FantLab ru

Сергей Лукьяненко «Поезд в Тёплый Край»

Поезд в Тёплый Край

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:

Всего проголосовало: 173

 Рейтинг
Средняя оценка:8.34
Голосов:1689
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Зима. Обычное явление природы. Однако если в августе начинает идти снег и температура воздуха опускается настолько, что выжить в этом холоде невозможно, все стремятся в «Тёплый край». Билеты на поезд, идущий в благословенный край, где можно выжить, куплены за бешеные деньги, но не каждый способен понять, что ему не хватило места в поезде. Вот тут-то и выясняется, кто что из себя представляет...

© NDar

Примечание:


Из комментариев в сборнике «Проводник отсюда»:

цитата С. Лукьяненко

Иногда рассказы пишутся долго, но чаще все таки на одном дыхании, влет. Рассказ «Поезд в Теплый Край» писался именно так. Наверное, это самый страшный из написанных мной рассказов. Возможно, это самый лучший мой рассказ. Но я не мог раньше и не смогу сейчас объяснить, как и почему он был написан. Рассказ пришел сам, я лишь посредник между текстом и Вами. Посредник и наблюдатель. Меня там не было.

Только знаете, там было очень холодно…

Входит в:

— сборник «Л» — значит люди», 1999 г.

— сборник «Проводник отсюда», 2006 г.

— сборник «Лорд с планеты Земля», 1994 г.

— сборник «Рыцари Сорока Островов», 1997 г.

— сборник «Конец легенды», 2008 г.

— журнал «Наша фантастика № 3, 2001», 2001 г.

— сборник «Новая, новая сказка», 2010 г.

— журнал «Фантакрим MEGA 1993'4», 1993 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1993 // Малая форма

номинант
Интерпресскон, 1994 // Малая форма (рассказ)

номинант
Бронзовая Улитка, 1994 // Малая форма

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2002 // Зарубежный рассказ года. 2-е место

Похожие произведения:

 

 


Лорд с планеты Земля
1994 г.
Рыцари Сорока Островов
1997 г.
Рыцари Сорока Островов
1997 г.
Лабиринт отражений
1997 г.
«Л» — значит люди
1999 г.
«Л» — значит люди
2002 г.

2005 г.
Проводник отсюда
2006 г.
Прекрасное далеко
2006 г.
Конец легенды
2007 г.
Новая, новая сказка
2010 г.
Новая, новая сказка
2010 г.
Именем Земли
2015 г.

Периодика:

Фантакрим MEGA 1993'4
1993 г.
Наша фантастика. Альманах, № 3, 2001
2001 г.

Аудиокниги:

Рассказы
2003 г.
Рассказы
2005 г.
Рассказы
2005 г.
Рассказы
2006 г.
Конец легенды
2011 г.
Созвездие Льва-2: Всадники Апокалипсиса
2016 г.





Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 сентября 2013 г.

К творчеству Сергея Лукьяненко я относился с предельной осторожностью, так как нашлись вещи которые мне не приглянулись вовсе, включая те самые Дозоры. Да-да, желающие могут покидать в меня тухлыми помидорами, но интриги и противостояния Ночного и Дневного, оказались от меня далеки, единственное что мне в итоге пришлось по вкусу роман «Черновик» и несколько рассказов. Теперь к ним смело можно добавить и этот лукьяновский рассказ, повествующий о незавидной участи планеты Земли и всеми её жителями.

Зима, наверное некоторым народам это понятое очень близко, людям из-за полярного края, я думая она настолько знакомо, что аж до зубного скрежета от мороза (ваш покорный слуга, сам с Заполярья, поэтому об этом он знает не по наслышке). Вот и на землю пришла Зима, жестокая, суровая, с метелями и грозными завываниями ветра, неся смерть, разруху, голод, замерзание и боль всем кого она накроет своим белым покрывалом снегов. Ужас пришел одновременно с катастрофой, став настоящим испытанием, холодный ад словно присутствует на всех страницах, пронзает их стужей и ледяными мотивами, но все это лишь фон. Автор выносит в конце концов, человеческую мораль, некий консенсус человеческого бытия и его природы. Рассказ-катастрофа превращается в жестокую прозу бытия, где человек обнажает свои помыслы и мотивы на ряду с поспешными выводами.

Рассказ воплощает в себе серо-льдистую гамму красок, наполняя края грустью и тоской. Читатель сидит тут по эту сторону книги, читалки, экрана и читает все эти строки, вникает в них и погружается с головой, вперед и вперед, а там среди холодной и мерзкой Зимы идет поезд в Теплый Край, люди верят в это, стремятся, желают выжить, но забывают понятие Человек. Человек и человечность, красной линией прошли вдоль рассказа. Зима в человеческой душе, вот как стоит сказать о рассказе.

Итог: хороший, умный и холодный рассказ о человеке. А я открыл для себя нового Лукьяненко.

Оценка: 8
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 января 2014 г.

Когда мне посоветовали прочитать этот рассказ название вызвало одну ассоциацию: Паровозик из Ромашково. Что-то такое милое, ироничное, в духе Гусляра.

По-моему это вообще один из самых жутких рассказов, что я прочитал. Лет может пятнадцать назад я бы прочел этот рассказ и забыл, что он есть. Ведь в рассказе нет ни чудовищ, ни приведений, ни маньяков, нет ничего страшного и потустороннего, что пугало меня тогда, лет пятнадцать назад. В рассказе есть жизнь. И смерть. И есть выбор между жизнью и смертью. А особую атмосферу придает отсутствие имен, географических названий. И ты понимаешь что это все может случиться и с тобой, и с твоей семьей. И случиться это может лет через десять, а может через год, а может завтра. А с множеством людей это уже случилось. И это не была зима. Это были цунами, землетрясения, войны, наводнения, извержения вулканов... И в такие моменты каждый мечтает сесть на свой поезд в Теплый Край и спастись, уехать от всего этого. Но к сожалению не всем это удается.

Оценка: 10
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 декабря 2010 г.

Рассказ действительно очень сильный, но и очень жесткий. К тому же в нем довольно много аллегорий и условностей, которые надо принять читая роман. Это и Теплый Край /именно так, все слова с большой буквы/ — место куда стремятся все, земля обетованная, Зима — надвигающая катастрофа, Поезд — единственный путь спасения и Город — место, откуда надо сбежать. Недаром в рассказе нет привязки ко времени и пространству, нед объяснения почему пришла Зима и почему только в Теплом крае можно выжить, почему туда ходят только поезда, почему нельзя выжить в Городе ... и еще много этих почему. Да и сами персонажи довольно условны: есть Мужчина (Он) майор, охранники, и дети — Старший и Младший, никаких имен. Принимая во внимание саму канву рассказа — это к лучшему. Так персонажи получились хоть и расплывчатые, но обобщенные, представляя собой некие образы и маски, за которыми скрывается очень много и много людей.

Повествование получается как будто вырванное откуда-то, клочком некоего мира, представшим перед взором читателя. В рассказе почти все фрагментарно и расплывчато, мир будто в тумане, из которого нам можно разглядеть только некоторые эпизоды. Думаю, это довольно удачный шаг автора, тем более что в романе главное не мир, не то, почему пришла Зима и что будет в Теплом Краю, а то, что делают, думают и чувствуют персонажи. Как ведут себя в тех или иных ситуациях. Ведь по настоящему человек проявляет себя в стрессовых ситуациях, находясь на грани. Именно для этого героев и поместили в подобный мир, мир, практически перешагнувший через грань, за которой уже человек утрачивает весь легкий налет цивилизованности. Остается только призрачная надежда — билета на Поезд в Теплый Край. Как и любая мечта — эта также практически нереальна и больше походит на мираж в пустыни, до которого умирающий от жажды не сможет никогда добраться.

Но вот что касается морально этических вопросов относительно поступков тех или иных персонажей — тут автор навысоте. Блестяще показаны в небольших эпизодах особо яркие черты характера, добавляющие живости персонажам. Один только краткий диалог мужчины с Майором по поводу высадки пассажиров и встречной реакции Майора чего стоит. Ведь под маской майора скрывается почти любой военный, точнее та схема, по которой он будет действовать в кризисной ситуации — то есть прямолинейность с использованием личного табельного оружия.

Ну а в остальном — история почти сирот (а по повествованию ясно — что такими они и будут), Пути, которыми идет каждый к Теплому краю, да и о самой Земле обетованной — теплом крае — стоит узнать, прочитав этот небольшой рассказ. Здесь каждый делает свой выбор, и каждый постоянно находится перед выбором, тем более в отнюдь непростой ситуации.

Да и фактически открытый конец оставляет много пищи для размышлений — каков он будет этот Теплый край, стоил ли он того, чтобы идти на такие жертвы, переступая через трупы чужих и близких, переступая через все человеческое, через свое «Я».

Одним словом рассказ стоит того, чтобы его прочитать.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 сентября 2008 г.

Как сильно в человеке человеческое? Как глубоко спряталось в нём чудовище, главная цель которого — выжить любой ценой — ценой боли, горя, смерти других? Благополучное существование наносит на него один за другим слои грима, надевает ещё и ещё благопристойных масок, и бывает, что это чудовище так и остаётся где-то на дне души человека, лишь изредка выглядывая оттуда на свет. Но что, если мир окажется на краю пропасти? Что, если привычные каноны станут рушиться один за другим, и неумолимое его движение вниз уже никак не остановить? Не покажутся ли тогда нам за привычными лицами окружающих страшные морды чудовищ, готовых хватать и рвать, готовых сталкивать в пропасть других только ради того, чтоб самим отправиться туда на миг позже? И много ли будет таких, которые не позволят своему внутреннему демону выйти наружу и завладеть собой? Таких, что даже в последний час останутся Человеком?

Мир, изображённый в этом рассказе, как раз таков и есть. Неважно, где, когда и почему этот мир стал таким. Какая разница? Просто это мир, где мало тепла. Это мир, где всё уже перегорело и неумолимо превращается в тлен. Этот мир уже НЕЖИВОЙ. На такие чувства меня навёл стиль автора в описании происходящего там — отстранённый, безэмоциональный, сухой. Нет патетики, нет заламывания рук, нет вырывания волос, нет рыданий — а ведь описываются страшные события, события КОНЦА. Это просто рассказ. И вот это как раз и вносит ту атмосферу полнейшей безысходности, которую, уверен, почувствовало подавляющее большинство читателей рассказа. Уже нет надежды, что как-нибудь потом всё можно исправить, изменить к лучшему. Но человек (или существо, которое в нём скрывалось до поры до времени), всё равно пытается выжить, спастись. Каждый — по-своему.

И пожалуй единственное светлое пятно этого рассказа, написанного в чёрных и серых тонах, — вера автора в то, что даже при таких обстоятельствах человек всё таки может остаться Человеком.

Это мир, где мало тепла. Но если оно есть — то оно не в Теплом Крае. Главное Тепло — в человеческой душе.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 июня 2012 г.

Рассказ необычен. Необычен по многим причинам: по подаче сюжета, по окружению, проблематике и концовке. Ведь за весь рассказ мы даже и не узнали имени главного героя, только имена детей, да и то в последнем предложении. Но смысл не в этом, это только придает динамизма и делает акцент на том, что в человеке главное поступки, и не важно под чьим именем он останется в памяти.

А вот поступки — это уже другой уровень повествования. Начиная с первых строк, мы видим этого человека, как сопереживающего и усталого, как борющегося и пытающегося что-то изменить, в отличии от его жены. Даже как — то странен тот факт, что их собственные дети, не успевшие на поезд, не волнуют родителей так сильно. Понимание того, что их больше не увидеть, что они обречены на смерть, не вызывает у супругов слез и истерик. Неужели все так плохо, неужели апатия и уныние, установилась как форма существования и мировоззрения, где человек готов к любым потрясениям (лично я считаю этот момент не совсем продуманным автором). Но это завязка — описание удрученности мира, общества, агрессии, как всегда возникающей при столкновении с глобальными проблемами природы.

Что в остальном, так это путь — путь, как воля к жизни, как попытка отдать должное, спасти чужих детей, так напоминающих своих, по жестокому стечению обстоятельств попавших под его опеку. Герой на протяжении всего рассказа, все ближе и ближе приближается к моменту понимания своей полной ответственности за этих детей. Если сначала он использовал их в своих интересах, то в последующем отдал за них жизнь. Цепляет именно то, что, купив билеты и оказавшись укрытым от проблемы, он все-таки перешел этот барьерный щит ради чужой жизни, и оказался со смертью лицом к лицу. Это поступок, заслуживающий уважения. Это поступок, который из полчищ эгоистов и предателей, бегущих по головам за отправляющимся поездом или севших на него зайцем, а может заправляющих каннибализмом и рабством на дорогах (сцена из рассказа), боящихся смерти и готовых поступиться любыми моральными принципами ради собственной жизни, выделяет простого обывателя, оставшегося человеком среди ужаса безмозглой толпы. 9 из 10.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 октября 2010 г.

«Поезд в Тёплый Край» — название совсем не броское. Я бы даже сказал, что оно очень теневое. Но именно это и называется поломкой шаблона. Лукьяненко смог за минимальное количество страниц создать шедевр короткой прозы.

Скажу честно — рассказ страшный. Нет, в нём нет «Кровавой бани на Марсе», но в нём есть вся правда нашей жизни, вся её чернь и гниль.

Вот оно — наша дикая, животная жажда обладать благом, забыв про важный принцип жизни — делись счастьем.

Одна фраза расскажет всё. Фраза эта — «Homo homini lupus est». Человек человеку — волк.

Теперь о деталях стиля — он шикарен! Атмосфера давит на виски, рвёт жилы, заставляет задерживать дыхание... Минимум слов и описаний, максимум чувства — всё это выливается в коктейль, который преподнес нам Сергей Лукьяненко.

Я считаю, что с этим произведение просто необходимо ознакомится и осмыслить его. Оно стоит этого на все сто...

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 августа 2014 г.

Самый любимый рассказ Сергея Лукьяненко. Самый страшный. Любители Паланика и Геймана, с их цинизмом и эстетикой отвратительного, если поискать в родных краях, вполне можно найти такие образчики, что вышеупомянутым товарищам и не снилось. Любители постапокалиптики, вот, смотрите, как надо писать о всемирных катастрофах, не ограничивая себя вертолетами, боевиками и мутантами. Люди гораздо страшнее любого зверя... А безнадега иногда бывает полной.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 августа 2011 г.

Помню первый раз прочитал лет в 15. Меня очень впечатлил рассказ и я пол-вечера не мог отойти от испытанного шока. «Ужас в том, что так может произойти на самом деле — не Зима, а поведение людей.» — такую мысль я записал в своём дневничке. В тот раз я зарекся, что больше никогда не буду читать этот рассказ...

Но вот прошло 6 лет. Посоветовав «Поезд в Тёплый Край» другу, я и сам перечитал его. Рассказ бесспорно шедеврален, но такой бури эмоций уже не вызвал. Почему? Да потому что «так произошло на самом деле». Люди совершают более аморальные поступки не только в критических ситуациях, но и в повседневной жизни.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 февраля 2009 г.

Я мать! У меня двое детей... Когда читала рассказ, волосы вставали дыбом от ужаса, что такое может быть на самом деле! Так хочется уберечь детей от жестокости людей, от смерти! Читать рассказ очень тяжело, а после него надолго остается горький привкус. После прочтения обнимала детей и радовалась, что не надо ехать в Теплый край.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 августа 2008 г.

Оценка в цифровом выражении оказалась далёкой от десятки по следующим причинам.

1. Безысходность рассказа мне лично не показалась душераздирающей, и дело здесь в ещё не сформировавшемся (к 1993 году) мастерстве автора.

2. Ну, не верю я, что родители спокойно уехали, оставив детей! Я бы вышел назад. А тем более моя жена.

3. Очевидно влияние на Лукьяненко гнусной атмосферы начала 90-х. Настроение подавленности лезет изо всех щелей. Мне легко об этом говорить спустя 15 лет...

А вообще-то рассказ совсем не плох. Люди вовсе не потеряли там человеческий облик, а скорее просто приспособились к новым реалиям жизни. Старая мораль уже не гарантирует выживания — образуется новая. Инстинкт? Предпочту назвать это Механизмом приспособления.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 декабря 2012 г.

Прочел этот рассказ после постапокалиптической книжки «Теплая птица», когда кто-то в комментах к ней написал, что это фанфик на «Поезд в Теплый край». Нет, конечно, «Теплая» не фанфик, там своя история, в чем-то более жесткая (гибель беременной девушки, как символ краха мира). Но атмосфера схожая, явно автор Теплой фанат Лукьяненко. Обе книги выбиваются из общей концепции «российского постапокалипсиса», когда главное занятие — выживать и грабить корованы.

Обожаю такого рода литературу.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 мая 2012 г.

Вот такого Лукьяненко просто нельзя не любить: короткий, но динамичный рассказ — пусть и с незатейливым для слишком уж искушенного читателя сюжетом — просто завораживает, захватывает с первых строк, цепляет, тащит дальше по сюжету, не отпуская ни на миг. Такое чувство, что не главного героя, а тебя забросили в водоворот происходящих событий, кажется, будто это ты пытаешься втиснуться в последний поезд, уходящий в заветный Теплый Край, а перед глазами — живые, а не придуманные Авторами герои. И именно ты говоришь с грузным майором, ты пытаешься увидеть в бесконечном людском потоке своих детей, которые безнадежно опаздывают. Именно ты идешь до конца, даже когда кажется, что все потеряно — именно потому, что «так интереснее».

Концовка ошарашивает, словно холодный душ. Однако, несмотря на это, главная мысль видится мне гораздо глубже банального «homo homini...» Не побоюсь сравнить этот прекрасный рассказ с не менее прекрасным, хоть и изрядно навязшим в зубах поколения постарше лондоновским рассказом «Любовь к жизни». Бороться — всегда и везде. Даже если ты знаешь, что ты — проиграл. Даже если из сотни шансов всего лишь один-единственный шанс — твой. Борись. Сражайся. Верь в то, что делаешь. Так интереснее жить. Гораздо интереснее.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 февраля 2013 г.

Мрачный рассказ-антиутопия, повествующий о зиме, в которой невозможно выжить. Автор основательно подходит к проблеме поведения человека в критических ситуациях. Самое главное, что мы должны помнить это то, что человек всегда должен оставаться человеком и не бросать ближнего своего.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июня 2010 г.

Очень сильный и страшный рассказ. И в памяти остается. Куда ни кинь всюду смерть. Дома замерзнешь, по дороге съедят, в Теплом Крае тебе «не рады». Жуткая безысходность. Страшная ситуация, когда сделанные во имя близких подлости и героизм кончаются одинаково. К сожалению это не фантастика. Эвакуация по дороге жизни не для всех закончилась благополучно.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 августа 2008 г.

:rev: Один из лучших рассказов раннего Лукьяненко, когда он писал не ради денег, а из любви к искусству... Холод за окном — да вот он этот холод — сижу дома в теплом свитере и шерстяных носках, а за окном август между прочим. Да, снега еще нет, но идут бесконечные дожди. Холод в человеческих отношениях, брошенные дети и родители, лишенные родительских чуств? Боже мой, нашли фантастику! ТЕПЛЫЙ КРАЙ, как символ несбыточного... Хороший рассказ, очень хороший. Жестокий, страшный, но все равно — хороший.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх