FantLab ru

Вениамин Каверин «Два капитана»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.80
Голосов:
1191
Моя оценка:
-

подробнее

Два капитана

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 162
Аннотация:

Повествование о нелегком жизненном пути главного героя, поставившего себе целью восстановить справедливость, несмотря на трудности, обман и измену. «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» — вот кредо двух капитанов — Ивана Татаринова и Александра Григорьева, никогда не встречавшихся, но во многом похожих.

© v_ov
Примечание:

При жизни автора роман «Два капитана» выдержал около 100 переизданий и две экранизации (1955 и 1976 г.г.), а в 1946 году писателю была присуждена за него Сталинская премия второй степени в области литературы и искусства.

По мотивам романа был поставлен популярный мюзикл «Норд-Ост».

«Роман «Два капитана», — писал Каверин, — целиком возник из подлинной истории, рассказанной мне одним моим знакомым, впоследствии известным генетиком М. Е. Лобашевым».

Первый том романа появился еще до войны, а последняя точка во втором томе была поставлена в 1944 году.

Впервые: первая часть в журнале «Костёр», №8-12, 1938; №1, 2, 4-6, 9-12, 1939; №2-4, 1940; книга вторая в журнале «Октябрь», №1-2, 7-8, 11-12, 1944.

Первый журнальный вариант романа (Костер 1938–1940) являлся полностью законченным произведением.

В том месте, где заканчивается первая книга изданий 1945-го и последующих лет, в «Костре» имеется продолжение: главы «Последний лагерь» (о поисках экспедиции И. Л. Татаринова), «Прощальные письма» (последние письма капитана), «Доклад» (доклад Сани Григорьева в Географическом обществе в 1937 году), «Снова в Энске» (поездка Сани и Кати в Энск в 1939 году – фактически объединяет две поездки 1939 и 1944 гг., описанные во второй книге) и эпилог.

Таким образом, уже в 1940 году читатели знали, чем в итоге завершиться история. Экспедиция капитана Татаринова будет найдена еще в 1936 году (а не в 1942-м), потому что никто не помешал Сане организовать поиски. Доклад в Географическом обществе будет прочитан в 1937 году (а не в 1944-м). Мы прощаемся с нашими героями в Энске в 1939 году (дату можно определить по упоминанию о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке). Получается, что читая сейчас журнальный вариант романа, мы попадаем в новый, альтернативный мир, в котором Саня Григорьев опередил своего «двойника» из нашей версии романа на 6 лет, где нет войны, где все остаются живы. Это очень оптимистичный вариант.

Отрывки 1-й книги: «Огонек», 1938, № 11 (под названием «Отец»); «Резец», 1938, № 7 (под названием «Тайна»); «Огонек», 1938, № 35-36 (под названием «Мальчики»); «Ленинградская правда», 1939, 6 января (под названием «Родной дом»); «Смена», 1939, № 1 (под названием «Первая любовь. Из романа «Таким быть»»); «Резец», 1939, № 1 (под названием «Крокодиловы слезы»); «30 дней», 1939, № 2 (под названием «Катя»); «Краснофлотец», 1939, № 5 (под названием «Старые письма»); «Смена», 1940, № 4. Отрывки 2-й книги: литературно-художественный сборник «Прикамье», 1942, № 4; «Краснофлотец», 1943, № 17-18; «Краснофлотец», 1944, №№ 3, 23-24; «Красный флот», 1944, 17 декабря (под названием «Победа»).

Входит в:

— журнал «Литературный современник» 1940'02», 1940 г.

— журнал «Литературный современник 1940'03», 1940 г.

— журнал «Литературный современник 1939'02», 1939 г.

— журнал «Литературный современник № 5-6 1939 год», 1939 г.

— антологию «Русская советская проза», 1977 г.

«Театр FM», 2004 г.

— журнал «Костёр, 1938'8 август», 1938 г.

— журнал «Костёр, 1938'9 сентябрь», 1938 г.

— журнал «Костёр, 1938'10 октябрь», 1938 г.

— журнал «Костёр, 1938'11 ноябрь», 1938 г.

— журнал «Костёр, 1938'12 декабрь», 1938 г.

— журнал «Костёр, 1939'1 январь», 1939 г.

— журнал «Костёр, 1939'2 февраль», 1939 г.

— журнал «Костёр, 1939'4 апрель», 1939 г.

— журнал «Костёр, 1939'5 май», 1939 г.

— журнал «Костёр, 1939'6 июнь», 1939 г.

— журнал «Костёр, 1939'9 сентябрь», 1939 г.

— журнал «Костёр, 1939'10 октябрь», 1939 г.

— журнал «Костёр, 1939'11-12 ноябрь-декабрь», 1939 г.

— журнал «Костёр, 1940'2 февраль», 1940 г.

— журнал «Костёр, 1940'3 март», 1940 г.

— журнал «Костёр, 1940'4 апрель», 1940 г.


Экранизации:

«Два капитана» 1956, СССР, реж: Владимир Венгеров

«Два капитана» 1976, СССР, реж: Евгений Карелов



Похожие произведения:

 

 


Два капитана
1940 г.
Два капитана
1941 г.
Два капитана
1945 г.
Два капитана
1946 г.
Два капитана
1947 г.
Два капитана
1947 г.
Два капитана
1948 г.
Два капитана
1949 г.
Два капитана
1949 г.
Два капитана
1950 г.
Два капитана
1951 г.
Два капитана
1953 г.
Два капитана
1955 г.
Два капитана
1956 г.
Два капитана
1957 г.
Два капитана
1957 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 3
1964 г.
Два капитана
1965 г.
Два капитана
1966 г.
Два капитана
1966 г.
Два капитана
1968 г.
Два капитана
1971 г.
Два капитана
1972 г.
Два капитана
1972 г.
Два капитана
1973 г.
Два капитана
1975 г.
Русская советская проза
1977 г.
Два капитана
1979 г.
Два капитана. В двух книгах. Книга 1
1979 г.
Два капитана. В двух книгах. Книга 2
1979 г.
Два капитана
1981 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
1981 г.
Два капитана. В двух томах. Том 1
1982 г.
Два капитана. В двух томах. Том 2
1982 г.
Два капитана
1984 г.
Два Капитана
1984 г.
Два капитана
1985 г.
Два капитана
1985 г.
Два капитана
1986 г.
Два капитана
1986 г.
Два капитана
1986 г.
Два капитана
1986 г.
Два капитана
1987 г.
Два капитана
1988 г.
Два капитана
1989 г.
Два капитана
1993 г.
Два капитана
1993 г.
Два капитана
1993 г.
Два капитана
1993 г.
Два капитана
1993 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1994 г.
Два капитана. Том 1
1999 г.
Два капитана. Том 2
1999 г.
Два капитана
2001 г.
Два капитана. Книга 1
2002 г.
Два капитана. Книга 2
2002 г.
Два капитана
2003 г.
Два капитана
2003 г.
Два капитана
2003 г.
Два капитана
2004 г.
Два капитана
2004 г.
Два капитана
2005 г.
Два капитана
2005 г.
Два капитана
2005 г.
Два капитана
2005 г.
Два капитана
2006 г.
Два капитана
2007 г.
Два капитана
2007 г.
Два капитана
2007 г.
Два капитана
2009 г.
Два капитана
2009 г.
Два капитана
2009 г.
Два Капитана
2010 г.
Два капитана
2010 г.
Два капитана
2010 г.
Два капитана
2012 г.
Два капитана
2017 г.
Два капитана. Том 1
2017 г.
Два капитана. Том 2
2017 г.

Периодика:

Костёр, 1938'8 август
1938 г.
Костёр, 1938'9 сентябрь
1938 г.
Костёр, 1938'10 октябрь
1938 г.
Костёр, 1938'11 ноябрь
1938 г.
Костёр, 1938'12 декабрь
1938 г.
Костёр, 1939'1 январь
1939 г.
Костёр, 1939'2 февраль
1939 г.
Костёр, 1939'4 апрель
1939 г.
Костёр, 1939'5 май
1939 г.
Костёр, 1939'6 июнь
1939 г.
Костёр, 1939'9 сентябрь
1939 г.
Костёр, 1939'10 октябрь
1939 г.
Костёр, 1939'11-12 ноябрь-декабрь
1939 г.
Литературный современник, № 5-6 1939 год
1939 г.
Литературный современник 1939 №2
1939 г.
Костёр, 1939'11-12 ноябрь-декабрь
1940 г.
Костёр, 1940'2 февраль
1940 г.
Костёр, 1940'3 март
1940 г.
Костёр, 1940'4 апрель
1940 г.
Литературный современник № 2, февраль 1940
1940 г.
Литературный современник № 3, март 1940
1940 г.

Аудиокниги:

Два капитана
2001 г.
«Два капитана»
2006 г.
Два капитана
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Two Captains
1989 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  35  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июня 2012 г.

Меня всегда охватывает горечь и обида за те прекрасные книги и талантливых авторов, которые сегодня оказались несправедливо забыты, только потому, что изменились политические предпочтения и российская история вновь — в который уже раз — подвергается редакции. И вместе с новыми правками вычеркивается и все, что было хорошее: как будто не было самой жизни у целых поколений — наших с Вами бабушек и дедушек, мам и пап. И все только потому, что они любили и ненавидели, горевали и радовались, жили и умирали в преданное сегодня поруганию советское время.

Все это можно сказать о романе «Два Капитана». Что бы не говорили о нем современные критики, но для меня и сегодня, это — прекрасная книга о чистых душой и преданных своей мечте людях, которых не сломили ни голод и войны, ни страдания, ни трудности. О людях, которые всегда хранят верность своим друзьям и близким, и главное — себе и своим убеждениям. И о любви — преданной, жертвенной, всепобеждающей. О времени, когда на географической карте были еще белые пятна и о людях, мечтавших обязательно узнать, что же скрывают эти пустоты в наших знаниях.

Это та книга, которую необходимо прочитать в детстве, чтобы, возможно, заболеть этой жаждой справедливости и правды, которая вела по жизни Саню Григорьева, этой страстью к тайнам, загадкам, открытиям, которая заставляла отправляться в далекие странствия капитана Татаринова. Из этого рождаются потом убеждения и принципы, определяющие нашу дальнейшую жизнь, профессию, отношения с окружающими. Как странно: именно жизнеутверждающая идея романа вызывает основные нарекания, как будто, современного читателя удивляет, что люди и в страшное время войн и репрессий могли просто жить и наслаждаться каждым мгновением жизни.

И сегодня, когда перечитываешь книгу вновь, понимаешь: этот роман — о Вечных человеческих ценностях: Вере, Надежде и Любви, о том, что составляет саму основу жизни и заставляет лучших представителей каждого нового поколения бороться и искать, найти и не сдаваться.

Оценка: 9
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 декабря 2008 г.

Не каждая подростковая книга, к тому же настолько жестко привязанная к реалиям своего времени, выдерживает семидесятилетний срок. А «Два капитана» выдержали.

Не так давно перечитывая, обратил внимание, насколько иначе теперь воспринимается образ Сани Григорьева. Да, честный, смелый, верный, целеустремленный — но очень недалекий, зашоренный и безжалостный человек. Недаром в экранизации 76-го года финал его отношений с Ромашкой и Николаем Антоновичем изменили так радикально: революционная прямота 30-х годов сорок лет спустя смотрелась бы дико.

А все потому, что книга честная: портрет своего времени. (Единственная натяжка, впрочем, неизбежная: написали бы Санины враги на него донос году в 1937-м... не в сельскую авиацию отправился бы летчик Григорьев.)

А еще — книга очень обаятельна, смягчена иронией и теплым юмором.

И жива, жива до сих пор.

Оценка: 9
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 декабря 2008 г.

Впервые я прочитал эту книгу в 28 лет. В доме ее у нас не было. Давно хотел купить, слышал, что книга интересная, помню, что отрывки из нее были в упражнениях по русскому в школе. Знал сюжет в общих чертах, хотя не смотрел ни одну из экранизаций – так, отрывочками... А тут еще рванул «Норд-ост»... Когда купил – проглотил за три дня. Слова подобрать трудно. Целая эпопея, охватывающая почти 30 лет. Эпопея о Любви и Чести, победивших, несмотря ни на что. Но самое главное – это ощущение реальности описанного. Я сразу полез в интернет искать информацию о прототипах – и, честное слово, стало так обидно, что Северную Землю открыл все-таки Вилькицкий! Но это только плюс Каверину, написавшему ТАК... с такой убедительностью и с такой силой, что в некоторых местах выступали слезы...

Оценка: 10
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 декабря 2012 г.

Я, должно быть, очень счастливый человек, потому что только что закончил читать эту эпохальную вещь, и прочитал её в первый раз и (быть может, конечно, поздно) в 27 с небольшим.

Удивляет как описывает автор героев — будто проживаешь вместе с ними эти трудные, отверженные и мужественные годы; хочется быть чем-то похожим на них, на людей, которые не боялись называть свинство — свинством, подлеца — подлецом, трусость — трусостью. Здесь можно увидеть всё то время, с его недостатками, преимуществами, с его суровой действительностью, неподкупной дружбой и чистой как солнечный луч любовью.

Эта книга оставила много ярких впечатлений, переживаний и восторгов. Я сердечно рад за тех, кому предстоит ещё перелистнуть страницы поистине удивительной и красивой повести.

Оценка: 10
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 марта 2016 г.

Вениамин Каверин очень любил Диккенса. И был членом литературной группы «Серапионовы братья», которая ставила задачу ввести в советскую литературу остросюжетные произведения. Когда над головой Каверина сгустились тучи, когда его начали всё активней и агрессивней ругать в печати — дело шло к аресту — он выполнил головоломный трюк: быстро-быстро написал очень хороший остросюжетный роман в манере Диккенса, который должен был ВСЕМ понравиться. И, в самом деле, публикация «Двух капитанов» практически спасла жизнь писателю. Роман понравился действительно всем, читающим книги, а неодобренный партией и правительством «Художник неизвестен» был отодвинут в тень.

Очень мало книг, которые нравятся всем. Практически для любого романа найдётся кто-то, кому «это не по нраву». Но «Два капитана» — нравится. Этот роман работает на всех уровнях сразу. В нём есть материал для интеллектуалов, ценящих парадоксы и аллюзии, для любителей чтения среднего, увлекающихся острым сюжетом, даже для совсем неквалифицированных читателей представлена качественная мелодрама. И при этом прекрасный язык, множество живых и ярких деталей, вписанность в историческую эпоху, в общем, большой джентельменский набор. Образцом был взят, разумеется, Диккенс c его «Большими ожиданиями», но учтена советская специфика. Никакой советской пропаганды в романе нет, да и быть не могло, потому что на глазах Каверина за 20-е и 30-е годы линия партии» менялась до неузнаваемости, и наивные авторы, пытавшиеся пропагандировать партийную линию, исчезали в никуда после очередного великого перелома. Вениамин Каверин заранее об этом подумал и убрал из текста всё, что могло бы прозвучать «по газетному», «по советски». В результате «Два капитана», будучи стопроцентно советской книгой, совершенно лишены барабанной совковости. Прославления Советской Власти в этом романе нет.

«Два капитана» — литература. Подчёркнуто негениальная (гениальность раздражает, Каверин, знавший историю литературы профессионально, это учёл и потому сдерживал своё перо), но очень высокого класса, это идеальное чтение для отдыха.

За свою жизнь я раз десять читал этот роман и, думаю, ещё не раз возьму его в руки. «Два капитана», как романы Диккенса, не надоедает.

Оценка: 10
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 мая 2010 г.

Я девочка 14 — ти лет,но это одна из моих любимых книг. Мне очень понравились герои книги. И Александр,и Катя,и Валя,и Кораблев...

Я на протяжении всей книги переживала за героев,читать было очень увлекательно и интересно!

И не говорите,что книга плохая... Так гениально закрутить сюжет и так прописать своих героев в то далекое время — не каждому под силу,знаете ли!...

А если уж я в таком возрасте осознала,что книга поучительная,и и я исписала цитатами из нее половину своего цитатника — ежедневника и не жалею,то делайте выводы!

Я вообще считаю,что Каверина надо ввести в школьную программу... Он пишет интересно!)

Спасибо за то,что я когда — то попросила свою учительницу по литературе мне посоветовать что — нибудь почитать. Я нисколько не жалею и всем советую,потмоу что меня было за уши не оторвать!):biggrin:

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 мая 2013 г.

Всем известно, что как редки по-настоящему хорошие, качественные экранизации литературных произведений. Тем удивительнее, что книгу, ставшую для меня больше чем другом, ставшую плотью и кровью моей, я прочёл после просмотра великолепного многосерийного фильма 1976 года, режиссёра Евгения Карелова.

Это книга, дарящая нам загадку длинною в жизнь, ответ на которую мы будем ожидать с нетерпением, сопереживая Сане в его нелёгком поиске.

Это книга о Настоящей Любви, повесть о мужестве, рассказ о запредельной, чернее ночи подлости и предательстве, история об отчаянии, дружбе, надежде и победе.

Это роман взросления и воспитания, но такое определение для него простовато. Скорее это учебник о том, как быть, а не казаться Человеком.

Это ещё одна и далеко не из худших, поэма о Севере. Недаром девиз Сани: «Бороться и искать, найти и не сдаваться», взятый из Теннисона, выбит на могиле Роберта Скотта.

Это книга, отдельные фрагменты которой настолько психологически сильны, достоверны и интересны, что запомнились мне почти наизусть, хотя я к этому не стремился. Далее — примеры. Вот доктор берётся за Саню и его немоту. Вот герой вернулся в родной город после многих лет. Саня и Катя в сквере. Потрясающая по своим глубине и драматизму сцена в прифронтовой роще. Торг в гостинице. Миг, когда ответ был найден.

Это Книга!

О недостатках, истинных или мнимых.

В преимущественно положительных отзывах встречаются и такие, где книгу упрекают в прокоммунистической идеологической заангажированности. Я этого не заметил, я это отрицаю. “Тайна двух океанов” Григория Адамова“, “Как закалялась сталь” Николая Островского, “Школа” Аркадия Гайдара – вот где вместе с ощущением духа времени присутствует и явная литературная агитация. В “Двух капитанах” же я хорошо ощущаю события и людей тех времён, но автор, условно говоря, не стал вкладывать партбилет в карман комбинезона капитана Григорьева и это хорошо. Вообще, странное дело, в советское время книга, несмотря на признание, неоднократно критиковалась за индивидуализм, формализм, занудность(!) и даже, не смейтесь, за недостаточное отражение роли партии в романе. Теперь ругают за совершенно противоположное. Тоже, своего рода, признак хорошей литературы.

Ещё высказаны мнения о том, что хотя герои и их характеры описаны детально, выглядят живыми, но вместе с тем слишком чёрными и слишком белыми. На это отвечу так — мне кажется, мы стали излишне часто повторять, что мир не чёрный и не белый, а в основном серый. Наверное это так, но в мире всё же порядочно и очень хороших и чрезвычайно плохих людей. И присутствие двух из них в романе для меня не выглядит неправдоподобным. Это я о Григорьеве и Ромашёве. У остальных же могу найти и недостатки (даже у Кати) и положительные черты.

Я прочёл этот роман лет в четырнадцать. Перечёл через год, потом неоднократно ещё и ещё. Эта книга стоит на полке, которая ближе всего к моему рабочему столу. У меня пока что нет детей, но когда будут, они её прочтут. Мне далеко до тёзки, Александра Григорьева, но без него я был бы хуже.

Не смешной курьёз — сам Вениамин Каверин не считал этот роман своим лучшим, а до того что считал, мои руки пока не дошли...

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 декабря 2009 г.

Есть у меня список книг, которые от всей души называются любимыми. «Два капитана» — одна из них. Прочитав ее однажды, поняла, что вернусь к ее изучению не раз. Так и случилось. И каждое прочтение сопровождается морем эмоций, искренних сопереживаний; всегда страдаешь и радуешься вместе с героями, всем сердцем идешь навстречу открытиям и опасностям. Нельзя остаться равнодушным к необычной судьбе молодых людей, пронесших свою любовь через годы и расстояния, нельзя не вдохновиться и не «заразиться» стремлением к приключениям, к поискам истины. Книга очень вдохновляет на добрые и честные поступки, и на поступки как таковые вообще — «бороться и искать, найти и не cдаваться!» Образы главных героев получились очень теплыми, нежными, искренними и, главное, — человечными, а весь роман — правдивым отражением той нелегкой эпохи. Потрясающее произведение, которое читается на одном дыхании и заставляет задуматься о человеческой природе, идеалах, целях и методах их достижения.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 декабря 2008 г.

Бейте меня все, но мне эта книга не понравилась. Были в моём детстве книги, похожие на глазированные сырки: с виду ни дать, ни взять эскимо, а внутри -- творог. «Дикая собака динго», в которой ни слова о диких собаках, «Кондуит и Швамбрания», в которой напрасно было бы искать историю чудесной страны, и, конечно же, роман «Два капитана», с особым цинизмом обманувший все мои надежды. Громкая слава, рекомендация родителей, звонкое , многообещаующее название и горькая обида, когда закрыв последнюю страницу, обнаруживаешь, что тебя обманули. Такое не прощается.

Конечно, сейчас бы я перечитывал книгу другими глазами. Мастер слова, один из серапионовых братьев, глубокое проникновение в эпоху... но, как я уже написал, не могу простить той обиды и перечитывать не буду.

Оценка: 5
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 мая 2018 г.

Я, конечно, хотела начать с Теннисона, ведь строчка-то гениальная. Но в процессе чтения в голове звучали совсем иные стихи, строки Павла Когана про «лобастых мальчиков невиданной революции». Что ж, здравствуй, страна героев! Саня Григорьев — он прямо из тех стихов, из бескомпромиссной революционной романтики. Не досталось ему уютного мирка, да он и не умеет устраиваться уютно, за этим пожалуйте к Ромашову. А Саня умеет мечтать и бороться. Вот и идет от маленького немого, мечтающего поймать голубого рака, до полярного летчика, мечтающего найти потерянную экспедицию. Большой путь! Ему, как всему его поколению, валятся на плечи тяготы строительства новой страны, безмерные испытания военных лет. Голодное и довольно страшное детство. Смерть отца. Садист-отчим. Бродяжничество и потом детский дом. Жизнь его не баловала, но все равно он живет на солнечной стороне мира. Наверное, именно поэтому так много вокруг него хороших людей; он просто их к себе притягивает.

Милая Катя Татаринова — из той же породы. Она не просто способна вынести любые испытания, она — и это редкость невероятная — умеет не озлобиться, не очерстветь. Каждое из редких свиданий с мужем она умеет превратить в огонек счастья, который потом будет согревать обоих. И еще она согреет своим теплом всех, кто окажется рядом, и даже в самых отрицательных персонажах романа умудряется разбудить что-то человеческое. И верить она умеет. «Сказки, в которые мы верим, еще живут на земле...»

Рядом с Саней и Катей люди очень разные, но всегда колоритные и яркие. Каверин не жалеет красок для персонажей второго плана. Они великолепны — своенравная и властная Нина Капитоновна, увлеченный Валя, пугливая Берта... И еще на одно щедр писатель: его персонажи не раскрываются сразу, они далеко не одномерны. Разве что жутковато-гротескный Гаер Кулий всегда остается таким же, каким появляется на страницах: какой-то пародией на округлые фразы и скрытую жестокость Николая Антоновича. Но можно ли с первого взгляда распознать роль, которую сыграет в жизни Сани и Кати Кораблев — фигура поначалу откровенно комическая. («В Индии он видел иогов-фокусников, которых на год зарывали в землю, а потом они вставали живехонькими, как ни в чем не бывало... Лишь через несколько лет я узнал, что он никогда не выезжал из России».)

Не сразу раскрывается и Николай Антонович — ах, манипулятор с длинными округлыми фразами. Какой роскошный злодей!

Как я поняла, довоенный вариант романа был более «гладким»; меньше проблем и меньше смертей ожидало Саню. Но военные страницы здесь так органичны, что выкинуть их было бы немыслимо. Сердце замирало, когда я читала о расстрелянном танками санитарном поезде. Впечатлила злая ирония «мемуаров» Ромашова, где на словах пафосное описание тягот блокады: «В конце декабря мне удалось достать немного глюкозы, я искусал себе пальцы, пока нес ее Кате...» Но в реальности голодают всегда другие.

Читая, я словно смотрела на здание в духе «сталинского ампира», ощущая в монументальных линиях и сложном декоре мощь торжествующей империи. Или, может быть, слушала «Марш энтузиастов», в котором смелому нет преград, где не столько реальный Советский Союз, сколько мечта о нем. Но мечта прекрасна!

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 марта 2011 г.

Великолепное произведение. В свои 18 лет я читал его уже 2 раза, и ни сколько не жалею об этом. Отлично описан дух детства того времени, мне всегда казалось, что настоящее детство было именно в ссср, где каждый день было место подвигу, была настоящая дружба.

Нельзя назвать этот роман скучным, я читал его в мае перед егэ сотнями страниц, а весной такие объёмы читать не реально, совсем не хочется сидеть с книжкой, есть другие, более интересные дела. Но эта книга держала, не давала оторваться, хотя к тому времени читал я её уже второй раз.

Ну и для тех кто собрался здавать ЕГЭ — эта книга «аргумент» на все случаи жизни.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 сентября 2015 г.

Можно ли в тридцатые годы, в самый трудный период, когда репрессии косили людей, в советской литературе, в которой призвано было писать лишь о героическом труде колхозников и рабочих, написать авантюрный роман?

Кажется — задача невозможная! Примеры есть... «Блистающий мир» Грина не переиздавался, коллективный роман «Большие пожары» зашел в тупик и вскоре благополучно забылся... Лишь А.Толстому, с его «Гиперболоидом», удалось прорваться сквозь заслоны цензуры...

Молодому Вениамину Каверину эта задача оказалась по плечу!

Его героическая авантюрная сага «Два капитана» имела грандиозный успех! Роман даже получил официальную премию.

При этом в романе есть все признаки жанра: мертвец с документами, убийство, разоблачение злодея, пламенная любовь, клятвы и поиски, путешествия и приключения, коварство завистника....

И сейчас роман читается с большим интересом! Поражает авторский чеканный стиль, ритм повествования, общая высокая культура произведения, образы людей сильных и благородных.

А девиз «Бороться, искать, найти и не сдаваться» — вечен, он и сейчас помогает выжить в бурном море сложной и противоречивой жизни.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 июня 2011 г.

Знаете, немного повторюсь. Нечто подобное уже писала в комментариям по «20 000 лье под водой», но тут, прочитав отрицательный отзыв о книге, которой зачитывалась в детстве, просто не могла не парировать.

И дело совсем не в том, что я не согласна с автором комментария. Каждый читатель имеет право на собственное мнение. Тем более что отзыв мне понравился. Автор искренне изложил свои ощущения от прочитанного, аргументировал свою оценку.

Я немножко о другом. Кому-то эта книга в детстве «попалась» кому-то нет, кому-то повезло больше... Я не считаю эту книгу расчетливой или лживой. И вот почему. Возможно автор комментария намного моложе меня, и его родители тоже. Поэтому с порой 50-60-х они могли почти не сталкиваться, что уж говорить о том времени, в котором разворачивается действие романа. Но я скажу, без преувеличения, что тогда люди так жили и ДУМАЛИ. Именно так. Возможно что не все, но большинство. Неплохо, если человек завышает себе идеалы или идет со слишком высокой моральной планкой по жизни, хуже когда ее вообще нет, что мы наблюдаем сегодня.

Конечно, книга не претендует на звание «шедевра». Но эта книга для определенного возраста, когда человеку нужны такие «чрезмерные» идеалы. Поверьте, все, кто в детстве восхищался Д Артаньяном, Мишей из «Бронзовой птицы» или тем же Ильей-Муромцем сняли свои розовые очки детства, никто в них не остался. Но такие произведения многому учат нас в детстве. К сожалению, готова здесь признать свое поражение, если бы сейчас книга попала ко мне в руки, то я не смогла бы читать ее. Но как много, она при этом для меня значит! И книга, и шикарная экранизация, которая, может даже выигрывает за счет того, что яснее передает дух эпохи.

Книга, кстати, написана очень хорошим языком, что тоже немаловажно. Как и большинство произведений Каверина очень кинематографична, атмосферна, герои раскрываются хорошо, на все сто. А множество второстепенных персонажей добавляют реалестичности повествованию.

И уж простите меня, но не учит данная книга, кто хорош, кто плох. В этом и прелесть литературы читатель сам для себя решает, что почерпнуть из книги, а что нет.

И напоследок, еще раз о том, как необходимо читать такие книги в детстве. Маленькая цитата ((извините, что по памяти) из обожаемой Токаревой: О млодой маме: «Так вот, она воспитывала его в духе классической литературы, с детства лет с пяти- «никаких Курочек ряб», только поэзия, Шекспир», — Ну и как, наверное невероятным человеком стал???--«Да нет, гад редкостный вырос», ----Эххх... надо было про Курочку Рябу)))))»

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 января 2011 г.

Книга не понравилась. Хорошо, что она не попалась мне в детстве: в том возрасте еще можно увлечь красивыми словами, а теперь, читая этот долгий, утомительный роман, понимаешь, что научит он не большему, чем тысячи и тысячи книг, написанных ранее намного более талантливыми авторами. Книг, с которых он нагло содран.

Слов нет, мысль гениальная: взять все повороты сюжета, которые кочуют из одного длинного романа 19-го века в другой, и перенести их в книгу о героях коммунизма! Ложно обвиненный отец, трудное детство, взросление в большом городе, верные друзья, коварные враги, любовь на всю жизнь, тайна пропавшей экспедиции, разлуки с ошибочными вестями о смерти, хэппи-энд с воссоединением, восстановлением истины и позором подлецам. Да было это уже сотни раз, и прочитав пару таких книг, можно было предполагать, как закончатся остальные. Потому меня и не привлекала никогда вся эта «романтическая» литература. Опереточные злодеи: один — подлец, доносчик и шантажист, способный бросить на верную смерть, второй — интриган и манипулятор со связями. Благородные герои: друзья детства все как один становятся знаменитыми и прославленными, но готовы биться за правду до последнего. Рояли в кустах: письма попадают к тому, кому надо, случайно встреченные персонажи знают все тайны или, как минимум, оказываются важны и ложатся в сюжет стройно, как в таблицу умножения. И везде — «дух приключений», «романтика открытий», которыми, конечно, обязаны увлекаться все подростки, особенно мальчишки. Что интересно мальчикам? Футбол и морские путешествия. — Вот штамп тех времен.

И такой расчет чудится в каждой строчке. Не знаю, может быть, это просто мое предубеждение, но из-за этого все раздражало в книге. Отчества типа Иваныч, Антоныч — нет таких, есть Иванович, Антонович! «Несгибаемое мужество перед ударами судьбы», которое демонстрируют положительные герои. Общая назидательность: вот какие люди нам нужны, а вот с какими мы должны бороться.

При этом дух тех лет передан все-таки замечательно, все изменения и испытания, через которые прошла страна, ощущаются за приключениями героев. Речь их — отдельное наслаждение, попадаются чудесные, живые фразы, даже радостно, что тогда говорили так же, как могут сказать и сейчас. Яркими и человечными получились второстепенные персонажи, что положительные, что отрицательные...

Но не мое. Совершенно.

Оценка: 5
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 января 2009 г.

В школе Каверина я не читал, а прочитал только сейчас. Следует сказать, что мои взгляды на произведение менялись по ходу прочтения. Примерно жо конца первой трети романа сюжет казался весьма избитым и даже более того, смутно знакомым. Я начал вспоминать какие книги с похожими сюжетными линиями мне тогда попадались...и это оказались «Полярный летчик» Водопьянова, «Повесть о настоящем человеке» о летчике Мересьеве (не помню кто автор) и непревзойденная на мой взгляд книга «Педагогическая поэма» Макаренко...конечно, отдельные моменты и сходства могут быть и с другими книгами...вероятно с «Как закалялась сталь» и другой подобной литературой. Но вот дальше я как бы абстрагировался от ощущений похожести книги и, если можно так сказать, открыл ее заново. Я начал читать с упоением, я бы даже сказал запоем! а это для меня показатель. Прежде всего книга написана неплохим языком, он весьма доступен и хорошо воспринимается. Может быть, да даже точно не так много технических подробностей из авиации, техники, зоологии, но если бы их было больше, то многим это показалось бы перебором. Что касается сюжета, то он понятен почти с первых страниц, но я не могу отнести это к недостаткам, почти у всех подобных произведений он предсказывается. Главное что есть в этой книге и в советской литературе вообще, это светлые идеалы. Пусть они немного наивны и однобоки, но они есть, и спасибо за то, что они воспитывают многие поколения читателей. Таких книг должно быть много.

В коментариях неоднократно возникала тема штампов, идеологии...Может предложить издательствам перепечатать произведения советской классики изъяв эти штампы, если они кажатся столь вопиющими некоторым читателям? Хотя дух эпохи конечно значительно потеряется

И кстати о штампах...Здесь их не так уж и много, сравните с «Тайной двух океанов» вот уж где их избыток

Итог: книге, несмотря на ряд недостатков, высший бал

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх