fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Поезд в Тёплый Край»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.28
Оценок:
1997
Моя оценка:
-

подробнее

Поезд в Тёплый Край

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 208
Аннотация:

Зима. Обычное явление природы. Однако если в августе начинает идти снег и температура воздуха опускается настолько, что выжить в этом холоде невозможно, все стремятся в «Тёплый край». Билеты на поезд, идущий в благословенный край, где можно выжить, куплены за бешеные деньги, но не каждый способен понять, что ему не хватило места в поезде. Вот тут-то и выясняется, кто что из себя представляет...

© NDar
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Из комментариев в сборнике «Проводник отсюда»:

цитата С. Лукьяненко
Иногда рассказы пишутся долго, но чаще все таки на одном дыхании, влет. Рассказ «Поезд в Теплый Край» писался именно так. Наверное, это самый страшный из написанных мной рассказов. Возможно, это самый лучший мой рассказ. Но я не мог раньше и не смогу сейчас объяснить, как и почему он был написан. Рассказ пришел сам, я лишь посредник между текстом и Вами. Посредник и наблюдатель. Меня там не было.

Только знаете, там было очень холодно…

• Перевод на польский язык под названием «Pociąg do ciepłego kraju» выполнен Евой Скурской (Ewa Skórska) и опубликован в журнале «Nowa Fantastyka» №04 (223), 2001 г.


Входит в:

— журнал «Фантакрим MEGA 1993'4», 1993 г.

— сборник «Лорд с планеты Земля», 1994 г.

— сборник «Рыцари Сорока Островов», 1997 г.

— сборник «Л» — значит люди», 1999 г.

— журнал «Наша фантастика № 3, 2001», 2001 г.

— сборник «Проводник отсюда», 2006 г.

— сборник «Конец легенды», 2008 г.

— сборник «Новая, новая сказка», 2010 г.

— антологию «Созвездие Льва-2: Всадники Апокалипсиса», 2016 г.

— антологию «Raevu Päevad», 2019 г.

— антологию «对望的恒星», 2023 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1993 // Малая форма

номинант
Интерпресскон, 1994 // Малая форма (рассказ)

номинант
Бронзовая Улитка, 1994 // Малая форма

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2002 // Зарубежный рассказ года. 2-е место

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2020 // Переводной рассказ. 2-е место (Россия)

Похожие произведения:

 

 


Лорд с планеты Земля
1994 г.
Рыцари Сорока Островов
1997 г.
Рыцари Сорока Островов
1997 г.
Лабиринт отражений
1997 г.
«Л» — значит люди
1999 г.
«Л» — значит люди
2002 г.

2005 г.
Проводник отсюда
2006 г.
Прекрасное далеко
2006 г.
Конец легенды
2007 г.
Новая, новая сказка
2010 г.
Новая, новая сказка
2010 г.
Именем Земли
2015 г.
Именем Земли
2022 г.

Периодика:

Фантакрим MEGA 1993'4
1993 г.
Наша фантастика. Альманах, № 3, 2001
2001 г.

Аудиокниги:

Рассказы
2003 г.
Рассказы
2005 г.
Рассказы
2005 г.
Рассказы
2006 г.
Конец легенды
2011 г.
Созвездие Льва-2: Всадники Апокалипсиса
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Raevu Päevad
2019 г.
(эстонский)
对望的恒星
2023 г.
(китайский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

К творчеству Сергея Лукьяненко я относился с предельной осторожностью, так как нашлись вещи которые мне не приглянулись вовсе, включая те самые Дозоры. Да-да, желающие могут покидать в меня тухлыми помидорами, но интриги и противостояния Ночного и Дневного, оказались от меня далеки, единственное что мне в итоге пришлось по вкусу роман «Черновик» и несколько рассказов. Теперь к ним смело можно добавить и этот лукьяновский рассказ, повествующий о незавидной участи планеты Земли и всеми её жителями.

Зима, наверное некоторым народам это понятое очень близко, людям из-за полярного края, я думая она настолько знакомо, что аж до зубного скрежета от мороза (ваш покорный слуга, сам с Заполярья, поэтому об этом он знает не по наслышке). Вот и на землю пришла Зима, жестокая, суровая, с метелями и грозными завываниями ветра, неся смерть, разруху, голод, замерзание и боль всем кого она накроет своим белым покрывалом снегов. Ужас пришел одновременно с катастрофой, став настоящим испытанием, холодный ад словно присутствует на всех страницах, пронзает их стужей и ледяными мотивами, но все это лишь фон. Автор выносит в конце концов, человеческую мораль, некий консенсус человеческого бытия и его природы. Рассказ-катастрофа превращается в жестокую прозу бытия, где человек обнажает свои помыслы и мотивы на ряду с поспешными выводами.

Рассказ воплощает в себе серо-льдистую гамму красок, наполняя края грустью и тоской. Читатель сидит тут по эту сторону книги, читалки, экрана и читает все эти строки, вникает в них и погружается с головой, вперед и вперед, а там среди холодной и мерзкой Зимы идет поезд в Теплый Край, люди верят в это, стремятся, желают выжить, но забывают понятие Человек. Человек и человечность, красной линией прошли вдоль рассказа. Зима в человеческой душе, вот как стоит сказать о рассказе.

Итог: хороший, умный и холодный рассказ о человеке. А я открыл для себя нового Лукьяненко.

Оценка: 7
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда мне посоветовали прочитать этот рассказ название вызвало одну ассоциацию: Паровозик из Ромашково. Что-то такое милое, ироничное, в духе Гусляра.

По-моему это вообще один из самых жутких рассказов, что я прочитал. Лет может пятнадцать назад я бы прочел этот рассказ и забыл, что он есть. Ведь в рассказе нет ни чудовищ, ни приведений, ни маньяков, нет ничего страшного и потустороннего, что пугало меня тогда, лет пятнадцать назад. В рассказе есть жизнь. И смерть. И есть выбор между жизнью и смертью. А особую атмосферу придает отсутствие имен, географических названий. И ты понимаешь что это все может случиться и с тобой, и с твоей семьей. И случиться это может лет через десять, а может через год, а может завтра. А с множеством людей это уже случилось. И это не была зима. Это были цунами, землетрясения, войны, наводнения, извержения вулканов... И в такие моменты каждый мечтает сесть на свой поезд в Теплый Край и спастись, уехать от всего этого. Но к сожалению не всем это удается.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сергей Лукьяненко прав: это самый лучший его рассказ. Воистину парадоксально, что самые лучшие произведения приходят в голову вдруг, не по своей воле. Словно кто-то свыше подсказал тебе эту идею. А когда ты берешься за перо, слова приходят сами собой, легко и непринужденно — только успевай записывать. Может, это и в самом деле воля Провидения? Почему этот сюжет трогает душу и вызывает в ней ответный отклик?

Скорей всего, потому, что нам, русским, тема рассказа близка и понятна: долгая и холодная зима всегда была частью нашей древней культуры. Ей посвящена бОльшая часть народных сказаний — «Морозко», «Мороз Иванович», «Двенадцать месяцев», «Снегурочка», «Метель», «По щучьему велению» и т.п. Вся наша жизнь — это вечное испытание холодами и непогодой. Что поделать: географически Россия — страна вечной мерзлоты, область рискованного земледелия. Когда-то давно Великий Ледник уже отшлифовал всю Русскую равнину, дойдя до самого Киева. Так что Большая Зима нам не в новинку.

Другая причина — родство описанных в рассказе характеров. Нервная и ранимая женщина, переживающая за своих опоздавших детей и потому проявляющая излишнюю агрессивность к детям чужим. Ее мужчина — человек другого сорта. Жесткий и непреклонный к врагам, он проявляет заботу и участие к беззащитным детям, которых обязался доставить в Теплый Край. Он не может поступить иначе, потому как является человеком слова и чести. Его не остановят ни трудности обходного пути, ни предательство власть придержащих, ни набитый под завязку оружием боевой вертолет. Он доведет дело до конца, чего бы это ему ни стоило.

Третья причина — вечные бедствия и неурядицы, раздирающие нашу страну на части. Не было еще в России ни одного правителя, при котором народ жил бы хорошо. Поэтому нас не удивляет то, что поезд в Теплый Край набит далеко не лучшими представителями нации — это просто очередные Избранные, получившие билеты в лето отнюдь не за свои заслуги. А те, кто этого действительно достоин, молча стоят на перроне, провожая глазами уходящий поезд. Кто-то протестует, но большинство понимает свое бессилие и ничего не предпринимает. Мы можем героически сражаться против внешнего врага, вторгшегося на нашу территорию, но совершенно беспомощны против врага внутреннего. Такова наша слабость.

Неопределенный финал поражает своей трагичностью, но оставляет нам надежду, что главный герой вместе с детьми всё же доберется до своей цели. А как же иначе — ведь, они прошли такой трудный путь и осталось совсем чуть-чуть — один высокогорный перевал, за которым раскинулись долины Теплого Края...

-------------------

РЕЗЮМЕ: весьма сильный в эмоциональном плане рассказ о локальном Конце Света. Написан жестким и понятным языком, без поэтических отступлений и ложной патетики. Поздний Лукьяненко так уже не писал. Не потому, что разучился, — просто в этом не было насущной потребности.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Короткий рассказ, окутанный тревогой и безысходностью, о Человеке, который поступил по-человечески. Отличная, хоть и открытая, концовка.

UPD: Сильное послевкусие у рассказа. Поставил 8, но думал о нём несколько недель. Прослушал его ещё раз, проникся ещё сильнее. Шедевр! Однозначно, 9 из 10!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мрачный рассказ о попытках выжить при наступлении апокалипсиса. Достоверно отображены как поведение людей, так и политика властей. Приключенческая составляющая вполне насыщенная, то есть это не сугубая психология.

Тем не менее, именно способность человека оставаться человеком, несмотря на всю сложность этого решения, оказывается оптимальным выбором для героя, что безусловно правильно и добавляет дополнительные плюсы этому труду Сергея Лукьяненко.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, атмосфера прекрасна. И...

На этом, пожалуй, всё.

Не получилось сделать драмы, хотя повеяло чем-то в духе «Ночевала тучка золотая» Приставкина.

Недокрутил Лукьяненко. И, определенно, такая концовка не пошла в плюс. Хотелось бы какого-то более логичного и жесткого (не в плане эмоций, а в плане ЖИРНОЙ ТОЧКИ) завершения.

Задатков много, но не раскрылось оно всё.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жестко. Но не безнадежно. В отличие, например, от Хуберата. Хотя — тоже излишне мрачно. Что поделать, год создания — 1993. Можно и не добавлять ничего, авторские мотивы и авторская реализация неких «неясных флюидов Тьмы» — вполне понимаемы.

Но завершается повествование на правильной ноте. Ещё целая обойма в запасе. Ну и что, что против пулемета. Никто побеждать и не собирается, не о том разговор Но эти, которые в вертолете — они свое огребут, не сейчас, так завтра. Не завтра, так послезавтра.

Не будет спокойной жизни. Нельзя так просто сдаваться. Не по-людски это

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый любимый рассказ Сергея Лукьяненко. Самый страшный. Любители Паланика и Геймана, с их цинизмом и эстетикой отвратительного, если поискать в родных краях, вполне можно найти такие образчики, что вышеупомянутым товарищам и не снилось. Любители постапокалиптики, вот, смотрите, как надо писать о всемирных катастрофах, не ограничивая себя вертолетами, боевиками и мутантами. Люди гораздо страшнее любого зверя... А безнадега иногда бывает полной.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ необычен. Необычен по многим причинам: по подаче сюжета, по окружению, проблематике и концовке. Ведь за весь рассказ мы даже и не узнали имени главного героя, только имена детей, да и то в последнем предложении. Но смысл не в этом, это только придает динамизма и делает акцент на том, что в человеке главное поступки, и не важно под чьим именем он останется в памяти.

А вот поступки — это уже другой уровень повествования. Начиная с первых строк, мы видим этого человека, как сопереживающего и усталого, как борющегося и пытающегося что-то изменить, в отличии от его жены. Даже как — то странен тот факт, что их собственные дети, не успевшие на поезд, не волнуют родителей так сильно. Понимание того, что их больше не увидеть, что они обречены на смерть, не вызывает у супругов слез и истерик. Неужели все так плохо, неужели апатия и уныние, установилась как форма существования и мировоззрения, где человек готов к любым потрясениям (лично я считаю этот момент не совсем продуманным автором). Но это завязка — описание удрученности мира, общества, агрессии, как всегда возникающей при столкновении с глобальными проблемами природы.

Что в остальном, так это путь — путь, как воля к жизни, как попытка отдать должное, спасти чужих детей, так напоминающих своих, по жестокому стечению обстоятельств попавших под его опеку. Герой на протяжении всего рассказа, все ближе и ближе приближается к моменту понимания своей полной ответственности за этих детей. Если сначала он использовал их в своих интересах, то в последующем отдал за них жизнь. Цепляет именно то, что, купив билеты и оказавшись укрытым от проблемы, он все-таки перешел этот барьерный щит ради чужой жизни, и оказался со смертью лицом к лицу. Это поступок, заслуживающий уважения. Это поступок, который из полчищ эгоистов и предателей, бегущих по головам за отправляющимся поездом или севших на него зайцем, а может заправляющих каннибализмом и рабством на дорогах (сцена из рассказа), боящихся смерти и готовых поступиться любыми моральными принципами ради собственной жизни, выделяет простого обывателя, оставшегося человеком среди ужаса безмозглой толпы. 9 из 10.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это что еще за зима такая, которая накрыла всю планету за исключением одного городка? Я, конечно, понимаю, что это притча в стиле Брэдбери и ее не стоит воспринимать слишком буквально. Но налицо не просто недосказанность, что бывает очень эффектно временами, а явное противоречие. Читается легко, атмосфера есть, а логики и здравого смысла маловато.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, слишком много вопросов остается после прочтения, на которые нет ответа и приходится, как всегда, читателю самому домысливать, ибо автор взял маленький кусочек, некое событие, бегство от холода в теплый край и рассказал в реалистичной манере стороннего наблюдателя. В итоге текст хорош, сюжета, как такового нет, героев тоже нет: мальчики, мужчина, женщина, майор, поезд, вертолет... некие абстрактные величины. А в итоге все умерли. И в чем фишка? Это уже вопрос.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый ищет место, где ему будет уютно, спокойно и приятно находиться. Попытаться продолжить жизнь, когда вмешалась зима и снег. Найти свой Тёплый край.

Рассказ о состоянии потери для всех и постоянного нравственного выбора. Остаться тут, взять детей с собой, пойти пешком или бросить всё и забыться во сне. Напоминающий всем этим рассказ Майка Гелприна “Счастливчик”.

Серый и тёмный рассказ с редкими, но сильными, лучами света.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Поезд в Тёплый Край» — название совсем не броское. Я бы даже сказал, что оно очень теневое. Но именно это и называется поломкой шаблона. Лукьяненко смог за минимальное количество страниц создать шедевр короткой прозы.

Скажу честно — рассказ страшный. Нет, в нём нет «Кровавой бани на Марсе», но в нём есть вся правда нашей жизни, вся её чернь и гниль.

Вот оно — наша дикая, животная жажда обладать благом, забыв про важный принцип жизни — делись счастьем.

Одна фраза расскажет всё. Фраза эта — «Homo homini lupus est». Человек человеку — волк.

Теперь о деталях стиля — он шикарен! Атмосфера давит на виски, рвёт жилы, заставляет задерживать дыхание... Минимум слов и описаний, максимум чувства — всё это выливается в коктейль, который преподнес нам Сергей Лукьяненко.

Я считаю, что с этим произведение просто необходимо ознакомится и осмыслить его. Оно стоит этого на все сто...

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помню первый раз прочитал лет в 15. Меня очень впечатлил рассказ и я пол-вечера не мог отойти от испытанного шока. «Ужас в том, что так может произойти на самом деле — не Зима, а поведение людей.» — такую мысль я записал в своём дневничке. В тот раз я зарекся, что больше никогда не буду читать этот рассказ...

Но вот прошло 6 лет. Посоветовав «Поезд в Тёплый Край» другу, я и сам перечитал его. Рассказ бесспорно шедеврален, но такой бури эмоций уже не вызвал. Почему? Да потому что «так произошло на самом деле». Люди совершают более аморальные поступки не только в критических ситуациях, но и в повседневной жизни.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочел этот рассказ после постапокалиптической книжки «Теплая птица», когда кто-то в комментах к ней написал, что это фанфик на «Поезд в Теплый край». Нет, конечно, «Теплая» не фанфик, там своя история, в чем-то более жесткая (гибель беременной девушки, как символ краха мира). Но атмосфера схожая, явно автор Теплой фанат Лукьяненко. Обе книги выбиваются из общей концепции «российского постапокалипсиса», когда главное занятие — выживать и грабить корованы.

Обожаю такого рода литературу.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх