; цикл «Фэнтези каменного века»

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 85

 Рейтинг
Средняя оценка:7.52
Голосов:1498
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Люди из рода Зубра долгие годы жили достаточно мирно и спокойно, владея обширными землями. Случались, конечно, набеги соседних племен, а то и нелюдей-чужинцев, иногда приходилось даже с могучими чудищами сражаться, но род по-прежнему был крепок и силен. Но пришла все же беда и к ним — из-за засухи едва не погиб урожай, обмелели реки, а из неведомых дальних земель пришел новый враг — племя карликов, подчинивших и оседлавших гигантских птиц-диатрим. Не удалось людям одолеть противника, пришлось уходить на новые земли. Но и там покоя им не будет, если не удастся юному воину Таши, его возлюбленной Унике и безрукому колдуну Ромару выяснить, что же стало причиной всех этих несчастий.

© Nog

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 367

Активный словарный запас: средний (2871 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Мечи, 1997 // Меч в камне

номинант
Интерпресскон, 1997 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 1997 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)

Чёрная кровь
1996 г.
Чёрная кровь
1997 г.
Чёрная кровь
1999 г.
Чёрная кровь. Чёрный смерч
2003 г.




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 декабря 2015 г.

Решил я на днях подчистить свою библиотеку. По юности лет был одержим страстью к коллекционированию книг — и натаскал себе в шкафы вместе с редчайшими шедеврами кучу ненужного хлама. Ревизию решил провести следующим образом: открываю книгу в любом месте, начинаю читать. Если понимаю, что чушь — в коробку! А потом на Петровку — хоть какую-то копеечку у букинистов за это все выручить. Дошли руки до собрания сочинений Николая Даниловича... Ох, как же страстно я его читал и покупал в школьные годы... «Алмазный и деревянный меч» — в коробку (не читаемо). «Хранителя мечей» — туда же, всю многокилограммовую халтуру... Думаю: а ведь на фантлабе у меня там небось высокие оценки стоят, стыдно... Ладно, пусть стоят. Поставлены под детским впечатлением, пусть остаются... Дошел до «Черной Крови». Открыл, начал читать. Очнулся сегодня, проглотив залпом всю книгу.

Книга — диво как хороша. Потому что она написана так, как Перумов обычно не пишет. Ведь можно же писать о судьбах не Миров, а людей (да-да, с маленькой буквы). Оно и интересней, и сопереживание есть. Ведь можно же вершить не Великую Магию, Повергающую Армии, а шаманское колдовство... Но это колдовство, уничтожающее две-три диатримы, заставляет трепетать и уважать Ромара больше, чем Сильномогучего Хедина. Потому что мы видим, как это колдовство отбирает у колдуна жизнь, с каким трудом оно ему дается. Ведь можно описывать битвы не Эпичным Слогом, где враги и друзья гибнут сотнями, а вот так — ювелирно, вкусно, когда смерть каждого защитника — трагедия, гибель каждого чужинца — ликование. Можно же создавать не плоские картонные подделки под героев, а по настоящему живых и противоречивых персонажей. Можно же двумя-тремя абзацами ненавязчиво объяснить законы этого мира, его философию и мифологию — да так, что потом это не вызывает противоречий. Можно вкусно и мастерски описывать быт людей — чтобы читатель почувствовал вкус рыбы, которую они выловили, тепло домового очага, разожженного с помощью кремня... Можно!

Только кажется мне, что во всем этом заслуга Логинова, а не Перумова. Потому что Логинов написал после этого «Черный смерчь», где все вышеперечисленное присутствует, а Перумов вернулся к «Хранителю мечей», скатываясь с каждой книгой в дальнейшую бездну инфантилизма, гигантизма и графоманства. Может быть, ему и дальше стоило бы писать в соавторстве, чтобы его «не граненый алмаз таланта» всегда обтачивался рукой настоящего мастера.

Так или иначе, это одна из немногих книг детства, которой, перечитав её, я не дрогнувшей рукой оставляю заслуженную оценку.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 октября 2007 г.

Роман, противу всякого ожидания, навеянного фамилией Перумова на обложке, произвел достаточно приятное впечатление. :) Фэнтези на материале не привычного средневековья, а каменного века оказалось действительно удачной находкой — так и быть, простим за это авторам этнокультурную мешанину вроде наличия рубах при отсутствии ткачества и деревянных мечей с обсидиановыми накладками, благо авторы заранее предупредили, что пишут фэнтези, а не исторический роман. Спишем на особенности жанра также тот поразительный факт, что беременная женщина вплоть до самых родов путешествует туда-сюда и что безрукий инвалид умудрился дожить до глубочайшей старости в мягко говоря не самом комфортабельном мире. :lol: В качестве плюса можно также засчитать уход от традиционной схемы, при которой автор, создавая свой мир, основывается только на одной мифологии.

Основные недостатки романа — те же, что и у всего нашего фэнтезийного и фантастического мэйнстрима. Во-первых, «Черная кровь» слишком динамична, события разворачиваются с такой умопомрачительной быстротой, что оглядеться и вжиться в описанный мир читатель просто не успевает. Вообще обстоятельные, неторопливые описания быта, домашнего уклада, видимо, нынче не в моде — однако я рискнула бы заявить, что именно они отличают культовую книгу от обычного коммерческого боевичка, и может быть, вся разница между Толкином и Логиновым (да простят меня поклонники Профессора :wink:) заключается в том, что один начинает повествование с описания дома своих героев, а второй — с обнаружения возле этого самого дома вражеского лазутчика.

Ну а во-вторых, «Черная кровь» психологически довольно поверхностна. Как мне кажется, по-настоящему хорошая, увлекательная книга — та, в которой основной конфликт разворачивается в душах героев. Логинов и Перумов в какой-то момент почти подошли к этому, когда по ходу действия выяснилось, что в бедствиях всего мира виновен некий темный маг, но сами же поспешили устранить столкновение личностей и устроили финальный бой с тупой стихией. :( Да и другие конфликты не впечатлили своей напряженностью: я, например, так и не дождалась изгнания главных героев из рода — ушли в поход сами и с благословения вождя, кроме того, совершенно потерялась сюжетная линия Тейко, Йога преспокойно пожертвовала своей жизнью в пользу убийц сына и т.п. Так что роман, несмотря на захватывающие батальные сцены, получился, как ни странно, чуть ли ни идиллией, лишь чуть-чуть омраченной в конце смерью Таши-старшего.

Итого — приятное чтиво, помогающее скоротать вечерок и благополучно забывающееся спустя полгода после прочтения.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июля 2010 г.

Не знаю, какой уж тут «каменный век» — если только антураж оттуда, и то местами. Впрочем, не специалист, поэтому могу и заблуждаться. Но вообще, вышло явно интересней, чем обычное фэнтези, свежей как-то.

Хотя, сознаюсь, для меня больший интерес представляли не нашествие диатритов и испытания, обрушившиеся на род Зубра, а люди, их характеры и поведения. А нашествие хорошо пошло бы фоном. Увы, оно пошло основным событием, а люди стали персонажами. Не того я ждал от Логинова (с Перумовым-то всё понятно). Нет, кое какие эпизоды всё же не разочаровали — суд над Уникой, например, но таких моментов — единицы. Война, походы... диатриты за зубрами, зубры за диатритами, Ромар и Таши с Уникой — к Ородруину... Тьфу, ну вы меня поняли.

А какую историю можно было бы сделать, копнув эту ещё неизученную толком жилу — фэнтези каменного века (даже условного)! Люди, их жизнь — быт, уклад, охота и война... Борьба с природой, испытания на прочность людского характера. Но авторы выбрали другой путь, просто поместив стандартную фэнтези в непривычные для неё декорации. Впрочем, получившееся я прочитал не без интереса.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2008 г.

Смотрю по отзывам — одним понравилось, другим не понравилось... Я — из первых. И вся обстановка каменного века меня привлекает — интересно, как же все-таки жили люди практически вне цивилизации; и конфликты в роде Зубра — достаточно хорошо прописаны, и магия, о которой я до сих пор мало чего слышал, пронизывает все повествование. Ведь действительно, женское и мужское колдовство должны сильно различаться — тут об этом сказано со всей определенностью, а в иных книгах я такого не замечал. Впрочем все книги на свете прочитать невозможно, так что бог с ними, с предшественниками, у которых авторы вольно или невольно что-либо позаимствовали.

Читается легко. Люди описаны, как наши современники, только в иных ситуациях. Хорошо это или плохо? А я и не знаю. Современный человек сформировался более миллиона лет назад, думаю, что за пару сотен тысяч лет сформировалась и культура, не менее мощная, чем сейчас; так что не следует удивляться, что «дикари» объясняются так же, как мы.

Героям сочувствуешь, желаешь им преодолеть и природные преграды, и злую волю противников. Да, местами повествование чуть наивно, мало психологических сложностей, но мне кажется, что это как раз одно из достоинств романа — сколько можно упиваться проблемами, даже не приближаясь к их решению? Здесь же решение проблем находится, причем именно благодаря стараниям героев. И, то, что герои дружны и действуют заодно, мне тоже нравится — ну, сколько можно читать про эгоизм и предательство?

Книга производит впечатление немного детской. Тем не менее, считаю, что она достойно представляет нашу современную литературу, читать ее можно и нужно.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 ноября 2009 г.

Задумка перенести действия в каменный век выглядит действительно свежо. Но это и остаеться единственно хорошей задумкой. Хоть книга и заявленна, как написанная в соавторстве, от Логинова чего-то здесь не увидел и не нашел. Очень удивил прием наделить персоонажей из каменного века, говором, который обычно придаеться персоонажам славянского феэнтези. Здесь хорошо знакомые нам пяди, аршины, некоторые выраженьица и совсем рядом можно увидить современный нам декабрь. Некоторые названия режут глаз, те же диатримы, кажуться совершенно чужеродными.. Да и вообще употребление таких словосочетаний, как «бойшевовские войны» (Бойша имя вождя) режут глаз..

Не понятно зачем так авторы мучают людей, кругом одни напасти, одна за одной. Их настолько много, что хромает логика. Дитримы носяться по степи, не захватывают ничего... Только пропитание ищут? Так зачем с людьми конфликтовать, могут просто носиться и выедать всю живность в округе и т.д.

Лично для меня не понятны оценки 8-10.. Мой вердикт: отторжения не вызывает, прочитал, забыл.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 февраля 2009 г.

Интересно, но абсолютно не возникло ощущения чтения фэнтези. Исторический роман — да. И это при том, что здесь фигурируют сказочные персонажи, магия и прочий необходимый фэнтезийный набор. Видимо, дело в стилистике, в этом логиновском натуралистичном описании невероятных событий и поступков.

Несколько затянутым показалось описание войны с диатритами. Очень реалистичное, атмосферное... но по объему неоправданно долгое. И еще — гораздо невероятнее магических чудес показались мне потрясающие физические возможности беременной(!) женщины: все эти многодневные переходы, промерзания до бесчувствия, битвы, голодания, и пр. и пр. Выкопать могилу на двоих на последнем месяце — это что-то! :insane: Впрочем, написано все так убедительно, что отмечаешь эти несуразности гдн-то на втором плане...

Показалось мне, что Логинова здесь гораздо больше, чем Перумова. Немного мрачней, однообразнее и суровей получилось повествование, тяжеловеснее даже... но стилистически это Логинов.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 февраля 2008 г.

Не очень понимаю, почему авторы заявляли эту книгу как некую «фэнтези каменного века». Это типичнейшая «славянская фэнтези». Решительно ничего, напоминающего каменный век, в книге нет (прочитайте старый-престарый, ещё советских времён, роман «Гремящий мост» (забыл автора) — и тогда вы поймёте, что такое настоящая «фэнтези каменного века». Или, на худой конец, возьмите «Плутонию» и «Землю Санникова» — и скажите мне, пожалуйста: где персонажи более похожи на дикарей эпохи родового строя — там или в «Чёрной крови»? :wink: Разница, по-моему, просто бросается в глаза... Слишком уж современное (читай: «условно-средневековое«!) мировоззрение у людей из рода зубра...)

Имена. Такое ощущение,что авторы хотели приколоться. Ромар и Таши — Роман и Саша?! :gigi::wink2: Баба-Йога (то есть, по-простому, «баба, которая занимается йогой»... кстати, эта шутка очень старая и обросшая невероятной уже бородой).

И, наконец, главное. Почему-то, когда славянская фэнтези стала в моде, все от мала до велика среди фэнтезистов кинулись спешно «возрождать мифологию праотцов», реконструировать сказания, от коих до нас дошли крохи... Забывая, что это — работа профессионалов, т.е., учёных-этнографов и мифоведов. Да и реконструировано ведь уже всё, что можно было — в статьях «Мифологического словаря». Поэтому, когда М. Семёнова писала свой «Поединок со змеем», она, по сути, просто пересказывала этого словаря материалы.

И поэтому же выглядят донельзя наивными попытки «возродить славянскую мифологию»... создав «офэнтезийненные» образы НЕ мифических, в общем-то, героев — Бабы-Яги и Кота Баюна...

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 сентября 2009 г.

После расстройства от написания рецензии на «Одиночный выстрел» Алекса Орлова (не люблю писать рецензии на книги, которые не понравились), я решил написать рецензию на «Черную кровь», благо недавно её перечитывал. Логинов является моим любимым автором, почти все его книги написаны с редкостным мастерством. Например, «Многорукого бога Далайна» я считаю одной из лучших книг в российском фэнтези. Ну а Перумов до недавних пор был также моим любимым автором, так что определенный пиетет я испытываю к нему до сих пор.

Что же дало нам соединение богатейшей фантазии Перумова и мастера психологии и языка Логинова? А дало нам это, отличнейшую книгу, в которой на высоком уровне присутствуют все необходимые компоненты.

Начнем с того, что произведение открыло целое направление в нашем фэнтези – фэнтези каменного века. До этой книги мне не известна ни одна книга, написанная в этом стиле, не считая нескольких книг исторического конструирования о кроманьонцах. Жаль, что далее особого развития жанр не получил, очень уж сложная тема. Навскидку, как пример могу вспомнить цикл Сергея Щепетова «Каменный век».

Мир, показанный нам, это мир кроманьонцев, которые изрядно потеснили неандертальцев (кроманьонцы – это наши древние предки, которые использовали каменные и костяные инструменты, неандертальцы – тупиковая ветвь развития человечества, исчезла с лица земли примерно тогда, когда появились кроманьонцы), а также других существ, в книге они носят название чужинцев. Авторы очень тщательно подошли к достоверности быта, уклада жизни и отношений того далекого от нас времени. Естественно, многое им пришлось художественно реконструировать, но опять-таки повторюсь, сделано это с большим мастерством.

И вот на этом фоне разворачивается история юноши Таши, его любимой Уники и колдуна Ромара, борющихся с обрушившийся на их род бедой, злобными чужинцами-карликами на гигантских птицах. Беда пришла внезапно, и вначале вроде бы удалось её одолеть, однако после одной выигранной битвы пришло время проигранной войны. Колдун Ромар призвал на помощь все свое умение, чтобы дознаться до истоков беды, но не смог. Теперь им троим предстоит долгое путешествие к великому колдуну, дабы узнать ответ и спасти род от окончательного уничтожения.

К общей беде рода присоединяется и личная драма Таши и Уники. Они принадлежат одной семейной общине внутри рода, и поэтому обычай велит убить Унику.

Неторопливо, шаг за шагом, погружает нас книга в удивительный мир, в котором мы с изумлением видим истоки русских сказок о Бабе-яге, коте Баюне, Кощее Бессмертном и других. Во многих рецензиях и отзывах, идея авторов обыграть в книге сказки, подвергалась резкой критике, что для меня выглядит очень странно. Да, мы без труда узнаем прообразы сказочных героев, но насколько необычно и увлекательно это было сделано. Если авторы придумали оригинальную идею и талантливо её реализовали, этому надо только радоваться, так как 80% литературы это повтор, повтор и еще раз повтор.

Для сохранения баланса между глубиной, образностью персонажей и литературной достоверностью, авторы применили хитрый ход. Речь всех героев книги достаточно проста и довольно хорошо соответствует описываемой эпохе, а рассуждения и мысли героев более похожи на человека 20-го века. В остальном, вопросов к достоверности изложения нет.

Ну и на сладкое оставляю стиль и язык книги. Он явно Логиновский, Перумову со всем к нему уважению, так писать, никогда не удавалось. Логинов очень аккуратно обходиться со словами, тщательно подбирает их, нанизывает как бусины на нить. Благодаря этому книга читается на удивление легко и приятно. А учитывая, что Логинов является одним из лучших знатоков русского языка среди современных авторов, то общая грамотность текста на очень высоком уровне.

Как вы, наверное, догадались :), в резюме я рекомендую книгу к обязательному прочтению всем любителями фэнтези, и ставлю оценку отлично. Конечно, в книге есть некоторые недостатки и по завершенности некоторых сюжетных линий и по концовке книги в общем, но уверяю вас, удовольствия от книги они не портят.

Оценку этого произведения по пятибалльной шкале вы можете увидеть у меня в блоге.

http://rprikhodko.blogspot.com/2009/09/blog-post_12.html

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 января 2013 г.

Вторично. Да, это про якобы новое слово в жанре.

Декорации можно заменить на посёлок древних славян, на деревню галлов или с небольшими накладками какую-нибудь дикую средневековую глухомань. Ничего от этого качественно не изменится. Тема фэнтези каменного века куда лучше раскрыта в перумовской «Техномагии», а общие сюжетные штампы (квест, убийство дракона) обвешены табличками «Это не дракон, это стихийных дух», «Это не орки, это карлики на диатримах». Есть также мутанты.

Драма (в основном, стараниями Логинова) кое-как возникает, но поведение главного героя до конца мне не понятно. Особенно его страсть к моногамии. Угроза же страшных карликов выглядит только фоном для разворачивающихся метаний персонажей, не создавая интересных моментов в повествовании. Общая тема (что такое быть человеком?) в принципе прослеживается, но как-то на заднем фоне.

Итог: не самая лучшая и не самая худшая вещь у обоих писателей.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 октября 2009 г.

У меня еще первое издание «Черной крови» («Азбука», 1996 г.) — с тех пор не перечитывал. В этом году, в отпуске, решил обновить свои впечатления. В результате получил еще более положительные впечатления супротив эмоций конца 90-х. Прочиталось на одном дыхании. Немного ведь у нас фэнтези эпохи каменного века.

Привлекла внимание тщательная проработка текста, мне кажется, немногие сейчас так вычищают текст. Очень профессионально написано.

Сюжет новизной не блещет, но не вызывает ощущений неправдоподобности. Мы видим реальную жизнь общности древних людей. Написано со знанием контента той эпохи и с использованием фантазии авторов.

Герои «живые» и сразу же вызывают чувство сопереживания. Судьба их не безразлична. По прочтению романа больше помнятся не сюжетные перипетии, а именно герои повествования.

Атмосфера в произведении присутствует, но единственно, за что снял балл с максимальной оценки, это определенная современность мышления людей каменной эпохи. Есть такой небольшой недочет.

В целом, очень сбалансированное и проработанное произведение ярких отечественных мастеров. Мне иногда кажется, что у Перумова практически все совместные проекты едва ли не интереснее чем сольные творения.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 ноября 2007 г.

Хороший, весьма нестандартный роман. Авторы фэнтези не часто обращаются к теме первобытного общества. У Перумова и Логинова удалось показать жизнь наших далеких предков достаточно достоверно. Чувствуется заметное влияние книг Рони-старшего. В реальную жизнь умело вплетены элементы фэнтези. В романе много интересных идей и находок. Чего стоят только мутанты-мангасы с невероятными способностями. Сюжет весьма динамичен. Главные герои достаточно реалистичны и вызывают симпатию.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 октября 2015 г.

Книга оставила двойственное впечатление. Впервые я прочитал её 10 лет назад, еще студентом. Тогда в моду вошли поиски связей русской цивилизации и дохристианской культуры.

«Волкодав» Семеной, «Трое из леса» Никитина, и множество менее известных эпигонов. Эта книга явно из того же ряда.

В книга соединяются сказка, фэнтези, и доисторическая псевдоистория в духе «Борьбы за огонь» Ж. Рони-Старшего.

Знакомые сказочные персонажи предстают в псевдоисторически-фэнтезийном толковании. Все это читается очень интересно, и книга была бы очень увлекательна, если бы не явно перумовская страсть к бессмысленному рубилову. «Фирменный» стиль — сопровождать повествование кровью, разбитыми черепами, невнятными поединками, и все эти кровавые драки свисают с повествования, как лианы-паразиты с корабельной сосны. Они никуда не ведут и мешают следить за основным сюжетом.

Как угораздило Логинова связаться с Перумовым?. Получилось как в известном анекдоте — смешали килограмм варенья и ложку известной субстанции. Результат — вроде бы и съедобно, но подозрительно попахивает.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 ноября 2007 г.

Книга произвела вполне благоприятное впечатление. Взялся за неё как поклонник творчества Перумова, и если честно, то не ожидал что у этого авторского тандема получится что-то путное. Но к счастью, опасения не подтвердились. Несмотря на то, что жизнь в описываемые времена была серой и примитивной, повествование получилось ярким и живым. Хотя и здесь Перумов не удержался от биологических изысканий. В «исследованиях» результатов браков чужаков с людьми, очень явно прослеживается его рука...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 апреля 2012 г.

Когда-то творчество Ника Перумова меня увлекало. Но самый любимый роман, пожалуй, «Черная кровь» (в соавт. с С. Логиновым). Прекрасный язык, идеальная стилистика (это от Логинова) и много драйва (того, чего всегда в избытке у Перумова). К сожалению, продолжение не произвело столь же мощного впечатления, как первая часть...

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 ноября 2008 г.

Нестандартная и очень своеобразная книга, однако меня она зачаровала в литературном плане, очень слабый язык и очень некачественно построение самой фабулы. Отдельные части книги провисают как гамак под тяжестью слона, а отдельные слишком тонки ,чтобы на них можно было улечься.

Оценка: 6


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу