Евгений Лукин «С нами бот»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
У Лёни Сиротина с детства была проблема взаимопонимания с окружающими. Теперь эту проблему ему помогает решать бот — «AUTO-700»...
Входит в:
— журнал «Если 2008'11», 2008 г.
— сборник «С нами бот», 2009 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 102
Активный словарный запас: высокий (3109 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 19%, что гораздо ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Сигма-Ф, 2009 // Средняя форма, повести | |
лауреат |
РосКон, 2009 // Повесть, рассказ. 1 место («Золотой РОСКОН») | |
лауреат |
Портал, 2009 // Средняя форма | |
лауреат |
Астрея, 2009 // Повесть | |
лауреат |
Серебряная стрела, 2009 // Лучший главный герой | |
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2009 // Лучшая повесть / рассказ русскоязычного автора | |
лауреат |
Литературная премия имени И.А. Ефремова, 2009 // За выдающееся литературно-художественное произведение (повесть) | |
лауреат |
Интерпресскон, 2009 // Средняя форма (повесть) |
Номинации на премии:
номинант |
Мраморный фавн, 2008 // Повесть | |
номинант |
Бронзовый Икар, 2009 // Лучшее художественное произведение (повесть) | |
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2009 // Премия "Золотая цепь" | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2009 // Средняя форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rayder69, 17 ноября 2023 г.
Повесть в сатирическом стиле, с иронической горчинкой, в жанре научной фантастики описывает реальность общения и взаимодействия людей с социумом и друг с другом. Суть в том, что чем больше становится видна эта нелепость, тем больше понятно, что нам уже никуда от этого не деться. Вот только мизантропами и социофобами от этого становиться не нужно. Просто нужно оставаться людьми в любой ситуации. Во все времена так было и будет. Меняется только антураж и внешние обстоятельства. Кстати, одно из предназначений социальной фантастики, показать, что сам человек и отношения между людьми не меняются ни в связи с надвигающимся прогрессом, ни в связи с общественными формациями, как было с библейских времен пороками человека, жадность, зависть, гордыня, ханжество и высокомерие, так и останутся они при людях. Как делала человека человеком, доброта, любовь, забота и взаимопомощь, так останутся эти добродетели с нами.
Molekulo, 30 декабря 2019 г.
«С нами бот» Евгения Лукина — эдакий юмористический киберпанк, который мы заслужили, о неудачливом интеллигенте Лёне Сиротине, не очень вписывающемся в общество (цинизм и чувство собственного превосходства не очень способствуют взаимопониманию). Волею случая протагонист получает электронного помощника для общения и тут его жизнь круто меняется.
Сюжет довольно старый — человек против общества, однако, страданий в повести намного меньше, чем было принято в золотом веке русской литературы. Тут автор дал маху и позволил себе слишком много юмора и оптимизма.
А вот герой — классический лишний человек, интеллигент, стоящий над социумом, гораздо более умный и тонко чувствующий. По крайней мере, ему так кажется.
То ли герой, то ли сам автор на протяжение всей повести рассуждает о шаблонности ролей, общения и поведения в обществе и делает это весьма интересно, хоть и местами неубедительно.
Shaser, 16 февраля 2019 г.
Горькое, сатирическое произведение. Можно сказать, что Евгений Лукин современный классик. Будут ли его произведения изучать в школах, покажет время. Очень сильные мотивы беспомощности маленького человека. На самом деле, то, что описано, это привет из 90, когда, маленькие люди поняли, что они маленькие. Если бы мне в 90 сказали, что килограмм огурцов на новый год может стоить 10 долларов, я бы ему рассмеялся в лицо, но это было. История возвышения/падения глав героя прочитана с большим удовольствием и трепетом.
kirpichov, 31 января 2019 г.
субъективно:
добротная социальная фантастика. главного героя нет, повествование ведётся от носителя того самого бота, получившего физическое воплощение и вышедшего за рамки электронных носителей. очень красиво показано как общество само себя превращает в шаблон, по которому с известной степенью инерции и продолжает функционировать.
mputnik, 26 ноября 2018 г.
Прекрасный пример лихо закрученной динамичной фантастики – что называется, «на ровном месте». В данном случае – в рамках любимой (ИМХО) предметной области: «умные» гаджеты, автоматизация рутинных операций, реализация общедоступных нейронных сетей и т.п.
Именно «на ровном месте», потому как – вроде бы и не фантастика вообще. Настолько стало уже обычным и настолько быстро «вошло в жизнь», что поверить в чудо, воспринять, так сказать, «за чистую монету», предположить, что «не сегодня-завтра оно, таки, действительно…» — очень легко. Процесс «уверования в реальность происходящего» проходит легко, непринуждённо, без канонического уже аспекта из «Бриллиантовой руки» — «…брюки превращаются, пре-вра-ща-ют–ся брюки…».
И это только кажется, что «ничего особенного, просто автор в курсе, может быть, технологических аспектов, наверное…». Вот – приведу пример НЕудачный, для сравнения: лукьяновский «Диптаун». Как бы, всё хорошо, и книжки – культовые получились, и т.д. и.т.п. (при всех очевидных «натяжках» в области конкретики аппаратно-программного обеспечения: сегодня, после 20 лет «непрерывного технического прогресса» описанные автором «компьютерные фенечки» — смотрятся до ужаса наивно; и даже не так, а вот так – НАИВНО смотрятся). Но суть замечания не в этом, я про сам «эффект»: типа, грузишь некую прогу, по экрану плывут всякие там цветные круги и спирали, и… ты – бац, в виртуальной реальности). Так и хочется сказать: «Ну, ты, Автор, даёшь, однако.., так рамсы попутать..., божий дар с яичницей…» Поэтому и не воспринимается оный шедевр на 10, увы – максимум 7.
У Лукина – всё ИНАЧЕ. Тут – как раз наоборот: всё настолько ДОСТОВЕРНО, что аж мурашки по спине.
На ожидаемое возражение, типа «Да мы посмотрим на твоего Лукина – ТОЖЕ – лет эдак через 20…» — ответствую со смирением, братья и сёстры: «Таки хитрость в том, что Автор в живописание технических деталей не вторгается, живописует – исключительно принципиальные аспекты процесса и сами зримые «последствия» применения технологий». Ничего более «глобального» из того, что описал автор, ни через 20, ни через 200 лет – не произойдет. Ну, разве что, ежели человек – по своим потенциям – не станет подобным Богу (что, безусловно – для нашего уровня восприятия – вполне возможно, ибо сказано – «…любая развитая технология по своим проявлениям неотличима от магии…», но – это уже, как говорится – совсем другая история.
Лукин – в этой книжке – «сделал знаковое открытие в фантастике», обозначил начало целого направления – «..раз, два, микрочип, имплантант.., и вот тебе – новая реальность. почти «своими руками, глобальная, неисчерпаемая по сути и непредсказуемая по последствиям».
Это типичное «приоткрывание Завесы Времени». Удачная попытка «заглянуть за горизонт событий», обозначить новую НИШУ завтрашней реальности.
Это красиво. Это увлекательно. Это полезно
lammik, 17 февраля 2018 г.
Лёня Сиротин влачил существование офисного раба, жил с нелюбимой женой и не менее нелюбимой тёщей. Однажды Лёня попал в больницу, упав в траншею не слишком удачно. И в больнице той стал он пользователем комплекса «AUTO-700» или просто бота стараниями одного сомнительного типа криминальных наклонностей и врача из солнечной Киргизии Олжаса Умеровича. С тех пор все резко поменялось...
Жил себе мизантроп с низким социальным интеллектом Лёня Сиротин, людей не переваривал — готовить их не умел, те отвечали соответственно. В качестве защитного механизма от суровой правды жизни считал себя интеллигентом, эдакой следующей ступенью эволюции, сразу за разумными обезьянами, т.е. всеми остальными. И тут — раз, и передал управление своими беседами боту. Тот, на удивление, оказался слегка успешнее хозяина в социальном плане, хотя чему тут удивляться, если окружающим приятнее нейтральные ответы случайного толка, чем издевательства и сарказм, которым Лёня прикрывал свою несчастную жизнь от жестокости этого мира. По-хорошему, Лёне не бот был нужен, а качественная психотерапия, чтоб излечить внутреннюю боль, терзающую его, по-видимому, с глубокого детства.
DjinnGreen, 15 января 2018 г.
Сейчас никого не удивляет человек в наушниках, постоянно смотрящий в мобильник и отвечающий слегка невпопад на внешние раздражители. Недалекое будущее, главный герой получает в свое распоряжение комплекс виртуальной реальности, позволяющий находиться в двух реальностях одновременно. То есть, пока герой «гуляет» в вирте, в реале, за несложные действия, поступки и простейшие задачи отвечает бот. Самообучающийся бот.
Легко написанная и легко читающаяся едкая сатира на современный мир, затягивает с первой страницы. Остановиться невозможно, история раскручивается легко и непринужденно. Сначала смеешься вместе с автором, потом начинаешь сопереживать герою и даже завидовать ему. Дальше понимаешь что завидовать особо-то и незачем, и потом, внезапно осознаешь… Видишь, какую логическую ловушку, коварно поставил автор, но остановиться уже не успеваешь…
Да-да, Евгений Лукин, ловким движением выхватывает у читателя, прямо из-под носа тарелку с вкусной социальной фантастикой, подсунутой сначала, и безжалостно окунает нашу радостную физиономию, прямо в жестокую и страшную правду. Правду о том, что будущее уже наступило. И общество ботов уже окружает нас – на улице, на работе, на отдыхе, в кругу семьи. Оно стало реальным здесь и сейчас.
ЛитАлхимик, 11 мая 2017 г.
Скачал повесть Лукина, чтобы убить время в длинной очереди. В целом покупка электронной книги себя оправдала. Получил удовольствие от чтения, но перечитывать не хочется. Автора взял на заметку. Несомненно, Лукин в числе продвинутых российских фантастов, в числе тех, кто стоит сразу за спинами ныне здравствующих корифеев. Малое количество написанных им романов и большое количество премий подтверждают это. Человек серьезно относится к литературе. Когда-нибудь под настроение обязательно вернусь к его творчеству и смогу оценить более вдумчиво.
kven irden, 19 марта 2017 г.
Несомненно, Лукин — мыслящий человек, и говорит он здесь по большей части умные вещи. Более того, я соглашаюсь со многими из них.
Однако откровения не произошло — для меня Лукин ничего нового не сказал. На мой взгляд, наступления эры ботов боялся еще Брэдбери. Сравните людей в «451 по Фаренгейту» с нынешними.
- Что?
- Люди ни о чем не говорят.
- Ну как это может быть!
- Да-да. Ни о чем. Сыплют названиями — марки автомобилей, моды, плавательные бассейны и ко всему прибавляют: «Как шикарно!» Все они твердят одно и то же. Как трещотки. А ведь в кафе включают ящики анекдотов и слушают все те же старые остроты или включают музыкальную стену и смотрят, как по ней бегут цветные узоры, но ведь все это совершенно беспредметно, так — переливы красок. А картинные галереи? Вы когда-нибудь заглядывали в картинные галереи? Там тоже все беспредметно. Теперь другого не бывает. А когда-то, так говорит дядя, все было иначе. Когда-то картины рассказывали о чем-то, даже показывали людей.»
В общем, повесть Лукина — такое современное размышление на тему, волнующую писателей еще полвека назад. Его боты — уже отражение нашей реальности. Недаром многие читатели после прочтения повести стали видеть в окружающих ботов, а порой даже замечать подобное поведение за собой. Особенно хорошо, когда они говорят, что «начинают переосмысливать свои поступки», что «повесть меняет восприятие мира». Хорошо, когда произведение заставляет задуматься и способствует самосовершенствованию. Глядишь, и меньше ботов станет.
synphara, 10 января 2017 г.
Людям вживляют прграммы, которые имитируют естественное их поведение, в то время как они сами могут читать книги или смотреть кино. Одно такое вживление привело героя к этой истории. При том, что хорошо проработаны люди (хотя может быть и не блестяще), почему-то не пошло. Чего-то не хватило. Тех самых деталей? Или просто скучно придумано? Аналог «Зоны справедливости» — обычный быт, с ненулевой работой над героями.
ab46, 10 января 2017 г.
Многие, наверное, задумывались о том, сколько автоматизма в нашей жизни. Мало того, что мы, автоматически перевариваем пищу и проталкиваем кровь по артериям. Мы и общаемся часто на автопилоте, и разные дела делаем. Я, точно, грешен. Одно делаю, о другом думаю. Об одном разговариваю, уж как получается, а мысли другим заняты. Или их, вообще, нет. Мыслей. Об этом автоматизме общения Евгений Лукин повесть написал. Умно, смешно, серьёзно, хорошо. Заставляет на время автопилот выключить и поразмыслить.
denik, 7 февраля 2016 г.
Мне книга не кажется ни циничной, ни, тем паче, глубоко философской. Офисный недоумок (ГГ), не способный наладить отношения с окружающими, заполучил глючную программу, которая лучше общается с коллегами и друзьями, нежели он сам. Верю.
Изложение ведется от имени ГГ, в итоге его идиотские остроты в книге трактуются как сарказм. Надеюсь, это не мнение автора.
Это — первая половина книги. Но вот во второй половине начинается безумие. ГГ, благодаря этой самой программе, неожиданно становится умнее и востребованнее всех. Похоже, у автора кончилась самоирония и началось семяизвержение философии. Философия и нравоучения в фантастических книгах — к беде. Особенно от болванов.
Эта глупая книга — не о свинской сущности человечества. О глупых писателях.
Автор — смешной человечек, хочет, чтобы заметили.
Боооже. За отзыв какой-то дегенерат минус поставил... А что ждать, демократия, любое ... свое мнение, видите ли, имеет.
MarchingCat, 10 сентября 2015 г.
Не спорю, из этой повести можно насобирать смыслов на десяток красивых рецензий. Например, про то, что все вокруг серость и чтобы добиться успеха надо быть как все... или про то, что скоро мы все разучимся общаться и вообще думать, всё за нас будут делать устройства типа этого бота... Футуристика, фантастика ближнего прицела... Да много чего тут можно наковырять. И уже много наковыряли, как видно из отзывов. А вот мне — не хочется искать смысл жизни в столь простом и непроработанном тексте.
По мне, так это очень спорная, построенная на предельно усреднённо-штампованных героях (хотя, конечно, можно их назвать архетипами и уже будет выглядеть круче) и сюжетно поверхностная повесть с кучей притянутых за уши моментов. А ещё ряд чисто технических моментов делают происходящее в повести невозможным в принципе. Лично для меня, в этой повести две ценности — богатый литературный язык автора и авторский же привычный злой ехидный юмор. Регулярно радовали фразы вот по типу:
Но не уверен, что даже ради них хоть раз захочу перечитать повесть.
Да, и ещё — об отзывах... А с чего столько народу решило, что Лёня малосимпатичная серость? Я один заметил, что Лёня, может, и несколько робок, но интеллектуально он богаче любого в этой повести. До автопилота в подлостях замечен не был. Семья-работа. Основная его беда в том, что не любит человек дураков. Ну не любит, и всё тут. И иногда не может сдержать ехидные реплики. Кстати, чувство юмора у него тоже отличное. Так откуда к Лёне столько негатива в отзывах? вопрос риторический.
Не поймите меня неправильно. Лукин настолько хорошо пишет, шутит, играет словами, что вытягивает почти всё что угодно. Вот и этот сюжет вытянул до отлично читаемого. Но... сюжет-то крайне прост, технически неправдоподобен (не реалистичный напрочь), а психологически всё слишком заутрировано, гиперболизировано и усреднено (попробуйте примерить на себя и знакомых образы из повести, представить ВАШУ реакцию на слова собеседника невпопад или не слушающего вас или говорящего одновременно с вами, и так далее и так далее. представьте свою реакцию и что в повести происходит. Небо и земля.).
Юмористическая, сатирическая, повесть, в которой многие читатели видят нечто большее. Чтож, и это тоже — талант Лукина.
Бурундук, 31 мая 2015 г.
Одно из самых циничных, человеконенавистнических и едких произведений, которые я вообще читала. Такого пренебрежения, такого снисходительного отношения к людям надо еще поискать. Пусть это сатира, но даже сатире не обязательно быть ТАКОЙ. К примеру, Паланик или Zотов тоже пишут сатиру на тему скотской сущности человека. Но у них при этом как-то получается найти место для светлой и доброй искорки. А здесь каждая страница — яд.
Омерзительное послевкусие, даже не смотря на то, что идея повести мне близка и со многими мыслями в ней я согласна. Даже не знаю, рискну ли я прочитать еще что-нибудь у этого, несомненно, талантливого автора.
Yarowind, 17 мая 2015 г.
Я не любитель юмористической фантастики, но это вещь выше всяких похвал. Собственно это целая смесь стилей: юмористическая фантастика, кибер-панк и социально-философская фантастика. Юмор юмором, но вообще-то история грустная, о торжестве глупости и бездарности. В общем, всем мизантропам и социофобам к прочтению обязательна.